Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Почему собака нечистое животное? Почему собака считается нечистым животным? Почему собака грязное животное? Собаки и церковь: отношение к собакам в мировых религиях.

Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых?

Так какая разница между чистыми и нечистыми животными?

Чистые

(Втор. 14:9 Лев. 11:9) - чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

Нечистые

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас (Втор. 14:10). Большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.

Сом (нет чешуи). Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбешкой, но и некоторой другой пищей: раками, червями, моллюсками, лягушками, некрупной водоплавающей птицей, разнообразными пищевыми отходами, поэтому его, наряду со щукой, еще называют санитаром рек.

Рыба меч (нет чешуи). Рыбные поставщики практически никогда не заказывают рыбу-меч: в отличие от своих клиентов они видели трехметровых червей, которые в ней живут.

Осетр (нет чешуи). Практически все осетровые ведут донный образ жизни, питаясь червями, моллюсками, личинками насекомых, рыбой и т.п.

Крабы - (падальщики) питаются падалью, беспозвоночными, мелкими ракообразными, червями, водорослями. (пищевыми отходами пинны). По своей трофической специализации крабы детритофаги, то есть питаются в основном органической падалью - мертвыми морскими животными и их остатками. Поэтому в местах работы рыбоперерабатывающего флота, там где за борт летят отходы переработки, пир горой не только у чаек, но и у крабов.

Раки - по своей природе раки-отшельники, чистильщики, санитары морского дна. В естественной среде обитания раки кормятся падалью, а точнее все, что валяется на дне, включая долхлятину и утопленников. Он питается водорослями, растениями, донными организмами, пожирает даже сородичей, особенно тех, которые линяют или только что полиняли и поэтому беззащитны. Так же, как другие падальщики, могут выступать переносчиками опасных заболеваний человека – тифа, гепатита А.

Устрица - На самом деле именно устрица активно и эффективно очищают воду, поедают избыток водорослей и планктона, а также осадок на дне. В процессе своей жизни устрицы (как и мидии) пропускают через себя огромное количество воды, поэтому впитывают в себя из нее всю химическую грязь. Кроме того, они могут накапливать в себе сильнейший яд – сакситоксин, который обладает нервнопаралитическим действием, их даже называют моллюсками-фильтрами.

А люди поедают устриц – это известный во всем мире морской деликатес.

Демонстрация показывает, насколько эффективны устрицы в естественной фильтрации воды. В течение двух часов, устрицы полностью очистили воду в своем аквариуме. Известно, что устрицы могут очищать от 75 до 200 литров воды в сутки. По словам ученых, данная способность приносит огромную пользу экосистеме.



Раки, крабы, креветки и иные падальщики питаются падалью и поэтому содержат канцерогены. Поэтому употребление их в пищу значительно увеличивает риск заболевания раком. Поэтому употребление их в пищу запрещается опытными врачами-онкологами 21 века.

Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества.

Для людей они могут оказаться губительными. Мы приносим вред окружающей среде , употребляя эти запрещенные виды. Кроме того, нечистые рыбы часто питаются падалью чистых, принося тем самым пользу экологии. Другая рыба, у которой отсутствует чешуя, зачастую помогает в очищении поверхности рек и озер.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки , все, у кого есть зоб. Утки, также относятся к чистым птицам.

Утки едят с утра до поздней ночи, щиплет растущую по берегам гусиную травку, немилосердно водяной мох или шелк, зелень, цвет и все водяные растения, жадно глотает мелкую рыбешку и всяких водяных, воздушных и земляных насекомых.

Голуби едят зерно, любого вида и еще голуби хорошо клюют мелко рубленные листья салата, капусты, шпината, моркови, щавеля, клевера, молодой крапивы, люцерны, мокрицы и прочих культур и трав, отличающихся мягкостью и сочностью.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19 Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя. и т.д.

Грифы, Чайки, вороны - относятся к падальщикам и от других хищных птиц отличаются тем, что охотятся на птенцов, убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных. Питаются мертвыми птицами и другой падалью.

Ястребы, совы, пеликаны - мелких и средних млекопитающих, птиц, насекомых, крысы мыши, лягушки и т.д.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания.

В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Наука узнает все больше фактов о распространении вирусных заболеваний через нечистых птиц. На практике получается, что от нечистых заболевания распространяются на чистых птиц, как, например, в Гонконге, где уток зачастую выращивают рядом со свиньями. От свиней вирусы передаются к мигрирующим нечистым птицам, которые, в свою очередь, являются звеном в цепи питания человека. Это же может являться источником вспышек пневмонии, начавшихся в Азии..

Чистые животные

Левит 11:1-3 Втор. 14:3-6 Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, и серна, орикс, и камелопард.

Козы, овцы,с серна, олени, коровы - травоядные.

Кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

Нечистые животные

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Это является очень веской причиной для того, чтобы не есть их мясо.

Верблюды - травоядные животные, они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Кролики - сырые овощи и фрукты, траву(клевер очень любят).

Если говорить о вреде мяса кролика, так как в нем выявлены пуриновые основания, которые, попадая в организм, превращаются в мочевую кислоту, которая оседая в суставах и сухожилиях, повреждает их, вызывая артрит, подагру, нервно-артритический диатез у детей до года.

Более того, аминокислоты из мяса кролика, перевариваясь в кишечнике, преобразуются в синильные кислоты, делая среду в организме, таким образом, более кислой. Для некоторых болезней, особенно желудочно-кишечного тракта, этот факт имеет принципиальное значение.

Лошади - трава, злаки и корнеплоды.

Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи - всеядная, корни, черви, ест падаль, мелкое зверье, в том числе и свое потомство.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний человеку, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, которые содержат в себе свинину.

Медикам известно, что существует связь между свининой, принимаемой человеком в пищу, и заболеваниями печени. Этим заболеваниям подвержены даже дети.

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается в несколько раз. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Чистые

Левит 11:20-23 - Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

В библейские времена бедные люди, которые не могли себе позволить есть мясо, могли потреблять определенный вид саранчи. В наши дни саранчу еще едят арабы. Оторвав ей ножки, крылья и голову, ее окунают в муку и затем жарят в сливочном или растительном масле.

Один арабский писатель давал в своей книге п одробное описание, схожее с кулинарным рецептом. "Саранчу едят и свежей, и заготовленной впрок, оторвав у нее лапки и крылья, поджарив и сварив ее...

Известен и такой факт: некогда в Багдаде в периоды нашествия саранчи падали цены на мясо. Это немудрено, ведь мясо саранчи обладает большой питательной ценностью: 46% белка, 4,5% жира, кальций, фосфор и т.д.

Некоторые гурманы сравнивают вкус саранчи со вкусом жареных каштанов, другие сравнивают его с куриным мясом.

Нечистые

Левит 11:27 - Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Левит 11:29-31 Левит 11:41-42 В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков . Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

Написано: «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся, и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми. Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле… Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:43-45).

«Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно» (Лев.11:46-47).

Нужно донести до сознания каждого человека, что он сам должен проявить максимум заботы о своем здоровье и быть мудрым в выборе пищи для себя и своей семьи.

Собака – древнейшее из всех домашних животных. Рядом с человеком она появилась около 15 тысяч лет назад и с тех пор прочно вошла в человеческое общество. С развитием цивилизаций и формированием культурных и религиозных воззрений менялось и представление человека о собаке. Ей стали приписываться те или иные качества, а очень часто – чисто человеческие черты, как положительные, так и отрицательные. Верования разных народов демонстрируют неоднозначное отношение к этим животным, и именно о месте собак в нашей жизни с точки зрения традиций основных мировых религий и пойдет речь в настоящей статье.

Христианство и собаки

Пожалуй, самое неоднозначное отношение к собаке присутствует в христианской традиции. В Священном Писании упоминания о собаках встречаются весьма часто (приблизительно 30 раз только в Ветхом Завете), однако практически всегда – крайне уничижительно. Следует отметить также и тот факт, что подобное отвращение к собакам было общим у народов, почитающих Библию. Позже христианская традиция несколько пересмотрела свое отношение, а вот иудаизм – нет, и этот вопрос рассматривается в одной из последующих глав.

Собака в Библии представляется как средоточие самых омерзительных качеств, которые только можно себе вообразить - подлости, жадности, бесстыдства, трусости и ненасытности, корысти, грязи, разврата и прочих многочисленных пороков и грехов. В тестах Нового Завета эта традиция продолжается, хотя и представлена в менее острой форме. Связано это с тем, что со временем собак все-таки стали держать при хозяйстве, во дворах, соответственно, их статус немного повысился, чему служит примером фраза из Евангелия от Матфея («Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»). А в одном из поздних комментариев Библии, а именно, Бытия, повествуется о том, откуда взялись собаки в человеческом обществе. Когда Каин, первенец Адама и Евы, убил своего брата Авеля, Бог жестоко наказал его и заставил вечно скитаться по свету. Напуганный Каин умолял Господа хоть как-то защитить его от опасностей мира, и тогда Бог дал ему в спутники собаку.

В раннехристианские времена отношение к собакам изменилось еще больше, четко разделившись на два противоположных аспекта. С одной стороны, собака стала олицетворять верность Папе и догматам Церкви, религиозное рвение, представляя собой образ хранителя стад - Доброго Пастыря – священника, представителя духовенства и проповедника. Чуть позже образ расширился и был перенесен из сферы религиозной в светскую – государство метафорически представлялось овечьим стадом, составленным добропорядочными гражданами (овцами), правитель выступал пастухом, его слуги и советники – верными собаками, помогающими ему, а бунтовщики, еретики и враги – злобными волками. В Средние века собака-овчарка, следящая за стадом, стала символом высшего духовенства. В это время собаке приписывали множество добродетелей – бдительность, покорность, верность (не только религиозную, но и супружескую и вассальную), набожность, преданность. Именно в такой символике в Средние Века собаки повсеместно присутствовали в искусстве – на живописных полотнах, в иллюстрациях, в скульптуре и даже на могильных памятниках. Собаки рассматривались как атрибут многих католических святых – Роха, Христофора, Бернарда, Маргариты Кротонской и, особенно, Доминика.

Святой Доминик, ревностный борец с еретиками-альбигойцами, в 1215 году основал, пожалуй, самый влиятельный монашеский орден – доминиканский, а уже через 20 лет это положило начало ужасающим временам инквизиции. Связь доминиканцев с образом собаки чрезвычайно тесна. Во-первых, на свой герб они поместили атрибут их основателя и покровителя Св. Доминика и символ бдительности по отношению к ересям – черно-белую собаку, несущую в пасти зажженный факел, чтобы высматривать и очищать огнем истинной веры еретиков. Их рясы были черно-белые, и даже само название ордена было словно начертано перстом Божьим: достаточно было лишь разложить его на два слова – «Domini canes» – и получалось «Псы Господни». Под таким названием доминиканцы и вошли в историю.

Негативный аспект собак наиболее проявился как раз во времена основания инквизиции. Он был неразрывно связан с греховностью, злобой, ересью, язычеством, завистью, буйным нравом и неукротимым гневом. Следует сказать, что отрицательное отношение связывалось исключительно с окрасом собаки. Если белый пес символизировал собою добро, веру и добродетель, черно-белый – религиозное рвение и борьбу с ересями, то вот черные или желтые псы стали связываться с сатаной и потусторонними силами. Черные собаки сопровождали магов, чернокнижников, ведьм и колдунов, были приспешниками дьявола, который сам, как считалось, мог предстать в образе черного пуделя. Сатану в процессе его охоты за душами сопровождала свора собак, а вход в ад охранял громадный пес (тут, кстати, присутствует явное заимствование из античности – достаточно вспомнить древнегреческие мифы и страшного Цербера, стерегущего вход в Гадес). Как только инквизиция потеряла свое влияние, отношение к собаке в христианской традиции вновь было пересмотрено. Результатом этого пересмотра стала идея иерархичности, которой принято придерживаться и по сей день.

Многие христианские богословы особо указывают, что изначально все живые существа были созданы Богом чистыми. Разделение животных на чистых и нечистых произошло по воле некоторых исторических и культурных обстоятельств или в силу традиций (классическим примером служат Законы Моисеевы). Собака традиционно считается животным нечистым, однако это вовсе не значит, что она должна быть злом или объектом ненависти. Бог не может ненавидеть ни одно из своих творений, следовательно, и христианин, если он человек духовно зрелый, не может этого. Все божьи создания достойны любви. Однако следует соблюдать некоторую иерархию, определяющую каждому созданию свою ступень на лестнице мироздания. На первом месте у человека должна быть любовь к Богу, затем к другим людям, к ближнему своему, и лишь затем к животным, в том числе, и к собаке, которая, с точки зрения христианского понимания иерархичности, всего лишь занимает подобающее ей место. Соответственно, и отношение к ней должно быть необходимым и достаточным ее месту в этой иерархии – без чрезмерных, переходящих в страсть, чувств (равно положительных или негативных). Эту идею превосходно иллюстрирует отношение к собакам в Православном христианстве.

Собаки на Руси, в стране с большим количеством разных по климату и укладу областей, играли важную роль. Они, верные и незаменимые помощники человеку, были заняты и на пастушьей службе, и в охотничье-промысловой, и в караульной, и даже в тягловой. Роль эта значительно шире, чем скажем, роль собак на Ближнем Востоке (где они просто презирались). Собак весьма ценили и не обижали, но это ничуть не приближало их к человеку. Ранг собаки не позволял пускать ее в храм не потому, что она плохая, злая или нечистая (кстати, канонически не запрещено животным в принципе входить в храм), а потому, что животным просто не место в храме. Человек требовал от собаки подчинения и послушания не для того, чтобы подавить ее своей хозяйской властью, а потому, что Бог дал ему не только власть над тварями земными, но и наложил ответственность за заботу о них. Охотничья собака не жила в доме не потому, что она нечиста, а потому что ей положено жить на псарне. И именно поэтому, согласно библейским ценностям, в трескучие зимние морозы одинокому страннику милосердно давали кров и пищу в натопленных горницах, а собаку оставляли и кормили в сенях. Собака должна была, что называется, знать свое место. Ведь она не ровня человеку, какими бы достоинствами не обладала – хоть и имеет душу, но, в отличие от человека, смертную. Кстати, согласно иерархической концепции в Православном христианстве установлены даже некоторые запреты – например, на изображение Св. Христофора с собачьей головой. Также собакам (и кошкам тоже), в отличие от скота, не положен небесный покровитель и человеческие имена.

А вот все самое негативное по отношению к собаке – трактовка ее образа как нечистого и бесстыдного животного, персонификации всего низменного – унаследовано от нашего языческого прошлого. (В том числе и громадный пласт бранной лексики – сукин сын, псина, не твое собачье дело и пр.). Но это уже тема для отдельного рассмотрения.

Ислам и собаки

В мусульманской религиозной традиции собака считается нечистым существом. Однако так было не всегда. Первоначально в исламе не было никакого негативного отношения к собакам. Лишь постепенно мнение о ней как о наджис (от древнего слова «змей», то есть, скверна, нечистота) становилось все более и более основополагающим. В современном исламском мире отрицательное, а порой и откровенно враждебное и нетерпимое отношение к собаке, к сожалению, окончательно сложилось. Следует оговориться, что концепция ритуальной нечистоты собак в ходу только у шиитов. Приверженцы же другого исламского течения - сунниты – не разделяют этой точки зрения.

Существует предположение, что изменение отношения к собакам в негативную сторону проистекает из религиозного конфликта, который произошел в древности между исламом и господствующим до него на Ближнем Востоке зороастризмом. Для последнего было характерно самое уважительное отношение к собакам, существовал даже культ (более подробно о собаках в традиции зороастризма пойдет речь в соответствующем разделе). Мусульмане же, захватившие земли ненавистных им зороастрийцев и обращая порабощенное население в новую веру, больше не пожелали разделять с побежденными их отношение к некоторым религиозным и культурным аспектам, и постепенно ввели в свою традицию идею о ритуальной нечистоте собак. Такова была цена религиозной нетерпимости.

В священной книге мусульман Коране собака упоминается трижды. Например, в суре «Пещера», аналогичной христианскому повествованию о семи спящих отроках эфесских (по всей видимости, обе истории заимствованы из общего древнего источника), рассказывается о псе Китмире, охраняющем сон молодых людей (Асхаб аль-Кафк), которые спрятались в пещере, чтобы уберечь свою веру, и усыпленных Аллахом на долгие 309 лет. Верный Китмир стал одним из десяти животных, которых мусульмане связывают с небесами. Более того, имя этой легендарной собаки помещали на почтовых отправлениях, чтобы послания не потерялись во время долгого пути к своим адресатам. Позже подобное уважительное отношение всячески искоренялось, даже несмотря на прямое указание пророка Мухаммеда не допускать никакой греховной жестокости по отношению к любым живым существам. Данный подход, к сожалению, постепенно стал формальностью. А ведь во многих хадисах регламентируется проявлять к собаке, также как и к прочим существам, сотворенным Всевышним, милосердие и сострадание. Чего стоит, к примеру, поучительное повествование о человеке, который напоил страдающего от жажды пса водой из собственной туфли и за этот добрый поступок попал в рай? В другом хадисе Пророк говорит о праве охотничьей собаки на добычу («… смотри, если собака убьет дичь, более не трогая ее, то можно использовать добычу в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, то не тронь, она предназначила ее для себя»). Примечательна также легенда о царе Соломоне, которого ислам чтит как пророка. Она объясняет не вытравленную до сих пор в исламском мире (в Турции и Арабских Эмиратах особенно) необыкновенную любовь и терпимость к борзым собакам салюки. Однажды Соломон решил собрать совет зверей. Явились все, кроме ежа. Лошадь и собака вызвались достать упрямца из норы и быстро препроводить к царю. Вот только собака посетовала, что морда ее не пролезет в ежовую нору. Соломон оценил такое рвение и стал гладить собаку до тех пор, пока ее морда не стала красивой и удлиненной, а сложение изящным. Ежа доставили на расправу, а двум красавцам-животным – собаке и лошади – с тех пор должна была оказываться особая милость – быть навеки спутниками человека и первыми после него перед Всевышним. Таким образом, борзой собаке делается исключение, и нечистой она не считается.

На деле все обстоит далеко не так радужно, и исламский мир живет, руководствуясь в отношении собак другими хадисами и правилами шариата. Согласно одному из них Пророк запретил продавать и покупать всех собак кроме борзых (не возбраняется, однако, их дарить). Этот запрет считается равнозначным двум другим – платить блудницам и давать награду предсказателям. Использовать собак следует только в целях необходимости – для охоты, охраны, выпаса скота, а также в качестве тягловой силы и поводырей для слепых. Держать собак для развлечения, например, в эстетических целях или для собачьих боев, запрещено под страхом сокращения в три раза милости Аллаха за верное служение ему. Если собака отклоняется в своем поведении от допустимого и становится опасной (например, заболевает бешенством), то автоматически она относится к категории животных, называемых «фасик» (существа, наносящие вред) и должна быть немедленно умерщвлена. Следует отметить, что мусульмане относят к фасик также скорпионов, ворон, мышей и коршунов.

