Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Рефлексы у новорожденных по месяцам таблица. Рефлекс шаговый у новорожденного

Время чтения: 10 минут

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, ребенок начинает плакать и просить есть.

  • Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете ребенка на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.
Сосательный Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.
Хватательный Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.
Робинсона Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.
Хоботковый Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.
Спинальный автоматизм Галанта Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.
Плавательный Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.
Бауэра Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.
Поисковый рефлекс Куссмауля Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:

  • Автоматизм Моро. Проверьте его, громко уронив какой-либо предмет у изголовья малыша (грудничок доложен лежать), или неожиданно приподнимите малютку за ножки, вы увидите, как обе ручки, согнутые в локтях, раскидываются в стороны, растопыриваются пальчики, затем происходит движение обратно, малыш как бы обнимает себя, принимая позу эмбриона. Этот рефлекс проявляется очень хорошо, одинаково для обеих ручек, должна обязательно присутствовать симметрия. Важно обратить на это внимание, потому как в противном случае это может свидетельствовать о травмах в спинном мозге шейного отдела во время родов, плохом тонусе, а если малыш это делает беспричинно, то это отклонения со стороны нервной системы и сразу же необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу. Данный автоматизм у ребенка новорожденного должен угаснуть к 4-5 месячному возрасту.

  • Сосательный. Сосание – это сложный процесс, в котором задействованы пять пар нервов черепа. С помощью этого рефлекса врачи определяют, насколько созрел недоношенный ребенок. Проверяется очень просто: поднесите грудь к ротику малыша, дотроньтесь пустышкой до щечки, он сразу повернется в сторону предмета, а нащупав, начнет быстрые, ритмичные, глотательные движения ротиком, губками, язычком. Он будет сосать все, что будет попадать на расстоянии, близком к ротику. Если закончить процесс кормления, активность данного автоматизма снижается, а буквально через полчаса или час нарастает вновь. Важно удовлетворить сосательный рефлекс у малютки, рано не отбирать соску, стараться кормить только грудью новорожденного. Это важно, потому что, во-первых, сосание – это успокаивающее действие, во-вторых, не удовлетворив свою потребность, детеныш будет потом сосать посторонние предметы (кончик пеленки, прядку маминых волос, свой пальчик и кусать ноготки). Сосательные склонности начинают ослабевать у новорожденных деток к первому году жизни, а полностью уйдут к полутора годам.

  • Хватательный. Проверьте его, вложив свой палец в ладошку малыша. Он должен согнуть свои пальчики, схватиться за вас кулачком, иногда это бывает так цепко и крепко, чтобы может повиснуть у вас на руке. Если малютка голоден, то хватание будет более выраженным. Смотрите на то, как происходит процесс хватания: нормальный, активный или слабый. В первом случае нервная система чересчур возбудима, а во втором, наоборот, отстает. Оба варианта требуют, чтобы вы показали крошку доктору. Угасание происходит до трех-четырех месяцев, а на смену приходит произвольная хватка (увидел предмет – взял).

  • Автоматизм Робинсона. По-другому называют цеплятельным, а проверяют похожим способом, как и в предыдущем случае: прикоснитесь к ладошке новорожденного – и это движение вызовет удивительную реакцию захватывания, как у обезьянки. Иногда, даже трудно разгибать пальчики. Он сменяется осознанными действиями в дальнейшем: удерживанием и хватанием предметов. Данная рефлекторная реакция должна исчезнуть к возрасту четырех месяцев.

  • Хоботковый. Положив новорожденного на спинку, прикоснитесь легким, отрывистым движением соски или своего пальца к верхней губке малютки. Он должен вытянуть ротик в трубочку, чем-то похожую на «хоботок», в этом случае происходит автоматическое сокращение сосательных мышц (круговая мышца рта). Должен угаснуть к возрасту двух-трех месяцев. В противном случае это может означать органическую патологию со стороны головного мозга, покажите ребенка неврологу.

  • Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Чтобы его проверить, осторожно надавите своей рукой в центре ладошки ребенка. Вы увидите, как он откроет ротик, приподнимет головку в вашу сторону. Если малютка голоден, то автоматизм Бабкина будет наблюдаться максимально ярко. В случае, если его нет, отсутствует симметрия в движениях. Когда такая ситуация длится более трех месяцев, есть повод подозревать патологии со стороны нервной системы малыша. Возможно это следствие родового процесса и травмы шейного отдела во время. Ладонно-ротовой автоматизм угасает к возрасту трех-четырех месяцев новорожденного.

  • Спинальный Галанта. Проверяется таким способом: выложите малыша на живот аккуратно, без надавливаний, проведите своим пальцем вдоль одной стороны позвоночника (отступите от позвоночника приблизительно 1 сантиметр). Если вы это сделали слева, то малютка выгнет спинку в противоположную сторону и должен сгибать левую ножку. Проверьте обе стороны: реакция в норме, если все движения одинаковы. Этим врачи проверяют правильность развития нервной системы новорожденного. Автоматизм Галанта должен угаснуть к возрасту шести месяцев.

