Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом. Методические рекомендации по работе с природным материалом

Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Для полноценного развития трудовой направленности ребенка следует рано знакомить с трудом родителей, близких ему взрослых, воспитывать у него уважение, интерес к труду взрослых, желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме, бабушке к 8 Марта, игрушки для малышей, гирлянды для украшения групповой комнаты и т. п.), т. е. воспитывать общественную мотивацию трудовой деятельности.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места). В начале экскурсии проводят часто (если это в детском саду, то с этой целью можно использовать и целевые прогулки). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины.

Лес -- наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где Они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами. Сейчас в нашей стране в местах лесозаготовок не только сплавляют лес по воде, отправляют по железной дороге, но и там же, на месте, организуют переработку древесины (древесиной называют материал, получаемый из спиленных и очищенных от сучков и коры деревьев). Мелкие отходы -- щепки, стружки, опилки -- используются на химических заводах.

Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1--2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала что можно будет сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Всем ходом беседы воспитатель побуждает детей к наблюдениям, развивает у них образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах видеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на прогулке крылатки клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Здесь же, на прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая даже изогнута, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь, поощряет тех, кто помогает отстающим товарищам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред.

В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы -- вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

Экскурсии в природу будут предшествовать работе над игрушками и в подготовительной группе. Каждая экскурсия -- встреча с природой. Но дети не сразу видят красоту ее. Задача воспитателя -- продолжать учить видеть эту красоту, учить видеть природу, любить ее и формировать желание ее беречь.

В подготовительной группе дети уже знают места экскурсии. Необходимо продолжать учить детей замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 6--7 лет уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, об ее охране в нашей стране. В итоге воспитатель сообщает, что в подготовительной группе из собранного материала дети смогут сделать разные игрушки, и те, которые они делали, и новые, которые им нравятся.

В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению- игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. На эффективность использования данного приема указывал А. Р. Лурия. Он отмечал, что в модельном образце ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца воспитатель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем. В дальнейшем на начальном этапе использования рисунка модели игрушки воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут. самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Применение предложенной последовательности по изготовлению чертежей игрушек, безусловно, не исключает каких-либо изменений, которые может сделать воспитатель. Педагог сам может найти удачные приемы работы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей (загадать загадку о предмете и т. п.).

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

  • 1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  • 2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
  • 3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  • 4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).
  • 5. Изготовление игрушки.
  • 6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.. д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы -- развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею -- из ветки, лапки -- из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя -- это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.

Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу. Так, при изготовлении «Путника» используют шиповник, но на данном занятии его не оказалось. Воспитатель спрашивает ребят, каким материалом можно заменить шиповник и что из него можно сделать. конструирование природный шишка ребенок

Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе

елена прокопова
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики :

систематичности, последовательности, доступности.

Качество изготовления поделок зависит от :

1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой , адекватно оценивать результат своего труда);

3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалами и инструментами ;

4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, старательность, любознательность, взаимопомощь.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы , а также дальнейшее их расширение и изменение.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и осознание, что он работает как взрослый , приносит ему радость, поддерживает интерес к труду.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала , необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей , сформированный на таких занятиях как рисование, математика , конструирование, ручной труд. Очень важно использовать художественную литературу, которая воздействует на ум и чувства дошкольника , обогащая их, развивая художественный вкус, способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким , образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе .

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки из природного материала , с детьми проводятся экскурсии в природу , прогулки по городу. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы , видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На глазах у детей воспитатель может сделать одну, две игрушки (стрекозу, рыбку, вызывая тем самым интерес к изготовлению поделок из природного материала . На экскурсию можно взять коробочки для сбора листьев, корней, шишек, сучков. Дети складывают собранный материал , сортируя его по видам и размеру. Дети высказывают предположение, на что похожи собранные ими материалы . Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.

В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек.

Изготовление поделок и игрушек из природного материала характеризуется двумя основными этапами :

1. предварительным или ориентировочным, на котором ребенок анализирует игрушку, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней , подбирает необходимый материал , инструменты, определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

2. исполнительным, на котором ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечный результат это не только созданная игрушка, но и формирование определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы , умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Многие поделки выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель учит использовать в работе уже известные способы при изготовлении новых поделок.

Воспитатель учит делать игрушки, комбинируя природный материал .

Например, чтобы смастерить птичку берут для туловища шишку, для головы желудь, для шеи – веточку, для лапок - маленькие веточки, а хвостом может служить яркое пушистое перо. Для глаз птичек, животных, человека могут служить семена различных растений : рябины, подсолнуха, арбуза. Чашечки желудей заменяют шапочки или штанишки человечкам. Из крылаток клена, ясеня получаются уши зайца, хвост и грива лошадки и множество других деталей.

Можно наметить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу :

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирования хода работы .

