Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Традиционные костюмы народов мордовский мужской. Мордовские национальные костюмы: традиционная одежда для мужчин и женщин

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки - только по праздникам. Мордовский национальный костюм наряден и удобен.Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот - у мокшан, кемть - у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками - сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

История мордовского национального костюма

Известно, что народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю лёгкую одежду, набор тёплой межсезонной и зимней одежды. В костюм входили различные съёмные детали и украшения.

Необходимо подчеркнуть, что мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Далее, необходимо обратить внимание на основную часть женского костюма. Как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой застёжкой – сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12–15 сантиметров.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров.

Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе, но здесь не было широкой передней полосы, зато имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили рубаху с большой пазухой (пов). Мокшанская рубаха значительно короче эрзянской: она лишь немного прикрывала колени. Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до щиколоток покст. Шились штаны из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой полоской. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом – каркс с кисточками на концах – цёкт.

Известно, что женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями – сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок вали-ка – верхней его части – оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности: кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках.

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок – цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.

В ХХ веке у мокши появилось платье, которое шилось из фабричных тканей, надеваемого поверх рубахи – кафтонькрда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, Это платье было на кокетке, к подолу пришивалась оборка шириной 20–30 сантиметров. Рукава были длинные с обшлагами, присборенные на плечах. Шейный вырез был круглый, иногда делался невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди или спине застегивали на пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю холщовую рубаху, а затем стали носить и без неё.

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня – у мокши, запон, икельга паця – у эрзи). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.

Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.) Шили её из тонкого, хорошо отбелённого холста. Покрой соответствовал покрою мокшанской или эрзянской рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха, вышивкой, бранным тканьём, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. У мокши мушкас использовался и в качестве рабочей одежды.

Верхняя тёплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской. Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой надевали шубу из жёлтых овчин, иногда их покрывали сукном.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы эрзи – панго, сорока, сорка, шлыган – были высокими и имели варианты в виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы – панга, златной – представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распостранены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога – кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами. Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку надевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюханки носили венец, но, в отличие от девичьего головного убора, он был закрыт сверху. С венцом женщины надевали плетни, длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.

Специфическое поясное украшение эрзянок – набедренники (пулай, пулакш, пулокаркс). Они были двух видов: с валиком и без валика. Основу набедренников составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило, чёрной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зелёной. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера.

У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части, прилегающей к пояснице. Лицевая сторона её украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть – у мокши, карть – у эрзи) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот – у мокши, кемть – у эрзи). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и чёрные, иногда белые валенки. Ноги обёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста – у мокши, пильгалга – у эрзи), которыми обёртывали ступни. Верхними портянками (ланга пракста – у мокши, верьга пракста – эрзи) оборачивали икры.

В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными полосами.

Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух.

Основным видом одежды из сукна и меха был сумань – род кафтана из домотканного сукна тёмного цвета.

Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и чёрного цветов, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.

Необходимо выделить один факт. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого – названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки».

Вызывает интерес один факт. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти – кархьть (м.), карть (э.). – со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки – белыми и чёрными онучами – пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти. Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды. Учитывая всё более стандартизирующеюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально.

Мордовский костюм

Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Традиционная мордовская одежда развивалась по направлениям, соответствующим культуре основных локальных групп – мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

В ансамбле эрзянского костюма наиболее интересны рубахи: панар и покай, одинаковые по покрою, они отличились приемами декоративного оформления. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, покрой был туникообразным. Пышность форм создавал пулай (набедренное украшение), но пропорционально силуэт был уравновешен за счет значительной длины рубахи и своеобразного расположения вышивки. Поверх вышитой рубах женщины носили руцю, которая была различна по своему назначению: будничная, повседневная; плакальная; подвенечная; смертная и т.д. Традиционным элементом женского костюма был передник, архаичного типа, в виде прямоугольного куска холста, сосборенного в верхней части и закреплявшегося на фигуре с помощью завязок.

Костюм девушки-эрзянки. 20-30-е гг. XX в.

Кочкуровский район РМ, с. Семилей

Костюм молодой женщины-эрзянки. XIX в.