  • Шаговый или автоматический рефлекс ходьбы. Аккуратно берем малыша за ручки (под мышками), приподнимаем в вертикальном состоянии над полом, например, пусть он слегка коснется поверхности ножками. Наклоните в области таза вперед – он должен произвести несколько шагов, как бы переступания, иногда детки имитируют движения ходьбы по лестнице. Некоторые малыши могут скрещивать ножки в районе голени – что является нормальным первые полтора месяца. Если данный автоматизм отсутствует или он асимметричный, то это говорит о патологиях в поясничном отделе позвоночника или со стороны нервной системы. Также при наличии ДЦП автоматизмы опоры и ходьбы задерживаются и растягиваются во времени. В норме эти рефлекторные движения должны угаснуть в возрасте до полутора месяцев.

  • Плавательный. Проверьте, положив ребенка на воду: он начнет барахтаться, пытаться удерживаться некоторое время на поверхности, пока мама не подхватит дитя. Данный автоматизм еще до конца не изучен. Считается, что малыша необходимо с такого маленького возраста учить плавать и подныривать. Однако многие ученые не очень хорошо отзываются о данном методе, т.к. оставляя малыша в воде, вы создаете условия потенциальной опасности, и малыш получает большой стресс. Он в дальнейшем может атрофировать страх и инстинкт самосохранения, а еще этот способ не самым лучшим образом влияет на вестибулярный аппарат. Также, если вы станете учить плаванию малютку в столь раннем возрасте, то бессознательный автоматизм исчезнет, а навыки плавания придется развивать заново.

  • Бауэра. Чтобы проверить данный автоматизм, выложите ребеночка на животик, подставьте ладонь либо какой-нибудь предмет к стопе, и вы увидите, как малыш пытается оттолкнуться и выполнить ползающие движения. Проявляется такое ползание после трех-четырех дней от рождения, а угасает к четырем месяцем. Бывают и спонтанные рефлекторные ползания, происходящие без опоры, поэтому стоит быть внимательным и не оставлять малыша одного на высоких поверхностях, потому что существует огромный риск падения. Обратите внимание на движения малютки (они должны быть асимметричные), его активность, если они отсутствуют, то стоит проверить признаки ЦНС, травмы спинного мозга, внутричерепные кровоизлияния.

  • Поисковый автоматизм Куссмауля. Проверить данный оральный рефлекс следует таким способом: осторожно, методом поглаживания своим пальцем в углу ротика младенца. Вы увидите, как он начнет совершать поисковые движения маминой груди: нижняя губка опустится, потянувшись в вашу сторону вместе с язычком. Только не прикасайтесь к губкам новорожденного – так проверяется другой рефлекс. Этот автоматизм проявляется в первые 3-5 месяцев жизни малыша.

Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.

Видео: Физиологические рефлексы у грудничков

Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:

Мудрой природой изначально заложены основные рефлексы новорожденных, позволяющие им без стрессов адаптироваться к новому мироощущению. Приходя в большой мир, дети не способны контролировать свое тело. Головной мозг крох сформирован не до конца и еще не научился функционировать так, чтобы поддерживать все системы жизнедеятельности маленького человека.

Управление крохотным организмом ведется с помощью безусловных рефлексов новорожденного, доведенных до автоматизма. Сформировавшиеся за период беременности примитивные центры спинного и головного мозга могут их контролировать при условии правильного развития нервной системы.

Врожденные рефлексы - это своеобразные защитные силы малыша, которые помогают ему выжить в любых внешних условиях. Некоторые рефлексы угасают в течение 4 недель, другие же действуют до 3-4 месяца

Определение базовых рефлексов новорожденного

Набор врожденных рефлексов новорожденных можно представить в виде таблицы с поясняющими дополнениями. Мы составили таблицу, указав в ней все рефлексы, которые указывают на полноценное здоровье малютки. Все данные взяты из медицинских источников и соответствуют точному изложению. Изучив данные таблицы, вы узнаете их название и поймете, что они показывают:

Позволяет определить правильность функционирования нервной системы, установить тонус мышц. Важен, как защита от угроз - например, падения.
Сосательный Показывает уровень зрелости ребенка, действует успокаивающе. Готовит к приему нового питания.
Хватательный Выявляет степень развития нервной системы. Позволяет понять, насколько ребенок возбудим.
Робинсона Показывает цепкость и тонус мышц. Приводит к развитию мелкой моторики. Остался от первобытных людей и не относится к развитию человека.
Хоботковый Дает возможность проверить мимические и сосательные мышцы. Реагируя на раздражитель, ребенок «хоботком» вытягивает свои губки.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Древнейший рефлекс, направленный на поиск необходимого питания различными способами. Определяет правильность развития всей нервной системы.
Спинальный автоматизм Галанта Выявляет родовые травмы, показывает степень функционирования спинного мозга и состояние центральной нервной системы.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы (Бабинского) Опровергает или подтверждает наличие ДЦП.
Бауэра Служит для проверки мышечного тонуса и состояния спинного мозга. Именуется ползательным рефлексом.
Поисковый рефлекс Куссмауля Помогает новорожденному найти грудь, подготавливает к новому питанию.

Как проверить рефлексы самостоятельно?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Покинув утробу матери, ребенок знакомится с миром, а вы знакомитесь с ним. Для него это экстремальные условия, но малыш вооружен и борется за жизнь, используя рефлексы новорожденных. Зная их характеристики и физиологические реакции, вы можете самостоятельно проверить их наличие у вашего ребенка. Несложные манипуляции с малышом помогут вам понять, насколько здоров ваш кроха, работают ли его защитные функции и есть ли у него проблемы с развитием.

Рефлексы для проверки нервной системы

  1. Рефлекс Моро. Положите новорожденного на спинку, уроните игрушку возле его головы так, чтобы получился громкий звук. Приподнимите младенца за ножки. В обоих случаях малыш должен раскинуть ручки в сторону, разжав кулачки. Успокоившись, он возвращает руки в исходное положение, согнув в локтях и прижав к тельцу (принимает привычную для него позу эмбриона) (см. также: ). Проявляющаяся реакция должна быть не слабой, а четкой, с соблюдением симметрии раскинутых рук. Исчезает к 4-5 месяцам.
  2. Сосательный. Процесс сосания только внешне кажется легким, а чтобы он получился, необходима слаженная работа пяти пар нервов черепа. Проверка показывает степень зрелости новорожденного. Поднесите к ротику ребенка грудь или притроньтесь пустышкой к щеке. Малыш развернет голову к предмету, нащупав сосок или пустышку, станет делать ритмичные глотательные движения губками, ротиком, языком. Учтите, что при признаках ДЦП ребенок не просто поворачивает голову, а резко ее вскидывает. Очень важно, чтобы сосательный автоматизм был удовлетворен. Сосание успокаивает ребенка эмоционально. Если малыш не удовлетворяет сосательную потребность через грудь, он начинает тянуть в рот любые предметы. Ослабевание реакций наступает после 1 года, к 1,5 годам они исчезают.
  3. Хоботковый. Помогает выявить патологические изменения головного мозга. Уложив новорожденного на спину, слегка коснитесь пальцем или соской верхней губы малютки. Ребенок реагирует вытягиванием губ в «трубочку». Наличие рефлекса - показатель правильного сокращения круговой мышцы ротика. Угасает к 2-3 месяцам. Если реакция отсутствует, обратитесь к врачу.
  4. Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Проверяется симметрия в движениях. Осторожно нажмите рукой на центр ладошки младенца. Ребенок открывает рот и старается приподнять голову в вашу сторону. Если в момент тестирования ребенок голоден, реакция будет ярко выражена. Отсутствие рефлекса или его непроявление в течение трех месяцев говорит о нарушениях в работе нервной системы.

Рефлекс Моро очень важен для определения состояния здоровья ребенка - если рефлекс выражен неполно, это может быть связано с врожденными сердечно-сосудистыми заболеваниями

Рефлексы для проверки мышечного тонуса

  1. Спинальный рефлекс Галанта. Выкладываете малютку на животик, бережно проводите пальцем вдоль левой стороны позвоночника, не доводя палец до позвонков на 1 см. Малыш среагирует выгибанием спины в противоположную сторону и сгибанием левой ножки. Проводя по правой стороне, ребенок выгибается влево и сгибает правую ножку. Проходит к полугоду.
  2. Хватательный и автоматизм Робинсона. Два похожих теста, направленные на проверку нервной системы и тонуса мышц. При проверке хватательного автоматизма вложите свой указательный палец в ладошку крохи. Ребенок должен крепко ухватить его, зажав в кулачок. Проверяя автоматизм Робинсона, просто прикоснитесь к ладошке крохи, вызвав цеплятельную реакцию. Голодный малыш хватает палец так, что трудно разжать его кулачок. Автоматизм хватания уходит к 4 месяцам. Взрослея, ребенок перейдет от хватания к осознанному действию с предметами, их правильному удерживанию и захватыванию.
  3. Автоматический рефлекс ходьбы Бабинского или шаговый. Возьмите малыша под мышки, поднимите вертикально так, чтобы он пальчиками ног доставал до пола или другой поверхности. Наклоните его немного вперед и посмотрите, пытается ли кроха переступать ножками, имитируя ходьбу по лестнице. Некоторые детки могут скрещивать ножки в голени - это тоже нормальная реакция, длится она до возраста 1,5 месяцев.
  4. Рефлекс Переса. Для грамотной проверки надо провести пальцем вдоль позвонков, начиная от копчика и доведя палец до шеи. Резкий крик, сгибание ручек и ножек, подъем таза – нормальная реакция. Мы проверяем тонус мышц. Уходит к 3-4 месяцам.
  5. Рефлекс Бауэра. Автоматическое действие, показывающее способность новорожденного к ползанию. Выложив малыша на живот, прижмите к его ступне свою ладонь. Ребенок, ощутив опору, попытается оттолкнуться от нее, произведя ползающие движения ножками. Первое проявление ползательного автоматизма приходится на 4-5 день после рождения, исчезает реакция к 4 месяцам. О том, как развить ползание, вы можете почитать в других наших материалах.

Врожденный автоматизм Робинсона любят использовать фотографы при создании семейных фотосессий с детьми. Малыши так хватают палец взрослого человека, что разжать кулачок может быть трудно

Поисковый автоматизм Куссмауля

Рефлекс проверяется в области рта и схож по реакции с сосательным и ладонно-ротовым автоматизмом. Требуется пристальное внимание при его проведении. Осторожно, почти не касаясь, притроньтесь к уголкам губ младенца. Малютка должен начать поиск раздражителя, намекающего на объект питания - он ищет материнскую грудь. Нижняя губа малыша опускается и тянется вместе с языком в сторону вашего пальца. Следите, чтобы ваш палец не затронул губы, поскольку такой манипуляцией проверяют совершенно другой рефлекс. Сохраняется до 3-5 месяцев, затем пропадает. Важно: если рефлекс не уходит к 3-4 месяцам, есть причины для диагностирования аномалии головного мозга.

Правильно проводить проверку основных рефлексов новорожденных самостоятельно вам поможет видео, на котором все показано наглядно, на конкретном ребенке. Осуществляйте свои манипуляции бережно и осторожно. Помните о позитивном настрое и старайтесь не напугать ваше сокровище.

Если малышу не понравятся ваши прикосновения, он может отвернуть от вас, закапризничать, расстроиться и заплакать. Приступайте к проверке, когда у младенца хорошее настроение. Совмещайте проверки с игрой и общением, проводите их ненавязчиво, наблюдая за реакцией ребенка.

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

Рефлекс Моро Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры Рефлекс автоматической ходьбы Рефлекс Бауэра Рефлекс Таланта Рефлекс Переса Оценка развития новорожденного Все страницы

При исследовании безусловно-рефлекторной деятельности ребенок должен находиться в состоянии бодрствования, не быть мокрым и голодным, чтобы рефлекторные реакции не подавлялись реакцией на дискомфорт. Исследуя безусловные рефлексы, необходимо следить за тем, чтобы наносимые раздражения не причиняли боли ребенку. Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Оценивая результаты обследования, необходимо учитывать не только наличие, но и степень выраженности того или иного рефлекса (ярко, умеренно, слабо, отсутствует), равномерность и время его появления с момента нанесения раздражения (быстро, запаздывает), полноту, силу ответа и быстроту угасания.

У здорового доношенного и даже недоношенного с массой тела не менее 2100 г безусловные рефлексы могут быть выражены в различной степени, что определяется типом нервной деятельности ребенка, временем суток, когда определяются рефлексы, и физиологическим состоянием. Если, несмотря на неоднократные попытки, вызвать рефлекс не удается, можно констатировать его угнетение. Вместе с тем безусловные рефлексы, особенно рефлексы орального автоматизма (поисковый, сосательный, хоботковый), а также рефлекс Бабкина и рефлекс Моро могут возникать при малейшем раздражении, что иногда создает впечатление спонтанного рефлекса. В таких случаях обычно расширена зона рефлекса, укорочен латентный период и при повторных раздражениях не наблюдается тенденции к его угасанию. Тогда говорят о патологическом усилении рефлекса.

Угнетение безусловных рефлексов или их чрезмерная выраженность свидетельствуют о поражении нервной системы. В ранний период новорожденности угнетение безусловных рефлексов наиболее часто обусловлено:

  • внутриутробной гипоксией;
  • асфиксией в родах;
  • внутричерепной родовой травмой;
  • аномалиями развития мозга;
  • наследственными заболеваниями обмена веществ;
  • токсико-инфекционными заболеваниями.

Отсутствие или резкое угнетение безусловных рефлексов может быть связано также непосредственно с нарушением мышечного тонуса - его резким повышением (некоторые пороки развития мозга, асфиксия в родах) или с его выраженным снижением (спинальная амиотрофия, врожденная миопатия и др.). При этом может быть неравномерное снижение безусловных рефлексов. Так, при спинальной амиотрофии на фоне общего снижения активности безусловных рефлексов относительно сохранными остаются рефлексы орального автоматизма. Активация рефлексов орального автоматизма характерна для псевдо-бульбарных нарушений.


Выраженная асимметрия рефлексов (нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют или угнетены - с другой) связана, как правило, с периферическим поражением нервов, корешков, клеток передних рогов спинного мозга. Реже асимметрия рефлексов обусловлена центральными гемипарезами. При акушерском парезе руки могут отсутствовать рефлекс Бабкина и рефлекс Робинсона. Паретичная рука не принимает участия в рефлексе Моро. При парезе лицевого нерва поисковый рефлекс на пораженной стороне выражен не полностью - угол рта не принимает участия в рефлекторном ответе. Асимметрия рефлекса Таланта наблюдается при одностороннем поражении спинного мозга, при гемигипоплазиях. При поперечном повреждении спинного мозга ниже уровня повреждения будут отсутствовать ответная реакция, характерная для этого рефлекса, а также перекрестный рефлекс экстензоров и рефлекс одергивания.

Среди многих физиологических рефлексов наибольшее диагностическое значение имеют следующие.


Рефлекс сосательный. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.

Рефлекс сосательный отсутствует: парез лицевых нервов, глубокая умственная отсталость, тяжелое состояние.


Рефлекс Куссмауля (поисковый рефлекс) - при штриховом раздражении кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходит опускание угла рта, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.

Асимметрия рефлекса Куссмауля: односторонний парез лицевого нерва.

Рефлекс Куссмауля отсутствует: двухсторонний парез лицевого нерва, поражение центральной нервной системы.


Рефлекс хоботковый. Вызывается легким постукиванием пальцем по щеке в области угла рта. Происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающей вытягивание губ хоботком.


Рефлекс Бабкина (рефлекс ладонно-рото-головной, руко-ротовой). Вызывается надавливанием пальцем на ладонную поверхность в области тенора (возвышение большого пальца) новорожденного. В ответ новорожденный производит хватательное движение, открывает рот и пригибает голову с поворотом ее в сторону раздражителя. Исчезает рефлекс Бабкина к 3-4 месяцам. При гидроцефалии, ДЦП с недостаточностью психического развития и становления речи может вызываться в возрасте старше 5 месяцев.

Асимметрия рефлекса Бабкина: акушерский парез руки.

Рефлекс Бабкина отсутствует или снижен: повреждение плечевого сплетения, асфиксия, кровоизлияние в мозг, поражения ствола мозга (спонтанный нистагм, отсутствие реакции зрачков на свет, симптом плавающего взора, нарушение глотания), парез сгибателей пальцев.


Рефлекс асимметричный шейно-тонический . Вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом головы в сторону. При этом тонус разгибателей верхних и нижних конечностей повышается на стороне, обращенной к лицу, и снижается на другой стороне ("поза фехтовальщика").

Рефлекс запаздывает: внутриутробные и родовые нарушения.


Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс, тонический хватательный рефлекс) - продолжение рефлекса Бабкина. Ребенок должен захватить пальцы врача так, чтобы его можно было бы приподнять. Можно вызвать рефлекс и с нижних конечностей, если надавливать пальцем на подошву у основания II-III пальцев - это вызывает подошвенное сгибание пальцев.

Рефлекс Робинсона ослабевает к 3-4 месяцам жизни и к году полностью исчезает.

Асимметрия рефлекса Робинсона: акушерский парез руки.

Рефлекс Робинсона отсутствует: тяжелая родовая травма, ДЦП, поражение периферических нервов (парез обеих рук).


Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы у ребенка первых месяцев жизни вызывает разгибание и веерообразное расхождение пальцев. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием бедра, голени и тыльным сгибанием стопы.


Рефлекс Моро вызывается различными способами:

  1. ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают вниз на расстояние 20-30 см, а затем поднимают вверх до исходного уровня;
  2. быстро распрямляют нижние конечности;
  3. резко ударяют по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см от головы с двух сторон.

В ответ на эти действия ребенок откидывается назад, у него разгибаются плечи и разводятся в стороны руки (первая фаза рефлекса). Во второй фазе рефлекса (рефлекс объятия) руки возвращаются в исходное положение. В норме сохраняется до 4-х месяцев. Ослабевает к 2-3 месяцам.

Асимметрия рефлекса Моро: акушерский парез руки, перелом ключицы.

Рефлекс Моро ослаблен: кровоизлияния в мозг.

Рефлекс Моро отсутствует: парез обеих рук, церебральные повреждения, отек мозга.


Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры. Ребенок, поднятый за подмышки, сгибает ноги во всех суставах. Поставленный же на опору, разгибает ноги, выпрямляет туловище, шею и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе.

Рефлекс отсутствует: гипертонус, детский церебральный паралич (ДЦП).


