Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Что за чудесница-водица-волшебница»

Программное содержание: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном

явлении. Уточнить представления детей о значимости воды

в жизни человека, в природе.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды (текуча, без

запаха, без цвета, без вкуса, прозрачна, растворитель) и с процес-

сом очистки воды через бумажный фильтр.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к

природе, к воде.

Интеграция: Коммуникация, Социализация, Познание, Труд, Безопасность, Физическая

культура, Чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением воды в природе, картинки-схемы свойств воды,

прозрачные стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус…

Ход занятия:

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится?

(иду, открываю дверь, вношу Капельку)

В.: Ребята, смотрите, что за гость к нам пришёл! Капелька. Давайте с ней поздороваемся и посадим её на самое почётное место.

В.: А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.

(звучит запись «Звуки воды»)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

В.: Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька, Называем их.

Д.: Ручей, река, море, озеро, океан.

В.: Значит, Капелька-это маленькая частичка чего?

В.: А кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку

В.: А может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?

Д.: Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

В.: Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

В.: А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы (девочки, затем мальчики).

Капелька хотела бы рассказать и даже показать волшебные свойства воды, для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы. Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1. Текуча (демонстрирует воспитатель)

У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт) . (На доску вывешивается символ ).

(Во время выяснения какого-либо свойства, на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении назвать его).

Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну…)

Опыт 2. Прозрачна (коллективная работа)

У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом - молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

В стакане с молоком ложка видна? Нет

А в стакане с водой? Да видна

А почему её видно? Потому что вода прозрачна. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Рассматривание камешек на дне, рыбок в аквариуме)

Опыт 3. Без запаха (коллективная работа)

Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок)

Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?

Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда отличает одну жидкость от другой)

Опыт 4. Без вкуса (коллективная работа)

Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).

А лимон, какой на вкус? (Кислый)

Попробуйте воду, она сладкая? кислая? солёная, может горькая? (нет, нет, нет)

Значит, у воды нет вкуса (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)

Опыт 5. Без цвета (демонстрирует воспитатель)

Ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу (каждую по очереди) к стакану с водой, а вы сравните цвет полосок и воды в стакане. Какого цвета вода?

Вывод: Вода бесцветная (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим пищу, пьём воду)

Опыт 6. Вода-растворитель (коллективная работа)

Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой.

Видите вы сахар? (Да)

А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?

Сахар растворился?

А что его растворило? Это вода.

Вывод: Вода-растворитель (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т.д.)

Чтобы лучше запомнить основные свойства воды, давайте поиграем в игру « День-ночь». Закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение которого показывает воспитатель.

Ребята, а теперь хором (или кто-то индивидуально назовёт все свойства воды).

Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако (округлённые руки перед собой)

Поднялось над крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над

Выше, выше, выше головой из стороны в сторону)

Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)

Зацепил за кручу

Превратилось облако

В грозовую тучу.

Ребята, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается? (по трубам течёт с речки)

Правильно, вода в кране - это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам домой. Ребята, а можно пить воду непосредственно из реки? (Ответы детей)

Прежде, чем вода попадёт к нам в кран, она проходит очистку на специальных очистных сооружениях. В быту (у каждого дома) есть кувшины - фильтры и даже целая очистительная станция, только маленькая.

А как нам очистить вот эту воду? Для этого я возьму обыкновенную бумажную салфетку. Для удобства, чтобы не разлить воду, я положу салфетку в воронку и буду тихо лить воду. Смотрите, что с ней происходит. Где остаётся вся грязь? (на салфетке)

Пить нужно только чистую воду.

Обобщение:

Посмотрите, что у меня в руках?

Это глобус (модель Земли)

Какие цвета есть на глобусе?

Какого цвета больше?

Вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги - и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода.

Много воды и в живых организмах - в каждом растении, в каждом животном, в человеке. Человек на 2 /3 состоит из воды (по пояс). Вода помогает нам переваривать пищу, даёт клеткам питание, очищает организм, унося вредные вещества. В воздухе также находится вода.

Вода используется человеком в повседневной жизни для полива. Много воды требуется для промышленных производств. Ребята, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать места, где расходуется вода.

  1. Дверь (туалет, умывальник)
  2. Раковина, где моют посуду
  3. Уголок природы
  4. Шкаф с кисточками и красками
  5. Шкаф с игрушками
  6. Чайник

(Показ с яблоком: отрезанный кусочек яблока - это пресная вода, остальная часть яблока - солёная). Поэтому водные богатства надо беречь. А как?

Не лить воду зря

Не пускать воду сильной струёй

Плотно закрывать кран с водой

Не засорять ручейки, реки и озёра

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода - это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!!!

Итог занятия: О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»

Назначение : предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования.
Программные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);
- дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
- познакомить с приемом очистки загрязненной воды через фильтрование;
- воспитать бережное отношение к воде;

Материал : картинки с изображением реки, моря, океана; глобус, фильтр, грязная вода, тазик, плакаты, призывающие экономить воду, 1 шарик наполненный водой; вата, марля, активированный уголь; ноутбук, флешка.

Ход занятия

Все мы в группе, как семья
Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.

Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь - может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Правильно, это вода.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено. Чем они отличаются и что в них общего? Каким цветом на глобусе изображена вода? (синим) Читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
-Ребята, что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, мокрая). Кому она нужна? Зачем? Какая польза от воды людям?
-С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем белье…

Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты. Гидроэлектростанции вырабатывают электрическую энергию, которая поступает в наши квартиры.

Не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды. На полях для полива устанавливают оросительные системы.

Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. С древних времен люди строили жилища по берегам рек, озер и морей.
По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. Вода большая труженица и помощница человека.
-Скажите пожалуйста, откуда мы с вами берем воду? (из крана) Как она попала к нам в дом? (по трубам) Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная) Как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озер). А вода в реке, озере, пруду какая? (мутная, грязная)
- Как вы понимаете выражение «пресная вода»? (вода без солей). А в морях, в океанах – вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
-Воду из рек и озер пить нельзя, она грязная, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом. Понятно? Ну, а сейчас мы немножко отдохнём.
Физминутка «Капельки прыг-прыг».
С неба капельки летели.
В ручейки попасть хотели.
И захватывая дух,
Капельки упали- бух
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,

С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,
Капельки топ-топ-топ-топ-топ.

Мы отдохнули, и я приглашаю вас подойти к столу. (на столе стоят баночки с водой) Ребята, что можно сказать про воду в баночках. Какая она? (мутная, грязная, непрозрачная). Как её можно сделать чистой? (грязную воду нужно очистить с помощью фильтров).

Воспитатель сообщает детям о том, что можно очищать воду разными способами: с помощью марли, салфеток, ваты, активированного угля. Педагог предлагает детям попробовать самостоятельно очистить воду. По окончании самостоятельной деятельности детей, воспитатель обобщает их высказывания по поводу проведенных опытов.
ВЫВОД: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Кто или что загрязняет воду? (заводы, водный транспорт, человек)

Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Воду надо беречь. Заботясь о чистоте рек, озер, морей, мы заботимся о своем здоровье, о красоте окружающей природы.
-Ребята, как вы думаете, что произойдет, если не станет воды? (все живое умрет) Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках, морях была чистой? (не бросать мусор, не сливать отходы)

Необходимо так же экономно расходовать воду.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, плакаты, призывающие экономить воду, охранять ее чистоту.


Вода - это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Светлана Oлегова
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
У меня для вас, ребята,
Есть отличная игра.

Проводится игра «Капитошка»
Дети встают в круг и под музыку передают друг другу шарик, наполненный водой. Тот, у кого шарик останется после остановки музыки, выбывает из игры.

Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?

Маленький человечек, только что появившийся на свет, сам того еще не осознавая, начинает знакомиться с окружающей его средой: малыш впервые видит маму, слышит звуки, чувствует тепло и постигает еще очень многие другие неизведанные тайны вокруг себя. С каждым годом такие познания становятся глубже, а методы исследования - сложнее. Несомненно, проводниками в таком процессе открытия мира ребенком становятся взрослые. В первые годы жизни это - родители и люди из ближайшего окружения, а начиная с ясельного возраста, раскрытие «тайн» вокруг малыша является профессиональной задачей воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений. В связи с этим в детских садах включены в программу занятия по окружающему миру. В подготовительной группе уделяется особое внимание этому разделу программы. Мы расскажем, какие особенности должен учесть воспитатель при работе с данной возрастной категорией и как реализовать поставленные образовательные задачи.

Цели занятий по окружающему миру

Если ранее были поставлены четкие рамки и цели, которые должен был осуществлять воспитатель в своей профессиональной деятельности, то с введением федерального государственного образовательного стандарта ситуация изменилась с точностью до наооборот. Сегодня задача педагога - не столько дать конкретные знания детям, сколько развивать у своих воспитанников познавательную активность, способность к исследованию, анализу, обобщению знаний. Соответственно, теперь принимают творческую форму Ознакомление с природой проводится таким образом, чтобы дети стали активными участниками «открытия» новой информации.

Объясним на примере занятия по окружающему миру на тему: «Осень». Если раньше достаточно было показать детям картинки листопада, дождика, рассказать об изменениях в жизни животных и людей в это время года, то сегодня наиболее эффективной формой проведения такого урока станет экскурсия, в процессе которой дети самостоятельно (под ненавязчивым руководством воспитателя) определят изменения в окружающей среде. Например, соберут букеты из опавших листьев (которые затем можно применить для закрепления знаний на эстетических занятиях), будут измерять температуру воздуха термометром, наблюдать за поведением птиц, насекомых и многое другое.

Роль занятий по окружающему миру в подготовительной группе

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе занимают важное место во всем образовательном процессе. Это связано не только с тем, чтобы максимально подготовить будущих первоклассников к самостоятельной деятельности и ориентированию в школьном коллективе, но и с возросшими возможностями самих детей. И сегодня воспитателям открываются широкие возможности по выбору методов и приемов подачи материала, а их воспитанники являются активными участниками познания.

Интеграция знаний

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе - это широкий спектр самых разных знаний. Начиная с трех лет, дети начинают активно интересоваться всем, что происходит вокруг них самих. Именно поэтому в таком возрасте детей называют «почемучками». Для воспитанников подготовительной группы познание окружающей среды также очень важно. Подросшие дети уже могут самостоятельно узнавать и разгадывать секреты неизведанного. Задача воспитателя на этом этапе - развивать любознательность, познавательную активность, направлять малышей на правильные выводы и умозаключения, непосредственно координировать процесс познания.

Проводятся на такие темы занятия по окружающему миру в подготовительной группе:

  1. Ознакомление с животными и растениями.
  2. Времена года, месяцы, дни недели. Время.
  3. Пространство вокруг нас. Элементарные географические знания. Космос.
  4. Предметы и их назначение. Профессии.
  5. Сенсорика. Направление. Ориентирование в пространстве.
  6. Общество: детский сад, семья, страна.
  7. Понятие собственного «Я».
  8. Трудовая деятельность человека.
  9. Самообслуживание.
  10. Этикет.
  11. Эстетическое развитие.
  12. Речь и коммуникация.

Ежедневно пребывая в дошкольном учреждении, ребенок открывает для себя что-то новое из вышеперечисленных областей знаний, закрепляя и расширяя тем самым уже имеющийся багаж информации о мире вокруг.

В подготовительной группе следует выбирать иные, чем в младших группах, методы и приемы. Такая рекомендация связана с возрастными особенностями детей, а также целями образовательно-воспитательной программы.

Во время занятий по окружающему миру воспитанникам, что называется, не сидится на месте. Поэтому эффективными и интересными для детей являются такие формы проведения занятий, как прогулка, экскурсия, путешествие, исследование, эксперимент, игра-квест. В качестве примера можно привести занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Осень». Можно придумать «станции», на которых подаются сведения и задания по конкретному явлению: дожди, листопад, поведение животных осенью, труд людей.

Полученные знание требуется в дальнейшем ежедневно закреплять не только на других занятиях (например, по теме «Осень» на занятии по изобразительному искусству рисуют листопад или выполняют аппликацию), но и прилагая практические навыки и умения (дети каждое утро измеряют температуру воздуха, ведут дневники осадков и т.п.).

Формирование экологических представлений

Перед педагогом стоит задача воспитать у детей бережное ответственное отношение к окружающему миру и живой природе. Для реализации таких целей немаловажным аспектом является наличие необходимого материально-технического оснащения в группе. Кроме методического материала, рекомендуется совместно с детьми создать «уголок живой природы». Благодаря ему воспитанники не только будут ежедневно с большим удовольствием наблюдать за животными и растениями, учиться ухаживать за ней и оберегать, но и практиковаться в общении, взаимодействию в коллективе, формировать дружбу.

Уголок природы на прогулке

На прогулке можно организовать выращивание клумбы или огорода, построить скворечник и кормить птиц. Дети получают знания непринужденно и естественно благодаря такой форме занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с секретами живой природы проводится практическими методами, давая возможность ребенку проявить свои умения и способности, самореализоваться.

Формы занятий

В детских садах применяются различные формы проведения занятий по окружающему миру: индивидуальные, фронтальные и групповые. Так, например, наблюдать за поведением рыбок в аквариуме можно всем вместе, а отвечать за полив цветов будут в один день только несколько человек - дежурные, поручить кормление можно одному ребенку.

Развитие речи на занятиях по окружающему миру

Развитие правильной грамотной речи — всеобщая задача образовательной программы детского сада. Нельзя забывать об этом аспекте и на занятиях по окружающему миру. Сегодня, благодаря технологическому развитию, воспитателю не составит труда найти литературные произведения разных жанров и соответствующие любой тематике.

Основными формами являются стихи и сказки. Так, проводятся занятия по окружающему миру в подготовительной по развитию речи с применением несложных для запоминая стихотворных форм, которые дети тут же разучивают наизусть. А, значит, материал усваивается быстрее, естественнее и запоминается надолго. Интересной формой являются рифмованные подвижные игры или театральные экологические постановки.

На занятиях по окружающему миру для подготовительной группы следует расширять словарный запас детей: вводить новые для воспитанников термины, включать прилагательные и сложные предложения. Можно предложить детям описать природу вокруг или цветок, увиденный на улице, при этом просить малышей употреблять разные формы слов, словосочетаний и предложений. Например, предложите такую игру в мячик: дети становятся в круг; передавая мяч соседу, нужно ответить на вопрос воспитателя о том, какая сегодня погода (солнечная, ясная, дождливая, хмурая, прохладная, ветряная и т. д.).

Эстетическое и художественное развитие

Несомненно, познания окружающего мира выражаются в эстетическом и художественном проявлении. Кроме того, таким образом закрепляются предыдущие занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с рисованием, аппликация и лепка тематически перекликаются с познавательным материалом. При этом у детей развиваются эстетические способности, мелкая моторика (которая, в свою очередь, непосредственно связана с речью), формируется индивидуальное мировосприятие, происходит самореализация и самовыражение ребенка.

Трудовая деятельность

Несмотря на то что по ФГОС не рекомендуется детям проводить большинство педагогов склоняется к тому, что такой процесс дисциплинирует, развивает и обучает одновременно. Действительно, полив цветы, ребенок не столько «поработал» физически, сколько проявил заботу о живой природе, реализовал себя в самостоятельной деятельности, получил поощрение коллектива. Важно лишь обратить внимание на то, чтобы деятельность доставляла удовольствие ребенку, не была принудительной и уж тем более не являлась средством порицания. Если воспитатель требует от ребенка в авторитарном тоне убрать за собой, например опрокинутый хлеб, то пользы от такой деятельности будет немного, а точнее сказать - никакой. Эту же ситуацию можно решить совершенно иным способом. Например, в этот же день провести занятие по окружающему миру на тему: «Как выращивается хлеб?»

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада - это процесс творческий, каждый воспитатель выбирает подходящие методы и приемы работы со своими малышами. Важно дать детям возможность проявить чувства, переживания. Пусть малыши «притронутся» к природе сердцем и душой, только тогда возможно добиться поставленных перед образованием задач.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ситнещелкановский центр развития ребенка - детский сад «Березка»

Ступинского муниципального района

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

«Для чего человеку руки?»

Подготовила:

Воспитатель

первой квалификационной категории

Петрова Елена Александровна

Цель: дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

1. Воспитательные:

Воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;

Воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к нему.