Симбирская губерния, Курмышинский уезд,

с. Аржадеево (ныне Большеигнатовский район РМ)

По своему колористическому строю костюм мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Рубаха-панар шилась из полотнища, перегнутого по утку пополам. Бока получались из двух более коротких холстин, согнутых по продольной нитке и прошиваемых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава более длинные, чем у эрзянской рубахи. Грудной вырез треугольной формы делался довольно глубоким. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Под рубахой женщины носили штаны – понкст. Мокшанки носили поясные украшения-полотенца - кеска руцят, которые надевали по два, по четыре и даже по шесть штук.

Костюм невесты-мокшанки. Начало XX в.

Пензенская губерния, Чембарский уезд,

с. Корсаевка (ныне Пензенская область, Белинский район)

Праздничный костюм женщины-мокшанки. XIX в.

Пензенская губерния, Наровчатский уезд,

с. Алькино (ныне Ковылкинский район РМ)

Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники, фибулы. В нагрудных украшениях мордвы выделяется брошь-заколка сюлгамо (э), сюлгам (м).

Головной убор строго соответствовал возрасту женщины, отражал ее положение в семье и обществе. Традиционные головные уборы женщин украшались вышивкой, нашивкой из лент, кружева, блесток.

Наиболее распространенным видом обуви у мордвы были лапти. В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами. Зимой носили валенки.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную народную одежду. Наряду с вышивкой в костюме мордвы существенное место заняло шитье бисером в комбинации с монетами, бусами, пуговицами, жетонами, раковинами каури.

Мордовские национальные костюмы являются красотой и гордостью своего народа. В них просматривается самобытность, история и культура не одного поколения.

Общая информация

Мордовские национальные костюмы принадлежат представителям народа мордва. их относят к финно-уграм и подразделяют на два этноса - эрзя и мокша. Практически все они проживают на территории России. При этом примерно треть в одной республике - Мордовии. Большая часть жителей, в основном, православные, но есть и представители других религий. Например, некоторые исповедуют мокшень кой - традиционную мордовскую религию.

Первые упоминания о численности мордвы относятся к XVI веку. Тогда их было около 150 тысяч человек. В конце XIX века количество жителей возросло до миллиона. В последнее время представителей этой народности стало меньше. Согласно последней переписи населения в России, мордвой себя считают около 850 тысяч человек.

Национальная одежда

Национальные костюмы отличают мордву от других представителей народов Центральной России. Особенно большое разнообразие вариантов наблюдается в женских костюмах. Существенные отличия можно отметить и внутри самого этноса. Наряды у представительниц народа эрзя и мокша также разные.

Например, часто мокшанка носит штаны и рубашку. При этом, рубашка у нее поддерживается веревкой у пояса, а не как у эрзянки - до пят. Поверх рубашки эрзянка носит национальный кафтан, который называют шушпаном. А на голове круглый кокошник. У мокшанки головной убор вовсе часто заменяют шалью или полотенцем, которые накручивают, как чалму.

Мордовский женский национальный костюм

Специалисты отмечают, что их женские костюмы выглядят особенно красочно. Они считаются вершиной декоративно-прикладного искусства среди местных представительниц прекрасного пола. При этом, он подразделяется на мокшанский и эрзянский подтип. А они, в свою очередь, делятся еще на несколько разновидностей.

Известно описание мордовской рубахи, описание которой делал этнограф начала XX столетия. Он писал, что нашивки на рубахе расположены довольно оригинально. Она очень напоминает верхнюю одежду византийских царей - далматик . Особую торжественность ей придает большое количество шерсти.

Одежда на праздник

Мордовские национальные костюмы считаются законченной художественной формой. Они - часть самобытной культуры Мордовии. Повседневная одежда всегда отличалась целесообразностью и максимальной простотой. В отличии от нее, праздничная достаточно сложна и многокомпонентна. К ней также прилагается множество украшений. Кстати, мордовские украшения имеют давнюю историю. Первые упоминания о них датируются началом второго тысячелетия.

Многокомпонентность национального костюма часто не дает возможности надеть его самостоятельно. Изначально в обряде одевания обычно участвовали два-три человека. Иногда такие сборы продолжались в течении нескольких часов. Праздничный вариант национальной одежды призван подчеркнуть здоровье мордовского народа, выносливость и силу. Здесь принято демонстрировать, что силой обладают не только мужчины, но и женщины.

Костюмы шились индивидуально, с учетом особенностей каждой отдельно взятой фигуры. Они соответствовали национальным представлениям о красоте.

Женский костюм

Женский наряд в основном состоял из широкой рубахи, напоминающей тунику. В ней отсутствовал воротник. Ее обязательно подпоясывали плетеным поясом из шерсти.

У мокши рубаху дополняли национальные штаны. В первый раз этот наряд девушка надевала в день совершеннолетия. После этого он становился ее обязательным атрибутом на всю жизнь.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай . Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам . Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Вышивание

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, "змеиная головка", "крылышки", "солнечные узелки", "козьи копытца" или "куриные лапки" были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Мужской костюм

Повседневный костюм мужчины значительно отличался от женской одежды. Во многом он схож с одеждой русских мужиков. На этом настаивают многие этнографы, изучавшие культуру мордовского народа.

На празднике все представители мордвы надевали на ноги кожаные сапоги с острыми носами. А вот в повседневной жизни носили лапти, на которых имелись специальные петли для крепления, сделанные из лыка.

В отличие от мужчин, у женщин сапоги были белыми. Встречались и черные онучи. Согласно мордовским представлениям о красоте, ноги требовалось оборачивать в онучи толсто и ровно. Возможно, для многих такая обувь непривычна. Но когда-то это считалось модным.

Новости и общество

Национальный костюм мордовский (фото)

26 апреля 2015

Особенной чертой всех этнических групп являются традиционные костюмы народов. Мордовский - самый яркий тому пример.

Эрзя является одним из древнейших финно-угорских племен.

Создавая свой традиционный костюм, мордовский люд вкладывал свою душу, хотел сделать его ярким, оригинальным. Все их старания, вложенные в сотворенные наряды, были успешно оправданы.

Краткое описание наряда

Сформировывался костюм мордовский на протяжении многих лет в центрально-европейской части России. В создании национального наряда очень тесно переплетаются многие позаимствованные элементы, взятые у эрзянского и мокшанского народов.

В традиционный костюм мордовский вложены элементы декора, которые помогли раскрыть все взгляды о красоте человека. Наряд соединил воедино всю полноту творчества, представленного в вышивании, изготовлении украшений из бусинок и бисера, ткачестве. Также являлось большим талантом умение надевать и носить костюмы мордовского народа. Порой, чтобы одеть такой наряд, необходимы были пара часов и помощь еще нескольких человек.

Единое описание

Мордовский национальный костюм представлен невероятно ярким и красочным.

Ежедневный женский и мужской гардероб считался комфортным и как можно лучше приспособленным для выполнения хозяйственных хлопот, подходил ко всем требованиям природно-климатических условий. В него входила нательная одежда, летняя, зимняя и демисезонная.

Обязательно присутствовали всевозможные декоративные украшения.

Но праздничный мордовский женский костюм состоял из большого числа компонентов. Он являлся истинным народным произведением искусства.

Обязательно, согласно древним традициям, в костюм мордовский (фото представлено в статье) вносились элементы уважаемых и почитаемых символов - здоровья, силы и выносливости. В большинстве случаев они были стандартными.

Женский национальный наряд

Женский костюм мордовский, фото его предоставлено далее, формировался на основе широкой длинной рубахи - панар. Шили ее из двух больших кусков ткани. Насчитывала она четыре шва со стороны груди и спины. Именно эта часть наряда была позаимствована у эрзян. Чтобы в ней было удобно ходить и работать, впереди не зашивали до самого низа. Рукава на рубахе были прямой формы и широкими.

Воротник отсутствовал, а вырез на груди имел форму треугольника и был очень глубоким. Чтобы немного скрыть такое большое декольте, применялись застежки - сюлгамо. Они были в двух вариантах: овальные с незамкнутыми подвижными концами и в форме трапеции.

Также на шею вешали бусы и специальный шнурок с нанизанными на него монетами и бисером.

Основным украшением являлось вышивание, которое было очень плотным. Оно обрамляло полностью все края горловины, рукавов, подол и проходило посередине спереди и сзади большими полосами.

В праздничные дни молодые женщины сверху надевали великолепно украшенную вышивкой рубаху - покай.

А вот фасон сорочки мокши имел незначительные отличия. Шилась она из трех кусков полотна, по длине была значительно короче, до колен. Поэтому под низ надевались штаны. Грудной вырез был овальной формы.

Еще одной частью наряда являлись безрукавки. Надевали их сверху на рубаху. Покрой модели был в талию, изготавливали ее из ткани черного цвета. Со стороны спины на ней присутствовал декор из ярких атласных ленточек.

Важнейший элемент наряда

Одним из важнейших компонентов этого костюма является пояс - пулай. Он существовал в двух разновидностях: с валиком и без него. Изготавливали его из прямоугольного куска холста и втачивали внутрь картон или войлок. На его внешнюю сторону наносили узорную вышивку и разнообразные декоративные украшения.

Именно эту составляющую мордовский народный костюм позаимствовал у эрзян. По традиции, надевала его девушка в день совершеннолетия и после этого должна была носить постоянно, не снимая.

В отличие от повседневного пулая, праздничный был украшен очень богато. Там присутствовал разноцветный бисерный узор, монеты, цепочки, пуговицы. С самого низа пояса почти до колен спускалась шерстяная бахрома. Для ежедневного использования пулай был черный, а нарядным считался зеленого или красного цвета.

По краям свисали разнообразные подвески. Состояли они из железного каркаса из нескольких рядов проволоки или узкого плетеного ряда звеньев. Туда крепились бубенчики, мелочь, изделия из бисера и цепочки. Несмотря на то что он сохранял определенный рисунок и декорировался согласно древним традициям, но все-таки иногда разрешалось проявлять самостоятельность в его украшении.

Именно этот элемент в костюме являлся показателем территориальной принадлежности и финансовой состоятельности владелицы.

Особенности головных уборов

Один из элементов, украшающих женский традиционный костюм, - мордовский головной убор. Их было несколько видов. Большие - с жестким основанием в форме прямоугольника и конусообразные - назывались панго, такой вид носили эрзи. Значительную популярность получил убор-сорока. Представлял он чепец из холста, вышитый бисером и позументом, под него надевали чехлик или волосник.

Неотъемлемой частью являлись височные подвески, которые изготавливались из ракушек, пуховых перьев, монет. Еще популярны были налобные украшения в виде бахромы или перьев.

А женщины-мокши отдавали свое преимущество мягким, негромоздким уборам типа полотенца с вышитыми концами.

Эта деталь наряда должна определенно соответствовать годам и семейному положению его обладательницы.

Также существовали свои правила и традиции, например, девушке в отличие от женщины разрешалось не полностью покрывать голову. А в церковь было принято надевать платок, напоминающий короткое полотенце с вышитыми узорами на концах. Молодые девушки носили накосники.

Теплое одеяние, обувь

Женский теплый костюм мордовский практически не отличался от мужского. В демисезон мужчины носили пошитые из сукна сумани. В зимний период - шубы из овечьей шерсти.

Обувью у них были лапти. Их отличительной чертой являлось косое плетение, низкие борта, трапециевидная форма головки. Изготовляли их обычно из липового и вязового лыка. Ноги обматывали портянками, их было два вида: нижние для ступней, верхние - для икр. С наступлением холодов сверху на них надевали белые или черные онучи. Но в праздничные дни обували сапоги, которые шили из коровьей или телячьей кожи. А в зиму предпочтение отдавали валенкам белого цвета.

Также не забывали и про украшение в ушах. Это были серьги с подвеской - монетой или бусинкой.

Новшества

Уже в конце 19 века женский мордовский народный костюм был дополнен передником. По модели его разделяли на три типа: закрытый с рукавами, с нагрудником и без. Шили его из полотна различных цветов. После такого нововведения он стал неотъемлемой частью наряда. Носили его постоянно - в праздники, трудовые будни. Как и всю одежду, украшали вышивкой, атласными лентами, кружевными оборками.

Классический женский мордовский национальный костюм сберегал свою первобытность до начала 20 века. Но без сомнения, есть еще селения, в которых чтут, берегут и соблюдают старинные ритуалы и нравы.

Описание одежды для мужчин

Костюм мордовский мужской также имел свои особенности, хотя и имел нечто общее с одеждой русских богатырей.

Одними из важных составляющих являлась рубаха - панар и штаны - понкст.

Ежедневное рабочее одеяние изготавливалось из тяжелой конопляной ткани, а нарядное праздничное - из легкого льна. Панар носили навыпуск и обязательно подвязывали поясом.

С начала 20 века стали использовать ткани фабричного производства.

Летний мужской костюм мордовский предусматривал наличие рубахи - белой распашонки, которую надевали сверху на панар.

Демисезонная одежда представляла собой суконное пальто темного цвета - сумань. А когда собирались в поездку, надевали чапан. В холодное время года - овчинные шубы.

Важная деталь костюма

Стоит уделить особое внимание элементам, входящим в традиционные костюмы народов - мордовский пояс, который имел особенное значение. Он был кожаный и украшен пряжкой, изготовленной из дорогих металлов. В свою очередь, она была простой, в форме кольца, или сложной - со щитком, с целью крепления к ремню. На другой его край крепили железный наконечник, а к наружной стороне - бляшки разнообразных форм. И все это украшалось различными узорами и камнями. Также его использовали как приспособление для подвешивания оружия или иных вещей. С давних времен пояс считался мужским отличительным признаком.

Обувь у них была простая - лапти. Но, как и у женщин, в дни праздников это были сапоги с каблуком и сборкой на голени.

Один из популярных головных уборов - черные и белые валяные шляпы с маленькими полями. Летним вариантом были холщовые колпаки. В холодное время года надевали шапки-ушанки и малахаи.

О процессе изготовления нарядов

Красочным и оригинальным проявлением таланта считается вышивание, являясь одним из главных украшений национальной одежды. В процессе рукоделия применялись шерстяные, но иногда и шелковые нитки. Также стоит отметить тот факт, что основными цветами мордовского народа являлись темно-красный и черный с синим оттенком, а дополнительными - желтый и зеленый. Наиболее популярно использование в орнаменте восьмиугольных звезд. В основном узоры были расположены по наклонной сетке.

Девочек начинали обучать вышиванию с раннего возраста. Такое умение считалось одним из достоинств девушки. Между собой они всегда соревновались в мастерстве, придумывали новые рисунки и фигуры.

Все свое вдохновение по созданию новых элементов они брали из природы. Поэтому подбирались соответствующие названия узоров - звездочки, еловые ветки, куриные лапки.

До определенного времени основу, из которой шили костюм мордовский, изготавливали своими усилиями. Легкие льняные ткани, грубые холсты, шерсть для пошива теплой одежды. Также сами окрашивали натуральными красителями нитки для вышивки, и все это благодаря хорошо развитому народному хозяйству.

Помимо всего этого, женщины промышляли узорным ткачеством. Обычно оно использовалось для украшения элементов одежды: головных уборов, поясов. Мордовский народ использовал в убранстве геометрический орнамент: ромбы, клетка, зигзаг, елочки.

Декор наряда

Также большой популярностью пользовалась аппликация. Для ее изготовления применяли шелковые и бумажные нити, сукно, тесьму, полоски золотого шитья. Таким образом, во множестве вариантов она даже заменила вышивку. Украшали при помощи накладных узоров в основном теплые вещи.

Существенную роль в мордовском народном творчестве играет шитье бисером. Его цветовая гамма не была разнообразной, в основном это были красный, желтый, белый и черные цвета. А орнамент такой же, как и у вышивки. Он широко использовался для выполнения различных элементов декора и отделки одежды.

Национальный костюм - красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм - это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.


Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.

Войдя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.

Смелостью художественного замысла, новаторским решением отмечены работы выпускников Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова. Для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Принципы народного моделирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи. Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача - показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии мордовского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие.

Моделирование одежды - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.



Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.