Рефлекс автоматической ходьбы. Является продолжением рефлексов выпрямления и опоры. Если ребенка, стоящего на столе, слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения, не сопровождающиеся движением рук. Иногда при ходьбе ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней или стоп.

Рефлекс автоматической ходьбы отсутствует: (скрещивание ног и стояние на пальцах - "поза балерины"): гипертонус, спастический парез, ДЦП.


Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания). Вызывается при положении ребенка на животе и создании опоры для его подошв с помощью ладони. Ребенок, отталкиваясь от опоры, начинает ползти.


Рефлекс Галанта (околопозвоночный рефлекс) - при штриховом раздражении кожи около и вдоль позвоночника происходит дугообразное сгибание туловища и поворот головы в сторону раздражителя. Иногда разгибается и отводится нога.

Асимметрия рефлекса Галанта: одностороннее поражение спинного мозга, гемигипоплазии.

Рефлекс Галанта отсутствует: парез мышц спины, тяжелая родовая травма.


Рефлекс Переса вызывается легким надавливанием пальцем на остистые позвонки от копчика до шеи. Проявляется громким криком, подниманием головы, выгибанием туловища (поясничный лордоз), подниманием таза, сгибанием нижних и верхних конечностей, общей мышечной гипертонией. Иногда отмечается мочеиспускание и дефекация. Этот рефлекс следует исследовать последним, так как ребенок на него реагирует отрицательно (плач).

Ослабевает и исчезает рефлекс Переса к 2-3 месяцам жизни.

Рефлекс Переса отсутствует: тяжелое поражение центральной нервной системы.


Оценивая результаты исследования безусловных рефлексов у новорожденных, необходимо учитывать, что они имеют диагностическое значение лишь в комплексе с другими симптомами. Изменение одного какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не имеет самостоятельного диагностического значения.

Умеренное усиление основных врожденных рефлексов может отмечаться при легкой форме перинатальной энцефалопатии (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

Значительное снижение основных врожденных рефлексов может быть проявлением:

  • гипертензионно-гидроцефального синдрома;
  • синдрома угнетения центральной нервной системы.

Результаты проведенного исследования состояния нервной системы у ребенка на первом месяце жизни дают только качественную характеристику. Количественная же характеристика выявленных нарушений нервно-психического развития с помощью балльных оценок дает возможность участковому врачу рано прогнозировать вероятность отклонений в деятельности центральной нервной системы и в дальнейшем развитии ребенка. Кроме того, количественная оценка помогает дифференцировать причины отклонения в развитии, так как позволяетболее четко установить, развитие каких именно функций страдает в первую очередь и в наибольшей степени (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

По предлагаемой методике, количественная оценка проводится на основе показателей, которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции - 3 балла, ее отсутствие - 0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.

Оценку в 27-29 баллов можно рассматривать как вариант возрастной нормы, но необходимо учитывать, что если ребенок теряет 3 балла по показателям какой-либо одной функции или из-за наличия факторов риска, его следует отнести к категории риска в отношении нарушений дальнейшего развития или возможности выявления локальных нарушений (зрения, слуха и др.). Такой ребенок нуждается в обязательном динамическом наблюдении невропатолога.

При оценке 23-26 баллов ребенка относят к группе риска.

Оценка 13-22 балла четко свидетельствует о задержке развития.

Ребенок с оценкой ниже 13 баллов имеет тяжелую общую задержку развития в результате органического поражения центральной нервной системы.

Для большей достоверности полученной оценки при первом патронаже необходимо повторить исследование при повторных патронажах.

Количественная оценка возрастного развития новорожденного по всем параметрам в комбинации с клиническими данными позволит, если это необходимо, рано проконсультировать ребенка у невропатолога, а значит, и подойти к постановке нозологического диагноза и назначить не только адекватную реабилитационную терапию, но и определиться со сроками динамического наблюдения невропатологом. В тех случаях, когда это необходимо, ребенок госпитализируется.

Количественная оценка развития новорожденного (1-я неделя)

(Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова)

