Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Капризы ребенка: все, что родители должны об этом знать. Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда - только на капризы, а бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения - проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.

Первые проявления упрямства обнаруживаются у совсем маленьких детей - в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своем является упрямство - первая попытка настоять на своем.

Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятым в обществе. От окружающих его взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами: кошку можно гладить, а не дергать за хвост; книгу можно листать, рассматривая в ней картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослыми ребёнок уясняет и первые правила поведения с людьми: можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т. д.

Стремление родителей искоренить упрямство, всегда является в какой-то мере источником этого самого упрямства и усугубляет его проявление. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой. Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии - уважении к малышу.

Временами все дети капризничают, например при резком нарушении привычного жизненного уклада - помещении в детский сад, но при нормализации обстановки исчезают и капризы. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это сигнал неблагополучия. Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. Если для «упрямца» самое главное - не уступить взрослому, а настоять на своём и если взрослый отстанет, махнёт на него рукой, он будет только рад, то «капризуля», наоборот, скорее стремиться добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается. Его излюбленное выражение: «Я хочу! ». У капризного ребёнка любимые слова: «Я не хочу! ». Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают взрослые, в надежде, что он, наконец, согласиться. Ему очень нравиться быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.

Если упрямство ребёнка - результат излишней требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Основное, что должны сделать родители, - это изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчинённому и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определённые права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважение. Капризный ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребёнок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий, не знаком с требовательностью взрослых и не представляет себе другой жизни. Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждениях того, чего ребёнок не хочет, а чего хочет. Нужно разнообразить опыт общения с взрослыми и сверстниками, включить их в общее дело, увлечь им. Необходимо всемерно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное: постирать свои носочки, построить «гараж» и поставить туда все машины и т. д. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольниками как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в малыше убеждённость, что ему страшно повезло, когда, например, разрешили самому поставить тарелки на стол или что-либо ещё.

В целом для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих изменений лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов в ребёнке бесполезно.

«В царстве упрямства и капризов».

Воспитание детей может приносить удовольствие и радость. Любой родитель взаимодействию с детьми уделяет значительную часть своей жизни. При этом большинство пап и мам волнует вопрос: как вырастить ребенка здоровым, умным, успешным? Поэтому каждая семья самостоятельно вырабатывает свою собственную линию поведения и воспитания детей. Как справится с капризами? - один из наиболее часто задаваемых вопросов, независимо от возраста ребенка.

Капризы - это агрессивная настойчивость ребенка, стремящегося любой ценной добиться исполнение своих желаний. Такой ребенок не приемлет никаких возражений и готов устроить бурную сцену ради исполнения любой своей прихоти. Понятно, что подобное поведение доставляет немало огорчений родителям. Да и самому ребенку оно не идет на пользу, закрепляясь как черта характера, приводит впоследствии к формированию вздорности, эгоистичности и неуживчивости.

Капризы не всегда связаны с плохим воспитанием. В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Это скорее всего крик о помощи. В возрасте года, трёх, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходим особый подход и чуткое отношение. Но если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения.

Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами. Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить своё общение с малышом.

Противоположная крайность - когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

Ещё одна причина появления детских капризов - это непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, мама делать запрещает, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдёт. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести ребенку вред или то, чему он сам может навредить.

Упрямство — это один из самых распространенных видов детских капризов. Оно используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми. Упрямство - своеобразный способ самоутверждения ребят в глазах взрослых и сверстников.

Детское упрямство заключается чаще всего в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым.

Пик упрямства приходится на возраст около 2, 5 лет, так как в это время дети нуждаются не только в опеке, но и в признании своей точку зрения.

В первую очередь, причиной упрямства является проявление потребности в самоутверждении. Также причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша.

Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить - капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов - знание возрастных особенностей детской психики. И самое главное - любовь и огромное терпение!

Что могут сделать родители, чтобы переориентировать капризное поведение ребенка.

1. Не разговаривайте с ребенком в этот момент, не объясняйте причин своих действий, не стыдите его за неприемлемое поведение.

2. Нужно дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого не нужно ввязываться в ссору - надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению.

3. Сделайте так, чтобы малыш понял: взрослый рядом, он помнит и знает о нем. Лучше всего воспользоваться телесными знаками внимания: обнять ребенка, погладить, поцеловать.

4. Начинайте действовать сразу же, едва почувствовали раздражение. Если упустите этот первый момент, потом (из-за возросшего негатива) будет сложнее дарить ребенку свое внимание.

5. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.

6. А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.

«Причины детских капризов».

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение - мыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки -ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство-это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает йогами, ложится на пол и кричит.

Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.

Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.

Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой — когда взрослые без конца одергивают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер

Что такое детские капризы?