Излишняя доброта по отношению к собаке, а также то, что принято называть «ложным гуманизмом» очень осуждается. Хотя владельцу и предписывается Кораном делать добро всем животным, находящимся на его попечении, то есть, обеспечивать надлежащее питание, содержание, уход и лечение, на практике подавляющее большинство мусульман этого не соблюдает, мотивируя подобное отношение запретом веры прикасаться к собаке. В некоторых исламских странах, например, в Иране, религиозное рвение порой доходит до полного абсурда – прямых призывов истребить всех без исключения собак, как домашних, так и бродячих, во имя истинной веры. Каноническая же идея о том, что судьба всех существ без исключения принадлежит лишь Аллаху, и все должны подчиняться ему, а животные отличаются от людей и джиннов только тем, что не имеют свободы выбора, просто игнорируется.

Ключевой момент здесь – идея о неукоснительном соблюдении мусульманином ритуальной чистоты. Поскольку, как уже упоминалось, собака является наджис (нечистой) сама по себе, а также нечисты части ее тела, шерсть, кровь, слюна и выделения, то соприкосновение с ней оскверняет тело правоверного, его одежду, посуду, вещи и прочее. Следовательно, после общения с собакой, человек не имеет права на совершение очередной молитвы до тех пор, пока не будет произведен ритуал очищения. Нечистоты должны быть удалены (смыты) семь раз, причем первый раз – землей. Таково каноническое правило. Многие исламские богословы и исследователи хадисов, детально изучая этот вопрос, порой углубляются в такие дебри, что невольно вспоминаются слова пророка Мухаммеда, повторенные им трижды: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут». Вполне допускается во избежание нарушения ритуальной чистоты при молитве просто сменить или вычистить загрязненную животным одежду, ну и, конечно, не пускать собаку в дом.

Кстати, этот запрет должен соблюдаться и еще по одной причине – считается, что ангелы не могут войти в помещение, где есть собака или ее изображение (Муслим). Еще один миф говорит о том, что собака была проклята, потому что однажды якобы укусила Пророка, однако ни в одном письменном источнике это не зафиксировано.

Итак, несмотря на тот факт, что священная книга мусульман Коран выступает против негативного отношения к собакам, у подавляющего большинства приверженцев ислама отношение к этим животным далеко не терпимое, а в лучшем случае настороженное.

Иудаизм

Традиционно в иудаизме собака является животным нечистым. В священных книгах, таких как Ветхий Завет и Талмуд, практически все упоминания о собаках, за исключением пары случаев, носят крайне негативные оттенки – презрения, омерзения, грязи и бесстыдства. Идея ее нечистоты имеет глубокие культурные корни. Притеснители древних евреев – египтяне и римляне – относились к собакам с огромным почтением и даже обожествляли их. Ненависть угнетенных народов была столь велика, что и на этих животных, также как и на их хозяев, обратилась исключительная ярость иудеев. Существует и другое объяснение. Дело в том, что есть культуры охотничьи, а есть пастушеские, и отношение к собакам в них диаметрально противоположно. Там, где традиционно практиковалась охота (как было в культурах Средиземноморья, Ирана и Египта), пес ценился как верный помощник человека, его равнозначный партнер. Народы-пастухи (евреи и арабы) возвеличивали лишь чистый домашний скот. Кстати, охота вообще у древних евреев приравнивалась к разбою, а мясо диких животных было под религиозным запретом. Собака же, как непременный атрибут охоты, ставилась на самую низшую ступень.

Так или иначе, по Закону Моисееву собаки считаются нечистыми. Сравнение с собакой считалось страшным оскорблением. Вырученные от продажи собаки деньги были равнозначны деньгам, зарабатываемым блудницами, и также запрещались к внесению в Дом Господа – Скинию. И любое чистое животное, купленное на такие деньги (или даже просто выменянное на собаку) было запрещено приносить в жертву. Собака допускалась только для охраны дома и стада, и только в исключительных частных случаях отношение к ней было приемлемое.

Лишь в каббалистической традиции отношение к этим животным стало несколько смягченным. Каббала определяет собаку как символ суровости, приговора и неотвратимости возмездия.

Буддизм и собаки

В буддизме предполагается совершенно особенное отношение к животным. Частенько сам Будда изображается среди животных, в числе которых самые разнообразные – от безобиднейших созданий до жестоких хищников – однако, все они равноценны для него, и всех он любит одинаково. Буддизм призывает не относиться к животным жестоко. Дело в том, что любое из них – носитель плохой кармы, искупающий грехи прошлых жизней. А любой человек может в следующей жизни родиться животным и рискует испытать на собственной шкуре то, чему люди могут подвергнуть зверей. Поэтому не стоит жестокостью ухудшать свою карму, и желательно придерживаться вегетарианства. В современной буддийской традиции в лучшем случае принято относиться к любому животному с равнодушием. Это в полной мере относится и к собакам (у которых, кстати, статус не самый низкий среди животных). С людьми они просто сосуществуют, не видя от человеческих существ ни вреда, ни внимания, ни добра, ни помощи, ни сострадания. Единственные, кто небезразличен к собакам – это буддийские монахи, привечающие и подкармливающие их в своих храмах.

Входы в буддийские храмы охраняют странные существа – нечто среднее между львом и собакой. Такие собакольвы – защитники от злых духов. Два священных льва, охраняющие Будду – ключевой символ этой религии. Они есть Стражи Закона. Со своей прародины – Индии - буддизм позже распространился по всему Дальнему Востоку. Однако, поскольку ни в Китае, ни в Японии, ни в Корее, ни в Монголии, ни в Тибете львы не водились, эти атрибуты Будды были заменены на собак. Для этой цели монахи выводили особые породы, представители которых внешне очень напоминали маленьких львов – чау-чау, ши-тсу и пекинесов. Именно Львиные Собаки воплотили собой идею Послушного Пса и стали символом верности Закону и абсолютного подчинения. И именно их изображения украсили собою храмы.

Особое отношение к собакам существует в Тибете. Тибетские монахи считают, что душа, не достигшая Нирваны, переходит в собаку. По всей видимости, поэтому монахам запрещено употреблять мясо собак в пищу.

В буддийской традиции есть еще одни священные собаки. Наибольшую известность они получили в Монголии. Это четырехглазые, с пятнами под глазами, божественные собаки (банхар дурвэн нудтэй), которых называют еще молитвенными собаками (зуугийн нохой). Согласно легенде, первая из них пришла в Монголию вместе с паломниками, ходившими в Тибет поклониться буддийскому божеству. Считалось, что такие собаки высматривают дополнительной парой глаз злых духов, а также способны подолгу сидеть неподвижно, медитируя и творя молитвы за своих хозяев. Когда молитвенная собака умирает, ее хоронят головой на юг, чтобы ее душа вернулась в Тибет и переродилась в человека.

Индуизм и собаки

Несмотря на довольно трепетное отношение к животным вообще, которое свойственно приверженцам индуизма, собака в этой традиции остается крайне нечистым существом.
Настолько нечистым, что общение с ним должно сводиться лишь к необходимому минимуму. Употреблять мясо собак в пищу вообще категорически запрещается. Здесь необходимо упомянуть два аспекта, благодаря которым и сложилось подобное отношение к собакам.

Во-первых, это карма. Индуисты считают, что собаки в прошлой своей жизни были плохими и неправедными людьми, совершавшими плохие поступки, поэтому в нынешнем воплощении, в облике собак, в стыде и сраме, они должны расплачиваться за совершенные преступления.

Во-вторых, столь настороженное отношение к собакам связано и с тем, что они частенько выступают спутниками грозных индуистских божеств.

Царь богов Индра, например, владеет собакой Сарамой («быстрая»). Она не только помогает всем заблудившимся (и заблудшим) отыскать верный путь во мраке, но и является прародительницей всех собак на свете. Двое ее детей, псы Шарбары, верно служат богу смерти Яме – охраняют вход в царство мертвых Ямалоку, а также рыщут по ночам среди людей, отыскивая тех, кому предназначено умереть. Сам Яма тоже иногда принимает облик собаки с четырьмя головами.

Четыре собаки, символизирующих четыре Веды, принадлежат богу Даттатрейе, воплощению индуистской триады тримурти.

Ужасный аспект бога Шивы – Бхайрава – тоже владеет собакой и использует ее в качестве ездового животного. Да и сам Шива, чтобы испытать веру людей, может обратиться в черную собаку. Отсюда, по-видимому, происходит обычай кормить и ухаживать за собаками, чтобы угодить Бхайраве-Шиве.

Ритуал кормления черных собак имеет своей целью также заслужить снисхождение еще одного грозного бога - Шани (это индуистский эквивалент Сатурна) – брата бога смерти Ямы и (иногда) одного из проявлений Шивы.

Отсюда, возможно, и произрастает столь предубежденное отношение индуистов к собакам – слишком уж тесны их связи со смертью. А если, выражаясь фигурально, держаться от смерти подальше, смерть сама будет держаться подальше от тебя. Однако этот принцип не всегда беспрекословно соблюдается, и собакам на время прощается их нечистота. Например, в Непале второй день индуистского праздника огней Тихар целиком посвящается собакам (он так и называется кукур тихар - «день собаки»). В этот день принято их кормить, ласкать, украшать цветами и просить о важной вещи – оберегать дома людей от разрушения.

Зороастризм и собаки

Пожалуй, единственная религия в мире, демонстрирующая исключительно положительное и уважительное отношение к собакам, это зороастризм. Собака звалась не иначе как любезным созданием и считалась практически равной человеку – второй по святости, к тому же, обладающей, как и человек, душой.

Богатое письменное наследие зороастризма, а также труды историков времен Античности превосходно отражают отношение этой религии к собакам и их роли в жизни древних иранских народов. Связь собак с миром мертвых, с предками, с высшими сущностями, а также такие черты как бесстрашие и бдительность сделали этих животных важнейшей частью жизни истинных приверженцев зороастризма.

Интересный момент здесь – ритуал кормления собаки, имеющий сакральное значение. В традиции зороастризма считается, что души людей после физической смерти переселяются в собак. Поэтому пища, которой кормят собак, предназначена для предков, соответственно, чем лучше пища, тем больше уважение к душам умершим. «Видевдат», ритуальный кодекс зороастризма, определяет, чем и в какое время следует кормить собак. Другой труд, «Арда Вираф Намаг», обещает адские муки тому, кто их морит голодом и бьет. Собак принято кормить первыми, прежде чем семья сядет за стол, причем дважды в сутки, во время, «принадлежащее мертвым» - до восхода солнца и после заката. Как правило, собакам предназначаются самые лучшие, жирные куски. Эта почетная обязанность возлагается на самого старшего члена семьи. С бездомными псами принято поступать так же – иначе, согласно «Авесте», разрушится дом.

Собаки сопровождают людей не только по жизни, но и во время и после смерти. Зороастрийцы верят, что многочисленные злые демоны всеми силами пытаются проникнуть в мир людей и навредить им, а собаки стоят на страже – отгоняют силы тьмы. Особую бдительность следует проявлять в скорбные часы – душа умершего может быть похищена демонами в момент смерти. Поэтому в процессе погребального ритуала особая собака, способная видеть смерть – четырехглазая (белая, с черными пятнами под глазами) – неотлучно должна находиться при теле умершего, участвуя в обряде сагдид (что в переводе означает «взгляд собаки») – видеть и отгонять взглядом дэва трупной скверны. Если женщина и ее ребенок умирают во время родов, приводят двух четырехглазок для двух душ. Часто к умирающему человеку подносят щенка, чтобы его душа перешла в животное.

По верованиям зороастрийцев, после смерти душу также встречают две четырехглазые собаки. Они сторожат мост Чинват, ведущий в мир мертвых, и вместе с юной девой, олицетворяющей личную веру человека, сопровождают умершего до места последнего успокоения («Видевдат»).

Поскольку собака считалась почти равной человеку, ее смерть и смерть человека также равнозначны. Ее также нельзя оставлять без погребения, причем погребение должно сопровождаться теми же обрядами, что и в случае человека.

За нанесенный собаке вред полагалось наказание, причем весьма жестокое. Только за простую обиду или за неподходящую пищу виновного весьма порицали. За увечье, нанесенное собаке, находящейся «при деле», то есть, охотящейся, стерегущей дом, пасущей скот, следовало возместить ущерб наказанием, а за смерть – наказанием в виде жестокой порки конской плетью. За убийство род виновного до девятого колена должен был быть проклят, а сам он после смерти оставался один на один с толпами адских демонов без помощи и поддержки светлых сил.

Однако практическое равенство в статусе человека и собаки налагало и на последнюю определенные обязательства – собака также подлежала суду и суровому наказанию за нападение на человека. Закон зороастризма был таков: за укус полагалось лишить собаку уха, за повторный – второго уха, потом хвоста, лапы и так далее. Неисправимых преступников, в конце концов, лишали жизни.

Как бы то ни было, и какова бы ни была репутация собаки в мировых религиях, сложившаяся в течение тысячелетий, следует отметить один неоспоримый факт. Сегодня, если рассматривать основные религиозные верования в их общей массе, положительное отношение к собакам все-таки перевешивает негатив. Так что, для современного человека собака – словно непутевый, но по-прежнему близкий родственник или многолетний спутник жизни, многочисленные недостатки которого со временем прощаются, а достоинства выходят на первый план.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим » (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих » (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними » (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова ?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву » (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их » (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! » (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим ». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим » (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: « Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак ».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.


Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

Считающиеся нечистыми : их нельзя держать дома, после контакта нужно обязательно совершить специальный ритуал очищения и конечно же, их нельзя употреблять в пищу. В этом списке оказалась и собака , которую мы привыкли называть другом человека. Почему собака нечистое животное для мусульман?

Существует легенда, будто собака укусила пророка Мухаммеда и за это была проклята. Это народное сказание в Коране никак не отображено, зато в священной книге магометан неоднократно говорится о нечистоте собаке и запрете на соприкосновение с ней, ее шерстью и слюной. В одной из сур упоминается, что ангел не придет в дом, где находится собака .

Тем не менее, мусульмане держат собак и пользуются их «услугами» - у многих в усадьбах есть лающие питомцы. Правда, живут они в отдельных помещениях и не допускаются в человеческое жилье. У чабанов, пасущих овец, обязательно есть собака, и часто не одна.

Кроме того, существуют виды собак, популярных в мусульманских странах — среднеазиатские овчарки , салюки (персидская борзая), ханаанская собака . Салюки — очень древняя порода и среди других пользуется особым расположением. Это единственная собака, которая не считается нечистой — к ней можно прикасаться, не совершая после этого обряда очищения.

