Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Картотека подвижных игр для младших дошкольников. Игра-экспериментирование «Солнечные зайчики

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 202»

Ленинского района г. Саратова

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По образовательной области Познавательное развитие

Для детей среднего возраста

Тема: Солнечный зайчик

Выполнила:

Воспитатель 1

Квалификационной

Гайдарова Р.Г.

Используемые технологии:

Технология исследовательской деятельности;

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

ИКТ

Г. Саратов

2017 год

Тема: Солнечный зайчик.

Цель: сформировать представление о солнечном зайчике Задачи развивать логическое мышление и воображение, память,

Внимание,мелкую моторику и координацию движений и

Пальцев рук;

Вызвать у детей радостные эмоции .

Предварительная работа:

1. Беседа на тему: Где живет солнечный зайчик .

2. Чтение стихотворения о солнечном зайчике

Методы и приемы :

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Солнечный зайчик»
  2. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
  3. Психогимнастика.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности :

1 . Мольберт, пластилин оранжевого цвета, солнышко с лучами,

Зеркальце, пейзажные картины, карточки с изображением черного

Квадрата, самоклейка желтого цвета,подарочная коробка.

2. ИКТ

Ход непрерывной образовательной деятельности

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в зал.

Игра « Приветствие»

Дети берутся за руки, образуя круг.

Собирайтесь, дети, в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, что нового вы видите в зале?(Ответы детей)

Вырос волшебный цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Каждый из них своим цветом сияет

Ну загляденье, как хороши!

(на экране появляется цветок « Цветик- семицветик»)

Воспитатель : -Что же это, ребята? (Цветок)

А давайте назовем его?

Ведь у каждого есть имя. Дадим цветку имя, как мы можем о нем сказать?

Игра «Имя цветочку»

Дети:

Цветик- приветик, Цветик- конфетик, Цветик –разноцветик, Цветик –семицветик.

Воспитатель :- Какие красивые имена вы придумали. Назовем цветок « Цветик- семицветик»

Какие лепесточки у цветка? (Разные, разноцветные ).

А в жизни, ребята, такой цветок бывает? (Нет )

Правильно! Такой цветок с разноцветными лепестками не бывает. Этот цветок волшебный. Он многому нас научит. В каждом его лепестке спрятана игра. А вы хотите поиграть? (Да!)

Для этого мы должны с вами сказать волшебные слова и прикоснуться к одному из лепестков: « Лепесток лети –лети и игру нам принеси».

(на экране появляется солнечный зайчик)

Воспитатель: - Ребята, что это за пятнышко? (Ответы детей )

Да это же солнечный зайчик. Позовем его в гости!

Игра « Солнечный зайчик»

Зайчик солнечный такой

Вместе прыгает со мной (прыгают на двух ногах)

На ладошке посиди (протягивают ладошку вперед)

О весне мне расскажи (гладят другой рукой по ладошке)

Я хочу тебя поймать (хватательные движения)

И в ладошках подержать (складывают ладошки)

Ты,зайчишка. озорной (« грозят» зайчику пальчиком)

Поиграй скорей со мной. (широко улыбаются)

Воспитатель: - Ой, посмотрите, прибежал. Какой веселый солнечный зайчик. А хотите его поймать? (Да ) .Протяните руки, раскройте ладошки.

Воспитатель : - Ребята, а какой он солнечный зайчик? (Ответы детей )

Воспитатель : - Поиграем еще? Назовем волшебные слова.

Ребенок подходит к доске, прикладывает руку к цветку и произносит: «Лепесток лети-лети и игру нам принеси».

(на экране появляется тарелка с супом)

Воспитатель : - Ребята, а что это? (Ответы детей )

Воспитатель : - А как вы думаете, что едят солнечный зайчик? (Морковку ).

Правильно! Солнечный зайчик любит есть морковку и всякие другие вкусности. Давайте все вместе попробуем слепить морковку.

(дети садятся за столы и выполняют задание .)

Воспитатель: - Какие красивые и аппетитные морковки вы слепили, солнечный зайчик очень обрадуется. Пришло время перейти к следующему лепестку. Вспомним волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».

Динамическая пауза. Песня « Солнечный зайчик»

Дети под музыку выполняют движения.

Воспитатель: - Продолжим, ребята?

(на экране появляется смайлик страха)

Воспитатель :- Ой, детки, посмотрите какой человечек. Ему сейчас хорошо или плохо? (Ответы детей )

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете чего боится солнечный зайчик?

(Ответы детей).

Воспитатель: -Правильно! А больше всего солнечный зайчик боится темноты. А вы боитесь темноты?

Воспитатель :- Посмотрите у меня в руках бумага. Какая фигура изображена на ней? (Квадрат ).

Воспитатель: - А какого цвета? (Черного ).

Воспитатель: - Черный, темный, грустный. Посмотрите, что я сейчас произойдет с этим квадратом. Давайте мы прикроем его солнышком. Ведь солнышко какое? (Светлое. доброе, веселое, теплое ).

Воспитатель :- А теперь вы попробуйте.

(дети садятся на места и выполняют задание)

Воспитатель :- Пришло время сорвать следующий лепесток. Произнесем волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».

(на экране появляется солнышко)

Воспитатель: - Узнали? Ребята, а как вы думаете кем приходится солнышко солнечному зайчику? (Ответы детей).

Воспитатель :- А хотите поиграть солнышком?

Психогимнастика « Солнышко»

(выношу солнышко с лучами )

Воспитатель: - Протяните ручки к солнышку и поймайте лучик. Давайте погреем им грудь, животик. Чувствуйте как тепло, как вам хорошо, как лучики греют вас.

(дети выполняют действия).

Воспитатель :- Согрелись? Какой лучик поймали? (Ответы детей).

Воспитатель: - Да, светлый, красивый, теплый. Продолжим играть? (Да!)

(Ребенок произносит волшебные слова: « Лепесток лети- лети и игру нам принеси».)

(выставлены две пейзажные картины).

Воспитатель: - Дети, посмотрите на эти картины. На какой картине холодно, а на какой картине тепло?

(Ответы детей).

(на экране появляется домик)

Воспитатель : - А теперь посмотрите на экран, что это? (Домик)

Воспитатель: - А как вы думаете на какой картине захочет жить солнечный зайчик,где холодно или где тепло? (Ответы детей)

Воспитатель :- Правильно, ведь мы знаем, что солнечный зайчик любит тепло, солнышко. Он любит жить, играть, скакать, где тепло,на солнечной поляне.И с этим заданием вы справились. Какие вы у меня умнички.

Воспитатель :-Посмотрите, у нас остался последний лепесток.

(на экране появляется подарочная коробка)

Воспитатель: -Ребята, что это? (Подарочная коробка ).

Воспитатель :- Правильно, А для чего она нужна? (Ответы детей )

Солнечный зайчик хочет поблагодарить вас за то, что вы с ним поиграли, накормили, танцевали. И дарит вам в подарок маленькие зеркальца. А теперь погладьте себя по голове и скажите: « Я –молодец, Я- умница!»

Рефлексия

Воспитатель: -Ребята, кто у нас был в гостях? Какие эмоции вы испытали?


