Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Подросток: кто это? Сообщение на тему: "Подростковый возраст. Психологические особенности" Отношения со сверстниками

1. Ребят в возрасте от 11 (12) до 15 лет называют подростками, тинейджерами. Напишите, какие слова применяют для характеристики подросткового возраста и почему.

Переходный возраст – происходит переход от детского к взрослому состоянию.

Несовершеннолетние – те, кто не достиг 18 лет.

Выводы: современный подросток совмещает в себе качества, которые могут способствовать самостоятельности, так и качества, которые не дают ему развиваться.

3. Подчеркните выражения, определяющие отличительные черты поведения подростков.

Подчёркнутая независимость.

Стремление к риску.

Повышенная агрессивность.

Противоречивое поведение.

Дополните этот перечень ещё тремя чертами, характерными для подростков: зависимость от мнения других, обидчивость, категоричность суждения.

4. Сформулируйте отличия подростка от взрослого человека и от ребёнка.

Отличие подростка от ребенка: взрослая жизнь требует принятия собственных решений, приходится принимать и самостоятельно вырабатывать свои идеалы и ценности. За ребенка решения принимают родители.

Отличие ребенка от взрослого: подросток более эмоционален, энергичен, часто поступает наперекор правилам, мыслит крайностями (либо хорошо, либо плохо, середины нет).

Какой вывод из получившихся отличий вы можете сделать?

Подросток имеет больше опыта, чем ребенок, но меньше, чем взрослый. Подросток пытается найти свое место в жизни, самоутвердится, но не знает как это сделать, что выражается в поведении, непонятном для взрослых.

5. Даём полезные советы. Подростковый возраст - переходный период от детского к взрослому состоянию. Подумайте, какие советы можно дать подростку в предложенных ситуациях. Запишите ваши рекомендации.

Я слишком неуклюжий.

Надо найти силы поверить в себя, работать над собой, меньше обращать внимание на мнение сверстников.

Мои родители решают за меня абсолютно всё. Необходимо разговаривать с родителями, искать вариант, который будет устраивать подростка и его родителей, не быть слишком категоричным.

6. Объясните смысл фразы: «Подростковый период - это испытание, данное каждому человеку».

В этот период человек ищет себя, готовится ко взрослой жизни. Может сделать много глупостей, которые повлияют на его дальнейшую жизнь.

Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

Я и согласен и не согласен с этим высказывание. Подростки бывают разные. Все зависит от характера. В дном случае это рассудительный и ответственный человек, в другом ленивый и безучастный. И от того, какие качества подросток будут развивать в себе в этот период, будет зависеть его успех в жизни.

7. Запишите факторы, которые влияют на формирование личности взрослеющего человека. Чёрным цветом обведите обстоятельства, способствующие развитию отрицательных черт личности, красным - факторы, формирующие положительные черты.

Факторы, отрицательно влияющие на формирование личности: друзья, взрослые (соседи, незнакомые люди), СМИ, увлечения подростка, жизненные потрясения.

Факторы, положительно влияющие на формирование личности: друзья, родители, другие взрослые (учителя, соседи, незнакомые люди), СМИ, социальные нормы общества, увлечения подростка (чтение, занятие в секции, кружке), жизненные потрясения.

Одни и те же факторы могут влиять на формирование личности как с отрицательной стороны, так и с положительной.

Обществознание, 5 класс. Конспекты уроков

Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе по теме «Особенности подросткового возраста»

Описание материала: методическая разработка урока будет интересна и полезна учителям обществознания, психологам, родителям.
Назначение: научить учащихся характеризовать и объяснять особенности подросткового возраста; продолжать учить принципам работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; учить участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра

Тема: Особенности подросткового возраста.
Цель: знакомство учащихся с особенностями подросткового возраста.
Задачи:
1. Объяснить противоречивость переходного возраста.
2. Познакомить с понятиями и терминами: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Формируемые УУД:
метапредметные:
уметь управлять своим поведением, оценивать свои действия;
осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
личностные:
формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задачи;
осознание роли и влияния подросткового периода на формирование подростка.
Оборудование: учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А., пакет с рабочим материалом для работы в группах и индивидуальной работы, смайлики, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(На парте у каждого ученика лежат смайлики.) (слайд 2)
Учитель:
Добрый день, прошу садиться.
Мы сейчас начнем учиться!
Я надеюсь, что у вас
Настроение – просто класс!
Если это так – поднимай скорее знак
Смайл с улыбкой вижу я
Все в порядке у тебя!
Если равнодушен ты –
Знак с полоской подними.
Буду я настороже
Все внимание тебе!
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!
II. Актуализация знаний предыдущего урока.
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.(слайд 3)
Пифагор был не только математиком, но и философом. Он сравнивал жизнь человека с природой, а именно со временами года. Природе свойственны 4 времени года, которым характерны свои черты и особенности.
Как вы думаете,какой возраст он связывал с каждым временем года? Почему?
(Учащиеся отвечают на вопрос, объясняя свой ответ.)
(Учитель обобщает высказывания учеников и делает вывод.)
Действительно,весна сродни рождению человека и первых лет его жизни, поскольку природа только начинает просыпаться.
Летом, как и юношеские годы человека, природа пестрит красками, наполнена энергией и силой.
Осенью, силы потихоньку начинают покидать природу, но, тем не менее, она также прекрасна и красочна, как зрелые годы человека.
Зима сковывает природу, зажимает в тисках. Так же, как и старость берёт своё над человеком, движения становятся более ограниченными, мир видится не таким сказочным, а больше реальным, где белое - добро, чёрное - зло, так же, как и погода в зимнюю пору.
Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, возраст.
А вот так описывает этапы жизни человека поэт Е. Евтушенко в своём стихотворении (слайд 4)
_________ - это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.
________- это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,-
все равно оно Обещаньино.
_________ - это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.
__________ - это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и - не дай нам Бог – Одиноково.
Только вот беда первые слова в каждом четверостишие исчезли. Прочитайте и подумайте, о каком периоде жизни говорится и какое пропущенное слово надо вставить и объясните свой выбор.
Работа в группах.
(Дети образуют 4 группы, повернувшись к учащимся, что сидят за следующей партой. Один из учеников группы вытягивает листок с напечатанном на нём четверостишием и начинается обсуждение в группе)
Проверка задания (слайд 4).
Итак, мы с вами повторили об этапах жизни человека.
III. Мотивационно-целевой этап
А сейчас я прочитаю вам притчу, вы ее внимательно послушайте и ответьте на вопросы (слайд 5).
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ:…………….
- Как вы думаете, каким мог быть этот ответ? (Ответы учеников.)
Вы близки к правильному ответу. Вот он правильный ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вопросы к классу.
- О чем эта притча? (Ответы учащихся.)
- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?(Ответы учащихся.)
- Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?(Ответы учащихся.)
- Кто попытается сформулировать тему урока?(Ответы учащихся.)
Тема нашего урока: «Особенности подросткового возраста». (6 слайд)
(Учащиеся записывают название темы в тетрадь.)
- Предположите, что мы будем изучать на уроке?(Ответы учащихся.)
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учащихся.)
Речь на уроке пойдет о возрасте, вызывающем множество вопросов.
- Что такое подростковый возраст?
- Каковы его границы?
- Надо ли бороться с трудностями, возникающими в этом возрасте?
Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. Работать будем по плану. Запишите его в тетрадь.(7 слайд)
План урока
1. Кого считать подростком.
2. Трудности взросления.
3. Чувство взрослости.
4. Отношения со сверстниками.
IV. Введение в новый материал
Термин «подростковый возраст» всем хорошо известен. Наверняка вы слышали от взрослых такую фразу: «Ну что вы от них хотите, они же вступили в подростковый возраст...» (8 слайд)
V. Работа по теме урока
1. Кого считать подростком
Игра "Ассоциации" (Учащиеся быстро, не раздумывая должны назвать, с чем у них ассоциируется слово "возраст". Учитель на доске записывает эти слова.)
Таким образом, мы выяснили, что возраст - это не только количество лет, прошедших со дня рождения, но и определенное положение в обществе, которое связано с новыми правами, обязанностью, ответственностью.
Задание: составьте логическую схему, отражающую суть понятия «возраст». (Один ученик выполняет задание у доски, а остальные в тетради.)
Возраст определённое положение в обществе, связанное с:
1. Новыми правилами
2. Обязанностями
3. Ответственностью
(Проверка выполнения задания и составление схемы по слайду 9.)
В психологии и педагогике принято подростковым называть возраст от 10 до 15 лет.Найдите и прочитайте в учебнике на странице 85 о подростковом возрасте.
- Что вы скажете о себе? (Мы учимся в пятом классе, значит мы - младшие подростки).
- Как вы думаете, почему этот возраст называют переходным? (Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
(слайд 10)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведёт нас от детства в мир взрослой жизни, которая требует принятия новых решений:
1. Вырабатывать своё отношение к миру.
2. Принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.
В большинстве европейских стран подростков называют тинейджерами. Впервые этот термин появился в 1943-1945 гг., а затем широко стал использоваться в повседневном общении. (слайд 11)
