Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Психология отношения матери с ребенком в период пренатального и раннего постнатального развития. Психология развития и возрастная психология

Зарождение человеческого существа в результате соединения этих двух клеток - событие уникальное. Сперматозоид и яйцеклетка - это единственные, в своем роде, клетки, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма, и называется зиготой .

После оплодотворения наступает период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около двух недель, - герминальный период (стадия зародыша ). Через несколько часов после оплодотворения зигота делится на две клетки, затем, в результате второго дробления, из этих двух клеток образуются четыре и так далее. Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток, которые, хотя и уступают по размеру зиготе, содержат тот же набор ДНК .

Иногда при первом дроблении зиготы образуются две совершенно идентичные клетки, которые затем разделяются и развиваются в два практически одинаковых организма. В этом случае на свет появляются монозиготные (или идентичные) близнецы. Так как эти близнецы развиваются из одной клетки, они всегда имеют одинаковый пол и одинаковые физические признаки.

Бывает и так, что из яичников одновременно освобождаются сразу две яйцеклетки , каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных (или разнояйцевых) близнецов. Генетические признаки, унаследованные разнояйцевыми близнецами, могут быть столь же различными (или столь же сходными), как признаки братьев (сестер), зачатых в разное время. Дизиготные близнецы могут иметь либо одинаковый, либо противоположный пол, поскольку яйцеклетки оплодотворяются двумя различными сперматозоидами.

К концу первой недели начинается дифференциация клеток в соответствии с их будущими функциями, образуется зародышевый диск, из которого впоследствии развивается эмбрион. В этот период начинают формироваться структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма.

За герминальным следует эмбриональный период (стадия эмбриона) - второй период пренатального развития, который продолжается с конца второй недели до конца восьмой недели (считая с момента зачатия), во время которого происходит структурное развитие зародыша. В это время одновременно протекают два очень важных процесса: из наружного слоя клеток образуются все те ткани и структуры, которые в оставшийся период беременности будут поддерживать, питать и защищать эмбрион, а позднее - и плод. Из зародышевого диска начинается развитие (по крайней мере, в общей форме) всех органов и характерных признаков самого эмбриона.


В течение этого периода у крохотного зародыша появляются ручки, ножки, пальцы, лицо, сердце, которое уже бьется, мозг, легкие и другие важнейшие органы. К концу эмбрионального периода в зародыше уже вполне различимы черты, из всех живых существ присущие только человеку (рисунок 1).

Рисунок 1. Пренатальное развитие человека

Тщательное исследование течения беременности у матерей этих детей показало, что характер дефекта определялся тем, в какой период беременности они принимали лекарство. Если мать принимала талидомид между 34-м и 38-м днем от последней менструации, ребенок рождался без ушей. Если препарат принимался между 38-м и 47-м днем беременности, у ребенка отсутствовали или были деформированы руки. При приеме талидомида между 40-м и 45-м днем беременности у ребенка наблюдались дефекты кишечного тракта или желчного пузыря; прием этого препарата между 42-м и 47-м днем приводил к отсутствию у ребенка ног или их деформации.

К факторам, влияющим на пренатальное развитие, относят питание, лекарства, болезни, факторы крови, радиацию, возраст матери на момент зачатия, стресс.

Так, установлено, что действие таких наркотиков, как морфин, героин, метадон ослабляет дыхание плода и может вызвать поведенческие расстройства у младенца. У женщин, регулярно употребляющих эти наркотики, рождаются дети, вес и рост которых не соответствуют норме, а реакции более вялы, чем у нормальных младенцев. Более того, эти дети обнаруживают симптомы “ломки”, что выражается в их повышенной возбудимости, приступах пронзительного плача, рвоты и нарушении терморегуляции.

В 4 месяца тельце таких детей напряжено и негибко, их двигательная активность выше, чем у нормальных детей, но движения менее скоординированы. До годовалого возраста им трудно поддерживать внимание, и проблемы с вниманием могут сохраняться у них на протяжении всего детства. Степень выраженности этих симптомов зависит от того, насколько сильно пристрастие матери к наркотикам, от величины принимаемых ею доз и от длительности интервала между приемом последней дозы и родами.

В отношении алкоголя размеры допустимой дозы не выяснены до сих пор и до недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Можно с уверенностью сказать, что злоупотребление алкоголем оказывает вредное воздействие; до 32 % младенцев сильно пьющих матерей обнаруживают врожденные аномалии. Исследования подтверждают связь между употреблением женщинами спиртного во время беременности и внезапными выкидышами, врожденными дефектами, низкой обучаемостью их потомства. К середине 1970-х гг. стало очевидно, что до трети детей сильно пьющих матерей (алкоголичек) рождаются с ярко выраженными врожденными аномалиями.

Эти аномалии, входящие в структуру фетального алкогольного синдрома (ФАС), включают недостаточный рост и вес при рождении, возможную задержку психического развития и неврологические отклонения. Для таких детей характерны также специфические лицевые признаки: маленькая голова, тонкая верхняя губа, слабо выраженная впадина над верхней губой, широко открытые глаза и плоские скуловые кости (Rоsett et al, 1981).

Многие ученые полагают, что ФАС - это только одно, хотя и наиболее серьезное, из возможных негативных последствий употребления алкоголя во время беременности. У этих детей наблюдаются не столь сильно выраженные задержка роста и нарушение функций центральной нервной системы . Было обнаружено, что чем больше мать злоупотребляла алкоголем во время беременности, тем более низкий уровень интеллекта и моторной координации наблюдался у ее ребенка в 4-летнем возрасте, а когда такой ребенок достигал возраста 7 лет, проблем с его способностью сосредоточивать внимание и обучаться становилось еще больше (Barr et al., 1990; Streissguth, et al.,1989).

На протяжении последних 25 лет Ричард Най (1979, 1980, 1981) проводил широкомасштабные исследования последствий курения, которые привели его к следующим выводам:

1. Новорожденные, чьи матери курили во время беременности, весят примерно на
200 граммов меньше, чем дети некурящих матерей.

2. Чем больше сигарет в день выкуривает мать, тем меньше размеры ее будущего ребенка.

3. Это отставание в росте может продолжаться на протяжении нескольких лет после рождения.

4. Курение во время беременности может также приводить к врожденным уродствам.

Ричард Най продолжает изучать последствия курения во время беременности. В дальнейших исследованиях, проведенных с тысячами детей, он выяснил, что семилетние дети, чьи матери курили 20 и более сигарет в день, имеют более низкие оценки по чтению и письму, а также не могут долго сохранять внимание, как дети малокурящих или некурящих матерей. Последующие исследования подтверждают предположение о том, что у детей умеренно и много курящих матерей более высок риск снижения способности к научению и управлению вниманием.

Некоторые из лекарств также опасны для плода. Так, установлено, что такой распространенный антибиотик, как тетрациклин, оказывает вредное воздействие на зубы и кости, а также способствует появлению других врожденных дефектов. Сердечные препараты, транквилизаторы и вакцины также, по-видимому, оказывают токсическое воздействие на плод, вызывая отклонения в поведении новорожденных.

Многие химические вещества в составе среды, окружающей будущую мать, могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Например, в конце 1950-х гг. один из заводов в Японии сбрасывал отходы производства, содержащие ртуть, в океан. Дети женщин, живших в этой местности, рождались с явными признаками отставания в развитии и неврологическими нарушениями. Оказалось, что ртуть, перемещаясь по цепи питания от одного морского обитателя к другому, в результате накапливалась в организме крупных рыб.

А рыба являлась главным продуктом питания для большинства местного населения. Известны аналогичные случаи отравления матерей и их детей свинцом. А попадание свинца в организм ребенка как в пренатальный период, так и после его появления на свет, даже в небольших количествах, задерживает когнитивное развитие. Дети, подвергшиеся воздействию свинца, обнаруживают большее время реакции и испытывают труд-ности в поддержании внимания: они более рассеянны, неорганизованны и беспокойны.