Тема занятия: «Откуда берутся солнечные зайчики»
Цель: определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.
Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, обобщить информацию о солнце, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.
Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.
Материалы и оборудование: зеркала, лампочка, металлическая крышка, солнечный свет в комнате для занятий.
Организационный момент.
Мотивация.
- Я очень люблю читать книги. Однажды в книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
- Что это?... - Я даже не сразу догадалась, что это солнечный зайчик.
«А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?» Вот на этот вопрос мы попробуем ответить на нашем занятии.
Актуализация знаний.
Повторение и систематизация изученного.
Детям предлагается рассмотреть картинки и описать их. Что изображено на фотографиях, чего не видно, но могло бы быть. Придумать коротенькую историю, сравнить картинки. Какие чувства вызывают фотографии у детей (тепло, радость, страх, лето).
Для чего светит солнце?
Какое оно: холодное или горячее?
Что было бы, если бы солнце погасло?
Сколько лет солнцу?
Солнце – источник света и жизни на земле. Солнце присутствует в повседневной жизни. Мы не можем представить свою жизнь без солнца.
-12954025402714625-31115
Рассказ учителя.
Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» я узнал, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.
Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?
Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому когда на нас светит Солнце, нам становится жарко. Если же попытаться подставить лупу под солнечный лучик и под лупу подложить бумагу, то, подождав какое-то время, можно добиться того, что бумага начнет гореть.
Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.
Опыт 1 «Рождение солнечных зайчиков» (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)
Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.
Таким образом Солнечный зайчик рождается на Солнце.
Физкультминутка «Братья-лежебоки» (Русские народные пальчиковые игры для детей)
Солнце красное взошло,Лежебок будить пришло. Ладошка ребенка лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами.
Первым старший брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день. Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик ребенка вверх, остальные лежат на столе.
Снова он в кроватку лег Положите его обратно.
И толкнул соседа в бок. Постучите три раза большим пальчиком ребенка о его указательный пальчик.
Вот и брат второй проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте с указательным пальчиком.
Вот и третий брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте со средним пальчиком.
Вот четвертый брат проснулся,Приподнялся, потянулся.Только встать с перины лень,Впереди ведь целый день.Снова он в кроватку легИ толкнул соседа в бок. То же самое проделайте с безымянным пальчиком.
Вот и младший брат проснулся,Вот поднялся, потянулся Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик ребенка.
И сказал: "А ну давайте,Братцы милые, вставайте!" Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.
Тут уж братцы все проснулись,Поднялись да потянулись Поднимите все пальчики ребенка своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.
И кричат: "Ура! Ура!Нам же завтракать пора!" Переверните ручку ребенка тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.
Наварили кашки,Сели возле чашки. Поводите своим указательным пальцем посередине ладошки ребенка кругами.
Первый кашку ел – хвалил,Второй кашку ел – пролил,Третий кашки съел немножко,А четвертый четверть ложки. Нагните большой пальчик ребенка к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.
Пятому – какая жалость –Кашки вовсе не досталось.Целый день он горевал:"Ну зачем же я вставал!" Возьмите мизинчик ребенка за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.
III. Совместное «открытие» новых знаний.
Опыты с Солнечным зайчиком.
Интересно ли вам узнать – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного, а от другого источника света? А от матового, не блестящего? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?
Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно провести несколько опытов и сфотографировать полученный результат.
2 опыт
Оборудование: учебник по окружающему миру, солнце.
Взять в руки учебник по окружающему миру и попытался поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Ожидание оправдалось – на полу появился солнечный зайчик!)3 опыт
Оборудование: зеркало, лампочка.
Взять в руки зеркало и направить зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)
4 опыт
Оборудование: металлическая крышка, лампочка.
Взять в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытался направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света. (Зайчик появится, хотя он был уже не такой ярки, и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он будет!)
5 опыт
Оборудование: зеркало обратной стороной.
Теперь полпробуем ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого мы перевернем свое зеркало другой стороной. (Как ни старались, так и не смогли увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.) Вывод: Можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность плоская.
IV. Итог занятия:
Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик. Вот как об этом написала Новелла Матвеева.
Солнечный зайчик.
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
По золотистым кольцам дыма,
По крышам, рощам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.
И замедляюсь только к ночи,
Когда туманится восток,
Когда становится короче
Луча ослабший поводок.
И тени - черные собаки -
Все чаще дышат за спиной,
Все удлиняются во мраке,
Все шибче гонятся за мной...
И должен я остановиться,
И умереть в конце пути,
Чтобы наутро вновь родиться
И нараспев произнести:
Я зайчик солнечный, дрожащий,
Но не от страха я дрожу,
А потому, что я - спешащий:
Всегда навстречу вам спешу!
Я и в самом ружейном дуле
Могу отплясывать, скользя,
Я сесть могу на кончик пули,
Но застрелить меня - нельзя!
И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Домашнее задание: Попробуйте дома провести опыты и ответить на вопросы:
Можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?

Тема занятия: «Разноцветные зайчики»

Ц ель: В результате опытов ответить на вопрос: «Как появляются солнечные зайчики?», создать разноцветных зайчиков с помощью цветных светодиодов

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Планируемые результаты

Личностные

    Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

    Осознать потребность в изучении темы;

    Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные

Познавательные умения:

    Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

    Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

Регулятивные умения

    Определять цель деятельности;

    С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

    Учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;

Коммуникативные умения:

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

    Сотрудничать, договариваться;

    Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

    Конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование:

комплект оборудования «Свет и цвет: 100 красочных экспериментов»,

металлические крышки,

блокноты,

карточки для записи результатов экспериментов.

Необходимые условия для занятия : солнечный свет в классной комнате.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня будет интересно!

Решим проблемы дружно, вместе!

Я знаю, что вы все любите загадки. В книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку, но, к сожалению, не смогла её отгадать. Я уверена, что вы мне поможете!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Что это?... (Это солнечный зайчик)

3. Постановка учебной задачи.

А что же это такое - солнечный зайчик? И откуда он появляется?-

на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем занятии.

3.Актуализация знаний.

Как рождается солнечный зайчик? (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошёл по другому пути, не так, как все. Таким образом, «солнечный зайчик» рождается на Солнце. «Солнца шустренький сыночек скачет всюду, где захочет!»

4. Выдвижение гипотез.

- Интересно ли вам узнать - появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого предмета? А может ли появиться такой зайчик не от солнечного, а от другого источника света? Может ли он появиться в тёмном помещении? (Дети высказывают предположения).

5. Открытие нового знания. Практическая деятельность.

1 опыт Оборудование: блокноты (с глянцевой и матовой поверхностями).

Условие: солнце.

Чем отличаются блокноты? (Разная поверхность)

С помощью какого блокнота можно поймать «зайчика»?

А) Возьмите в руки блокнот с блестящей (глянцевой) поверхностью и попытайтесь поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Предположение подтвердилось - на стене появился солнечный зайчик.)

Дети фиксируют в таблице результаты экспериментов (См. Приложение)

Б) Повторите эксперимент с другим блокнотом.

(Поймать зайчика не удалось .)

Почему? (Поверхность блокнота не блестящая, матовая.)

Какой можно сделать вывод? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

2 опыт Оборудование: металлическая крышка.

Условие: солнце.

Возьмите в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик появится.)

3 опыт Оборудование: стекло

Условие: солнце.

Возьмите в руки стекло и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Хотя стекло и прозрачное, его граница с воздухом тоже отражает свет, зайчик появится).

4 опыт Оборудование: линза

Условие: солнце.

Возьмите в руки линзу и попытайтесь направить на стену так, чтобы там появилось отражение света. (Зайчик не появится.)

Почему?(Линза имеет способность поглощать солнечные лучи, а не отражать их). Какой вывод можно сделать? (Солнечный зайчик - это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности ).

А можно ли получить «зайчика» без солнца?

5 опыт

Условие: шторы задвинуты.

Возьмите в руки зеркало и направьте зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

6 опыт Оборудование: набор «Цвет и свет».

Условие: шторы задвинуты.

- А могут ли зайчики быть разноцветными?

- Возьмите цветной светодиод, подключите его к блоку питания, поставьте его свет на максимум (ручка соответствующего регулятора по часовой стрелке до упора). Направьте свет диода на зеркало, а зеркало -на стены или потолок. Там, куда зеркало отразит луч светодиода, появится цветное пятно-зайчик. Чуть- чуть изменяя положение зеркала, попытайтесь изменить положение зайчика. Направьте на зеркало свет двух или трёх светодиодов. На пересечении лучей появились дополнительные цвета. Эксперименты со светодиодами. Получение разноцветных зайчиков на потолке, на стене, на доске).

Вывод: Можно получить солнечный зайчик и без солнца, если есть источник света и отражающая гладкая поверхность, т.е., солнечный зайчик появляется только от источника света.

6. Рефлексия деятельности (итог урока) и самооценка ученика.

Что выяснили в результате проведения эксперимента?

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от блестящей гладкой поверхности и «превращается» в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.

Смотрит солнышко в окошко,
Лучик прыгнул мне в ладошку!
Поймала я на пальчики
Солнечного зайчика!

Так хотелось мне его
Пальчиком погладить...
Начал он озоровать -
Невозможно сладить!

То глядим - на потолке,
То по шторам скачет.
Озорной такой и шустрый,
Скачет словно мячик!

Зайчик солнечный кружил
Весело над нами.
Мы пока его ловили,
Закружились сами

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на урок.

Коммуникативные (учиться слушать и слышать учителя и одноклассников), личностные (проявлять интерес к содержанию предмета занятия), регулятивные (определять цель деятельности).

2. Создание проблемной ситуации.