Задание: попробуйте дать характеристику подростка переходного возраста.
Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны тому возрасту, т. е. опишите самих себя.
(После выслушанных предложений составляется следующая схема, которая представлена на слайде). (слайд 12)
Подростковый возраст:
1. Психологические изменения: неоправданный риск, агрессия.
2. Стремление к независимости.
3. Физиологические изменения.
4. Резкая смена настроения.
5. Юношеский пессимизм.
Работа в группах.
Давайте сравним отношение к детям и к подросткам со стороны окружающих. Для этого поделимся на группы детей и подростков. У нас образовалось две группы: "дети" и "подростки"
Задание: обсудите в своей группе, что ожидают от вас окружающие. Можно обратиться к материалу учебника на странице 85.
Проверка выполнения задания (При ответе желательно отвечать от имени детей, подростков)
Группа "Дети": родители контролируют наше поведение, нам многое прощается, мы должны брать пример со взрослых, с нами мало советуются, к нашему мнению не прислушиваются.
Группа "Подростки": на нас возлагают больше надежд, с нами часто советуются, но с нас и больше спрашивают, от нас ждут более зрелых поступков, нам надо пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы. Вот теперь вы и сами убедились, что вы находитесь на пути перехода от детского к взрослому состоянию.
А с юридической точки зрения подростки относятся к категории несовершеннолетних. Прочитайте определение, кто такие несовершеннолетние в учебнике на странице 86.
(Учащиеся читают по учебнику определение.)
- Кто ж такие несовершеннолетние? (Ответ учащихся)
Задание: познакомьтесь с материалом учебника на странице 86 и дайте характеристику положения несовершеннолетних с юридической точки зрения, ответив на следующие вопросы. (слайд 13)
Как могут несовершеннолетние распоряжаться своим заработком или стипендией?
С какого возраста несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью?
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Права несовершеннолетних находятся под защитой Закона (слайд 14)
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Физкультминутка. (слайд 15)
Музыкальная физкульминутка для глаз "Лепим снеговика".
Береги зрение! Работая на компьютере помни: через каждые 15 минут необходимо сделать физминутку для глаз!
2. Трудности взросления
Вы закончили начальную школу и перешли в 5 класс. Вы взрослеете.
- Как вы считаете, в чем выражается процесс взросления? (Происходят изменения физиологические, психологические, в поведении.)
Составим кластер "Процесс взросления".(Один ученик работает у доски, остальные в тетради.)
(Проверка выполнения задания.) (слайд 16)
Процесс взросления:
1. Физиологические изменения.
2. Психологические изменения.
3. Поведенческие изменения:
a) отношение к окружающему миру;
b) отношение к родителям;
c) отношение к сверстникам.
Все эти психологические трудности взросления получили название «подросткового комплекса».
Задание: работая с рубрикой «Дополнительное чтение», назовите и охарактеризуйте черты «подросткового комплекса».
(Проверка выполнения задания)
- А сейчас присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Свой ответ аргументируйте.
(Ответы учеников.)
3. Чувство взрослости
В начале урока мы говорили о том, что переходный возраст достаточно труден как для подростков, так и для их родителей. Ведь вы в этом возрасте ощущаете потребность быть взрослыми. Но процесс этот весьма противоречивый. Давайте убедимся в этом.
Задание по группам. (слайд 17)
Первая группа - оптимисты (должны найти положительные качества в том чувстве взрослости, которое испытывают подростки).
Вторая группа - скептики (должны найти противоречия в состоянии взрослости подростков).
Третья группа - реалисты (внимательно слушая мнения двух групп, должны исправлять или дополнять их).
(Проверка выполнения задания.)
Поскольку подростки стремятся быстрее попасть в мир взрослых людей, они частично принимают идеи, ценности и идеалы взрослых.
- Как вы думаете, подростки в этот период действуют осознанно? (Ответы учеников.)
Действительно, вхождение в мир взрослых поначалу носит подражательный характер.
- В чем это выражается? (слайд 18)
- Как вы думаете, подражательство подростков в процессе взросления - это явление позитивное или отрицательное? Свой ответ аргументируйте.
Практикум. С помощью теста попробуем определить степень вашей взрослости. Психологи утверждают, что в человеке соединены три Я:
1. детское Я; 2. взрослое Я; 3. родительское Я.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о Себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Ключ к тесту. (Выдаётся каждому ученику после того, как они расставят баллы)
Подсчитайте сумму баллов.
1,4, 7, 10,13,16, 19 (Д - «дитя»);
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В - «взрослый»);
3; 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - «родитель»).
4. Отношения со сверстниками
В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
Задание: работая с рубрикой «Советуем запомнить!», дайте определение термина «сверстник». (Проверка выполнения задания.)
- Вам легко общаться со сверстниками?
- Вам с ними интересно общаться? (Ответы учеников.)
Действительно, с одной стороны, общаться со сверстниками интересно, ведь в процессе общения вы учитесь смотреть на себя глазами других людей и ощущаете элементы взросления. А с другой стороны, отношения со сверстниками складываются не всегда гладко, еще не хватает опыта, присутствует обидчивость, а иногда и задиристость. Поэтому очень важно научиться правильно выстраивать отношения с окружающими.
Итак, подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся.
слайд 19)
V. Подведение итогов урока
Пользуясь материалом, расположенном на 20 слайде, ответьте на вопросы
- Каковы границы подросткового возраста?
- Почему его еще называют «переходным» возрастом?
- Вспомните, в чем выражаются трудности взросления.
VI. Домашнее задание
Прочитать § 12, с. 84-91 учебника.
Выполнить задания рубрики «Практикум». (слайд 21)
VII. Рефлексия
Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось...
Меня удивило, что...
Я узнал(а)...
Я не понял(а)...
(слайд 22)

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность - это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.



Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Возраст человека - это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Кого считать подростком

Пятиклассники - это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?

Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники - это младшие подростки.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.

Подростки относятся к категории несовершеннолетних.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).

Трудности взросления

Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах - переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы - история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета - кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.

Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.

Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед - смотря что вы предпочитаете.

Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.

    Интересные факты
    Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте - «любовь», на втором - «свобода», на третьем - «дружба».

Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».

Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.

Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.

В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.

    Дополнительное чтение
    Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». К ним относятся:

    • чувствительность к оценке посторонними своей внешности;
    • крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
    • внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
    • болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью;
    • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.

Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.

Чувство взрослости

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.

Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.

Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое - не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых - нет.

Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.

Отношения со сверстниками

В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.

Сверстники - люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое - непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.

Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин - тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

    Подведём итоги
    Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
    Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.

    Основные термины и понятия
    Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.

Проверьте свои знания

  1. Каковы границы подросткового возраста?
  2. Дайте характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного».
  3. В чём выражаются трудности взросления?
  4. Как проявляется у вас «чувство взрослости»?
  5. Почему в подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками?
  6. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период - испытание, данное каждому человеку»?

Практикум

  1. Девочка Элли из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели - вернулась домой. А в настоящей жизни какие важные поступки могут совершать дети ю-12 лет? Что им для этого необходимо?
  2. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы вели себя как взрослые, а когда - как дети. По каким признакам вы это поняли?

Лекция 2.

Тема 1. Человек и общество.

Биологическое и социальное в человеке.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими . Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и д р.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Основные признаки, характеризующие человека

Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека (биологические и социальные особенности), набор его уникальных свойств.

Личность – социальный и духовно развитый человек.

Личность. Особенности подросткового возраста.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность - это человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его способностей и социальных функций.

Личность:

Способна нести ответственность и решать проблемы

Отличается самосознанием

- контролирует поведение, обладает волей

Отличается самостоятельностью

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».


Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма . Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.