2. Образовательные:

Расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

Закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками — трогают, берут, дают; создают и т. д.

Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

Обогащать словарный запас понятиями: « ведущая рука», правая, левая.

3. Развивающие:

Развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;

Развивать двигательные навыки, мелкую моторику;

Формировать самооценку детей;

Развивать внимание, логическое мышление.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Предварительная работа:

  • ежедневное проведение пальчиковой гимнастики и точечного массажа;
  • проведение игр «Узнай на ощупь», «Весёлые ладошки»;
  • проведение настольных игр «Мозайка», «Конструктор»;
  • беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков у детей;
  • чтение произведений «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • проведение занятий по аппликации, лепке, рисованию;
  • проведение трудовой деятельности в группе;

Материалы и оборудование:

1. Мяч, магнитофон.

2. Предметы для экспериментов: карандаши с бумагой; подносы с макаронами; книги; ножницы.

3. Схемы с изображением эмоций разного настроения.

4. Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.

5. Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу, встают в круг.

Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Представьте себя маленьким солнышком, руки - теплые лучики. Сначала протяните их друг другу вперед, а затем в стороны, взявшись за руки. Согрейте своим теплом друг друга, закройте глаза и почувствуйте это. (Музыка) Глубоко вдохните и выдохните 3 раза. Откройте все глаза.

Я заметила, что во время игры вы все улыбались и относились кдруг другу с теплотой и нежностью. Пусть ваши руки дарят всем тепло и доброту. Спасибо, садитесь все на стульчики.

Сегодня я предлагаю Вам поговорить о важной части человеческого тела, а о какой, вы увидите на этой картинке, когда отгадаете загадку.

Это что за две сестрицы,

Две сестрицы-мастерицы,

Заплетают две косички.

Шьют, и вяжут, и пекут,

Только песни не поют? (Руки.)

Правильно, руки. Давайте вспомним части рук. Я буду показывать, а вы отвечать. (Плечо, локоть, предплечие, кисть, пальцы)

Каждый пальчик имеет свое имя.

Кто готов нам назвать имена пальцев? (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя

Игра «Один - много», «Назови ласково» (Палец, локоть и т. д.)

Скажите, когда вы сегодня чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку. Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники.

Игра «Подумай и скажи»

Какими бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими, трудолюбивые, ласковые и т. д.)

Вика читает стихотворение:

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

- Спасибо всем за достойные ответы, вы очень все внимательны, вставайте в круг.

Игра «Повтори»

- Я сейчас вам покажу несколько действий подряд, а вы должны будете повторить действия в той последовательности, в которой я покажу

1.Руки подняты вверх.

2.Сделан хлопок над головой.

3.Руки разведены в стороны.

4.Руки опущены вниз.

Игра продолжается 5 раз

А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

Игра с мячом «У моей мамы (папы, бабушки, дедушки) золотые руки, потому что она умеет...».

У меня есть вот такие замечательные мячики, давайте с ними поиграем и разомнем наши руки.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Воспитатель: - Спасибо всем за игру, садитесь за столы.

Эксперименты.

№1. Рассматривание рук.

Положите обе руки на стол. Посмотрите на них внимательно, и скажите мне: сколько рук у человека?

(Две руки)

Чем похожи наши руки между собой?

(Имеют по 5 пальцев)

Ребята, давайте посмотрим, что могут делать наши руки. Перед вами лежит книга. Попробуйте перевернуть ее страницы без рук. Спрячте ваши руки за спину.

Легко вам было?

Как вы перевернули страницу?

(Носиком, можно подуть)

А теперь переверните страницу руками. Молодцы.

№2. - Следующее задание. Переложите макароны в другую тарелку без помощи рук.

А теперь руками. Видите, как наши руки работают. Много разнообразных действий выполняют руки человека.

Для чего нужны руки.

(Руки нужны для того, чтобы обслуживать себя, то есть кушать, трудиться, рисовать, одеваться и т.п.)

№3 - Хорошо. Молодцы. А сейчас проверим, одинаково ли хорошо они работают. Но для начала проверим, знаете ли вы, где правая и левая рука.

Поднимите правую руку, а теперь левую.

Возьмите карандаш в правую руку и нарисуйте на бумаге солнышко. Нарисовали.

А теперь такое же солнышко нарисуйте левой рукой.

Дима, какой рукой рисовать удобнее?

Возьмите ножницы и отрежте полоску сначала правой рукой, а затем левой.

Скажи мне, Настя, одинаково ли хорошо выполнять задание левой и правой рукой?

Та рука, которому человеку удобнее работать, называется ведущей.

Какой рукой удобнее держать ложку? (ведущей)

Поднимите руку те, у кого ведущей является правая рука. А теперь поднимите руку те, у кого ведущей является левая рука. Каких людей больше.

Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо?

Ответы детей.

Сейчас мы с вами это проверим.

Игра «Хорошо — плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

Инструкция к работе. - У вас на столе лежат карточки. На карточках по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной.

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

Кристина, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

Молодцы ребята, вставайте в круг поиграем

Мы ногами топ- топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя

Раз присели два привстали

Руки кверху мы подняли

Раз два, раз два,

Вот и кончилась игра

№4 . Эксперимент «Значение рук»

Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

Инструкция к работе. - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для девочек. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? (двумя руками)

А кому было труднее, почему? (одной рукой)

Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно.

Я думаю, что ваши руки добрые и умелые!

Посмотрите на свои руки. Быстро они пачкаются? (Да)

А в каком месте грязь собирается больше? (Под ногтями)

Как мы должны следить за своими руками? (Мыть с мылом, подстригать ногти, не ранить руки, не брать пальцы в рот)

3. - Сегодня я убедилась, что у меня в группе очень умные, внимательные, сообразительные, дружные и воспитанные дети, которые бережно относятся не только к игрушкам, различным предметам и окружающим людям, но и к самим себе, к своим рукам!

Муз игра «Руку правую вперед…»

Литература:

1.А.И. Иванова «ЧЕЛОВЕК» Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

2. И.А. Морозова Ознакомление с окружающим. Конспекты занятий.

3. О.В. Епифанова «Развитие речи», «Окружающий мир». Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.


НОД в подготовительной группе на тему: «Поможем пингвиненку».

Цель:
развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
образовательные задачи:
дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
формировать представления о фауне Антарктиды,
развивающие задачи:
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:
- картонное яйцо
- географическая карта, глобус;
- видео-и аудио сопровождение, слайд-шоу;
- лед, миска с водой, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, хотите посмотреть что в ней?

Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
(Слайд № 1,2)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.
Воспитатель: Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он птица или животное?Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или животное? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: (Слайд № 3), (Слайд №4)
голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья, две ноги, один хвост, все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.
Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: Что же мы позабыли о нашем пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей пингвиненка? Как вы думаете?
Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и слово прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк нам нужно искать? Почему?
Дети: Материк, который называется Антарктида.
Воспитатель: Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.(Слайд № 5)
Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.
Дети: На корабле.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему?
Или нам нужно плыть на каком – то особенном?
Дети: На ледоколе.
Воспитатель: Совершенно верно, ледокол это специальный корабль, чтобы (Слайд № 6) плавать во льдах, ледокол это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите на корабль. (Звучит запись гудков корабля дорожка №1)
Воспитатель: День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
…Вот уже поплыли льдины,
И настали холода.(Слайд № 7, 8)
Айсбергов громады
Проплывают рядом (Слайд № 9, 10).

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?
Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.
В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
- Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети: Они откололись от ледника.
Воспитатель : Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
А хотите посмотреть, как плавают айсберги?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.
- Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?
Дети: Под водой.
Воспитатель : У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!(Слайд № 11) Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель : Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные. (Слайд № 12)
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)
Воспитатель:Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается? (Слайд № 13)
Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да, Нет»?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.
В Антарктиде много снега и льда?
Здесь птицы не поют никогда?
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка, никто их не видит? Ой ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника. (Слайд № 14, 15)
Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.
- Кто же это?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.
Как вы думаете Для чего пингвину такие ноги?
Дети: Для того что бы быстро плавать.
Воспитатель: Второй секрет пингвина его оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.
Почему перья пингвинов не намокают?
Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.
Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?
Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.
Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?
Дети: Рука осталась сухой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?
Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.
Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша. как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много? (На экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)
Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их. Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель : Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти родителей и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей).