Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Происхождение собак, японские аборигены акита и сиба-ину. Примитивные породы собак

У японцев есть пословица: «Если Вы любите цветок, то полюбите и горшок, в котором тот растет». Если мы любим наших четвероногих домашних питомцев: собак, кошек, лошадей и всех тех, кого приручили, мы будем постоянно стремиться узнать как можно больше обо всем, что с ними связано, чтобы понять, о чем говорят заглядывающие в душу глаза, которые ловят каждое наше движение.

Почти все аборигенные японские породы собак по типу относятся к шпицам. Исключение составляет только , которая не считается полностью аборигенной породой. Как пишет Барбара Буйе (Barbara Bouyet) в книге «Акита – сокровище Японии», большинство японских пород собак являются шпицами или «северными собаками» и имеют сходные физические характеристики: небольшие стоячие уши, хвост, свернутый колечком на спине, короткую «двойную» шерсть (с жесткими покровными волосами и густым подшерстком) и голову в форме треугольника.


Различия между ними незначительны и касаются размера, цвета шерсти, области их использования и других дополнительных характеристик. В самой Японии из-за такого большого сходства местные породы собак подразделяют на три группы:

Крупные – ,
среднего размера – кай, кишу, айну и шикоку,
мелкие – сиба.

Названия большинства японских пород восходят к конкретным районам и областям Японии, откуда они происходят: префектура Акита на острове Хонсю, провинция Тоса (прежнее название префектуры Коти) на острове Сикоку (прежнее написание в старой русской орфографии Шикоку), острова Хоккайдо и Сикоку. Единственная порода, которая не соотносится с определенным районом Японии – это сиба-ину. В названии японских собак вторую часть составляет «ину» (иногда его синоним «кен», как в прежнем названии «хоккайдо-кен», которое заменили на «хоккайдо-ину» в 1937 г., эта порода также известна как «айну-кен» или просто «айну») – японское слово, означающее "собака". Таким образом, названия японских пород означают «собака из Акиты», «собака из Коти», «собака из Шикоку» и т.д.

Первоначально как акита-ину, так и тоса-ину были чистокровными японскими аборигенными собаками, но впоследствии их скрестили с западными породами собак. Строго говоря, в настоящее время их нельзя считать чистокровными аборигенными японскими породами (особенно тоса-ину). Японский хин, японский шпиц и японский терьер не считаются аборигенными японскими породами. В 1928 г. была основана «Организация по сохранению японских собак» (Nihon Ken Hozonkai, сокращенно Nippo), признанная японским правительством как официальный орган, который занимается сохранением аборигенных японских собак, спасением их от вымирания. Первую выставку собак эта организация провела в 1928 г. В 1931 г. семь из десяти японских пород были объявлены в Японии национальными природными памятниками.

В годы Второй мировой войны количество собак аборигенных японских пород резко сократилось. В послевоенные годы, благодаря энтузиазму любителей и работе различных обществ по сохранению японских собак, удалось восстановить довоенное поголовье. В 1948 г. был создан Японский кинологический клуб (Japanese Kennel Club (JKC)), признанный японским правительством как «объединенная ассоциация для всех пород собак», который совместно с Nippo осуществляет деятельность по сохранению аборигенных собак Японии. Японцы очень ценят аборигенные породы собак, так как считается, что они обладают особыми качествами, которые ассоциируются с концепциями силы духа, послушания, преданности, храбрости и чувства собственного достоинства.

Темперамент японских собак отличается спокойствием, продуманностью действий и тактичностью. Их почти треугольной формы глаза с поднятыми внешними уголками глубоко посажены, что предполагает «дух, пылающий внутри». Другой отличительной чертой большинства аборигенных японских пород является их «молчаливость»: они лают только тогда, когда «есть о чем полаять». Это объясняется тем, что их разводили специально как охотничьих собак. Вместе с тем японские собаки очень нуждаются в постоянном человеческом обществе: щенки должны воспитываться в доме, а взрослых собак нельзя содержать на «заднем дворе», так как при этом у них развиваются личностные проблемы и их поведение может причинить очень большой ущерб. Японские собаки должны постоянно находиться в своей «человеческой семье», а изоляция их от владельца и членов его семьи вызывает у них большой стресс, что также объясняется долгой историей создания этих пород.

Древнейшие породы собак

В 2004 г. в статье «Генетическая структура чистопородных домашних собак» (Heidi G. Parker et al., «Genetic Structure of the Purebred Domestic Dog», “Science”, May, 2004) были опубликованы результаты генетических исследований 85 из 167 пород, зарегистрированных Американским кинологическим клубом (American Kennel Club), которые были проведены группой ученых под руководством Хейди Паркер. В результате этих исследований было установлено, что у некоторых, хотя и географически удаленных друг от друга, пород не произошло замещения определенных элементов генетической структуры, характерных для волка. Эти результаты подтвердили предположения некоторых ученых о том, что в древности ранние собаки-парии, происходящие из Азии, вместе с кочующими группами людей мигрировали как на юг Африки, так и на север, в Арктику.

В эту группу вошли северные породы, которые фенотипически напоминают волка – такие как аляскинский маламут и сибирская хаски. Они показали наибольшую генетическую близость к волку, который является непосредственным предком домашних собак. «Собаки из этой группы могут считаться лучшими представителями предкового генного пула собак» – говорится в статье. Таких пород среди исследованных оказалось 14. В эту генетическую группу вошли: басенджи (Центральная Африка), салюки и афганская борзая (Средний Восток), тибетский терьер и Лхаса Апсо (Тибет), чау-чау, пекинес, шарпей и ши-тцу (Китай), аляскинский маламут, сибирский хаски и самоедская собака (Арктика), акита и сиба-ину (Япония). Ученые также отметили, что всего в мире насчитывается около 400 пород собак, а исследовано было только 85, поэтому не исключено, что в ходе дальнейших исследований будет установлено, что существуют и другие древние породы собак.

Примитивные собаки

Любителям японских аборигенных пород, таких как акита и сиба-ину, известно, что их относят к так называемым примитивным породам собак.

Международная кинологическая федерация (FCI) классифицирует в качестве примитивных пород все северные породы собак, европейского и азиатского шпицев, некоторые породы борзых и тайского риджбека. В пятой секции 5-ой группы, которая озаглавлена «Европейские и азиатские шпицы», перечислены такие породы как: китайский чау-чау, немецкий евразиер (ойразиер), корейский джиндо, семь японских пород – акита, хоккайдо, японский шпиц, кай, кишу, сиба и сикоку, а также, в качестве «предварительно принятого», тайваньская собака (формосанская горная собака или просто формосан). Примитивные или аборигенные собаки – это псовые, которые сохранились в приближенной к первоначальной форме и эволюционировали без или при небольшой степени человеческого вмешательства. Они распространились по миру с древнейшими людьми, колонизировавшими новые земли, но при этом сохранили слабую связь с человеком. Во всех странах примитивные собаки имеют схожую, типичную морфологию, известную как «устоявшийся морфотип собаки-парии » (long-term pariah morphotype) – это строение тела, которым изначально обладало большинство других форм собак.

