Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Что такое межличностные отношения? Отношения между мужчиной и женщиной. Психология

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Ваши контакты можно условно разделить на личные и деловые. К первой группе относятся все родные, близкие и друзья, с которыми вы общаетесь в нерабочее время и по собственной инициативе. Основное отличие деловых контактов от личных – в том, что к первой группе относятся все люди, с которыми вы взаимодействуете по долгу службы. Другими словами, это ваши коллеги, партнеры, преподаватели, сокурсники и так далее.

Обратите внимание, что один и тот же знакомый вам человек может иметь отношение к обеим группам, например, если вы работаете со своим другом, он будет и личным , и деловым.

С деловыми контактами принято иметь более формальные отношения. Не стоит капризничать перед руководством или делиться личными проблемами с клиентами.

Люди, которые не умеют четко разделять работу и личную жизнь, могут иметь проблемы с коммуникациями.

Разделение между деловыми и личными контактными произошло неспроста. Когда человек не сближается слишком сильно с коллегами и партнерами, ему бывает проще решать рабочие вопросы. Бывают случаи, когда дружба мешает бизнесу.

С личными контактами вы можете чувствовать себя намного свободнее и более раскованно. Это ваши родные, которые любят вас не за профессиональные достижения, а за то, что вы есть. Это друзья, с которыми у вас столько общего. Это просто хорошие приятели, с которыми вам хочется проводить время.

В общем, это те люди, которые вызывают у вас личную симпатию или любовь.

Важно соблюдать баланс между деловым и личным общением. Без первого вы вряд ли сможете состояться как профессионал, а второе позволяет вам чувствовать себя любимым и нужным.

Позитивные и негативные

Общение с различными людьми может приносить как негативные, так и позитивные эмоции. По этому признаку тоже можно провести разделение межличностных взаимоотношений. Индивидов, которые приносят вам только отрицательные эмоции, вы можете считать своими врагами. А тех, кто доставляет позитив, наверняка называете друзьями или хорошими знакомыми.

Не стоит забывать, что то, станут ваши взаимоотношения с конкретным человеком отрицательными или положительными, зависит не только от этого индивида, но и от вас. Вы можете в какой-то момент взять ситуацию в свои руки, проявить мудрость и исправить положение.

Кроме того, существуют нейтральные взаимоотношения. Они происходят с теми людьми, которые не вызывают у вас неодобрения, но и сближаться вы с ними не испытываете желания. Такие отношения встречаются преимущественно в деловых контактах.

Межличностные отношения (взаимоотношения ) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении , в свою очередь, общение , способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.



Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль» .

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: "Не забудь, - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего - старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека" (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из своих героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению .

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли .

Основой, на которой формируются социальные роли , являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: - учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки -социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит . Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт .

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликты могут бытьвнутриролевые , межролевые иличностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу . Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности . Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений: 1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности; б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида; 2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии; б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); 3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Психодиагностика межличностных отношений. Объект и методы

Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекватности методики тому или другому конкретному исследованию.

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы...

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы психодиагностики межличностных отношений 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений 3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения 4. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений 1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой работы. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик Психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях: а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.); б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.); в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные Психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание "тестового материала" различных методик находится на различной "отдаленности" от суждений психолога на основе данных исследования: на основе данных квалифицированного наблюдения, как и на основе специального опросника, можно установить стремление каждого члена группы к доминированию.

Однако в первом случае мы имеем дело с интерпретацией фактически сложившейся ситуации, где доминирование отдельного человека представляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а в другом - с субъективными желаниями или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого индивида в определенной группе. С другой стороны, имея информацию о реальной структуре отношений в группе, невозможно дать прогноз ее развития без информации о социальной мотивации каждого.

Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика. С нашей точки зрения, критерий исходной точки отсчета является основным при организации исследования и подборе методических приемов.

Он позволяет избежать содержательного дублирования получаемых данных, структурировать исследование по изучаемым Психологическим уровням (например, по схеме "наблюдаемое взаимодействие - личностные характеристики участников интеракции - субъективное отражение социальной ситуации"). 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений Традиционная методика этой группы - социометрический тест, предложенный Дж.

Морено (Moreno J., 1934). Его суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т. д. Так как эта методика обширно представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Волков И. П., 1970; Коломинский Я. Л., 1976; Паниотто В. И., 1975; и др.

), на ней подробнее останавливаться не будем. Существует ряд модификаций социометрического теста.

Отличительными по своей структуре являются аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами "измеряют" взаимные отношения людей друг к другу и к себе (Данилин К. Е., 1981). Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский Я. Л.„ 1984).

В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается расположить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо и т. д. По данным аутосоциограммы всех членов группы, возможно определение социального статуса каждого.

При этом указанный показатель более достоверен по сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в этой процедуре испытуемый показывает свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопределения испытуемых методика выявляет предполагаемый, воображаемый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус (социометрическую установку).

Автором также предложены модификации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Я - Л. Коломинский (1984) для получения ряда количественных показателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками предлагает применение аутосоциоматрицы.

Ученикам раздаются матрицы, в которых для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потом - по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду клеток).

К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства прямой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: "Насколько привлекательна для Вас эта группа?

", "В какой степени Вы привязаны к членам данной группы") или оценки собственного членства в ней (например: "Хотите ли Вы остаться членом данной группы?") (Донцов А. И., 1984).

При оценке данного методического приема можно согласиться с указанным автором, что столь "лобовые" вопросы не позволяют надеяться на искренние ответы. Однако необходимо отметить важность интегративного показателя привлекательности для отдельного человека группы в целом, что до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях социальной психологии.

Несколько слов о главном недостатке методик диагностики межличностных отношений посредством субъективных предпочтений, оценки отношений участниками интеракций. Сам принцип такого подхода сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и метод интроспекции в общей психологии.

Среди прочих хочется обратить внимание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рационализации и реактивных образований) может кардинально измениться. В этом контексте всей остротой встает также проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека.

Имея в виду сказанное, становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае. Указанные обстоятельства делают понятным устремление социальных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностных отношений, которые давали бы возможность количественно оценить позитивной - негативное отношение человека к другому.

Методика косвенной оценки межличностных отношений. Это, наверное, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений.

Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей.

Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений - положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах "личностного пространства", можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. 3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения.

Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что большинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные лексикологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.

Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Он был разработал по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960).

Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, - это "предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них" (Mergargee M., 1972, р. 2). В отличие от MMPI CPI предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а скорее социально-психологические характеристики личности. Сам опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить "да" или "нет".

Большинство вопросов, 200 из которых взяты из MMPI, касается типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности.

Шкалы опросника при интерпретации объединяются, по предложению автора, в четыре группы. 6 шкал, входящие в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях.

Это шкалы доминирования, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самоприятие и чувство благополучия. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности.

В нее включены также 6 шкал: ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности, благоприятного впечатления и обычности. Третий класс измеряет потенциал достижения и развития человека, его интеллектуальную эффективность.

Включены шкалы достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности. В четвертый класс входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность.

3 из этих шкал - чувства благополучия, хорошего впечатления и обычности - позволяют определить искренность ответов на опросник, хотя результаты по ним тоже интерпретируются. При факторизации опросника обычно выделяются пять факторов, которые по содержанию не совпадают с выделенными создателем теста четырьмя группами шкал.

Это, а также высокая корреляция шкал между собой говорят о заметной избыточности 18 показателей, что является слабым местом опросника. Несмотря на свои слабые места (они похожи и на недостатки MMPI), CPI является лучшим опросником такого типа, помогающим диагностировать те личностные свойства, которые влияют на межличностные отношения.

Интерпретация результатов производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом "жаргоне", что позволяет легко использовать полученные результаты в психологической практике. Имеется несколько хорошо подготовленных руководств по CPI, он переведен на разные языки, ведется широкая работа по его усовершенствованию и валидизации (Gough G., 1969; Mergargee H., 1972).

Возможен также перевод ответов по CPI на другие шкалы, например сокращенный вариант MMPI, список личностных предпочтений Эдвардса, шкалу тревожности Тейлора и некоторые другие. С помощью CPI были получены хорошие результаты в прогнозировании таких критериев, как детская преступность, успеваемость в старших классах, успешность овладения многими сферами профессиональной деятельности.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности. Поэтому вряд ли, используя один, даже хорошо разработанный тест, можно полностью раскрыть человеческие отношения.

Одна из попыток создать системную батарею для диагностики межличностных отношений индивида принадлежит Т. Лири и его сотрудникам (Leary Т., 1958). Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях.

Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму - круг, который составляют из восьми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях.

По мнению Т. Лири, это доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характеризуемые следующими восемью психологическими тенденциями: 1) тенденция к лидерству - властность - деспотичность; 2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность; 3) требовательность - непримиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм; 5) уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость; 6) доверчивость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.

Первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI, а полученные результаты переводятся в 8 главных октант дискограммы. Второй уровень - образ себя и других - измеряется специально для этого созданным списком Личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных.

Этот список и короткое описание методики даются в книге под ред. Г. В. Васильченко "Общая сексопатология" (М., 1977).

Третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картами ТАТ. Испытуемого просят описать в двух предложениях каждую картинку.

Четвертый уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же списка личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он хотел быть. Таким образом, получается оценка личности по 8 главным психологическим тенденциям на разных уровнях организации личности.

Несмотря на всю продуманность батареи тестов, остается неясным, как соотносить разные уровни между собой (особенно уровень бессознательного и личностных символов), не хватает данных для стандартизации всей батареи тестов, для количественного сопоставления результатов. Поэтому распространение получила не сама батарея тестов, а список личностных качеств, который широко используется советскими психологами.

Сама эта методика может заполняться и наблюдателем, чтобы потом сравнить с результатом заполнения самим человеком. Обобщая, можно сказать, что один из возможных путей диагностики межличностных отношений лежит в выявлении тех индивидуальных качеств и свойств, которые влияют на сами отношения.

Существуют разные вербальные шкалы для выявления того или иного свойства. Что касается более общей методики, то большинство авторов сходятся в том, что пока лучше всего разработанной методикой для данной области является Калифорнийский психологический опросник личности.

Он может быть использован при решении самых разнообразных задач как научного исследования, так и Психологической практики. 4.Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида.

Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач (Джидарьян И. А., 1983, Кон И. С., 1982; Леонтьев А. Н., 1975). Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта.

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии - индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.

Для исследования особенностей отражения межличностных отношений часто используются методики тематической апперцепции. Для взрослых применяют ТАТ (Murray Н., 1943), для детей - CAT (Bel-lak S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др.

Мы представим менее известную методику исследования межличностных отношений в семье - FPI (Howells J., Lickowish J., 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Общая психодиагностика - М.: Просвещение, 1987г.

2. Бодалева А. А., Столина В. В. Oбщая психодиагностика – М.: Просвещение, 1987г. 3. Скребец В. А. Психологическая диагностика – К.: Освіта, 1999г.

4. Практикум по психодиагностике – М.: Просвещение, 1988г. 5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по Психодиагностике – С-П., 1999г.

6. Обозов Н. Н. Межличностные отношения – Л.: Интер; 1979г. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди.

Люди, которые играют в игры – М.: Просвещение; 1988г. Похожие рефераты: Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе Сущность и понятие психодиагностики межличностных отношений, ее методы.

Понятие и объект психодиагностики. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

Статусное положение детей с различным уровнем самооценки. Эмпирическое исследование.

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы...

Метки: психология, личность, психического, психологического, психодиагностика, психологам, эмоции

Ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

«Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас — но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот — чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту»

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

«Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания».

В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

«Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой».

Франсуаза Саган

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

«Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам».

Натаниэль О’Фаррелл

СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

«Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог».

Екатерина Макарова

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

«Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека».

Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.