Причины детских капризов: капризы как результат болезненного состояния ребенка, его переутомления, перенасыщения впечатлениями, лишения органических потребностей и т. п. ; отсутствие режима, четких правил жизни в семье — предпосылки для возникновения капризов; неправильное воспитание — главный источник капризов ребенка (жертвенная родительская любовь, безотказное выполнение всех желаний ребенка, избалованность; непоследовательность или крайности в требованиях к ребенку — непосильные или чрезмерно легкие требования; избыток или недостаток внимания к ребёнку) ; капризы как протест против несправедливости взрослых.

Капризный или нервный ребенок?

Влияют ли капризы на нравственное развитие личности?

Как избежать проявлений детских капризов: устранение причин, вызывающих капризы у ребенка; изменение условий жизни ребенка в семье и всей системы воспитания — необходимое условие в преодолении капризов у детей; воспитывающая роль режима и содержательной жизни ребенка.

Капризы и воспитание нравственных потребностей: воспитание у ребенка с раннего возраста чувства долга, осознанного отношения к собственным поступкам; наличие посильных обязанностей и правил в семье, упорядочивающих детское поведение; - формирование у ребенка понятий «нельзя», «можно», «надо».

СОВЕТЫ

Четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;

Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;

Не говорить при ребенке, что он капризен;

Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;

Не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы;

Детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

«Как преодолеть детские капризы».

Упрямство и капризы у детей нередкие явления. Иногда встречаются жалобы на упрямство, иногда на капризы, а иногда то и другое.

Упрямство и капризы две стороны одного и того нарушения проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.

Развиваясь в обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка- вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своем истоке не только особенности самого ребенка - его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей, а также воспитателей в дошкольном учреждении.

Большинство родителей уступают желаниям ребенка, тем самым закрепляют капризность, как форму поведения. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение. А для этого необходимо как можно больше находиться с детьми, вести с ними совместную деятельность, игры, прогулки. Обычно, дети склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Например, когда родители оставляя детей в садике, забудут их поцеловать или помахать ручкой, дети начинают плакать, капризничать. Воспитателю приходится включать их в общее дело, увлекать, занимать в деятельности. Поэтому родителям необходимо тоже разнообразить опыт общения с детьми, заниматься совместной деятельностью, поиграть вместе с ребенком в игры. Необходимо поощрять самостоятельность ребенка, предлагая ему самому что-то сделать интересное, при этом важно незаметно помогать малышу, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, а также радоваться с ним его успехам. Чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы, а для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, поскольку корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях.

Наша задача, задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные, психологически комфортные условия воспитания и развития детей. Капризы детей не редкость, имеется немало литературы и мы надеемся, что при желании и терпении родителей капризы и упрямство можно преодолеть. Мы приучаем детей выполнять наши требования, не потакаем капризам, стараемся не замечать упрямство, вовлекая детей в игровую деятельность. Позволяем им выразить себя в игре. Даём им различные поручения, отвлекая от капризов и упрямства. Но и ваша роль не менее важна. Задача родителей также заключается в создании условий, благоприятных для общего развития детей в семье, в выстраивании правильных взаимоотношений ребёнка и родителей. Необходимо помнить, что у каждого ребёнка есть своё «Я». Больше с детьми надо вести непринуждённые беседы во время прогулок, давать им поручения, с которыми они справятся, развивать их самостоятельность, слишком не опекать.

Уважаемые родители! Любите своих детей и будьте к ним очень внимательны!

Отец:

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

Совет 1:

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Совет 2:

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

Совет 3:

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Совет 4:

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Совет 5:

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Совет 6:

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

В первые годы жизни малыша развитие психики происходит в очень быстрых темпах. Если, к примеру, для взрослого человека два года – это просто временной период, то ребенок за два года учится видеть, слышать, разговаривать, ходить.

В первые годы жизни малыша развитие психики происходит в очень быстрых темпах. Если, к примеру, для взрослого человека два года – это просто временной период, то ребенок за два года учится видеть, слышать, разговаривать, ходить. К двум годам малыш начинает самостоятельно воспринимать окружающий мир, делать первые выводы. Формируется его система ценностей, и к естественным потребностям добавляются желания, которые диктует его характер, возникают первые капризы.

С чем связаны истерики у детей

Двухлетний возраст – это переходный этап, на котором малыш начинает осознанно манипулировать взрослыми, желая получить то, что он хочет, или, напротив, чтобы избежать того, что ему не нравится. Ребенок психует и начинает манипулировать взрослыми с самого раннего возраста, но если у грудничков главная цель манипуляции – присутствие мамы рядом, то в дальнейшем развивается хитрость, дети начинают прогнозировать свои действия и реакцию окружающих.

