Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Мужские свадебные костюмы. Русский народный женский свадебный костюм

3 ..

С.В. Горожанина Л.М. Зайцева Русский народный свадебный костюм

Свадебные платья белого цвета начали входить в городскую моду с начала XIX в. в связи с всеобщим интересом к античному искусству. Невеста в длинном светлом платье с высоким корсажем, фатой и миртовым венком в волосах ассоциировалась с образом античной богини. Однако в крестьянской среде, а также среди части мещанства и купечества вплоть до начала XX в. сохранялась свадебная одежда на основе национального традиционного костюма.
Обрядовая принадлежность свадебной одежды обусловила на длительное время устойчивое сохранение традиционных элементов ее кроя, цвета ткани, орнаментации и манеры ношения. В XIX - начале XX в. существовало большое количество вариантов русских крестьянских свадебных костюмов. Их разнообразие объясняется, прежде всего, огромными просторами нашей страны, ее различными климатическими зонами, историей каждого края, влиянием проживающих по соседству народов и рядом других факторов.
В книге обозначены два основных женских свадебных костюмных комплекса, характерных для русской традиционной одежды: комплекс одежды с сарафаном и комплекс с поневой. Комплекс девичьей и женской одежды с сарафаном широко бытовал на всей территории России. В XIX в. на Русском Севере, в Приуралье и Поволжье он был основным. В целом, свадебный наряд этих регионов включал рубаху с прямыми поликами или без поликов, сарафан - косоклинный или прямой, передник, пояс, головной убор, душегрею, чулки, обувь, украшения.
Поневный комплекс был типичен для южных регионов России, хотя и там девушки до свадьбы носили рубахи или рубахи с сарафанами. На венчание в церковь они также надевали рубахи с сарафанами, и лишь после венчания сарафан менялся на поневу, которую носили всю жизнь. В отдельных местностях отмечено ношение поневы девушками брачного возраста.
Свадебный поневный комплекс одежды состоял из рубахи с косыми, прямыми поликами или без поликов, поневы, передника, пояса или нескольких поясов, нагрудной одежды, головного убора, чулок, обуви, украшений. Как правило, повсеместно женский свадебный костюм дополнялся фатой или платком. Жених и невеста могли венчаться, вне зависимости от времени года, в шубах, опоясанных особыми полотенцами.
Мужской свадебный костюм в целом был единообразен по всей России. Он состоял из прямой или раскошенной книзу рубахи с разрезом на груди, штанов, пояса, обуви, головного убора, кафтана. В отдельных местностях признаками совершеннолетия парня были украшение на шляпе - «перо» и шейный платок - «галстук». «Перо» (лента с цветами, шелковая кисть, нитки бисера, которыми украшались тульи шляп) являлось архаичным знаком готовности к вступлению в брак. Платок обычно складывали по диагонали и завязывали на шее на узел. Иногда концы платка закидывали на плечи или затыкали за пояс. Свадебные костюмы отличались от одежды иного назначения качеством материала, колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенными особой символикой, способами изготовления, многопредметностью, обилием разнообразных украшений, манерой ношения. В то же время по крою они не отличались от повседневной одежды, одной из главных характеристик которой был прямой, свободный, не подчеркивающий особенностей фигуры покрой. Традиционно ткань для свадебных нарядов была собственного изготовления - из льна, конопли, домашней шерсти. Из тончайшей льняной ткани шили свадебные рубахи. Из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей ткали материал на сарафаны, из волосени - длинноволокнистой шерсти молодой овцы, не стриженной в течение года, - ткань на поневы и сарафаны. В состоятельных семьях использовали покупные ткани: шелк, парчу, бархат. Однако талант русских крестьянок, их удивительное мастерство в использовании всего традиционного комплекса рукоделия проявлялись, прежде всего, в создании свадебных костюмов из тканей домашнего приготовления.
Для женской одежды добрачного периода и костюмов, соответствующих основным этапам свадебного обряда, было характерно особое колористическое решение: чаще всего насыщенное, жизнерадостное - для наряда девушки на выданье, строгое, черно-белое - для одежды довенчального и венчального периодов и яркое, отмеченное преимущественно красным цветом, - для костюма новобрачной и молодухи первого года семейной жизни. Красный цвет являлся знаковым для такого важного этапа обряда, как свадебный пир, и имел охранительное, а главное, продуцирующее значение.
Подобным же сакральным смыслом наделена орнаментальная символика наряда новобрачной: женские фигуры, ромбы - знаки плодородия; кресты, свастики - солярные знаки; древа, олицетворяющие вечно живую природу. Орнаменты располагались, как правило, по краям одежды - по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от воздействия злых сил. Свадебные наряды состояли из большего, чем в обычной одежде, количества деталей и дополнялись украшениями из бисера, лент, перьев, монет и т.п. Особое значение придавалось времени и способам изготовления, манере ношения. Так, венчальную одежду для себя и жениха девушка шила сама или с помощью подруг перед самой свадьбой или заранее, обязательно накануне больших праздников. Одежда шилась вручную, иногда ткань не разрезали ножницами, а разрывали руками.
Закрывание головы невесты фатой или платком, кистей рук длинными рукавами рубахи в предсвадебное время и на венчании, опоясывание полотенцами было связано с верой древних славян в то, что таким образом можно защититься от «порчи, сглаза и лихих слов». К свадебной одежде относились очень бережно, ее хранили и использовали в течение всей жизни. Девичья одежда довенчального периода в отдельных местностях служила в дальнейшем поминальной и погребальной. Женщина, вышедшая из репродуктивного возраста, носила венчальную рубаху в качестве повседневной. Она же могла быть ей и погребальной одеждой. Замужняя женщина надевала костюм новобрачной по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Мужская венчальная рубаха часто использовалась в качестве крестильной пеленки, как бы защищая ребенка, передавая ему силу и здоровье отца. Русский свадебный костюм еще недостаточно изучен исследователями2. Настоящая книга, являясь первым опытом такого издания, не претендует на широкое обобщение. Авторы представляют коллекцию русской свадебной одежды по географическому принципу, разделяя ее на костюмы северного, поволжского, приуральского и южного регионов. Отдельным блоком рассматривается мужская свадебная одежда. Впервые предлагается деление женской одежды на костюмы девушек брачного возраста и одежду, соответствующую отдельным этапам свадебного цикла: «довенчальную», которую носили до венчания в церкви, «венчальную» и «новобрачную», которую надевали после обряда венчания. Наиболее отчетливо это деление прослеживается на костюмах южнорусского региона. По мнению авторов, настоящее издание поможет читателям лучше понять смысл и значение одежды в одном из важнейших событий в жизни крестьянского мира - свадьбе.

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль , его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным ) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи , а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора , который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан . Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.
Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному. Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники , которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

накосник

Накосник

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку. Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

кокошник, вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Свадебный венец

Девичий венец

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс . Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее. Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха , то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами , теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах. Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично. Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить. Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить. Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор. Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей. Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

свадьба в русском стиле

Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.

Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Русский народный свадебный костюм. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Русский народный костюм жениха

В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.

Шапка – интересный атрибут костюма жениха.

Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.

Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.

Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.

В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).

Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.

Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.

Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.

Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).

Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.

Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.

Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).

Русский народный наряд невесты

Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.

Русский женский праздничный нарядмногослойная одежда, могла состоять из следующих частей.

Предметы одежды:

Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.

Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.

Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.

Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.

Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.

В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.

Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.

Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.

Шуба (тулуп).

Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.

Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.

Обувь – закрытая.

Головной убор.

Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.

Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.

Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».

Образ русской невесты дополняла причёска:

до свадьбы – коса;

в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;

после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.

Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».

По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.

В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20-30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.

Магические символы

Какими символами было принято украшать костюмы?

Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.

Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).

К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.

Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.

Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.

Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.

Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.

Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.

На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.

Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.

В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.

Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.

В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».

Из книги У них что-то с головой, у этих русских автора Лаурен Анна-Лена

Глава 7. РУССКИЕ ИМЕНА «Тебя зовут Анна или Лена?»Этот вопрос я часто слышу от озадаченных русских. И Анна и Лена - русские имена, тут ничего сложного. А вот когда они вместе - это непонятно. Двойных имен в России не существует, здесь людей зовут по одному образцу: имя,

Из книги Чего не видит зритель. Футбольный лекарь №1 в диалогах, историях и рецептах автора Карапетян Гагик

Глава 12. РУССКИЕ И АЛКОГОЛЬ Руси есть веселие пить, не можем без того быть. Повесть временных лет, под 986 годом «Завтра годовщина папиной смерти. Надо съездить на могилу», - сказала Валентина своему сыну.Мы были в Апатитах на Кольском полуострове, навещали Валентину, маму

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Из книги Суеверия викторианской Англии автора Коути Кэтрин

Глава III. Набег «U-9» на русские порты Иоганн Шписс, который передал нам драматический рассказ о том, как маленький сигарообразный корабль «U-9» добился первой большой победы в мировой войне на море, продолжает историю своих приключений.«4 февраля 1915 года, за шесть недель до

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Народные средства Согласно статистике 1860-х, жители сельской местности были более здоровыми, чем горожане, а южане жили дольше северян. Это неудивительно, учитывая, что на севере располагался так называемый «Черный край» - местность вокруг Бирмингема, прозванная так за

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

Свадебные обычаи Горянки всегда славились красотой и грациозностью. Не случайно понятие «черкешенка» стало общепризнанным эталоном красоты. Описание прекрасных черкешенок мы находим даже у Вольтера. О черкешенках говорили: «Капля ее крови очищает целое поколение». На

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Народные празднества Кроме упомянутых выше, у горцев были праздники, связанные с циклами сельскохозяйственного года. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах. Поэтому приведем здесь лишь несколько примеров.Сельскохозяйственные обрядовые праздники горцев

Из книги У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен р автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава третья НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ И ПРАЗДНИКИ Пасха и катание на Масленицу. - Кулачные бои, блины, гулянья, балы и банкеты Пасха и катание на МасленицуЕсли бы мы с вами оказались в 1885 году на Пасху в Москве и к одиннадцати часам ночи пришли в Кремль, то застали бы там массу

Из книги Русско-еврейский Берлин (1920-1941) автора Будницкий Олег Витальевич

Глава 2 Русские понятия Немного экономической географии Российская империя, а потом и ее наследник СССР были расположены в центре материка, окружены другими государствами и почти нигде не имели с ними естественных границ. Последнее время СССР занимал самую большую

Из книги Лермонтов и другие автора Эльдар Ахадов

Документ № 1 «Национальный состав – русские, много сибиряков было, процентов 70 было русских, процентов 10 украинцев, а остальные националы. Лучше всего дерутся русские». Из беседы (сотрудников Комиссии) с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Чуйковым – командующим

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Глава 7 РУССКИЕ ЕВРЕИ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ (1933 – 1941) В биографических справках о русских эмигрантах в Германии, в особенности эмигрантах еврейского происхождения, часто встречается формула – «после 1933». Что-нибудь вроде – «с 1933 года» или «после 1933 года» – во Франции,

Из книги автора

Почему русские – русские? Живут в Швеции шведы, во Франции – французы, в Англии – англичане. В Белой Руси – белорусы. А значит, на Руси – русы или русские, а в устной речи – руськие. Что это значит? Почему для народов других стран названия – существительные, а для

Из книги автора

Свадебные чины Свадебный чин – это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций.Представим вариант обобщённого

Из книги автора

«Работают» ли народные свадебные обряды? Да, народные обряды «работают»!Однако нужно понимать, что есть пара ограничений.Во-первых, сила обрядов зависит от правильности проведения, от затраченных усилий и даже от личных способностей проводящего ритуал. Спрогнозировать

Из книги автора

Регистрация в ЗАГСе и народные традиции Они как будто хорошо известны каждому человеку: при выходе молодых осыпают монетами, зёрнами, муж выносит жену из ЗАГСа на руках. Всё это делать можно, но необязательно.Нести жену на руках русская традиция предусматривает только

Из книги автора

Старорусские свадебные игры для застолья Большинство старинных свадебных игр выполняли практическую функцию: передать гостям заряд плодородия, исходящий от новобрачных. Поэтому в конкурсах применялись предметы, которые только что участвовали в обрядах скрепления

Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.

Русские свадебные народные костюмы – основные черты

Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:

  • если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
  • практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
  • русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.

Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции

Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день. В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями. Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.

Что касалось , то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.

Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.

Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.