Вредное воздействие ртути и свинца общеизвестно, однако в окружающей среде немало других веществ, которые, вероятно, тоже вредны для ребенка. Исследования широкого спектра других возможных токсинов, включая пищевые консерванты, инсектициды и даже косметические препараты и красители для волос, ведутся непрерывно. В целом можно сказать, что воздействие лекарств и других химических агентов труднопредсказуемо. Вещества, безвредные для животных и взрослых людей, могут оказаться очень опасными для быстро развивающегося человеческого плода.

По происхождению тератогены могут быть как внешними, попадающими в организм из окружающей среды, так и внутренними, появляющимися в результате метаболизма в организме матери.

Из всего многообразия материнских факторов особого рассмотрения заслуживают два:

1. Резус-фактор . Иногда кровь матери и развивающегося в ее организме плода оказывается несовместимой. Если кровь матери резус-отрицательна, а кровь ее ребенка - резус-положительна, это чревато опасностями. Часть крови плода “просачивается” в кровеносную систему матери; материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают обратно в организм плода и атакуют клетки его крови. Это не представляет угрозы для матери, но опасно для ее еще не родившегося ребенка.

2. Возраст матери. Возраст матери также может оказывать влияние на пренатальное развитие ребенка. Случаи пренатальных дефектов или аномалий встречаются чаще при первой беременности у женщин старше 35 лет и моложе 19, чем у женщин в возрасте от 19 до 35 лет. Хотя точная причина этого не установлена, возможно, здесь определенную роль играет гормональный баланс и рост тканей матери. Например, синдром Дауна (причина этой аномалии - неправильное число хромосом или их соединение) встречается наиболее часто у детей, матерям которых на момент родов было больше 35 лет. Риск возникновения синдрома Дауна почти в 10 раз выше для детей сорокалетних матерей, чем для детей тридцатилетних.

Недостаточное питание плода может быть вызвано несбалансированной диетой матери, нехваткой витаминов или нарушением обмена веществ в ее организме. Наиболее очевидными признаками недостаточного питания являются пониженный вес, маленькие размеры головы и всего тела плода по сравнению с нормально развивающимся плодом на тех же стадиях пренатального развития. У плохо питающихся беременных женщин чаще случаются выкидыши, дети часто рождаются недоношенными или умирают вскоре после рождения. Большинство случаев недостаточного питания плода приходится на малообеспеченные семьи.

Пренатальное развитие, в ходе которого происходит развертывание унаследованного потенциала, является одним из самых ярких примеров процесса созревания. Созревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде - матке - и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности, о которых говорилось выше. Но даже и в материнском утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие.

Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде, и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не “чистый лист”. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды тоже представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

В любой культуре беременная женщина должна приспосабливаться к тем физическим, психологическим и социальным переменам, которые несет с собой материнство. Физические изменения при этом настолько очевидны, что игнорировать их невозможно. Еще до того, как беременность отражается на внешности женщины, она может испытывать приступы тошноты или ощущение наполненности и покалывания в груди.

На первых неделях беременности женщины страдают от усталости и обостренной эмоциональной чувствительности, тогда как в середине беременности они часто ощущают прилив сил и склонны видеть все в радужном свете. Одним женщинам беременность приносит чувство собственной исключительности, другие чувствуют отдаление от старых друзей, у третьих возрастает потребность в защите. У некоторых женщин беременность порождает неуверенность.

Они могут испытывать сомнения в возможности продолжения карьеры после родов, в том, что у них не хватит сил справиться с воспитанием ребенка, боятся рождения неполноценного ребенка, беспокоятся о финансовых вопросах или просто испытывают дискомфорт из-за происшедших перемен. Они могут с нетерпением ожидать появления ребенка и в то же время испытывать раздражение при мысли о том, что им придется теперь делить свое время, энергию и даже мужа с кем-то еще. С приближением родов второго ребенка женщина иногда начинает сомневаться, сможет ли она оправдать ожидания тех, кто в ней нуждается: ее первого ребенка, мужа, того, кто вскоре появится на свет, возможно, даже начальства и коллег по работе.

По сравнению с теми существенными физическими и психологическими изменениями, которые происходят с матерью, роль отца кажется не связанной со столь значительными переменами. Однако в наши дни, когда традиционная роль отца в семье меняется, это не всегда так. Отцы признаются, что они испытывают волнение и гордость, но в то же время и беспокойство по поводу предстоящих изменений своего образа жизни и отношений с женой. Некоторые отцы чувствуют себя лишними и опасаются, что будущий ребенок займет их место в сердце матери. Большинство мужчин испытывают повышенное чувство ответственности, которая иногда кажется им непомерной.

Некоторые из них испытывают зависть к своим женам из-за того, что им принадлежит активная роль в появлении на свет нового человеческого существа, тогда как сами они вынуждены оставаться лишь сторонними наблюдателями этого важного события. Кроме того, отцы тревожатся о будущем не меньше, чем матери: они волнуются, смогут ли они прокормить увеличившуюся семью и стать хорошими отцами. Некоторые видят в появлении ребенка возможность научиться лучше понимать и воспитывать детей. Многие мужчины стараются оказать эмоциональную поддержку своим женам.

Фраза “они ждут ребенка” означает, что будущие родители производят в своей жизни некие перемены, связанные с новыми ролями и отношениями. Эти важные жизненные перемены часто сопровождаются стрессом и требуют результативного общения при совместном решении ряда проблем. Молодым родителям необходимо изменить социальный и экономический уклад своей жизни, а зачастую - переоценить и изменить существующие отношения. Немалую роль играют типичные для конкретной культуры установки в отношении беременности, деторождения и воспитания ребенка, разделяемые семьей.

Мотивация деторождения существенно варьирует от культуры к культуре. В некоторых обществах детей расценивают как финансовые активы или как будущих кормильцев престарелых родителей. Иногда в детях видят хранителей семейных традиций или символ осуществления личных стремлений самих родителей. Случается и такое, что воспитание детей считают тяжким долгом или неизбежным бременем. В некоторых культурах к появлению детей относятся как к неизбежной естественной стороне жизни, никак не связанной с принятием сознательного решения о том, стоит ли заводить детей. Например, в Индии положение дел таково.

Индианки стремятся иметь детей, так как верят, что это зачтется им в загробной жизни. Особенно радуются они появлению сына - продолжателя рода, помощника отцу, опоры для родителей в старости, тогда как дочь расценивается как финансовый пассив, так как за нее семье придется платить приданое. Но обычай до сих пор требует, чтобы в каждой семье была, по крайней мере, одна дочь, которая впоследствии оставит семью, выйдя замуж.

Все эти противоречивые взгляды и социальные установки, в сочетании с личными нуждами и смешанными чувствами самих родителей, не могут нанести плоду непосредственный вред, если они не становятся причиной сильного или продолжительного эмоционального стресса матери.

Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека. Ей принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во время беременности и родов с целью практического применения этих знаний для получения поколения людей с лучшими качествами: более психически и физически здорового, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к природе. В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие:

· Выявление и научное объяснение тонких механизмов психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка.

· Обнаружение, а при необходимости и устранение психологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности.

· Разработка и научное обоснование технологии по дородовой охране матери и ребенка для первичной профилактики психических и психосоматических расстройств и заболеваний.

