Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Особенности формирования внимания в онтогенезе. Внимание ребенка

В зарубежной и отечественной литературе психологии проблеме развития произвольного внимания уделяется немало внимания. Изучением развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: (У. Джеймс, Дж. Миль, Д.К. Узнадзе, Т. Рибои многие другие), а также отечественные психологи (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и другие).

Многие зарубежные и отечественные психологи по-разному объясняют сущность внимания. Н. Ланге выделил несколько основных подходов к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

Приверженцы этого подхода исходят из того что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

  • 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
  • 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль считал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же «.
  • 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
  • 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой не объяснимо.
  • 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
  • 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический, нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Все указанные выше теории концепции ученых психологов опираются на реальные факты, однако, правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Одна из наиболее известных психологических теорий внимания была предложена Т. Рибо. Он сказал, что внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.

Имея это в виду, концепция Т. Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органа тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями вступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем - то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях рецитирующих систем. Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них: В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения связанные с чем - то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты « моторной теории» внимания, предложенной Т. Рибо.

Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику или, наоборот редуцировать к другим психическим процессам. Так, У. Джеймс разделяет все концепции внимания на причинные теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому - либо результату. Вторые считают явление внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. У. Джеймс приходит к выводу, что научные данные склоняют чашу весов в пользу теорий эффекта, но по философским соображениям отдает предпочтение причинным теориям. Схема постановки и решения проблемы внимания, предложенная У. Джеймсом, сохранила свое значение вплоть до настоящего времени. Ф. Уорден пишет: « Взявшись за вопрос является ли внимание эффектом или причиной, У Джеймс проложил тот путь, по которому идем и мы, когда пришел к выводу, что возможные ответы в большей степени метафизические, чем научные «.

Рассмотрим еще одну теорию, которая связывает внимание с понятием установки.

Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по - разному оценивать вес других одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятии веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана со вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли образы. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью, ясностью и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятии объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это образ или впечатление, и становится объектом внимания. Отсюда и название « объективация».

Этот процесс, названный актом объективации, Д.Н. Узнадзе отождествляет со вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику. В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.

Таким образом, рассмотрев психологические теории развития внимания в концепциях «зарубежных» психологов можно сделать вывод, что все они по- разному объясняют сущность внимания. Н. Ланге считал, что внимание - результат двигательного приспособления, т.е. внимание невозможно без мускульных движений, а также внимание результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. Т. Рибо усматривал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Т. Рибо. предложил так называемую « моторную теорию « внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активации происходит концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени.

Рассмотрим подробнее психологические теории развития внимания в концепциях «отечественных» психологов.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания. Выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Н. Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание, становится опосредованным.

Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Где нет внимания, нет и сознательного отношения ребенка к тому, что он делает, нет по существу, и продуктивного мышления. Как необходимое условие для ориентировки в окружающей действительности внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения. Н.Ф. Добрынин дает определение внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности и поясняет:

«Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенность мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности».

Первая часть определения характеризует внимание как явление, выступающее в виде двух характеристик психической деятельности - направленности и сосредоточенности. Эта часть носит описательный характер, хорошо согласуется со здравым смыслом, но не раскрывает содержания внимания, как процесса, представляющего, по Н.Ф. Добрынину, одну из форм активности личности. Основная смысловая нагрузка падает

поэтому на вторую часть определения, где говорится о выборе деятельности, его поддержании, углублении в данную деятельность и отстранение от других. Здесь, по сути, речь идет о целой группе процессов, объектом которых является сама деятельность, а функцией - направление и удержание ее в определенном русле.

Н.Ф. Добрынин подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность».

В одной из последних работ Н.Ф. Добрынин пишет: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания, на каком - нибудь объекте. Мы считаем более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами».

Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф. Добрынин искал в аффективно - волевой сфере психики, используя понятия интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, но линии классификации его видов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно - по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях, благодаря специально организованному обучению и воспитанию. Последовательное проведение личностного подхода к дифференцированной классификации его видов. Более того, ему удалось отчетливо выделить как проявление высшей степени активности личности особый, названный после произвольным, вид внимания.

Значительный вклад в изучение развития внимания внесли Л.С. Выгодский, а затем Леонтьев. Они указали на существенное значение речи для внимания: при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться, побуждение к устойчивости внимания, осуществляется организация работы, поисковая умственная деятельность. Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания.

Его историю, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л.С. Выгодский. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию. внимания следует искать, с его точки зрения не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка, те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.

Л.С. Выгодский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов - указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов - стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание - обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания пол Л.С. Выгодскому состоит в следующем: « Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя...

Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы - указания; затем ребенок начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующие его предметы».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Не менее интересную концепцию внимания предложил П.Я Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

  • 1. Внимание является одним из моментов ориентировочно - исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  • 2. Главная функция внимания - контроль за содержанием действия, психического образа и др.. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
  • 3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного результата.
  • 4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  • 5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.
  • 6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
  • 7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить ребенку задание, проверить его ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Также П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля.

Учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов. Внимание - продукт развития внешней, предметной развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю… Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Внимание произвольное формируется тогда и в той мере, в какой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание - результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определенному виду деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще. Решающим доказательством своей теории внимания П.Я. Гальперин считает итоги экспериментального исследования С.Л. Кабыльницкой. В этой работе проводилось поэтапное формирование контроля за поиском и направлением ошибок невнимания (пропусков и замен букв, слогов и слов письменного текста) у школьников. Результаты обобщения сформированного контроля в различных ситуациях и на материале разных задач свидетельствуют по мнению авторов, о том, что в своей заключительной, идеальной и сокращенной форме контроля за любым произвольным действием ни по виду ни по результату не отличается от того, что называется вниманием (при выполнении этого действия) - от его внимательного выполнения.

По мнению многих психологов, внимание не представляет самостоятельного психологического процесса, т.к. не может проявляться вне других процессах. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем, думаем или что - то делаем, таким образом внимание представляет собой только сторону или свойство различных психологических процессов

(мышления, памяти), а значит, является звеном одной цепи, где взаимосвязаны различные психологические процессы.

По мнению Г.А. Урунтаевой, развитие внимания дошкольников связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В четыре пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: « Будь внимательным «, « Слушай внимательно «, « Смотри внимательно «. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает, планирующую функцию. « Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков « - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель « посмотреть «, а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания, тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Развитие этого вида внимания тесно связано также с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы и волевого усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие последовательного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Большое значение для организации внимания имеет словесная самоинструкция и это хорошо видно из следующего примера. Детям - дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животного отобрать те, на которые было хотя бы одно из указанных изображений (например, лошади или курицы), но ни в коем случае не брать карточки на которых было запрещенное животное (например медведь). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали ни каких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассмотрения изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующем задании вводят новых животных. Дети использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста и младшего школьного использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младше дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

А.В. Запорожец считает, что хотя дети четырех - шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально - значимый интерес (игры - головоломки, загадки, задания учебного типа). В старшем дошкольном возрасте устойчивость внимания заметно возрастает. Дети могут уже подолгу заниматься игрой или каким - нибудь интересным для них делом: рисованием, вырезанием, лепкой.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Так у годовалого ребенка наибольшая длительность игр - 14 минут, а в возрасте трех лет - 27 минут, а у шестилетнего ребенка продолжительность игры может достигать часа и даже более.

Наблюдения над отвлечениями ребенка от игры также показывают быстрый рост концентрации и устойчивости внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так в то время как у трехлетнего ребенка в течение 10 минут было в среднем зафиксировано три отвлечения, у четырех - пятилетнего их было меньше двух, а в возрасте семи лет - только одно.

Р.С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в « дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора - двух раз «.

Но важным средством, которое предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.

В связи с изложенным выше материалом мы можем сделать вывод, что проблеме развития произвольного внимания придается большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

Основные особенности изменения внимания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте состоят в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предмет, явления, удерживать его, используя для этого некоторые средства.

У детей дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

К концу старшего дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. Значит, проблема развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте имеет большое значение, т.к. в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в детском саду необходимо проводить огромную целенаправленную и систематическую работу по развитию произвольного внимания.

Умения сосредоточить усилием воли сознание на объекте у маленького ребенка нет. Эта способность формируется постепенно. Особенно активно формирование этого умения происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Представим хронологию развития детского внимания.

  • 1. Первые недели - месяцы жизни. Появляется ориентировочный рефлекс - способность сосредоточить сознание на объекте на короткое время. Это объективный, врожденный признак непроизвольного внимания ребенка.
  • 2. Конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.
  • 3. Начало второго года жизни. Обнаруживаются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, например, направление взора на названный взрослым предмет.
  • 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошо развиты указанные выше формы произвольного внимания.
  • 5. Четыре с половиной - пять лет. Появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
  • 6. Пять-шесть лет. Возникают элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
  • 7. Школьный возраст. Идет дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания.

Итак, развитие внимания идет по направлению от более простого - непроизвольного, к более сложному - произвольному вниманию.

Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, руководить вниманием, подчинять его своей власти. Так, взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет впоследствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

С возрастом произвольное внимание ребенка улучшается, однако развитие непроизвольного (внешне опосредствованного) внимания идет гораздо быстрее. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания - ребенок учится сам, усилием воли управлять своим вниманием. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания усиливаются от дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд - это речь взрослого человека, слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания сильно зависит от помощи слов-стимулов, которые ему предлагает взрослый.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок учится сам управлять вниманием. Сначала он управляет вниманием других людей, направляя их сознание словом в нужную сторону, а затем - и своим собственным.

Коррекция невнимательности

Жалобы на недостаток внимания и ошибочность действий можно услышать часто. Дело в том, что при длительной и сложной работе организм, чтобы не доводить себя до утомления, как бы отключает сознание от предмета деятельности, переключает внимание на другой объект. Слова, окрики, приказы в данном случае не помогут. Необходимо немного отдохнуть, чтобы удержать внимание, необходима периодическая разрядка, взбадривание внимания, что легко достигается переменой деятельности. Сохраняя общее направление, внимание периодически усиливается и ослабевает. Чередование напряжения и расслабления - обязательное условие устойчивости внимания.

Итак, работе внимания свойственна определенная динамика. Исследования показали, что свойства внимания изменяются в зависимости от фаз работоспособности. Фазы работоспособности представлены на рис. 1.

Рис. 1. I - фаза мобилизации; II - фаза врабатываемости; III - оптимальная работоспособность (фаза компенсации); IV - неустойчивая работоспособность; V - утомление

При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. В этот период внимание очень неустойчиво, велика вероятность ошибочных действий. Затем наступает пик работоспособности; а через некоторое время появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это - внешние признаки; одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций. Этого не видно на глаз; но цена работы - напряжение всех физиологических систем - возрастает. Если в такой момент не уменьшить нагрузки, а продолжать трудиться с той же интенсивностью, работоспособность резко упадет. Эту закономерность изменения работоспособности и внимания необходимо учитывать при планировании своей деятельности в течение дня.

В целом выявлены дневные, недельные, месячные, даже сезонные циклы работоспособности. Установлено, что наибольшая работоспособность, следовательно, наилучший режим работы внимания приходится на утренние часы от 8 до 12 и вечерние между 17 и 19 часами. С 14 до 16 часов - время наибольшего спада работоспособности. Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник - врабатывание; вторник, среда - период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, а с четверга начинается спад... Самые непродуктивные дни недели - понедельник и четверг. Известный педагог-новатор Шаталов давал своим ученикам в четверг выходной. Итак, четверг - это день утомления, когда значительное волевое усилие и большой интерес могут на некоторое время поддержать работоспособность, но если не дать организму возможности передохнуть, сменить вид деятельности, то следующие два дня работы будут малоэффективными.

Итак, внимание зависит от динамики работоспособности, следовательно, начало рабочего дня, недели и года должно быть по возможности облегченным. Важно помнить, что с наступлением утомления внимание резко ухудшается, как, впрочем, ухудшается работа всех познавательных процессов. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Человек не может вовсе избежать утомления, но должен стремиться к тому, чтобы отдалить его наступление и самое главное, предупредить возникновение переутомления! Опасность переутомления в том, что оно сказывается на общем состоянии его здоровья. При нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности.

Важное значение для функционирования внимания человека, особенно ребенка, имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни человека, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Важное условие в борьбе с невнимательностью - соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Так, для младших школьников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, для подростков и взрослых - 7-8 часов. Недосыпание, постепенно накапливаясь, приводит к ухудшению внимания, памяти, работоспособности. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне.

Еще одной важной причиной невнимательности является неумение слушать. Многим мешают слушать плохие привычки:

  • 1. Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее, чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем, когда будут произнесены слова, наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается. В результате в нем оседает лишь несколько слов, и мы теряем смысл сказанного.
  • 2. Нам кажется, что это мы уже знаем, поэтому мы перестаем слушать.
  • 3. Мы смотрим, а не слушаем: сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.
  • 4. Мы слушаем, будучи все время занятыми; мы пытаемся слушать, распределяя свое внимание между газетой, радио или телевизором, а это не у всех получается.
  • 5. Мы не вдумываемся в смысл сказанного, отвлекаемся на слова, игнорируя мысли.
  • 6. Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказывать мнение, противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, мы бессознательно чувствуем, что слушать рискованно, ведь мы можем услышать нечто такое, что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем воспринимать говорящего и начинаем мысленно планировать свой ответ.

Т. Рибо доказывал в своей теории эмоций, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особо тесную связь Рибо видел между эмоциями и произвольным вниманием. Действительно, эмоции регулируют внимание и деятельность. Устойчивость внимания и эффективность деятельности зависят от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментально получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Установленная им зависимость показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения.

Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильное разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Многие жалуются на невнимательность при работе с текстом. При работе с текстом у человека может наступить привыкание к материалу, следовательно, мы не читаем, а узнаем текст, значит, пропускаем ошибки. Особые приемы, снимающие напряжение внимания и ошибочность, применяются в различных видах проверки текстов в учебной и профессиональной деятельности.

  • 1. Многократное чтение работы без перерыва с целью проверки приводит к пропуску значительного количества ошибок, когда мы не столько прочитываем, сколько узнаем. Возрастание перерывов между проверками текста работы уменьшает привыкание к тексту.
  • 2. Новое графическое предъявление (изменение шрифта, цвета печати, переписка другим почерком и т.п.) снимает привыкание к тексту, и мы начинаем видеть ошибки, которые до этого пропускали.
  • 3. Невозможно одновременно контролировать различные стороны текста (проверять грамматические, стилистические, смысловые ошибки). При проверке необходимо читать несколько раз, каждый раз определяя себе новую задачу. Одно чтение - одна задача.
  • 4. Высокое качество проверки достигается при его контроле двумя-тремя различными людьми, например, автором, редактором, рецензентом. Экспериментально доказано, что одно независимое чтение текста двумя людьми эффективнее трех или четырех чтений этого текста одним человеком.
  • 5. Полезно в работе повторение инструкции, проговаривание вслух своих действий.

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Развитие детского внимания – эторазвитие организованности ребенка, начинающееся в раннем возрасте при первомсоциальном контакте с окружающими его людьми. Приспосабливаясь к данной среде, ребенокформирует и развивает социальное поведение личности. В течение первых месяцевжизни присутствует только непроизвольное внимание, поскольку оно являетсяврожденным. Дети реагируют лишь на внешние воздействующие факторы. Реакция происходит,когда резко сменяются раздражители (изменение температуры, внезапный громкийзвук и т.д.)

В возрасте пяти-семи месяцев ребенок уже рассматривает какой-либопредмет в течение достаточно длительного промежутка времени и изучает его на ощупь. Особенно это применимо к ярким предметам.

На первом–втором году жизни у ребенка возникает ориентировочно-исследовательскаядеятельность, что в будущем служит для него средством развития произвольноговнимания.

Люди,входящие в окружение маленького человечка, сами направляют его внимание ируководят им посредством определенных стимулов. Таким способом взрослые наделяютребенка теми инструментами, которые впоследствии помогают ему овладевать своимвниманием, что начинает происходить в период освоения речи. Малыш сначала управляетвниманием других людей, а потом и своим тоже.

В возрасте четырех с половиной-пяти лет дети направляютсвое внимание под воздействием установоквзрослых. Проявлять внимание под влиянием самоинструкции они начинают уже впять-шесть лет.

У дошкольников внимание достаточно неустойчиво. Оно носит скорееэмоциональный характер, поскольку дети еще плохо владеют своими чувствами. Современем путем волевых усилий и упражнений ребенок самостоятельно управляетсвоим вниманием.

Игра, выступаяв роли основного вида деятельности, занимает главное место в развитии вниманияу дошкольников. Игровые занятия развивают интенсивность внимания, его концентрированность и устойчивость.Исследования психологов показали, что время игры у шестилетнего ребенка намногопродолжительнее, чем у трехлетнего. Оно может достигать часа, а в некоторыхслучаях даже больше.

Произвольноевнимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности. Устойчивостьвнимания начинает увеличиваться после трехлетнего возраста и к шести годам характеризуетсяотносительно высоким уровнем. Это один из главных показателей «готовности кучебе».

Развитие произвольного внимания у школьников

В школьном возрасте различие между произвольным инепроизвольным детским вниманием становится все более ощутимым. Свое развитие произвольноевнимание получает в процессе воспитания и обучения. Большое значение имеетформирование интересов ребенка и приучение его к систематизации труда. Особаяроль отведена школе, где ребенок формирует усидчивость, способностьконтролировать поведение, приучается к дисциплине.

Произвольноевнимание у школьников проходит через несколько стадий.

Впервых классах у детей преобладает в большей степени еще все-таки непроизвольноевнимание. Они не умеют полностью контролировать свое поведение. К старшим же классампроизвольное внимание достигает высокогоуровня. Дети уже продолжительное время занимаются определенной деятельностью, контролируютсвое поведение. Кроме того, в связи с расширением круга интересов и приучением ксистематическому труду, детское произвольное внимание продолжает активно развиваться.Объем, концентрация и устойчивость внимания увеличивается тогда, когда увеличиваетсятемп роста умственного развития детей (к 10-12 годам).

Периоды в образовании произвольного внимания

В образовании произвольноговнимания выделяют 3 периода:

  1. Влияние воспитателя имеетраспространение только на простейшие чувства ребенка, к которым можно отнести: врожденнуюлюбознательность, чувство страха, эгоистические стремления и пр.
  2. Внимание поддерживаютчувства вторичного образования: самолюбие, чувство долга, соревнования и пр.
  3. Внимание поддерживаетсяпривычкой. Человек, который воспитаниюне поддается, никогда не дорастет до третьего периода. Произвольное внимание утаких людей – явление редкое и прерывистое. Стать привычным оно не может.

Что способствует развитию внимания

Развитию произвольногодетского внимания способствуют:

  • ясная постановка задач и создание четкого представления орезультате, к которому стоит стремиться;
  • развитие наблюдательности;
  • воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качествувыполняемой работы;
  • систематическое повышение объема, продолжительности и сложностиучебных занятий;
  • трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка;
  • воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.

Развитие произвольногодетского внимания тесно связано с развитием полноценной интеллектуальной ипознавательной деятельности ребенка, его мотивацией и волей. Развиваются эти качествав течение долгих лет. Это требует много усилий и терпения.

Качественные иколичественные показатели внимания помогают увеличить специальные занятия и упражнения.Лучше всего они осваиваются в форме игры. Проводить их стоит не только в специальноотведенное для того время, но и например, во время выполнения домашних дел иливо время пешей прогулки. При этом взрослые должны быть заинтересованы в успехахи достижениях ребенка, иначе никакого результата достичь не получится. При выполнениитребуемых условий у ребенка появляется способность все чаще работать безотвлечений, его внимание становится привычным, возникает сразу и без усилий.Вместе с этим ребенок формирует общую способность удерживать внимание на том,что требуется, то есть развивается внимательность.

Что еще влияет на качество произвольного внимания?

На качественные характеристикивнимания воздействуют также и физиологические изменения в детском организме. В13-15 лет дети быстро утомляются и часто раздражаются, что, естественно,приводит к снижению качества внимания. Причиной плохого внимания может стать иухудшение здоровья, плохое питание или недостаток сна.

Благоприятное воздействие на развитиепроизвольного внимания оказывают регулярные спортивные занятия. Помимо того,что физическая нагрузка укрепляет иммунитет, она еще и способствует выработкеумения сосредотачиваться.

Свойствавнимания поддаются развитию и это обязательно нужно делать. Главная роль,несомненно, принадлежит нам - взрослым, находящимся в окружении детей. Ну ивсегда помните о том, что каждый ребенок индивидуален. У каждого процессразвития произвольного внимания протекает по-своему, что требует сугубо индивидуальногоподхода.

Раститездоровыми и внимательными!

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за , не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как . Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания.