Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Русский народный свадебный костюм. История свадебного наряда невесты на руси

Сегодня все большую популярность приобретает национальная атрибутика, которая присутствует практически везде: в головных уборах, аксессуарах, обуви, одежде и прочих деталях повседневной жизни. Уловили эту особенность не только знаменитые дизайнеры, но и рядовые модельеры, а также работники ателье. И понеслось. Магазины, рынки, бутики и прочие торговые точки, включая салоны для новобрачных, наполнились товарами с традиционным орнаментом. А наиболее эффектными оказались свадебные платья в русском стиле. Что же в них особенного? Какими национальные наряды были раньше? И какими они стали сегодня? Что предлагает очаровательным русским невестам современная мода?

Каким был свадебный наряд ранее?

Об орнаменте, цветовой гамме и даже некоторых деталях гардероба, которые носили невесты на Руси, знают многие. Только далеко не всем известно о том, что свадебный наряд весил около 10 кг (а то и больше). Шокированы? А вот молодицам того времени этот наряд не казался таким уж сверхъестественным. Наоборот, он был предметом гордости, так как создавался вручную. Причем дизайном и пошивом занимались сами невесты. Считалось, что чем больше на свадебном наряде всяких узоров, тем трудолюбивее будет жена.

Примечательно, что невесты надевали поверх исподней рубахи, которую также шили и оформляли самостоятельно. К слову сказать, создание всего наряда было очень трудоемким процессом. И дело даже не в количестве декора, которым сверху до низу покрывали одежду, а в числе многочисленных юбок, придающих пышность. Все они также делались руками мастерицы.

Покажи мне свое платье, и я скажу, кто ты

Поскольку свадьба считалась весьма затратным делом (с того момента мало что изменилось), во многих семьях существовала традиция передавать свадебное одеяние от матери к дочери и дальше по женской линии. Кроме того, каждая обладательница наряда обязана была добавлять в него что-то от себя. В итоге получались красивые сарафаны, усыпанные жемчугами, драгоценными каменьями, бисером.

Свадебные могли быть украшены парчовой мантией. На них присутствовала национальная вышивка золотыми и цветными нитями. И, конечно, по тому, насколько дорого выглядело платье невесты, окружающие могли судить о материальном положении и социальном статусе ее родителей.

Соответственно, если семья была бедной, то и сам подвенечный наряд был гораздо скромнее. На нем не было излишеств, зато присутствовала национальная символика.

Головные уборы невест на Руси

Как и свадебный сарафан, головной убор для невест того времени также создавался руками юных мастериц. И, конечно, его разновидность и количество декоративных элементов зависели от богатства семьи невесты. Так, обычные деревенские девушки надевали на голову венок из полевых цветов. Либо в качестве украшения они использовали атласные ленты.

Более состоятельные невесты могли украшать свои волосы высокими обручами с инкрустированными камнями, жемчугом либо прятали свою шевелюру под модный на тот момент свадебный кокошник. Ярким дополнением к таким уборам были и ювелирные изделия из золота, серебра или бронзы.

В зимнее время платье невесты закрывали теплой верхней одеждой. Поверх наряда бедные невесты надевали тулупы из зайца, овчины или белки, а богатые - меховые шубы из шкурок бобра, лисы или соболя. Руки же грели в меховых муфточках или рукавичках.

Национальные наряды - неисчерпаемый источник вдохновения

Несмотря на то что прошло очень много времени, национальные русские костюмы продолжают интересовать современных модниц. А для большинства дизайнеров русское народное платье стало неисчерпаемым источником вдохновения.

Конечно, современные модные тенденции несколько далеки от первоначальных свадебных костюмов русских женщин, но в них все еще присутствуют общие декоративные элементы и особенности покроя.

Какие платья предлагают невестам дизайнеры?

Мало кто из сегодняшних модниц согласился бы носить кокошники и сарафаны минувших лет. Куда приятнее выбирать дизайнерские свадебные платья в русском стиле. Современные кутюрье к тому же сделали все возможное, дабы сохранить в своих творениях тонкие ниточки прошлого, слегка приукрасив их абсолютно новыми штрихами. К примеру, во время модных показов можно увидеть эффектные наряды с широкой и длинной юбкой в пол или полуприлегающего фасона.