Перинатальная психология соприкасается с такими смежными областями знаний как медицина, генетика, эмбриология, валеология, акушерство, нейроэндокринология, психиатрия, психоанализ, философия, религия, этика. Вопросы, ставящиеся в рамках перинатальной психологии важны как для практической психотерапии, так и для теоретических исследований личности, природы сознания, антропологии. В самом деле есть два момента в жизни человека самых таинственных и непонятных, выводящих нас в сферы трансцендентного и мистического, в области опыта, где нас не могут удовлетворить лишь наукообразные объяснения процесса деления клеток или распада органической материи: рождение и смерть. Две точки перехода между бытием и небытием. Детский вопрос: ”где я был когда меня не было?”, вероятно, не так уж наивен, эта смелая попытка приблизиться к основам человеческой жизни, которые будоражат умы философов и исследователей. Являются ли эти вопросы познаваемыми, и какими методами может воспользоваться исследователь? Однозначно, что ответ не может быть получен в рамках строгого сциентисткого исследования. Об этом же свидетельствует и то, что вопросы перинатальной психологии впервые стали обсуждаться в рамках гуманитарных наук и среди практикующих психотерапевтов. Невзирая на то что сегодня еще не существует целостной модели пренатального развития, очевидно, что развивающаяся перинатальная психология приведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, развивающийся плод и родовой процесс, Окажет существенное воздействие на ведение беременности, технологию родовспоможения, отношение к неродившемуся ребенку и новорожденному.



Появление новой жизни – великое таинство природы. Каждый из нас прожил это чудо, родившись на свет, и ничего не помнит о 9 месяцах, проведенных в материнской утробе. Вновь соприкоснуться с тайной рождения дано каждой женщине, решившей стать мамой.

Что чувствует и понимает малыш, еще не родившийся на свет? Ответ на этот вопрос всегда интересовал людей. Интуитивно многие будущие мамы уже с первых дней беременности относятся к своему малышу как к реально существующей и вполне самостоятельной личности. И это дает родителям возможность жить вместе с ребенком еще до его рождения, общаться с ним, помогая малышу расти, взрослеть, умнеть, то есть заниматься его пренатальным (дородовым) воспитанием.

Стоит ли воспитывать ребенка так рано, в то время, когда сама природа заботится о нем, преобразуя крохотную клеточку в человеческое существо? Современные научные исследования внутриутробного развития ребенка подтверждают, что дитя воспитывается уже в животе мамы. Именно там ребенок проживает начальные стадии не только физического, но и психического созревания.

Еще до рождения ребенок начинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, люди используют выражение "чувствую кожей", возможно так в нашем языке сохранилась память о первом опыте познания мира.

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Помимо прикосновений ребенок нуждается и в словах, обращенных к нему. Многие будущие мамы мысленно разговаривают с ребенком с самого начала беременности. Малыш, конечно, чувствует, что вы говорите с ним. Любое ваше эмоциональное состояние ребенок ощущает на уровне гормонов, поступающих в кровь. Кроме того, малыш в утробе "слышит телом", воспринимая звуки материнского голоса через вибрации околоплодных вод и мышечные ощущения. Поэтому маме нужно говорить с малышом не только мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать и уже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.

У детей, с которыми родители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь. Помимо интонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Уже на 5-м месяце ваш будущий малыш различает речевые звуки, которые вы произносите, реагируя на каждый из них сокращением определенных мышц. Вместе с развитием слуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, что у любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаются мышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Для ребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будет слушание, как речи, так и музыки.

В музыке ребенку важны ритмы. Именно они организуют жизнь тела. Не случайно музыка лечит, помогая больным, аритмичным органам найти здоровый ритм. Прежде всего, речь идет о классической музыке. Благотворно влияет на ребенка музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Чайковского. А вот произведения Вагнера противопоказаны маленьким слушателям. Прослушивайте вместе с ребенком ту музыку, которая приятна вам и наблюдайте за тем, как реагирует малыш. Если ребенок протестует, выключите музыку. Запомните реакции ребенка на различные произведения. Одна музыка успокаивает его, другая возбуждает. Зная это, вы всегда сможете помочь ребенку успокоиться или сможете побудить его к активным действиям, используя знакомые произведения как до рождения малыша., так и после. Дети, слушающие музыку внутриутробно, родившись узнают ее, улыбаются, гулят, двигаются в так знакомой мелодии. Наблюдая это, вы убедитесь в том, что ваш кроха обладает памятью и многое знает, только появившись на свет. Те песни, которые вы ему поете, сказки и стихи, которые читаете, станут хорошим культурным приданым для дальнейшего образования малыша.

Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебания околоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова, акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрее развивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Во время беременности в женщине часто просыпается желание заниматься давно забытыми или даже непривычными делами: рисовать, петь, танцевать, мастерить, читать иные книги, слушать иную музыку. Возможно, это малыш просит удовлетворить свои потребности, нуждается в творчестве. Очень часто будущие мамы, занимаясь рисованием, говорят, что картину нарисовал малыш, или, музицируя, выбирают инструмент, звучание которого понравилось ребенку. Главное, что родители и дети приобретают в совместном творчестве опыт эмоционального общения, гармоничного сосуществования друг с другом, который останется с ними в дальнейшей жизни.

Уже до рождения малыш нуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота, разговаривает с ним вслух ласково, нежно. Говорите с ребенком обо всем, что вам важно сказать ему. Познакомьтесь с ним, расскажите, как ждете его и любите. Важно быть искренней с малышом. Чувствуя беспокойство, не стоит маскировать его радостными интонациями. Ребенок чувствует вас телом, слышит биение сердца, а не только голос. В те моменты, когда вы испытываете эмоции, с которыми трудно справиться, обратитесь к малышу и объясните, что ваши переживания не касаются его, он любим вами по-прежнему. Этим вы обезопасите ребенка.

Познакомьте малыша с теми, кто вместе с вами ждет его появления на свет. Пусть ребенок услышит их голоса. Наблюдая за реакцией ребенка, вы уже во время беременности научитесь чутко реагировать на его желания, и это пригодится вам в дальнейшей жизни с малышом. Общаясь с малышом во время беременности, развивая его до рождения, всегда опирайтесь на свою интуицию. Занимаясь с ребенком, сохраняйте естественность и спонтанность общения. Не стоит превращать занятия в регулярную обязанность для отца ребенка, если он еще не готов к активным действиям. Иногда будущим папам для начала бывает достаточно рассказов о том, как ребенок барахтается, наблюдений за шевелением живота, любопытных прикосновений, а после появятся и слова для будущего ребенка, возникнут ритуалы приветствия, стихи и песни ему.

Ребенок, появившись на свет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробе матери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые вы подарите ему, общаясь с ним во время беременности. Как помнят любящие люди "самое начало" совместной жизни – первые прикосновения, звуки и запахи, первые слова, сказанные друг другу, так и малыш возьмет с собой в жизнь первый опыт любви, который подарят ему родители.



1. Гроф С. За пределами мозга. – М.,1993.

2. Гурьянова Л.С. Рождение в радости. - СПб.: Комплект, 1997.- 206 с.

3. З. Фрейд “ Введение в психоанализ: Лекции “ с. 127, 375 - 376

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей” М. 1986г. с.18

5. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность. Человек.- №6,- 1993.

6. Э.Эриксон “ О материнстве и детстве.”)


Приложение

Когнитивная теория личности Дж. Келли

Когнитивная теория личности, разработанная Дж. Келли, иначе называемая теорией личностных конструктов, имеет своей целью объяснить то, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Теория личностных конструктов Дж. Келли имеет общие точки соприкосновения с другими крупными психологическими течениями: с гештальтпсихологией, необихевиоризмом, интроспективной психологией. Ключевым понятием этой теории, составляющим ядро личности, выступает “личностный конструкт” – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемый личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемый на собственном опыте. “Личностный конструкт” организует и реализует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя “образ я”. Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека. Экспериментальным методом, позволяющим выявить систему личностных конструктов человека, является техника репертуарных решеток. Связь личностных особенностей и аддиктивной патологии давно является предметом исследования психологов разных теоретических школ.

Техника репертуарных решеток представляет собой совокупность методических приемов исследования личности с позиций психосемантического подхода.

