Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сценарий праздника весны для малышей. Весенний праздник Как хорошо весной

Дети входят в зал под песню «Весна», садятся на стульчики. №1

Посмотрите за окно:

Светом залито оно!

Все от солнца жмурятся.

Ведь весна на улице!

Птицы весело щебечут, белка серую шубку поменяла на рыжую, лисица из старой норы в новую перебирается, медведь – встал и вышел из берлоги, Ворона в первой луже купается…

Какое прекрасное время года – весна.

В природе бывает три весны:

Весна света – март,

Весна воды – апрель,

Весна зеленой травы – май.

(Выходят 3 ребёнка в костюмах весенних месяцев.) №2

Март. Чтоб весна пришла опять,

Надо нам её позвать.

Апрель. А зима нам надоела

И весь хлеб у нас поела.

Май. Зима, зима, ступай за моря!

Весна, весна, проснись со сна!

Ребята, познакомьтесь, это весенние месяцы. А вы знаете, как их зовут?

Дети. ………

А пришли они к нам Весну встречать, птиц зазывать. И погода для этого сегодня чудесная.

Так давайте все вместе позовём Весну – красавицу. Крикнем:

Весна, Весна, проснись со сна!

(Все дети кричат. Заходит Кикимора Болотная) №3

Кикимора.

Кто меня кликал? Кто меня звал?

Мы Весну звали, а не вас. Кто вы такая?

Кикимора.

Я Кикимора Болотная. Весна-то вам зачем? Я вполне могу за неё сойти.

А что вы умеете делать?

Кикимора (думает, загибает пальцы).

Аукать громко могу. Ау! Ау! Горшки бить могу! Воду мутить. Людей в лес заманивать. И детей воровать. (Подходит к одному из детей, пугает.)

Э-э, нет! Так не пойдёт! Придётся нам прогнать эту Кикимору.

Кикимора (плачет).

Не хочу! Не надо!

Хорошо. Тогда сделаем так: поиграем вместе в игру, а там уж посмотрим, что с вами делать.

(Проводится игра «Летает – не летает».)

Кикимора.

Ой, ой! Какие вы все умные!

(Раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон) №4

Ребенок-почтальон

Телеграмма, телеграмма!

Я бегу к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной

Адрес очень точный: поселок Барсово, детский сад «Рябинка».

Спасибо почтальон. (Хочет взять телеграмму, но не успевает, в это время Кикимора выхватывает телеграмму из рук у почтальона.)

Кикимора.

А я вам телеграмму не отдам.

Давайте его сюда! Мы прочтём телеграмму, узнаем от кого она! (Читает.)

Чтобы жить вам веселее,

Чтоб смеяться и плясать,

Надо птиц позвать скорее

И меня, Весну встречать!

Я хочу вас пригласить

На полянке погостить,

Чтоб потом мы вспоминали,

Как со мною здесь играли,

Чтоб поляночку найти,

Надо мостик перейти,

А потом через болото,

А потом, кому охота,

Ручек перешагнуть,

Здесь найдете вы меня.

В добрый путь, смелей друзья!

С нетерпеньем жду я вас! ВЕСНА-КРАСНА

Кикимора.

Ой-ой! С Весной шутки плохи! Пора мне убираться восвояси. (Убегает.)

Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в путь дорогу

(Дети проходят препятствия, звучит веселая музыка.) №5

А вот и мостик. (Проходят по мостику.)

А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают).

Вот и кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то промочите ноги в болоте.

Вот мы и пришли. Какая полянка красивая. А где же Весна - красна?

Давайте позовем её.

(На полянке появляется Весна.) №6

Я, Весна – Красна

Бужу Землю ото сна.

Наполняю соком почки.

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

(Дети водят хоровод «Веснянка».) №7

Дети садятся на свои места.

Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришла на полянку ко мне в гости, послушать мои рассказы, поиграть, повеселиться.

Ребята, а вы хорошо знаете приметы? Давайте проверим.

Приметы весны: (для детей)

1 ребенок.

Придёт март – капельник – и зима заплачет.

2 ребенок.

Увидел скворца, - знай, весна у крыльца.

3 ребенок.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

4 ребенок.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

5 ребенок.

В апреле ясные ночи заморозками кончаются.

А еще когда, я к вам шла, услышала в лесу, как зимующие птицы вели разговор с перелетными птицами. Очень интересный разговор…

Инсценировка. №8

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Расскажите птицы,

Где вы побывали,

Расскажите птицы,

Что вы повидали?

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега нету.

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы и бананы.

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу - воробью.

