Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как справиться с нервным и не послушным ребенком и не сойти с ума? Что делать родителям, если их ребенок нервный и непослушный.

Всем привет! С вами Андрей Добродеев и сегодня поговорим, что делать если ребенок нервный и непослушный?

Довольно часто родители на приеме у психолога жалуются на своих детей,

говорят, что у них очень плохое поведение, я бы сказал:

«Неправильное поведение» , что они через чур грубы со своими родителями, легко раздражительны, плаксивы, часто впадают в истерики.

Вот именно об этом давайте сегодня и поговорим 🙂

Сразу хочу отметить, что не все «Трудные дети» больны и нуждаются в каком-то специальном лечении, просто есть родители, которые неправильно относятся к воспитанию и доводят их до нервного состояния. Читая статью дальше, вы поймете, о чем я сейчас говорю.

Итак, поехали…

Нервный ребенок, признаки.

1. Нервные дети много двигаются, их привлекает абсолютно все, НО ненадолго!

Пример: Ребенок взял игрушку в руки и тут же ее выкинул; сел смотреть мультики и через мгновение занялся другим делом; попросил, чтоб ему рассказали сказку, но не стал слушать ее до конца.

2. Много говорят. Задают вопросы, но не дожидаются ответа.

3. При усталости, а также при появлении нового человека становятся особенно возбужденными (могут начать кричать во все горло).

4. Дети могут страдать нервным тиком, заиканием, энурезом, бессонницей (разговоры во сне, плач и частые просыпания). Иногда даже возможна анорексия (потеря аппетита).

Почему ребенок становится нервным и непослушным? Основные причины.

Причина №1. Ребенок перенес ряд заболеваний или ушибы головы (если родители отнесутся к этому неправильно, то такое поведение может закрепиться). С такими детьми нужно реже ходить в гости, не нужно долго находиться на праздниках, им нужна спокойная домашняя обстановка.

Причина № 2. Когда родители сами становятся причиной того, что ребенок стал нервным и непослушным. Сейчас я об этом более подробно расскажу.

Пока я готовил материал к этой статье я насчитал целых 5 пунктов, о которых и пойдет речь дальше:

— Излишнее беспокойство за своего ребенка;

— Противоречие между родителями в воспитании;

— Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы;

— Детские страхи и не понимания родителей.

Итак, сейчас я быстро пробегусь по каждому из этих пунктов и в конце отвечу на главный вопрос данной статьи.

Родители — это главная причина!

Излишнее беспокойство. Чтоб было более менее понятно, давайте приведу пример: Мальчик Вася (4 года) стремится к самостоятельности, сам хочет одеваться, кушать и другое. Родители бояться за него (обольешь себя, разобьешь кружку, неправильно оденешь штаны и т. д.). Через чур ограничивают ребенка. А что происходит с ним? Ребенок естественно начинает протестовать, нервничать и если это происходит долгое время, то не к чему хорошему это не приведет.

Авторитарность родителей. Родители постоянно все запрещают ребенку без особых объяснений (почему, зачем). Что происходит с ребенком? Он обижается, боится родителей, становится забитым, несамостоятельным. А некоторые дети становятся лживыми и неискренними.

Противоречие между родителями в воспитании. Когда один родитель (мама) говорит так, а другой (папа) совсем по-другому. Папа постоянно держит ребенка в «Ежовых рукавицах» (шаг вправо, шаг влево – расстрел), сказал так нужно сделать, значит нужно так сделать и точка!

Мама нежит ребенка и во всем ему потакает, НО когда ребенок не слушается ее она шантажирует отцом: «Я все отцу расскажу, давай делай как я сказала!»

В этом случае дети растут не такими как хотелось бы, они безвольны и раздражительны. В присутствие отца они «ходят по струнке», а когда его нет, грубы с матерью и совсем перестают ее слушаться (или все наоборот).

Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы. Дети очень сильно переживают за родителей, развод сильно влияет на психику ребенка. Со временем ребенок становится нервным, агрессивным, непослушным и т. д.

Детские страхи и не понимания родителей. Здесь я повторяться не буду, так как уже есть большая статья на эту тему, прочитать ее вы сможете .

Я думаю, прочитав мою статью до этих слов, которые сейчас читаете, вы получили ответ на свой вопрос, что нужно делать если ребенок нервный и непослушный! В основном ребенок становится нервным и непослушным из-за неправильного воспитания родителей, если вы узнали себя, то задумайтесь и попробуйте немного поработать над своим отношением к воспитанию ребенка и все у вас будет хорошо!

Ну, а если это не поможет, то обратитесь к специалисту.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

С уважением, Андрей Добродеев

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

как успокоить гиперактивного ребенка

Как воспитывать нервного и непослушного ребенка

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

как отучить ребенка материться

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Непослушный ребенок – это одна из проблем, с которой сталкиваются наиболее часто родители в процессе воспитания детской личности. В определенный момент взрослые начинают отмечать, что их чадо отказывается подчиняться, не исполняет просьбы или приказания взрослых родственников либо выполняет частично. Создается впечатление, что детки специально делают наперекор, а если и выполняют поручения, то из-под палки.

Непослушный ребенок причины подобной манеры поведения могут лежать в стилях коммуникативного взаимодействия и моделях воспитательного воздействия, используемых родителями. Ведь именно стиль воспитания и общения формирует направленность личности малыша в целом и уровень его послушания. Сегодня, прежде всего, отцы тяготеют к авторитарной воспитательной модели, представляющей собой активное подавление волевой сферы крохи. Такая модель поведения напоминает дрессировку, так как не преследует цели объяснить малышам, зачем им необходимо выполнить какие-либо действия. Это ведет к появлению напряженности в детско-родительских взаимоотношениях, следствием которого может являться детское непослушание.

Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь крохе в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.

Непослушный ребенок 2 года

Приблизительно до двухлетнего возраста проблема детского непослушания практически не встает перед взрослым окружением. Ведь на этом этапе малыш взаимодействует с мамой, в большей степени, а также еще не ощущает себя самостоятельной личностью. Уже после преодоления крохой двухлетнего рубежа у него начинают появляться действия, которые заключаются в проведении проверки на прочность границ родительского терпения и запретов.

Подобные действия не должны пугать родителей. Также не следует думать, что с ребенком что-то не так. Просто кроха идет путем развития.

В детском непослушании есть и приятные моменты. Ведь если дети не слушаются и различными способами пытаются противодействовать родителям, то это означает, что растет сильная личность, способная проявлять волю и отстаивать собственные позиции. И если на данной ступени детского формирования родители смогут стать авторитетами для них, то малыши вырастут самодостаточными и самостоятельными личностями. Здесь нужно понимать, что завоевание авторитета не базируется на запугивании детей. Приобретение авторитета перед детьми строится на понимании и партнерском коммуникативном взаимодействии. Малыша можно вынудить совершить то, что требуют родители. Однако без понимания, зачем необходимы подобные действия, дети будут их совершать исключительно в родительском присутствии, а в их отсутствии, будут поступать так, как им заблагорассудится.

По мнению большинства специалистов, именно в двухлетнем возрасте начинает образовываться личность, а уже в трехлетнем возрасте малыш обладает полноправным «Я». Вследствие этого довольно важно не проглядеть критический момент, в противном случае, корректировать огрехи воспитания потом будет невероятно сложно.

Как воспитывать непослушного ребенка, что делать, когда он закатывает , чтобы добиться немедленного исполнения всех его «хочу». Одним из методов выхода из затруднительной ситуации, вызванной детской истерикой, является метод отвлечения малыша. С этой целью можно его чем-то заинтересовать при этом, сохраняя полное спокойствие. Родительское поведение при первой истерике, учиненной чадом, должно быть следующим – спокойное реагирование и стойкость. Не стоит идти на поводу . При повторении истерики, слез и воплей будет значительно меньше, ведь малыш помнит, что первый раз взрослые не пошли ему на уступки. Повторная истерика является своего рода проверкой, действительно ли он не может при помощи такого способа влиять на родителей. Поэтому в случаях повторных истерик так важно вести себя уравновешенно и не поддаваться на детские провокации и уловки.

Родителям необходимо уразуметь, что их чада, в некотором смысле, как хамелеоны. Так как при аналогичных ситуациях, но в присутствии разных взрослых лиц, дети будут вести себя неодинаково. Часто можно встретить семью, в которой малыши с мамой пререкаются, а папины распоряжения выполняют беспрекословно и с первого раза.

