Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Скорочение - достаточные условия. Как научиться быстрее читать

– основное препятствие, стоящее на пути к успеху. Медлительность - «маленькая слабость», по вине которой остаются нереализованными большинство задач. Она является одной из главных причин несбывшихся надежд и невоплощенных в жизнь мыслей и идей .

Медлительность способна поставить крест на карьерном росте самого талантливого специалиста. Для руководителя или владельца собственного дела медлительность чревата катастрофой на предприятии, ведь в условиях современной конкуренции промедление недопустимо. Да и для обычного человека, не занимающего высокие посты и не строящего карьеру, медлительность может стать причиной проблем и различных неприятностей.

Именно поэтому, если вы можете охарактеризовать себя как «человек медлительный», борьба с этой чертой характера должна стать для вас главной задачей.

Как распознать в себе медлительного человека

Если вы замечаете за собой, что постоянно ищете, на что бы отвлечься - вы медлительный человек. Вам не дает покоя лежащий возле вас пульт от телевизора, вы по несколько раз в час готовите себе кофе и так же часто устраиваете себе перекур, вместо того, чтобы начать работу, вы решаете убрать свой рабочий стол, откладываете выполнение важных дел, берясь за что-то второстепенное - вы страдаете медлительностью.

Вы медлительный человек , если не платите вовремя по счетам, если вовремя не обналичиваете подарочный сертификат, если упускаете возможности (например, не успеваете купить билет на концерт любимой группы), если до последнего тянете с покупкой подарков, если с опозданием сдаете налоговую декларацию, если …

Разобравшись в причинах медлительности, борьба с ней станет более понятной и эффективной. Основными причинами являются:

Нерешительность , которая возникает в результате стремления человека к совершенству или желания застраховать себя от ошибок и неудач – одна из причин медлительности.

Сложность задачи и незнание, с чего начать, часто является причиной нашей медлительности. «Получится, не получится?» - этот вопрос заставляет нас откладывать выполнение насущных дел на неопределенное время.

Еще одна причина, по которой мы медлим – то или иное дело кажется нам неприятным. Не желая выполнять что-то, что нам неприятно мы откладываем выполнение этого дела и надеемся, что, быть может, обстоятельства изменятся и нам не надо будет вовсе это делать. Как правило, ничего не меняется, и в итоге мы хватаемся за неприятную работу в последний момент, выполняем ее некачественно и не укладываемся в сроки.

Неумение планировать свой рабочий день и четко следовать плану (как бывает сложно, особенно если у вас удаленная работа , планировать рабочий день) одни считают основной причиной, по которой люди медлят, другие же уверены, что медлительность - это не вопрос планирования и осмысленного использования времени. Например, доктор философии чикагского университета, Джозеф Феррари считает, что предложить медлительному человеку купить ежедневник - это то же самое, что посоветовать человеку, страдающему хронической депрессией, чаще улыбаться.

Семейная среда – одна из причин возникновения медлительности. Человек не рождается медлительным, он им становится, и становится иногда благодаря воспитанию. Если ребенок воспитывается авторитарными родителями, которые не дают возможность развить навыки самодисциплины , осознать и реализовать собственные намерения, это может стать основой зарождения этой черты характера. Также медлительность может стать единственно возможной формой неповиновения (неохотность и нежелание что-то делать), протестом, который укорениться и во взрослой жизни станет нормой поведения.

Доцент и профессор психологии канадского университета «Карлтон», Тимоти Пичил считает, что медлительные люди чаще злоупотребляют алкоголем и наркотиками . Этим они избегают решения жизненных проблем и впоследствии выпадают из жизни. Эти вредные привычки (болезнь) и есть причина бездействия и полной деградации человека.

Причин много, и по большому счету отказать себе в удовольствии хоть ненадолго оттянуть выполнение сложного или неприятного дела способны немногие. Но чтобы медлительность не перерастала в хроническое бездействие, следует знать, как с ней справляться.

Как бороться с медлительностью

Избавится от медлительности , поможет планирование своего времени! Составив план на завтра, вы, по крайней мере, не будете думать над тем «Надо это делать или нет?». При составлении плана на день, на первое место лучше поставить дела, которые приносят вам определенный дискомфорт. Это положительно скажется на продуктивности вашей деятельности .

Преодолеть медлительность помогут четкие сроки, отведенные вами на выполнение дел. Срок должен быть реальным, уж лучше его немного увеличить, чем суетится и нервничать, боясь не успеть вовремя.

