Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Воспитание второго ребенка. Двое детей в семье: как воспитать их друзьями

Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.

Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.

Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.

Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.

Воспитание детей особенности

Маленький ребенок не пластилин, из него нельзя «лепить» что хочется. К двум годам малыш начинает проявлять собственные качества. В это время только мама поможет малышу решить сложные проблемы с окружающим миром.

Любовь, понимание, тактичность – вот главные инструменты которые помогут разобраться в вопросах и проблемах воспитательного процесса. Общее развитие человека можно разделить на несколько периодов жизни. Основы воспитания закладываются до трехлетнего возраста.

В это время воспитание ребенка и его психология в 2-3 года имеют ряд особенностей определяющих развитие:

  • коммуникабельности;
  • самообслуживания;
  • развитию речи;
  • физической подготовки.

В 2-3 года малыш чувствует себя вполне самостоятельным; он умеет, общаться, одеваться, разговаривать, бегать, прыгать. Это время самоутверждения с помощью двух слов: «Я сам!».

Он пытается стереть границы ранее дозволенного; подчиняет себе старших, постоянно капризничает, плачет. Начинаются истерики. Родители постепенно теряют управление над своим чадом.

Совет:

Важно вовремя задуматься о применении других мер; в корректировании характера поведения, в отношении к окружающим; для своего малого дитя.

Частые запреты, строгие меры пресечения, окажут негативное влияние на особенности воспитательного процесса, а порой странного поведения. Попробуйте воздействовать на малыша через игру .

Поменяйтесь временно с ним ролями, пусть почувствует себя на вашем месте. Это поможет ему понять какими бывают правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Полученный в процессе игры опыт научит делать правильный выбор совершенных поступков и действий. Малыш должен чувствовать вашу поддержку и участие в любой ситуации. Но если он «упрямец» дайте ему чуточку свободы в действиях. Полученный опыт станет хорошим уроком в дальнейшей жизни, заставит сначала думать, а потом делать.

Вам надо постоянно помнить о самоконтроле. Упрямство, капризы, слезы малыша имеют свои причины. Семейные конфликты оказывают влияние на психологическое развитие детей раннего возраста. Не стоит устраивать «разбор полетов» в присутствии малыша. Для слишком эмоционального «чада» лучшим будет соблюдение режима отдыха и общего распорядка дня.

Применение приказного тона при общении с дитем, излишние уступки его прихотей, следует избегать в воспитательном процессе. Результатом окажется не устойчивая психика малыша и трудности дальнейшего обучения.

Задачи воспитания и обучения детей

Природа не создает клонов, все люди уникальны по-своему, не всегда воспитание ребенка от 2 лет дает положительный результат. Некоторые малыши отличаются своими достижениями к 3 годам жизни. Кто-то из них :

  • хорошо развит физически;
  • умеет рисовать;
  • имеет хороший словарный запас;
  • любит заниматься самообслуживанием;
  • стремится оказать помощь другим.

Дети полноценно развиваются, получают определенные навыки при участии педагога. Если малыши не посещают ДОУ, то вся ответственность; эстетического воспитания, морального, привитие навыков самообслуживания, физического развития; ляжет на плечи родителей.

Положительное воспитание самостоятельности до 2 лет зависит от желания и терпения мамы. Помогут в воспитании ребенка возрастом 2-3 года советы специалистов по психологии .

Один из них — сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры , которое является достаточно практичной и приносящей достойные плоды, методикой. Попробуйте регулярно собирать вместе узоры из мозаики.

Маленькие ручки малыша получат необходимый массаж, включится воображение, логическое мышление; вы увидите благодарность на его личике, от проведенного занятия.

Постепенно Вы получите хорошие результаты от упражнений. Гиперактивным шалунам полезно заниматься подвижными играми. Они выплескивают свою энергия на спортивных снарядах: шведская стенка, батут, велосипед, игра в мяч.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В 2 года и 3 года психология воспитания ребенка имеет отличия в приемах общения. Дети начинают понимать кто из них девочка, а кто мальчик. Узнают различия по одежде, иногда по поведению. Выстраиваются определенные отношения в группах.

Исключительная особенность воспитания мальчика в 2 года дать ему понять, что он мужчина и защитник девочек.

Девчонки всегда ближе к мамам, так, что воспитание девочек с 2 лет не вызывает особых трудностей. Они чаще носят платья, бантики, украшаются. Игрушкам малыши этого возраста отдают собственное предпочтение.

Нравственное воспитание

Воспитать здорового человека правильно помогут советы психолога. Старайтесь чаще гулять на природе. Общение с живыми существами будет началом нравственного развития; эстетического восприятия мира, чувства добра и заботы о меньших.

Попробуйте заучивать с ним кроткие четверостишия, читать книжки, рассматривать яркие картинки, а после попросите пересказать что он услышал или увидел. Общение с вами доставит ребенку много радости, интереса, пользы в ранний период взросления.

Трудности в воспитании ребенка 2 лет

Для малыша 2-3 летнего возраста Ваше мнение всегда станет важным для него. Научитесь «слышать» и грамотно оценивать действия разного периода его жизни. Наступило время приучить малыша к ответственности, дисциплине.

Поручите ему важное дело на выбор: ухаживать за цветком, кормить кошку, убирать игрушки, ставить на место книги.

У ребенка заметно изменится отношение к себе. Он будет считать себя нужным и ответственным человеком. Гармоничное развитие личности подарит обществу полноценного человека, который будет ценить жизнь, уважать старших и оправдает ваши надежды связанные с его будущим.

Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже. Многие начинают возмущаться, считая, что я ввожу полную вседозволенность...

Я нисколько не переживаю за своего младшего сына, которому через несколько месяцев исполнится два года. Не переживаю за то, что он до 18 лет так и не выучит слово «нельзя», и не сможет воспринимать запреты до пенсии. Но слышу, как многие мамы переживают за своих детей... Поэтому пишу на эту тему снова и снова. Сегодня мы подробнее поговорим о границах, и о том, как воспитывать ребенка в 2 года.

Итак, запреты и границы у ребенка всегда есть. И в 2 года, и в год, и даже в несколько месяцев. Другой вопрос — как мы обозначаем эти границы. Кричим ли мы грозно «нельзя» или показываем запреты максимально мягко?

И опять подчеркну: все, о чем я буду здесь писать, касается только малышей до 5 лет. В 5-7 лет происходит значительный скачок в развитии ребенка. И после этого возраста отношение к запретам должно поменяться (со стороны родителей). Если же родители до 18 лет своего чада так ничего и не меняют, и разговаривают с подростком, как с годовалым карапузом... Тогда действительно начинаются большие проблемы. Но у нас речь идет именно о карапузах. Это очень важно!

Эта ужасная вседозволенность

Как же мне надоело отвечать на возмущенные комментарии к моим постам, грозящие моим детям страшное будущее из-за нашей «вседозволенности»! Надоело, потому что почти к каждому посту в соц.сетях о моем отношении к разлитому годовасиком маслу или о безобидных шалостях, найдется кто-то «неравнодушный». И каждый раз приходится писать одно и то же. Иногда уже хочется просто проигнорировать комментарий... Но потом понимаю, что это важно повторять. Много раз повторять. Чтобы у кого-то из мам разрушились старые стереотипы.

Так вот, хорошая новость: вседозволенность вашему ребенку не грозит. Ее организовать просто невозможно. Невозможно. Если вы нормальная мама, вы не позволите своему малышу играть с огнем, вылезать из окна, бегать по проезжей части и т.д. Так что у поведения вашего ребенка в любом случае будут какие-то границы. И он начнет осваивать их с рождения.

С рождения ребенок сталкивается с тем, что жизнь не всегда такая, как хотелось бы. Даже если вы практикуете , даете грудь по первому писку и круглосуточно носите дитя в . С первых месяцев ребенку уже что-то нельзя.

Например, грудничку нельзя переворачиваться у края дивана. Если он так перевернется — он упадет. Однако, ни одна нормальная мать не будет пытаться донести это до трехмесячного малютки.

Представьте себе мамашу, грозно размахивающую пальцем перед таким малышом и приговаривающую: «Нельзяяяяя!!» А потом, когда ребенок все-таки упал, приговаривающую: «Почему ты не слушаешься?! Какой ты непослушный! Вот теперь будешь знать! Я вижу, что ты все понимаешь! У тебя глаза уже умные, и „агу“ прекрасно выговариваешь! Все понимаешь, а не слушаешься! Кто же из тебя вырастет?!»

Примерно то же самое происходит даже тогда, когда ребенку исполняется год. Я писала об этом в статье « ». Такая ситуация продолжается и в 2 года. И даже дольше. Хотя в 2-3 года малыш уже реагирует на многие запреты. И кажется, что он уже такой умный... Реагирует на многие ваши слова и запреты, но... Не на все.

Что плохого в запретах?

До 5-7 лет мозг ребенка еще недостаточно созрел для адекватного восприятия запретов. Это не значит, что до 5 лет вы вообще не будете произносить слово «нельзя». К сожалению, это невозможно. Но надо произносить это слово как можно реже.

Нашей старшей дочери сейчас почти 4 года. И она уже хорошо знает «нельзя». И даже — о чудо! — в большинстве случаев она хорошо слушается. Но даже сейчас в 4 года любые запреты тяжелы для нее. И если я начинаю говорить «нельзя» часто, начинаются капризы, истерики и все признаки перевозбуждения. Это — в 4 года! Что уж говорить о малыше двух лет?

На самом деле, в 1-3 года запреты не так страшны — ребенок их легко игнорирует. В этом возрасте правильная стратегия звучит так: «Нельзя ругать или отчитывать малыша за то, что он не слушается».

До 5 лет детей вообще нельзя ругать. В этом возрасте малыш ни за что не поймет, что вы «его очень любите, но злитесь на его плохое поведение». И единственное, чего вы добьетесь — ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.

Как ставить границы

Стратегия воспитания очень проста. Предельно проста. Если трехмесячный малыш лежит около края дивана — что вы делаете? Правильно, берете его и уносите в безопасное место. И вообще стараетесь не класть малыша на диван. Примерно также мы реагируем на поведение малыша 2-3 лет.

Конечно, унести двухлетку от края гораздо сложнее. Но суть остается той же. И постепенно, по мере роста, карапуз учится воспринимать эти границы.

Если малыш хватает что-то запретное и опасное — отбираем. Лезет на что-то слишком высокое или хрупкое — снимаем. Ведет себя неподобающе — уносим в другое место.

В идеале — отвлечь карапуза чем-то более интересным. Это — лучшее, что вы можете сделать. Не получается? Хотя бы просто пожалейте. Да, годовасик будет вопить, брыкаться и всячески выражать свой протест. Но вы все равно спокойно и с любовью забираете его из опасного места...

На что важно обратить внимание?

  • Запретов должно быть как можно меньше! Постарайтесь убрать все запретное и опасное туда, где малыш не достанет.
  • Когда малыш приближается к запретному — можно мягко сказать «не надо брать» или что-то подобное. Покачать головой. Но мягко, без угрозы или агрессии.
  • Малыш все равно залез на запретный шкаф? Спокойно снимайте его оттуда. И помогите ему пережить весь спектр эмоций. Помогите своим сочувствием, любовью и терпением.
  • Постепенно ребенок привыкнет к ним. Особенно, если ему уже два года. Постепенно в голове малыша сформируется связь: залезешь — все равно снимут. Поэтому нет смысла туда лезть. Но эта связь не будет иметь примеси страха!
  • Однако, периодически дети снова «проверяют границы». И ваша задача — снова отреагировать на это спокойно и с любовью.
  • Если ребенок все-таки что-то сломал, испачкал, разбил... Это не он виноват. Это вы не уследили. Это ваша ответственность, а не его. Поэтому ругайте не ребенка, а саму себя.
  • А если же никто не пострадал — и себя не ругайте. А просто вытрите лужу, вымойте шкаф или соберите осколки с пола. Небольшие неприятности не стоят того, чтоб из-за них переживать.

Чем старше ребенок, тем больше шансов, что он отреагирует на ваше словесное предупреждение. И в 3 года многие дети готовы слушаться родителей. Без криков и угроз! Но... Не всегда. И это тоже надо понимать. Когда малышу в 3-4 года чего-то очень хочется, он проигнорирует ваши просьбы. И снова ваша задача — не ругать и не требовать послушания.

Как общаться с малышом 3-4 года, если он не хочет идти домой, мыть руки или снимать дома сапоги — . Здесь уже можно постараться договориться. Но в 2 года это еще не имеет смысла.

Поэтому если наш младший сын начинает выливать воду из ванны на пол — я просто вытаскиваю его из ванны. Разбрасывает из тарелки еду? Забираю тарелку. Кидает в детей песок на детской площадке? Уношу его из песочницы. Все это можно делать спокойно, без угроз. И границы соблюдены, и мама осталась любящей.

Подпишитесь на новые статьи блога и сделайте репост в социальных сетях. Я желаю вам счастья. До новых встреч!