Для аборигенных собак характерна схожая с волком или лисицей внешность: голова в форме клина с сужающейся мордой, миндалевидной формы глаза, стоячие уши для оптимального улавливания звука и, возможно, регуляции температуры тела, а также длинный изогнутый хвост. Примером такого типа собак является австралийская собака динго, которая была завезена на австралийский континент из Юго-восточной Азии около пяти тысячелетий тому назад. Большинство примитивных собак имеют общие характеристики, обычно отсутствующие у пород домашних собак. У примитивных собак – единственный эстральный цикл в год, происходящий в пределах определенного сезона. Эти собаки издают характерные воющие звуки. Во время охоты примитивные собаки используют набор ощущений, получаемых всеми органами чувств, данными им природой для поиска добычи, так же, как это делает волк.

Они очень бдительны, и, если их содержат как домашних собак, обычно предупреждают хозяина о приближении постороннего задолго до того, как это почувствуют другие домашние собаки. Несмотря на столь выдающиеся качества, примитивные собаки часто считаются у себя на родине вредителями и лишены защиты, в то время как их перепись и регистрация, а также ведение племенных книг и регистров могли бы обеспечить защиту этих генетически уникальных пород от уничтожения и ассимиляции в популяциях бродячих и породистых собак. Там же, где человек оценил их уникальность и проявил заботу, собаки из аборигенных популяций собак-парий послужили основой для создания пород домашних собак, которых разводили в неволе в условиях, контролируемых человеком. Примерами таких пород являются басенджи или африканская нелающая собака, израильская ханаанская собака, корейская собака джиндо или хиндо, а также некоторые формы аборигенных японских пород, такие как акита-ину и сиба-ину, которые были признаны международными кинологическими организациями.

Острова, заселенные богами

Японию часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется не только ее географическим положением. Древнейшие письменные памятники Японии – «Кодзики» (переводится как «Записи о деяниях древности») и «Нихон Секи» (буквально переводится как «Записанные кистью анналы Японии») были записаны в VIII веке. В них, кроме исторических хроник, рассказывающих о событиях III-VIII вв., содержатся космогонические мифы.

Эти мифы рассказывают о сотворении Японских островов, которые в хрониках называются «страна Ямато» (переводится как «великая гармония, мир») – самоназвание Японского государства в период написание хроник, о Ками – духах, духовных сущностях, присущих природе и всему живому, о богах-прародителях и легендарных предках японского народа. Хроники свидетельствуют о том, что в Японии до эпохи Ямато был распространен культ богини Солнца. В мифах о боге творения Идзанаги и богине творения и смерти Идзанами рассказывается о том, что, заключив божественный союз, они создали восемь островов. После ухода богини Идзанами в Подземное Царство и ссоры божественных супругов богом Идзанаги были порождены новые боги, первой среди которых является богиня Солнца Аматэрасу Омиками (переводится как «великое августовское божество, озаряющее небеса») – легендарная прародительница японского императорского рода, мать легендарного правителя Японии, Ниниги, прапрабабка первого японского императора Дзимму, которая заселила Японские острова своими потомками. Так объясняется происхождение Японии и ее народа в японской мифологии. А как это происходило согласно научным данным?

Японский архипелаг был заселен людьми в конце Ледникового периода в эпоху японского палеолита, которая началась примерно 100.000 лет назад и завершилась 16.000 лет назад. В этот период Японский архипелаг не был цепью островов, так как все острова соединялись между собой, южный остров Кюсю соединялся с Корейским полуостровом узким перешейком, а северный остров Хоккайдо соединялся с Сибирью. В результате потепления примерно 6.000 лет назад (IV-II тыс. до н.э.) и таяния ледников уровень воды в Мировом океане поднялся на 5-6 м, и территория Японии стала островной.

Пока точно не известно, откуда первые люди пришли на Японский архипелаг, однако установлено, что они являются предками современного народа айну, который в древнейшую эпоху населял весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную часть Камчатки. Первые европейцы, увидевшие айнов в XVII веке, были поражены тем, что внешне айны были похожи на них самих. В отличие от большинства жителей Японии, которые были представителями монголоидной расы с желтой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы.

Древнейшие каменные орудия труда, обнаруженные на территории Японского архипелага, датируются 50-40-ым тыс. до н.э., но основная часть обнаруженных – 35-ым тыс. до н.э., и это считается временем заселения японских островов. В XIV-X тыс. до н.э. на Японском архипелаге возникла культура Дземон – условное название периода в истории айнов, который длился с XIV до IX в. до н.э. Период дземон-дзидай, что переводится с японского как «след от веревки», – «эпоха веревочного орнамента». Он получил название по орнаменту на глиняных сосудах и фигурках, который наносили с помощью веревки, намотанной на деревянную палочку.

Люди эпохи Дземон создали первые в мире керамические изделия, время создания которых было определено с помощью радиоуглеродного анализа, показавшего, что они были изготовлены приблизительно 16.000 лет назад, т.е. на две тысячи лет ранее, чем керамика, обнаруженная в Месопотамии. Хотя основным занятием людей культуры дземон были охота и собирательство, производство и употребление глиняных горшков, которые использовали для приготовления и хранения пищи, предполагает ведение оседлого образа жизни. Появление керамических изделий считается признаком начала эпохи неолита, поэтому, согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дземон соответствует неолиту. Несмотря на оседлый образ жизни этих племен, они только переходили к занятию примитивными формами сельского хозяйства, жили небольшими родовыми группами, а их поселения в основном расположены в районе морского побережья и по берегам рек на большом удалении друг от друга.

В конце эпохи Дземон на Японские острова прибыло несколько скотоводческих и земледельческих племен из Центральной Азии. Они говорили на алтайских языках и стали предками современных корейцев и японцев. На смену периоду Дземон в японской истории пришел период Яей (от японского яей дзидай), который, согласно новым методам исследований, датируется IX в. до н.э. – III в. н.э. По археологической периодизации стран Западной Европы период Яей соответствует бронзовому и железному векам. Условно назван «Яей» по названию населенного пункта рядом с Токио, где в 1884 г. была обнаружена керамика нового стиля, отличного от керамики цивилизации Дземон.

