Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Способы приучения ребенка к горшку. Как научить ребенка пользоваться горшком — когда начинать, выбор горшка и методики

Твой малыш растет, учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления ребенка - приучение к горшку. Это не только и даже не столько освоение правил личной гигиены. Важен способ их освоения - то, КАК ребенок приучается к горшку. В дальнейшем это повлияет и на развитие самого ребенка, и на его отношения с родителями. На развитие всегда влияет не столько факт освоения чего-либо, сколько способ этого освоения.
Твоя задача - сделать так, чтобы действия, которые должен освоить малыш (есть ложкой, проситься на горшок), стали для ребенка своими, а не оставались лишь требуемыми извне. Дело не в послушании, а в интересе самого ребенка к работе с собой - своим движением, своим побуждением и т.п.
В приучении к горшку самое важное - работа ребенка и взрослого с новым Образцом действия. Ребенок учится различать, как надо и как не надо поступать, различать «так» и «не так». Именно это различие трудно дается ребенку (кстати, и взрослым в новых для них ситуациях, если они хотят их осмыслить, а не просто действовать по правилам), и именно установление этих различий должно стать предметом детского интереса и экспериментирования.
Опробование образца - границы «так» и «не так» - требует от ребенка доселе не пройденного и не прочувствованного опыта - опыта действия при одновременном удержании от другого действия. Например, есть ложкой и при этом не лезть в тарелку рукой; идти на горшок и при этом удерживать мочеиспускание. Взрослым кажется, что подобное поведение естественно, однако в других ситуациях они, так же как и годовалый ребенок, не могут действовать подобным образом. Например, кто-то не может молчать и не перебивать собеседника в разговоре; кто-то отвечает на обращенный к нему вопрос, не подумав и двух секунд. Тех же, кто может удержаться от первой, непосредственной, еще не продуманной реакции, мы специально отмечаем и называем «воспитанными».
Освоение образца проходит в несколько стадий. На первой стадии ребенок должен опознать непосредственную реакцию как свое действие. Например, лужу под ногами как свой «продукт» и «достижение». На второй стадии этому «достижению» можно придавать смысл того, что «не надо», то есть, учить «проситься». Ребенок начнет с того, что будет проситься на горшок сразу после «акции», и это хорошо, поскольку свидетельствует о том, что он понял смысл ключевого слова («пи-пи», «ай-ай-ай»), но еще не в силах сдержать себя. Далее он начнет произносить ключевое слово вместе с «акцией», и лишь потом - перед ней. У разных детей стадии приучения к горшку, то есть - принятия образца, протекают разное время и имеют разную степень выраженности. В любом случае, принятие и освоение образца требует времени: иногда - год, а иногда и больше.
Когда ты задаешься целью научить ребенка делать (или не делать) что-то, например, проситься на горшок, помни о трех запретах:
Запрет прямого воспитательного насилия. Нельзя добиваться требуемого репрессивными мерами. Это неэффективно и может вызвать обратную реакцию.
Запрет прямого следования так называемой «паспортно-возрастной норме» (в 1 год ребенок должен делать и уметь это, а в 1 год и 2 месяца - это, и т. п.). Когда именно надо высаживать на горшок данного ребенка, с данной системой отношений с родителями и данным стилем отношений в семье, с точностью до месяца никто не может и не должен определять. Подобные предписания - свидетельство низкой квалификации. Обычно, при отсутствии существенных отклонений в развитии, лучшим временем для начала действий по образцу считается период примерно между годом и полутора годами жизни ребенка. Но, повторюсь, это отнюдь не обязательно.
Запрет на замещение освоения образца рефлекторно-автоматическими реакциями. Например, когда влажности штанишек сопутствует либо отрицательное (шлепок), либо иное (цветовое, музыкальное) подкрепление. В этом случае ребенок принимает образец неосмысленно, что гораздо вреднее, чем просто отсутствие нужных навыков. Родители, не понимающие вреда подобных мер, предпочитают раннее приучение к горшку (например, в полугодовалом возрасте). Результат этих действий сомнителен, а вред для развития серьезен..
Мама, помни, что самый эффективный способ приучения к горшку заключается в двух нерушимых правилах:
похвала ребенка, когда у него получилось,
и терпение, когда нет.
Но все-таки есть несколько практических советов на тему, как правильно приучить к горшку . Все они построены на принципе помощи ребенку в закреплении причинно-следственной связи «позыв - горшок - хорошо». Предлагаем твоему вниманию несколько из них:
Включите воду в ванной, когда малыш сидит на горшке. Звуки льющейся воды стимулируют позывы к мочеиспусканию.
Если ребенок упорно не желает отрываться от игры и садиться на горшок, то придется проявить театральный талант. Присоединитесь к игре, взяв его любимую игрушку, и озвучьте ее примерно так: «Мне так интересно с тобой играть, но мне уже пора на горшок. Ты сходишь со мной? А потом снова будем играть вместе!» Ребенок вряд ли устоит от общего занятия с любимой игрушкой.
Сидеть на горшке - это скучное занятие, тем более, если не понимаешь, зачем это делать. Предложите ребенку книжку или игрушку.
Если вы сажаете ребенка на горшок, а результата нет, но потом кроха убегает, прячется и делает свои дела в штанишки, то это означает, что он не любит ходить в туалет под пристальным надзором. В этом случае горшок можно поставить в детскую палатку или просто предложить ребенку сделать домик из пледа.
Однако самым эффективным методом в приучении малыша к горшку является пример. Статистика показывает, что вторые и последующие детки, которые ежедневно наблюдают, как старший брат или сестра пользуется горшком, осваивают его без проблем.

Приучение мальчика к горшку
Перед многими мамами встают вопросы «Как приучить мальчика к горшку? Как показать малышу, что он может справлять нужду стоя?» Главное в этом вопросе - не торопиться. Специалисты рекомендуют начать приучение именно с классической позы «сидя», поскольку поначалу малышу нужно понять предназначение горшка и освоить его использование. Чтобы у малыша не возникало на начальных этапах путаницы, лучше, если он все свои дела будет делать, сидя.
Самое главное - помни, что твой малыш рано или поздно непременно освоит горшок и приобретет много других полезных и необходимых в жизни навыков. Отнесись к процессу с терпением и пониманием, прислушайся внимательно к желаниям и возможностям ребенка - твоя поддержка и доброжелательное отношение в этом непростом деле ему необходимы!

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую . Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические , при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

Нередко от близких старшего поколения можно услышать, что что они сами, да и их дети ходили на горшок еще до наступления первой годовщины и в этом нет ничего удивительного, ведь в то время не было подгузников и стиральных машин-автоматов. Молодые мамы были так загружены домашней работой, а особенно стиркой, что старались приучить кроху испражняться в положенное место как можно раньше. А что же современные родители, как поступать им?

С какого возраста начать приучение

Надо сказать, что никакого определенного свода правил на этот счет не придумано. Все малыши разные и развиваются они по-разному. Одни настолько непоседливы, что поймать их и заставить хоть 5 минут замереть в одной позе просто невозможно. Все определяется созреванием нервной системы. Именно с ее подачи малыш приобретает все гигиенические и не только навыки.

Приучение ребенка к горшку должно наступить тогда, когда он научится ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. И если ребенок не ходит на горшок в годовалом возрасте, то ничего страшного в этом нет. Главное – проявить терпение, быть нежной, заботливой и выдержанной мамой и тогда ребенок быстро поймет, что от него требуется.

Некоторые начинают приучение в 6-тимесячном возрасте, когда врачи рекомендуют потихоньку осваивать сидение. Однако, даже если мама будет вознаграждена за свои усилия, о приобретении навыка пока говорить слишком рано. Просто ей удалось поймать момент, когда временной промежуток между соседними испражнениями был достаточно продолжительным, например, после дневного или ночного сна, но сам он, конечно, ничего не понял, потому как в этом возрасте деятельности своего кишечника и мочевого пузыря он еще не чувствует.

Как приучить ребенка в год

Многие родители интересуются, как приучить к горшку ребенка, которому исполнился 1 год. Надо сразу сказать, что даже если из 10-ти попыток более 5-ти будут удачными, сам проситься в туалет малыш не будет. Чтобы у него возникла потребность оставаться сухим и чистым, должна пройти определенная стадия неврологического и психического созревания.

Сначала к ребенку должно прийти ощущение наполненности кишечника и мочевого пузыря, при этом он должен научиться напрягать и расслаблять мышцы, ответственные за закрытие и открытие этих внутренних органов. Только после этого он сможет ходить в туалет общепринятым способом. Родителям рекомендуется действовать так:

  1. Приучить ребенка к горшку в год можно, если высаживать его на него в определенные моменты: после дневного и ночного сна, перед и после прогулки, спустя четверть часа после принятия пищи.
  2. Конечно, горшок обязательно должен находиться под рукой, быть чистым, удобным и комфортным для малыша. Кроху-егозу не так-то просто заставить просидеть на одном положении хотя бы 5 минут, поэтому можно «брать в туалет» книжки, игрушки и другие отвлекающие внимание предметы.
  3. Если малыш просидел на горшке 10 минут, а положительного результата нет, стоит повторить попытку через 15–30 минут, но не стоит делать это насильственно, а тем более нельзя допускать, чтобы ребенок большую часть времени проводил на горшке, иначе можно получить обратный эффект.
  4. Не допускается ругать ребенка за неудачи, помня о том, что вы начали приучать кроху к испражнению в положенном месте слишком рано. Да, экономия чистого белья и подгузников при этом будет на лицо и пусть это будет пока первоопределяющей задачей. А если у малыша пока на это свое видение, так это естественно.
  5. Хвалить за хорошую работу можно и нужно в любом возрасте, объясняя, какой он молодец и как приятно ходить в чистых и сухих штанишках, а не мокрых и грязных.

Приучаем ребенка в 2 года

Двухлеток уже достаточно взрослый, чтобы знаками или словами дать родителям понять, что пора сходить в туалет. Если при этом вы замечаете, что он дольше остается сухим, просыпается таковым после сна и не любит оставаться в грязных штанишках, выражая желание их сменить, то пришло время начать обучение. Как приучить ребенка к горшку в 2 года:

  1. Первое, что нужно сделать – расстаться с одноразовыми подгузниками. Ведь это очень полезное приспособление так устроено, что малыш не чувствует в нем, что пописал, а если нет дискомфорта, то нет и мотивации контролировать процесс.
  2. Теперь маме останется только угадывать момент и определять знаки, подаваемые ребенком. Многие при этом замирают или начинают тужиться. Нужно тут же предложить ребенку горшок, как только он ему потребуется.
  3. Малыш, осознав необходимость справлять свою нужду не в штанишки, будет требовать родительской помощи в других вопросах. Например, в снятии одежды, поддержке при присаживании. Это поможет закрепить в его сознании цепочку «позыв – спуск штанишек – испражнение – одевание – вынос горшка». Постепенно он начнет все эти действия выполнять сам, а задача родителей – поощрять его в этом.
  4. Сформировать и закрепить условный рефлекс помогут стандартные выражения «пись-пись» и «а-а-а».
  5. Ответственность за чистоплотность должна быть возложена на самого ребенка. Он должен понять, что это не простая прихоть мамы, а так положено и заведено для всех, но вы понимаете, как ему трудно, а потому сочувствуете и сострадаете.
  6. Если ребенок в 2 года не ходит на горшок, это может быть не следствием безответственности родителей, а того, что прошло не пришло время, когда малыш захотел бы быть чистоплотным. Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников, трудно осваивает хождение, речь, умывание и другие навыки, то стоит показать его неврологу и психотерапевту.

Приучаем к горшку быстро

Многие родители хотели бы, но не знают, как приучить ребенка ходить на горшок за 7 дней. Есть определенная методика под названием «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд. Вот ее последовательность:

  1. Первый день начать с того, что снять памперс после сна и сразу высадить кроху на горшок. Можно посадить рядом любимых зверюшек ребенка, найдя для них подходящие игрушечные горшочки. Если за 10 минут ничего не случится, попытку следует повторить через четверть часа.
  2. Во второй день закреплять полученные навыки, зорко следя за тем, чтобы малыш не справлял нужду в штанишки. А значит при первых признаках испражнения сразу посадить его на горшок.
  3. На третий день выбранная линия поведения не меняется, причем подгузник не рекомендуется надевать даже на прогулку. Перед походом на улицу сделать дома все свои дела, а выйдя на свежий воздух, чаще интересоваться у ребенка, не хочет ли он пописать или покакать.
  4. Соблюдать режим и на четвертый день, напоминая ребенку о посещении туалета. Зная, в какое примерно время он совершает акт дефекации, высаживать его на горшок и делать так все последующие дни.
  5. Не забывать хвалить малыша за хорошо сделанную работу, а на промахи не обращать внимания.

К горшку за 7 дней приучаем только 2-хлетнего ребенка, потому как крохе более младшего возраста требуется больше времени для освоения нового навыка. Но и у двухлетки еще не раз случатся казусы, но не стоит торопить малыша – всему свое время. Ведь взрослых, не умеющих пользоваться «горшком», просто нет. Не так ли?

Многие мамы, устав от бесконечных подгузников и стирок, хотят как можно скорее приучить ребенка к горшку и избавиться, наконец, от надоевших подгузников, которые стоят немалых денег. Важно помнить, что малыш развивается постепенно и понимание многих физиологических процессов ему попросту недоступны до определенного возраста. Считается, что осознанное использовать горшок, будущий взрослый может только в 2-2,5 года, но начинать приучать к горшку стоит раньше – этот процесс может занять не менее полугода.

Сроки приучения ребенка к горшку

На первом году жизни мочеиспускание и стул у ребенка являются рефлекторными. То есть данные процессы происходят вне зависимости от желания ребенка. Малыш никак не ощущает наполнение мочевого пузыря или прямой кишки и тем более не может регулировать данные процессы. После года дети начинают чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам – заполнение мочевого пузыря. Именно поэтому педиатры рекомендуют начинать высаживать малыша на горшок в 18 месяцев. В этом возрасте ребенок уже физически подготовлен к знакомству с горшком.

Показателями того, когда сажать ребенка на горшок, служат следующие критерии:

  • малыш способен оставаться сухим 2 и более часов;
  • просыпается сухим после дневного сна;
  • ребенок достаточно развит, чтобы приседать на корточки, вставать, садиться самостоятельно;
  • опорожнение кишечника происходит примерно в одно и то же время;
  • понимает, когда обращаются к нему, может объяснить свои потребности. Желательно также «узнавание» разных видов одежды (трусики, штаны, кофты).

Данные утверждения – прямое доказательство того, что пришло время научить ребенка пользоваться горшком. Мочеиспускательная система достаточно развита, чтобы удерживать мочу. Нервная система способна контролировать мочеиспускание. Другими словами, теперь ребенок может терпеть.

Родители, которые рано начинают задаваться вопросом, как приучить ребенка к горшку, все же надеются на удачу. Примером для них служат дети, которые научились это делать еще в 8 и 10 месяцев. Как же родители смогли приучить их к горшку в столь раннем возрасте, если считается, что это невозможно? Процесс мочеиспускания и дефекации у таких детей совершается на уровне условного рефлекса. Другими словами, ребенка сажают на горшок и начинают произносить «пись-пись-пись» или «а-а-а».

Держат малыша на горшке до тех пор, пока он не сделает необходимое «дело». В результате, или родители просто удачно успевают поймать момент и относят это на счет достижений ребенка, или на данные слова у ребенка вырабатывается рефлекс, но это не то, к чему нужно стремиться. Цель родителей – объяснить, зачем нужен горшок, как и когда им пользоваться. У деток, которых рано приучили к горшку, на втором году жизни часто проявляется беспричинный (как кажется родителям) отказ от него – малыш не садится на горшок. Все объясняется детским протестом – ребенок наконец-то начинает чувствовать позывы в туалет, а его по-прежнему заставляют ходить на горшок под «пись-пись» и «а-а-а».

Начинать приучение к горшку лучше всего в теплое время года, когда на малыше меньше одежды и пользоваться горшком значительно легче, чем зимой.

При выборе горшка следует отдавать предпочтение моделям, выполненным по анатомическим формам ребенка. Для девочек лучше выбирать круглую форму, для мальчиков – овальную или с выступом спереди. Сейчас в магазинах есть много самых разных вариантов, рассчитанных на любой вкус и кошелек, но при выборе нужно помнить, что горшок должен быть удобным, устойчивым и нехолодным. Ребенку не понравится, если придется садится на холодный гошок, это может вызвать активное сопротивление при использовании и обучении. Его высота должна подходить малышу.

Самый распространенный вариант – пластиковый горшок-кресло. Не стоит приобретать горшки с музыкальными или игровыми элементами, так как вместо предмета, который нужно использовать только по необходимости, он может превратиться в очередную игрушку. Кроме того, дополнительные эффекты будут отвлекать ребенка от процесса. Важный критерий, на который нужно обратить внимание – устойчивость. Маленькие дети могут быть неловки, а неудачная попытка сесть или встать с сиденья может испугать ребенка и отбить охоту пользоваться этим предметом.