Таким образом, взрослым надлежит понимать, что детское непослушание, которое проявляется в двухлетнем возрасте, может являть собой всего лишь попытку испытать твердость родителей или прощупать границы позволенного. Поэтому родительское поведение должно быть последовательным, слаженным (то есть все взрослые лица, принимающие участие в воспитательном моменте, должны вести единую стратегию) и стойким к детским истерикам.

Непослушный ребенок 3 года

Детское развитие протекает скачкообразно. Первый скачек приходит на трехлетний возраст малыша и знаменует начало кризисного этапа, который заключается в перестройке отношений с взрослым окружением и с реальным миром. Данный период довольно сложен для малышей. Ведь они растут, следовательно, изменяются и становятся неуправляемыми. Характерной чертой кризисного этапа является детский негативизм, который представляет собой детское несогласие с родителями. Другими словами, малыши к любым предложениям или родительским просьбам добавляют частицу «не». Если родители стали замечать, что в разговоре малыша все чаще проскальзывает слово «нет» на обычную просьбу, то это является первым критерием появления трехлетнего кризиса. Так, например, кроха любит прогулки на улице, но когда мама предлагает пойти ему погулять, он отвечает «нет» или родительница зовет его кушать, а он отказывается, хотя голоден. Такое поведение свидетельствует о негативизме, то есть о возникновении .

Обычно данный период может иметь продолжительность приблизительно 3-4 месяца при грамотном родительском поведении, после чего кроха становится более управляемой. Если же на данном этапе родитель будет оказывать давление на малыша при этом, отрицая его волю и устремленность к самостоятельности, то негативизм может стать его характерной чертой и во взрослой жизни.

Детское непослушание в кризисные периоды необходимо воспринимать в качестве развития маленькой личности. Проявление непослушания следуют принимать с радостью, ведь это свидетельствует, что маленький человечек растет и развивается. Однако это не означает, что взрослые лица должны шагать на поводу ребяческих капризов и подчиняться любым требованиям собственных чад. Нужно дать малышам понять, что взрослые их слышат и понимают, но выполнить требования на данный момент не могут.

Непослушный ребенок причины могут лежать в недостатке внимания, борьбе за власть, проявлении характера.

Причиной непослушания ребенка 3-х лет выступает недостаток родительского внимания. Детское непослушание в этом случае может быть являться поведенческой стратегией с целью привлечения внимания родителя. Ведь для детей лучше отрицательное внимание родителей, чем вообще никакое.

Соперничество за власть с взрослым окружением также является распространенным фактором, провоцирующим возникновение детского непослушания. Малыш 3-х лет начинает выяснять, кто же главенствует в семейных отношениях. В этом случае непослушание выражается в форме открытого неповиновения. Непослушный ребенок не находится на кризисном этапе, просто желает, чтобы все происходило исключительно таким образом, каким хочется ему. Такое непослушание должно быть придушено на корню. Ведь малыш только тогда будет развиваться нормально, когда будет знать, что в семье главный родитель. Такое непослушание взывает к определению четких пределов дозволенного в семье.

Согласно вышеизложенному, родителям необходимо стараться понять, что капризный, непослушный ребенок – это еще не трагедия, а всего лишь один из этапов формирования, через которые проходят абсолютно все малыши.

Непослушный ребенок 4 года

Детское непослушание, в большинстве случаев, служит основанием для родителей и иного взрослого окружения задуматься, что может являться причиной подобного поведения или что таким образом хотел сказать малыш. Итак, почему ребенок непослушный, что побуждает кроху вести себя именно таким манером?

В четырехлетнем возрасте дети, обычно, уже успешно преодолели первый кризисный период трех лет. Родители вроде бы могут вздохнуть спокойно, но опять их чадо начинает проявлять непослушание. Родители не могут понять, что происходит и почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания в четырехлетнем возрасте может заключаться, всего лишь, в дефиците внимания. Малыш таким способом стремиться показать, что ему нужны родители, что ему не хватает их.

Еще одной типичной причиной детского непослушания может являться неудачный пример, в качестве которого может выступать либо реальный ребенок, добивающийся своих целей подобным поведением, либо мультипликационный герой, которому ребенок симпатизирует.

Непослушный ребенок 4 лет требует от взрослого окружения проявления терпения и высокой стойкости. Нередко дети устраивают так называемые «концерты» на публике, чтобы получить желаемый результат. Ведь они понимают, что даже если их будут ругать за подобное поведение один родитель, то другой найдет причину, чтобы защитить его. Поэтому для коррекции детского непослушания очень важно, чтобы родители придерживались последовательности в воспитательной стратегии и соблюдали единые требования. Другими словами, либо все взрослое окружение малыша хвалит его за определенное действие, либо, наоборот, ругает.

Дети, особенно, в столь маленьком возрасте, нуждаются в похвале. Поэтому не жалейте добрых слов в отношении собственного чада. Однако при этом необходимо учитывать, что излишняя похвала может привести к совершенно противоположному результату, вследствие чего вырастет не самодостаточная личность, а эгоцентрированная с завышенным чувством самооценки. Поэтому кроху нужно хвалить не за его внешность или игрушки, а за действительные хорошие поступки. Чем больше взрослое окружение будет хвалить малыша за его хорошие поступки, тем еще больше он будет стараться. А в случае появления любых разногласий относительно воспитательных моментов между родителями, их следует обсуждать так, чтобы малыш не слышал.

Как воспитывать непослушного ребенка 4-х лет? Воспитание непослушных детей предполагает следование основным правилам. Самое главное правило заключается в запрете на потакание всем детским «хочу». Другими словами, не следует подчиняться неоправданным и капризным требованиям чада, в противном случае, у него в голове отложится данный механизм исполнения его желаний, вследствие чего в дальнейшем будет намного сложнее побороть в нем подобное поведение. Также нельзя использовать в качестве воспитательной меры крик. Так как это бесполезно и может спровоцировать лишь плач или усиление истерики.

Не рекомендуется обсуждать детское поведение в кругу взрослых лиц в присутствии самого виновника такого обсуждения. Четырехлетнему крохе необходимо объяснить требуемые правила поведения, при этом тон беседы должен оставаться спокойным.

Непослушный ребенок 6 лет

Почему ребенок непослушный в шестилетнем возрасте? Потому что он приближается к наступлению еще одного кризисного этапа. Дети начинают пытаться регулировать собственное поведение в соответствии правил. Ране покладистые, они внезапно начинают предъявлять различного рода претензии на особое отношение к собственной персоне, внимание к себе. Их поведение делается вычурным. У малышей, с одной стороны, появляется в поведении некоторая демонстративная наивность, раздражающая взрослое окружение вследствие того, что интуитивно воспринимается ими как неискренняя. С другой стороны, ребенок кажется слишком взрослым, так как предъявляет к взрослым лицам собственные нормы.

Для детей распадается целостность и . Поэтому данный этап характеризуется наличием утрированных форм поведения. Ребенок не может управлять собственными чувствами (не контролирует эмоциональные проявления, не умеет их сдерживать). Ведь прежние формы поведения уже утеряны для него, а новые еще не приобретены малышом.

Базальной потребностью этого этапа становится уважение. Любой ребенок обнаруживает претензии на уважение собственной персоны, на отношение, как к взрослому лицу, на признание собственного суверенитета. В случае, когда такая потребность не удовлетворяется, невозможно выстраивать с данной личностью отношения, основанные на понимании. Дети открыты для понимания исключительно при условии того, что их уважают.

В шестилетнем возрасте малыши начинают учиться удовлетворять собственные потребности физического и духовного характера способами, которые для них и их окружения будут приемлемы. Трудности в изучении новых представлений и норм поведения могут спровоцировать возникновение неоправданных самоограничений и сверхнеобходимого . Э. Эриксон утверждал, что дети на данном этапе устремлены к быстрейшему обнаружению таких поведенческих форм, которые помогут им включить в социально приемлемые границы собственные желания и интересы. Он сформулировал сущность конфронтации формулой «инициатива наперекор чувству вины».

Поощрение детской самостоятельности способствует формированию их интеллектуальной сферы и инициативности. В случаях, когда проявления детской независимости постоянно сопровождают невезения или детей подвергают излишне строгим наказаниям за какие-либо проступки, может появиться преобладание чувства вины над устремленностью к независимости и ответственности.

Капризный, непослушный ребенок в 6 лет может появляться вследствие несоответствия родительского отношения желаниям и потенциалу детей. Именно поэтому родителям следует подумать об обоснованности всех запретов и необходимости предоставить чаду немножко больше свободы, для выражения его самостоятельности.

Также желательно изменить собственное отношение к ребенку. Ведь он уже не та маленькая кроха, которой был раньше. Поэтому нужно внимательно относиться к его суждениям и позициям.

Как справиться с непослушным ребенком 6-ти лет? Приказной тон в шестилетнем возрасте и нравоучения малоэффективны, поэтому необходимо постараться не заставлять ребенка, а воздействовать убеждениями на него, рассуждать и подвергать анализу вместе с ним возможные следствия его поступков.

Нередко для улучшения детско-родительских отношений помогает обычный юмор в общении и оптимизм.

Непослушный ребенок — что делать

Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого , гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!

Здравствуйте дорогие родители неуправляемых детишек! В эфире Саша Богданова...

У вас тоже дома бегают маленькие «монстрики» кусающие маму и папу и вы не знаете что делать? Не спешите хвататься за ремень! Давайте лучше поговорим о том, что делать если ребенок нервный и непослушный.

Хочу дать вам несколько советов, следуя которым вы уже очень скоро забудете какими острыми могут быть зубки ваших малышей и узнаете как это приятно, когда дети обнимают вас и говорят — «я люблю тебя, мамочка!»

Но для начала давайте попробуем разобраться в причинах такого поведения.

Часто мамочки откровенно сходят с ума от собственных детей. Постоянная усталость, не полноценный сон, быт, а ко всему еще и детские истерики, которые напрочь лишают сил.

Конечно в таком состоянии бывает сложно даже попытаться понять что с ребенком, почему он кричит и плачет. Точнее сказать, в таком состоянии вообще сложно что-либо понимать.

Представьте такую ситуацию: вечер, ребенку пора спать, у вас еще масса дел, а неугомонный малыш всё никак не засыпает... дерется, «грызет» братика или сестру, нервничает, психует, бросает игрушки на пол, короче полных хаос......

— Мама, я не хочу спать!! Нет! Не буду! Отстань! Я тебя ненавижу!!

Что часто отвечают родители на это?

— А ну марш в постель!! А то я тебе…...

Во-первых! Совершенно не допустимо так разговаривать с ребенком! Об этом чуть позже.

Во-вторых...

Как вы думаете, чего так бурно добивается малыш? Почему он кричит, плачет или даже дерется?

Да, можно конечно сказать что, например:

  1. Малыш устал
  2. Может кушать хочет
  3. Или у него болит что-то
  4. и тд...

Но причины, по которым ребенок ведет себя «не адекватно» намного глубже. Главный двигатель агрессии в детях — это сами родители!

Причины агрессий и истерик у малышей: что мы — родители делаем не так

Давайте рассмотрим возможные причины непослушаний, истерик и агрессий у детей и попробуем найти выход из ситуации, которая сводит с ума всю семью.

  • Отсутствие уважения в семье
  • Родители не авторитет для детей
  • Никто не говорит спасибо и никого не хвалит
  • Нет родительской поддержки
  • Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия
  • В доме слишком шумно — все кричат
  • Шантажировать нельзя, поощрять нужно
  • Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра
  • Ребенок не чувствует себя значимым и любимым
  • Нет времени на общение с детьми
  • Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

И так... а теперь давайте по порядку и более подробно разберем все наши родительские недочеты.

Отсутствие уважения в семье: критика и унижения — как цель быть лучше других

Папа не уважает маму, мама не уважает папу и оба они не уважают детей, а дети отвечают им тем же. В чем это проявляется?

Всем наплевать на желания и потребности других. Каждый думает только о собственном комфорте и о собственных достижениях, а всё что делается в доме, воспринимается как должное или что еще хуже — критикуется.

Вот такая например ситуация...

— Да от чего ты устала? Ты же весь день сидишь дома и ничего не делаешь! Подумаешь борщ сварила! И к тому же не вкусный... Лучше я детей в кафе свожу, хоть поедят нормально...

Таким высказыванием отец проявляет неуважение ко всему что делает жена и дети начинают вести себя с мамой также. Или другая ситуация... Муж построил будку для Тузика — любимца детишек, а жена ему:

— Это что, будка?? Руки у тебя из одного места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Выбрось этот ящик на помойку... Поехали, детки, в магазин, я нормальный домик куплю для вашей собачки...

Т.е. родители пытаются завоевать уважение детей за счет унижения друг друга. А соответственно и дети будут относиться к ним также...

Родители не авторитет для детей:

Прежде всего маме и папе нужно стать одной командой, а не противоречием друг друга.

Т.е. если мама, например, говорит что кексы можно будет кушать после супа, а папа игнорирует это правило и дает малышу сладкое, то авторитет мамы в глазах ребенка теряется.

Значит в следующий раз малыш не будет её слушаться. А зачем? Папа же разрешает...

Или наоборот... папа категорически против гаджетов за ужином, а мама подаёт их вместе с пирогом, лишь бы все сидели за столом спокойно. Вот вам пожалуйста — прощай авторитет отца!

И это, друзья мои, огромная проблема, с которой многим родителям очень сложно справиться.

Научитесь действовать сообща, решайте вместе что лучше для ваших детей!

Вы никогда не хвалите детей и не говорите им спасибо

Всё что делается другими — никак не ценится, никто не говорит «спасибо» и никто никого не хвалит.

Ну и пусть борщ был не таким вкусным как хотелось бы, а будка для Тузика не похожа на коттедж из журнала. Скажите друг другу «Спасибо!» и похвалите!! Тоже самое касается и отношения к детям.

Малыш нарисовал для вас рисунок, он старался, вкладывал любовь в каждую черточку, а вы ему:

— Что-то не похоже это на цветок, мазьня какая-то...

Представляете что чувствует малыш слыша такие слова? И не удивляйтесь потом если он назовет ваши пирожные какашками и выкинет их в мусорное ведро.

Всегда хвалите ребенка, даже если у него не очень получается что-то делать. И всегда говорите «спасибо».

Нарисовал рисунок? Скажите что вам очень нравится и повесьте произведение на самое видное место! Скажите что вам очень приятна такая забота малыша, ведь он хотел вас порадовать.

Убрал за собой игрушки? Скажите ребенку какой он молодец что сам всё сложил, что он очень помог вам этим и тд.

Поддержка родителей важна для ребенка всегда и везде

Важно поддерживать своих малышей всегда и во всём. Нравится ребенку рисовать? Поддержите его в этом, предложите обучение в художественной школе, скажите что у него всё получится!

Или просто разделите с ним это увлечение и рисуйте вместе с ним.

Видите что у сына или дочки плохое настроение? Поинтересуйтесь что с ним, что его тревожит, почему ему грустно. Спросите чем вы можете ему помочь.

Покажите ребенку что он всегда может на вас положиться, что вы никогда не оставите его наедине с проблемой. Ребенок должен знать что мама и папа — это его опора всегда и везде!

Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия

К сожалению многие родители до сих пор используют гестаповские методы воспитания. Т.е. применяют физическое насилие к детям, бьют их и жестоко наказывают.

Не нужно хватать ремень и другие предметы чтобы ребенок начал вас слушаться. Ваша «сила» — это на самом деле ваша слабость! Вы не можете справиться со своими эмоциями, так чего тогда требуете этого от ребенка?

Показывая малышу свою «силу», вы учите его быть слабым, т.е. в будущем он будет копировать вас. Он будет бить вас, брата, сестру, детей на площадке, а потом скорей всего и своих детей.

Научитесь сначала справляться с собой, а потом уже беритесь за воспитание детей!

Почему он меня не слышит, ведь я так громко на него кричу?

Почему-то многие родители уверенны что если они будут очень громко кричать на непослушного ребенка, то он обязательно перестанет плакать, истерить и немедленно начнет их слушаться — это первая и пожалуй самая главная ошибка!

Если вы хотите понять что с вашим крохой... Ведь хотите же? Тогда перестаньте кричать на него откуда-то сверху. И вообще перестаньте кричать! Малыш вас не услышит даже если вы громче полицейской сирены орать будете.