Подводит учащихся к актуальности данной темы.

Доказывают актуальность своих знаний и умений

Личностные (осознать потребность в изучении цели), познавательные (перерабатывать полученную информацию, обобщая её)

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели, определяют средства.

Регулятивные (учиться планировать свою деятельность),коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

4. Выдвижение гипотез

Задаёт вопросы.

Предлагают свои версии

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения), коммуникативные (конструировать небольшие речевые высказывания)

5. Открытие нового знания.

Практическая деятельность.

Организует фронтальную работу и работу в парах.

Проводят опыты с комплектом оборудования «Свет и цвет»

Регулятивные (учиться высказывать свои предположения на основе опытов),коммуникативные(конструировать небольшие речевые высказывания на основе проведённых экспериментов), личностные(самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения. рассуждения, обсуждения),




Гимн нашей группы: Солнце только выйдет- Я уж тут как тут, Я уж тут как тут, Кто меня увидит, Все играть зовут. Все играть зовут. Я зайчик, зайчик, зайчик, Скачу, скачу, скачу, Скачу, скачу, скачу, Я солнечный, и, значит, Скачу, куда хочу. Скачу, куда хочу. Я, хотя и заяц, Волка не боюсь, Волка не боюсь, Все об этом знают, Я не зря хвалюсь! Я не зря хвалюсь! Соне и лентяю, Долго спать не дам,- Долго спать не дам,- Я не зря гуляю Утром по дворам! Утром по дворам!


Правила нашей группы Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Если поступил плохо –попроси прощения и признай свою ошибку. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договариваться. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. В игре соблюдай правила, старайся выиграть честно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его. Помогай товарищу; если умеешь делать сам, научи его.















в старшей возрастной группе

Сарбина Светлана Вениаминовна

воспитатель д/с №171

АНО ДО « «Планета детства «Лада»

Цель : Познакомить детей с таким явлением, как солнечные зайчики, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи :

  1. Привлечь внимание детей к такому физическому явлению, как прелом-ление/отражение солнечного света.

2. Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

3. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

4. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.

5. Развивать межличностные отношения детей со сверстниками и взрослыми.

Интерактивные технологии : "Цепочка", "Работа в малых группах".

логический

  1. Стихи: «Будем как Солнце»

«Солнышко»

«Летний вечер»

«Еще лето!»

«Что такое солнце»

«Гори-гори ясно!»

«Солнечные зайчики»

«Солнышко»

«Солнечный зайчик» Н. Матвеева

  1. Песни: «Солнышко» Слова Е. Руженцева

«Солнечный дождик» Слова М. Савельева

«Солнышко» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Веселая песенка» Музыка Александра Ермолова, слова Вадима Борисова

«Песенка про солнышко» - Филиппенко А. / Волгина Т.

«Пусть всегда будет солнце» Слова: Ошанин Л. музыка: Островский А.

«Песенка про солнышко» Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко

  1. Загадки
  2. Потешки
  3. Живопись: Константин Богаевский. «Корабли. Вечернее солнце»

Айвазовский И. К. «Восход солнца в Феодосии»

Когнитивный

  1. Что такое солнце? (Солнечная система, корона, затмение)
  2. Значение солнца в природе (круговорот воды, фотосинтез, тепло, влияние на погоду)
  3. Значение для человека Интерактивная технология "Цепочка" (тепло, выращивание продуктов питания: растеневодство, животноводство, электроэнергия)
  4. Использование в науке(солнечная энергия)
  5. Польза (вырабатывает витамин Д, электроэнергия, тепло)

Вред (излучение, ожоги, тепловой, солнечный удар, вред для зрения, магнитные бури, пожароопасность в сухую погоду)

Деятельностный

Наблюдает, рисует, вырезает, пускает солнечных зайчиков, загорает, конструирует (папье-маше)

Личностный

  1. Создание модели Солнечной системы из папье-маше
  2. Рисование «Ласковое солнышко»
  3. Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья!»
  4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

«Напугаем волка» солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.

«Веселые старты» соревнования солнечных зайчиков.

Проблемные задачи:

  1. Изобретательская задача: управлять «зайчиком», играть, перемещать; пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света.
  2. Конструкторская задача: обсуждать, почему «зайчики» не появляются, если нет яркого света.
  3. Исследовательская задача: придумать, какие еще поверхности могут отражать солнечный свет.
  4. Прогнозная задача: выявить положительное и отрицательное влияние солнца на человека.
  5. Задача с достраиваемым условием: что будет, если поймать зеркалом луч и направить в нужном направлении?

Подготовительный этап

Цель : Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Задачи:

1. Стимулировать познавательные мотивы осуществления эксперимента с солнечными зайчиками

2. Обогащать чувственную сферу

3. Накапливать информацию о солнце, солнечных зайчиках

Педагог заинтересовывает детей данным явлением, размышляя вместе с детьми, подводит их к пониманию того, что такое солнечный зайчик, каковы его свойства и основные характеристики.

Загадка К. Чуковско-го:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите приведите четырнадцать коней,

Пойдите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Стихотворение Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»

Скачут побегайчики солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут.

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли?

Основной этап

Оборудование : зеркальца различной формы для всех детей и зеркало побольше для воспитателя, предметы с гладкой поверхностью, отражающие солнечный свет (фольга, стекло, часы, вода, металлические предметы, CD-диск)

Цель: Активизировать исследовательскую деятельность детей, направленную на поиск различных способов использования зеркал для преломления/отра-жения солнечного света.

Задачи:

  1. Создать условия для овладения способами использования зеркалдля преломления/отра-жения солнечного света.
  2. Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам в процессе ис-пользования зеркал для преломления/отражения солнечного света.

Воспитатель наглядно демонстрирует это явление, после чего дети могут поэкспериментировать:

Опыт № 1:

Как получить солнечный зайчик? (направить зеркало на солнце так, чтобы исходящий луч попал на стену в виде солнечного зайчика)

Кроме этого, дети сами обнаружат, что если нет солнца (закрыть плотно шторы), то это будет невозможно.

Опыт № 2:

Брать различной формы зеркала и наблюдать за изме-нением освещенности комнаты. Использовать другие поверхности для получения солнечных зайчиков (часы (стекло), вода, металлические предметы)

Опыт № 3 : (Интерактивная технология "Работа в малых группах")

Вспомнить загадку про копеечку.

Дети рассказывают о том, что копеечку не могли поднять из-за того, что это был солнечный зайчик.

Проблемная ситуация : У нас болеет кукла Маша. Сейчас она в своем домике. Мы с вами играем, а она одна. Давайте мы с вами эту «копеечку» попробуем отнести Маше. Но как мы ее поднимем? По-особенному. Мы с вами много узнали о солнечных лучах, давайте подумаем, могут ли они помочьнам? Как?

Дети предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Решение проблемной ситуации : Чтобы перенести «копеечку», необходимо встатьв определенном положении и направить луч на домик (чтобы солнечный луч преломился и попал в домик к Маше).

Первый ребенок подставляет зеркальце под солнечный луч.

- «Копеечка» лежит теперь не на полу, а на зеркальце. Затем лучик отскочил от него и полетел прямо к Машенькиному дому. Да вотбеда: окно Машенькиной комнаты с другой стороны. Что же делать?

Второй ребенок берет зеркало и встает возле угла домика. Ловит зеркальцем лучик от зеркала первого ребенка, направляя его в сторону окна Машенькиной комнаты. Там лучика уже дожидается третий ребенок: подхватывает своим зеркалом лучик и направляет его в комнату Машеньки.

Этап совершенствования

Цель : Использовать полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

Задачи:

  1. Обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека
  2. Совершенствовать умение осуществлять поиск информации
  3. Развивать творческую активность и побуждать детей к придумыванию игровых ситуаций, требующих использования солнечных зайчиков.
  4. В уголок экспериментирования:
  • Зеркала разной формы;
  • Различные гладкие поверхности, дающие солнечных зайчиков (стекло, фольга, металл).
  1. Выставка рисунков «Солнечные зайчики»
  2. Изготовление зеркальца для мамы (лепка)
  3. Придумывание игровых ситуаций с использованием солнечных зайчиков:
  • «Показать Красной Шапочке путь к бабушкиной избушке»
  • «Напугаем волка»: солнечными зайчиками ме-шать волку напасть на козленка.
  • «Веселые старты»: соревнования солнечных зайчиков.

Опыт №1

Опыт №2