Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Давать ли детям деньги? Советы финансиста и многодетного отца. С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

10 рублей в неделю, умноженные на возраст ребенка, нужно давать на карманные расходы детям. Разница в доходах родителей, конечно, не позволяет выдавать всем одинаково большую сумму, но, как считает экономист, автор блога о личных финансах Евгения Обухова, деньги на карманные расходы - это единственный способ приучить ребенка к мысли, что любые траты любят счет. Распоряжение деньгами - это навык, и его надо тренировать, полагает эксперт.

6-7 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы ребенку завести свой собственный кошелек. Общее правило - чем старше ребенок, тем больше должна быть сумма и тем реже нужно ее выдавать.

"К примеру, дошкольникам достаточно будет 100-200 рублей еженедельно, подросткам, начиная с 12-14 лет, можно давать 2000-3000 рублей один раз в месяц", - говорит Евгения Обухова. И это без учета денег на завтраки-обеды и, например, дорогу до музыкальной школы или занятия с репетитором.

"До 14 лет деньги можно давать максимально часто, каждую неделю, и рассказывать ребенку, куда он может эти деньги потратить, - говорит бизнес-тренер Лариса Плотницкая. - С 14 лет можно давать раз в месяц - это возраст, когда ребенок уже имеет навыки планирования и может запланировать свои расходы". Как считает эксперт, чтобы понимать, какую сумму семья готова тратить на карманные расходы детей, нужно закладывать соответствующую строчку в семейном бюджете. Выплаты должны быть регулярными. А о дне выплат лучше договориться заранее и стараться не нарушать эту традицию.

Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, Плотницкая предлагает садиться каждый месяц за стол переговоров, обсуждать и планировать семейные траты. "Как только вы начали давать ребенку карманные деньги, привлекайте его к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, почему его сверстникам дают больше денег, а ему меньше, - говорит она. - Объясните, что, к примеру, мама с папой платят ипотеку - выплачивают определенную сумму за квартиру, в которой вы сейчас живете. Ребенок должен быть в курсе того, какие покупки планируются и когда он сможет позволить себе что-то дорогостоящее - к примеру, велосипед. Это воспитательный момент, вы ничего не запрещаете, но при этом объясняете, почему так происходит. Такие обсуждения в том числе уберегут ребенка от спонтанных трат".

Инфографика РГ / Михаил Шипов / Наталья Соколова

Кстати, как считает эксперт, на пальцах объяснить понятие "ипотека", "бюджет", "кредит" можно даже дошкольнику. С ней соглашается и создатель финансового приложения для родителей и детей Роман Потёмкин: начинать говорить с ребенком о деньгах никогда не рано, с банкнотами и монетами можно знакомить уже с трех лет. "Только через практический опыт, в том числе путем проб и ошибок, у детей сложится ощущение денег, - считает он. - Появится понимание, что такое бюджет и как в него уложиться. Чем раньше ребенок получит опыт обращения с деньгами, тем комфортней ему будет обсуждать тему денег с родителями, а также формулировать и достигать свои финансовые цели в будущем".

В 12-13 лет можно попытаться объяснить ребенку сложные финансовые процессы. "В современном мире обращение с деньгами подразумевает не только накопления и траты, но и понимание сути накопления процентов и того, как они работают против вас в кредитах и на вас в инвестициях, - говорит Евгения Обухова. - Особо рисковые родители могут завести подросшему чаду брокерский счет и показать основы биржевой торговли - на небольших суммах и без "плеча". Инвестиции у нас мало оценены по достоинству, и чем раньше ребенок познакомится с ними, тем лучше. Еще одна важнейшая задача родителей - сориентировать ребенка в мире финансовых посредников, объяснить, что отдавать деньги можно только компаниям с лицензиями ЦБ, а к рекламе финансовых выгод надо относиться скептически".

К 16-18 годам карманные деньги, которые дают родители, постепенно должны замещаться деньгами, которые подросток зарабатывает сам, считает экономист.

Контролировать или нет расходы чада - здесь опрошенные "РГ" эксперты разошлись во мнениях. Требовать детальных отчетов, как в банке, точно не стоит. "Ребята помладше сами будут хвастаться перед родителями своими приобретениями, а за тратами подростков проследить порой бывает просто невозможно", - полагает Евгения Обухова.

А Роман Потёмкин напротив считает, что контроль необходим: "Нужно задавать вопросы, как ребенок планирует потратить полученные деньги, помогать ему планировать, объяснять, как увеличивать сумму, доступную для расходов, за счет накоплений".

Совет звезды

Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей

Я даю детям в школу карманные деньги, как правило, это небольшие суммы, примерно 100-200 рублей. Но мы строго оговариваем с детьми то, на что их можно тратить. Например, на эти деньги можно купить сок, воду, фрукты, какую-то выпечку. Нельзя покупать чипсы и шоколадные батончики. Так как в нашей семье есть доверие между родителями и детьми, они прислушиваются. Если мои дети часто участвуют со мной в каких-то программах или рекламе, то у них обязательно будет свой гонорар, потому что это работа. Ничего плохого в том, чтобы дети понимали, что деньги зарабатываются, я не вижу. Это хорошо их мотивирует. Потом свои собственные деньги они тратят на свои удовольствия. Например, недавно старший Лука купил себе классные беспроводные наушники. Но опять же, дети советуются с нами и ставят в известность, на что они собираются потратить деньги. Без всякого контроля этот вопрос, конечно, оставлять не стоит.

А как у них

В некоторых странах дети могут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль - на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний - не менее 1,5 евро, десятилетний - 10-12 евро, пятнадцатилетний - 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные - каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги - сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные "детские" банки - в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес - получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег - уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. "Оценки - это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, - считает Лариса Плотницкая. - Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки". То же касается и домашних дел, и поведения.

Поощрять ли ребенка за пятерки деньгами? Как контролировать его расходы? Об этом рассказывала семейный психолог из Митина Екатерина Ушакова.

1.С какого возраста ребенку можно давать деньги?

Не раньше, чем с 12 лет, примерно с пятого–шестого класса. В этом возрасте уже можно донести информацию о том, как правильно распоряжаться деньгами.
В школах есть завтраки, родители их оплачивают, но не все дети их любят и просят деньги, чтобы купить пиццу или шоколадки. Если это поощрять, мы приучим ребенка к нездоровой пище. Например, у меня самой трое детей- 6, 12 и 14 лет. Деньги в школу я им не даю, у них нет карманных расходов. У нас заведено, что ребенок просит деньги на что-то конкретное. Так я могу понимать, что они хотят и на что их тратят.

2.Как добиться, чтобы деньги тратились правильно?

Если мы даем деньги на карманные расходы — например, 500 рублей в неделю — мы должны четко определить, что на них можно купить. Но многие подростки все равно могут потратить их, например, на игры в Интернете. Главное в контроле за ребенком — доверительные отношения. Даже если он купил что-то вредное, пусть лучше честно скажет об этом. Не ругайте его, а попробуйте договориться:«давай ты будешь пить газировку раз в месяц». Или, например, если ребенок купил чипсы, предложите ему почитать состав и намекните, что вряд ли желудок долго выдержит такую пищу. То есть вы как бы предлагаете, а не настаиваете. Ребенок должен сам донести до ума эту информацию. А если вы будете постоянно ругать подростка или поучать длинными лекциями,он просто начнет лукавить.

3.Отличается ли отношение к деньгам у мальчиков и девочек?

В современном мире, пожалуй, нет никаких различий. Хотя и принято считать, что девочки более бережливы, но частенько и девочки бывают очень неэкономны, а мальчики, напротив, бережливы. У девочек бывают очень импульсивные покупки – «хочу, дай». Мальчикам нужно меньше, а девочкам хочется абсолютно все.

4.Поощрять ли ребенка за хорошие оценки?

Многие родители сейчас очень заняты, у них нет времени, чтобы заниматься детьми, и они мотивируют их рублем, откупаются от них. Я не могу их осудить, но как мама и как психолог такую позицию не поддерживаю, это неправильно. Так же как и домашние обязанности: вынести мусор или помыть посуду не нужно оплачивать. Иначе ребенок начнет все оценивать. Мотивировать на учебу можно другими способами, например, совместными поездками, играми, новым конструктором и так далее.

5.Нужно ли при ребенке обсуждать семейный бюджет?

Дети понимают, что мы зарабатываем, но о том, что есть расходы,большинство из них не понимает. Говорить нужно не про доходы, а про расходы. Ребенок забывает о том, что родители платят за квартиру, школу, завтраки, еду, одежду. С 12-13 лет у подростков растут потребности, и нужно учиться это обсуждать. Например, ребенок хочет телефон, который стоит 30 тысяч,а ваша зарплата – 50 тысяч. Он думает, что это очень доступная покупка, ведь остается еще 20 тысяч, и этого на все хватит. Нужно вместе посчитать расходы, чтобы он понимал, сколько на самом деле затрат. Объясните, что, когда совершаются большие покупки — диваны, машины, телевизоры — мы откладываем деньги на это, копим.

Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.