Вы б для нас потанцевали,

Мы вас очень, очень ждали!

Чтобы было интересней,

Мы танцуем с вами вместе. (Исполняется танец по выбору специалиста.)

Я синичка, птичка – невеличка.

Обращаюсь к вам друзья!

Дети, гнезд не разоряйте!

Птичий дом не трогайте!

Яиц из гнезд вы не берите,

Нас, друзья вы берегите!

(Ребенок, сидящий в массе детей, встает и говорит.)

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам

А как же звери встречают весну?

Давайте, ребята, попросим их рассказать.

(Летит Сорока, облетев круг, останавливается в центре.) №9

Я - весёлая Сорока, я - Сорока-белобока!

Новость слышала в лесу, на хвосте её несу!

Расскажу всему я свету, что зимы давно уж нету!

(Зовёт.) Мишка-Мишенька, вставай!

(Из домика выходит Медведь.) №10

Что случилось, Белобока?

Нет зимы, пришла весна!

Без заботы и тревоги

Спал медведь в своей берлоге!

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет, вот беда!

Вылез он и видит - лужа!

Тает снег, пришла весна!

Ура! Лапу я сосал полгода, а теперь наемся мёда!

(Медведь садится на скамеечку.)

Зайки! Заиньки!

(Из-за ёлочки выбегают три зайчика.) №11

Зайцы (хором):

Что случилось, Белобока?

Нет зимы, пришла весна!

Зайцы (хором):

Ура! Шубку нам менять пора!

1-й Зайчик:

Зимой мы были белые!

2-й Зайчик:

А летом будем серые!

3-й Зайчик.

Звери в лесочке дрожали зимой,

Некуда было им деться!

Лиса! Лисонька!

Лиса: (выбегая из-за ёлочки): №12

Что случилось, Белобока?

Нет зимы, пришла весна!

Значит, песни петь пора!

Пляшут от радости звери -

Солнца так много в апреле!

Звери веселятся, имитация движений. №13

На метле влетает Баба-Яга, звери убегают. №14

Баба Яга.

Расплясались! Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу, она вам покажет

(Свистит.) №15

Плавно входит Туча. №16

Этот свет - мне лютый враг!

Напущу я тьму и мрак!

Не люблю я в мире жить,

Да и вам не дам дружить!

Выбегают "лучики" с цветными лентами, исполняют танец.

По окончании музыки выходит Солнышко. №17

Солнышко.

Я солнышко лучистое,

Тепло и свет несу,

Улыбки возвращаю вам,

И радость всем дарю!

Звучит музыка Вивальди "Весна". Дети-лучики, кружась в танце, выталкивают Бабу Ягу и Тучу из зала.

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется!

Дождик, дождик! Поливай!

Будет хлеба каравай!

Солнышко.

Солнышко не хмурится,

С вас не сводит глаз,

Потому что Солнышку

Нравится у вас!

Спасибо, Солнышко!

Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

Весна, а ребята хотят тебе рассказать стихотворения о тебе, они тебя так ждали

Расскажите, я с удовольствием послушаю.

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе березы…

Пришла Весна. Зиме конец!

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла весна!

Ведущая. Фон музыкальный. №18

Вот и кончилась зима. Радуйтесь, пришла весна!

Первым солнышко проснулось, добрым людям улыбнулось.

Зазвенели ручейки, распускаются цветы.

1 ребенок

Мы сегодня рано встали, нам сегодня не до сна.

Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна!

2 ребенок

Ждем весны давным-давно, а ты бродишь где-то.

Без тебя ведь не придет солнечное лето.

3 ребенок

Солнца лучик золотой заглянул к нам в детский сад.

"Очень хорошо весной!" - все ребята говорят.

Дети исполняют песню про весну «Весенняя капель» №19

Весенняя капель

Что за музыка на улице слышна

Это снова на дворе поет весна

Птичьи трели засвистели и капели зазвенели

Светлой музыкой вся улица полна

Открывайте шире двери

Просыпайтесь птицы, звери

Отступила злая зимушка - зима - а - а

Позабыли мы про стужу

Стали нам совсем не нужны

Холод и немая тишина

Зимний холод и немая тишина

Что за музыку я слышу за окном

Все растаяло, что было зимним сном

И весенним водопадом звон сосулек громко капал

Засмеялось, зазвучало все кругом

Эта музыка, как вешняя вода

С нею нам не будет скучно никогда

Там мелодия повсюду вместе с нею петь я буду

Эту музыку запомню навсегда

Выглянул подснежник

В полутьме лесной,

Маленький разведчик,

Посланный весной.

(На полянку выбегают цветы.)