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы . Остальные работы не должны остаться без внимания : отмечается старательность всех детей , их желание изготовить свою игрушку,похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. Постепенно к оценке результатов труда приобщают всех детей . Важно научить детей в первую очередь видеть достижения товарищей, их прилежание.

Схема проведения работы по изготовлению поделок из природного материала :

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (ракушках, желудях, листьях, коре, корневищах ит. д., с которым предстоит работать . рассказ должен сопровождаться показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощупать поверхность материала , обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей , направляя их внимание на особенности работы с данным материалом .

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей , следит за соблюдением правил техники безопасности при пользовании инструментами (работу шилом выполняет воспитатель, оказывает необходимую помощь затрудняющимся детям, побуждает к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, её украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей .

6. Уборка рабочих мест , инструментов и оставшихся материалов .

От скуки на все руки

Человек, где бы он ни находился, всегда украшал и украшает, среду, в которой он живет, работает или отдыхает .

Праздник своими руками - так можно назвать работы , пробуждающие творческие способности и неподдельный интерес, как у взрослых, так и у детей . Предлагая детям окунуться в тот или другой мир творчества, взрослый должен быть готов к непредвиденным ситуациям, возникающим в процессе творчества. Для этого должны быть в запасе как запланированные так материалы , требуемые для изготовления тех или иных поделок, творческих работ , так и всевозможные коробочки с разными материалами .

Проблема изучения и развития детского творчества, детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник более доступна всем детям и взрослым независимо от творческого воображения и способностей. Задуманный сюжет не только рождается, но и видоизменяется в процессе самого творчества.

Для творческого процесса всегда должны быть созданы условия :

1. Доступность каждому творчески работающему ребенку и взрослому , материалов требуемых для данного процесса.

2. Доступность материала для использования нетрадиционных техник.

3. Своевременная помощь советом или показом способа изображения, выполнения фрагмента на данном этапе работы (на отдельно заготовленном материале ) .

4. Предоставление многообразия материалов для экспериментирования, творческого процесса.

5. Выделение времени для данного процесса, независимого от других мероприятий.

Уважаемые взрослые творческой компании детей никак не обойтись без вашей помощи.

Чтобы ребенок мог придумывать, фантазировать, чтобы в его душе как можно дольше жило ощущение счастья и радости, чтобы не угасла искорка творчества, помогите ему сделать необыкновенный праздник его же руками.

МИР ПРИРОДЫ – нежный и яркий , хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранит свою тайну.

Изготовление поделок из природного материала увлекательное занятие! Листья клена можно превратить в бабочку или клоуна, лист осины в клубничку. Со всех собранных листьев можно сложить изумительный портрет, как королевы Осени, так и королевы Весны. Если внимательно присмотреться к засушенному материалу , то окажется, что желтый листик липы похож на репку, а лист дуба на ботву. Вот вам и начало увлекательной сказки… Поделки сделанные из природного материала могут быть хорошим подарком и принесут радость вашим родным и друзьям.

Материалы

Материалы , необходимые для работы с природным материалом

должны храниться в отдельных коробочках :

Перышки птиц

Пластилин

Картонные тарелочки, пластмассовые крышечки от майонеза.

Клей, кисточки, анилиновые краски.

Острые ножницы, шило, пинцет.

Старые газеты, белая бумага, цветная, бархатная, гофрированная бумага.

Крупы, испитой чай.

Мыло, сода.

Тряпочки для рук и поделок, вата.

Пенопласт, песок (окрашенный и природный ) .

Ватные палочки, зубочистки и многое другое.

Заготовка листьев и трав.

Листья и травы, лепестки цветов кладут между страницами газеты, затем ещё слой газет. Сделав 5 таких слоев, кладут сверху фанеру и наверх груз. На следующий день отсыревшие газеты надо сменить сухими. Так меняют газеты (в течение недели) пока листья и лепестки не высохнут. Затем их раскладывают по шкатулкам или коробочкам.

Когда материал готов можно начинать «творить» чудеса своими руками.

Это могут быть рыбки в аквариуме или озере.

Волшебные птицы и бабочки.

Человечки из листьев.

Гирлянды из листьев. Сухих цветов, плодов.

Подвески, веночки (На основе мягкой проволочки или веревочек) .

На больших и маленьких рамочках. Настенные украшения, на основе бумаги, пенопласта, поролона.

Настольные украшения на основе древесных грибов, ветвистых и волнистых корешков.

Настольные композиции в корзиночках из полиэтиленовых бутылок.

Композиции в вазочках из кашпо из полиэтиленовых бутылок.

Броши, кулоны, бусы.

Подсвечники, колокольчик из корней, спилов деревьев, ракушек.

Веселые человечки из плодов каштанов, соломы, ягод, ниток, проволоки.

Коллаж из даров природы . Открытки – раскладушки. Пригласительные билеты.

