Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Пособие для развития речевого дыхания. Пособия своими руками: Игры на развитие речевого дыхания

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий направленных на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Зачем нужно обучать детей правильно дышать

Дошкольники в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.

Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:

  • как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
  • как часть занятия;
  • как специальные упражнения в виде игровых занятий;
  • как игры;

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.

Параметры правильного речевого выдоха:

  1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»
  2. Выдох происходит плавно, а не толчками.
  3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
  4. сжимать губы, надувать щеки.
  5. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
  6. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
  7. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические пособия.

Игры для развития плавного речевого выдоха

Цель :

  • развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
  • активизация губных мышц.

«Поднимем бурю»

Пособие представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями (пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек.

Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми наполнителями – крупами.

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части прикрепляется игрушка «Ангелок».

По всему диаметру колокольчика отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

«Морское дно»

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки».

На дно выкладываются стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под крышку вставляется лист нарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают не до конца листа, чтобы неотсоединились).

В боковой части (это будет верх телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим темам.

Пособие представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с единым сюжетом, но в разное время года.

К каждому в зависимости от сезона (зима – снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены предметы на ниточках.

  • Зимой раздуём снежок, чистим дорожки.
  • Весной капельки.
  • Летом – бабочек.
  • Осенью раздуём листву.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

"Дракончик"

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

"Баскетбол"

"Бабочки на цветке"

"Стрекоза"

"Волшебные палочки"

Дети с удовольствием играют в эти игры.

Никитина Екатерина Николаевна,

учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

В комплект игровых пособий входят упражнения на развитие воздушной струи:

Упражнение «Флюгер»

Оборудование : башня игрушка-вертушка

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»

Упражнение «Тучка»

Оборудование : тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»

Я тучка, тучка, тучка,

Я по небу лечу.

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Упражнение «Деревце» (осень, лето)

Оборудование : деревья с желтыми и зелеными листочками

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Представь, что подул ветерок и закачал листочки на дереве»

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Оборудование : контейнеры с водой, импровизированные кораблики

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него, не торопясь. Чтобы плыл быстро - выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».

Упражнение «Сила ветра»

Оборудование : детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению : выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

Оборудование : заготовки-фрукты с отверстием-ртом, ватный шарик

Цель

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Положи широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» дуем на шарик. Воздушная струя должна быть узкая.

Упражнение «Бабочка-лети»

Цель : развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование : цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

Цель : развитие сильного плавного выдоха

Оборудование : картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению : «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

Упражнение «Фокус»

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха

Оборудование : маленький кусочек ваты

Инструкция к проведению : «Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться. Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх».

Упражнение «Остров сокровищ»

Оборудование : деревянная рамка, на которой изображена пиратская карта-лабиринт острова сокровищ, теннисный мячик, трубочка для коктейля.

Инструкция к проведению : «Перед нами карта острова сокровищ. Давай отыщем клад. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подуй на мячик через соломинку в нужном направлении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Никитина Екатерина Николаевна,

учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

В комплект игровых пособий входят упражнения на развитие воздушной струи:

Упражнение «Флюгер»

Оборудование : башня игрушка-вертушка

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»

Упражнение «Тучка»

Оборудование : тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»

Я тучка, тучка, тучка,

Я по небу лечу.

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Упражнение «Деревце» (осень, лето)

Оборудование : деревья с желтыми и зелеными листочками

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Представь, что подул ветерок и закачал листочки на дереве»

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Упражнение «Быстрые кораблики»

Оборудование : контейнеры с водой, импровизированные кораблики

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него, не торопясь. Чтобы плыл быстро - выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».

Упражнение «Сила ветра»

Оборудование : детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению : выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

Упражнение «Прожорливые фрукты»

Оборудование : заготовки-фрукты с отверстием-ртом, ватный шарик

Цель

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Положи широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» дуем на шарик. Воздушная струя должна быть узкая.

Упражнение «Бабочка-лети»

Цель : развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование : цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

Упражнение «Снег кружится, летает, летает»

Цель : развитие сильного плавного выдоха

Оборудование : картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению : «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

Упражнение «Фокус»

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха

Оборудование : маленький кусочек ваты

Инструкция к проведению : «Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться. Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх».

Упражнение «Остров сокровищ»

Оборудование : деревянная рамка, на которой изображена пиратская карта-лабиринт острова сокровищ, теннисный мячик, трубочка для коктейля.

Инструкция к проведению : «Перед нами карта острова сокровищ. Давай отыщем клад. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подуй на мячик через соломинку в нужном направлении».


Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

  • Ветерок.
Цель

Оборудование : бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

  • Осенние листья.
Цель

Оборудование : осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры : Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

  • Листопад.
Цель : обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование : вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры : Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

  • Снег идёт!
Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : кусочки ваты.

Ход игры : Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

  • Одуванчик.
Цель : развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры : Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно– чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру «Дед или баба? »:
– Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове – то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

  • Вертушка.
Цель

Оборудование : игрушка-вертушка.

Ход игры : Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

  • Песня ветра.
Цель

Оборудование : китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры : Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Летите, птички!
Цель : развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

  • Катись, карандаш!
Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

  • Весёлые шарики.
Цель

Оборудование : легкий пластмассовый шарик.

Ход игры : С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
– Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

  • Воздушный шарик.
Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры : Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
– Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50–60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

  • Плыви, кораблик!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

  • Уточки.
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
– Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
– Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

  • Бульки.
Цель : развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры : В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

  • Расти, пена!
Цель : развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры : Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
– Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать – дуть в трубочки, не проливать воду и т. п., можно проводить такое занятие в группе.

  • День рождения.
Цель : развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры : Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.
– У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3–4 см), т. к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40–50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

  • Пёрышко, лети!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : птичье пёрышко.

Ход игры : Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

  • Мыльные пузыри.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры : Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • Свистульки.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры : Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани – олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Милиционер.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : свистки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
– Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки – давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя – свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Подуй в дудочку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах – одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
– Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Музыкальный пузырёк.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры : Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
– Как вы думаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк – гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Надуй игрушку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры : Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
– Посмотрите, наши игрушки совсем больные – худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

  • Бумажный флажок.
Цель : развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15?2,5 см).

Ход игры : Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
– Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер – вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Тренажёр для развития дыхания «Домик с окошком» своими руками. Пошаговый мастер-класс.


Иванова Лариса Васильевна, воспитатель структурного подразделения «Радуга» муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Лукоморье» городского округа г.Михайловка Волгоградской области»
Мастер-класс рассчитан на педагогов ДОУ и родителей, а также для совместного изготовления тренажёра взрослыми и детьми дошкольного возраста.
Назначение: развитие дыхания у детей дошкольного возраста.
Цель упражнений с тренажёром: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Задачи:
- формировать практические навыки работы с бумагой;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость
Техника изготовления:
1. Скручивание
2. Аппликация
3. Конструирование
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом,
- повышению общего жизненного тонуса,
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, синуситов, ларингитов и др. ,
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы
- улучшают пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат. Один из вариантов такого тренажёра предлагаю Вам, уважаемые коллеги.
Для работы необходимо:


1. Клей – момент
2. Клей - карандаш
3. Ножницы
4. Простой карандаш
5. Стержень от шариковой ручки
6. Нитки с иголкой
7. Линейка
8. Шаблон домика


9. Цветная бумага
10. Листы А-4
11.Лист картона тёмного цвета (бардового, синего и тд)


Вырезаем шаблон домика.
Прикладываем шаблон домика к цветной бумаге и вырезаем занавеску для окна чуть меньше самого окна.


Прикладываем шаблон домика к листу картона тёмного цвета, очертить простым карандашом и вырезать только окошко.


Листы А-4 разрезать на четыре части.


Кладём стержень от шариковой ручки на край широкой стороны одной из 4х частей разрезанных листов А-4.


Начинаем скручивать вместе со стержнем бумагу, предварительно смазав лист клеем-карандашом.


Получилась вот такая трубочка из бумаги. Аккуратно достаём стержень и изготавливаем ещё 30 штук таких трубочек.


Начинаем приклеивать получившиеся трубочки с низа домика, не выходя за контуры.Для лучшего склеивания использовала клей - момент.


Длинные трубочки разрезаем на четыре части и приклеиваем между окошком и стеной домика.



Постепенно заклеиваем трубочками всё пространство домика до контуров. (с низа домика до крыши, кроме трубы)


Трубу вырезаем отдельно из цветной бумаги и приклеиваем. Продолжаем наклеивать трубочки одна к одной. Дойдя до крыши, трубочки начинаем постепенно срезать на нет.


Получился вот такой домик из бумажных трубочек с трубой.


Изготавливаем крышу. Вырезаем две полоски из цветной бумаги на конце с острыми углами. Край полоски с одной стороны загибаем на 0.5мм, другой край полоски вырезаем ножницами волной.


Приклеиваем крышу к домику сгибом вверх.


Из цветной бумаги вырезаем ставни, приклеиваем и начинаем украшать домик.


Я украсила свой домик цветами и гофрированными полосками из цветной бумаги.



С обратной стороны домика пришиваем занавеску из цветной бумаги (занавеска должна быть немного меньше окна для лёгкого открывания) к окошку тремя стежками в двух местах.