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Прекрасно понимаю волнение папочек и мамочек, поэтому эту статью хочу посвятить нюансам воспитания двухлетнего карапуза, дать, проверенные практикой, рекомендации, а так же так же «разложить по полочкам» психологию ребенка.

Особенности развития ребенка 2 лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь , необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей . Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.
- учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.

Воспитываете девочку?

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.

И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

  • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
  • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!

Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

Читайте еще:

Особенности развития детей 2-3 лет

50 вещей, которые мы делали в детстве и остались живы и здоровы!!!

Поделки для детей 2 лет

Подготовка к рождению второго ребенка требует от родителей много сил и времени. Возникает огромное количество вопросов, на которые они не знают ответа. Чаще всего родители задают вопрос вести себя, если у вас есть дети разного возраста. Как разница всего в несколько лет может отразиться на самом процессе воспитания. Давайте подробнее разберемся в этой ситуации.

При планировании рождения еще одного ребенка родители часто спрашивают, какую разницу в возрасте между детьми можно считать самой оптимальной? На этот вопрос даже самый лучший специалист не сможет дать вам однозначного ответа. Прежде всего, это связано с особенностями каждой семьи, ведь двух полностью одинаковых методов воспитания почти нет. В любом случае вы будете сталкиваться не только со своими плюсами, но и недостатками.

Погодки

Чаще всего рождение детей с разницей в один или два года - мамина инициатива. Такие женщины не боятся сложностей, которые возникнут при воспитании детей практически одинакового возраста, и у которых остались положительные впечатления от первых родов. Свое решение они регламентируют тем, что родить второго ребенка сразу после первого для них будет намного легшее психологически. Потом, спустя несколько лет, они уже не захотят возвращаться к этому. Тем более что за эти несколько лет первенец немного подрастет, жизнь снова войдет в свою привычную колею, и уже просто не захочется ничего менять. Еще одним преимуществом детей-погодок такие мамы называют то, что они практически вместе идут в детский сад, а после него в школу. Это дает возможность женщинам через три или четыре года выходить на работу с минимальными потерями в карьерном плане.

Особенности взаимоотношений

Иногда детей с очень маленькой разницей в возрасте сравнивают с воспитанием детей-близнецов. Главной и одной из самых существенных трудностей, которые ожидают матерей, будет сильная психологическая и физическая нагрузка. Старший ребенок еще не может самостоятельно смотреть за собой и постоянно требует внимания мамы, а она вынуждена присматривать за новорожденным. У женщины возникают новые заботы, она физически истощена, и ее память стирает все, что за этот период происходит с ее первенцем. Такой недостаток материнского внимания, равно как и разрыв эмоциональной связи. Он может подорвать у старшего доверие к миру, которое у него только начало формироваться. Он еще не осознает, что своей неистощимой познавательной деятельностью может причинить вред не только своему маленькому братику или сестричке, но и себе. Мама, со своей стороны, просто не в силах за всем уследить. В этот достаточно трудный период просто необходимой будет помощь няни или бабушки. Главным плюсом такой ситуации служит то, что через несколько лет у детей будут приблизительно одинаковые интересы и увлечения, они смогут достаточно продолжительное время играться сами, и маме станет намного легче. Такие дети растут социальными, уверенно чувствуют себя в коллективе, умеют идти на компромисс. Они отличаются большим количеством увлечений и интересов. Если возникает ситуация, в которой дети должны проявить соперничество, те, у которых есть братик или сестричка с маленькой разницей в возрасте, показывают себя намного успешнее, умеют отстоять свои интересы, и душевно привязаны друг к другу.

Советы

Конфликты между детьми, ссоры и разногласия преимущественно возникают из-за борьбы за внимание мамы, любимые игрушки, которыми как всегда хотят играться одновременно оба ребенка , или из-за раздела территории. Учитывайте эту маленькую особенность детей при покупке игрушек, вещей или вкусностей. Если вы купили что-то одному малышу, не забудьте и про второго .

В случае если между детьми возникает конфликт, родители должны объективно смотреть на причины его возникновения. Учите их находить такое решение спорного вопроса, которое устроит обе стороны, помогите им помириться, подскажите, что виноватая сторона всегда должна просить прощения. Расскажите, что они должны делиться всем, что у них есть со своим братиком или сестричкой.