После покупки горшка малыша нужно с ним познакомить. Стоит показать ему нового «пластмассового» друга, рассказать, зачем он нужен. Если ребенку не интересно, попробуйте в другой раз, не настаивайте слишком усердно, чтобы не вызвать негативных эмоций. Чтобы рассказ о необходимости горшка лучше запомнился ребенком, покажите, как им пользоваться на примере игрушек. Наберите в любимого резинового мишку немного воды, поиграйте им и скажите, что он захотел в туалет. Тут же посадите мишку на горшок и нажмите на него, чтобы потекла водичка. Если есть старшие братья или сестры или просто знакомые дети, которые немного старше, можно попросить их родителей, чтобы вашему ребенку показали пример пользования горшком. Так обучение пройдет существенно быстрее.

Во время привыкания к новому предмету первой необходимости ребенка по возможности нужно отучать от подгузника. Это чревато регулярной уборкой и стиркой, но так малыш быстрее поймет устройство своего тела и необходимость пользоваться горшком засчет наглядной связи между позывами и последующим испражнением. Это не значит, что маленький человечек должен ходить совсем голым, но он поймет, что ходить мокрым и грязным неприятно, а значит нужно вовремя использовать горшок.


Для начала высаживать малыша на горшок лучше всего регулярно:

  • утром после сна;
  • перед едой и после нее;
  • перед дневным сном и после него;
  • перед прогулкой и после нее;
  • перед ночным сном.

При этом не позволяйте проводить на горшке дольше 5-7 минут, иначе этот процесс займет большую часть дня. К тому же, долгое принудительное сидение на горшке отбивает желание «общаться» с ним. Поэтому не заставляйте ребенка сидеть на горшке против его воли, если очевидно, что нужного результат в данный момент не достигнуть.

Не забывайте каждый раз пояснять ребенку, зачем вы сажаете его на горшок. Так он запомнит слова-маркеры («писать», «какать», замена на звукоподражания) и научится правильно их использовать и объяснять вам в дальнейшем свои потребности.

Не стоит начинать приучение к горшку, если ребенок болен или во время прорезывания зубов. В такие дни дети особенно капризны и рассеяны по вполне объективным причинам, к тому же отклонения от нормы в здоровье может сказаться на частоте нужды в туалете.

Каждый раз, когда у малыша получится сделать то, чего от него хотят, хвалите ребенка. Но это должна быть только похвала, а не поощрения в виде конфет и игрушек. Если же возникают проблемы, не ругайте ребенка, старайтесь относиться с терпением и понимаем к временным неудачам и регулярно напоминайте крохе о существовании горшка и его назначении. Горшок должен быть всегда чистым и быть в доступном для ребенка месте.

Последний этап программы, как ребенка приучить к горшку – это закрепление результата. Спустя несколько месяцев регулярных высаживаний, малыш может сам попроситься на горшок. Но это не значит, что после первого самостоятельного раза всегда все будет получаться – маме предстоит поменять не одни детские штанишки! Дети часто заигрываются и забывают обо всем на свете, поэтому если родители замечают, что малыш давно не ходил в туалет, стоит напомнить ему об этом. Будьте внимательны к поведению ребенка: если ребенок замирает в процессе игры, морщится без причины, тужится, начинает кряхтеть, вполне вероятно, что стоит тут же посадить его на горшок.

Почему ребенок боится горшка?

Одной из самых неприятных ситуаций для родителей является та, когда ребенок боится горшка. Причины могут быть самые разные. Например, малыша сразу же после дневного сна – еще теплого, сонного – усадили на холодный горшок. Также отбивает желание «общаться» с горшком долгое сидение на нем. Поэтому максимум времени, которое на нем должен ребенок провести – 10 минут.

Довольно часто боязнь горшка развивается у тех детей, на которых кричат из-за неудачных попыток приучения. Родители должны набраться терпения, если хотят добиться в этом деле успеха. Горшок должен находиться в спокойном месте, где малыш сможет сосредоточиться. Резкие звуки или другие происшествия, которые могут испугать ребенка, способны надолго отбить охоту даже подходить к горшку. Если ребенок не ходит на горшок – не отчаивайтесь, не теряйте терпения и ни в коем случае не кричите на малыша. Подождите. Он должен осознать, что от него требуется, и научиться управлять собственным телом. Иногда на это уходят месяцы, но результат того стоит! Наступит день, когда малыш сам попросится в туалет и будет рад тому, что у него все получилось.

Помните, что даже если у вас ничего не получается и ваш ребенок категорически не принимает необходимость пользования горшком, то стоит запастись терпением – к четырем-пяти годам так или иначе ребенок привыкнет пользоваться горшком или туалетом. Все дети индивидуальны и развиваются каждый по-своему. Ведь не бывает здоровых детей, которые после пятилетнего возраста так и научились обходиться без подгузников.

Видео

Каждая из мам обязательно задумывается над вопросом, какой возраст является оптимальным для приучения своего малыша к горшку и как это делается. Существует много мнений по данному поводу. Кто советует начинать это дело чуть ли не с пеленок, кто рекомендует не торопиться.

Но может быть, стоит сначала оценить психологическую подготовку малыша, его развитие. Ведь если ребенок не понимает, для чего нужен этот новый предмет, считает его очередной игрушкой, он не научится осознанно пользоваться туалетом. Поэтому многие специалисты рекомендуют приучать к горшку в возрасте полутора лет, когда психологическое и физиологическое развитие малыша позволяют это сделать.

Когда следует знакомить ребенка с горшком

Считается, что самый подходящий возраст для знакомства с новым видом деятельности – период с 18 до 24 месяцев. Это одобряют и большинство детских врачей.

Нужно помнить, что каждый малыш индивидуален, и если одни готовы подружиться с горшком в полтора года и раньше, то другие могут затянуть это дело до трех лет. Мальчики обычно приучаются позже девочек. Беспокойные, легковозбудимые детки также осваивают горшок чуть позднее, чем их более невозмутимые одногодки. Влияет и долгое нахождение ребенка в памперсах.

Так почему именно 18 месяцев считается приемлемым возрастом для знакомства с горшком? До конца первого года почти все малыши не чувствуют деятельности мочевого пузыря или кишечника. Наполненные органы выталкивают содержимое без осознания процесса. И даже если любящая мама будет следить и сажать на горшок вовремя, это не будет значить, что ребенок приучен, и его нервная система сознательно контролирует процесс выделения. Это поможет сэкономить подгузники. Но чаще будут впустую потраченные нервы и силы, и выработанное у ребенка негативное отношение к процессу высаживания на горшок.

А уже в возрасте полутора лет ребенок начинает чувствовать позывы и немного пытаться себя сдерживать. Но до полного контроля должно пройти время, когда малыш приобретает некоторые навыки, облегчающие знакомство с горшком:

  • ребенок умеет наклоняться, садиться на корточки, а затем вставать;
  • собирает с пола мелкие вещи и убирает их на места;
  • понимает, что говорят взрослые и реагирует на речь;
  • может междометиями или простейшими словами сказать о своих желаниях;
  • во время дневного сна остается сухим, и при бодрствовании в течение двух часов может не писаться;
  • ощущает неудобство при нахождении в мокром или испачканном белье.

Становится понятным, что в деле приучения к горшку не стоит оглядываться на возраст и соседского малыша, который бодренько бежит к туалету, скидывая на ходу штанишки. Нужно присматриваться к поведению своего ребенка. И при благоприятном моменте, мягко и спокойно, сажать его на горшок.

Каждая мама хочет для своего малыша все самое необыкновенное, красивое. И как не подобрать для любимого чада симпатичный горшок с различными интересными штучками?

Магазинами детских товаров предоставляется огромный выбор самых различных экземпляров. Различаются они не только цветом, но и материалом и формой. Продаются модели на ножках и с высокими спинками, в виде машин и велосипедов, с прикрепленными рулями и подставками для игр, сборные и походные, превращающиеся в симпатичный контейнер, музыкальные и имитирующие маленькие унитазы со сливом воды.

Но многие педиатры советуют не торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Желательно сначала остановить свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребенок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться слишком яркого цвета или резких звуков. И игнорировать впоследствии все попытки родителей освоить горшок. Это, во-первых. А во-вторых, ребенок может принять навороченную модель как игрушку, и вместо использования горшка по прямому назначению, увлечься новой забавой.

Поэтому самый правильный выбор для формирования навыка - это обычный простой «туалет» без изысков и лишних функций. Позже, когда ребенок привыкнет справлять свои надобности в «детском туалете», тогда можно будет выбрать модель по вкусу.

Выбрать «правильный» горшок помогут такие характеристики:

  • Устойчивость . Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель, с широким основанием или с наличием подножек.
  • Материал . Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
  • Форма . Удобство горшка зависит и от его формы, Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
  • Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Методика № 1: приучаем за семь дней

Каждой маме хочется, чтобы ее любимое чадо как можно скорее привыкло к туалету. Это не только позволяет наглядно увидеть, как вырос малыш, но и существенно сэкономит бюджет семьи, и уменьшит загруженность женщины домашними делами.

Есть несколько методик приучения к горшку, одна из них позволяет сделать это в течение семи дней. Специальная система, которая называется «Довольный малыш», придумана британкой, бывшей медсестрой Джиной Форд. Предназначена она для малышей в возрасте от полутора лет, которые могут понимать простейшие инструкции и выполнять их, пытаются сами одеваться-раздеваться, знают части тела. Методика расписана на семь дней и представляет собой следующее:

  1. Первый день начинается с того, что утром с ребенка снимают памперс (какой ты у нас большой, пора носить трусики!) и часто сажают на горшок. Можно привести малыша во взрослый туалет и наглядно показать, для чего он нужен. Если не все получается сразу, повторяем процесс через каждые четверть часа. Цель мамы сейчас – продержать на горшке 10 минут, что должно хватить малышу на выполнение всех его дел. Можно присесть с ним рядом и постараться чем-то увлечь, чтобы не появилось желание встать с горшка. Если все же штанишки были испачканы, стоит запастись терпением и ни в коем случае не ругать кроху.
  2. День второй нужен для закрепления навыка. Но при этом нужно быть внимательным, чтобы малыш не сильно увлекся играми, и вовремя подставлять горшок.
  3. Третий день продолжает выбранную методику. Нужно забыть о памперсах даже при прогулках, чтобы не возникало желания в них помочиться. Перед улицей обязательно нужно подержать ребенка на горшке. И периодически интересоваться, не хочет ли он в туалет. Первое время можно брать с собой и «пластикового друга», если не хочется водить малыша в «кустики». Через несколько дней ребенок научится сдерживать себя, и надобность в горшке на улице отпадет.
  4. К четвертому дню многие детки уже посещают горшок сами. Только пока надо напоминать заигравшейся крохе о необходимости сходить в туалет. И больше хвалить и чаще поощрять, но никогда не ругать за оплошности. И так до конца недели. Позже горшок ставят в туалет или ванну, чтобы малыш ходил справлять нужду уже в специально отведенную комнату.

Методика № 2: быстрое приучение за 3 дня

В процессе приучения малыша к горшку обычно не советуют торопиться, чтобы не привить ему отвращение к самому действию. И формирование такого осознанного навыка может занять не один месяц. Но если требуется ускорить этот процесс, например, подоспело время пойти в садик или предстоит длительное путешествие, родителям смогут помочь специальные техники знакомства с горшком.

Скорое приучение к горшку еще не значит, что малыш сразу и навсегда научится ходить по своим надобностям без проблем. Но это поможет быстро осознать необходимость посещения туалета.

Для того, чтобы данная методика сработала, определяется, насколько малыш готов к ней. Целесообразность ее применения могут показать некоторые факторы:

  • возраст ребенка около 2 лет, в крайнем случае – 2 года 1 месяц;
  • малютка может спокойно выдержать 1-2 часа, и при этом не описаться;
  • ребенок уже не желает надевать памперсы;
  • у малыша сформировался процесс дефекации каждый день и в определенное время.

Все признаки налицо, теперь нужно подготовить малыша к грядущим изменениям. И начать следует за пару недель до конкретных действий:

  • Для начала стоит приобрести горшок и объяснить назначение данного предмета.
  • Часто повторяйте, что маленькие дети сначала садятся на горшок, а потом, когда вырастут, на унитаз, и так делают все люди.
  • За несколько дней до намеченного события поясняйте малышу, что вскоре ему предстоит носить трусики и ходить в детский туалет. Можно заинтересовать ребенка новым бельем с яркими рисунками.
  • Специально выберите время, когда будет возможность несколько дней заниматься только малышом. Будет очень хорошо, если в эти дни маме помогут бабушки или муж.

Подготовка прошла, время выбрано, пора начинать приучение к горшку. Займет это три дня.

День первый . Впервые весь день малыш будет находиться без памперсов. Вместо них можно надеть трусики, а можно позволить побегать с голой попой. Придется весь день очень внимательно следить за деткой и буквально не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что малыш собирается мочиться, сразу несите горшок. И так каждый раз, чтобы малыш видел связь между его желанием и появлением горшка.

Если у малыша получается сходить в туалет, это должно заканчиваться похвалой, конкретным объяснением его действий. Неудачи стоит оставить без внимания, чтобы не сформировать у него негатив по отношению к горшку.

Перед тем, как уложить спать, нужно не забыть высадить малыша на горшок и надеть на него подгузник.

День второй . В этот день нужно снова смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Кроме того, можно выйти гулять, но без привычного подгузника. Сначала обязательно ребенка сводить на горшок, и планировать прогулку таким образом, чтобы была возможность быстро вернуться домой. Нелишним будет взять запасную одежду и дорожный горшок.

Помните, что нужно обязательно за каждую удачу хвалить малыша!

День третий . Сегодня уже можно выходить на прогулку два раза. Малыш дома уже высаживается на горшок, но нужно учиться сдерживаться и тогда, когда его нет под рукой. Обязательно посещаем этот предмет перед прогулкой и после, до сна и после пробуждения.

Три таких активных и сложных дня помогут малышу адаптироваться к горшку и даже делать первые попытки садиться самому. На эти дни нужно подобрать такую одежду, которую можно легко снимать и не требовать посторонней помощи. Через некоторый период на ночь надеваем пижаму или трусики.

Повторное приучение

Иногда возникают ситуации, когда малыш резко и категорично отказывается от горшка, хотя до этого уже сформировался навык. Происходить такое может как до двух лет, так и года в три-четыре. Причины различны:

  • Конфликты внутри семьи всегда плохо действуют на детей. Не имея возможности повлиять на них, малыш может в знак протеста бунтовать или замыкаться в своем мире. Нежелание ходить в горшок становится одним из элементов неосознанной реакции на окружающий мир.
  • Некоторые изменения привычного образа жизни (переезд, рождение еще одного ребенка в семье) становятся для малыша неожиданностью и могут приводить к отказу от выполнения привычных ранее вещей.
  • Кризисный период трех лет тоже может приводить к отказу от горшка. В это время малыш начинает осознавать себя личностью и пытаться делать так, как хочет он сам, а не требуют от него окружающие.
  • Отказ от горшка может происходить и во время болезни ребенка, в периоды появления новых зубов. Сейчас все силы маленького организма направлены на выздоровление, и на этот период не стоит настаивать на посещении горшка.

Выяснив причину, по которой ребенок перестает посещать ставший уже привычным «детский туалет», можно подумать о ее решении. В любом случае не стоит настаивать и высаживать силой.

Как отказаться от памперсов

Во время привыкания ребенка к туалету надо постепенно отучать его носить памперсы. Днем проще следить за малышом и успевать сажать на горшок при появлении первых признаков. Если начинает вырабатываться нужный навык, можно и ночью укладывать спать в трусиках или пижаме.

Избежать сырой кроватки поначалу помогут специальные непромокаемые пеленки. Со временем привычка сформируется, и малыш даже ночью сможет просыпаться и проситься на горшок. А поначалу следите, чтобы малыш меньше пил жидкости перед сном, и введите привычку посещать туалет пред тем, как уложить ребенка спать.

Причины боязни горшка и что делать в таких случаях

Боязнь и неприятие горшка может возникать в следующих случаях:

  • Неудачное знакомство с новой вещью. Возможно, стоит убрать горшок на время и повторить попытку, добавив к процессу посещения что-то интересное, например, сшить накидку или устроить маленький спектакль из игрушек.
  • Малыш периодически пачкает штанишки и за этим следует частая и сильная ругань, что приводит ко всяческому уклонению от горшка.
  • Высаживание на прохладный горшок полусонного малыша тоже может закрепить негатив по отношению к самому процессу.
  • Желание купить суперновинку с музыкой порой приводит к боязни посещения горшка, появляющаяся мелодия может отбить желание садиться на этот предмет. К этой проблеме относится и страх внезапного падения.
  • Боязнь горшка возникает и при таких неприятностях, как запоры. Малыш может не понимать, что эта проблема никак не связана с данным предметом.

И подводя итог всему сказанному можно добавить, все обязательно получится, ребенок привыкнет справлять свои надобности в горшок. Главное: делать все с любовью и терпением, и проблема разрешится.