Как вариант можно выбрать платья и сарафаны А-образной формы. В таких нарядах любая невеста, как правило, выглядит элегантно и грациозно. А главное, что они идеально подходят для женщин с любым типом фигуры. Напомним, что такой фасон одежды традиционно состоит из лифа и длинной юбки, расширяющейся от зоны талии.

Какие цвета используют в оформлении?

Для того чтобы русский свадебный наряд выглядел как можно эффектнее, современные модельеры используют определенное сочетание цветов. Например, среди подобных моделей преобладают преимущественно белые классические цвета, свойственные одежде невесты. Однако ярким дополнением для них является вышивка или печатный орнамент красного или синего цвета.

Если же выбор невесты падает на стилизованный наряд, то вместо классического убранства ей придется надевать красный сарафан, дополненный белой блузой с рукавами-фонариками. Примечательно, что это может быть приталенный или расклешенный фасон, либо платье а-ля «Наташа Ростова» (состоит из лифа и пышной юбки, которая начинает расширяться от груди).

Среди других цветов, которые используются в русских свадебных костюмах, также можно встретить следующие оттенки:

  • песочный;
  • кремовый;
  • голубой и синий.

В орнаменте, которым обильно покрывается платье невесты, могут присутствовать зеленые, рябиновые, розовые, ярко-брусничные, желтые, серебряные и золотые краски.

Какие ткани используются?

Для создания свадебных моделей одежды в русском стиле, как правило, применяют натуральные материалы. Для этой цели подойдет, например, хлопок или лен. Но поскольку такие легкие и приятные телу ткани сильно мнутся, вместо них часто используют очень тонкий штапель.

К слову сказать, в его составе уже есть вискозная нить и хлопок. Он почти не мнется и прекрасно драпируется (создает нужное количество складок или воланов). Вот только свадебные платья в русском стиле, созданные из такого материала, подойдут лишь для летнего бракосочетания. Это связанно с тем, что из хлопка шьют преимущественно летние свадебные сарафаны и наряды. Он очень легкий и подходит для создания любых фасонов одежды. Это могут быть с узкими или широкими бретелями, приталенным или полуприлегающим силуэтом.

Несколько простых правил для создания образа русской невесты

Несмотря на столь большое разнообразие моделей свадебных платьев, выполненных в русском стиле, существует ряд правил, которые стоит соблюдать при их создании. К примеру, традиционный свадебный костюм с национальными мотивами должен быть выполнен в сдержанном стиле. Это означает, что модели не стоит дополнять слишком глубоким декольте или чересчур откровенным разрезом.

Если же говорить о длине, то многие модельеры предпочитают не зацикливаться на какой-либо одной. Поэтому среди их работ можно увидеть не только длинные платья в пол, но и среднедлинные модели (намного реже встречаются фасоны мини) с приталенными или полуприталенными силуэтами. Они могут содержать воланы, прошвы с кружевами, рукава-фонарики и обязательно народный орнамент или набивной рисунок.

Свадебные платья в русском стиле: декор и оформление

Традиционный свадебный женщины, бесспорно, должен быть ярким и выразительным. Такого эффекта удается добиться за счет украшения ткани национальным орнаментом, к примеру, это должен быть печатный принт или красивая вышивка (золотыми и цветными нитями, лентами). Примечательно, что вышивка может присутствовать в самых разных местах наряда, но чаще всего на рукавах, в области груди, талии и на подоле юбки.

С чем можно надевать свадебное платье?

Выбирая свадебные платья в русском народном стиле, следует позаботиться о дополнительных аксессуарах и обуви. К примеру, для красивого и длинного наряда подойдут светлые балетки, для платья средней длины (зависит от его цветовой гаммы) - полусапожки. И, конечно, тип обуви напрямую зависит от времени года, когда происходит бракосочетание. Летом это босоножки, осенью - туфли, а зимой - аккуратные ботинки или сапоги.

Дополнительно наряд можно украсить красными бусами или ниточкой белого жемчуга. На голову можно надеть современную версию кокошника, венок из искусственных или натуральных цветов или вплести ленты. И завершит ваш образ длинная и роскошная коса.

Но главное, все аксессуары и сам наряд должны сочетаться, так как без гармонии вы не сможете достичь должного эффекта. А при соблюдении этих нехитрых нюансов вы станете настоящей русской невестой в традиционном свадебном платье.