Для того чтобы дети не ссорились между собой во время прогулок, и чтобы у них не было обид друг на друга, будет лучше если вы приобретете специальную коляску для двойников. Тогда никто из малышей не будет чувствовать себя ущемленным.

После рождения второго ребенка родители могут наблюдать небольшой регресс в развитии своего первенца. Связано это, в первую очередь, с тем, что разница в возрасте между детьми весьма незначительна, они проводят вместе практически все время, и все их игры и интересы используются с пользой для младшего из них. Для того чтобы этого не произошло, необходимо заниматься с каждым малышом в индивидуальном порядке, и все занятия и игры должны строго соответствовать его возрасту и развитию.

Мнение мам

Давайте рассмотрим пример воспитания детей - погодок в нескольких реальных семьях.

Женщина, назовем ее Татьяной, родила сына, и, спустя чуть более года, у нее родилась доченька. Разница в возрасте детей составила один год и три месяца. Она рассказывает, что с двумя детьми обходится на данный момент не очень тяжело, зато очень скоро они большую часть времени будут играться вместе, что еще значительно упростит ее задачу. Единственный минус в такой разнице между детьми - один ребенок еще совсем маленький, а женщина уже беременна вторым. Когда срок беременности достаточно поздний, трудно за всем успевать, особенно если нет помощи со стороны мужа или бабушки. С рождением второго ребенка ей стало намного легче. Еще до родов приходилось самостоятельно собирать старшенького на прогулку, поднимать его. Во время прогулки мальчик достаточно часто показывал свой характер, не хотел уходить с детской площадки, капризничал и плакал, а иногда просто садился посередине улицы категорически отказываясь следовать за мамой. Теперь все кардинально изменилось. С рождением девочки первенец стал для нее настоящим помощником, он часто играет с сестричкой, развлекает ее, и ей это очень нравится. Дети даже придумали свою собственную игру: малышка выбрасывает игрушки из кроватки, а брат с большим удовольствием подбирает их и отдает сестренке. Скорее всего, что в будущем они будут верными друзьями, как и должно быть у брата с сестрой.

А вот еще один реальный пример.

Алине сейчас 34 года. 2,5 года назад она родила первого сына, и, спустя полтора года, еще одного. Разница в возрасте между детьми чуть составила больше года, и Алина считает, что это очень хорошо. Возникает такое ощущение, что растишь не двух сыновей, а одного. В ее семье все было несколько иначе. Родители планировали детей, и разница между ними была несколько больше, 4,5 и 7 лет. Сначала Алине это не нравилось, так как она была нянькой для младших сестер, и ей приходилось уделять им много времени. Но, по мере взросления, становилось все легче, и сейчас, когда они выросли, разница в возрасте почти не ощущается.

Разница от 3-х до 4-х лет

Если рассматривать такую ситуацию с точки зрения психологии, то более идеального варианта для рождения второго ребенка трудно придумать. Такая разница в возрасте наиболее оптимальная как для родителей, так и для самих детей. Мама может полностью отдаться первому ребенку , пока не родился его братик или сестричка, и почувствовать весь вкус материнства . И сама женщина, и ее организм уже отошел от первых родов, и полностью восстановился. К тому же весьма существенной будет экономия материальных средств, так как значительную часть вещей второй ребенок получит в наследство от первого.

Особенности взаимоотношений

Если разница в возрасте между детьми составляет от3-х до 4-х лет, то старший ждет появления младшего братика или сестрички с видимым нетерпением и желанием. Когда малыш родится, они с удовольствием играют с ним, и помогают маме в ухаживании за новорожденным. Ревность здесь также имеет место, от нее никуда не деться, но если родители будут готовить старшего к пополнению в семье, ее проявление можно значительно уменьшить. Как примет ребенок рождение еще одного члена семьи зависит от умения родителей правильно себя вести. Наиболее напряженным во взаимоотношении детей будет период, когда первенец пойдет в первый класс. Но это можно объяснить, ведь теперь в его жизни произошли значительные перемены, он уже стал почти взрослым и ходит в школу, в то время как его братик или сестричка вовсю заняты играми. Хотя и здесь есть достойный выход из положения. Достаточно родителям предложить ребятам поиграть в школу, что очень нравится детям 7-8 лет. В процессе игры они снова обретут общие интересы.

Что посоветовать родителям в таких случаях

С того момента, когда вы узнали о второй беременности , начинайте готовить первенца к тому, что у него скоро появится братик или сестричка. Постарайтесь добиться того, чтобы у ребенка возникло верное представление о грудничке. Для этого можно показать ему фотографии, где он был совсем маленьким. Правильно подготовив ребенка , вы поможете ему не разочароваться в малыше, который вскоре родится. Почти все дети такого возраста думают, что с самих первых дней жизни новорожденный будет играть с ним. Затем подготовьте старшего к тому, что скоро вы поедете в роддом, и будете отсутствовать несколько дней. Даже незначительная разлука с мамой для такого ребенка достаточно тяжела, и будет намного лучше, если все это время с ним будет человек, с которым первенцу будет комфортно.

С рождением второго ребенка постарайтесь сохранить все традиции, которые были в вашей семье раньше. Если вы раньше читали ему перед сном сказки, то и теперь продолжайте делать это, находите время поиграть с ним. Старшему ребенку намного нужнее тактильный контакт с мамой, нежели младшему.

Рассмотрим несколько примеров из жизни семей, где разница между детьми составляет 3-4 года.

Женщина, назовем ее Ольгой, родила дочку, когда ей был 21 год. Спустя три года у нее родился мальчик. Она считает, что самым весомым преимуществом такой разницы в возрасте можно назвать то, что ребята растут очень дружными, постоянно играют друг с другом. Сейчас ее дочери исполнилось 8 лет, а ее братику - 5 лет. Когда мама хочет с ними поиграть, они отвечают, что будут играть сами, а мама может заниматься своими делами. Когда родился второй ребенок , девочка часто хотела лечь с ним в кроватку, вспомнила про соску, зато всегда с готовностью помогала маме по уходу за новорожденным. Было видно, что дети не чужды друг другу. Когда сыну был один годик, сестренка сама кормила его с ложечки, а братик, со своей стороны, когда ему было 2 года, очень скучал за ней, и просил маму быстрее привести ее из садика.

Разница между детьми от 5 до 8 лет

В большинстве случаев такая разница между детьми бывает тогда, когда беременность была планированной. Родители делают это осознанно, ведь большинство женщин боятся рожать детей в более позднем возрасте.

Особенности взаимоотношений между детьми

Старший ребенок уже стал достаточно самостоятельным, он первым идет на компромисс в спорной ситуации, и почти всегда уступает младшему. У каждого ребенка есть своя роль, которую никто не оспаривает. Споров по поводу того, кто из них старше, не возникает. Во время ухода за новорожденным между мамой и первенцем появляется взаимное доверие в отношениях. После рождения малыша, папа с мамой становятся менее критичны к старшему ребенку , они не требуют от него больших достижений.

Когда психологи просят детей такого возраста нарисовать свою семью, они в большинстве случаев рисуют кроме себя с родителями своего братика или сестричку. И, что самое примечательное, на рисунке малыш всегда будет размещен ближе к маме. Из этого можно сделать вывод, что между такими детьми существует стойкая эмоциональная связь. Но, помимо всего, на таких рисунках можно увидеть большое количество других элементов, которые указывают на то, что старшему ребенку не хватает общения с родителями и их эмоционального тепла.

С рождения второго ребенка у детей нет никаких общих интересов. Старшему уже совершенно не интересно играть с ним в погремушки. Но, спустя несколько лет, они начинают вместе рисовать, смотреть фильмы или читать книги. Между ними достаточно часто возникают недоразумения, основной причиной которых служит различие интересов и разница во мнении. Наиболее кризисным в их взаимоотношениях может быть период, когда первенцу исполняется 14-16 лет. Это уже подростковый период, который весьма сложен для детей. В таком возрасте они выбирают жизненные ценности, которым будут следовать. Их младшие братик или сестричка считают, что имеют много общего с ними, и очень в этом заблуждаются. Детей в 14-16 лет интересует, прежде всего, общение со сверстниками. Они могут проявлять нескрываемую агрессию, когда родители попросят их погулять со вторым ребенком. Зато для младших его старший брат или сестра становятся очень авторитетными, их мнение очень важно для малыша, и у них появляются свои маленькие секреты, которые нельзя расс
казывать родителям.

Совет

Главное, что должны взять родители во внимание - обязанность за воспитание младшего ребенка лежит на них, а не на первенце. В его обязанности не должно входить нянчиться с младшим братиком или сестричкой, ведь у него есть свои собственные интересы. Если родители вопреки советам будут настаивать на его помощи, это может привести в дальнейшем к недоразумениям в отношениях детей.

Не забывайте уделять должное внимание старшему ребенку , вместе с ним радуйтесь всем его успехам и достижениям, переживайте с ним все неудачи. Как можно больше уделяйте ему своего личного времени.

Из-за того, что разница в возрасте между детьми достаточно велика, наказывают, чаще всего, того кто старше, хотя почти всегда заваривает кашу младший из них. Если конфликт уже произошел, поговорите с первенцем и узнайте его точку мнения по поводу происходящего, тогда вы сможете объективно разобраться в ситуации.

Рассмотрим еще один пример из жизни.

У Натальи разница между детьми 5 лет. Сейчас старшему уже 8 лет, а младшему только недавно исполнилось 3 года. Она рассказывает, что старший сын категорически отказывается играть с братиком, у него совсем другие интересы. Если они и начали какую либо совместную игру, то она, в основном, заканчивается дракой. Как это ни странно, но такие разборки обычно заканчиваются слезами старшего брата. Но, несмотря на такие конфликты, они искренне любят друг друга, и переживают, если у кого-то из них что-то не получается. Есть место ревности, особенно со стороны первенца.

Или еще один пример.

В семье есть двое детей с разницей в возрасте 8 лет. Сейчас мальчику уже 11 лет, а девочке только 3 годика. Папа считает такую разницу самой оптимальной. Старший сын ни в какую не хочет играть с сестренкой, так как у него есть свои интересы и увлечения. Малышка наоборот, старается обратить на себя внимание брата, так как считает, что у него уже есть определенный опыт в жизни, и он неплохо разбирается во многих вопросах. Родители не заставляют первенца ухаживать за малышкой. Бывают случаи, когда они его просят о помощи, но, в случае отказа, не настаивают. Хотя и в таких условиях помощь сына очень значительна. Если у родителей нет возможности забрать девочку из детского сада, это может сделать брат, а затем занять ее чем-то до прихода старших.

Разница между детьми больше 9 лет

Достаточно часто ребенок 9-10-летнего возраста открыто протестует против появления в семье еще одного малыша. Ведь до этого времени он был единственным и самым любимым в семье, все внимание родителей было направлено только ему. А сейчас появилась необходимость делить все это с братиком или сестричкой, причем ему достанется меньше ласки родителей, нежели новорожденному.

Нередки случаи, когда малыш рождается в заново созданной семье, в которой уже есть ребенок 10-летнего возраста. При любых обстоятельствах старшие дети в таких случаях вырастают такими, будто кроме них в семье больше никого нет. До рождения второго малыша вся любовь и внимание родителей было определено только им. У таких детей достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развито мышление и творческие способности. Это можно объяснить тем, что все детство ребенок имел возможность общаться с взрослыми. Поэтому они, не стесняясь и не скрываясь, говорят родителям о своей ревности.

Если родители не будут обращать внимания на слова старшего ребенка , ревность станет скрытой и будет выражаться в нежелании учиться или в плохом поведении.

Особенности взаимоотношений.

Детей с такой разницей в возрасте объединяют, преимущественно, совместные прогулки или разговоры. В основном, младший ребенок ищет с первенцем общий язык, обращается к нему за помощью, когда у него не получается наладить отношения с учителями или друзьями. Младшие дети почти всегда стараются копировать поведение старших, и искренне гордятся всем их успехам. Во взаимоотношениях младший брат или сестра становится для первенца учеником, а малыш, в свою очередь, получает еще одного родителя. Опыт показывает, чем старше становится ваш меньшенький, тем ближе становятся дети друг другу.

Советы специалиста

Когда вы узнали о своей беременности , постарайтесь сообщить первенцу эту новость как можно деликатнее. Желательно, если во время столь ответственного разговора будут присутствовать и мама, и папа. Ребенок старше 9 лет желает, чтобы его мнение тоже играло роль в семье. Постарайтесь объяснить ему, что с рождением малыша ваше отношение к нему совершенно не изменится, вы как любите его сейчас, так и всегда будете любить. То, что он уже достаточно взрослый и многое знает и понимает, не означает, что родители не будут готовить его к столь важному событию.

Вас не должны пугать разговоры о его ревности. Поговорите с ним откровенно, и объясните, что вы понимаете его чувства, и что он имеет на них полное право. Но ведь вы - единая и дружная семья, и должны вместе делить все радости и печали, а потому уверены, что его ревность - только дело времени. С рождением второго ребенка не забывайте про первенца, ему очень важно ваше внимание.