1-й Цветок.

Сколько солнца, сколько света

Принесла Весна для всех!

2-й Цветок.

На полянке у Весны

Распускаются цветы

Небывалой красоты!

3-й Цветок.

Просыпается природа,

Умывается росой!

4-й Цветок.

И, конечно, все зверята

Просыпаются весной!

А цветы-то, а цветы,

Ароматны и нежны.

Пчелки, пчелки, летите

И цветочек свой найдите.

Танец «Цветы и пчелы»

Порадовали вы меня, какие вы веселые, и танцевать умеете, и песни петь, а стишки какие хорошие рассказали. Весело мне с вами было.

Хорошо весной гулять –

И Весну-Красну встречать.

Спасибо, весна, что пригласила нас к себе на полянку. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.

Жду вас еще в гости.

До свидания Весна. (Прощаются. Дети возвращаются в детский сад.) (Преп. №5.)

Список использованной литературы:

1. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. (Вместе с детьми.)

2. «Музыкальный руководитель» №8 2011 г.; Издательский дом «Воспитание дошкольника»; Главный редактор Т.Б. Корябина.

3. Н. Луконина, Л. Чадова «Праздник в детском саду для детей от 2 до 4 лет»; 5-ое изд.-М.Айрис-пресс, 2007.

4. «Праздники в детском саду» Михайлова М.А., Академия развития Академия и Ко, 1998 (серия «Детский сад: день за днем»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Шумовые и звуковые эффекты:

muzruk.if.ua/pesni/minusovki?start=5,

xmusic.me/q/lsm8y7Xm5cmQxorktv...Hi797n8pYyS5IjG/page/2/

музыка М. Еремеевой, С.Мерзляковой

x-minus.org/track/120306/мария-войнова-про-весну.html

www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnik-ptic-53639.html

b-track.ru/song/118598/Детские-Песни/Весенняя-капель/

Участки подготовки:

– подготовка инсценирования утренника;

– подготовка стихотворений: о весне, «Мы вставали ночью даже…»;

– поиск, разучивание примет и пословиц марта, апреля, мая;

– разучивание загадок о птицах;

– подготовка инсценировки «Лесные звери встречают весну»;

– подготовка инсценированных стихотворений «Подснежник», «Первоцвет».

Оборудование и реквизит:

– вырезанные из цветной бумаги весенние цветы, надувные шары для украшения зала;

– запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;

– призы для награждения учеников-художников;

– запись песни «Скворцы прилетели»;

– запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Действующие лица:

Ведущий (учитель или ученик, ученица старшего класса);

Чтецы стихотворений о весне (3 учеников 2 класса);

Весна (ученица старшего класса или кто-либо из мам);

Март, Апрель, Май (ученики 2 класса);

Чтецы примет марта (5 учеников 2 класса);

Чтецы примет и пословиц апреля (4 ученика 2 класса);

Чтецы примет и пословиц мая (5 учеников 2 класса);

Чтецы стихотворения «Мы вставали ночью даже…»;

Еж, Белка, Лиса, Волк, Медведь (ученики 2 класса);

Чтецы стихотворения «Подснежник» (2 ученика 2 класса), Подснежник (ученик 2 класса);

Чтец стихотворения «Первоцвет», Первоцвет (ученики 2 класса).

Ход утренника

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по пригоркам шумят.

Какие замечательные стихи! Слова льются, как весенний ручей. Зажурчал наш поэтический ручеек. И он продолжает журчать.

Трое учеников читают стихотворения о весне, найденные и подготовленные самостоятельно (с помощью родителей).

Ведущий. Многие писатели и поэты описывали это время года. А замечательный русский композитор П.И. Чайковский сочинил удивительную по своей красоте весеннюю музыку.

Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка». Под звуки музыки входит Весна.

Я – весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, дети! Я не могла не прийти на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и мои сыновья: Март, Апрель, Май (входят весенние месяцы). В природе бывает три весны. Март – весна света, апрель – весна воды, май – весна зеленой травы.

Март. А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта. У меня есть свои приметы, их уже давно отметили люди. Может, и вы их знаете?

Ученики называют приметы марта, пословицу о марте.

1-й Чтец. Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

2-й Чтец. Синие облака в марте к теплу или к дождю.

3-й Чтец. Из березы течет много сока – к ненастью.

4-й Чтец. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

5-й Чтец. Длинные сосульки – к долгой весне.

Желающие ученики делают свои дополнения.

Апрель. И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий. А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют? (Ученики отвечают.)

Апрель. Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

1-й Чтец. Апрель с водой – май с травой.

