Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Навыки ребенка в 4 месяца комаровский. Что должен уметь грудничок в четыре месяца

И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт . Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

4 месяц

Что умеет ребенок ?

Когда малышу исполняется 4 месяца , жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд (правда, не всегда ночью).

С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга (и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка .

К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

Забавные звуки

В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленьку ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучались в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек >>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух . Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку ;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться ?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку ;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.

В 4 месяца родители отмечают новый этап в развитии ребенка – он становится гораздо активнее физически, каждый день учится чему-то новому, а внешне начинает походить на ребенка из рекламы – отросшие волосы и толстые щечки делают 4-х месячных детей невероятно умилительными. В этом возрасте уже становятся видны результаты усилий родителей по воспитанию и развитию в первые 3 месяца жизни ребенка: если им мало занимались или воспитывали по устаревшему принципу «не бери на руки, а то привыкнет», такой малыш будет менее развит физически и эмоционально, хотя, может быть гораздо спокойнее по поведению. В 4 месяца уже можно достаточно точно оценивать темпы развития ребенка и их соответствие существующим нормативам, итак, что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Физическое развитие

Если в первые 3 месяца малыш прибавлял по 800 -1000 гр ежемесячно, то, начиная с 4-х месяцев, прибавки в весе будут не такими значительными и составят 500-700 гр , а рост ребенка увеличивается на 1,5 – 2,5 см. Изменяется его двигательная активность и уменьшается длительность дневного сна – теперь ребенок спит около 14-15 часов в сутки, засыпая на 1,5-2 часа 2-3 раза в день, и может бодрствовать до 2-х часов после сна и кормления.

В 4 месяца становится заметна двигательная активность ребенка – он активно интересуется своим телом, повторяет разные движения, во время бодрствования малыш пытается переворачиваться с боку на бок, к концу 4-го месяца многие дети уже умеют переворачиваться на живот , поднимать верхнюю половину туловища и немного ползти вперед, подтягивая туловище на руках.

В 4 месяца ребенок уверенно держит голову, спокойно поворачивает ее в разные стороны, лежа на животе и удерживает ее в положении сидя.

В этом возрасте более уверенными и целеустремленными становятся движения младенца – он пытается захватить и потащить в рот любые яркие или интересные предметы, попадающие в его поле зрения, а также схватить висящую игрушку или потрясти погремушкой.

Нервно-психическое развитие ребенка

К 4-м месяцам ребенок уже начинает различать цветовые оттенки и обращает внимание на предметы, расположенные на расстоянии нескольких метров, его слух и зрение совершенствуются и малыш обращает внимание на любой услышанный звук или новый предмет, попавший в поле его зрения.

В этом возрасте ребенок начинает активно «говорить» — во время бодрствования он постоянно гулит, агукает, издает какие-то звуки, кричит или смеется. Очень важно не пропустить этот период речевой активности и как можно больше говорить с ребенком , называть все предметы, находящиеся рядом с ним, комментировать все действия, которые происходят с малышом, читать ему детские стишки и петь песенки. Даже если ребенок еще не способен понимать смысла слов и предложений, он будет внимательно слушать их, реагировать на тональность звучания, эмоциональную окраску произведений и просто на голос матери. Чем больше и активнее взрослые в этом возрасте будет общаться с ребенком, тем более развитым он вырастет и раньше начнет говорить и читать.

В четыре месяца общение ребенка с окружающими выходит на «новый уровень», он уже понимает, что своими действиями может добиться какой-то реакции у взрослых и пытается понять, что и как нужно делать, чтобы получить желаемое. Например, в этом возрасте дети могут специально кидать игрушки на пол , чтобы родители подавали их ему или требовать голосом и плачем свою любимую игрушку, не соглашаясь на замену. Больше всего в этом возрасте дети ценят общение с мамой или человеком, ее заменяющей, они постоянно пытаются привлечь внимание взрослых, оживленно агукают, смеются и гулят при виде родителей и могут пугать или начинать плакать, если их берут на руки незнакомые люди.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Если вы хотите быть точно уверенными, что ваш ребенок растет и развивается соответственно возрасту, проверьте, что из нижеперечисленного он уже умеет делать. Большинство детей к концу 4-го месяца:

  • Вырастают на 1,5 -2 см, а их вес увеличивается на 500-700 гр;
  • Уверенно держат голову, удерживая ее самостоятельно в положении лежа на животе и сидя;
  • Могут схватить и удержать игрушку;
  • Переворачиваются с боку на бок;
  • Подтягиваются и приподнимаются на руках, когда лежат на животе;
  • Упираются ножками и пытаются «ходить», когда их ставят ножками на твердую поверхность и придерживают;
  • Могут сидеть несколько минут, опираясь на подушки;
  • Узнают близких людей, радуюсь их появлению;
  • Внимательно следят глазами за предметами, пытаясь отыскать неожиданно исчезнувшую из поля зрения игрушку или что-то подобное;
  • Слушают музыку, проявляя оживление, услышав любимую песенку или знакомую мелодию;
  • Активно агукают, гулят, произносят гласные буквы, первые слоги и лепечут;
  • По-разному реагируют на окружающих людей и игрушки – у ребенка уже есть любимые предметы и люди, которые ему не нравятся, пугают его. Например, малыш может испугаться, увидев человека в большой шапке, с бородой или большую яркую игрушку, которая издает громкие звуки;
  • Играют с висящими на кроватке или коляске игрушками, изучают свои пальчики, ножки, лицо и волосы мамы.

Тревожные признаки

Стоит обратить внимание, если ребенок в 4 месяца не может:

  • держать голову самостоятельно или поворачивать ее в разные стороны, лежа на животе;
  • приподнимать верхнюю половину туловища, лежа на животе;
  • удерживать ладонью игрушку;
  • фокусировать взгляд или концентрировать свое внимание несколько секунд подряд на одном предмете;
  • агукать, гулить и издавать разнообразные звуки.

Считается не очень хорошим признаком, если ребенок в это время не обращает внимания на окружающих людей, не проявляет комплекса оживления при виде мамы или других близких родственников, не смеется, не пытается петь или подражать услышанным звукам, не смотрит на яркие картинки и не слушает стихов и песен. Это может быть признаком небольшого отставания в развитии, связанного с тем, что ребенку уделяется слишком мало внимания или быть первыми проявлениями характера малыша.