Если вы медлите и не решаетесь приступить к выполнению задачи из-за ее сложности и кажущейся невыполнимости, разбейте ее на подзадачи. Анализ подзадач, как правило, помогает в поисках первого шага.

Боритесь с медлительностью с помощью инерции. Начните действовать, ведь продолжить начатое легче, чем сдвинуться с мертвой точки.

Справится с медлительностью при выполнении сложных и неприятных дел поможет самомотивация . Представьте, что сулит вам решенная задача или отлично выполненное дело или же, наоборот, задумайтесь о последствиях, которые возникнут, если вы что-то не сделаете. Можете вознаградить себя за успешное выполнение работы, скажем походом в кино.

Если медлительность является проявлением нерешительности и бесконечного обдумывания различных нюансов, надо просто понять, что есть время обсуждать и обдумывать, а есть время действовать. Пора действий наступает в момент, когда любая новая информация уже не может значительно повлиять на качество будущего решения. Другими словами, постарайтесь получить полную и достоверную информацию в короткий срок, а потом в бой. Коррективы можно вносить по ходу дела.

Побороть медлительность, порождаемую страхом, что все пойдет не так, поможет осознание того факта, что если вы вообще не начнете действовать, результат будет намного хуже. Трезво обдумайте и сформулируйте все возможные трудности и предусмотрите пути их устранения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почти каждый пласт информации требует своей определенной скорости чтения, своей особенной стратегии обработки информации. Не надо забывать и о том что скорость Вашего мышления определяет и скорость обработки информации.

Чтение - сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…

Запоминанию информации помогают определенные техники, направленные на запечатление и на восстановление информации. К одной из таких техник относится зубрежка, к другой технике относится практическое использование полученной информации, к еще, среди ленивых читателей, часто востребованной техникой по запоминанию ненужной информации является мнемотехника. По мнению многих, такой способ запоминания информации, как мнемотехника, позволяет существенно сократить количество времени на запоминание, но это не так. На самом деле, мнемотехнические приемы требуют гораздо больше больше психической энергии.

Ничто из ничего не получается.
(Декарт)

Принципы скорочтения

  • Старайтесь объединять полученные ныне знания со знаниями которые вы получили раньше . Старайтесь читать вдумчиво, постоянно переосмысливаю ту информацию которую вы почерпнули из книги.
  • Ищете те знания которые вы сможете применить практически.
  • Скорость чтения можно менять . Не нужную информацию пропускайте, а важные мысли читайте медленно и вдумчиво. Перечитывай важные моменты , пока полностью не уяснишь. Во время чтения концентрироваться нужно на главном.
  • Очень важно еще перед тем как читать поставить четко цель.
  • Выбирайте интересные для Вас тексты.
  • Если вы устали. Сделайте перерыв, переключитесь на другую деятельность Чередуйте техническую и художественную литературу.

В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического чтения:

  • обучение эффективным стратегиям чтения,
  • формирование физиологических навыков,
  • внимание и память. Невозможно говорить о быстром чтении, если нет навыка быстрого восприятия, не расширен объем оперативной памяти, и нет умения концертировать внимание,
  • формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,
  • стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.

Следующий этап - работа с динамикой восприятия (я не привык разделять отдельно "восприятие", "запоминание", "чтение", "осмысление", так как это все элементы одного целого.

Это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений.

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного восприятия себя.

Мозг работает быстрее, чем мы думаем

"Мозг работает быстрее, чем мы думаем ", говорил Бендлер,
хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется ".

Очень полезно посещать тренинги. Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Интенсивные тренинги, небольшие по времени в среднем 3-5 дней, проходят в движении по ступеням, интенсивные тренинги дают больший эффект чем тренинги с продолжительным курсом.. Они включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Это незабываемый ресурсный опыт.

Скорочтение - необходимые и достаточные условия для овладения навыком быстрого чтения

(Здесь публикуется переработанный текст Елены Шугалей)

Вот так обычно выглядит медленно читающий человека:

    Недостаточно быстрая скорость чтения,

    Долгая раскачка перед чтением

    «Плохая» память,

    Отвлечение во время чтения

Наше коллективное пространство причин неуспешности в работе с информацией почти целиком составляют Ограничивающие убеждения Их можно разделить на две группы:

    общие убеждения, обусловленные сложившейся системой обучения и единым социальным контекстом,

    индивидуальные, связанные с контекстом ближайшего окружения, убеждениями по поводу своих физиологических и личных способностей.

К первой группе можно отнести перенос стратегий работы с новой информацией, которыми дети овладевают при переходе в среднее звено школы:

    «Читай медленно, иначе не поймешь!»,

    «Вслух!»,

    «Повтори!»

Это когнитивные якоря при работе с новой информацией.

Еще одно важное ограничение – недостаточно развитая способность к анализу .

Как я это делаю?
(Основной вопрос самообучения)

Человек, не привыкший задавать себе вопрос: «Как я это делаю? », спонтанно вырабатывает у себя стратегию обучения, как правило, успешную только в определенном контексте, и механически переносит ее в другие, часто требующие противоположных навыков обучения, контексты.

При недостаточной компетентности в каком-либо виде учебной деятельности происходит восполнение недостающих звеньев ментальной карты ученика соответствующими убеждениями.

Одними из самых прочных являются ограничивающие убеждения, связанные с индивидуальной физиологией и генетическим своеобразием.

Проверьте себя... Может быть вы считаете, что не способны учиться, потому что...

Убеждения по поводу ценностей

Эти убеждения строятся на основе отношений причины-следствия, генерализации и опущения элементов личного опыта неэффективного обучения.

    «Если я читаю МЕДЛЕННО – я лучше запоминаю».

    «Запомнить – значит уметь воспроизвести ДОСЛОВНО». «Повторение – мать учения».

    «Чтобы чему-то научиться, нужно приложить УСИЛИЕ и СТАРАНИЕ».

К этому ряду относится и такое мотивирующее занятия динамическим чтением убеждение, как

Отрицательные убеждения о способностях.

    «Я не умею сосредоточиваться»,

    «Я плохо запоминаю»,

    «У меня нет способности к визуализации»,

    «Я не могу не проговаривать»,

    «Если я не проговорю – я не пойму»

    «У меня нет образной памяти».

Используемые номинализации не воспринимаются как выражения некоторого динамического процесса, а приобретают черты «объективной сущности», которая обладает самостоятельными устойчивыми характеристиками и не зависит от контекста применения.

Убеждения о способностях формируются также спонтанно в процессе когнитивной деятельности, если у человека нет опыта по целенаправленному развитию соответствующей способности или если подобный опыт не смог перейти порог осознанной некомпетентности (плато ожиданий кривой Бандуры).

Отрицательные убеждения, связанные с содержанием действий и окружения.

Эта группа убеждений характеризуется отсутствием навыка гибкого и быстрого перехода от содержания контекста к внутреннему содержанию способностей. Может показаться странным наличие таких инфантильных убеждений, как:

    «Я быстрее прочту текст, написанный большими буквами, чем маленькими»,

    «Я люблю литературу, но вот русский язык ненавижу»…

Полученная структура убеждений одновременно является и ресурсом для обучения.

Само желание научиться подтверждает наличие сверх положительной ценности - преодолеть ограничения в собственном развитии. Определение проблемного пространства предоставляет возможность перейти к пространству ресурсов и пространству решений. Этот переход осуществляется через калибровку петли эффектов желаемого состояния. Эффекты сами по себе являются причиной и мотивом его достижения и мобилизуют ресурсы в соответствии с целями обучающегося. При совместном определении пространства эффектов на первом занятии мы используем упражнение на интервидение, которое не только определяет творческий потенциал нашей работы, мотивирует на достижение результата, но и демонстрирует успешную стратегию создания множественных перспектив в описании когнитивных процессов. Использование при этом визуальных и символических стратегий расширяет пространство ресурсов каждого участника группы.

Корректировка модели поведения

В нашем опыте уже есть все эффективные стратегии поведения, но отсутствует механизм их применения в соответствии с конкретной деятельностью. Остается, только научиться правильно пользоваться полученными ранее стратегиями.

Взгляните на эти слова и предложения

Я ПЬЮ МОЛОКО

МОЛОКО – СИМВОЛ

А, теперь проследите внутренние ощущения:

    Как быстро вы опознали эти слова и поняли смысл прочитанного?

    Нужно ли было вам проговаривать их?

    Вы заметили, что внутреннее проговаривание включается только после опознания объекта?

    Вы заметили, что образ действия возникает быстрее, чем вы проанализируете грамматическую конструкцию;) ?