В связи с этим у мусульман есть красивая легенда. Однажды царь Соломон позвал к себе всех животных, чтобы услышать их просьбы, а взамен рассказать, как они должны относиться друг к другу. Пришли все животные, не явился только еж . Чтобы отыскать и привести его, вызвались два добровольца — лошадь и собака. Лошадь сказала, что сможет догнать непокорного, но она слишком высокая, чтобы достать его из норы. Собака же заявила, что не боится колючек ежа и сможет поймать его, но у нее слишком толстая морда, которая не сможет пролезть в нору.

Соломон посмотрел на них и сказал, что высокий рост лошади не является ее недостатком, поэтому он не хотел бы ничего в ней менять, а вот собаке можно сделать морду потоньше, чтобы она могла залезть в нору. Он принялся гладить собаку, а та прямо на глазах стала делаться тоньше и изящнее, и через некоторое время превратилась в борзую. Лошадь и собака разыскали и привели к Соломону ежа, а в награду царь сделал их самыми близкими друзьями человека. Действительно, для жителей восточных народов долгие века самыми верными спутниками являются конь и борзая собака.

Существует мнение, будто и в христианстве собака считается нечистым животным , ведь в Библии сказано, что для человека нечисты все, кто ходит на лапах — то есть не на копытах. На самом деле это далеко не так, данный запрет касается только употребления в пищу животных, у которых есть лапы — таких как

В разные времена и в разных традициях инфернальными (или дьявольскими) животными считались грызуны, змеи, некоторые виды рыб и птиц и даже кошки. Но отчего-то чаще других в списках «нечистых» встречаются именно собаки.

Отношение к собакам в различных обществах

Мусульмане называют собак «наджис», то есть «змей». Правила шариата запрещают продавать и покупать псов, а также использовать их в качестве платы за различные услуги. Согласно исламским канонам, собак вообще не рекомендуется содержать без веской на то причины, коими могут быть охота, охрана дома, выпас скота или помощь слабовидящим. Нечистыми, по мнению мусульман, становятся все вещи или части тела, к которым прикоснулось животное. После общения с собакой необходимо семь раз совершить омовение.
Так же, как и в исламе, в иудаизме нахождение собаки в непосредственной близости от человека можно оправдать только конкретными практическими целями, чаще всего это также выпас скота и охрана жилища. С давних пор псов запрещено было впускать в Скинию, то есть в храм. Более того, деньги, вырученные от продажи собаки, считались грязными. Чистое животное, купленное на такие средства, нельзя было приносить в жертву. До сих пор слово «собака» считается среди иудеев оскорблением.
Христиане тоже собак не жалуют. Их не рекомендуют пускать в храмы и содержать в жилищах. Кроме того, согласно христианским обычаям, четвероногим друзьям не следует давать человеческих имен. До сих пор среди верующих бытует мнение, что освященный дом считается оскверненным, если в него войдет собака. По словам некоторых христиан, прихожанин, содержащий собаку в одном помещении с иконами не должен допускаться к причастию.

Почему собака – это зло с точки зрения религии?

Мусульмане во всех сферах своей жизни руководствуются правилами. Одно из них звучит так: «Ангелы не входят в тот дом, где имеется собака или ее изображение». Этим, по словам последователей ислама, и объясняется такое негативное отношение к животному. Также среди мусульман бытует поверье о том, что некогда собака укусила самого Пророка, после чего и была проклята. Кроме того, мусульмане считают собак нечистоплотными животными, которые порой употребляют в пищу различные несъедобные предметы и даже собственные экскременты.
Иудеи же в своем отвращении к собакам винят Моисеев Закон, который и разделил животных на чистых и нечистых. Согласно этому закону, чистых представителей фауны можно есть и приносить в жертву, с нечистыми нельзя делать ни того, ни другого. В этом плане, согласно книге Левит, «нечистые» собаки стоят в одном ряду со змеями, червями и грызунами.
В христианских писаниях собака также зачастую предстает перед читателем олицетворением всевозможных грехов. И это не случайно. Ведь, согласно преданиям, первая собака появилась у Каина – убийцы собственного брата. За это преступление Каин был изгнан и долго бродил один. Не вынеся одиночества, он попросил Господа послать ему верного товарища. Бог дал ему собаку.

Мнения ученых

Однако ученые связывают ненависть к собакам вовсе не с религией, а с историческими фактами и бытом. Так корни негативного отношения к собакам со стороны мусульман историки видят в конфликте, произошедшем в древности между сторонниками ислама и зороастрийцами. Как известно, у последних собака считалась священным животным. Мусульмане же не хотели иметь ничего общего с огнепоклонниками, поэтому и объявили псов «скверной».
Поработители иудеев египтяне также собак очень уважали. По утверждению историков, именно по этой причине иудеи и не взлюбили весь песий род.
Что же касается христианства, то здесь главенствуют обычные правила этикета и гигиены. Понятно, что собака не всегда обходит стороной лужи, поэтому если впустить ее в дом или храм, уборки не миновать. К тому же собака может легко проглотить что-то грязное и стать переносчиком заболевания. Видимо, опыт подобных заражений, накопленный веками, и лег в основу представлений о «нечистоте» данного животного.