МОЗАИКА ИЗ СЕМЯН

Заготавливают семена дыни, арбуза, тыквы, акации, люпина, яблок, гороха, фасоли.

Из семян можно сделать необыкновенные, сказочные изображения :

Ковры и коврики, вазы снежинки, шкатулки, стаканчики, блюда, тарелки. На вырезанных силуэтах из картона – человечков, матрешек и многое другое на основе пластилина или с помощью клея.

поделки из перьев

Это могут быть разносортные цветы, игрушки.

игрушки из ваты

Необходимые материалы :

Вата, крахмальный клейстер, сваренный до густоты, жидкой сметаны.

Клей силикатный (канцелярский) . ПВА.

Бумага газетная, мягкая, писчая, цветная, бархатная.

Гибкая проволока.

Краски (анилиновые, гуашь, акварель) .

Ножницы, шило.

Обрезки ткани (с блестящей поверхностью : парча, атлас, люрекс) .

Остатки мишуры, елочного дождика.

Это могут быть : ягоды, рыбки, балерины, царевна – лебедь, ласточка, снеговики.

аппликации.

Один из самых интересных и традиционных приемов украшения – аппликация. Это самый простой и доступный способ создания художественных работ .

Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для друзей и близких, интерьер помещений, праздничные костюмы, оформить выставки, создать панно, выполнить наглядное пособие, создать картину.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари, орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор её используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока разных оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов , стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы, растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов . Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат , атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду вошли бумажные аппликации силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Силуэтные изображения стали предметом искусства , из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих лет искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине, и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш (снежинку) .

Что же означает слово аппликация? В переводе с латинского языка аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используют всевозможные материалы , подчас самые неожиданные : различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, войлок, высушенные растения, дерево и другие природные материалы .

Аппликация может быть как предметной, так и состоящей из отдельных изображений предметов (цветов, деревьев, животных, людей, машин, домов и т. д.) .

Сюжетной – повседневность и праздники.

Декоративной – украшаются орнаментом различные предметы.

Вначале делается набросок карандашом задуманного сюжета, пейзажа.

Для аппликаций могут быть взяты следующие темы :

Пейзажи из цветной бумаги.

Южный остров из фольги.

Сюжеты, составленные из симметрично вырезанных деталей. Клумба, полянка, летнее небо…

Аппликации на тему зимы, осени, весны, лета. Натюрморты. Коврики. Сказочные птицы. Клоуны-эквилибристы. Животные. Сюжеты сказок.

Аппликации из природного материала , ракушек, косточек, ореховой скорлупы, из речного песка, из перьев, бересты, соломы, колосков, соломки, яичной скорлупы, из пластилина, глины, соленого теста, ниток.

Изделия из крупы

Материал .

Рисовая – белая вытянутой формы, хорошо закрепляется с помощью пластилина или клея.

Манная – хорошо окрашивается и закрепляется клеем ПВА.

Пшено – Закрепляется клеем и пластилином.

Гречка – красиво смотрится как часть изображения.

Фасоль, горох, сыпучие материалы .

Клей ПВА, простой карандаш, бумага для основы.

Изображение наносится на бумагу карандашом.

Клеем ПВА покрывается заданный участок изображения. Выкладывается или посыпается определенной крупой, заданного тона.

(Предметы, игрушки, сюжеты, пейзажи и многое другое) .

Яичная скорлупа.

Материал .

Для контурной и сплошной мозаики требуется крошка разного размера из скорлупы яиц.

Клей ПВА, карандаш, бумага, трафареты.

Получение целой скорлупы.

В сыром яйце делают дырочки с противоположных сторон.

Выдувают содержимое в стакан, промывают через те же отверстия и высушивают. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно из нутрии скорлупу покрыть клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие нужно залить немного клея, одновременно вращая «яйцо» , при этом на скорлупе остается тонкая пленка. Излишки клея сливают, скорлупе дают высохнуть и приступают к работе .

Плоскостные изображения выполняются в мозаичной технике.

Различают контурную мозаику, сплошную мозаику.

Изображения окрашиваются любыми доступными красителями.

(пейзажи, предметы, сюжеты сказок и многое другое) .

Аппликация из песка

Материал .

Цветной песок получается способом окрашивания, в любой требуемый цвет, используя краски : акварель, тушь, гуашь.

Чистый песок погружается в окрашенную воду на 2-3 часа, затем вода сливается, а высушенный песок хранится в лоточках или банках.

Клей ПВА, карандаш, картон или плотная бумага.

Способ выполнения изображения.

Сначала наносится рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей песок.

В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным

Пушистые материалы

Материал .

Растительный пух : (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) .

Клей ПВА, карандаш, трафареты, бумага, пинцет.

Способ выполнения изображения.

НАЛОЖЕНЕ. Этот способ передает различные теневые переходы. Там где должен быть светлый участок, пух наносится в несколько приемов, накладывая один слой на другой. Для серых переходных тонов количество слоев сокращается, а в темных участках пух не выкладывается совсем.

ЖГУТИК. Захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получают очень четкий контур.

КРОШКА. Выполняется путем втирания измельченных поперек волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры.

РЕЗАНЫЙ КРАЙ. Применяется при изображении неровных границ. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.

Самый лучший пух для изображения, собранный в теплую солнечную погоду. Его хранят в картонных коробках или стеклянных банках (в пластмассовой упаковке он желтеет) .

Пух хорошо передает изображение снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми.

Можно рисовать пухом и без клея, закрепив его на материале со сцеплением : наждачной бумаге, бархатной бумаге.

Любые творческие достижения ваших детей не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в альбом или в виде выставки.

Экспозиции творческих работ должны быть представлены детям как важное событие в их жизни. Оформляется такая выставка достаточно торжественно. Ритуал её открытия продумывается воспитывающими взрослыми заранее.

Внешнее оформление должно соответствовать торжественному моменту. Для выставки целесообразно выделить специальный уголок или место вдоль стены и продумать её интерьер.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования.

1. Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.

2. Плоскостные композиции лучше располагать на стендах или оформленные в рамки размещать на стене.

3. Объемные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

4. Все работы , размещенные на выставке, должны представлять собой продуманное, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Основные правила умелых ручек

Работать нужно всегда за столом, который хорошо освещен.

Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте. В коробочках.

Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

Неисправным инструментом работать нельзя .

По окончании занятия рабочее место необходимо привести в порядок.

Узелок на память

Композиция

Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы , выбрать правильное композиционное решение.

В декоративной работе КОМПОЗИЦИЕЙ называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший эскиз.

Работая с природным материалом , необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, она знакомит с основными правилами работы с цветом .

Цвета, которые вы видите в своих красках : красные, синие, зеленые, желтые, - разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две части :

Желтые, оранжевые, красные, напоминающие огонь, называются ТЕПЛЫМИ.

Зелено-голубые, голубые, синие называются - ХОЛОДНЫМИ.

Например, жаркая пустыня с горячим желтым песком, с ярким палящим солнцем, или морозный зимний день с синими и голубыми тенями на снегу.

Цвет говорит и о настроении человека.

Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками.

Грусть и тоска – серые, блеклые. Как пасмурный день.

Советы бывалых

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден : либо тверд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе , деформироваться, изменяться по цвету, и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – это лето и осень .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы :

Листья и цветы; желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут) ;

Шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственничные) ;

Орехи (грецкие, лесные) ;

Косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые, от хурмы) ;

Бобы, фасоль, горох, сою;

Фрукты, овощи;

Древесные грибы, веточки различной формы;

Кукурузные початки (с зернами и без них) ;

Морские и речные ракушки;

Корни (деревьев, кустарников, травянистых растений) ;

Кору (сосновую, дубовую, березовую) ;

Семена-крылатки (клена, ясеня, липы) ;

Пух тополя, чертополоха, репейника и других;

Вербу; солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, рисовую) ;

Глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые подарит нам природа .

5. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете, колорите, знакомство с которым понадобится при любой художественной работе .

6. При изготовлении игрушек часто используется дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от степени развития воображения.

7. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумаге, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку…

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их и в качестве фона

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и других . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объемной игрушки и для отделочных работ .

Ну, вот и готовы все приготовления для Умелых Ручек!

Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛИСТЬЕВ

План:

1.Обзор плоскостных изделий из природного материала.

2.Правила сбора и хранения, способы высушивания.

3.Последовательность составления эскиза и технология выполнения работ.

4.Инструменты и приспособления.

5.Техника безопасной работы и культура труда дошкольников.

1.Обзор плоскостных изделий из природного материала.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, называемая флористика. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки, из листьев осины – грибы, тополя - репку, а из зелени моркови – деревья.

Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит на воздухе.

6. Аппликации делаются из целых растений, но можно из них и вырезать. Листья очень хрупки, и прежде чем вырезать форму, нужно наклеить их на тонкую бумагу, кальку или папиросную бумагу.

Аппликация из природного материала бывает предметной, сюжетной и декоративной. Начать целесообразно с простых целых форм. На прогулке можно предложить детям составить композицию из палых листьев на песке.

2.Правила сбора и хранения, способы высушивания.

Собирать растения можно круглый год. Ранней весной засушить цветы и листья дикорастущих растений, в начале лета собрать тополиный пух, в середине заготовить цветы лесов, полей, лугов, чуть позже – осенние листья. Зимой несложно запастись веточками, хвоей, шишками.

Собирать и заготавливать растения можно в любое время дня, но только в хорошую погоду.

Не следует превращать заготовку растений в варварское истребление зеленых насаждений: ломать ветки, мять траву и т.д. Особенно при детях. Они должны заготавливать материал под контролем взрослых (воспитателей, родителей). Листья лучше собирать осенью, в сезон листопада.

Для сбора растений подходит любая встреча с природой: прогулка, экскурсия, поход в лес или парк, на луг или в поле и т.д. И чем разнообразнее окажется собранный материал, тем легче с ним будет работать. Засушивают растения двумя способами: под прессом или под горячим утюгом.

Засушивание под прессом: заготовить оберточную бумагу, впитывающую влагу. Сложить лист пополам, приготовить газеты и груз. Прокладка кладется под книжку и сверху нее. Листья, траву, и цветы кладут внутрь книжки. Сверху помещают фанеру или дощечку, а на нее – груз 10-15 кг. Прокладки ежедневно проверяют, заменяя отсыревшие газеты. Сушат 4 – 6 суток в сухом помещении.

Засушивание горячим утюгом: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Проглаживают горячим утюгом, переворачивают на другую сторону, передвигают на сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 минут. Этот способ хорош для листьев ландыша, клена, боярышника, осоки и др. трав. Многие растения при высушивании теряют свой цвет, особенно голубые и белые. Травы тоже меняют цвет. Полезно знать растения, наиболее стойко переносящие засушивание. Это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики Шабо, красный мак, шиповник. Способ высушивания этих растений отличается от засушивания листьев трав. Цветок растения расчленяется на отдельные лепестки, которые также закладывают в книжки, прокладки меняют через 4-5 часов. Однолетние растения – георгины, ромашки, календулу, виолу, космею – можно засушивать целыми. Под каждый лепесток цветка подкладывают тонкий слой ваты так, чтобы лепестки не соприкасались друг с другом. Вату можно класть кольцом под цветок и сверху вокруг сердцевины. При засушивании колокольчиков, львиного зева их внутреннюю полость заполняют небольшим ватным тампоном. Пышные соцветия сирени, флоксов, гортензии при засушивании расчленяют и каждый цветок засушивают отдельно, в композиции их восстанавливают (собирают в зонтики или гроздья), придавая естественную форму.

Цветы разделяют на отдельные лепестки и высушивают, а в аппликации собирают.

Из засушенных растений выполняют аппликации: предметные, сюжетные и декоративные. Их можно готовить как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растения.

Аппликация из целых форм: это несложные миниатюры, например: морковь из листа ясеня.

3.Последовательность составления эскиза и технология выполнения работ.

1. Выбор сюжета.

3. Перевод эскиза на фон.

5. Наклеивание вырезанных изображений по отмеченным линиям на фоне в сюжетной последовательности. Фон должен быть плотным – им может служить бархатная бумага, картон. Клей подойдет ПВА, «Марс».

6. Высушивание.

4.Инструменты и приспособления.

Оборудованием служат ножницы, пинцет, рисовальная кисть, иголки и нитки – для пришивания, клей ПВА либо клейстер (мучной или крахмальный) – для приклеивания. Фоном для аппликации могут быть плотный ватман, картон, бархатная бумага (для тополиного пуха), фанера (для соломы, косточек).

5.Техника безопасной работы и культура труда дошкольников.

Перед выполнении работ воспитатель беседует с детьми о правилах безопасной работы с ножницами, пинцетом, иглой. Дети повторяют правила работы с клеем.

Задание на дом: зарисовка в рабочую тетрадь вариантов предметных изображений из целых листьев, доступных для выполнения детям дошкольного возраста.

Задания для самопроверки:

1.Как называется аппликация из цветов, трав, листьев?

2.Какие растения можно использовать в аппликации?

3.Назовите виды аппликации из природного материала.

4.Назовите способы засушивания растений.

Ответы:

1. Аппликация из цветов, трав, листьев, называется флористика.

2. В аппликации можно использовать:

а) засушенные листья и цветки ж) мох;

различных растений, лепестки цветов; з) семена растений;

б) тополиный пух; и) косточки, орехи;

в) солому; к) апельсиновую кожуру;

г) бересту; л) сыпучие материалы и

д) чешуйки шишек; производственные отходы:

е) ракушки, камешки; опилки, стружки, спитой чай и др.

3. Аппликация из природного материала бывает предметной, сюжетной и декоративной.

4. Засушивают растения двумя способами: под прессом или под горячим утюгом.

Литература:

Гульянц, Баазик. Что можно сделать из природного материала. 1984;

Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМЫ

План:

1).Аппликация из соломы.

2).Виды соломы, их свойства и правила заготовки

3).Способы подготовки соломы к работе.

4).Технология выполнения изделий из соломы.

5).Методика обучения дошкольников технологии работы с соломой.

1).Аппликация из соломы.

В качестве поделочного материала солома давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, коврики, сумки, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается благодаря тому, что солома имеет глянцевую поверхность и продольное расположение волокон. Эти волокна в определенном положении отражают свет. Аппликация из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, лучится неповторимым образом.