Психика в у детей развивается стремительно, а потому часто, не получив желаемого, мы сталкиваемся с так называемой «детской истерикой». Такие капризы и приступы неконтролируемого плача и крика начинаются, как правило, именно в двухлетнем возрасте, и их можно объяснить с точки зрения психологии: активное развитие психики делает ребенка очень зависимым от настроения, а его эмоции и восприятие мира обостряются. Кроме этого, в двухлетнем возрасте ребёнок начинает объективно воспринимать мир со всего его недостатками и изъянами, что является огромным стрессом для детского организма.

К тому же, сейчас принято с самого детства активно занимать детей различными кружками и секциями: ребенок занимается рисованием, плаванием, изучает иностранные языки, все это может привести к хронической усталости маленького человечка и часто вызывать новые истерики и капризы.
Родители не всегда в состоянии адекватно и грамотно реагировать на капризы и приступы агрессии и неконтролируемого поведения у детей. Ребёнок в два года капризничает не только дома, как раз наоборот, дети предпочитают закатывать истерики в общественных местах, транспорте, на прогулках, в больнице – каждый раз, сталкиваясь с новой, непривычной ситуацией, в которой они чувствуют себя некомфортно. Дети не умеют терпеть – они активно и чрезмерно эмоционально демонстрируют свои эмоции на публике, и не многие родители могут правильно на это реагировать. Устав от бесконечных и беспричинных слез и неодобрительных взглядов прохожих, мамы и папы реагируют агрессией на агрессию, что только усугубляет ситуацию.

Внешние проявления истерики у детей

Психологи, специализирующиеся на работе с самыми маленькими детьми, считают кризис двухлетнего возраста одним из ключевых и самых сложных этапов развития. Частые истерики негативно сказываются и на его нормальном развитии и взрослении. Сопровождается истерика следующими признаками:

  • неконтролируемой вспышкой гнева и ненависти;
  • громкими истеричными криками;
  • слезами;
  • раздражением;
  • отчаянием.

В момент, когда ребёнок находится на пике истерики, родители часто испытывают не меньшее раздражение: многие из них считают, что у малыша нет причин для слез. Прохожие постоянно возмущаются и делают родителям замечания, упрекая их в неумении воспитать свое чадо, от чего родители злятся еще сильнее и чувствуют свою беспомощность перед ситуацией.

В это время ребёнок испытывает настоящее отчаяние. Он неконтролируемо желает или, напротив, не хочет чего-либо, но не чувствует ни поддержки, ни понимания со стороны взрослых, чувствует себя одиноким. Все это провоцирует новый виток истерики и новую вспышку агрессии со стороны родителей. Родители бросаются делать все, чтобы ребенок успокоился, давая почву для манипуляции. Дети в два года, как губки, впитывают каждую новую ситуацию, в которой оказались, чтобы использовать ее как модель поведения в дальнейшем, так устроена их психика. Родители оказываются в ловушке детских капризов, считая их проявление обычным непослушанием и невоспитанностью, а между тем, у детей все намного серьезнее.

В момент истерики ребенок часто перестает контролировать моторику своего организма, в порыве отчаяния он готов биться головой о стену, и может серьезно себе навредить. Поэтому, когда уговоры и разговоры с малышом не помогают, а проявления беспричинной истерики становятся все серьезнее, лучше всего обратиться к детскому невропатологу.

Поведение родителей и их главные ошибки

Мамы, привыкшие, что ребёнок является их продолжением, не всегда успевают заметить момент, когда в два года он начинает отделяться и проявлять самостоятельные желания, отличные от тех, что навязывают ему родители. Постоянно сталкиваясь с необычной и неуправляемой реакцией у детей на привычные действия, когда малыш психует на еду, сон, прогулку, мамы испытывают шок и перестают держать ситуацию под контролем.

С помощью истерики ребенок уже в два года может пытаться определить границы дозволенного. Например, он не хочет есть суп, потому что предпочитает конфеты. В разуме ребенка отсутствует сформированный обществом способ и система употребления пищи, и постоянно искренне не понимает, почему нельзя обедать шоколадом. Он требует, чтобы его желание выполнили, и единственное оружие в его арсенале – это плач, крики и истерики. Он словно испытывает на прочность собственных родителей, и, если они дают слабину, границы дозволенного расширяются. Иными словами, неправильное поведение родителей дает повод ребенку и даже провоцирует его на последующие истерики.

Несмотря на то, что поведение малыша и его капризы связаны с физиологическими процессами его развития в два года, ни в коем случае нельзя поддаваться капризам и выполнять все, что хочет малыш. Истерика действительно утихнет, но в следующий раз ребёнок захочет получить нечто большее и новое, капризы будут появляться все чаще, а истерики будут становиться всё бесконтрольнее. Малыш четко должен знать, что такое «нет» и «нельзя».

Когда начинают плакать младенцы, мамы стараются отвлечь их: начинают кормить, развлекать игрушками, показывать какой-нибудь принципиально новый вид и т.д. Такой метод работает, поскольку в самом нежном возрасте дети не в состоянии одновременно думать о двух кардинально разных вещах.

В возрасте двух лет ребёнок искренне не понимает, почему родители, в ответ на его требование купить ему новую игрушку, показывают красивую елку в центре торгового зала. Он принимает факт существования этой красивой елки, но это не мешает ему хотеть игрушку. Метод отвлекания бесполезен и даже способен усугубить ситуацию.

Как справляться с истериками у детей

Чтобы понять причину слез и криков ребенка, необходимо удостовериться, что проблема сокрыта именно в психологическом аспекте развития. В этом возрасте меняется режим сна, а потому, если ребенок не высыпается, он обязательно начнет капризничать. Хронический дефицит сна или тревожный, поверхностный сон приведет к регулярным истерикам. Чтобы избавиться от них, достаточно создать правильный режим сна и бодрствования для ребенка.

Не менее важен эмоциональный фон в доме. Если родители постоянно ругаются, кричат друг на друга или, напротив, избегают общения, ребёнок обязательно это почувствует. Он будет поддаваться общему настроению, и его капризы и истерики будут регулярными гостями в неспокойном доме. Если вы хотите помочь ребенку справиться с этим трудным периодом, начните с себя и проанализируйте свое поведение, исключив из него все проявления агрессии или гнева. Важно, чтобы родители имели одинаковую позицию по отношению к процессу воспитания ребенка.

Главное средство в борьбе с детской истерикой – не идти на поводу. Ни в коем случае нельзя безоговорочно выполнять требование ребенка. Родители должны, в первую очередь, успокоиться, трезво и спокойно оценить ситуацию. Проявление агрессии или нелогичные, сбивчивые и неаргументированные высказывания способны завести ребенка в тупик, вызвать новую порцию отчаяния и усугубить ситуацию.

Чтобы успокоить ребенка, не нужно произносить много лишних слов, объясняя свой отказ – это ребенок, и он не способен в такой ситуации воспринимать сложные предложения. Старайтесь говорить с ним кратко, твердо и уверенно, не допускайте мягкости в интонациях – малыш мгновенно ее уловит.

Если слова не помогают – оставьте ребенка одного. Многие родители не в состоянии сделать этого, поскольку их преследует чувство жалости к собственному ребенку. Но справиться с истерикой самостоятельно, понять неправильность своих действий, прийти к выводу и, успокоившись, признать причину своих слез необоснованной – разве это не лучшее, чего можно пожелать в такой ситуации для ребенка. Контролируйте ситуацию, но не вмешивайтесь: увидев интерес к своим слезам, ребёнок продолжит плакать с новой силой.

Обратите внимание, что у детей случаются истерики только перед взрослыми. К примеру, если в детской группе один ребёнок забрал у другого игрушку без присутствия взрослого, ребенок будет самостоятельно отстаивать свои интересы и бороться за свою вещь. При наличии взрослого поблизости он, скорее всего, устроит настоящее представление. Поэтому не бойтесь оставлять ребенка одного, дайте ему возможность взрослеть и становиться самостоятельным.

Истерики у детей – это, к сожалению, обязательный этап развития детской психики. Всем родителям приходится проходить через него, главное – подобрать ключик к формирующемуся сознанию своего малыша, объяснить ему причины отказа и не реагировать на попытки манипуляции. Психология ребенка такова, что, чтобы в его голове сформировалось представление об окружающем мире, он должен очертить для себя границы дозволенного с помощью своих родителей.

Комментарии 2 Поделиться:

У меня проблема с моей дочкой. Ей 2 года и 2 месяца. Последнее время стала кричать, по поводу и без. Визжит как резаная, катается по полу и стучит ногами (соседи наверное думают я её избиваю) может начать просто от того что отказывается есть, а может потому что в её любимой игрушке сели батарейки. Посоветуйте, что делать и как на это реагировать. Спасибо

Анна Корвель

У моего сына точно такие же проблемы были. Ничего не делала-любила, целовала, спокойно разговаривала. Всё прошло само

Ольга Лисицына (Мейнцер)

Мы тоже через это прошли. Кошмар, пробовала разные методы. Помогло только — иди я тебя обниму, поцелую. Мой хороший, мой любимый. Кто обидел моего котика, шел на ручки, обнимал за шею и конец скандалу. Ни сразу, конечно, сработала такая тактика, раза с 4–5. Удачи и терпения!

Татьяна Адамович (Новикова)

Моя дочка не любила раздеваться. Приходила с улицы, подала на пол и ревела, соседи по батарее стучали, наверное, думали, что бью ребенка. На уговоры раздеть не реагировала, а начинала еще громче кричать. Я стала просто её обходить, переодеваться и заниматься своими делами. Через некоторое время уже порядком вспотевшая, а это было зимой, сама подходила ко мне и просила раздеть.

Ira

Психологи называют это период террориста.

Яна Бурбыга (Геращенко)

Как говорят, вспомните себя в детстве, улыбнитесь и идите спокойно пить свою валерьянку

Екатерина Мелькова (Видимкина)

Ну вот, делаем выводы! все в порядке! Это норма. Дети только жить начали, столько всему научились за такое короткое время! все им надо, все интересно. Конечно это бешеная нагрузка на мозг! И пока такими истериками, они срываются, но также вскоре, они и научаться сдерживать эмоции! мы все такими были. Даже когда наши родители говорят, что вы небыли такими, они просто забыли. Также как и было больно при родах.

Юлия Крупина (Сырцова)

У нас такая же песня. Нам 2г и 1 мес. Почитайте информацию о кризисе 3х лет. Он часто начинается у детей в более раннем возрасте. В статейках подробно описывают все возникающие проблемы и советы по их решению. Главное — наберитесь терпения и не впадайте в агрессию сами. Удачи вам

Юлия Курдюкова

Это признаки манипулировать вами, поддадитесь — будет продолжаться, не будите обращать внимание — само пройдет. Дети не глупые, они знают с кем пройдет номер, а с кем нет. В моем случае, ребенок падал на асфальт и начинал реветь, я не обращала внимание и издевательски говорила, что забыл ножками подрыгать — с пятого раза перестал (на тот момент ему было чуть больше года, я уже была вторым беременная, поэтому на руки не брала). Зато свекровь сразу поднимала, целовала — лет до 4-х он это с ней проделывал.

Любовь Шушвал

И мы через это прошли. Истерика могла начаться даже без повода. Просто проснулась и рыдает. Один раз такая истерика длилась 1час 40 минут. Сначала пыталась успокоить, потом уже ругалась, а в конце рыдала вместе с ней от своей беспомощности. Иногда, уже мои слезы на нее действовали, и она успокаивалась, иногда кот помогал, появлялся во время и дочка отвлекалась на него.

Марина Непрокина

Есть такой термин «ужасные двухлетки» это возраст, когда дети начинают проявлять характер. «Я сам» — это главный девиз этого возраста. Мой сын мог раскричаться из-за того, что сам хотел открыть пасту, но не успел это сказать. Не торопитесь, делайте все медленнее, проговаривайте, что делаете, а главное слушайте ребенка, она уже в том возрасте, когда она начинает осознавать свою роль в окружающем мире. Сейчас ей надо помочь научиться выражать свои мысли и желания так, чтобы ее понимали. Вторая не маловажная штука в этом возрасте, это режим. Скандал может быть, что вы припозднились с обедом или сном. Ребенок голоден и устал, но не понимает этого, т. к. не научился оценивать свое состояние. Придерживайтесь режима и ежедневного ритуала, это повысить уверенность ребенка и снизить тревожность

Марина

Кризис 2х лет, пройдет. Дышите глубже.

Наталья Николаевна

И у нас такая же «беда». Тоже 2’2, так он ещё во время истерики, простите за слово блевать, начинает, уже сил нет. Ни ласки, ни уговоры, ничего не понимает или не хочет понимать, нарыгается и успокаивается.

Анна Яблокова

Главное, наплюйте на соседей. Вам дело только до вас и вашего ребенка.

Ангелина Пожидаева

Нам 1 год и 5 месяцев, начинаются психи и слезы без повода.

Анна Куцевалова (Чернова)

Нам 1,9, падания на пол с истериками, независимо, где мы находимся, начались в 1,3, прочитала, что нужно игнорировать, так и делала – не помогает до сих пор. А сейчас тоже самое началось уже пару недель — оры, истерики по каждому поводу и без. Уже страшно становится, что же будет дальше. Любимое слово — не буду и сама, делает злое лицо, рычит, орет. Это кошмар. Завтра идем к неврологу, интернет интернетом, но мне бы хотелось послушать специалиста, как реагировать и устранять это поведение, может я что то не так делаю.

Я бы тоже с удовольствием в врачу сходила бы. Только мой сын их не переносит до состояния истерики, на днях у педиатра были, горло заболело, так он с врачом подрался и руками и ногами, еле успокоила, а если то же самое увидит невролог. Боюсь даже подумать, какой нам диагноз могут поставить.

Анна Куцевалова (Чернова) ответила Наталье

Осенью болели долго, назначили неприятные уколы. Орала перед кабинетом до трясучки. Теперь ор начинается у любого кабинета и боится, что дотронутся до нее. Раньше все хорошо было. Прочитали, что в этом возрасте у них боязнь боли (уколов, врачей) на первом месте по страхам, на втором разлука с мамой.

Ольга Бережная (Быкова)

У нас двойняшки (сын и дочка), двойной кризис двух лет, с сыном помогает: «Ох, ты мой хороший, что ты хочешь, кто тебя обидел и т. д.», а вот с дочкой только игнор (обхожу ее лежащую и иду свои дела делать), как бы это печально не было, но только это помогает

Наталья Николаевна ответила Анне

Мы, получается, где-то месяцев с семи так реагируем, и если раньше я могла его хотя бы удержать, то теперь уже я просто физически с ним не справляюсь.

Любовь Квитка-Ежова

У нас тоже в 2 года начался такой истеричный период, месяца 2-3 длился, истерики просто на ровном месте, особенно не любила одеваться на улицу, я тоже переживала, что соседи подумают). Потом переросла, правда после 3 лет начались новые «заморочки».

Карина Буленко

Нашему год и 9, как что не по его — бьется головой об стену! И орет. Но последнее время уже меньше этого стало, т. к стали игнорировать, и говорить «Продолжай, что ты остановился?» Теперь он предметы по комнате швыряет, но главное, голова в покое. Было дело, даже синяк на лбу сам себе набил. тоже думали врачу показать, потом почитали что через этот кошмар почти все проходят.

Раиса Белогорцева (Надедова)

Такая же песня у моего сына. Ему 2,3г. Мог захватить истерику где угодно — в магазине, в банке и т. д. просто не обращала внимания. А когда все заканчивалось, спрашивала: «всё, полежал, отдохнул?» Родился второй ребенок все началось по новой. Но все бы было проще, если бы вокруг каждый не вставлял «свои пять копеек», типа ой какой вредный мальчик; я тебя заберу. И тому подобное. А вот бабушки это отдельный разговор! Иногда и до скандала.

Ina

У нас такие же истерики бывают, дети 3 и 5 лет. Это сложно. Главное не потерять контроль, в первую очередь над собой. Я сначала успокаиваюсь, чтоб не сорваться на детей, например, выхожу на короткое время из комнаты. Потом обнимаю и спрашиваю в чем дело, разговариваю с ребенком, пытаюсь понять, что послужило такому всплеску эмоций, потом отвлекаю и предлагаю альтернативу сложившейся ситуации. Если ребенок все равно пытается построить меня, я настаиваю на своем (говорю в немного громком тоне), ребенок начинает слушаться. Главное не накричать просто так со злости. Иногда приходиться ставить в угол до 5 минут. Вообще к каждому ребенку индивидуальный подход.

Елена Чернова (Залогина)

Эх, и головой об пол проходили, и ор по поводу и без, и кидания на пол со слезами-соплями. Нам помогают только обнимания и строгое напоминание, что сейчас мультики значит выключу, раз опять психовать начал. Правильно — неправильно, у каждого свой способ. Действительно, главное самой не разозлиться и не сорваться. Собственный ор еще хуже, ребенок пугается и уже самой стыдно становится за себя.

Наталья Наумова (Злобина)

КУПИТЕ СЕБЕ АВЛЕРЬЯНКУ! Это КРИЗИС 3-х лет! У нас 1 в 1 так было! Наш ангелок нам с папой такого перцу давала, что к вечеру у нас уже нервный тик был! Это длилось у нас ПОЛ ГОДА! НО! Ребёнку ещё хуже, чем вам! Представьте подростковый кризис, только на 2-3-летке — по силе эти кризисы одинаковы! Это обязательная фаза развития! Ребёнок осознал, что он ЛИЧНОСТЬ, как и родители и должен иметь те же права, он ХОЧЕТ очень многое, но не УМЕЕТ! И от этого злится и видит кругом врагов! Ребёнок уже не ощущает себя пассивным малышом! Роль родителей в эти периоды ОЧЕНЬ важна! Не орите и не сердитесь! Научитесь АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ — это методика очень простая и нам отлично помогла! Вы вслух проговариваете ребёнку ЕГО чувства и переживания, и он видит, что его ПОНЯЛИ! После этого можно выходить из конфликта, договариваться! как-то так. УДАЧИ и ТЕРПЕНИЯ! Это временно!

Наталья Наумова (Злобина)

Радуйтесь хотя бы тому, что ваш ребёнок НОРМАЛЬНО развивается, т. к. если НЕ БЫЛО кризиса 3-х лет — это отклонение и ненормально!

