Планета Вода
Загадки о Воде
Вода в музыке и литературе
Вода и ее свойства
Жизнь в Воде
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_2.jpg)
- Какая часть Земли покрыта водой?
Три четверти, 75%
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_3.jpg)
- Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким?
Тихий океан и Северный ледовитый океан
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_4.jpg)
- Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?
В Антарктиде
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_5.jpg)
- Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_6.jpg)
- «Кот в мешке».
Перечислите основные части гидросферы?
Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_7.jpg)
- Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что невкусна –
И горька, и солона.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_8.jpg)
- Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
Снежинки
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_9.jpg)
- Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_10.jpg)
- «Своя игра»
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_11.jpg)
- Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_12.jpg)
- Сколько лет рыбачил старик в известной сказке Александра Пушкина, пока не поймал золотую рыбку?
Тридцать лет и три года
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_13.jpg)
- Как называется известный балет Петра Чайковского, посвященный прекраснейшим водоплавающим птицам?
«Лебединое озеро»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_14.jpg)
- О чем писал Гаврила Державин в этих строках?
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и серебра
Копит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
О водопаде. Стихотворение «Водопад»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_15.jpg)
- «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов
Французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_16.jpg)
- «Кот в мешке»
Закончите стихотворение Леонида Мартынова:
Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста,
Что – ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватала быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Дистиллированной воде
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_17.jpg)
- Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая?
Вода безвкусна: вкус который мы можем ощущать в воде, зависит от растворенных в ней веществ
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_18.jpg)
- Почему мокрое белье на морозе высыхает почти полностью?
На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лед, но белье все-таки высыхает, так как твердая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_19.jpg)
- «Кот в мешке».
Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы?
Расширение воды при замерзании, увеличение давления
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_20.jpg)
- Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов?
Способность воды растворить многие вещества. Растворенный в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_21.jpg)
- Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда?
Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_22.jpg)
- Дайте характеристику условий жизни в водной среде.
Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_23.jpg)
- Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжелые животные?
В водной среде выталкивающая - архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_24.jpg)
- Поверхностный слой морской воды густо заселен организмами. Как вы думаете, почему?
Это теплый и хорошо аэрируемые слой воды
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_25.jpg)
- Сильное «цветение» вод, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление.
Цветение воды - это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Размножение отмирающих водорослей и бактерий вызывает острую нехватку кислорода в водоеме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяется метан, аммиак и сероводород - газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зеленые при жизни выделяют ядовитые вещества
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_26.jpg)
- «Вопрос-аукцион».
Известно, что на глубинах свыше 1000 м. Водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения.
Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_27.jpg)
Эликсир жизни
Растворы
Легенды и действительность
Краеведение
Экологический мониторинг
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_28.jpg)
- Сколько дней человек может прожить без воды?
Максимум 7 дней
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_29.jpg)
- Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевленная вода». А сколько воды в организме человека?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_30.jpg)
- «Своя игра»
Какую воду иногда называют живой?
Полученную после таяния льда
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_31.jpg)
- Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_32.jpg)
- Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле»
Леонардо да Винчи
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_33.jpg)
- Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана?
Йода и фтора
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_34.jpg)
- В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идет речь, почему в нем не тонут?
Мертвое море. Является исключительно соленым – в одном литре воды содержится более 35 граммов солей, это и не дает потонуть
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_35.jpg)
- В одном литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в два раза меньше чем в других морях и океанах. Какое море считается самым пресным?
Каспийское море
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_36.jpg)
- Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по 3 килограмма на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла?
В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_37.jpg)
- «Кот в мешке».
Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Нату» опубликовал его состав: 84%-вода; 3,6 – углекислый газ; 125% - сахар; 0,2% - жженый сахар, который придает напитку цвет; 0,2% кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток?
Кока-кола
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_38.jpg)
- Как звали бога моря у древних греков?
Посейдон
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_39.jpg)
- По легенде она родилась из морской пены.
Афродита
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_40.jpg)
- У древних народов вода считалась символом плодородия и…
Бессмертия
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_41.jpg)
- «Вопрос-аукцион»
В Средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду в виде этой геометрической фигуры. Какой?
В виде равностороннего треугольника, одна грань которого наверху
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_42.jpg)
- В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм?
Богу воды
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_43.jpg)
- В долине какой реки расположен город Альметьевск?
В долине реки Зай
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_44.jpg)
- 7 августа 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной 52 метра. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 метров. Как оно называется?
Акташский провал
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_45.jpg)
- «Кот в мешке»
- Почему Каму можно считать главной рекой Татарстана?
Из всех больших рек на территории Татарстана Кама имеет наибольшую протяженность – 380 км
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_46.jpg)
- Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_47.jpg)
- «Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки до сего дня с любовью помню тихое темное озеро», - вспоминает Федор Шаляпин. О каком озере Татарстана идет речь?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_48.jpg)
- Главными загрязнителями мирового океана являются именно эти вещества.
Нефть и нефтепродукты
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_49.jpg)
- «Вопрос аукцион»
- Известно, что составляющие нефть вещества в основном не растворимы в воде и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?
Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_50.jpg)
- Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек?
Да, произойдет сокращение водоносности рек
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_51.jpg)
- Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоемов?
Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоема к самоочищению, сократится численность видов
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_52.jpg)
- Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений
Даже самые совершенные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнения
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5481c22899f57/img_user_file_5481c22899f57_53.jpg)
Слайд 2
22 марта – Всемирный день воды
В 1992 году в Рио-де-Жанейро в рамках проводимой ООН конференции «Охрана окружающей среды и развитие ООН» Генеральная ассамблея ООН приняла решение отмечать 22 марта как Всемирный день водных ресурсов.
Слайд 3
Зачем и почему нужно экономить воду?
Слайд 4
Пресная вода планеты составляет всего 3% от общих запасов воды, причем ¾ пресной воды заморожено в Арктике и Антарктике, 1/5 часть составляет подземные воды, и лишь 1% циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет над Землей
Слайд 5
Важность воды
Без воды не смогут существовать ни человек, ни животные, ни растения. В теле взрослого человека содержится около 65%, то есть основным компонентом человеческого организма является именно вода. Биологи даже иногда шутят, что вода «изобрела» человека как средство передвижения.
Слайд 6
Без воды немыслимо вообще ничто живое на Земле, ведь некоторые растения состоят из воды на 90%, а животное, лишенное влаги погибает в течение через 4-8 суток.
Слайд 7
Песчаные дюны
К середине XXI века проблема нехватки пресной воды может стать одной из важнейших проблем.
Слайд 8
На сегодняшний день от нехватки воды сегодня страдают около 700 млн. человек – это жители 43 стран мира. Ученые подсчитали, что к 2025 году эта цифра возрастет до 3 млрд. и более. Запасы воды продолжают истощаться быстрыми темпами.
Слайд 9
Сколько воды нужно человеку?
По данным экспертов, человеку ежедневно необходимо не менее 20 литров воды: на питье, приготовление еды и для личной гигиены. Но из-за неравномерного распределения этого жизненно важного ресурса многим жителям Восточной Африки приходится обходиться лишь 5 литрами в день, а некоторым – всего 1 литром.
«Всемирный день Земли» - На Филиппинах ежегодный «зеленый» велосипедный забег. Международный день Земли провозглашен Генеральным секретарем ООН. Плакат «Красная книга». Название День Земли. Мы - гости на планете Земля. Впервые Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Движения по защите животных. В России проводится экологический фестиваль «День Земли».
«1 Апреля - День смеха» - Великобритания. Италия. Одна из самых знаменитых «уток» случилась в Швейцарии в 1957 году. Франция. А вы уверены, что у вас спина не белая и шнурки не завязаны. 1 апреля. Австралия. Соединенные штаты Америки. В разных странах отмечают этот праздник по-своему. Российская Федерация. 1 апреля - никому не верю.
«День святого Патрика» - Обычаи и традиции. Овощи, припущенные с сыром. Говядина в пивном соусе. Праздничная кухня. Символы праздника. Печенье к пиву. День святого Патрика. Лепреконы. Святой Патрик. Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. Цель. Традиция прикреплять к одежде листок трилистника. Традиция распития хотя бы одной рюмочки спиртного.
«Всемирный день здоровья» - Устойчивость к антимикробным препаратам. Тысячи болезней. Ежегодное проведение. Старение и здоровье. Гипертония. Безопасность медицинских учреждений. Борьба с болезнями. Всемирный день здоровья. Урбанизация и здоровье. Ведите здоровый образ жизни. Книжная выставка. Закаляйтесь. 194 государства мира.
«День воды» - Проблема нехватки водных ресурсов. Стихотворение о воде. Интересные факты о воде. Всемирный день воды. Уникальность воды. Берегите воду. Праздник "Всемирный день воды". Свойство воды. Уникальное свойство воды. Причины истощения запасов воды. Источник жизни - вода. Пословицы о воде. Первое уникальное свойство воды.
«Первое мая» - Майское дерево. Праздник. Живите в мире и любви. День единства. Народ с флажками. Наша сила. Сила. Радость возрождения. Секреты. Вселенная. Поздравленья. Славный праздник весны. Праздник Первого мая. Праздник весны. Долгое время. День международной солидарности. Первомай.
Всего в теме 23 презентации
Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.
Задачи:
- Показать значение воды в жизни человека
- Воспитать рачительное отношение к пресной воде
- Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью
- Содействовать развитию навыков совместной деятельности
Оборудование: презентация “Вода-источник жизни”
Ход занятия
Слайд №1 “Вода – источник жизни”
Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери
Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.
Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”
Учитель: Всемирный день водных ресурсов, проводящийся ежегодно 22 марта, является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”
Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?
(выслушиваются ответы учащихся)
Слайд №5 “Сколько воды необходимо для производства еды?”
Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.
Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.
- Регулирует температуру тела.
- Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
- Помогает преобразовывать пищу в энергию.
- Помогает усваиваться питательным веществам.
- Защищает жизненно важные органы.
- Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.
Слайд №6 “Интересные факты о воде”
Ученик: Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.
Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”
Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?
Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.
К чему может привести такое безответственное поведение?
При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.
Ученица: В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:
- рациональное использование водных ресурсов;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- повышение уровня защищённости водных ресурсов;
- принятие законодательных актов.
Ученица: Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.
А что можем сделать мы?
Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:
- Закрывайте кран во время чистки зубов.
- Вовремя устраняйте протечки.
- Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
- Не используёте токсичные удобрения в саду.
- Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
- Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды
Слайд №8 “Вода для жизни”
Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.
Викторина “Вода для жизни”
1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?
А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%
2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?
3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?
А – личная гигиена
Б – приготовление пищи
В – орошение
4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?
А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров
5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?
А - примерно 100 литров воды
Б - примерно стакан воды
В – примерно 6 литров воды
6. На изготовление чего используется больше всего воды?
А – шерсти
В – бумаги
7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?
А – 3,5 литра
Б – 3500 литров
В – 70, 00 литров
8. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?
А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины: 100 л
Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины: 1000 л
В – 1 кг риса: 1900 л/ 1 кг говядины: 100000 л
9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?
А – 400 миллионов
Б – 1 миллиард
В – 4 миллиарда
1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.
Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.
2. Озеро Байкал
3. 70% всей воды используется для орошения
4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+
5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.
Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.
Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.
Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды
Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.
7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера
Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.
Международные экологические акции в школе (7-9 классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005
Светлана Анатольевна
Для детей старшей и подготовительной группы.
Составила : воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна
Цель : Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде , обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.
Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.
Материал : картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок, соль, растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения, чайник с кипящей водой.
Материал : картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения,два мольберта.
Ход игры:
Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды . Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.
Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях : жидком, твердом, газообразном.
Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.
Опыт 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет) . Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да) .
Вывод : вода прозрачная.
Опыт 2. У воды нет вкуса .
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная) .
Вывод : у воды нет вкуса .
Опыт 3. У воды нет запаха .
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет ) . Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод : чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод : вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт 5. Лед - это твердая вода.
Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод : лед, снег - это тоже вода.
Удивительная загадка природы : каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.
Опыт 6. Лед легче воды .
Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод : Он легче воды , поэтому и не тонет.
Опыт 7. Растворяется - не растворяется
Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т. д.
Опыт 8. Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.
Опыт 9. Делаем облако.
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя .
Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.
Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.
Опыт 10. Поющий бокал.
Мокрым пальцем провести по краям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщины его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан .
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/4539c9ad3dad8cacfbb48d4bf7da30a9.jpg.jpg)
Можно воду заколдовать.
1. Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.
2. Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить (опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.
3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой , даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру : «Земля, вода, огонь, воздух» .
Играющие : становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов : земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!» , тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
(Включить запись «журчание воды » )
Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)
А что льется в ручье? (вода)
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)
Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)
В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.
Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)
Загадки : А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Без языка, а говорит.
Узнаете меня. (Ручеек)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Сперва – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз :
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне - тоже вода.)
На дворе переполох :
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)
Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.
1. Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.
2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.
3. Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды . Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.
4. Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.
5. Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
6. Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро (без воды )
7. Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.
8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море) на мольберте, групповой рисунок.
Показ мультимедийной презентации о воде .
Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/4fd1d4423c1f071b69dbe4aa4ddbe9b4.jpg.jpg)