Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сказкотерапия для детей в доу. Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Рябинка»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ермолина М.В.

2012 год Ликино-Дулево

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!


педагог-психолог

МБДОУ №24 «Звездочка»

Гусева А.С

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

Сказкотерапия - воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира .

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Н. Пезешкиана, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, В. Проппа, Е. Романовой, А. Гнездилова, А. Захарова и др.

Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией, гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых. Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности. Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

ия Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки.

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего. С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Любые персонажи волшебных сказок - добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики - являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического. Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность . Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выра­жающей некое сущностное психологическое значение, содержа­щееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и собы­тий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности , как:

  • автономность , которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность , которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность , которая состоит из нескольких компонентов :
  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять!

Как можно организовать и проводить занятия с использованием метода сказкотерапии? Хотелось бы дать несколько советов исходя из собственного опыта.

Конечно, же, прежде всего, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения(см. Приложение 1).

Затем формируются группы детей от 5 до 7 лет. Оптимальное количество детей в каждой групп, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

— Развитие фантазии и воображения.

— Развитие умения выражать свои мысли.

— Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

— Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон

— Развитие эмпатии.

— Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.

— Расширение знаний о явлениях окружаю­щего физического и социального мира.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».

Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

В приложении 2 приведены несколько вариантов «сказочных» игр для детей дошкольного возраста, которые рекомендуются для использования.

Список использованной литературы

  1. Джанни Родари. Грамматика Фантазии. Прогресс. - М., 1990.
  2. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества /Московский психолого-социальный институт. - М., 2001.
  3. Ефимкина Р. П. Детская психология. Метод. указания /НГУ. - Новосибирск, 1995.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. - СПб., 1998.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  6. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна.- М.: Аст-пресс, 1998.
  7. Пропп В. Морфология сказки. - М., 1969.
  8. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- М.: Класс, 1999.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 1998.
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
  11. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух.- Гомель: ИПП «СОЖ», 1995.
  12. Шванцера Й. и коллектив. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
  13. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996.

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, благотворно влияющую на психику; концентрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплесного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:

О чем эта сказка?

Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребенка (собственные сказки. рисунки. поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребенка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств. Представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

Созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;

Оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
  2. Рисование по мотивам сказки. свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
  3. «Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Итак, задачи сказкотерапии в том, чтобы:

  1. Развить речь детей
  2. Выявить и поддержать творческие способности
  3. Снизить уровень тревожности и агрессивности
  4. Развить способности к естественной коммуникации
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи
  6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Используемая литература:

  1. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
  2. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.
  3. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

Римма Каримова
сказкотерапия

Введение

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия

Это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Обычно в сказкотерапии для детей структурируют сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказки подразделяются на детские, женские и мужские.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Сказка

«Согласие»

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце был устроен самый настоящий сказочный детский сад. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много педагогов сменилось в нем. И вот в детский сад пришли работать Маугли, Крот и Стрекоза.

Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более работать в детском саду. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.

Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими ребятами. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил занятия одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.

Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести занятия. Ведь сам Крот был очень умным и умел читать «правильно», как это делали многие поколения воспитателей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ребята на его занятиях узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась.

Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным воспитателем. В ее группе стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрела в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет занятие. Правда, ей казалось, что во дворце детского сада она мало себя реализует. Ну что может стоить мнения детей и педагогов для такой прелестницы, как Стрекоза. Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя не востребованной.

Часто после уроков, когда дворец детского сада пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.

И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые дети и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, только когда мне этого захочется!»

Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела.

С этого дня покой и привычный ритм дворца детского сада был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он проводит занятия не достаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и не интересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого.

Да, неприятная ситуация возникла во дворце детского сада. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго и все к ней привыкли.

И вот однажды во дворец детского сада пришел медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями.

На приход Балу каждый реагировал по-своему. Дети заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы скажите вы, ведь они из одной сказки! Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Мауги делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что вся детвора полюбила его тоже.

Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался.

И вот тогда Балу собрал большой совет.

Друзья мои! – начал он. – Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных педагогов. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находится под землей, а Маугли ловко передвигается по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу. Вы только подумайте: мы можем узнать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе.

Ну и что! – разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал.

Как что! Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает свои ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза, всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показывать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли – ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!

Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.

Надо же, Балу, а я думала, ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли…

С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.

А дворец детского сада засиял и приобрел удивительную и притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.