Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Совместное развлечение с родителями «Гуляют ребятки в зимние святки. Сценарий развлечения для детей старшего возраста «Рождественские святки

Сценарий праздника для детей логопедической группы

Рождественские святки.

Предварительная работа проводится в течение недели.

1. Перед праздником с детьми следует побеседовать об особенностях проведения праздников Рождества и Старого Нового года.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило, у колядок нет авторов, но они великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц Той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть - родился Спаситель мира!

На Руси Рождество издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату.

По старому стилю Васильев день приходился на 1 января (14 января по новому стилю), поэтому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков, считали в народе. Хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой снеди: ряженые придут - их за стол посадить нужно, досыта накормить, напоить и с собой завернуть, что пожелают. Гостей на празднике обсыпали зерном (щедрованье), желали при этом: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир».

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. В некоторых деревнях, например, перед полночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой - обычно подросток или мальчик - надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками. «Старик» - уходящий год - садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка - Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. «Старый год» при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра.

2 . Вниманию детей предлагается просмотр мультфильма «Рождество Христово».

В зале детей встречает ведущая (логопед). Все дети одеты в казачьи костюмы. Дети входят в зал под музыку, рассаживаются: по одной стороне от ведущей - девочки, по другой - мальчики.

Ведущая

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

2-й ребенок

А что такое святки?

3-й ребенок

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

4-й ребенок

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

5-й ребенок

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Дети исполняют песню «Рождество» (муз.Т.Потапенко, сл. П.Дзюбы)

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная ёлочка

Украшает дом.

Припев: Рождество, Рождество,

Ёлка светит ярко,

Рождество, Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка весёлая

Заиграй смелей –

Славим Иисуса

Мы песенкой своей.

Припев тот же

Звёздочкой Рождественской

Счастье входит в дом.

Поздравляем с праздником

Светлым Рождеством.

Припев тот же

Ведущая

Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

На сцене стоит стол, вокруг - стулья, на столе - скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка (мальчик и девочка), поодаль - Бабушка (воспитатель). Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене - маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т. д.

Хозяйка

Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин

А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.

Хозяйка

А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка

Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка

Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?

Хозяин

А приготовила ли ты, Наталья, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка

Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли?

(звучит мелодия праздничной колядки)

Раздается стук в дверь. Хозяин открывает дверь. С продолжающимся пением входят ряженые (дети, переодетые в маскарадные костюмы, в масках, в сопровождении ведущей)

Дети исполняют песню на муз.Калинникова «Тень, тень, потетень»

1.Тень, тень, потетень,

Наступает новый день.

Когда святки на дворе –

Всё кругом, как в серебре.

2. Тень, тень, потетень,

Как в разгаре колядень.

Веселись честной народ

Вечер святочный идёт.

3. Будем весело играть,

Будем ёлку зажигать.

Дружно скажем: «Раз, два, три!

Наша ёлочка, гори!»

(На ёлке зажигаются огни)

Ряженые.

Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Куда конь хвостом -

Там жито кустом,

Куда коза рогом -

Там жито стогом.

Все вместе.

Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем! (Кланяются).

Ведущая исполняет Рождественскую колядку «Добрый вэчир тоби»

Добрый вэчир тоби,

Панэ Господарю:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

Бо прыйдуть до тэбэ

Тры прздныкы в гости

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А пэрший вже празнык

Господня Народження:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А другый вже празнык

Святого Васыля:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А трэтий вже празнык

Господня Хрэщения:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

(В руках у ряженых мисочки с пшеницей, горохом и чечевицей. После прочтения стихов дети передают всё это в «дар» хозяевам)

Ряженые

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

1-й ряженый

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Ведущий

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Коза

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо -

Медведь

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Бабушка

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.

Ведущая

У нас здесь две команды - Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный - фант.

Проводится игра «Весёлая метёлка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка -

Бела шубенка. (Снег)

Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает -

Ковром устилает. (Снег)

С детьми проводится ещё несколько игр:

«Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

а) «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

В этой игре принимают участие родители. Каждому гостю праздника предлагается скороговорка. В быстром темпе нужно 3 раза произнести текст. Дети дружно «болеют», хлопают в ладоши.

Вязку сушек

Сушил Сашка на суше.

У Сережи в сапожки

Попали сережки.

Галка-копалка,

Куда-то подевал-ка.

Под деревом дремлет Ерёма,

А на Матрёну напала дрёма.

У дороги крутороги

Повалили сена стоги.

Прокопал Прокоп подкоп –

Закопал сапог Прокоп.

В апреле у Емели отсырели акварели.

Раз Егор запёр двор на запор –

Вор во двор прыгнул через забор.

Перламутровый браслет

У Клары на руку надет.

б) «Я начну пословицу, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте»:

Без труда... не вынешь рыбку из пруда.

Делу время... - потехе час.

Кто любит трудиться... тому без дела не сидится.

Рукам работа... - душе праздник.

Труд человека кормит... а лень портит.

Терпенье и труд... все перетрут.

Друга ищи, а найдешь... - береги.

Других не суди... на себя погляди.

Играть играй, да дело... знай.

Красота приглядится, а ум... пригодится.

Кто много говорит, тот мало... делает.

Конец... - делу венец.

в) Музыкальная игра «Колечки»

(Дети выполняют под музыку движения)

Ведущая и все дети хором:

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю в группу.

Ведущая

Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!

Хозяева

И вам спасибо, что не обошли наш дом.

С Новым годом!

С Новым здоровьем!

С Новым счастьем!

Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.


Развлечение для детей старшего возраста ДОУ «Святки»

Цель : Приобщение к русской народной культуре, знакомство со Святочными гуляньями, привитие любви к Родине.
Задачи:
1.Исполнение народных песен, игр, колядок, творчество детей, развивать актёрское мастерство в инсценировках.
2. Развивать способность детей эмоционально передавать образ героев- персонажей. (козочки, хозяйки, хозяина, петушки, медведя, девушек- гадальщиц, Вани и подружек)
3. Знакомство с народной традицией празднования Святок, знание детьми зимних праздников.
4. Знакомство с народным образом хозяйки - Домовницы и образом, костюмом Скомороха.
5. Участие их в народных играх и хороводах, положительные эмоции коммуникативные качества развивать в детях, показать участие в празднике взрослых гостей.
Атрибуты: Карусель, Рождественская звезда, маски петушков, козочка, сумочка с конфетами, музыкальные инструменты, пирог, самовар и чашки, печь. Сумка Скомороху, бубен, бочка мёда, поднос большой и маленький мел рисовать круг.

Ход развлечения:

Звучит народная музыка дети входят в зал и встают у стульчиков.
Воспитатель: С Новым годом поздравляю,
Пусть придёт веселье к вам!
Счастья, радости желаю
Дети хором: Всем ребятам и гостям!
Домовница - воспитатель: А вот я тоже с вами праздник встречать хочу,а зовут меня Домовница, что значит главная в доме, за порядок и чистоту отвечаю.
Воспитатель: В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней, а в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы, раскрасавицы- сестрицы,
Добры молодцы кругом, и хозяйка за столом.
(дети-хозяйка и хозяин за столом пьют Чай)
Музыкальный руководитель : Мы с вами собрались на посиделки.
Обращается к детям : Давайте вспомним с вами какие праздники зимние мы с вами отпраздновали?
Дети отвечают: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Святки.
Музыкальный руководитель: Верно, молодцы! В России из покон веков отмечался праздник - Святки с 7 января по 17 января.
Люди пели песенки- «Колядки» поздравляя друг друга с Рождеством и с Новым годом, наряжались в костюмы, маски и праздновали.
Детей за колядки угощали конфетами, в руках они несли Рождественскую звезду.
1 ребёнок: Нынче в зале столько света, столько света и тепла.
И улыбками согреты, раскрываются сердца.
2 ребёнок: Друзья давно уже в пути, вот-вот должны сюда прийти
Нам дружба руку подаёт, чтоб вместе встретить Новый год.
Входят колядовщики впереди идёт взрослый и несёт Рождественскую звезду.Дети негромко играют на шумовых инструментах и поют «Колядку»:
«Приходила Коляда да Коляда на кануне Рождества да Рождества,
Пришла Коляда да Коляда во новые ворота да ворота.»
1 колядовщик: Дома ли хозяева? Мороз велик стоять не велит!
Выходят хозяин и хозяйка на встречу: Дома, дома проходите, милости просим!

2 колядовщик : Дай вам, Боже, урожай хороший,
Рожь да пшеницу, овёс, да чечевицу,
в поле- зерно, в доме добро!
1 колядовщик: Помню свечку, помню ёлку
Я гляжу на ёлку в щёлку?
Помню,помню волшебство.
Детство,ёлка, Рождество!
Музыкальный руководитель : С праздником! Со святочными днями - святками!
Дети встают по просьбе воспитателя в круг.
Исполняют хоровод «Новогодняя сказка».
Музыкальный руководитель: Наступило Рождество долго ждали мы его
Святки празднует народ. И танцует, и поёт.
Хоровод русский народный «Как на тоненький ледок» инсценировка,
после этого дети садятся на стульчики.
Воспитатель: В нашей горнице веселье - нынче святок прославленье.
Собирайся, народ, разевай по шире рот.

(дети берут со скамеечки музыкальные шумовые инструменты на проигрыш играют и выставляют ноги на пяточки поочерёдно, не торопясь.)
Исполняют «Частушки».
1. Дед Мороз проспал в постели
Стал сосульками звеня,
Что же вьюги и метели вы не будете меня.

2. Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй,
Новый год! Ты такой хороший!

3. За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.

4. Пусть мечты любые ваши
В эти дни сбываются.
Пусть огни на елке нашей
Ярко загораются.

5. Кружат, кружат в хороводе
Снежные красавицы.
Танцевальная метель
Всем нам очень нравится!

6. Ах, зима, зима, зима,
Русская красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!
Хозяйка из мешочка раздаёт конфеты, угощает колядовщиков.
Ребёнок : Хозяйка, будьте здоровы! Живите без бед много лет!
Хозяин: приглашаю детвору на весёлую игру.
Проводится игра «Вишенку я брала с Рождественской звездой»
Ведущая игры: хозяйка – девочка идёт с рождественской звездой и поёт, в конце она считает какая у неё большая семья, можно считать хором.
« Вишенку я брала, зеленую брала, семеюшка мала, семеюшка мала,
Пристань, пристань Саша (встаёт тот ребёнок возле кого рядом проходит ведущая пропевает его или её имя, игра идёт по нарастанию до 7 -9 человек)
Воспитатель : А ещё у нашей хозяюшки,полный двор скотины- два драчливых петушка и послушная козочка.
Проводится игра «Петушки».
(надевают маски на голову детям и чертят мелом маленький круг.)
Правило дети стоят на правой ноге, крылья сложить за спину. Нужно плечом вытолкнуть соперника слегка из круга, если тот встал на две ноги – значит проиграл.
Оценка воспитателя, ловкие петушки отмечаются похвалой.
Воспитатель: А вот и козочка наша играть всех зовёт и взрослые все встают в круг на игру:
«Пошла коза по лесу» русская народная

(выполняя соответственно движения в парах вместе с козочкой: топать, хлопать, прыгать, выставлять ноги на пятку.)

Все садятся на места воспитатель раздаёт пословицы взрослым.
Музыкальный руководитель: Гости дорогие, а какие вы знаете пословицы о зиме?
Гости говорят пословицы вслух:
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- В декабре метель- пчёлы хорошо роятся.
Музыкальный руководитель: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги,бросали…»
(отрывок из стихотворения «Светлана» русского поэта Василия Жуковского)
Воспитатель: И мы с вами погадаем.
Игра «Гадание».
Выходит ребёнок ему предлагают завязать глаза платком, он наугад достаёт из мешочка один предмет.
- книга - хорошо научишься читать к школе
-ленточка – к дороге дальней
Встают несколько девочек.
1 девочка: А я хочу про суженого узнать, буду валенок бросать.
(подружки шепчутся, она бросает валенок за дверь)
(Звенит в бубен, под весёлую музыку забегает Скоморох)
Скоморох: Кто это тут валенок обронил? (показывает детям)
Воспитатель: Скоморох- это наши девочки на суженого гадали.
Скоморох: Ох, совсем забыл ведь скоро Святки!
Поздравляю всех вас!
Хочу с вами поиграть встанем все в круг.
Игра «Потопаем-похлопаем»
Будьте внимательны: Как скажу я хлоп, хлоп - Дети топают
Вы ногами топ,топ.
А скажу я топ, топ - Дети хлопают
Вы руками-хлоп,хлоп.
(Игра на внимание проводится два раза)
Скоморох: По двору идёт Добрый Новый год
Игры разные забавы детям принесёт.
Весь в уборе серебристом рассыпает снег пушистый,
Санки за собой ведёт, нас кататься он зовёт.
Налетели тут метели закружили карусели.
Игра с лентами на «Карусели».

(Дети берутся левой рукой за ленту, правая за юбочку или на поясе, Скоморох катается вместе с детьми под музыку.)
Воспитатель убирает карусель дети присаживаются на места.
Скоморох: Понравилась вам ребята моя карусель? Дети: Да.
Скоморох: тут снежинка прилетела на мою ладошку села.
(читает загадки)1 Кто рисует на окошке свой узор из белых роз?
Ну-ка, детки, подскажите. Это. (Дедушка Мороз)
2 В хороводе возле ёлки. Кто смешить, готов до слёз?
Кто подарки нам приносит. Это.(Дедушка Мороз)
Выходит мальчик-медведь ревёт: У-у-у.
Скоморох : Ты медведь,по что не спишь? Страшно, громко так кричишь?
Медведь: Мне в берлоге жарко, хочется подарков.(Скоморох из сумки достаёт бочонок)
Медведь: Я гостинцы здесь нашёл. Ну, пока я спать пошёл.
(уходит на стульчик)
Скоморох: Коляда,коляда –подай пирога!
Подай, не ломай, а по целому давай!
Кто даст пирога, тому скот, золота.
Кто не даст пирога- уведём козу за рога!
Хозяйка: У нас у самих ничего нет,концы еле сводим!(качает головой)
Хозяин (топает ногой сердито): Вот так жадная Жена.
Что есть в печи, всё на стол мечи!

Хозяйка приносит на подносе бутафорский хлеб Скомороху.
Скоморох: Спасибо хозяюшке за каравай!
Да спасибо, тому, кто хозяин в дому!
(Кланяется и ложит хлеб на стол)
Воспитатель: В этот праздник,праздник Рождества мы друг другу скажем тёплые слова. В этот дивный день будут счастьем нашим и подарком всем.
Скоморох: А теперь в хоровод музыка всех нас зовёт.(встают и взрослые,и дети)
Исполняют хоровод « Здравствуй, Зимушка-зима».

Скоморох: Вот и Святки нам кончать пора.
Чтобы вы росли большими,
И не знали вы хлопот.
Ну, а я приду к ребятам,
Как всегда под Новый год.
(Берёт Рождествескую звезду, дети становятся за ним идут и поют «Колядку» , выходят в последнюю дверь из зала и машут правой ручкой гостям.)
«Приходила Коляда на Кануне Рождества,Уходила Коляда во Новые Ворота.»

Цель: прививать любовь к народным календарно - обрядовым праздникам. Приобщать к миру народной культуры, знакомить с поэтическим, музыкальным и игровым фольклорам.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  2. Разучить музыкальный фольклорный материал (хороводы, игры), использовать в повседневном жизни;
  3. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная работа:

беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Оборудование:

домик, стол, полотенце в народном стиле, самовар, народные костюмы для хозяйки и хозяина, для колядовщиков, костюмы для ряженных - Медведь, Цыган и Коза.; маска –шапочка «Румяный каравай», два «коня», канат; блюдце, пшеница, хлеб, водичка в блюдце, костюм Петуха.

Предметы в мешочке для гадания:

  1. Ножницы детские
  2. Сантиметр
  3. Книжка
  4. Муз.инструмент
  5. Краски
  6. Градусник или стетоскоп.
  7. Машина или руль
  8. Монета.

Ход развлечения.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие. Зима самое богатое праздниками время года. Один из праздников –Новогодние святки. Они длятся от Рождества до Крещенья. Люди праздник ждали и любили в святки по дворам ходили, шутили, песни пели да плясали. Людей с праздником поздравляли да колядки распевали. А хозяева их за это щедро одаривали угощеньем. Вот и мы сегодня с вами будем встречать этот праздник у нас в саду.

Пойдёмте колядовать к деду Егору. (Подходят к бутафорскому дому деда Егора, стучат в окно.)

Дедушка Егор. Ой! стучат, кто –то пришёл?
Пойду открою, наверное, колядовщики пришли.
Заходите гости дорогие, дом мой просторный, щи у меня жирные.
Дети-колядовщики: Здравствуйте, хозяин, с праздником. С новым годом! С новым родом!
Открывайте сундучки, доставайте пяточки маленьким ребяткам -колядовщикам.

девочка1:
Коляда, коляда, я у мамки одна,
А у папки двое казаки обои.

мальчик 1:
Я маленький казачок,
Дай хозяйка пятачок.

мальчик 2:
А я маленький мальчик на балалайке играю,
Колядки распеваю.
А вы люди знайте,
Конфеток дайте.

две девочки:
Мы девчонки близнецы
Колядки распеваем,
На дудочке играем,
Да хозяев прославляем.
А ты, дедушка Егор, не зевай
Пирожок нам дай.
А ещё не зевай,
Дай нам пряник на чай.

(Хозяин одаривает колядовщиков угощеньем).

Дедушка Егор. Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тёпленький пирог,
Да маслица, творог,
Да денежку копьём,
Да рубль серебром!

Спасибо вам, дедушка Егор. Дай бог тому, кто в этом дому. Пойдём дальше колядовать.

Ведущая. Колядки, колядки собрались ребятки.
По станице пошли,
Да коляду нашли.
Коляда, коляда
Всех ребят собрала,
Да играть позвала!

Игра «Румяный каравай».

Какой ты Румяненький,
Какой ты пышненький,
Какой ты высокенький,
Режь да ешь каравай.
Да смотри не зевай!

Дети становятся в две шеренги. Считалкой выбирается ребёнок «Румяный каравай». «Румяный каравай» стоит в центре зала пританцовывая под пение детей. Во время пения при словах «румяненький» хлопают в ладоши, «пышненький» берутся за руки и идут по кругу, «высокинький» поднимают руки вверх, при словах «Да смотри не зевай» бегут к «Румяному караваю» по одному участнику от команды, кто первый до тронется до каравая забирает его к себе в команду. Тот, кто не успел дотронуться, остаётся изображать «Каравай». Выигрывает та команда, у которой стало больше игроков.

Ведущая. Пошла коляда,
Да улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!

Колядовщики. Хозяйка, пустите погреться маленьких ребяток колядовщиков.

Баба Надя. Заходи ребятки в мой просторный дом, проходите, проходите поближе к печи, мы вам рады от души.

Колядовщики. (Бросают в разные стороны зерно приговаривая.) Сеем, веем посеваем,
С новым годом поздравляем!
Жить вам вместе лет до двести.
Чтоб было у вас в поле зелено,
Пшеничка колоском полна,
А соломкой пуста.

Баба Надя. Спасибо за пожелание,
Ну, что ж будем мы в гадания играть? (Да)
А хотите погадать, да судьбу свою узнать?

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

  1. Ножницы детские – парикмахер
  2. Сантиметр – портной
  3. Книжка – писатель, учёный
  4. Муз.инструмент – музыкант
  5. Краски – художник
  6. Градусник – врач
  7. Машина - водитель
  8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

Баба Надя: а теперь позову я петуха, погадаем сейчас, узнаем какой нас ждет год. (На столе раскладывает хлеб –к сытой жизни и богатой, воду в блюдце –дождливый будет год или нет, пшеничку – к урожайному году.

Выходит петух, все наблюдают за его поведением.). Петух поклевал пшеничку, хлеба и водички попил. Вот ребятки, всего будет вдоволь, урожайный год и сытый, и дождика будет в меру.

Баба Надя. Заводите, дети, хоровод будем дальше встречать новый год.

Танец –хоровод «Прялица».

Дед Егор. Ну-ка, детки - молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

Игра «Перевези девицу».

Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 5 девочек и одному мальчику. Два мальчика садятся на «коней» (Конь – на палочке.) и перевозят по одной девочке с одного края зала на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды.

Игра «Силачи»

Две команды мальчиков. перетягивают канат. По сигналу «Раз, два, три, тяни» мальчики стараются перетянуть соперников.

Колядовщики: Спасибо вам Баба Надя, погрелись мы у вас, поиграли и попели.

Колядовщики идут к заведующей, обращаются к ней с поклоном)

Ведущая:
Эй, хозяйка, вставай!
Шире двери открывай!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Все дети хором:
Коляда-коляда, накануне Рождества.
Коляда пришла, Рождество принесла!

Ведущая:
Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?

Хозяйка: (заведующая)
А за что вас угощать?
Сначала отгадайте- ка мои загадочки.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(зима)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)

Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз - два уголька,
Там, где нос, - морковка,
А в руках - метелка,
Кто он, наш Егорка? (Снеговик)

Хозяйка – заведующая: Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали, И плясали. Угощайтесь на здоровье!

Раздаёт детям угощение.

Ведущий и дети:
Ай, спасибо тому, кто в этом во дому! Слава! Слава! Слава!
Надели тебя Бог и житьём, и бытьём! Слава! Слава! Слава!»
И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года! Слава! Слава! Слава!»

Ведущая. Наш праздник подошёл к концу.
Желаю вам в новом году здоровья, счастья!
Новый год пришёл, Старый год проводил, себя показал. Пойдемте ребята на улицу солнышко встречать да мороз прогонять. (дети идут одеваться на прогулку, если позволят погодные условия)

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-fade uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">


Святки в зимнем лесу

(Воспитатель старшей группы Петрова Е.А)

Разучите с детьми:

Дай, Бог, тому,

Кто в этом дому!

Вам и каша густа,

Вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Коляд-коляд-коляда!

Отворяй-ка ворота.

Приходи Коляда

Сразу после Рождества!

С пышками, лепешками,

Со свиными ножками!

Коляд-коляд-коляда!

Ты подай нам пирога!

Подавай, да не ломай,

А по целому давай,

С луком и перцем,

С комариным сердцем!

Ход развлечения

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок.

А что такое святки?

2-й ребенок.

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

1-й ребенок.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

2-й ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Вос-ль. Наступило Рождество

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ

Веселится и поет.

Ждем мы в гости к нам Петрушек

Озорниц и говорушек.

С ними будет веселей,

Позовем их поскорей.

Где вы, милые Петрушки?

Спойте нам скорей частушки.

К нам на праздник поспешите,

Шутки, игры захватите. Где ж веселые друзья? Что-то их не вижу я.

Может, что-нибудь случилось?

Беда в дороге приключилась?

Посмотрю скорей вокруг,

Может, их увижу вдруг?

Роняет колпак.

Вос-ль. Вот колпак. А где Петрушки,

Святок лучшие подружки?

Где же их теперь найти?

Может надо их спасти?

Ребята! Отправимся на поиски Петрушек? Может, им требуется наша помощь? Давайте поскорей собираться в дорогу. (Дети берутся за руки. )

Только где найти дорогу,

Что к Петрушкам приведет?

Кто подскажет, кто поможет,

На верный путь нас наведет?

Гаснет свет. Из темноты высвечивается волшебный камень, на котором видна надпись. От камня ведут три дороги. Дети с воспитателем подходят к камню, читают надпись.

Направо пойдешь – мешок с конфетами найдешь.

Налево пойдешь – игрушек гору найдешь.

А прямо пойдешь – Петрушек найдешь.

Куда же мы отправимся? Давайте решать вместе. (Дети высказывают свое мнение. )

Молодцы, ребята! Помочь другу – это самое лучшее решение. А вот и наша дорога! Ребята, мы отправляемся с вами в волшебную страну. Дорога будет полна неожиданностей. Вы не испугаетесь? Я знаю, что вы дружные и смелые ребята. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. В добрый путь!

Дети отправляются за воспитателем по дорожке (Фонограмма песни «Дорога добра»).

Вот и лес, волшебный лес,

Полный сказок и чудес.

Ты, дорожка, нас веди…

Что же ждет нас впереди?

Дети продолжают движение по тропинке, перешагивая через кочки, подлезая под ветвями деревьев. Вскоре дорожка кончается.

Вос-ль .

Тут дорожка наша кончается,

Давайте покричим: «Ау!»

Может, услышит нас кто в бору?

Дети хором кричат «Ау!». Из-за сосны появляется солдат. (Фонограмма песни «Марш Суворовцев»)

Солдат. Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Однажды я даже ведьме помогал – огниво из старого дупла доставал. Ну, а кто здесь в моей помощи нуждается?

Вос-ль. Нам твоя помощь нужна, солдат. Идем мы на поиски Петрушек. Они должны были к нам на праздник прийти, да, видно, заблудились где-то. Ты можешь нам помочь?

Солдат . Хорошо, услужу. Да только сперва загадки мои отгадайте.

\Слушайте внимательно,

Ответьте обязательно.

Схватил за щеки, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу.

Но кто же это, вот вопрос?

Все это делает… (мороз )

Едва повеяло зимой

Они везде всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их… (рукавички )

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы… (санки )

Солдат. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Вижу, вы народ смекалистый, сообразительный. А боевой? Ну это мы сейчас проверим (Русская народная игра «Бой петушков»)

Два мальчика встают в обруч на одной ноге и по сигналу стараются без рук вытолкнуть друг друга из круга.)

Подарю я вам клубок волшебный. Он будет дорогу указывать, куда Петрушки пошли.

Ведущая проходит круг (музыка)

Емеля.

Я – Емелюшка, Емеля,

Ох, не люблю работки.

Не слезал бы всю неделю

С печки-самоходки.

Ведущая - Ребята! А вы догадались, из какой сказки к нам пожаловал Емеля? («По щучьему велению») Здравствуй, Емеля! Рады мы тебя встретить.

А что ты в лесу делаешь?

Емеля.

Разъезжаю я по свету,

Скуку разгоняю.

Игр и песен лучше нету,

Хотите, поиграем?

Вос-ль.

Поиграть с тобой мы рады

Льдины белые возьмем

И по льдинам без помехи

Через речку перейдем.

Игра «Переправа по льдинам»

Емеля. Ну, и уморили вы меня.Ой, мне бы на подушечку прилечь

Ведущая: Ох, и лентяй же ты, а в Святки и подушки не лежат

Емеля: А что же они делают?

Ведущая: Да ребят веселят. (Игра бой подушками)

В конце игры Емеля хватает подушки и убегает : Побегу посмотрю, а то поди и печка моя убежала.

В-ль . Ой, ребята, куда это нас клубочек привел. Что-то он, наверное, напутал? Это же владения самой госпожи Метелицы. Только никто нас не встречает, а давайте колядовать (дети по очереди поют колядки ) Да вот и она сама. Добрый вечер, госпожа Метелица. Что это вы делаете?

Метелица. Пряжу пряду.

В-ль. Зачем столько пряжи?

Метелица. Пусть потеплее природа оденется.

Ребенок. Много ты заготовила пряжи.

Белые вещи без устали вяжешь.

Сонным деревьям пушистые шапки,

Елочкам варежки вяжешь на лапки.

Метелица . Пряжа моя не простая, а волшебная.

В-ль . Помоги нам, госпожа Метелица, найти наших друзей Петрушек. Шли они к нам на праздник, да, видно, заблудились.

Метелица. Видела я ваших друзей, далеко в лес они зашли. Что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет.

А пока я нить пряду,

Поиграйте-ка в игру.

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”

Песня «Белая песенка»

В конце игры Метелица дает детям волшебный клубочек. Дети благодарят госпожу Метелицу за помощь и идут за клубочком.

Вос-ль . Ребята, наш клубочек остановился. Видно, мы у цели. Давайте поищем вокруг, может Петрушки где-то рядом.

Дети ищут друзей и находят их под елкой.

Вос-ль. Здравствуйте, дорогие Петрушки,

Наши милые подружки.

Как вы себя чувствуете, не замерзли?

Петрушки. Нет. Нас госпожа Метелица своим одеялом укрыла, согрела. Мы так рады, что вы нас нашли!

Ведущая:1. Долго вас в лесу искали,

Много сказок повстречали.

2. Эй, Петрушки, удалые,

Выходите, озорные.

Собирайся, народ,

Разевай пошире рот.

На нашей улице веселье –

Нынче Святок продолженье!

Метелица. Святки празднует народ,

Становитесь в хоровод!

Петрушки . Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод(танец петрушек)

Метелица . На снегу блестят снежинки

Это очень весело.

Мы спросили их тихонько:

«Вы поёте песенки?»

А они молчат, кружатся,

Но на землю не ложатся.

Снежинки исполняют танец.

Метелица. Ребята, а вы знаете, что во время Святок, от Рождества Христова до Крещения, долгими зимними вечерами, нельзя было заниматься ни шитьём, ни вязанием. Вот, чтобы время скоротать, да своё будущее узнать, люди занимались гаданием. Гаданий было великое множество.

Много разных гаданий есть,

Всех их нам не перечесть.

Гадали люди на ромашке,

И на веснушках на лице,

Сожженной скомканной бумажке,

На воске, олове, свинце…

Хотите мы с вами тоже погадаем, да судьбу свою узнаем? В этой маленькой корзинке что угодно для души: ленты, щепочки, звоночки, даже есть карандаши.

Метелица ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достаётся предмет, который определяет, что ждёт каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется, тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!

Лента – к долгой счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка – к богатству, прибыли.

Карандаш - к хорошим успехам в школе.

Звоночек – к хорошим новостям.

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Конфета – тебя ждёт сладкая и красивая жизнь. Погремушка – означает весёлую жизнь.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к тебе гости придут, или ты в гости пойдёшь.

Дети с Петрушками отправляются по тропинке в обратный путь. Звучит фонограмма песни «Зимняя сказка»).

Вос-ль. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу.

В Святки любо поиграть.

Песня «Счастливого Рождества»

Метелица.

Всем спасибо скажем дружно

За улыбки и за смех,

И за игры и за пляски,

Благодарствуем мы всех.

Святки. Праздник старший дошкольный возраст подготовительная группа.

Блинова Мария Анатольевна, музыкальный руководитель, МДОАУ «Детский сад №3«Одуванчик» комбинированного вида, Оренбургской области, г. Новотроицка.
Описание материала: Представляю вашему вниманию материал,для музыкальных руководителей,воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования,детей дошкольного и школьного возраста,родителей. Может использоваться на занятиях и вне учебной деятельности.
Цель: знакомство с народными традициями и участие в празднике детей.
Задачи:
1. Подарить радость празднования Рождества, Святок, Крещения.
2. Исполнение игр, хороводов, песен согласно тематике.
3. Пение колядок, частушек.
Материал и оборудование. Центральная стена Рождественское оформление, надпись «Святки»,ангелы с трубой, вытынки-фонарики, звёзды, ёлочка, снежинки, колокольчики.
Персонажи:
Взрослые: Ведущая.
Дети: ряженые, ангел.

Звучит «Колядка» народная дети с рождественской звездой входят змейкой друг за другом,поют.
«Колядка» №1
«Приходила коляда,да коляда,
Во новые ворота,да ворота.
Пришла Коляда,да коляда
Накануне Рождества,да Рождества,
Отворяйте ворота,да ворота.»


Дети встают в круг возле ёлочки.


Ведущий: «В яслях мирно спит младенец,наступил январь.
Свечи,звон колоколов и пенье.
Это,чьё же День рожденья?»
Дети: младенца Иисуса Христа.


Слушание тропарь Рождественский.
Ведущий: Сегодня у нас Святки. Седьмого января мы отмечаем праздник Рождества.
А дни от Рождества до Крещения в народе называли Святыми или Святки.
В эти дни ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поют колядки. Давайте же и мы будем петь да плясать,Христа Рожденье прославлять.
Дети поют песню «В Рождество» слова и музыка Елены Николаевны Пряхиной.
Дети поют песню «В эту ночь святую» слова и музыка Елены Николаевны Пряхиной.
Песня «В лесу родилась ёлочка» Бекеман.


1 ребёнок: Богомладенец родился на земле,
Когда ещё в постели тихо спали все.
Мы рады появлению Господа Христа
И празднуем все дружно Святые вечера.


2 ребёнок: Путь ярко освятила Вифлиемская звезда,
Все жители планеты встречают праздник Рождества.


3 ребёнок: Пускай же мирным будет и этот новый год.
Ангелы святые вставайте в хоровод!
4 ребёнок: Пусть песни прославления все дети пропоют,
Спасибо,с днём рожденья! Для Бога все споют.


Звучит музыка, прилетает ребёнок Ангел и встаёт перед ёлочкой.
Ангел-ребёнок: Святый ангел прилетел и в трубу золотую за дудел.
Славьте нынче небеса, день рождения Иисуса Христа!
Ту-ру-ру,ту-ру-ру,младенцу – Богу нашему:"Хвала!"


Ведущий: Вы ребята не сидите песню рождественскую заводите.


Песня «Вырастала ёлка в лесу на горе».
Ведущий: Будем все мы веселиться, шутить, играть, водить хороводы, колядовать.
Ведущий: Ну-ка, ребятки, спойте нам колядки.


5 ребёнок: Уж, как коляд – коляда
Приходила в ворота, щедро всех нас одарила,
Жадных, скупых пожурила.
6 ребёнок: Каждому дому- бочонок мёду,
Чечевицы,всякой пшеницы,
Деток на дворок,в трубе дымок.
На порог везенья,да в дом здоровья и богатства.


7 ребёнок: Мы с подружкою вдвоём, вам частушки пропоём.
Частушки.
8 ребёнок: Пойду плясать,да лаптями стучать,
Ну-ка милый мой дружок,подыграй мотив любой.
9 ребёнок: Как на наше Рождество приезжал жених в село.
Всё имущество забрал, а невесту потерял.
Как поедешь ты Иван,не зевай по сторонам.
Хоровод «Как на тоненький ледок» русский народный драматизация.
Ведущий: Загадаю вам ребятки,интересные загадки.
А вы время не теряйте,хором дружно отвечайте.
Загадки.
1. В небе кружатся пушинки. Это белые? Дети: снежинки.
2. Все дороги замела,что за гостья к нам пришла? Дети: зима.
3. В небе яркая звезда скоро праздник. Дети: Рождества.
4. Водят дружно каждый год, наши дети? Дети: хоровод.
Ведущий: проведём игру «Музыкальный колокольчик».
Дети передают колокольчик под музыку по кругу,с окончанием музыки у кого остался колокольчик исполняет задание. Исполняет любую зимнюю песенку,колядку,стихотворение,танцует.
Ведущий: Эстафету начинаем парней бравых приглашаем.
Уж метелица метёт на пороге скоро Старый Новый год.
Проходит соревнование « Кто быстрее пробежит в валенке вокруг ёлки».


Дети поют колядку.


Колядка №2.
«Уходила Коляда,во новые ворота,да ворота.
Пошла Коляда,да коляда,во другие ворота.
Ведущий: всем желает коляда…
Дети хором: счастья, мира и добра!


Ведущий:
А за ними Святки ,гляньте-ка ребятки!
Тут Крещение наступило,в вихре снежном закружило.
Веселиться весь народ,воду крещенскую пьёт.


Кто не робкого десятка,в прорубь окунётся.


В жизни каждого ребята праздник этот остаётся.
Крестик на груди весит,всем прощения обид.
Праздник по стране идёт.
Всех с крещением народ!
А вы же ребята торопитесь в хоровод,
В реке Иордан крещение Иисуса идёт.


Дети выходят из зала,звучит «Щедровка».