    Вы заметили, что ваше сознание может мгновенно улавливать сложную смысловую характеристику сообщения, и только потом начинаются ваши комментарии и уточнения?

    Вы ощутили, что визуальный канал работает гораздо быстрее и становится источником синестезий?

    Вы поняли, что образ и его смысловое наполнение воспринимаются нами одновременно, в зависимости от нашего субъективного опыта?

Слова в книге воспринимаются иероглифами. Читателю совершенно не обязательно читать их по буквам! Главное, чтобы в сознании был предыдущий опыт работы с данным словом.

То же самое происходит и на уровне нахождения смысловых структур. Если вы намерены читать вывод в статье, то глаза сами собой остановятся на нужной конструкции текста.

Если вас попросят найти какую-то смысловую структуру (например, о каких действиях идет речь, какой контекст рассматривает автор и так далее), вы удивитесь тому, как быстро и цельно анализирует наше сознание информацию, если ему не мешать;) . Вспомните, что ваши комментарии по поводу предложения «Молоко – символ» появились ПОЗЖЕ вашего понимания и «опознания» сути прочитанного. Паттерны логических структур информации впитаны нами в полном объеме. Они действуют автоматически, на неосознанном уровне компетентности, когда мы воспринимаем окружающий мир. Только когда мы начинаем задумываться, как это происходит, мы начинаем их систематизировать и называть, чтобы иметь более точный опыт осознания этих паттернов. Просто позвольте своему сознанию делать эти две важные работы по порядку, а не одновременно. Вы точно так же управляете своим компьютером, позволяя ему последовательно переходить от программы к программе путем нажатия соответствующих клавиш. Какие клавиши были для вас в этом процессе самыми интересными?

Практическое упражнение по использованию внутренних резервов

Еще одно упражнение по утилизации такой «вредной» в некоторых контекстах и такой «полезной» в нашем случае стратегии переноса механического навыка.

"Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой!

Для этого вам понадобится не очень легкий, но и не совершенно незнакомый текст (например, по психологии;)), минут 5-10 времени и … соответствующий настрой. Процесс анализа и критики текста, упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим. Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям. Читать вы умеете, движениями глаз руководить тоже умеете, судя по тому, что вы с нами. ДУМАТЬ тоже умеете! Этого достаточно;) .

Начнем с паузы. Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию. Вспомните, как вы «подвигаете» себя на выполнение какой-то серьезной работы? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге. Например, строгим и спокойным голосом вы себе приказываете: «Вперед!» или «Ну, начнем!» Вспомнили? Послушайте себя. Уловите это состояние и особенности общей команды. Обратите внимание на то, что команда должна быть КОМАНДОЙ, а не пожеланием. Есть громадная разница между « Сейчас я сделаю!» или « Делай!» и «Я должен сделать…» (это выражение несет в себе скрытое ограничение, чувствуете? Вы никому ничего не должны – вы играете!) или «Я попробую…» (попробую, но не съем).

Запомните состояние готовности начать действие! Позже, вам нужно будет вызывать это состояние для входа в режим скорочтения!

Сперва прочтите целиком описание упражнения. Абзацы в тексте соответствуют паузам, во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе. Приготовьте текст для работы (1-2 страницы, когда заканчиваете читать – возвращайтесь обратно, пусть мозг потренируется на знакомом материале).

«Вперед!»?

Максимально быстро, не вдумываясь в смысл текста специально, читайте текст, делая только три фиксации на каждую строчку, выбирая их произвольно. Вы решаете только одну задачу: три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке, чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой!

Увеличьте скорость движения глаз. Делайте две фиксации. МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧЬТЕ СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ!

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить, фиксации вам мешают? Разрешите себе это и получите удовольствие!

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту! Увеличивайте скорость от строки к строке!

Какую траекторию предпочитают ваши глаза? Это волнообразная линия? Зигзаг? Движение от одного угла страницы к другому? Это ваша личная эффективная траектория скольжения.

Обратите внимание – какие слова, смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

Усложните задание!

Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком виде текст ему «подсунули», не давайте ему расслабляться. Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб не показалось сахаром;) . И опять переверните! И так далее!

Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость, насколько это только возможно!

А теперь, не делая паузы, ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный режим. Читайте, как хотите.

Как он себя чувствует? А Вы?

Похвалите себя! И его! МОЛОДЕЦ!

Число отличается от количества
(Бейтсон)

Это важная часть упражнения.

Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое. Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных «коленец». «Поднялся на новый качественный уровень обучения», – как сказали бы психологи.

И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он ответил: «Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться ».

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое формирует наша компетентность.»

Среди тех, кто живёт в этом человеческом мире, нет ни одного, кому ничего не нужно было бы делать. За исключением арахантов (arahants) у всех есть что-то, что нужно делать. Люди, занимаясь чем-то, должны различать, в каких случаях нужно делать что-то медленно, а в каких быстро. Только если они это смогут различать, тогда их работа может быть выполнена вовремя и с хорошим качеством.

Вещи, которые стоит делать медленно:

(1) получать знания и образование
(2) приобретать благосостояние и собственность
(3) совершать восхождение на горы
(4) желать мирских удовольствий
(5) терять самообладание

(1) Человек, желающий получить образование на скорую руку, пытается выучить второй урок прежде, чем он обстоятельно выучит первый. Поскольку этот человек тщательно не изучил первый и второй уроки, то у него будут большие трудности в изучении третьего, четвертого и последующих уроков. Вот почему он может разочароваться в получении образования.
Человек, получая образование, должен стараться тщательно и медленно учить первый урок до тех пор, пока он его не запомнит. После тщательного изучения первого урока, он продолжает медленно изучать второй, третий урок и так далее. Поскольку первый урок был усвоен, то этот человек будет в состоянии изучить и получить следующие, более сложные уроки, вплоть до завершения образования. Именно поэтому, получая знание и образование нужно быть медленным.
Высказывание, что нужно быть медленным в обучении, не означает, что нужно просто впустую тратить время без обучения. Вместо этого нужно многократно учить уроки, преподанные учителем, до тех пор, пока каждый не выучит их полностью. Вот, что значит обучаться медленно.

(2) Человек, стремящийся к благосостоянию и собственности, желающий мгновенно стать состоятельным, пытается увеличить и учредить различные виды работ, не имея для этого достаточного инвестирования или исходной собственности. У такого человека отсутствуют какие бы то ни было навыки во многих видах работ, а значит, и к своей работе он не сможет ничего добавить. Таким образом, ни одна из его работ не будет выполнена, так что в итоге этот человек будет разочарован.

Человек, стремящийся к благосостоянию, должен стараться медленно и непрерывно выполнять одну работу, в которой он искусен, так, чтобы она принесла результаты. Этот человек, накопит богатство и станет богатым в зависимости от того, насколько много он приложил усилий. Вот почему каждый должен быть медленным и непреклонным, когда он накапливает благосостояние.

(3) Человек, который стремительно взбирается, чтобы быстро достичь вершины горы в 4000, 5000 футов (прим. 1200-1500 м.) будет истощен прежде, чем он достигнет этой вершины. Он не в состоянии будет подняться выше и окажется в беде. Другой человек поднимается на гору медленно и осознанно в соответствии со своими силами. Этот человек достигнет вершины, как и следовало ожидать – в хорошей форме. Вот почему, когда взбираетесь на вершины, нужно делать это медленно.

(4) Искать себе супруга – это то, что естественно для мирян. Из-за того, что каждый спешит найти себе партнера, он глубоко не размышляет и не изучает будущего партнера, а выбирает кого-то, чтобы на нём жениться и с ним обручиться. Только после обручения они обнаруживают разногласия в своих отношениях и становятся несчастными. Бывали случаи, когда невеста или жених сбегали и прятались в день бракосочетания. Родители и пожилые родственники с обеих сторон теряют лицо, или приходят в замешательство. Они также теряют собственность, купленную для церемонии бракосочетания. Вот почему нужно быть медленным в поиске партнера для жизни и для разделения мирских удовольствий.

(5) Человек, столкнувшись с каким-то событием, и потеряв самообладание, не будет думать о причине и следствии или взвешивать за и против, а моментально разгневается. Он становится неистовым в своем поведении и произносит угрозы, используя бранные слова. Из-за того, что такой человек недостойным образом говорит и ведёт себя, его хорошая репутация теряется или разрушается, а хорошие друзья, которые его уважали, получают неверное представление о нём и перестают с ним дружить. Вот почему, когда возникает какое-то событие, дающее повод для того, чтобы потерять самообладание, нужно быть медленным, не спешащим.

Три вещи, которые необходимо делать медленно.

Три вещи необходимо обдумывать и претворять в жизнь без спешки, так как потом их трудно исправить.

(1) Жениться (супружество)
(2) Строить пагоду (храм или ступу)
(3) Наносить татуировку (оставляющую долговременные отметины на коже)

(1) Добродетельные мужчины и женщины, у которых присутствует чувство нравственного стыда (hiri) и нравственного страха (ottappa), желают пожениться только единожды, а не несколько раз. Изменить это трудно. Вот почему акт супружества должен совершаться вдумчиво и медленно.

(2) Для возведения храма, ступы или изображения Будды, которым будет выражаться почтение, должно быть выбрано соответствующее место, а изображение Будды должно выглядеть безупречно. Если место является неподходящим, а изображение не имеет прекрасных качеств красоты и великолепия, то их нельзя разрушать. Исправлять их – это трудная задача. Вот почему при строительстве храмов и ступ думать нужно медленно, без спешки и быть внимательным и аккуратным в осуществлении этого.

(3) Молодые люди имеют привычку делать татуировки на своих руках, груди и спине, изображающие кошек, тигров и духов. Когда они становятся старыми, то им хочется уже их вывести. Но краситель впитался настолько прочно в их кожу, что они уже не могут его вытравить. Таким образом, нанесение татуировок должно делаться вдумчиво и без спешки и прежде, чем это предпринимать, следует всё продумать и взвесить.

(4) Люди древности оставили стихотворное напоминание о трёх вещах, которые нужно делать медленно, поскольку их трудно исправить.

Максима: Бракосочетание, строительство храмов и ступ и нанесение татуировки. Если они осуществлены ненадлежащим образом, то исправить их трудно.

Вещи, которые должны быть незамедлительно выполнены.

Даяние (dana), нравственное поведение (sila), сосредоточение (samatha), практика випассаны, вследствие которой можно получить заслугу (vipassana merits). Достопочтенный Будда говорил, что если у вас есть возможность получить заслугу сегодня, сделайте это сегодня.

Возможность, которую вы имеете сегодня, не должна откладываться на следующий день. Почему вы не должны её откладывать? Несмотря на то, что вы живы сегодня, на следующий день вы уже можете быть мертвы. Почему вы можете быть мертвы на следующий день? Потому что ваше внутреннее тело имеет (96) видов недугов и болезней, а вовне у смерти есть множество видов оружия, таких как мечи, копья, яды и другие. У вас нет никакой возможности попросить смерть позволить вам остаться в этом человеческом мире больше на один или два дня, один или два месяца, один или два года, потому что вы не постигли Дхамму. Вы не можете выдвигать какие-либо условия.

Невозможно подружиться со смертью и поставить ей условия. Вы не можете её также подкупить. Вы не можете собрать воинов, чтобы с ней побороться. Вот почему достопочтенный Будда побуждал практиковать медитацию випассаны для того, чтобы осуществить Ниббану, и если у вас есть возможность, то незамедлительно делайте это сегодня. Вот почему, добродетельные дела должны быть сделаны быстро. (Ma 3/226)

Максима: У нас нет воинов и взятки, против смерти бесполезно бороться, у нас нет готовых к бою воинов, мы не знаем – будем ли мы живы завтра. Следовательно, не откладывайте до завтра, практикуйте випассану сегодня.

Махаси Саядо (Mahasi)
Пер с англ.: Цветкова Павла

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. T&P решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка. Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту. Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз. Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия? Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание. Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания. «Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется. Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение. Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости. Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.

Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой. Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники. Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться. Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз. Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора. Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.

Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно. При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз! Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание. Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами. Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме. Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями. В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения). Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна. Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации. Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное. Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное. Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма? Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста. Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения). Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить. Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием. Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой. Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились. Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту. Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой). Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли. Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения. Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным. Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик. Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость. При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу: Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде), Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение), Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости), а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления. Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания». Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо

доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management)

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное. Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает. Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения. Одну и ту же книгу можно читать с разными целями и, соответственно, с разной скоростью. Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм. Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет. С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее. Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Что я могу порекомендовать? Во-первых, читайте! Чтение - это практический навык. Те, кто много читает, делают это быстро. Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится. Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы. Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ. Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования. Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей. Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.

Иконки: Microphone by Edward Boatman, Eye by Carin Marzaro, Refresh by Viktor Vorobyev, Circus Elephant by Solène Troussé, bookmark by Nicholas Menghini - all from the Noun Project.