Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Развитие речи во второй младшей. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес

Цель: Продолжать развивать и обогащать речь детей, и словарный запас.

Задачи: Закреплять умение разгадывать загадки.

Обобщать и закреплять знания детей о диких животных (их повадках) .

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка) , картинка воробья, картинки диких животных (белка, ёж, медведь, волк, лиса, заяц) , модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные» , дидактические игры «Кто, где живёт?» . Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход занятия:

(В группе на полу по кругу разложены снежинки) .

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку) , а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики 2-ой младшей группы, детского сада «Чечек» ! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (Картинки одежды)

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку» .

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку» )
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльнуюсторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы» , дети должны пройти по ним след в след) . Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики) . Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется воробей)

Воробей: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Воробей: Кто я?

(ответы детей)

Воробей: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете повадки дикихживотных? (которых живут в лесу)

Дети: Да. (Имитирует повадки животных под музыку)

Воробей: А как прыгает зайчик?

Дети: имитирует прыгающих зайчиков.

Воробей: А лиса как ходит?

Дети: Имитирует лису.

Воробей: А как ходит большой косолапый медведь?

Дети: Имитирует медведя.

Воробей: А как воет волк?

Дети: У-У –У-У.

Воробей: Ах какие вы молодцы умные ребята все знаете повадки животных.

Воробей: А теперь давайте поиграем пальчиковую игру «Дикие животные» .

Речь с движением

Из пальцев, дружок, (ладони сложить уголком)
сложи теремок.
Вот это – ворота, (ладони поставить перед собой – «замок» )
Вот это- замок.

Все дикие звери, (руки вперёд)
Скорее сюда (хватательные движения)
И мишка лохматый (Сжимать и разжимать пальцы)
И ёжик колючий (переплести пальцы)

Здесь беленький зайчик (прыжки на двух ногах)
Здесь рыженький лис («мордочка» из пальцев правой руки)
И серый волчонок («когти» из пальцев левой руки)
И серая мышь! («мордочка» из пальцев правой руки)

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, воробей!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята!

Белочка: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Мне нужна ваша помощь. У нас в лесу столько снега намело и все мои запасы засыпало, помогите мне выбрать шишки из снега. Игра.

(Белка высыпает снежки и шишки, дети разбирают снежки и шишки по двум корзинам) .

Белочка: спасибо ребята. РЕБЯТА, У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАГАДКИ ПОМОГИТЕ МНЕ ИХ ОТГАДАТЬ. (Белка загадывает загадку, дети отгадывают, тогда я показываю картинку и спрашиваю у детей про повадки)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее - … (лиса)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) .

Белочка: умные ребятки, отгадали все загадки и про повадки знаете.

Белочка: молодцы и про повадки вы знаете. Я рада, что мы поиграли и подружились!

Воспитатель: И тебе спасибо белка,. но нам пора идти дальше!

Белочка: До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание) .

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело!

Как мы устали И ЗАМЁРЗЛИ, ДАВАЙТЕ РАЗОГРЕЕМ НАШИ ПАЛЬЧИКИ!

Со снежком мы поиграли,
Наши пальцы закаляли
А сейчас мы их согреем
Позгибаем, пошевелим

Раз, 2, 3, 4, 5
Пальцы тёплые опять!
У нас продолжается прогулка по зимнему лесу
Встаньте в круг и

повторяйте за мной:
Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)

Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)

Посмотрите тут сугроб.

Воспитатель: А кто это там выглядывает из-за сугроба? (Торчат ушки) (ответы детей)

Воспитатель: А почему зайчик? А зайчик какой? (ответы детей)

(Выходит зайчик) .

Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть

Этот пальчик зайчик,
Зайчик - попрыгайчик
Этот вот-лисичка,
Хитрая сестричка.

Этот мишенька- медведь,
Любит горько пореветь
Этот серенький волчок
Получился кулачок

Разожми кулак скорей
В лес всех выпусти зверей! (дети садятся на стульчики)

Зайка: А Я очень люблю играть в снежинки, давайте поиграем.

Игра «Снежинки и ветер»

Заяц: Молодцы Ребята! Спасибо вам большое!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе зайка, но нам пора прощаться. До свидания, зайка!

Заяц: До свидания, ребята!

Воспитатель:

Мы в лесочке походили
У зверюшек погостили
А теперь домой пора
Возвращайся детвора!

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Выполнил: Белоусова Кристина Владимировна,
воспитатель МГОУ ДОУ детский сад
общеразвивающего вида №54 «Ёлочка»,
Московская обл., Воскресенский р-н

Пояснительная записка

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.

Задачи:

  1. расширять словарный запас;
  2. совершенствовать грамотную структуру речи;
  3. формировать первоначально представление о количественных и качественных различиях предметов;
  4. тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;
  5. способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
  6. помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.

Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как: «Волшебный сундучок», выставка иллюстраций, загадывание загадок, заучивание коротких стишков и потешек, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры с песком и водой, ответы на вопросы по алгоритму.


Примерный вид циклического алгоритма

Для II младшей группы

Предварительная работа

В приемной комнате выставляется сундучок для записок. Детям и родителям дается задание придумать новые слова к каждому блоку занятий. Графически изобразить новое слово на небольшом листке бумаги (родители выполняют вместе с детьми) . Утром, придя в группу положить этот листок в волшебный сундучок.

Для занятия на тему «Фрукты», родителям необходимо нарисовать фрукт вместе с детьми, а на обратной стороне написать загадку к нему и познакомить с ней ребенка.

Знакомим детей с чистоговоркой:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

И вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.


Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

  1. уточнить и закрепить слова по теме;
  2. закрепить навыки словообразования и словоизменения;
  3. помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт) .

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка) . Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями)

  1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами) .

  1. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин)

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз)

  1. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты) .

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень) . А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие) .

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма) .

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку) .

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения) .

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №68 «Лукоморье»

Конспект открытого занятия

по развитию речи

«Наши любимые игрушки» во второй младшей группе

Подготовила: воспитатель

Попова Ю. С

Мытищи 2017г

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи во второй младшей группе

«Наши любимые игрушки»

Цель: Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие:

развивать эмоциональную отзывчивость, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, воспитывать умение бережно относиться к своим игрушкам (не разбрасывать, не ломать)

Речевое развитие:

Умение описывать игрушки, полными предложениями; учить четко произносить слова стихотворений

Развивать связную речь, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка

Продолжать учить стихотворения наизусть при минимальной помощи воспитателя, продолжать описывать предметы (игрушки)

Словарная работа: игрушки, самолет, зайчик, мишка, пилот, шасси

Физическое развитие:

закрепить умение бегать в одном направление, умение выполнять движения в соответствии со словами игры, развивать ловкость, быстроту и четкость движения

Познавательное развитие:

развивать интерес и любознательность детей

Материалы и оборудования:

Кукла Маша, красивая коробка, игрушки (Мишка, Зайка, Самолет, Петушок), музыкальное сопровождение (полет самолета)

Предварительная работа:

повторение раннее изученных стихотворений

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие?

Хотите, сегодня отправится в волшебную сказку?

Дети: да

Воспитатель: Тогда закроем все глазки, и скажем волшебные слова

Раз, два, три

Сказка, сказка появись

Ой, ребята посмотрите, кто к нам пришла, кто это ребята?

Дети: Маша

Воспитатель: А из какой сказки к нам она пришла, вы знаете?

Правильно, давайте поздороваемся с Машей

Здравствуй Машенька! Что то ты грустная? Что случилось у тебя

Машенька: Здравствуйте. Я пришла к вам за помощью, у меня была красивая коробка, а я ее куда то потеряла? Вы поможете мне ее найти?

Дети: Да

Машенька: Она такая разноцветная …(описание игрушки)

Воспитатель: Ребята, тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробка. Машенька, ты эту коробку искала?

Машенька: Да, спасибо ребята. Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель: Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на стульчики

Воспитатель: В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Вам нравится эта игрушка?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети: Глаза, уши, лапы…

Воспитатель: А кто хочет погладить Мишку? Какой он на ощупь? Мягкий или твердый?

Воспитатель: Кто знает стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель: Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети: Да.

Воспитатель: Покажите, как вы обижаетесь.

Дети показывают, как они обижаются

Воспитатель: Но мы не будем обижать Мишку?

Дети: Нет, не будем

Воспитатель: Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Воспитатель: Ой, ребята, что он любит играть в игру «Мишка по лесу гулял». Хотите со мной поиграть?

Дети: Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Мишка:

Мишка по лесу гулял

Мишка деток все искал

Долго, долго он искал

Сел на стульчик, задремал

Детки тихо-тихо встали

И к Мишутке подбежали.

Дети:

Миша - мишенька вставай!

Ребятишек догоняй

Воспитатель : (садит Мишку): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель: Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Зайка!

Воспитатель: А что есть у зайки?

Дети: Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель: А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель: Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель: Хотите развеселить зайку?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель: Ушки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Лапки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись «Полет Самолета»

Воспитатель: Ой ребята, вы слышите? Что это такое?

Посмотрите к нам ещё и сам прилетел. Совсем как настоящий. Что у него есть? (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса

А вы знаете кто управляет самолетом?

Правильно самолетом управляет пилот. А как называются колеса у самолета?

Колеса у самолета называются шасси?

А из какого материла сделан самолет?

Ребята, а вы хотите полетать, как самолеты?

Тогда приготовили крылья.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель: Ребята, наши игрушки немножко устали, покажите как нужно спать

Правильно, руки под щечкою, глазки закрытые, пусть они немного поспят в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили. какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети: Мишка, Зайка, Самолет

Воспитатель: Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Машей

Дети: До свидания Маша!