Показатель Оценка ответа, баллы
3 2 1 0
Динамические функции
1 Соотношение сна и бодрствования (коммуникабельность) Спит спокойно, просыпается только для кормления или когда мокрый, быстро засыпает Спит спокойно, не просыпается мокрый и для кормления или сытый и сухой не засыпает Не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто беспричинно кричит Очень трудно разбудить или мало спит, но и не кричит, или кричит постоянно
2 Голосовые реакции Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик болезненный, пронзительный или отдельные всхлипывания на вдохе Крик отсутствует или отдельные вскрикивания, или крик афоничный
3 Безусловные рефлексы Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны Требуют более длительной стимуляции или быстро истощаются, или непостоянно асимметричны Вызываются не все или после длительного латентного периода и повторной стимуляции, быстро истощаются, или стойко асимметричны Не вызывается большинство рефлексов
4 Мышечный тонус Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях Легкая асимметрия или тенденция к гипоили гипертонии, не влияющие на позу и движения Постоянные асимметрии, гипо- или гипертония, ограничивающие спонтанные движения Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки
5 Асимметричный шейный тонический рефлекс При повороте головы в сторону непостоянно разгибает "лицевую" руку - Постоянные разгибания или отсутствие разгибания руки при повороте головы в сторону Поза фехтовальщика
6 Цепной симметричный рефлекс Отсутствует - - -
7 Сенсорные реакции Жмурится и беспокоится при ярком свете; поворачивает глаза к источнику света; вздрагивает при громком звуке Одна из реакций сомнительна Одна из реакций оценки 3 отсутствует или две-три реакции сомнительны Все реакции из оценки 3 отсутствуют
Факторы риска
8 Стигмы Отсутствуют Не более 5-6 Более 6 и расположены главным образом в области лица Более 8 или наличие грубых пороков развития
9 Черепные нервы Патологии нет или непостоянное легкое сходящееся косоглазие, или непостоянный легкий
симптом Грефе
Сочетание 2 признаков из оценки 3 или легкая асимметрия лица, или непостоянный горизонтальный нистагм Постоянное косоглазие или выраженный нистагм, или постоянный симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдром Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1
10 Патологические движения Отсутствуют или единичные редкие атетоидные движения пальцами, или редкий высокочастотный тремор подбородка, рук при крике, кормлении, пассивных движениях Частые атетоидные движения пальцами или мелкоразмашистый высокочастотный тремор, не связанный с беспокойством Сочетание 2 симптомов, перечисленных в оценке 2, или крупноразмашистый спонтанный тремор, или единичные подергивания мышц лица Судороги

Когда крохотный младенец рождается на свет, кажется, что он совсем беззащитен перед новым для него миром. Однако природа позаботилась о его защите, наградив определенным набором важных для его жизни способностей, инстинктами, которые отвечают за успешную адаптацию и развитие. Речь идет об условных и безусловных рефлексах, благодаря которым малыш способен выжить.

Безусловные рефлексы новорожденного - это то, что в первую очередь оценивается неонатологами в роддоме, а следом педиатры по этим реакциям «читают», насколько он развит, есть ли какие-то патологии и отклонения.

Условные рефлексы - это те «наработки» малыша, которые останутся с ним на всю жизнь, то, что он приобрел в ходе развития и набора опыта. Проще говоря, это то, что маленький человечек делает осознанно, понимая цели и причины своих действий.

Зачем они нужны?

Врожденные рефлексы новорожденных запускаются автоматически, как только ребенок приходит в этот мир. Это своеобразные маленькие программы, которые начинают сразу же исполняться. Даже первый вдох считается рефлективным, ведь малыша никто не учил дышать.

Их насчитывается несколько десятков (около 75), но в педиатрии различают 15 клинически важных безусловных рефлексов новорожденных, задачи у которых самые разные: некоторые исчезают мгновенно после рождения малыша, так как запрограммированы только способствовать этому самому рождению, другие нужны для стимуляции развития новых, а есть такие, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Жизнь новорожденного всецело зависит от взрослых, которые за ним ухаживают. Он не способен самостоятельно добыть еду, питье или сам себя согреть. Только от опекунов зависит благополучие маленького человечка, только они могут сделать так, чтобы ему не было холодно и голодно.

Но вместе с тем от врожденных рефлексов новорожденных, от их активности, будет зависеть возможность принятия ребенком этой заботы. Что это означает? Давайте для примера возьмем кормление малыша. Для того, чтобы его накормить, вам понадобится грудь с молочком или бутылка со смесью. Но ведь крохе придется сосать грудь или бутылочку! От выраженности его сосательного рефлекса будет зависеть исход кормления: чем активнее этот рефлекс, тем вернее малыш доберется до заднего молочка - самого жирного и питательного. Так что это умение обеспечивает ему выживание.

Безусловные (врожденные) рефлексы

В положении на спине

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если дотронуться или погладить легким движением по уголку рта ребенка рядом со щечкой, он повернет головку в сторону раздражителя, приподнимет ее немного и приоткроет ротик. Таким образом младенец ищет еду. Реакция угаснет к 3 месяцам, так как к этому возрасту еду он будет видеть глазами - грудь или бутылочку. У грудничков с повреждением лицевого нерва этот рефлекс слабый или вовсе отсутствует.

Сосательный

Это жизненно необходимый механизм, позволяющий малышу выжить. Благодаря ему он принимает пищу - сосет молочко из груди или смесь из бутылочки. По сути мы говорим об обычном процессе кормления.

После того, как кроха насытится, сосательный рефлекс угасает. Но уже через полчаса или час возобновляется снова. Сохраняется он у малыша до года.

