Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проект по социализации «Страна добра. Исследовательский проект "проблемы социализации детей в детском саду" Социально личностные проекты в детском саду

ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Описание объекта социальной действительности

Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.

1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)

Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.

Подход I – подход Е.В. Субботского:

вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.

реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Диагностическая карта

Таблица 1 – Диагностическая карта

Критерии Показатели Диагностические методики
1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной
происхождении предметов рукотворного мира
наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).
2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности;
-умение использовать предмет в качестве заместителя Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
-умение проггназировать Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).
3.стремление к творческому преобразованию предметного мира -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
-умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В
- степень самостоятельности при составление замысла Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА



Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.



По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Спонтанно-исследовательский.

Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

Вариативный.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

Задачи проектируемого процесса:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.

1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.

1.3Формировать у детей представления предметным миром.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:

2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.

3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.


2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этап Цель / задачи Способы и формы работы Результат
продукт эффект
мотивационный Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. - интерес детей к предметам прошлого, истории; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.
Содержательно-деятельностный Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»; - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу.
рефлексивный Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей. - создание выставки книг, рисунков предметов; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!» - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире; - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.

2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.

3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.

4. Информационные условия:

ЛИТЕРАТУРА

Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.

Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.

Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.

Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.

Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.

Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.

Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.

Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.


Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»

ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(область социальной действительности «Предметный мир»)

Выполнил:

Шелоухова М. Н.

ППОбз-1301

Преподаватель:

Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии

Тольятти-2017

1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста
1.1 Семиотический аспект диагностики
1.1.1 Описание объекта социальной действительности
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста
1.2. Технический аспект диагностики
1.2.1 Диагностическая карта
1.2.2 Описание диагностических методик
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста
2. Проект социализации детей дошкольного возраста
2.1 Актуальность проекта
2.2 Целевой компонент
2.3 Процессуальный компонент
2.4 Условия реализации проекта

Цели:

  • научить вычислять площади прямоугольников и квадратов;
  • совершенствовать навык перевода одних единиц измерения площадей через другие;
  • научить находить равные фигуры;
  • пропедевтика решения задач с элементами ОГЭ и ЕГЭ;
  • совершенствовать

Аннотация

Проект «Я и ДРУГИЕ» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В проекте представлены разделы по социализации дошкольника.

Введение в проект

Актуальность

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

Цель.

Создание условий для социально - личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

Новизна проекта:

Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

Участники проекта:
Дети;
Педагоги ДОУ;
Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
  2. Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
  3. Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  4. Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
  5. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
  7. Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

Перспектива.

Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.

Этапы реализации проекта (2015 - 2017 гг)

Этап

Цель

Форма

Срок

Ответственные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв-ление трудностей по вопросам социализации детей.
Выявление уровня педагогической культуры родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста
- Диагностика развития социальной компетентности детей
- Самоанализ педагогов
- Анкетирование родителей

Сентябрь - декабрь 2015г.

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.
Разработка и реализация программ и проектов по социально-личностному развитию дошкольников

Круглый стол
«Гендерные особенности личности ребёнка»
- Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
- Тренинг для родителей
«Если ребёнок не слушается»
- Дискуссия
«О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»
- Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры»
- Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»
- Тренинг для педагогов «Проблемы адаптации ребенка в детском учреждении»
- Проекты групп
- Предшкольная подготовка «Играю и учусь»

Январь - июнь
2016 г.

Итоговый

Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.
Анализ динамики повышения уровня педагогической культуры родителей.

Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ
- Обобщение материалов реализации проекта
- Выступление на педагогических конференциях (в ДО № 1, образовательном комплексе)

Сентябрь 2016 г. -
январь 2017 г.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М., 2001.
  2. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
  4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М., 2002.
  5. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
  6. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.: ил. - ISBN 5-09-011523-0.
  7. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004. - 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
  8. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. - М., 2001.
  9. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». - М., 2001.
  10. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я - человек» («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
  11. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под редакией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М. : Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
  12. Сушкова И. В. «Социально-личностное развитие. Анализ программ

Исследовательский проект

«Проблемы социализации детей в детском саду»

г. Петропавловск, 2015 г.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,

ибо они сами по природе своей - радость и счастье.

В.М.Гюго

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.

Также мы исследуем вопрос необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящее время в казахстанском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Данное исследование посвящено дошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации.

Актуальность исследования: ф ормирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.

Детский сад является сегодня первой ступенью на пути к становлению личности, поэтому очень важно определить какие существуют проблемы в ходе социализации детей в дошкольном учреждении и пути их решения. Следовательно, возникла необходимость изучить данную тему, исследовать проблемы социализации детей в детском саду.

Цель исследования:

- выяснить особенности развития личности в детском саду. Для достижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, а также такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

- создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Работая над проблемой по социализации дошкольников, мы сделали вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.

Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Нами были определены следующие задачи :

Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.

Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

неуважительное отношение к именам сверстников;

неумение отстаивать свою точку зрения;

незнание детьми своих прав;

неумение вести себя в конфликтной ситуации;

неумение давать оценку своим поступкам;

неуважение к результатам труда людей;

непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.

Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Начать работу можно с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры) ; воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием должна быть проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара) ; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад». Использовать: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее.

Во время формирующего этапа, следует проводить работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи следует выбирать как традиционные формы работы:

консультации,

анкетирование,

родительские собрания,

беседы.

Так и нетрадиционные формы:

совместные досуги, праздники,

участие родителей в выставках,

организация дней открытых дверей.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:

обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

помощи в разработке сценария;

разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

помощи в оформлении помещения;

пошиве праздничных костюмов;

подготовке отдельных номеров;

изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта показывает, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад» и методике «Рисунок семьи», многим другим методикам работы в ДОУ и проделанной работы, в начале года дети обычно не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей меняется. Дети начинают больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказывает положительный эффект и родители начинают самостоятельно сотрудничать с детским садом, появляется доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Игра как средство воспитания дошкольников

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, прежде всего, их совместную игру, далее занятия, труд.

Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).

Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.

Современные формы организации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещения дошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и реализации разных видов активности детей в играх.

Исходя из позиций личностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается как педагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участии взрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения, несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру от узкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих пор является стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений и администрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе, наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).

Ограничение игры часто дидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношения воспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания. Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игр не удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденным взаимодействием взрослого с детьми.

В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.

Для того чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.

Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.

Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.

Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.

Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества.

Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.

Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.

Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).

Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.

Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?

К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.

По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.

Создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;

Переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);

Понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;

Использование игровых приемов в процессе обучения;

Признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.

4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.

5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.

9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.

10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.

11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.

12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119

13. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.

14. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.

Презентация проекта: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РОДИНОВЕДЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – «ДЕТСКИЙ САД 2 «РОМАШКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


Осознавая значимость понятий «социализация» и «современные образовательные технологии» в контексте ослабления интереса родителей к гражданско- патриотическому воспитанию, мы решили выявить эффективность использования современных образовательных технологий для наиболее успешной социализации детей в условиях реализации проекта «Родиноведение» Результаты исследования уровня осознанности и значимости гражданско-патриотического воспитания дошкольников родителями: 12% родителей считают эту деятелюность неактуальной в наши дни 31% снимают с себя ответственность за гражданско-патриотическое воспитание 33% испытывают затруднение и нуждаются в помощи


Ожидаемые изменения: у детей формирование основ культуры поведения; формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей принятие детьми самостоятельных решений в разных видах деятельности. - обогащение опыта детей по духовно- нравственному, художественно-эстетическому воспитанию детей посредством приобщения к ценностям народной культуры, ознакомления с творчеством художников, писателей Алтайского края формирование у детей патриотических чувств, гражданской, семейной ответственности, гендерной принадлежности и принадлежности к родному краю позитивное отношение к миру; включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у педагогов овладение ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста представление педагогами своих проектов, рабочих программ на различных уровнях: муниципальном, краевом, всероссийском повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем саморазвития и рефлексии освоение педагогами современных образовательных технологий и внедрение в образовательный процесс ДОУ


Способствовать успешной социализации детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Родиноведение» в рамках организации современных образовательных технологий Цель проекта: разработка рабочих программ по организации культурных практик в разных видах деятельности осуществление обмена опытом в рамках сотрудничества с другими ОУ Алтайского края издание и публикация методического материала по проблеме, с трансляциецией информации в сети Интернет статьи в изданиях городского и краевого уровня о ходе реализации данного проекта повышение степени активности родителей и их участия в жизни ДОУ видеофильм «Поиск и открытие» отчеты с приложениями по завершению каждого этапа инновационной деятельности Результаты проекта педагоги дошкольных образовательных организаций педагоги ОУ ЗАТО Сибирский родители (законные представители) слушатели курсов повышения квалификации Пользователи результатов проекта Цель и результаты проекта


«Социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации проекта «Родиноведение» посредством современных образовательных технологий» создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, для наиболее успешной социализации ребенка погружение детей в мир народной культуры Алтайского края как средство проявления гражданско-патриотического поведения через организацию культурных практик обогащение развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ формирование готовности детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми посредством культурных практик Задачи проекта:


Показатели эффективности проекта 1Социальная эффективность% 1.1Охват воспитанников ДОУ инновационной деятелюностью 100% 1.2Вовлеченность педагогов в реализацию проекта 84% 1.3Вовлеченность родителей в мероприятия проекта 62% 2Образовательная эффективность 2.1Охват воспитанников новыми образовательными программами 100% 2.2Уровень развития компетенций детей по позитивной социализации 46% 2.3Уровень развития профессиональной компетентности педагогов 73% 2.4Доля педагогов, использующих современные педагогические технологии 100% 2.5Количество методических рекомендаций, разработок 17 чел


Основные блоки работ по проекту Наименование работ Нормативно-правовое обеспечение проекта Методическое сопровождение проекта Создание условий для реализации проекта


Основные блоки работ по проекту Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Создание инновационного Совета по разработке проекта: «Социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации проекта «Родиноведение» посредством современных образовательных технологий работа над аналитическим отчетом инновационного Совета по итогам начального этапа реализации проекта, оформление результатов Анализ и обобщение полученных результатов мониторинга, сравнительный анализ мониторинга двух этапов инновационной деятельности Оценка результатов реализации задач инновационной деятельности Составление аналитического отчета по результатам инновационной деятельности; Расширенное заседание инновационного Совета с подведением итогов и определением перспектив дальнейшего развития инновационной деятельности; Дополнение содержания проекта(корректировка);


Основные блоки работ по проекту Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Изучение методической литературы, педагогического опыта по организации и проведению культурных практик на основе проблемно-ориентированного анализа; Изучение использования современных педагогических технологий при организации образовательного процесса Проведение консультаций, тематических семинаров, курсов повышения квалификации, гостевой обмен опытом с педагогами края; Организация взаимодействия педагогов через мастер- классы, методический ринг, конкурсы профессионального мастерства, круглый стол, диспуты, работу «Педагогической гостиной» по проблемам инновационной деятельности; Реализация плана развития профессиональной компетентности педагогов, Составление методических рекомендаций, подготовка материалов к публикации – написание статей по теме проекта Презентация рабочих программ для педагогических коллективов ДОУ по осуществлению процесса позитивной социализации в условиях реализации проекта «Родиноведение» через организацию культурных практик;


Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Мотивация родителей на участие в инновационной деятельности Выстраивание образовательного процесса, ориентированного на успешную социализацию детей, через открытие мира культуры родного края посредством культурных практик Организация разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ Сравнение ожидаемых и полученных результатов; Создание единого образовательного пространства ребенка и педагога в ДОУ; творческие работы, проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций, публикации в массовых изданиях о результатах инновационной деятельности Основные блоки работ по проекту


Трудозатраты проекта в человеко-часах на 2016 г. Мероприятия по плану инновационной деятельности Дата проведения Трудозатраты, ч/ч 1Публикации для сайта ДОУ «Наши инновации»четвертая неделя каждого месяца 40 2 Интервью для газеты «Сибирский вестник» «Инновационная деятелюность в ДОУ» Январь 2016 г Презентация для родителей «Культурные практики – что это?» Февраль 2016 г.12 4 Мастер-класс для педагогов образовательного кластера ЗАТО Сибирский «Организация культурных практик как направление инновационной деятельности ДОУ» Март 2016 г.40 5Листовки для родителей «Социализация детей. Взаимодействие ДОУ и родителей»Апрель 2016 г. 5 6Презентация совместных детско-взрослых проектов Апрель 2016 г., Декабрь 2016 г Интернет – форум для педагогов края «Укрепление взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ как фактор успешной социализации дошкольников» Май 2016 г.12 8Видеопрограмма «Инновации в действии» на телеканале «Щит Отечества»Май 2016 г.20 9 Презентация «Руководство по организации культурных практик. Практические советы» Июнь 2016 г.10 Представление педагогами рабочих программ Сентябрь-Октябрь 2016 г Организация культурной практики «Детские книжки своими руками» совместно с акцией «Буккросинг» Ноябрь 2016 г Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для организации культурных практик В течение года 360 ИТОГО:


Роль в проекте ФИОДолжность Руководитель проекта Колесникова Ольга Анатольевна Заведующий Ответственный за качество Балицкая Ирина Николаевна Старший воспитатель Участники проектной группы Бражина Светлана Геннадьевна Василенко Юлия Сергеевна Юрикова Елена Васильевна Воспитатели Эксперт проекта Тарасова Ирина Сергеевна Педагог-психолог Команда проекта


Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский


Цель проекта: комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе. комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе.


Задачи проекта Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Повысить педагогическую компетентность родителей Повысить педагогическую компетентность родителей


Актуальность Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Возникший ценностный вакуум, бездуховность, Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. Снижение уровня жизни. Снижение уровня жизни. Низкие показатели рождаемости. Низкие показатели рождаемости. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию


Социально – нравственное развитие детей Современный маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Как показывают наблюдения и диагностические исследования, уровень социально – нравственного развития детей, поступающих в группу, неизменно низок: поведение большинства из них неустойчиво, ситуативно; нет привычки самостоятельно следовать правилам поведения; многие испытывают трудности в общении как с взрослыми, так и со сверстниками; представления о предметном мире носят конкретный характер; речь неточная, бездоказательная; большинство имеет низкий уровень развития игры (особенно сюжетно – ролевой).




Отслеживание результатов проекта Результативность проекта отслеживалась с помощью диагностических исследований, которые проводились три раза: на подготовительном этапе (сентябрь) и на заключительном (июнь – сравнительное диагностирование, сентябрь - итоговое). Цель диагностики на подготовительном этапе – определить базовый уровень развития социально – нравственных чувств и представлений. Цель диагностики на заключительном этапе – итоговые показатели и их сравнительный анализ с базовыми, выводы и заключение.


Первый этап – подготовительный (август - сентябрь) Создание нормативно – правовой базы проекта. Определение актуальности и важности проблемы, доведение информации до родителей: - анкетирование; - родительское собрание «Круглый стол: большие проблемы маленьких детей». Проведение диагностических исследований: - уровень развития социально – нравственных представлений; - уровень развития сюжетно – ролевой игры; - уровень развития коммуникативных способностей, речевой деятельности. Подготовка материала для проведения дидактических игр. Оформление сюжетно – ролевых игр. Совместное планирование деятельности по реализации проекта всеми службами (учитель, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель). Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения. Создание мобильной предметно-развивающей среды в группе.








Второй этап – практический (октябрь – май) Работа с детьми Реализация задач проекта через занятия раздела программы «Социальный мир». Реализация проектов «Семья – семьЯ», «Азбука солнечного настроения», «Копилка добрых дел». Организация полноценной разнообразной игровой деятельности, особенно сюжетно – ролевых и дидактических игр. Постоянное пополнение знаний и представлений детей об окружающем мире через различные источники (экскурсии, чтение художественной литературы, видеофильмы, мультфильмы и др.), закрепление их в разнообразных видах деятельности (речевое творчество, разнообразная игровая деятельность, рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Организация разнообразной как по характеру, так и по содержанию досуговой деятельности. Постоянное обновление предметно – развивающей среды. Психологические тренинги.






Работа с родителями 1.Родительские собрания: - Дискуссия «Что такое «Готовность к школе». - Дискуссия с элементами деловой игры «В какие игры играют наши дети». - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Проблемы нравственного воспитания в семье. - Конференция отцов «Отец – это звучит гордо!» - Круглый стол «Самостоятельность… Как ее развить у ребенка?» (Из практики семейного воспитания). - Скоро в школу! 2.Групповые и индивидуальные психолого - педагогические консультации. 3. День открытых дверей (два раза в год). 4. Посещение на дому. 5. Проектная деятельность.






Третий этап - заключительный Май - июнь Проведение мониторинговых исследований (как и на начало), сравнительный анализ результатов. Итоговое родительское собрание. Анализ деятельности всех служб по реализации проекта. Подведение итогов деятельности всех служб, определение перспективы развития проекта. Сентябрь Диагностика уровня адаптации и учебной мотивации. Подведение итогов проекта. Информирование о результатах проекта.




Результаты проекта Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Воспитание чувства патриотизма: к своей семье, малой родине, осознание себя как гражданина своей страны. Знание традиционных форм семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Ответственность за свои дела и поступки. Снижение уровня тревожности при поступлении в школу. Отсутствие дезадаптационных явлений. Наличие учебных мотивов. Повышение педагогической компетентности родителей.


Информирование о результатах проекта Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Презентация на педагогическом совете. Презентация на педагогическом совете. Помещение информации на школьном сайте. Помещение информации на школьном сайте. Публикация в местной газете. Публикация в местной газете.


Дальнейшее развитие проекта Совместная деятельность педагогов дошкольного образования и начальной школы по социально – нравственному развитию и воспитанию (как с детьми так и с родителями) на основе территориальной общности и общности интересов детей. Проект (полностью или частично) может быть предложен в филиалы для реализации (предполагается предварительное знакомство с проектом и обсуждение результатов на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования).


Вывод Конечно, проблемы, которые поднимаются этим проектом, всегда стоят перед взрослыми, занимающимися воспитанием современных детей. Они будут снова и снова вставать и требовать решения, потому что решить их полностью невозможно, пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Потому что дети – еще только дети…


Используемые источники Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство»./Под ред. В.И. Логиновой. – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Методические советы к программе «Детство». – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М., Айрис – пресс, Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир». – Волгоград, Учитель, Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду. – М., Вако, 2007.