И более того, чем громче кричите вы — тем громче надрывает свой голос малыш!

И так... как же всё-таки понять что с ребенком, как добиться ответа от неуправляемого «монстрика»?

Для начала успокойтесь... И никакой агрессии на ребенка!

Первое что нужно сделать – это обратить внимание ребенка на вас.

— Солнышко, посмотри на меня... почему ты плачешь?

  • Ты устал?
  • Кушать хочешь?
  • Или ты хочешь чтоб я тебе сказку почитала?

(только не сыпьте на него все вопросы сразу, дайте малышу услышать вас)

И не ждите мгновенного ответа. Скорее всего какое-то время ребенок будет продолжать кричать, плакать, драться и тд. Терпение вам в помощь.

Дайте понять ребенку что он важен для вас, что вы его любите. А если и накричали на него, то объясните почему это произошло.

Обнимите ребенка и тихо, спокойно продолжайте спрашивать, задавайте наводящие вопросы. Постепенно диалог наладится.

Продолжая обнимать погладьте по спинке, детки это любят) Малыш успокоится и расскажет вам обо всём, что его тревожит. Пусть на своем ломаном детском языке или вообще жестами, если совсем маленький, но расскажет.

И помните...

Ребенок – это ребенок и часто он просто не способен понимать чего хочет! Помогите ему...

Еще как вариант - говорите в утвердительной форме, если точно знаете причину внезапного каприза, например если уверенны что он голоден, то прямо скажите:

— «Ты хочешь кушать, поэтому плохо себя чувствуешь!». Скорей всего доверчивый малыш согласится с вами, покушает и успокоится.

Даже если ребенку всего 2-3 года, не стоит разговаривать с ним как с пупсиком, который не понимает ваших слов. Он хоть и малыш совсем, но поверьте понимает вас! А мнение «да что он понимает, он еще маленький» очень даже ошибочное!

Шантажировать нельзя, поощрять нужно

Такой метод воспитания как шантаж не работает также как крик, ремень и прочее. Вы говорите ребенку что лишите его любимой игрушки, если он не поест.

Давайте рассмотрим ситуацию по-другому...

По каким-то причинам вам не хочется сейчас кушать. Может вы хотели бы съесть что-то другое, чего сейчас нет или просто нет аппетита. Ок, вы не поели... значит должны непременно себя наказать!

Выбросите свой ноутбук или tv в окно — вы наказаны!

А вот поощрять какие-либо поступки малышей будет очень полезно. Например, ребенок периодически помогает вам убирать после ужина посуду со стола. Во-первых, не забывайте говорить спасибо и хвалить его, а во-вторых, за помощь можете чем-то наградить малыша. К примеру новой игрушкой или походом в парк.

Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра

Часто родители сами путают детей. Расскажу как я по сей день борюсь с этим.

С самого рождения я приучаю детей к тому, что на окне стоять нельзя... на подоконнике в смысле. Нельзя ни с мамой ни с папой ни тем-более одному. Никогда нельзя!

Что делает папа? Он с первых месяцев ставит ребенка на подоконник, так он отвлекает его от чего-либо, успокаивает. А все мои попытки объяснить почему так нельзя воспринимаются с насмешкой...

Если вы говорите ребенку что этого нельзя делать, значит нельзя всегда — и сегодня и завтра и послезавтра!

А если сегодня вы разрешаете стоять ему на окне, а через год скажете что залазить туда нельзя, то ребенок вас просто не поймет.

— Как это, вчера было можно, а сегодня стало нельзя?? Но почему? Наверно родители что-то путают, пойду залезу... ведь всегда же было можно(!) — вот что будет думать малыш.

И это касается всего! Нельзя — означает нельзя!!!

Ребенок не чувствует себя значимым и любимым

Я не исключение и тоже делаю ошибки. Так, например, когда у меня родилась младшая доча, старшая ни только осталась без внимания (так она чувствовала), но и вообще потеряла свою значимость в семье.