Помните: отсутствие или ослабление сосательного и глотательного рефлексов может объясняться тем, что младенец еще не голоден. Наиболее выражены они только перед кормлением.

Но если сосательного рефлекса нет, если малыш плохо сосет, неправильно захватывает сосок, у него подтекает жидкость из уголка рта, он набирает много молока, а проглотить не может, то все это является поводами для беспокойства.

Рвотный рефлекс

Он необходим младенцу, если тот подавится. Детки сразу после рождения, умея сосать, все равно не могут есть «как по маслу», отчего часто захлебываются и давятся. Рвотный рефлекс помогает выплюнуть обратно молочко, которым он подавился.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если вложить свои пальцы в ладошки месячного малыша и надавить на них немного, то он их сразу же захватит, приподнимет головку по средней линии. Некоторые детки могут открыть ротик, и даже высунуть язык. Эта реакция особенно выражена в период новорожденности, сохраняется до 2 месяцев, а к третьему пропадает.

Хватательный

Если вложить пальцы в ладошки малыша и слегка надавить на них, он рефлекторно схватится за них, причем очень сильно. Хватательный рефлекс, существующий до 3─4 месяцев, постепенно трансформируется в условный, когда ребенок будет уже не бессознательно захватывать игрушку, а целенаправленно.

Рефлекс Робинзона

Малыш способен с такой силой сжимать пальцы взрослого, что может сам приподняться. Рефлекс Робинзона похож на хватательный рефлекс и имеет все его черты.

Нижнехватательный (подошвенный)

Если надавить на ступни младенца ближе к пальчикам, в ответ на это он эти пальчики сожмет. Исчезает к году.

Рефлекс Моро (обхватывания)

Если хлопнуть ладонью по месту, где лежит младенец, в 20─30 см от него, в ответ должно произойти разведение рук в стороны и разжимание пальчиков (первая фаза) и сведение с попыткой обхватывания или обнимания себя (вторая фаза). Нередко в первую неделю после рождения малыша проявляется только первая фаза. Отсутствие второй не говорит об отклонении. Это более устойчивый рефлекс, он держится почти до 5 месяцев, а его отдельные элементы можно увидеть и в 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Если раздражать наружные края подошв ребенка от пятки к пальцам, в ответ произойдет выраженное разгибание большого пальца, а остальные пальчики раскроются подобно вееру. Может вызываться у детей до 12 месяцев.

В положении стоя

Автоматическая ходьба или шаговый рефлекс

Шаговый проверяется следующим образом: врач ставит малыша на ножки, при этом он стоит либо на полной стопе, либо может встать на носочки. Если его покачать и наклонить вперед, он будет совершать шаговые движения. Это и есть рефлекторная автоматическая ходьба, присущая для младенцев первого месяца жизни. Так кроха готовится к вертикализации тела в пространстве. Однако это умение исчезнет в 2 месяца, этот рефлекс самый быстрый по угасанию.

Рефлекс опоры

Отмечается две фазы:

  • Ребенок подгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, когда взрослый берет его под мышки.
  • Ребенок разгибает ножки и полной стопой стоит на твердой поверхности, например, пеленального столика.

Это умение будет сохраняться у него не дольше 2 месяцев.

Рефлексы на животе

Защитный

Если новорожденного положить на животик, то он немного приподнимет головку и повернет ее в сторону. Он защищает себя, чтобы не задохнуться. Он появляется одним из первых, буквально в родильном зале. Малыша выкладывают маме на живот в первые минуты после его рождения, и он поворачивает голову в сторону.

Спинальные

При помощи спинальных рефлексов врач-педиатр сможет проверить набор реакций, которые отвечают за работу мышечного аппарата грудного ребенка.

Рефлекс Галанта. К примеру, ребенок лежит на животе, у него согнуты ручки и ножки, и если провести каким-нибудь раздражителем вдоль позвоночника ребенка (параллельно ему), то его тельце выгнется, а нога разогнется в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику снизу вверх─ от попки к шее, ─ то малыш одновременно согнет и приведет к животику ножки, а спина выгнется. Нередко наблюдается открытие анального сфинктера, кроха может описаться. Эта реакция проверяется последней, так как вызывает у ребенка дискомфорт, малыш начинает громко кричать. Поэтому проверять его самостоятельно не рекомендуется. Рефлекс Переса проявляет себя до 4 месяцев.

Рефлекс ползания Бауэра

Под ножки малыша подставляются руки взрослого. Кроха начнет совершать ползающие движения. Иногда требуется подтолкнуть малыша, чтобы спровоцировать эти движения. Наблюдается у новорожденных с рождения и фиксируется до 4 месяцев.


Отсутствие рефлексов у новорожденного требует его немедленной реанимации

Слабые или нет совсем

У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.

А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном - от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.