2-й Чтец. Не ломай печей, еще апрель у плечей.

3-й Чтец. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

4-й Чтец. Весной береза раньше ольхи лист распустит – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

Май. Май – предвестник лета. Я самый теплый, но все еще весенний и порой капризный месяц, могу неожиданно стать холодным, дождливым. Но это не так уж и плохо. Вот о чем говорят мои приметы. (Чтецы произносят приметы мая.)

1-й Чтец. Май холодный – год хлебородный.

2-й Чтец. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

3-й Чтец. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

4-й Чтец. Соловей поет всю ночь – к сухой погоде.

5-й Чтец. Поздно расцвела рябина – к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, за то, что так хорошо знаете моих сыновей.

Ведущий. Ребята и песню о тебе, Весна, знают.

Исполняется песня «Здравствуй, весна!» (музыка К. Островского, слова О. Высотской).

Весна. Мне очень приятно, что вы радуетесь моему приходу, и я рада встретиться с вами, ребята. Я сразу же обратила внимание на то, какие красивые рисунки вы посвятили мне.

Ведущий обращает внимание присутствующих на стенд с рисунками, комментирует их. Весна вручает призы лучшим художникам.

Весна. Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Группа детей представляет птиц (загадывает загадки).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

5-й Чтец (Скворец). Ребята, вы меня узнали? Кто не узнал – разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня… (скворец).

2-е Чтецов (поочередно).

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели,

Прилетели,

Прилетели наконец!

Звучит запись песни «Скворцы прилетели» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского).

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И конечно, видел сны?

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу.

Заливает – не до сна!

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Но как же поживают мои первые цветы?

Исполняется инсценированное стихотворение «Подснежник».

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник,

Проснулся в лесу,

Подснежник, подснежник,

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри, в такой одежде

Насморк схватишь ты!

Подснежник.

А вот мне не спится.

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Весна. Спасибо тебе, Подснежник, за твою заботу. А вот еще один весенний цветок.

Исполняется инсценированное стихотворение «Первоцвет».

Первоцвет.

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сомни его –

Мягкого, пушистого

Друга моего.

Берегите, ребята, моих прекрасных друзей, не мните, не срывайте их, и они отблагодарят вас своей красотой. Ну, а я благодарю вас за стихи и песни, рассказанные и спетые для меня и моих сыновей.

Звучит запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Весна и весенние Месяцы покидают зал.

Спасаем Весну.

Дети заходят в зал под музыку, садятся на стульчики.

Ведущий: Мы собрались сегодня в зале,

Чтоб о весне начать рассказ.

Всю зиму долгую мы ждали

И очень рады ей сейчас!

Ребята, позовём Весну песней? Она услышит наши звонкие голоса и придёт.

Дети исполняют песню «Весна»

Звучит музыка заходит Зима.

Зима: Я Зимушка-Зима

Одетая в снега

Люблю я холод и мороз,

Ребяток щиплю я за нос!

Вед: Но мы Зимушку не звали, от тебя мы все устали!

Зима: Как устали? Вам же было весело. Вы катались с горок, играли в снежки, в снегу кувыркались, а коньки? А лыжи? Неужели вам не нравилось?

Вед: Нравилось! Только мы с тобой уже долго были. Теперь хотим пускать кораблики в ручьях, услышать пенье птиц, увидеть красивые цветы… Да и на солнышке погреться.

Зима: Нет! Не будет этого! Я Весну убаюкала, её домик снегом замела, оконца льдом закрыла, а замок заморозила. Спит ваша Весна. Я теперь всё время с вами буду! Будем веселиться, на морозе резвиться!

Ведущий: Ребята, надо Весну спасать! Иначе не видать нам весеннего пробуждения, весеннего обновления. Природа так и будет спать. Нужно Весне позвонить и её разбудить.

Зима: Ничего у вас не выйдет!

Ведущий: А мы постараемся.

Зима: Только и я постаралась, столько холоду-морозу напустила, что спать будет Весна крепким сном! Но, если сможете с моими чарами справиться, то так и быть, уступлю Весне дорогу! А пока пойду, ещё снега намету!

Зима уходит.

Ведущий «набирает» номер Весны.

Ведущий: Сейчас мы с Весной через волшебное зеркало свяжемся.

Включается видеопроектор.

Весна просыпается, потягивается, смотрим по сторонам, берёт своё зеркало.

Ведущий: Здравствуй, Весна!

Весна: Здравствуйте!

Ведущий: Это ребята из детского сада. Просыпайся, выходи на улицу! Мы тебя очень ждём!

Весна: А что случилось? Почему я так долго спала?