И хоть мне тогда казалось что я делаю всё, чтобы она чувствовала себя по-прежнему любимой, но как теперь понимаю — делала я далеко не всё... Ей меня не хватало((

И от этого очень грустно((И хоть сейчас я уже понимаю свои ошибки и стараюсь всячески их исправить, время то прошло. А можно ведь было избежать обид ребенка........

Очень часто такое происходит при появлении еще одного малыша в доме. И здесь важно дать понять старшим что их никто не разлюбил. Что они также важны для вас, как и раньше.

А чтоб они чувствовали себя значимым, можно попробовать приобщать их к заботам о младшем.

Даже такая мелочь, как просьба принести чистый подгузник — даст ребенку уверенности в том, что он важен. Скажите что без него вы бы не справились и опять же не забудьте сказать спасибо.

Также потерять свою значимость ребенок может тогда, когда рядом с мамой появляется новый мужчина. Для ребенка это вообще равно предательству. Отсюда и агрессия и истерики и часто всё это может закончится .

Много причин по которым малыш может чувствовать себя не нужным и не любимым, здесь нужно смотреть конкретную ситуацию и разбирать что откуда.

«Меня не любят!» — так дети говорят когда им не хватает вашей любви и это логично. Вы безумно любите своего ребенка и вам непонятно почему он этого не чувствует, но так часто бывает.

Поэтому... Как можно чаще говорите детям что любите их. Всегда говорите, каждый день, каждое утро, каждый вечер....... а ни только в день рождения и то только в открытке!

Когда вы открыты перед детьми, когда не стесняетесь выражать свои чувства и глядя в глаза говорите «я люблю тебя», поверьте, ребенок ответит вам тем же. От своих детей я слышу эти слова очень часто и это очень приятно)

Детский час — время для детей

Важно не только говорить о любви, но и проявлять её. Что такое любовь к ребенку? Это не новая игрушка или вкусный ужин. Это ваше внимание!!

Мы часто говорим что нам некогда, у нас работа, заботы, хлопоты, но на самом деле время найти можно и нужно! Выделить хотя бы пару часов в день для детей думаю не сложно.

Уберите подальше телефоны, выключите телевизоры и всё остальное, отдайте всё своё внимание детям. Полепите с ними, порисуйте или просто поговорите. Расскажите какую-нибудь интересную историю из своей жизни или почитайте книгу.

Не важно что вы будете делать, важно что в этот момент вы целиком и полностью для детей!!!

Также можно привлекать детишек к вашим делам. Например вы готовите ужин, попросите детей помочь вам, например помыть картошку или достать огурец из холодильника, перемешать салат и тд.

Если мальчикам это не интересно, то можете им предложить привезти в любимом грузовичке необходимые вам продукты, уверена такая игра им понравится.

Таким образом вы и дела сделаете и дети не без внимания!

Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

Даже когда, на первый взгляд, в семье всё хорошо, все друг друга уважают и мама с папой действуют как единая команда, оберегают детей и заботятся «как надо», ребятишки всё равно кричат, истерят и плачут.

«Почему?» спрашивают себя родители.

Мама и папа не дают и шагу ступить без их контроля, не позволяя малышу развиваться как самостоятельному человеку. К чему это приводит?

Ребенок начинает бояться делать самостоятельные шаги, а истериками он пытается добиться того, чтоб за него решили все проблемы, даже такие, как например — поднять с полу упавший кубик или взять со стола стакан воды.

Позволяйте своим деткам самостоятельно решать свои «глобальные» проблемы. Более того, с самого раннего возраста необходимо приучать малышей к тому, что у них кроме потребностей, есть еще и обязанности.

Таким образом они не будут требовать от вас бегать перед ними «на задних лапках». Об избалованных детках мы более подробно поговорим в отдельной статье.

Итог всего сказанного

Любите детей, хвалите почаще, поддерживайте их, уделяйте внимание и никогда не показывайте плохих примеров!

На этом, друзья, буду заканчивать. Не маленькая такая статья получилась, но уверенна что я еще не всё сказала, тч если есть вопросы или какие-то мысли на эту тему, то жду ваших комментариев.

Кстати! Есть очень хорошая книга автора Элизабет Пэнтли: «Дисциплина без наказаний и крика! » — как привить своим детям послушание без нервотрепки, скандалов и плача! Рекомендую!

Всегда с вами, Саша Богданова

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.