Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Ребенок 11 лет не хочет делать уроки. Что делать, если ребенок не хочет учить уроки

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг - объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого - шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала - первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.


Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка - дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки - тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.

Алла, добрый день! Помогите, пожалуйста, с советом, как не срываться на ребенка, когда он не может выполнить домашнее задание? Каждый вечер у меня начинается истерика. Я уже не говорю о том, что это все передается сыну. Мальчику 9 лет, помогать ему с домашними заданиями для меня ад, все эти нервы потом передаются и мужу в том числе. Каждый вечер я стала выпивать коньяк. Посоветуйте, как найти выход в этой ситуации?

Юля, домохозяйка.

Юля, все родители хотят видеть своих детей состоявшимися, успешными и счастливыми. Школьное обучение является одной из важных составляющих жизни ребенка. Школа будет основной частью его реальности 8-10 лет. Поэтому малышу нужно помочь адаптироваться , почувствовать себя комфортно и научиться достигать успеха (но тут ещё очень важно не подхватить синдром отличника , читайте об этом детальнее в нашей новой статье).

Глядя на изучаемый материал наших детей - младших школьников, мы недоумеваем: «Как малыш сможет это усвоить?». К сожалению, школьные программы написаны сейчас так, что у ребенка нет никаких шансов самостоятельно выполнить домашнее задание. Конечно, против системы образования мы в одиночку идти не сможем, но помочь своему малышу мы просто обязаны.

  • Поговорите с мужем.

Не пытайтесь решать эти вопросы в одиночку. Пригласите своего мужа к беседе и обсудите вместе те проблемы, которые существуют у ребенка. Мужчины мыслят совершенно по-другому и, я уверенна, ваш муж как «настоящий защитник» семьи озаботится этим вопросом, и вы придете к новым вариантам решения. Это большая ошибка, когда женщина пытается решать все сама. Вопросы о том, как воспитывать ребенка , должны всегда обсуждаться совместно с мужем.

  • Поговорите с ребенком.

Спросите у него, что он думает по этому вопросу: «Как вам организовать время для домашних заданий так, чтобы у вас в семье была радость?».

  • Вспомните, как вы делали уроки.
  • Соберите семейный совет (семейное собрание).

Очень важно, чтобы вы все вместе приняли участие в решении этой ситуации. Ребенок почувствует себя полноценным членом семьи.

  • Напишите план на неделю, как вы будете действовать в направлении: «Выполнение домашних заданий в радости».

Желательно, чтобы это план писал сам ребенок. Назначьте его "ведущим семейного совета". После того, как план будет написан и одобрен всеми участниками, назначьте дату следующего совета, например через неделю. Попросите ребенка подготовить к нему повестку, в которой он поделится успехами и расскажет, что получилось, а что нужно будет еще улучшить.

Это даст ребенку повод почувствовать себя самостоятельным и научит решать любые проблемы.

А не чувствовать себя неудачником, который приносит постоянно «плохие оценки» и каждый вечер отказывается выполнять домашние задания.

Главная задача родителей не в том, чтобы помочь вызубрить таблицу умножения и правильно решить задачу, а в том, чтобы научить ребенка учиться , фиксировать победы и идти к цели.

Что еще важно?

Когда садитесь выполнять домашние задания, вашей мотивацией не должно быть стремление угодить учительнице или получить хорошую отметку. Вместо этого научите ребенка самостоятельности и покажите ему, как можно побеждать трудности даже в маленьких делах.

Помните, что ребенок – это самый родной для вас человечек, а вы помогаете ему становиться зрелой личностью. Насилие и шантаж здесь не только неуместны, а даже наоборот, вызывают противоположный желаемому результат.

Запомните еще одно очень важное правило:

При выполнении домашних заданий недопустима никакая критика с вашей стороны.

Наоборот, больше хвалите ребенка, причем похвала должна быть справедливой . Наши дети отличные психологи и очень тонко чувствуют неискренность. Хвалите справедливо и замечайте все, даже самые маленькие успехи.

Не воспринимайте занятия с ребенком в качестве обязанности или каторги. Смотрите на них как на время своей жизни, когда вы можете пообщаться с малышом и открыть ему мир. При такой мотивации вы увидите изменения отношения вашего школьника к домашним заданиям, к вам и к школе в лучшую сторону .

Великий Франклин Рузвельт, который, несмотря на инвалидность, был президентом Америки четыре раза и показал себя как мудрый и великий правитель, имел с детства привитое чувство успеха, которое и порождает успех. Говорите с ребенком, вникайте в его переживания и проблемы. Какими бы маленькими они вам не казались, воспринимайте их со всей серьезностью .

Возможно, вас также заинтересует наша статья: "Ребенок и компьютер - где верный баланс в их взаимодействии?

С любовью, Алла Янсонс!

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце - на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: "У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!". Так что просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.


Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке , не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов, можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.


Второй пункт - контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с отпадает после третьего класса. Что все это значит?



У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов , которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВ(Г)" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.


У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВ(Г) реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.


Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт : младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не "отрастили" свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.



1. Расписание


Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.


2. Временные рамки выполнения задания


Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.


В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала - домашка, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.


3. Система поощрений


Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.


Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен. Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.


Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно.


Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания , так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори - это далеко не полный список.


Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.


Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!


Юлия Сырых.
Дизайнер. Писатель. Мама

Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?

Ребенок ленится

Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине - ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.

Ребенок боится неудачи

Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Ребенок не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Ребенку не хватает любви и внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают , и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.

В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.

Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.

В вашем браузере отключен JavaScript

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно

Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.

Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания. Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Как мотивировать ребёнка

Обязательно хвалите ребёнка - только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи. А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет. Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается оценок, то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение. Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много. Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Практические способы научить самостоятельной работе

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

Это интересно. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей. Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Видео: Обучаем малыша делать уроки самостоятельно