Хочется привести еще один пример семьи, где разница между детьми более 9 лет.

Женщина, назовем ее Дашей, родила второго сына, когда первому уже исполнилось 9 лет. Несмотря на все разговоры с первенцем по поводу предстоящего события, он достаточно трудно принял нового члена семьи. Сейчас детям 11,5 и 2,5 года соответственно, и старший сын постоянно играет с младшим в развивающие игры, рассказывает родителям, чему научился его маленький брат. Первенцу очень интересно выступать в роли учителя , он понимает собственную значимость. Помимо того, родители без волнения за младшего могут оставить его на попечение брата, что у него очень хорошо получается.

Подытожив все сказанное можно сделать вывод, что разница в возрасте влияет на развитие детей, на их взаимоотношения между собой и душевное спокойствие. А то, как будут налажены отношения между детьми в вашей семье, зависит только от вас, от того, как вы подготовите старшего ребенка к рождению еще одного малыша.

Один ребенок, двое, трое, а, может, десять? Сколько детей может быть в одной семье? Раньше старались рожать как можно больше, да и не было особого выбора – противозачаточные таблетки придумали гораздо позднее. Сейчас мало кто заводит двоих детей, считая, что карьера важнее и одного ребенка воспитать проще. Но так ли это на самом деле?

Конечно, одного ребенка воспитывать проще: вся любовь, забота, ласка, подарки достаются ему одному. Но часто такие детки плохо уживаются в коллективе, вырастая эгоистами, считая, что все должно доставаться ему одному и без вариантов. Воспитание двоих детей происходит по совершенно другому принципу.

Чтобы избежать конфликтов между детьми, покупайте им игрушки одновременно. Если разница в возрасте велика, то могут возникнуть сложности, каждому будет казаться, что игрушки второго ребенка лучше, больше, красивее. Здесь без объяснений не обойтись, попытайтесь рассказать каждому, по какой причине покупаются те или иные игрушки. В конце-концов, предложите им поменяться на время подарками, они сами поймут, что гораздо интереснее свои игрушки, да и делиться заодно научатся.

Гораздо проще дело обстоит с погодками или близнецами. Им смело можно покупать одинаковые игрушки, отличающиеся между собой только цветом.

Ревность

Воспитание двоих детей неизменно сопряжено с ревностью. Каждый ребенок считает, что его любя меньше, особенно это случается, если ему недостает ласки. Причем родители не обязательно в курсе того, что малыш ревнует.

Чаще всего это происходит, когда в семье появляется второй ребенок. Старшему при этом начинает уделяться меньше времени, чем обычно, игрушки покупаются не ему одному и он искренне недоумевает, что такого интересного папа с мамой находят в этом плачущем комочке.

Старайтесь не давать повода для ревности. Младший еще слишком мал, а старший уже «дуется»? Постарайтесь объяснить, что малыш еще слишком мал и нуждается в защите и уходе. Покажите старшему его детские фотографии, расскажите, что и он когда-то был таким же.

Не стесняйтесь просить старшего о помощи, пусть почувствует, что мама в нем нуждается, ждет его помощи и верит, что он справится. Научите его заботиться о сестренке или братишке, рассказывайте, как им весело будет вместе играть, когда малыш подрастет, пусть ребенок вместе с вами строит планы на будущее и с нетерпением ждет, когда тот научится ходить и говорить.

Сравнение

Никогда не сравнивайте деток. Воспитание двоих детей часто вызывает у родителей трудности, которые они предпочитают решать наиболее легким, как им кажется, путем. Просто ставят одного в пример другому. «Посмотри, как младший братик аккуратно складывает одежду, а ты неряшливо раскидываешь ее», - простой пример, дающий повод для соперничества, а не дружбы.

Один ребенок в такой ситуации будет чувствовать себя неуверенно, а второй будет презрительно относиться к неумехе. Так и до конфликта недалеко, а ведь вы этого не хотите?

В первую очередь воспитание двоих детей должно быть направлено на создание теплых отношений, взаимопомощи, ведь родители не вечны, а на кого еще дети смогут опереться в будущем? Только друг на друга.

Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален. Один не может быть лучше или хуже другого, они просто разные. Если один малыш увлекся музыкой, а второй – восточными единоборствами, радуйтесь, у них формируется личность.