Ведущий: Тебя Зима убаюкала, терем твой снегом замела.

Весна смотрит в окно, пробует открыть дверь.

Весна: Ребята, помогите мне. Зимние чары сильные, а я ещё слаба, не могу снег растопить, не получается дверь открыть.

Ведущий: Поможем Весне?

Дети: Да!

На проекторе включается заставка зимнего леса.

Ведущий: Как вы думаете, что нужно, чтобы снег начал таять?

Дети отвечают. Подводим ответ к тому, что нужна капель.

Ведущий: Мы с вами знаем песню про звонкую капель. Попробуем её спеть, может снег у домика Весны начнёт таять.

Дети поют песню «Апрель».

Включается проектор.

Весна: Ребята, ваша песня растопила лёд на моих окошках. Но солнышка мало, оно ещё не такое яркое и не может растопить снег вокруг моего терема. Что же мне делать? Как побороть чары Зимы?

Ведущий: Мы поможем тебе! Мы поиграем с Солнышком оно заулыбается и начнёт светить ярче!

Весна: Хорошо, ребята! Вы такие смелые и весёлые, я думаю у вас получится!

Ведущий: Ребята, вставайте. Давайте станцуем наш весёлый солнечный танец.

Исполняется танец «Трали-вали-бом».

Ребёнок: Где ты, Солнышко? Проснись!

Где ты, Солнышко? Вернись!

Освети нас, обогрей!

Приходи же к нам скорей!

Сыпать снег уже не надо,

Кап-кап-кап! Весна настала!

На проекторе появляется солнышко.

Ведущий: Какое стало солнце яркое, весеннее, тёплое и ласковое! А как же Весна? Посмотрим?

На проекторе домик Весны.

Весна: Какие же вы, ребята, молодцы! Снег-то вокруг моего терема от такого весёлого солнышка растаял! Подходит к двери, пытается открыть.

Ведущий: Зима сказала, что замок заморозила, вот у тебя и не получается дверь открыть. Подожди немного. Мы сейчас его откроем!

На проекторе весна. Дверь с замком.

Ведущий: Вот у нас висит замок. Кто его открыть бы мог?

Дети: Мы!

Проводится пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны

Ведущий: Сначала попробуют девочки.

Девочки играют в игру.

Ведущий: Теперь мальчики.

Мальчики играют в игру.

Ведущий: А теперь попробуем все вместе! Мальчики, девочки и гости!

Замок на проекторе открывается.

Ведущий: Посмотрите, замочек-то открылся!

На проекторе Весна.

Весна: Зиму лютую мы победили,

Холодное сердце её растопили!

Из своего теремочка я выхожу,

К вам, ребята, спешу!

Ведущий:

Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель, отворим окно и дверь,
А уж как придёт май,
Солнце в терем приглашай.

Идет матушка весна, отворяй-ка ворота.

Весна заходит в зал.

Весна: Здравствуйте, Ребята! Здравствуйте мои спасители!

Пробуждаю я природу
После зимних вьюг и сна .
Всем известно – год за годом
Начинается Весна!

Я – Весна-Красна,

Вам тепло принесла.

Будет вам уже сидеть,

Давайте хороводы водить, да песни петь!

Хочу, чтобы в апреле «Весняночку» вы спели!

В круг вставайте поскорей, сразу будет веселей!

Исполняется хоровод «Веснянка».

Весна: Молодцы, ребята! Долго я спала. Вижу, что вы уже заждались меня! А что вы про меня знаете?

Ведущий: Знаем мы поговорки о весне. Послушай, ребят.

Дети говорят пословицы о весне.

Весна: Много вы знаете! Многое умеете! Хочу я вас ещё в одном деле мне помочь. Нужно мне успеть листочки на деревьях распустить. Поможете?

Ведущий: Конечно поможем! Вот у нас два деревца. Разделимся на две команды. И приклеим листочки к дереву.

На мольбертах контуры дерева, на столиках приготовлены листочки и клей-карандаш.

Весна: А ещё нужно мне полянки да проталинки цветами весенними украсить. Вот у меня корзинка с цветами, а вот и полянки.

Ведущий:

Ведущий: Посмотри, Весна, как дети справились с твоим заданием.

Весна: Молодцы! Спасибо вам ребятки за всё! За то, что разбудили меня и от чар Зимы седой избавили! За то, что помогли из терема выйти и за то, что поиграли со мной. Ну и я в долгу не останусь. Есть у меня для вас подарочки. Капельки волшебные, которые в сосульки превращаются, но они не холодные, а фруктовые!

Весна раздаёт капельки, на обратной стороне которых конфеты-леденцы.

Ведущий: Спасибо тебе Весна-красна за твои подарки и тепло!

Весна:

Спасибо вам за то, что меня ждали,

Весело встречали, пели да плясали!

А теперь настало время расставаться,

В путь-дорогу собираться!

Дел у меня ещё много:

Принести для лугов покрывала из цветов,

Принести для полей стрелы звонкие дождей!

Принести для елки новые иголки!

До свиданья!

Ведущий: Весну красную мы встретили, да как наш праздник прошёл, не заметили! Под весёлый перепляс распрощаемся сейчас!

На проекторе видеоклип на песню «Весна» в исполнении Марии Воиновой, дети свободно танцуют под музыку.

А сейчас, ребятки,
послушайте загадки
Загадки

1. Сели детки на карниз
И растут всё время вниз (сосульки)

2. Прошла зима и каждый рад,
Спешит весна и месяц (март)

3. За ним другой стучится в дверь
Он называется (апрель)

4. И третий месяц вспоминай,
Как называется он (май)

5. Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку и по цветку (весна)

6. На шесте дворец, а во дворце певец
А зовут его (скворец)

Ольга Василевская
Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе «Зима не даром злится, прошла её пора»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе. «Зима не даром злится, прошла её пора»

(Дети входят парами в зал под музыку «Пусть весна для тебя счастливой будет»)

ВЕД: Опять природа пробудилась

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

«Пришла Весна! Пришла Весна!»

ДЕТИ: Ласковое солнышко

В небе загорелось

От весеннего тепла

Всё вокруг согрелось.

ДЕТИ: И на землю тёплые

лучики упали.

Ручейки весенние

С горки побежали.

ДЕТИ: Закружились в вышине

И запели птицы

И, конечно же, теперь

Дома не сидится.

ДЕТИ: Напились берёзки

Снеговой водицы

Ветер растрепал им

Длинные косицы.

ДЕТИ: Слышен звук капели

Утром в тишине

Вместе мы запели

Песню о весне.

ВЕСНА- КРАСНА ИДЁТ песня

(сели на стулья)

ВЕД: Весну пришла пора позвать,

Чтоб этот праздник продолжать.

Её все вместе позовём:

ВСЕ: Весна, весна, тебя мы ждём!

(Под музыку входит Зима)

ЗИМА: Весну встречать? Ну уж нет! Никакой Весны вам не видать! Крепко я её держу в своих руках! Мёрзнете все, не видать вам тепла и цветов!

ВЕД: Как же мы без Весны, цветы никогда не расцветут, ягоды никогда не поспеют, звери умрут от голода, рыбы так и будут жить подо льдом, а люди никогда не согреются под тёплым солнышком.

ЗИМА: Ну и что, зато будем с горки кататься, снежками кидаться, в сугробах валяться.

ВЕД: Что же нам делать, ребята, как нам Весну отогреть, да одолеть Зиму лютую?

ЗИМА: Да, никак! Ничего у вас не выйдет. Только весёлый, дружные, да находчивые могут меня одолеть, а вы скучные, грустные, родители сидят полусонные, затихли от страха! А Весну я спрятала, замела, заморозила!

ВЕД: А мы не испугаемся и пойдём сейчас искать и спасать Весну. Вставайте в круг и в дорогу.

ИГРА – ТАНЕЦ РУЧКИ, РУЧКИ!

ЗИМА: Да, весёлый танец и вы оказывается не такие унылые! Да Весну вам всё равно не найти!

ВЕД: А мне кажется, мы на верном пути, только согреть нам её надо, чтобы сбросила она с себя холод да стужу. А для этого нам понадобится соткать солнечную пряжу из лучиков.

ЗИМА: Так это надо уметь прясть, а ваши девочки-белоручки, они небось и шнурки не умеют завязывать.

ВЕД: А вот и нет, выходите девочки, да спрядите солнечную пряжу

ДЕВОЧКИ: О, чудо, солнечная нить!

Приходишь ты Весне в подмогу

Ничто с тобою не сравнить,

Ты освещаешь ей дорогу.

ДЕВОЧКИ: Ты можешь быстро разбудить

Зверей и сонный мир растений.

Сердца от холода согреть

О, солнца луч, ты просто гений!

Песня «Прялица» Парцхаладзе

ВЕД: Вот и потеплей стало замечательную солнечную пряжу сделали наши рукодельницы. (показывает)

ЗИМА (со страхом) Ох, что-то душно мне, жарко, наверное Весна уже близко.

ВЕД: Я слышу чьё-то пенье, по-моему Весна нашла дорогу к нам!

ПРИХОД ВЕСНЫ.

ВЕСНА: Я Весна-красна,

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход,

Всюду- в поле и в лесу

Людям радость я несу.

ВЕСНА: Услыхала я песни ваши весёлые и согрелась. Как у вас тепло и весело!

ЗИМА: Весело ей! А мне что теперь делать, плакать? Не хочу уходить, не хочу грустить!

ВЕД: Да не будем мы грустить и ссориться, давайте помиримся. Сейчас ребята вас научат одной игре, которая мирит все кто в ссоре. Вставайте в пары, делайте кружок.

ПОБЕЖАЛИ ПАРАМИ СКОРЕЙ .

(сели на стулья)

ВЕСНА: Смотрите, ребята, что я вам принесла, это весенние цветы, они первые появляются из-под снега, и зовутся они-…. (подснежники). Давайте станцуем с ними.

Берите, девочки, подснежники и вставайте на танец.

ТАНЕЦ ПОДСНЕЖНИК. Муз П. И. Чайковского (танцуют девочки )

ЗИМА: (слышится пение соловья) Кто это поёт? Ребята, вы не знаете?

(соловей)

ЗИМА: (радостно) А зачем он поёт, это он меня зовёт!

ВЕД: Соловей не зря поёт

Танцевать ребят зовёт.

РЕБ: Эта маленькая птица

Петь большая мастерица

На берёзке средь ветвей

Трель заводит соловей.

В РОЩЕ ПЕЛ СОЛОВУШКА - танец

ВЕСНА:А вы не забыли, что вместе с весной приходит праздник всех женщин и девочек.

ЗИМА: О, это значит и мой праздник, я ведь тоже женщина.

ВЕД: И твой тоже, и мой, и Весны. Посмотри, какую весёлую сценку приготовили дети к этому дню.

СЦЕНКА БАБУШКИ.

(Выходят две девочки или два мальчика, наряженные в бабушек, у одной коляска с ребёнком.)

1Бабушка: Скоро женский день, Андреевна,

Как решила ты справлять?

2 бабушка: Да ведь знаешь, что, Сергеевна,

Внука буду я качать.

1 Бабушка: Сколько ты их перенянчила.

Каждый праздник, каждый год!

Только я своим сказала: «Хватит, мой пришёл черёд!»

А тебе, небось забудут и подарок подарить?

2бабушка: Видишь, платочек подарили,

Век его мне не сносить.

1 бабушка: Эко диво! Каждый год

Зять тебе платок несёт!

А к нему ещё внучка,

Посиди-ка с ним пока.

Будто праздник лишь для них,

Для таких вот молодых!

(выходит модная девушка с кудрями)

1 бабушка: Вишь! На праздник собралась!

Нарядилась, завилась!

(выходит девушка, нагруженная сумками)

Модница: Зина, милая, привет!

Сколько зим, да сколько лет!

Мы не виделись с тобой.

Не спеши, постой со мной.

Вся в делах, не отдохнёшь,

Расскажи, как ты живёшь?

Девочка с сумками: Видишь, сумки в дом несу.

Женский праздник на носу.

Всем нажарила котлет,

Накрошила винегрет.

Модница: Дорогая, ты поверь

У самой по крышу дел!

Надо ногти нарастить,

В танцевальный клуб сходить,

Да солярий посетить.

Уж не знаю, как и быть?

С сумками: А как детишки поживают?

Модница: А бабушки на что бывают?

Заболталась, мне пора,

Целую, милая, пока!

(зять выходит с сумками)

2 бабушка: Ой, смотри, мой зять идёт

Сумки полные несёт.

Зять: Ох, устал я, в самом деле,

Вам продукты покупать

В магазинах, что за цены!

Сколько надо получать! (смотрит чек)

1 бабушка: Ты бы, милый в магазин

Не только в праздники ходил.

Дети 2 человека: Бабушки, папы, хватит ругаться.

Надо друг друга понять постараться.

Все вместе встают: Взрослые люди, живите вы дружно

И помогайте всегда, когда нужно! (уходят)

( в конце сценки выходят все дети в центр зала)

РЕБ: Пусть природа по весне

Хочет всем привет отправить

Всех сегодня нужно мне

С Женским праздником поздравить.

РЕБ: От души поздравить надо

Воспитательниц детсада,

Тренера в спортивной школе,

Что зовём мы просто Олей

А букет красивый самый

Приготовлю я для мамы!

Ребенок: Если бабушка сказала:

То не трогай, то – не смей.

Надо слушать, потому что,

Дом наш держится на ней.