Наталья Наумова (Злобина)

Ирина Анисимкина (Сёмина)

Конечно у всех свои подходы и детки разные, моей дочке 5 лет, истерили — мама дорогая! способов разных перепробовала и скажу банальность, но только любовью все это проходит, безусловной чистой любовью, чаще обнимайте, целуйте, говорите что любите, хвалите и молитесь за душевное здоровье, материнская молитва самая сильная! И детки ответят Вам тем же.

Наталья Веснина

Сколько не читаю такие посты, удивляюсь как мама всего лишь двоих деток. А сами мамы не пробовали просто любить своих детей, слушать и слышать и, тогда истерик будет меньше. У нас тоже бывают проблемы — это нормально ребенок взрослеет, и всякое взросление ведет все к большему пониманию жизни. Нельзя получить ребенка в бантиках и вечно улыбающегося. Прикиньте, они писают и какают, а еще ДУМАЮТ и растут!

Кристина Самоцветы

Не вестись на эти провокации, я уходила в другую комнату (кухню). И занималась своими делами, как ни в чём ни бывало — таким образом, давала понять, что такое со мной «не прокатит». Потом, когда этот бзик заканчивался, обязательно подходила, обнимала и целовала. Всё прошло очень быстро.

Дарья Елагина (Кузнецова)

У нас сейчас такая же проблема, ребенок истерит и психует, т. к. говорить не может, все эмоции выплескивает таким образом. Я начинаю психовать сама, пытаюсь сдерживаться, но иногда не получается, ребенок получает по попе, т. к. начинает кусаться. Мне просто иногда хочется убежать куда-нибудь. Подскажите, как еще можно справляться с ребенком и его эмоциями? Или просто игнорировать все выходки (начинает кидать, швырять вещи, боюсь, что что-нибудь разобьет и порежется)?

Анна Куцевалова (Чернова)

Были сейчас у невролога. Выписали таблетки от тревожности и магний Б6, на месяц. Врач сказал не ругаться, в момент истерики отвлекать, сильно кричать не давать. Должно пройти. Посмотрим.

Ксения Жалнина

У нас такой же 2хлетний псих, дома стараюсь игнорить и уйти, чтоб самой не заводиться. Самый стрем – при людные припадки — в магазине может ни с того ни с сего на пол бухнуться и колотиться в истерике, просто что устал, надоело или мало внимания. Обычно, конечно, стараюсь не дать разораться, потому, что так входит в раж, что страшно становится, но если не удается пресечь истерику в самом начале — исчезаю из поля зрения, т. к. понимаю, что спектакль разыгрывается для меня.

Марина Марина

Нам 2,5 мес. Уже пару раз проходили через такие кризисы. Постоянное нытье и истерики. Когда первый раз началось, то я всю литературу перечитала и с врачами разными консультировалась. И таблеточки готова была давать (глицин и магний в6), длилось это месяца 1,5. Потом само прошло, через какой-то период опять началось, но я уже подготовлена была морально и решила жить в нормальном режиме и типа само пройдет, надо пережить и все. Так всё гораздо быстрее закончилось. Первый раз испугалась, готова была выть вместе с ней от своей беспомощности, а во второй раз приняла как должное. Надо помнить — это пройдет

Ирина Анисимкина (Сёмина)

Это стоит перечитывать хотя бы раз в год всем родителям

1 Детей учит то, что их окружает.

2 Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

3 Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

4 Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

5 Если с ребенком честны — он учится справедливости.

6 Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

7 Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

8 Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

9 Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

10 Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

11 Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

12 Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

13 Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

14 Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15 Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16 Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17 Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18 Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19 В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Натали зотова

Я знаю, что такие истерики, в таком возрасте, могут быть из-за ещё не развитого речевого аппарата. Ребёнок не может словами выразить свои эмоции и желания. Нужно проговаривать то, что ребёнок чувствует, обнимать, целовать, хотя есть дети, которым нужно побыть одним, ну и конечно запастись терпением

Ангелина Пожидаева

У старшей дочери было такое, когда бабушка была рядом.

Светлана Кузьмич ответила Анне

Вот поэтому я все уколы делала сама.

Светлана Кузьмич ответила Дарье

Я в таких случаях веду себя так, как будто ребенок не в истерике и все понимает. Бросила игрушку — спокойно поднимаю и говорю, что собачка больно побила лапку, ее нужно пожалеть и уложить спать. Главное — не то, ЧТО говорить, а то, КАК говорить. Тихо, спокойно, с улыбкой. У ребенка есть возможность остановиться и сделать вид, что никакой истерики и не было, просто собачка упала. Ребенку ведь самому стыдно и неприятно, но он не знает, как все это прекратить. Одеваемся, орет, отбивается. Опять же — тихо и спокойно говорю — осторожнее, маме больно, ты маму ножкой зацепила. Нужно маму пожалеть. Но не говорю, что ударила, дерется, капризничает. Просто зацепила, нечаянно. Нам помогает.

Маргарита Галыгина (Денисенко)

Это возрастное. Свое я учила отстаивать. Главное — не переломать ей характер, и в то же время не дать сесть на шею

Юлия Белова-Загурская

Набраться терпения и приготовиться к кризису трёх лет и четырёх и т. д.

Марина K ответила Юлии

Эти кризисы просто отдыхают в сравнении с 2х летками (для меня лично). Дальше будет проще, если научиться договариваться.

Раиса Белогорцева (Надедова)

У моей знакомой два сына с разницей в возрасте три года. Она рассказывала. «Один орет, второй тоже орет. Закрыла к ним дверь, стою, реву, полегчало. Пошла к ним — разбираться». Я теперь постоянно её слова вспоминаю, у моих сорванцов разница два года. Если один начинает истерику, то второй его поддерживает, видимо из солидарности.

Раиса Белогорцева (Надедова) ответила Наталье

А еще, они очень быстро понимают, как можно манипулировать окружающими.

Ирина Анисимкина(Сёмина)

Музыкотерапия

1 Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен «Мазурка», «Прелюдии». Штраус «Вальсы». Рубинштейн «Мелодии».

2 Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бах «Контата 2». Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

3 Для общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен «Симфония 6», часть 2. Брамс «Колыбельная». Шуберт «Аве Мария». Шопен «Ноктюрн соль-минор». Дебюсси «Свет луны».

4 Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21». Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5». Брукнер «Месса ля-минор».

5 Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт «Дон Жуан». Лист «Венгерская рапсодия» 1. Хачатурян «Сюита Маскарад».

6 Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский «Шестая симфония», 3 часть. Бетховен «Увертюра Эдмонд». Шопен «Прелюдия 1, опус 28». Лист «Венгерская рапсодия» 2.

7 Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах «Итальянский концерт». Гайдн «Симфония».

Марина K ответила Ирине

Ирина Анисимкина (Сёмина)

10 уловок при общении с детьми:

1 Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”

Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

2 Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт”.

Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное”.

3 Вместо грубого: “Убери за собой”

4 Вместо рассерженного: “Не мешай!”

Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник”.

5 Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть”.

Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

6 Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”

Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

7 Вместо злого: “По попе захотел?”

Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас уши оторву и шею намылю?”

8 Вместо бессильного: “Чтобы я ни каких “не хочу” не слышала!”

Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

9 Вместо нудного: “Сколько раз повторять”

Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию. Повторите, как слышали”.

10 Вместо менторского: “Руки помыл?”

Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

В этой статье:

Для родителей капризы и психи ребёнка в 2 года - это серьезное испытание. С одной стороны, они понимают, что малыш делает это не нарочно и скорее всего не отдаёт себе отчёт в действиях. С другой же, каждая новая истерика воздействует на терпение, которому рано или поздно может прийти конец. Во время очередного приступа капризничанья поведение малыша сильно меняется: он бросает всё, что попадается ему под руку, бьёт и кусает окружающих, ломает игрушки, кричит, плачет, падает на пол.

Для взрослых самое обидное - это когда ребёнок капризничает или психует совершенно без повода, по крайней мере, по их мнению. На самом же деле повод есть, и для малыша он достаточно серьезный. Например, ему дали бутылочку, лишь наполовину заполненную компотом, когда он хотел исключительно полную, либо же взрослые настаивают на выборе синих сандалий для прогулки на улицу, а кроха мечтал надеть красные.

Родители остро реагируют на капризы и психи ребёнка в 2 года, но прежде всего не потому, что беспокоятся о его состоянии, а потому, что опасаются негативной реакции и осуждения окружающих. Именно поэтому мамы и папы часто готовы удовлетворить любые желания капризного крохи в общественном месте только лишь для того, чтобы уберечь себя от внимания прохожих.

В чем причины капризов двухлеток?

На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года - это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.

В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём
он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.

Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.

Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни - переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.

Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.

Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и
так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.

Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.

Задача родителей двухлетних малышей - не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.

Игра для укрепления контакта

Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра - единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.

Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На
самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.

Разбросанные по дому игрушки - следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек - это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.

Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.

Развлекайте малыша

Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.

Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему
варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:

  • в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
  • в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
  • с плюшевыми игрушками;
  • с конструкторами.

Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.

Станьте другом малышу

Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку
для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, - здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.

Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.

Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.

Что делать, когда истерика неизбежна

Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или
иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.

Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.

Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.

На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.

А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.

Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в
истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.

Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.

Истерика у ребёнка: чего делать нельзя

Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.

Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться
самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.

Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика - дома или в людном месте.

Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.

Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.

Когда нужно думать о врачебной помощи

Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.

Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.