С появлением на архипелаге культуры Яей здесь стали развиваться заливное рисосеяние (привнесенное из устья реки Янцзы), использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Культура Яей распространилась на восток, но ей не подверглись острова Окинава и Хоккайдо, где сохранились традиции культуры Дземон, что послужило основой для развития социальной жизни айнов. Тремя основными символами культуры Яей являются бронзовое зеркало богини Солнца Аматэрасу, бронзовый меч и царская каменная печать.

Считается, что собаки прибыли на Японские острова вместе с людьми по двум регионально отличающимся направлениям. Первую группу составили собаки, которые пришли с предками айну – людьми культуры Дземон из южного Китая и Тайваня по цепи островов Рюкю. Вторая группа собак пришла из северо-восточной Азии через Корею вместе с людьми эпохи Яей. Современные аборигенные собаки Японии являются далекими потомками собак этих двух групп.

Заринэ Лоренцовна Арушанян


Если говорить о характерных чертах примитивных собак, то в первую очередь хочется выделить признаки их экстерьера и поведения. Примитивные собаки, или аборигенные отличаются сухостью, поджаростью, но не такой как у уиппета и всех борзых. Борзых человек создавал целенаправленно для быстрого, молниеносного бега. Это отменные бегуны, резвые и страстные в большей своей части. Их «вежливость», которую П. Мачеварианов характеризует как: «не соблюдение светских приличий, но то качество, когда она (собака) послушна - повинуется свисту и голосу охотника, не бросается ни на людей, ни на собак, ни на других домашних животных, несмотря на то, что азартна, жадна и злобна на дикого зверя» (Мачеварианов, 1876 (2006)), культивировалась параллельно со скоростными качествами. Аборигенные собаки не таковы. Посмотрите и пообщайтесь с тайским риджбеком, мексиканской голой собакой или фараоновой собакой! Это никаких признаков тяжести экстерьера как у молоссов, но и не с такой линией верха как у борзых. Это отстраненные собаки. С холодным темпераментом. Новичкам лучше не заводить таких собак. Лучшим правилом для их выращивания служат: Любовь, Терпение и Прощение. Так называемая «социализация» с аборигенами это не глупое знакомство со всеми в разных условиях, а точное понимание того, что искусственный отбор этих собак обошел. Другими словами, они жили возле человека с традиционными взглядами на жизнь, природу, религию. Отбор был. Но в первую очередь на жизнеспособность, витальность, стойкость к климату. Это те собаки, которые участвовали в древних ритуалах, эзотерических действах. Социализация это не накопление суммы знаний, не накопление опыта. Это строгое соответствие иерархии инстинктов стабильным факторам среды. Форма стабильности задается селекционерами. Если селекционер - человек из традиционного сообщества, то из века в век выращивание, кормление, лечение, общение, ритуальные мистификации принимают характер функционирования наследственных координаций. А как мы знаем, адаптивны только те формы поведения, включая научение, которые наследственно модифицируемы (Лоренц, 1973 (1998)).

Настороженность аборигенных собак - это их сущность. Их малоэмоциональность, но не такая как у чау-чау или японских акит, - то же самое! Примитивы малозвучны, молчаливы, но с богатыми обертональными красками в голосе в случае выказывания хозяину подчинения или просьбами дать еду, пойти гулять или при нападениях на разных животных. Их органы чувств «заострены» и «подточены» самой природой. Те полудикие условия проживания рядом с традиционными сообществами человека и создавали из века в век неприхотливую в климатическом плане собаку. Их кровеносная система особо адаптивна. Иммунная система достаточно сильна. В крови повышенное содержание (по сравнению с культурными, английского происхождения породами) эритроцитов, число осажденных эритроцитов и уровень гемоглобина (Kimura et al., 1992). Ушная раковина у всех аборигенов как у диких животных. Она высоко поднята над черепной коробкой. Ухо формы равнобедренного треугольника. В раннем онтогенезе, проблем с поднятием уха, т.е с переходом гиалиноого хряща в твердую форму, не наблюдается (по сравнению, например, с ризеншнауцерами, либо с любыми породами с типом конституции: грубый, рыхлый). Свойство вислоухости и связанной с ней депигментации (наличие белых пятен) и появления «шакальего подхалимства» свойственно для одомашненных форм. В процессе «ломки» поведения, морфо-физиологические изменения, указанные выше, проявляются у всех млекопитающих, от мыши до лисицы (Беляев, 1981). Так же мной в диссертации было показано изменение поведения у дикой водяной полевки (Arvicola terrestris L.) с наличием белых пятен (Брагин и др., 2002). Эти звери были менее агрессивны в тестах парного ссаживания и более игривы, а также значительно чаще проявляли разного типа обонятельные контакты, по сравнению с непятнистыми полевками. Причем, данные были получены как на особях рожденных в естественных условиях, так и в условиях вивария ИСиЭЖ СО РАН. Как я уже говорил, настороженность поведения аборигенных форм собак - базовая этологическая особенность. В чем же заключается эта настороженность? В чем её адаптивная значимость? ЗАЧЕМ она им? Приведу три примера. Это наблюдения за породными различиями в естеcтвенных условиях (никакого эксперимента) за мексиканской голой собаки стандартного размера и цвергшнауцером. Оба кобеля принадлежат мне.

1 случай. Мы гуляем в академгородке Новосибирска вечером весной. Как всегда собаки не на привязи. Гуляют свободно. Проходим мимо ресторана. На его крыльце какой-то мужчина. Собаки пробегают мимо рысцой. Вдруг, он подскальзывается и резко подпрыгивает и чуть не падает удерживаясь с трудом на ногах. Каково же было поведение собак двух противоположных по происхождению пород? Одна - абориген, вторая - культурная немецкая порода, берущая свое начинание с 19 века от дворняги западных земель Германии - миттельшнауцера. Абориген ТАК отскочил!!! Скорость отскока огромная. За долю секунды он отлетел на 10 метров и остановился молча в настороженной позе ожидая дальше лишь дальнейших изменений во внешней среде. И, в случае дальнейшей опасности, Викинг (так зовут этого аборигена) просто отбежал бы дальше. Шнауцер повел себя как и подобает собаке, отнесенной МКФ к служебной группе пород. Он тут же зарычал с клокотом в горле. Весь напрягся и поставил шерсть гребнем от затылочного бугра до основания хвоста! Он приподнялся на цыпочках. Не отбегая! Всем своим видом он говорил: «Что происходит? Эй? Слышишь что? Спятил? Сейчас получишь у меня!».


2 случай. Мы идем с кобелями по лесу академгородка. Я с коляской, где спит мой 2-й сын. Сзади нас догоняют два человека с двумя немецкими овчарками и крупной дворнягой. Я решаю их пропустить, чтобы потом спокойно также дальше идти гулять. Кcоло (мексиканца) беру на поводок. Он с мощными охотничьими инстинктами, но на человека совершенно не ориентирован агрессивно. Цверг бегает рядом. Когда собаководы подошли близко я узнал их. Мы встречали их прошлым летом. Я воскликнул: «О, старые друзья!». И мы решили отпустить собак побегать, чтобы они пообщались. Хозяйка немца-кобеля сняла с него намордник и отцепила поводок. Ксоло подбежал к немцу и остановился за 5 м в напряжении изучая огромного чепрачного кобеля, зачуяв что-то неладное, то ли по запаху, то ли визуально и аккустически. А в это время, мой белый цверг уже стоял под брюхом этого кобеля и как обычно пытался доминировать со всеми сопровождающими позами и жестами и звуками, яко бы говоря: «Эй, слышишь, ты откуда? А? Кого знаешь, а? Вали вон! Я сейчас тебе надеру зад!». Немец как рванул его!!! Как тряпку!!! Быстро разняли. Лечил недельку. Швы и дренаж удалось избежать слава Богу!

3 случай. Возвращаемся из леса с прогулки. Нужно пройти через дворы. Цверг бежит рядом, а ксоло на поводке-удавке. Мы поравнялись с углом дома, где обычно проходим. И вдруг ксоло, идя слева на удавке, начал уходить с силой и настойчиво вперед-вправо. А угол дома слева. Ксоло был настолько настойчив, что я уступил и пошел за ним. Свернув вправо я посмотрел, что там слева-то было? Там ничего особенного не было, только на 3 этаже кирпичной 4-х этажки меняли оконные деревянные стеклопакеты на пластиковые. Это насторожило аборигена! А цверг совершенно не обратил внимание на опасность свыше и отважно как солдат гордо семенил рядом со мной домой.
Эти естественные данные показали, что аборигены постоянно находятся в базовом состоянии осторожности. У них повышена мотивация страха. Собак примитивных пород нельзя воспитывать как собак служебных пород. То есть, если ротвейлер или ризеншнауцер требуют четких доминантно-субординантных отношений, и в случае потери и ослабления этой связи и ослабления привязанности к хозяину, метод дрессировки будет основан в том числе и на физическом воздействии на собаку, что при необходимой степени воздействия не повлияет на привязанность к хозяину, то на аборигенов с их повышенной мотивацией страха, как базы для сверхосторожности, такая метода не повлияет положительно. Только последовательная мягкость в отношении собаки-аборигена создадут и привязанность к человеку и необходимые иерархические отношения! Примитивы сканируют окружающую обстановку постоянно. Их органы чувств поразительно настроены на такое сканирование! И нельзя сказать, что аборигены «туповаты как борзые». Во-первых, борзые традиционно не воспитываются в духе служебников, об этом писал и Л. Сабанеев и П. Мачеварианов. Служебно-рабочая дрессура напрочь может заглушить поимистость зверя. Ольга Бондарева в своей прекрасной книге «Жизнь в четырех собаках» (2010) удивительно четко, подробно и с огромной любовью описывает поведение русской борзой как интеллектуального существа с прозорливостью, смекалистостью, определенной долей хитрости и мн. другими качествами нашей исконно русской породы! А что касается аборигенных пород, то мой Викинг (мексиканская голая) зимой в Сибири СПЕЦИАЛЬНО пытался показать моему шнауцеру как перебираться по доске через канаву с трубами в земле. Данное видео есть в моей соц. группе «Этология, зоопсихология в Новосибирске» https://vk.com/videos-56579919?z. А однажды я был свидетелем, как Викинг, как обычно, вместе со шнауцером, своим другом, напали дома на кота. Кот всегда провоцирует, нападает, и убегает в спальню, куда собаками вход воспрещен. Табу! И вот кот, попал в две пасти и восемь лап двух моих собак, затеял кучу-малу, и не успел даже выбежать из кухни в спальню, т. к. за долю секунды мексиканец просто-напросто молниеносно ЗАРАНЕЕ сэкстропалировал и перекрыл телом выход с кухни! Повторяю, это было внезапно, молниеносно и впечатляюще по своей методике! И каков бы не был шнауцер со своей культурной селекцией в генах, НЕ ОН перекрыл коту выход, ЗАРАНЕЕ предвосхитив ситуацию. Думаю, что в знаменитой модели оценки умственных способностей животных чл.-корр. АН СССР Л.В. Крушинского (Крушинский, 1986) аборигенные породы собак заняли бы место где-то между врановыми и волком.

Аборигенные породы собак — те которые на протяжении своей истории сохранили чистокровность. Существует два вида: примитивные и культурные. Первые живут и размножаются относительно свободно, другие под строгим контролем заводчиков для сохранения чистокровности.

В современном собаководстве аборигенными считаются только примитивные собаки. Обычно сосредоточенны на конкретной локации, лучшим местом для сохранения чистокровности примитивных являются острова, где нет других пород. Такие собаки сохраняют сильные генетические связи с древними особями, от обычных отличаются как внешностью так и характером.

Список аборигенных пород

Не стоит искать аборигенных пород собак, можно искать только чистокровных примитивных представителей в отдельно взятых регионах. Такие собаки развивались полностью без участия человека либо почти без него. Можно найти отдельных представителей аборигенных псов по всему миру, относительно их не так уж и много.

Группа парии

Это полудикие собаки неизвестного происхождения. Распространены по всему миру, в странах СНГ их чаще называют дворнягами или бродягами. Список собак-парий, которые можно назвать отдельными породами, а не обычными метисами:

  • Асо (Филиппины);
  • Бали-дог (Полинезия);
  • Басенджи (Центральная Африка);
  • Ханаанская собака (Израиль);
  • Джиндо (Корея);
  • Динго (Австралия);
  • Динго (Тайланд/Северо-восточная Азия);
  • Индийский шпиц (Индия);
  • Хой (Северная Африка);
  • Перуанская орхидея Инков (Перу);
  • Вьетнамский Фу Кок (Таиланд, о-в Фу Кок);
  • Сантальская собака (Индия);
  • Сика (Северная Африка);
  • Новогвинейская поющая собака (Новая Гвинея);
  • Теломиан (Малазия);
  • Ксолоитцкуинтли (Мексика).

Они в течение многих поколений живут рядом с человеком, но, в отличие от домашних, размножаются самостоятельно, без селективного вмешательства человека. В популяциях этих собак идет жёсткий естественный отбор, отбраковывающий все нежизнестойкие формы. На самом деле они не являются дворнягами в обычном представлении.

Северные шпицы

Эти аборигенные породы характерно локализируются в северной, более холодной части планеты. В старину собаки данной группы использовались для пастьбы оленей и другого крупного рогатого скота. К аборигенным относят:

  • Айну (Япония, о.Хоккайдо);
  • Шведский лаппхунд (Финляндия, Швеция);
  • Финский шпиц (Финляндия);
  • Исландская (Исландия);
  • Канадская инуитская (Канада);
  • Карельская медвежья (Финляндия);
  • Каи (Япония);
  • Кишу (Япония, о. Хонсю);
  • Норвежский лундехунд (Норвегия);
  • Норвежский бухунд (Норвегия);
  • Шиба ину (Япония, о. Хонсю);
  • Шикоку (Япония);
  • Гренландская (Гренландия);
  • Эскимосская (Арктика).

Многие аборигены данной группы находятся под защитой государственных властей, как историческая память. Некоторые из них весьма популярные, но несколько пород на грани вымирания.

Средиземноморские остроухие

История данных пород аборигенных собак насчитывает от 2500 до 5000 лет. Европа в те времена не была настолько цивилизованной и псы использовались в рабочих целях, инстинкты у средиземноморских аборигенов к охоте сохранились до сих пор.

  • Чирнеко дель Этна (Сицилия);
  • Ивисская собака (Майорка);
  • Итвина (северная и восточная Африка);
  • Фараонова собака (Мальта);
  • Португальский поденко (Португалия);
  • Андалузский поденко.

Собаки очень редкие, а соответственно дорогие. Селекционеры смешивают аборигенов с другими породами для усовершенствования внешнего вида или здоровья, не думая о последствиях. Примитивные собаки европейских остроухих практически не сохранились.

Борзые

Группа охотничьих собак, которые для преследования добычи редко используют нюх. Их задача быстро бежать при этом наблюдать за перемещением преследуемого объекта. Лучшими охотниками среди борзых считаются именно аборигены, гены древних собак хорошо сохранили это рабочее качество. Примитивные особи можно найти среди таких пород:

  • Афган (Афганистан);
  • (Северная Африка);
  • Греческая борзая (Греция);
  • Слугги (Арабия);
  • Салюки (Иран).

Аборигенные породы бывшего СССР

Разведение собак заводчиками на продажу развилось на территории восточной европы и средней азии относительно недавно. Это позволило многим породам собак свободно развиваться и размножаться в своей породистой среде. Чтобы найти настоящих аборигенских собак нужно поездить по регионам, но они все таки есть:

  • Восточно-сибирская лайка;
  • Кавказская овчарка;
  • Средне-азиатская овчарка;
  • Западно-сибирская лайка;
  • Русско-европейская лайка;
  • Карело-финская лайка;
  • Тайган (Киргизская борзая);
  • Чукотская ездовая (Чукотка);
  • Камчатская ездовая (Камчатка);
  • Амурская лайка (бассейн р. Амур);
  • Оленная собака (п-ов Ямал);
  • Якутская лайка (Якутия);
  • Самоедская собака;
  • Русская псовая борзая.

Отличить настоящих примитивных породистых псов аборигенов могут отличить только опытные заводчики. Рядовому собаководу остается надеяться на добропорядочность специалистов при покупке. С другой стороны аборигенных собак не рекомендуется брать неопытным собаководам. Современные заводчики понимают угрозу исчезновения аборигенных особей, поэтому у этих собак есть будущее.

Введение

Все началось еще в каменном веке. Когда человеческая популяция увеличилась и расширила свои географические границы, появилась новая экологическая ниша для животных в виде груд мусора вблизи поселений человека. Идея, что волки были одомашнены через адаптацию при поедании человеческих отходов, была предложена Реймондом Коппингером (2001) и основана на археологических и зоологических данных, и наиболее правдоподобно объясняет то, почему и как волки превратились в домашних собак. Взятие и ручное выкармливание щенков как компаньонов, возможно, также способствовало этому, но оно стало возможно практически только после того, как «помоечный» волк изменился настолько, что стал более смирным и «совместимым» с жизнью возле людей. В начале в условиях умеренно южной среды люди особо не нуждались в собаках, кроме как компаньонов или в качестве источника мяса. Скорее всего это произошло в Юго-Восточной Азии (Olsen, S. J and JW Olsen. 1977; Savolainen, 2002). Обычай есть собачье мясо — очень старый в Юго-Восточной Азии и Китае, и до сих пор широко распространен. Когда оба вида начали заселять регионы с неблагоприятной окружающей средой и резкими сезонными изменениями, такие, как засушливые равнины, высокие горы, бореальные леса, тундры и полярные пустыни, они стали нуждаться друг в друге для выживания. Это стало особенно очевидно на севере, где люди и собаки просто не могли выжить друг без друга. Сначала просто охота, затем охота в сочетании с содержанием домашних травоядных млекопитающих открыли новые направления для применения и эволюции собак. В процессе этого собаки изменились, стали более дружелюбными, стали меньше бояться людей, менее хищными, более разборчивыми в своих взаимоотношениях с другими видами животных, и стали лучше общаться с людьми эмоционально, физически и во время работы. Их анатомия также изменилась в результате адаптации к местным условиям и различным видам деятельности. После того, как собаки полностью одомашнились, они претерпели дальнейшие эволюционные изменения в различных частях мира, собаки значительно повлияли на продолжающееся увеличение плотности и расширение человеческой популяции.

Реймонд Коппингер (2001) наблюдал жизнь диких собак и их отношения с местным населением в Африке. Он назвал их «деревенские собаки». Остается не ясным были ли эти собаки дикими местными (коренными) или помесями с импортированными из других стран собак. В этом контексте этот вопрос имеет второстепенное значение, так как любые домашние собаки, если они были брошены, могут вернуться к подобной жизни при условии, что климатические условия достаточно мягкие и нет волков. Как объясняет Коппингер, деревенские собаки и жители сосуществовали без антагонизма и собаки были бесхозные. Они занимали одно и то же пространство, как мы живем рядом с другими животными-комменсалистами. В этих отношениях людей и деревенских собак, однако, присутствовал один важный дополнительный момент. Хотя люди не были владельцами этих собак, они легко переносили их близкое присутствие, и кроме того, Коппингер видел, как собаки ели еду, которую им иногда давали. Они также звали собак, чтобы преследовать и убивать мелких хищников, и совместно занимались этой деятельностью. Эти две формы взаимодействия с собаками, кормление и охота, являются важными факторами, способствующими эволюции от «помоечного» волка к диким собакам, и далее к собакам, специализирующимся на различных видах деятельности и полезных для людей. Похожие отношения между местным населением и коренными дингоподобыми дикими собаками до сих пор сохраняются на обширных территориях сельских районов Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Это то, на что были похожи отношения австралийских аборигенов и динго, когда туда впервые прибыли европейцы. Эта старая форма отношений между бесхозными собаками и людьми легко возникает вновь при благоприятных условиях, когда брошенные собаки возвращаются к дикому образу жизни. Основная поведенческая адаптация собак диких или нет, чтобы выжить, — это оставаться рядом с людьми, которые обращаются с ними достаточно любезно и кормят их по крайней мере иногда. Все естественные типы собак, специализирующиеся на выполнении конкретной работы, развились естественным образом из более примитивных дингоподобных диких собак, именно поэтому мы называем их естественными породами. Они по-прежнему сохраняют многие дикие черты своих предков, собак, приспособленных к «дикой» жизни. В то же время они обладают уникальными рабочими качествами, которые стали их новыми адаптациями для выживания, активному сотрудничеству с людьми и помощи им в охоте, управлении другими животными или работе в упряжке. Это стало решающим фактором для выживания обоих видов в экстремальных условиях. Уникальность собаки заключается в ее чрезвычайных когнитивных способностях, что позволяет этому животному участвовать в нашей жизни эмоционально на работе и на досуге. Такая специфическая адаптация собак для жизни с людьми и влияния на них в свою пользу позволила собакам придать себе значение в человеческом обществе. Этот своеобразный признак не может быть прослежен непосредственно в палеонтологической летописи, но древние совместные захоронения людей с собаками и артефактами свидетельствуют о том, что трансформация волка в собаку была завершена уже 15000 лет назад. Собаки и люди заключили договор с дикой природой, и с тех пор они вместе противостояли всему миру. Естественные собаки приспособились жить с людьми и служить им, и в то же время остались членами местной географической фауны — пока развивающаяся и расширяющаяся цивилизация не начала уничтожать их всех.

Когда увеличилась популяция людей и появились древние цивилизации, собаки постепенно потеряли свою свободу выбора и стали частью общества собственников. В результате этого возможности собак влиять на наше поведение уменьшились, но со все возрастающей скоростью продолжились их эволюционные изменения, потому что люди стали разводить собак в изолированных группах и сознательно изменять их. Так был создан новый тип пород, который можно назвать культурными (искусственными, созданными человеком). Культурные породы стали более одомашненными, более покорными и легче обучались новым видам работ. Их внешний вид также изменился, став более разнообразным, поскольку конкретные черты внешности, помогавшие различать породы, стали выгодными. Культурные породы становились все более популярными, заменяя естественные породы, которые были вынуждены отступить на обочину цивилизации; некоторые из них до сих пор сохранились в районах, удаленных от густонаселенных, экономически развитых центров цивилизации.

И, наконец, с конца XIX века и далее разведение собак для выставок изменило их роль еще раз; взаимодействие между собаками и людьми во время охоты и других работ было в основном ликвидировано, наряду с большим эмоциональным обменом, который сопровождает эти виды деятельности. Собаки с радостью разделяют с людьми все виды физической активности, но многие не любят выставки, где конкурс собак заменился соперничеством владельцев. Собаководы стали заводчиками-селекционерами, похожие на селекционеров других организмов, таких, как золотая рыбка, змеи, грызуны и декоративные растения. Охотничьи и другие рабочие породы прошлого стали чистокровными домашними любимцами горожан, и старый договор с дикой природой был нарушен. Хотя некоторые охотничьих и других служебных собак по-прежнему разводят и используют согласно их первоначальному назначению, популярность выставочных и собак-компаньонов растет во всем мире. Они численно превосходят, засоряют генетически и поглощают не только примитивных аборигенных собак, но и те культурные породы, которые еще работают по своему назначению.

История одомашнивания собак, со всеми ее породами, — это ничтожно короткий срок по сравнению с историей жизни на Земле. Это может вызвать вопрос: зачем беспокоиться по поводу эволюции собак и пород собак? Адаптивные и экологически значимые изменения генетической структуры природных популяций являются частью эволюционной биологии. Они — микроэволюционные явления. Хотя собаки живут под контролем человека, их адаптивные изменения связаны с одомашниванием, и их успешная специализация для выполнения различных задач — интересные и увлекательные темы для микроэволюционных исследований.

Культура собачьих выставок, с ее концепцией чистокровных собак, была создана до появления генетики как науки. Даже после того, как генетики сделали ряд важных открытий в природных популяциях, заводчики породистых собак продолжали игнорировать обнаруженные факты превосходной жизнеспособности гетерозиготных особей. Всеобщая одержимость соперничеством на собачьих выставках противоречит здравому смыслу и сочувствию собакам, которые испытали на себе непреднамеренный результат генетического насилия, иногда в виде хронической боли, страданий и преждевременной смерти. Наиболее приспособленные собаки чаще всего гетерозиготные, они могут быть найдены среди естественных беспородных рабочих аборигенных собак, которые зарабатывают себе на пропитание охотой, пастьбой, тасканием саней или охраной. Поэтому я начну напоминать любителям собак об истории и значении открытий, сделанных при изучении генетики природных популяций.

Природные популяции

Для понимания эволюции важно понимание того, что наследственный материал передается в неизменном виде от одного поколения к другому; он не модифицируется благодаря жизненному опыту особи, который несет его. Грегор Мендель открыл основные законы генетики путем скрещивания сортов гороха в монастырском саду и в 1866 г опубликовал свою «Versuche über Pflanzen-Hybriden». Однако эта работа оставалась незамеченной на протяжении 30 последующих лет. Тем временем немецкий зоолог Август Вейсман заложил важную основу для дальнейшего понимания, настаивая на «непрерывности зародышевой плазмы», хотя в то время физического объяснения наследования еще не существовало. Работа Менделя была вновь открыта в 1900 г тремя исследователями независимо друг от друга, а в 1902 г Саттон признал, что поведение хромосом во время размножения точно соответствует «факторам» Менделя. Эту публикацию можно считать основным событием современной генетической науки. В 1915 г Т.Х. Морган с коллегами опубликовали «Механизм менделевской наследственности», детально изложив теорию наследственности. В 1920-х гг Сьюэл Райт, Р.А. Фишер и Д.Б.С. Холдан основали современную науку популяционной генетики. Эти открытия заложили прочную базу для теории эволюции Дарвина, которая затем стала основой современной биологии. Гены имеют все свойства, необходимые для объяснения эволюционного процесса: они представляют собой структурные единицы, они постоянны, но могут изменяться в результате мутаций, не смешиваются между собой, передаются в неизменном виде от родителей потомству, перетасовываются в каждом поколении и взаимодействуют множеством специфических способов, и, как правило, имеют максимальный положительный эффект в гетерозиготном состоянии. Таким образом, произошло слияние генетики, систематики и дарвиновской теории, в результате чего они стали одной объединенной биологической наукой. Понятие вида и подвида приняли свой современный вид.

Тувинская овчарка

Теперь вы понимаете как популяция, или система из нескольких генетически изменчивых субпопуляций, изменяются во времени и пространстве. Генетическое разнообразие — это нормальный атрибут природной популяции и результат сложного процесса с привлечением мутаций, генетической рекомбинации в мейозе, а также генетического обмена между субпопуляциями с помощью отдельных особей. Генетическое разнообразие в каждой популяции проходит проверку естественным отбором, и полезные гены и генные комбинации преимущественно передаются последующему поколению. Различия между природными популяциями могут быть описаны с помощью частот аллелей, вызывающие морфологические, поведенческие и другие вариации, возникающие различными способами, такими, как хромосомы с различным расположением генов или вариации ферментов или других белков. Недавний прогресс в методах ДНК-анализа предоставляет мощные инструменты для исследований и позволяет сделать детальные сравнения для установления родства между особями и географическими популяциями.

Лишь малая часть существующих генетических вариаций проявляется в форме, доступной для непосредственного визуального наблюдения; большинство из них остается скрытыми, так как они выражаются только в виде физиологических или поведенческих различий, в устойчивости к патогенам и т.д., признаках, которые могут быть проанализированы только в лабораторных или экспериментальных условиях. Многие количественные отличия, такие, как размер тела, пропорции частей тела, качество кожи, перьев или цвет волос и т.д. находятся под контролем нескольких генов, каждый из которых оказывает лишь небольшое влияние на фенотип. Большая часть наблюдаемого генетического разнообразия называется «нейтральным», потому что нам до сих пор не удалось найти каких-либо преимуществ или недостатков наличия определенных аллелей. Иногда незначительные изменения в последовательности ДНК не изменяют генный продукт вообще.

Гены с определенными эффектами выживания, плодовитости, выносливости и т.д. представляют большой интерес для биологов-эволюционистов, и им уделяется особое внимание. Каждый ген может иметь один эффект на фенотип с очевидным воздействием на приспособленность, но он также может иметь несколько эффектов на несколько различных признаков организма, некоторые из которых могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие в зависимости от окружающей обстановки. Кроме того система становится еще более сложной, потому что каждый ген действует не по отдельности, а во взаимодействии с другими генами, и тот же самый ген может быть вредным в одном сочетании, и выгодным или нейтральным в других. Вот так генетическое разнообразие внутри популяции служит буферной системой для воздействий окружающей среды и повреждающего эффекта вновь возникших мутаций.

Владимир Береговой — биолог, окончил Пермский государственный университет в 1960 г и защитил диссертацию в 1964 г, ему была присвоена степень кандидата наук Института биологии Уральского отделения Академии наук СССР, где он работал в качестве зоолога. Преподавал в Кубанском государственном университете в Краснодаре. Во время работы зоологом он путешествовал по Уралу, Западной Сибири, Поволжью, Казахстану и Северному Кавказу. В 1979 г Владимир Береговой эмигрировал с семьей в Вену (Австрия), а в 1980 г в США (штат Орегон). Он работал над рядом научно-исследовательских проектов в Государственном университете Северной Дакоты и в 1989 г стал главным аграномом в Департаменте энтомологии Университета штата Оклахомы, где он работал до выхода на пенсию в 2000 г. С 1991 по 1996 г, он импортировал 5 западно-сибирских лаек (3 кобеля и 2 суки). В настоящее время он живет со своей женой Эммой и любимой лайкой на небольшой ферме в штате Вирджиния. Владимир Береговой опубликовал несколько статей в популярных журналах и две книги: «Primitive Breeds-Perfect Dogs» и «Hunting Laika Breeds of Russia». Он также советник и куратор Общества примитивных и аборигенных собак (PADS), а также член редколлегии газеты PADS.

Шпицеобразные и примитивные собаки известны каждому. Иногда их еще называют аборигенными породами. Эти собаки отличаются от заводских тем, что появились на свет исключительно благодаря естественному отбору эволюционным путем.

Многие специалисты убеждены в том, что определение «примитивный» некорректно, однако в данном контексте ему есть синоним: «естественный», который полностью соответствует их происхождению и дальнейшему образу жизни.

Разнообразие шпицев и примитивных аборигенных собак возрастает с севера на юг, точно в соответствии с природой, как строго на юг возрастает и разнообразие дикой фауны в целом.

Причем в зоне своего обитания в полярной зоне ездовые собаки очень похожи между собой, в тундре их видовое разнообразие увеличивается, т.к. здесь живут и работают пастушьи собаки, охотничьи лайки, и т.д. А больше всего видов примитивов – в тропиках.

Преимущества

Это очень здоровые собаки, которые почти не страдают генетическими заболеваниями, свойственными заводским породам. Их крепкое здоровье – это результат многовекового естественного отбора, когда перед щенком стоит жесткий выбор: выжить или умереть.

Эти собаки от природы приучены к труду, который дает им пищу. Они обязательно должны периодически выполнять свои сторожевые, охотничьи или ездовые функции. В противном случае порода будет портиться, а собаки – болеть.

Шпицы и примитивы не требовательны к условиям жизни. Они легко выдерживают сильные полярные морозы и не нуждаются в особенной еде или витаминах, чтобы не заболеть. Их организм в самых жестких условиях работает, как часы.

Недостатки

Эти собаки чувствуют себя очень самостоятельно и самодостаточно. Они понимают, что практически не зависят от человека, не воспринимают его своим хозяином. Поэтому не особенно слушаются человека и плохо поддаются дрессуре.

Шпицеобразные и примитивные породы, как правило, обладают холодным темпераментом, они не стремятся идти на контакт, поэтому неопытному собаководу не стоит заводить такую собаку. Она требует очень много терпения.

Общие признаки

Шпицам и примитивным собакам свойственен сухой и поджарый экстерьер. Причем он естественный, природный, а не культивированный, как у борзых. Их тело сформировано таким образом тысячелетиями борьбы за выживание.

Шпицеобразные и примитивные собаки, как правило, молчаливы. Они практически не лают, а лишь иногда бурчат. У них хорошо развиты необходимые органы чувств: зрение, слух и нюх, прекрасный иммунитет, повышенное содержание эритроцитов в крови и пр.

Эти собаки, как правило, живут стаями, внутри каждой стаи существует своя система субординации и вожак, которому шпицы и примитивные собаки неукоснительно подчиняются.

Все шпицы и примитивы обладают высоким интеллектом, который развился в результате постоянной борьбы за своё существование, а также выполнения определенной работы: охоты, передвижения грузов в упряжке, охраны людей, материальных ценностей и пр.

Виды примитивных аборигенных собак

Этих видов – великое множество, упорядоченной научной классификации на сегодня не существует. Вот лишь некоторые из них:

1) Ездовые собаки, распространенные в тундре и полярных пустынях.

2) Оленеводческие собаки, живущие в тундре от Скандинавии до Дальнего Востока.

3) Шпицеобразные охотничьи собаки из Скандинавии, таежной части Сибири, Китая, Японии.

4) Собаки, охотящиеся на кроликов в Средиземноморье.

5) Вислоухие охотничьи собаки из Северной Африки, Ближнего Востока и Средней Азии.

6) Собаки, охраняющие скот по всей Евразии от Португалии до Монголии.

Породы шпицеобразных собак

Эти собаки обладают крепкой конституцией и гармоничным телосложением, у них загнутые к спине в виде спирали хвосты, острые стоячие уши и заостренная мордочка. Это традиционный образ собаки.

Приобретая собаку такой породы, следует помнить, что она создана не для развлечений на диванных подушках. Перед Вами настоящая рабочая собака, которой необходимы постоянные физические нагрузки, иначе она может заболеть.

Сегодня только в северных странах: России, Финляндии, Норвегии, шпицеобразных собак используют, как охотничьих или ездовых. В более теплых краях чаще всего они становятся компаньонами или просто декоративными собачками.

Ханаанская собака

Это единственная собака, которая была выведена в Израиле в 30-е годы прошлого века. На своей родине она и сегодня обитает в диком или полудиком виде. Это высокая, крупная собака, внешне похожая на большого шпица.

Ханаанская собака обладает прекрасным здоровьем, она способна быть сторожем, служить в армии или полиции, задерживать преступников или искать наркотики. Благодаря стабильной психике, её часто используют в качестве поводыря.

Финский лаппхунд

Это представитель арктических шпицеобразных собак, способных пасти стада оленей. У финского лаппхунда начисто отсутствует охотничий инстинкт, также он не может исполнять функции сторожа.

Сегодня эти собаки чаще всего используются в качестве компаньонов, они любят выступать в собачьих спортивных соревнованиях, на выставках, пригодны для поисково-спасательной службы. Этот лаппхунд – одна из самых популярных пород в Финляндии.

Итальянский вольпино

Этот шпиц родом из Флоренции. Его еще называют дворцовой собакой. Его предком был шпиц, живший в Европе в Бронзовом веке. «Вольпино» в переводе в итальянского значит «лиса». История породы начинается в 1901 году.

Собака имеет небольшое и гармоничное телосложение, обладает красивой приподнятой шерстью белого окраса. Имеет жизнерадостный характер, очень смышленая, любит играть, особенно с детьми. Прекрасный компаньон.

Ненецкая лайка

Эта лайка сохранила в себе все черты первобытных собак, сформировавшихся в европейской тундре после ледникового периода. Она широко используется для выпаса оленей и охоты. Специалисты считают ее ближайшей родственницей немецкого шпица.

Ненецкая лайка обладает крепким и легким телосложением, уравновешенной психикой, сможет быть напарником в полярных экспедициях и просто другом семьи. Это очень выносливая и здоровая собака, выполняющая заданную работу только на «отлично».

Немецкий шпиц

Эти собаки – прямые потомки европейских торфяных собак, обитавших на территории Европы в Каменном веке. Немецкий шпиц считается самой старой породой на континенте, от нее произошли многие другие породы современных и вымерших собак.

Как все шпицы, эта порода имеет прекрасное телосложение с развитой грудной клеткой. У них может быть самый разный окрас густой шерсти. У собаки спокойный, уравновешенный характер, её можно содержать в городской квартире.

Чау-чау

Это одна из древнейших пород сторожевых собак, её наименование переводится с китайского, как «лохматый лев». Она действительно похожа на льва, только маленького. Относится к категории шпицеобразных собак.

Чау-чау известны в Китае не менее 2 тысяч лет. В древности их использовали для охоты, для охраны стад оленей и даже в качестве ездовых собак. Разводили эту породу в буддистских монастырях. Сегодня чау-чау – популярные декоративные собачки.

Ямтхунд

Это большая шведская лайка, также относящаяся к шпицеобразным породам собак. Она предназначается для охоты на лося. Самостоятельная порода появилась в середине XX века, эти собаки очень похожи на своих норвежских собратьев, но крупнее них.

В былые времена ямтхунд ходил также на медведя и рысь. Он может выполнять обязанности пастушьей, сторожевой или ездовой собаки. В Швеции ямтхунда иногда используют на службе в армии и полиции.

Сибирский хаски

Эта аборигенная собака является одной из древнейших пород на земле и дальней родственницей шпицев. Она используется в качестве ездовой собаки, а также пришлась по вкусу россиянам в качестве компаньона.

Сибирский хаски средних размеров, его можно держать в квартире, но обязательно ежедневно выгуливать за городом. В России много клубов любителей сибирских хаски, где между этими ездовыми собаками проводятся соревнования в упряжке.

Аляскинский маламут

Еще одна мощная аборигенная ездовая собака, являющаяся одним из символов Аляски. Произошли маламуты, как и все шпицеобразные собаки, от волков. Это рабочая порода, которая до сих пор исправно исполняет свои обязанности в упряжке.

Особенность породы: маламуты почти не лают, как и их предки волки. Это очень выносливая собака, способная пережить многие тяготы. Обладает высоким уровнем интеллекта, но воспитывать ее нужно с самого раннего детства.

Акита-ину

Эта шпицеобразная порода была выведена в Японии. Сотни лет назад этих собак брали на охоту на крупного зверя, в т.ч. на медведя. Археологические раскопки показали, что подобные собаки существуют в Японии более 2 тысяч лет.

Акита обладает красивым густым и пушистым мехом, чаще всего с рыжим окрасом. Содержать ее можно, как в квартире, так и в вольере на улице, она неприхотлива. Японцы считают акиту-ину настоящим сокровищем Японии.