Ребенок: Посвящает воспитанью,

Папа свой свободный день.

В этот день, на всякий случай,

Прячет бабушка ремень.

Ребенок: Ходит в садик на собранья,

Варит бабушка бульон.

Ей за это каждый месяц,

Носит деньги почтальон.

ПЕСНЯ БАБУШКА . ( с солистами)

(в конце сели)

ЗИМА: Ну, бабушки-то точно за меня будут, они уже понимают в жизни толк. Сейчас мы покажем мастер класс по домашним делам и заботам. Пока мама на работе бабушка прибежала, пол намыла, кашу сварила, ребёночка покачала и начинай сначала. А как играть в эту игру покажут наши дети, они хоть и без опыта, на с огромной энергией.

ИГРА УСПЕЙ ВСЁ.

(Выбирается 2 мамы или 2 бабушки, под быстро меняющуюся музыку дети варят кашу, качают ребёнка и моют пол)

ВЕСНА: А сейчас я свою команду пап и дедушек, они подходят к выполнению домашних забот с выдумкой и интеллектом.

КОНКУРС: СОСТАВЬ СЛОВО .

(Для этого потребуется 4 папы или дедушки. На них надеть жилетки с буквами на спине и груди. Буквы: Ш Е Н А

Вопросы (по свистку): 1) Бывает рыба, бывает инструмент.

2) Бывает футбольным, бывает пшеничным

3) Чего не утаишь в мешке?

4)Бывает морской, бывает для бритья.

ВЕСНА: Какие дружные у вас родители, как дружно они хлопают, поддерживают друг друга в конкурсах. А ребята дружные? (Да) Сейчас проверим. Выходите на середину. ЗИМА будет вредничать и прятать кого-то из вас, отгадать кого нет –ваша задача. (Под весёлую музыку дети ходят или бегают врассыпную, затем присаживаются на корточки и закрывают глаза. ЗИМА надевает на одного из них накидку. Все открывают глаза и говорят кого нет)

КОНКУРС: КОГО НЕТ?

ВЕД: А в конце нашей конкурсной программы мы хотим поблагодарить всех родителей за помощь и станцевать танец, который называется ПОМОГАТОР. А кто у нас в семьях главный помогатор во всех областях: и приготовить еду и прибить гвоздь, и заниматься с детьми, и постричь, и пришить, это конечно мама или бабуленька. Встаньте рядом с детками по всему залу. Для начала несколько тренировочных движений. Смотрите на меня. Начинаем танец.

ТАНЕЦ ПОМОГАТОР С РОДИТЕЛЯМИ.

ВЕСНА: Спасибо вам, ребята, за этот весёлый праздник. Вот эти солнышки (раздаёт 8 солнышек на резинке, одеть на ладошку) помогут вам сохранить теплоту ваших сердец и хорошее настроение, которое так необходимо всем нам.

ТАНЕЦ СВЕТИТ СОЛНЫШКО ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСНА: Пора мне за дело приниматься,

растопить снега, озеленить луга,

Перелётных птиц встречать

Весне некогда скучать!

ЗИМА: Ну и мне пора уходить, грейтесь, отдыхайте, но и меня не забывайте. До следующего года!

ЗИМА и ВЕСНА: До свиданья! (уходят )

ВЕД: Вот и подошёл к концу наш праздник.

Милые женщины, добрые, верные!

С новой весной вас, с каплями первыми!

Мирного неба вам, солнца лучистого,

Счастья заветного, самого чистого!

Много вам ласки, тепла, доброты,

Пусть исполняются ваши мечты!

(Под музыку уходят в группу).

Сценарий подготовила Кудинова Надежда Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашем детском саду «Сказка» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные,православные праздники.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Цели:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления детей о жизни в старину.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Оборудование:

  • Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
  • Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
  • Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
  • Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

Действующие лица:

  • Две ведущие,
  • Весна,
  • Маша,
  • Солнце,
  • Земля,
  • Птицы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).

1 ведущий:

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

2 ведущий:

— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

1 ведущий:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.

Игра «Золотые ворота».

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Дети садятся на стулья.

Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

Авдотья:

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети:

— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

Поют Закличку «Жаворонушки».

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!

Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.

Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

1 ведущий:

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька:

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Хоровод «Солнышко».

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Песня «Зима проходит».

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Авдотья:

— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).

Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

1-ый ребенок:

— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

2-ой ребенок:

— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Песни и пляски.

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.

Хоровод «Весну ждали».

Ведущий 1:

— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы по низким ценам в специализированном магазине для педагогов «Детские сад» — detsad-shop.ru .