Аппликации из соломы прекрасно вписываются в современные интерьеры. Сувениры из этого материала – картины, шкатулки, рамки – всегда приятный подарок.

2).Виды соломы, их свойства и правила заготовки

Аппликации составляются из любой соломы, но лучше всего подходят рожь, просо, рис, овес, ячмень, пшеница. Можно использовать и некоторые дикорастущие растения: тимофеевку, куриную слепоту, пырей, мятлик.

3).Способы подготовки соломы к работе.

Способы обработки

Для аппликации применяют соломенные ленты, которые можно изготовить двумя способами: горячим и холодным. В первом случае соломинки нужно подержать в горячей воде, затем разрезать острым ножом или ножницами вдоль ствола и прогладить горячим утюгом. При холодном способе соломинку разрезают вдоль ствола, его раскрывают в стороны и проглаживают кольцами ножниц с сильным нажимом.

Тонирование соломы

Для получения разных оттенков соломы можно ее подкрасить, отбелить, подтемнить. Темно-коричневый цвет достигается долгим проглаживанием горячим утюгом. Для получения светло-золотистого цвета солому нужно прокипятить в растворе соды. Для белого цвета – в растворе перекиси водорода. Для розоватого – в растворе марганцовки. Для окрашивания соломы в яркие, сочные цвета используют анилиновые красители.

4).Технология выполнения изделий из соломы.

1. Выбор сюжета.

2. Составление эскиза в соответствии с размером аппликации; нанесение линий, по которым предстоит наклеивать.

3. Перевод эскиза на фон.

4. Вырезание отдельных изображений эскиза.

5. Наклеивание соломенных лент одну к другой на изображение, нарисованное на тонкой бумаге, в нужном направлении. Клей подойдет казеиновый, столярный, ПВА, «Марс», БФ-2. Размеры лент должны быть больше изображения, и между лентами не должно оставаться просветов. Лишняя солома затем срезается.

6. Высушивание под прессом.

7. Наклеивание изображений на фон в сюжетной последовательности и высушивание под прессом. Фон должен быть плотным – им может служить бархатная бумага, картон, фанера, доска, срез дерева и т.п. Мелкие детали на соответствующем материале можно выполнить выжиганием.

5).Методика обучения дошкольников технологии работы с соломой .

Дети подготовительной группы легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать изображения многоугольных форм: дом – квадрат с треугольной крышей, елка – пирамидка из треугольников и т.д. Заниматься аппликацией лучше с небольшими подгруппами детей (3 – 4 человека).

Задание на дом: изготовление полуобъемных изделий из соломы.

Задания для самопроверки:

1.Какие растения можно использовать в аппликации из соломы?

2.Назовите способы подготовки соломы к работе.

3. С какой целью солому тонируют?

Ответы:

1.Аппликации составляются из любой соломы, но лучше всего подходят рожь, просо, рис, овес, ячмень, пшеница и некоторые дикорастущие растения: тимофеевка, куриная слепота, пырей, мятлик.

2.Готовят солому для аппликации двумя способами: горячим и холодным.

3.Для получения разных оттенков соломы ее подкрашивают, отбеливают, подтемняют.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.,1974.

Тема: КОМБИНИРОВАННЫЕ РАБОТЫ ИЗ ПЛАСТИЛИНА И СЕМЯН

План:

1). Виды семян, их заготовка и хранение.

2).Пра­вила и приемы работы с пластилином и семенами.

4).Основы гигиены труда при работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями.

1). Виды семян, их заготовка и хранение.

Оригинальны композиции из семян растений. Для этой цели хороши семена ясеня и клена, ромашки, васильков, гвоздики, георгин.

У семян предварительно вырезают уголком утолщения. Заготавливают семена после их созревания и хранят в сухом месте.

2).Правила и приемы работы с пластилином и семенами.

Пластилин используют как основу для композиций. Сначала пластилин разминают, затем отламывая маленькие кусочки дети наносят на картон тонкий слой пластилина, добиваясь ровной поверхности без просветов картона. Воспитатель показывает один из приемов работы с пластилином: приплющивание между ладошками кусочка пластилина.На полученную поверхность палочкой наносится рисунок композиции, затем каждый предмет выкладывается семенами растений. Воспитатель показывает детям прием нанесения семян: их нужно вдавливать в поверхность пластилина. Подбирать пластилин следует с учетом цвета семян. Темные семена хорошо смотрятся на светлом фоне, светлые на темном.

3).Основы гигиены труда при работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями.

При работе дошкольников с пластилином и мелкими дета­лями необходимо соблюдать основы гигиены труда. После работы с пластилином руки вытирают сухой тряпочкой, а затем моют с мылом. При работе с мелкими семенами не наклоняются низко над работой во избежание попадания семян и их частиц в дыхательное горло.

Задание на дом: изготовление шкатулки на пластилиновой основе.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

План:

1).Материалы, приспособления и инструменты, применяемые для создания скульптурных композиций.

2).Правила гигиены и безопасной работы.

3).Методика обучения технологическим приемам конструирования из природных материалов в разных возрастных группах.

4).Требования к созданию художественных композиций из природных материалов.

1).Материалы, приспособления и инструменты, применяемые для создания скульптурных композиций.

Для создания скульптурных композиций применяются следующие инструменты и приспособления: ножницы, пинцет, акварельная кисть, иголка, нитки, медная проволока, шило.

2).Правила гигиены и безопасной работы.

Во время конструирования из природного материала необходимо выполнять работы с колющими предметами (шило). Эту часть работы воспитатель выполняет сам. Воспитатель делает в шишках прокол шилом, а дети вставляют спичку без серы и на нее насаживают орех или маленькую шишку.

3).Методика обучения технологическим приемам конструирования из природных материалов в разных возрастных группах.

Конструирование из природного материала начинается со средней группы . Опыта изготовления у детей пятого года жизни еще нет. Поэтому воспитателю требуется прежде всего вызвать интерес к таким поделкам, показать особенности материала.

Во время прогулок внимание детей привлекают к интересным кусочкам деревьев, сухим веточкам, различным семянам и плодам, которые на что-то похожи. Вместе подумать-что можно сделать из них. Такие сравнения очень забавляют детей. На первом занятии воспитатель напоминает об особенностях природного материала и показывает, какие и как можно сделать из него игрушки. Проколов шилом желуди, нанизывают их на нитку, получаются бусы. К острому концу нераспустившейся шишки прикрепляют с помощью пластилина небольшой грецкий орех, повязать косынку и фартучек и, матрешка готова. Одни игрушки воспитатель показывает в готовом виде (бусы, шапочки, фигурки птиц), а другие делает в присутствии детей. Такие упражнения активизируют воображение детей.

Встаршей группе используется более разнообразный природный материал: сучки деревьев, кукурузные початки, плоды каштана, береста, кора деревьев, косточки фруктов, поролон. Для большей выразительности мелкие части вырезают из мягкого картона. Начинать работу желательно с показа воспитателем самого процесса изготовления игрушек, привлекая к этому детей – что-то вырезать, приклеить. Изготовление игрушек должно сопровождаться показом способов и приемов соединения частей: с помощью пластилина соединить шишки друг с другом. Ноги можно сделать из сучков, смазав их концы казеиновым клеем. Детям нужно показать применение гибкой проволоки, которая используется для стебельков цветков, чтобы придать им любое положение. Детей нужно познакомить с возможностями использования перьев для хвостов, крыльев, оперения птиц. Объяснить детям, что фигурки надо ставить на подставку или веточку, на пенек. Подставку легко сделать из коры, смазать клеем и покрыть мхом. Для зимнего пейзажа подставку делают из поролона, приклеив его к картонке.

В подготовительной к школе группе дети продолжают заниматься изготовлением игрушек из природного материала. Чтобы углубить интерес к таким поделкам надо иметь в группе для рассматривания иллюстративный материал с изображением поделок. Но для успешной работы необходимо показать детям приемы изготовления игрушек из нового для них материала, способы скрепления частей.

Некоторым приемам работы с природным материалом дети уже обучались в старшей группе. Как работать с новым материалом, например с соломой, надо показать.

Для изделий из соломы, кусочков мягкой проволоки и ниток фигурок людей и животных солому нужно заранее подготовить: залить водой на сутки, чтобы она замокла и стала эластичной. Затем показать основные приемы создания фигурок человека на изготовлении соломенной куклы. Сначала нужно пучок соломы согнуть пополам и перевязать крепкой ниткой. Из другого пучка сплести косу, вплетая туда гибкую проволоку. Концы косы связать крепкой ниткой. Сплетенную косу просунуть под шеей и крепкой ниткой перевязать талию. Получившейся фигурке придать позу, согнув руки в локтях. Чтобы юбка у куклы была пышнее, на нитку навязать ряд соломинок и затянуть ее вокруг талии. На голову прикрепить платочек или косынку из лоскутка яркой расцветки.

4).Требования к созданию художественных композиций из природных материалов.

Работу с природным материалом начинают с выбора темы. Вначале тему подсказывает воспитатель, чтобы раскрыть перед детьми весь процесс работы над поделкой. Затем дети сами находят тему и способ передачи ее в поделке. Подсказывая тему воспитатель побуждает детей к обдумыванию замысла. Желательно, чтобы выбранная тема обсуждалась с детьми. Воспитатель в беседе выясняет знания детей: о чем нужно рассказать в поделке, с помощью каких средств выразительности это сделать. Вместе подумать: из какого материала выполнить поделку. Только после этого приступить к изготовлению.

Задание на дом : конструирование скульптурной композиции на определенную тему.

Задания для самопроверки:

1.С какой возрастной группы начинаются занятия по изготовлению поделок из природного материала?

2.Назовите приемы соединения природных материалов.

3. Какие инструменты и приспособления применяются при создании скульптурных композиций?

Ответы:

  1. Занятия по изготовлению поделок из природного материала начинают со средней группы.

2. Приемы соединения природных материалов: с помощью пластилина, клея, спичек.

3. Для создания скульптурных композиций применяются следующие инструменты и приспособления: ножницы, пинцет, акварельная кисть, иголка, нитки, медная проволока, шило.

Литература: Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду-М.: Просвещение, 1988.

Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Лиштван З.В.-М.: Просвещение, 1981.


Похожая информация.


Творческий проект

Калачёвой Татьяны Георгиевны

«Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Черлак 2013

1. Введение…………………………………..………...3

2. Теоретическая часть……………………….……..5

3. Практическая часть………………………………8

4. Заключение…………………………….…...........12

5. Список литературы……………………………..14

1. Введение

Актуальность проекта

Творчество (креативность)- активная. целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, это период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности .

Основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие неповторимой, самобытной личности ребёнка с основами его миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.

Была разработана диагностическая карта, а также определена оценка в баллах по трём уровням: высокий, средний, низкий.(Смотреть приложение).

2. Заключение

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка

Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2011-2012 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.

По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2011- 2012 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учеб

использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ мониторинга результативности развития речи детей, свидетельствует о положительной динамике показателей, которые представлены в диаграмме (см. Приложение 1).

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. – сост. , – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2008. -400 с.

2. Гербова детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика - Синтез, 2006 г..

3. Гимнастика для пальчиков / . - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА - ПРЕСС Экслибрис, 2002 г.

4. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр « Академия», 2004 г.

5. и др. Ребёнок и книга: Кн. Для воспитателя детского сада / , ; Под редакцией. - М.: Просвещение, 1992 г.

6. Детский фольклор/Сост. вступ. ст., подгот. Текстов и комент. , . - М.: Русская книга, 2002 г.

7. .Идёт коза рогатая. Песенки для самых маленьких./ Коллектив авторов - М.: « ПЛАНЕТА ДЕТСТВА», 2006г.

8. Любимые песенки. - М.: РОСМЭН - ПРЕСС», 2006. -63 с.:ил.-(Для детского сада).

9. Мишка косолапый. М.: Издательский дом « Улисс XXI», 2001г.

10. Потешки и прибаутки: Пособие для дошкольников / Сост. Л. Полинина. - М.: Дрофа; 2008г.

11. Организация углубленной работы по ритмопластике, хореографии Мерзляковой - музыка - театр. Программно-методические материалы по изучению музыкального фольклора, организации театра и театрализованной деятельности.1999 г

12. Программа «Детство» - М.: Просвещение, 1993г.

13. Радынова колыбельные песенки (младшая, подготовительная группы) Савина гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ», 2000 г.

14. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. - сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2005г.

15. Ушакова развития речи детей дошкольного возраста учебное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / , . - М.: Гуманитар, изд центр ВЛАДОС, 2004 г.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображе-ния. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотли-вый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе сис-тематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы ста-новятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной дея-тельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать вни-мание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы ли-стьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все то надо учитывать.

I. Как организовать работу с природным материалом. Руководить трудом детей.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным ма-териалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последо-вательности, доступности.

Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации ра-боты, дальнейшее их расширение и изменение. Можно рекомендовать воспи-тателям и родителям в начале выяснить, как дети относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Следует пробудить интерес де-тей к природному материалу, желание действовать с ним. В группе необхо-димо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравиться разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками - каждый хочет научиться делать такие игрушки.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать ап-пликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знако-мятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необ-ходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовле-нию задуманной игрушки предшествует больная подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вы-зывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного ма-териала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «На что похоже? Что напоминает? Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вгляды-ваться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать.»

Целесообразно учить детей одну и туже игрушку мастерить из различного материала.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

  1. Ребенок анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить, плани-рует последовательность работы над ней, подбираем необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью кото-рых цель будет достигнута.
  2. Ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Детям объяс-няется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки. Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над игрушкой. Воспитатель де-монстрирует перед детьми весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения воспитатель сопровождает объяс-нением.

При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. У становление поэтапной последовательности ее изготовления и планиро-вание хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Под бор материала и инструментов.
  5. Изготовление игрушки.
  6. Анализ и оценка поделок.

П. Когда и как работать.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой поло-вине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю - кружковая работа (во второй по-ловине дня) . Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки про-стые) или по подгруппам.

В группе и дома должны быть созданы условия работы с природным мате-риалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью.

Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соеди-нения частей игрушки - склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную ра-боту с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лес-ные, кедровые, земляные) , каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, се-мена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ра-кушки.