В Древней Руси функцию свадебного наряда выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Чаще всего цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение «красивый». В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа. На венчании девушка была одета в скромный и печальный наряд. Некоторые девушки шли под венец в черном платье и черной фате. После обряда венчания невеста облачалась в праздничный, яркий, обычно красный сарафан, который символизировал начало новой жизни.

В XI-XIV в.в. на голову русских невест надевали венок, представлявший собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы, а позже в качестве свадебного украшения стал служить кокошник, и ленты, которые вплетали в волосы невесты. После свадьбы девушка косы больше не носила - это свидетельствовало о том, что она замужем.

В XV веке свадебные наряды шили из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг! До этого времени все русские невесты наряжались в народные костюмы самых разнообразных цветов. Свадебные платья боярынь и простых крестьянок различались лишь дороговизной тканей и драгоценными камнями, которыми изобиловала вышивка. На протяжении всего свадебного обряда девушка должна была менять свои наряды. Различные облачения она представляла на девичнике, на венчании, на пиру и на второй день свадьбы. Все свои платья девушка должна была шить собственноручно в течении нескольких лет. Сарафан русской невесты был необычайно красивым. Он демонстрировал навыки и мастерство рукоделия будущей жены и хозяйки, а также материальное благосостояние семьи.

Передник, надетый поверх сарафана, подчеркивал, что девушка - хорошая хозяйка. Свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был надеваться впервые, то есть его специально готовили к этой церемонии.

С начала XVIII века свадебное платье приобрело свой европейский облик. Указом Петра Первого придворные дамы должны были следовать именно европейской моде, свадебной в том числе. Так что после этого придворная мода следовала за европейской.

До Екатерины II цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции. Поскольку одно из непременных качеств наряда для бракосочетания его старомодность, традиционность, чистота и непорочность. Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал каноничным.

После 1917 года венчание отменили, а регистрацию брака начали проводить в ЗАГСах. Для свадьбы молодые использовали обычную повседневную одежду. Только в 60-е годы вновь начала появляться свадебная мода. Невесты могли купить простые модели платьев или заказать пошив свадебных нарядов, но все они были примерно одинакового вида: прямые, с кружевами и рюшами, незамысловатого покроя. Именно поэтому даже в 60-е годы XX века, в эпоху торжества мини, подвенечное мини-платье или брючный костюм, хоть и встречались, но все же были большой редкостью.

Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного. Она может выбрать любой стиль (барокко, ампир, винтаж), любой цвет (белый, зеленый, золотой, фиолетовый), любую длину (от тридцати сантиметровой юбки до шлейфа в два метра), ну и любой фасон. Конечно за несколько столетий мода сильно изменилась, но тем больше возможность выбора у современных девушек.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Русский народ всегда и в любом деле находит свой путь, отличный от других. Свадебные традиции, обряды и, конечно, костюмы молодых отличаются от тех, что приняты в других странах.

В дни, когда происходила свадьба, примирялись даже самые злейшие враги, люди забывали про все обиды и старались не задевать ничьи чувства.

Свадебный наряд невесты, к сожалению, не дошел до наших дней в том виде, в котором его носили в старину, и на современной свадьбе его не встретишь. Но, тем не менее, России можно гордиться уникальностью и необычной красочностью этого наряда, который является, причем даже самый бедный, поистине музейным экспонатом и произведением искусства, и его можно выставлять в музеях и рассказывать о нем посетителям.

А началось все достаточно просто: венки украшали голову девушки, выходящей замуж, а первым свадебным платьем была рубашка. Возможно, прообразом ее послужил греческий хитон, потому что считается, что свадебное платье пришло из Греции: там было принято простой холст прямоугольной формы скреплять на плече - назывался он "пеплос". Точно таким же образом была первая сшита свадебная рубашка невесты на Руси. Сшивался холст на плече, оставалась прорезь для головы, и сшивались бока - оставались прорези для рук. Все это вышивалось красивым рисунком, который являлся оберегом невесты, вышивка шла по вороту и подолу, рукава в те времена не расшивали. И в то же время это было первое украшение свадебного платья невесты на Руси. Позже к наряду добавились ленты, которые либо вышивали, либо вязали сами невесты, ленты крепили как на голову, так и на рубаху, и при ходьбе они развевались, придавая девушке некоторую таинственность и легкость. А еще вышивка защищала девушку, вывязанные же ленты тоже были своеобразным оберегом и талисманом. Все украшения в то время были знаковыми, и что-то да обозначали. Иногда под венок одевали покрывало, это было своеобразной фатой, потом в некоторых областях Руси эта традиция отошла и возродилась уже вместе с европейским белым платьем невесты.

И лишь спустя несколько столетий на Руси появился «завершенный» наряд невесты, то есть поверх рубахи стали надевать сарафан. И он на долгие годы прочно занял свое место в убранстве невесты на Руси.

Основной цвет в свадебном обряде и костюме - это красный. Белый цвет на Руси всегда считался цветом святости и не применялся в свадебных нарядах, будь это сватовство, венчание или непосредственно свадьба. Сейчас белый цвет символизирует невинность и целомудрие, но в те времена белый цвет был цветом траура, причем даже не столько траура, сколько прошлого, памяти и забвения.

Стоит отметить, что нарядов на свадьбу невеста имела несколько: один предназначался на девичник, другой - на венчание и последний - на саму свадьбу, которая проходила после венчания.

Более того, невеста на венчание одевалась скромно и зачастую - в черные цвета. Это символизировало то, что девушка «умерла» для старой семьи и для своего девичества. После венчания ее облачали в красочное и необычайно богатое убранство, показывая тем самым, что она радостно вступает в новую семью и у нее начинается новая жизнь.

Даже само слово - облачали - такое красивое, глубокое и емкое, говорит о том, как бережно на Руси относились к вступлению в брачный союз двух людей, и как ценилось рождение новой семьи. Девушку любовно и старательно облачали, убирали, наряжали и готовили к новой для нее жизни. Женщина, которая помогала одевать невесту, называлась "снарядиха", обычно это делала близкая родственница невесты. Обувь для невесты присылал жених - этим он показывал, что теперь она с ним пройдет по всей жизни. А надевал девушке башмачок так называемый "свадебный отрок" - им так же должен был быть кто-то из родственников невесты.

Каждый регион Руси имел свой свадебный костюм, но он неизменно состоял из рубахи и сарафана, отличие заключалось в отделке, поясе, которым подвязывался сарафан, в украшениях, которые надевались на шею и голову.


Фотограф Чикина Ольга

Существовали и свадебные приметы, связанные с нарядом невесты. Например, в подол перед свадьбой вкалывали булавки - от сглаза. В обувь клали монетки, что символизировало богатую совместную жизнь. А молодоженов осыпали овсом или рожью.

Если свадьба происходила в богатом и княжеском семействе, то невеста надевала еще и мантию - это нечто вроде плащика, который накидывали поверх сарафана. Мантия шилась из дорогих и тяжелых тканей, например, из парчи. Накидка эта обязательно отделывалась шитьем и дорогими камнями.

А в других губерниях одевали душегрейку, которая тоже была праздничной и напоминала жакет, весь расшитый и украшенный узорами, принятыми в данной области. Только жакет этот был очень короткий.

Свадьбы на Руси, как правило, справляли осенью и зимой - в довольное суровое время года. Именно поэтому убранство невесты было столь «массивным», ведь нужно было и наряд показать, и при этом он должен был согревать девушку.

В основном праздничные наряды невест различались только по богатству шитья и отделок, но в обязательном порядке основу его составлял сарафан и рубаха под ним, и, конечно, череда нижних юбок, которые придавали пышность - в ту пору ценились девушки округлых форм.

Свои наряды девушки получали либо по наследству и добавляли в отделку что-то свое, либо сами шили, начиная готовиться к свадьбе, будучи еще совсем юными, вкладывая в каждый стежок вышивки свою душу. Может, поэтому готовый наряд выглядел столь завораживающе красиво.

После свадьбы существовал еще один наряд - уже для молодой жены: на второй день свадьбы она выходила к гостям в лучшем платье и в пышной поневе, которая была очень густо расшита орнаментом и имела темный цвет. Понева - это такая запашная юбка, порой их было несколько. Талию опоясывал широкий тканый или вывязанный пояс. На голове красовался убор замужней женщины.

Красный цвет в убранстве невесты на Руси царил до правления Екатерины II, которая первой сделала свой свадебный наряд белым. И он закрепился в России, отодвинув прежний, который стал постепенно олицетворять собой старомодность и традиционность.

Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.