В качестве основного метода исследования личностного психосемантического пространства использовали тест репертуарных решеток Дж. Келли с модифицированным нами в соответствии с задачами исследования ролевым списком. Применяли оценочную решетку, элементы которой предлагали испытуемым традиционным способом – заполнением ролевого списка. У испытуемого методом триад (посредством установления отличий одного персонажа от двух других) выявляли 10 конструктов: с этой целью его просили сравнить между собой элементы ролевого списка, присоединяя при этом к сравниваемым элементам элемент “Я сам”. В модификации теста для данного исследования использовали простой вариант оценочной решетки (“галочки и пробелы на основании этих ответов выявляли 2 дополнительных биполярных конструкта (“проблемные” конструкты), по которым оценивали все элементы решетки. Эти же проблемные конструкты использовали при повторном тестировании. Использование подобной модификации традиционного репертуарного теста с элементами-ролями позволяет выявить тот уровень презентации индивидуального опыта, который, по Дж. Келли, регулирует реальное взаимодействие человека с его окружением, его поведенческие установки. Для каждого испытуемого по результатам эксперимента заполняли две оценочные репертуарные решетки, в которых столбцы соответствовали 16 элементам, а строчки – 12 выявленным конструктам. Каждую индивидуальную матрицу подвергали корреляционному и факторному анализу. Групповую матрицу данных также подвергали корреляционному и факторному анализу Изменения представлений испытуемых о себе выявляли на основе сравнения матрицы интеркорреляции элементов.


ИМИТАЦИОННЫЙ ТЕСТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тест ИТУПС обеспечивает экспресс-диагностику управленческих умений работников (и соискателей на менеджерские позиции) с целью выявления репертуара взаимодействия и готовности к руководству людьми. Данная методика знаменует новый подход в компьютерной психодиагностике. В ней реализован принцип СОР – «ситуационно-операциональной решетки». СОР можно рассматривать как одну из модификаций известного методика «репертуальных решеток» (Франселла, Баннистер) или «теста конструктов» (Дж. Келли).

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

В ходе выполнения теста испытуемому предъявляются 14 портретов условных персонажей и 14 кратких описаний стандартных управленческих ситуаций (кейсов), связанных с каждым персонажем. Испытуемый должен сначала оценить персонаж по нескольким параметрам, а затем, проанализировав связанную с ним ситуацию, выбрать то или иное управленческое действие из 10 возможных. Список 10 предъявляемых действий меняется в зависимости от ситуации (общий банк вариантов управленческих действий - 33). В каждом описании ситуации можно выбрать несколько ответов.

Время выполнения теста – около 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ:

общий балл (интегральный показатель пригодности)

визуальная диагностика (умение определить психические особенности человека по внешнему облику)

контроль (ориентация на контроль и управленческий стиль, предполагающий умение жестко потребовать от людей выполнения своих обязательств)

поддержка (умение мотивировать и создавать положительный климат в общении)

организация (умение планировать, видеть и решать не только узко-тактические задачи, но и организационно-стратегические).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Каждая шкала теста имеет три диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10).

Cредние значения (от 3.5 до 7.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 70% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область низких (от 1 до 3.4 стенов) и высоких (от 7.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 15% респондентов. В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.

Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

графический профиль, указывающий значения факторов

текстовые интерпретации факторов

таблица данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

Результаты теста выражены в терминах точности управленческого поведения по 4 факторам, перечисленным выше. Общая оценка менеджерского потенциала дается по интегральному общему баллу.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Период от оплодотворения до рождения. Характеристика пренатального развития ребенка. Развитие органов чувств и появление чувствительности. Развитие мозга и поддержание его в стеническом состоянии. Мать как субъект эмоционального взаимодействия с ребенком.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Рассмотрение первоначальных этапов развития ребенка в период от рождения до трех лет. Изучение эволюции познавательной сферы (эмоции, мышление, предметная деятельность) личности в период раннего детства. Определение причин проявления кризиса у малышей.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период. Роль матери для благоприятного протекания периода младенчества. Экспериментальное исследование и его результаты.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

В настоящее время в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. (Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода; внутриутробная эволюция плода) Пренатальное вопитание – это область исследования развития психики ребенка до рождения.

Долгое время психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство."Изгнание из рая материнского чрева" знаменует собой начало индивидуализированного развития самостоятельного индивида, в ходе которого может сохраняться страстное желание вернуться к тому, что осталось в памяти в виде образа океанического единства с матерью (5, 9, 35).

Возникновение и развитие пренатальных практик (и воспитание, и психотерапия) опирается на изменения в общественном сознании, которые произошли и происходят в последнее время.

Можно выделить по меньшей мере три уровня, на которых происходят эти изменения:

На философско-мировоззренческом уровне произошло признание субъектности нерожденного ребенка. Как отмечает Х.Ролстон-третий, "теперь мы смотрим более широко, чем прежде, на то, кого следует считать настоящей личностью... Теперь мы определяем нравственный статус плода в утробе матери" (17, стр. 273); осознание ответственности за будущее, которое зависит от действия или бездействия в настоящем (1);

На медико-социальном уровне обнаруживается кризис в акушерстве и гинекологии, где технологическое совершенствование не приводит ни к сокращению перинатальной патологии, ни к усилению привязанности матери к ребенку. Проблемы "отказных" детей, абортов, дурного обращения с детьми и другие проблемы, в основе которых лежит негативный опыт взаимодействия с матерью в младенчестве не находят своего разрешения;

На уровне конкретных наук произошел сдвиг интереса от младенчества (пик этого интереса пришелся на 1970-е годы) к внутриутробной жизни, накапливаются знания о ней, получаемые как в рамках естественнонаучных дисциплин (эмбриологии, гистологии - 3, 4), в психологии, в частности, в психоанализе и микропсихоанализе (32, 38).

Таким образом, появилось новое специальное направление - пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. В рамках данной науки было доказано, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциоальное развитие человека идет параллельно. Каждый человек уникален с момента зачатия.

Традиционно выделяют три стадии пренатального развития:

Стадию зародыша (от оплодотворения, до имплантации яйцеклетки в стенку матки – около 2 недель);

Стадию эмбриона (со 20-ой недели до 7 недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов);

Стадию плода (с 8 недель до рождения).

В течение 1 периода оплодотворенная яйцеклетка делится многократно копируя саму себя. Затем клетки начинают дифференцироваться, их функции специализируются для формирования основных структур живого организма.

В течение 2 стадии эмбрион обретает форму дифференцировки органов и клеток, они начинают выполнять специфические функции, происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8 недель длина эмбриона достигает 25 мм. В эмбриональный период будущий ребенок наиболее подвержен поражению различным вирусам.

3 стадия совпадает с формированием основ Н.С., с 12 недель плод уже принимает человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см., к 23 нед. У плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским.

До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода. В 70-х года 20 века появилась возможность с помощью ултьразвукового сканирования безопасно наблюдать за движениями плода. Еще до недавнего времени существовало мнение что плод глух и нем, что он ничего не видит и не чувствует, не имеет памяти и мышления. Вместе с тем, сегодня новые методы исследования позволили ученым заглянуть, прийти в гости к не родившемуся ребенку.

В чем же основное содержание жизни ребенка в утробе матери?

Физическое развитие ребенка во время беременности матери

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й - 20 см, на 28-й - 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см. Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку.

С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Психическое развитие ребенка во время беременности

Мама - первая вселенная ребенка. Сейчас не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точки зрения.

Например,вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери.

Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы. Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку. Человек - существо парадоксальное

Психологи Америки считают, что "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия". Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже "слышали" до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать "эмоционально уравновешенных детей" с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив. Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода.

Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек "танцует" под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками.

Аудиолог Мишель Клементе< в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей - Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого - умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека.