Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Если у месячного ребенка остались внутриутробные рефлексы. Основные особенности и этапы развития хватательного рефлекса у новорожденных

Если шкала Апгар оценивает состояние новорожденного в целом, то рефлексы новорожденного позволяют оценить состояние нервной системы малыша без каких-либо сложных обследований и вовремя начать правильное лечение у врача — невролога, пока мозг ребенка еще не закончил формироваться и еще не поздно исправить ситуацию.

Часть безусловных рефлексов, определяющихся в периоде новорожденности, впоследствии исчезает, некоторые из рефлексов появляются чуть позже. Если рефлекс вызывается в том возрасте, в котором он уже должен отсутствовать, то он считается патологическим. Слабые рефлексы или их отсутствие тоже могут стать поводом для дальнейшего обследования.

Как правильно проверять рефлексы новорожденных

Оценивать безусловно-рефлекторную деятельность ребенка надо в теплом помещении. Малыш должен быть сытым, сухим и спокойным. В детской поликлинике не всегда бывают подобающие условия, поэтому было бы неплохо, если бы мама сама умела проверять рефлексы новорожденных и в случае необходимости обратила внимание педиатра на имеющиеся отклонения.

Безусловные рефлексы ребенка оцениваются в состоянии вертикального подвешивания за подмышки, в положении на животе и на спине. Наносимыми раздражениями нельзя причинять ребенку боль. При несоблюдении правил проверки рефлексов они могут погашаться реакциями на дискомфорт.

Таблица рефлексов новорожденных и грудных детей

Рефлекс

Время появления рефлекса

Возраст, когда рефлекс исчезает

Рефлекс опоры

Ко 2 месяцу

Рефлекс автоматической ходьбы

Ко 2 месяцу

Лабиринтный тонический рефлекс

В конце 2 месяца

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

К 3 месяцу

Рефлекс Переса

К 4 месяцу

Хватательный рефлекс

На 2 - 4 месяце

Рефлекс ползания Бауэра

К 4 месяцу

Рефлекс Моро

К 4 месяцу

К 6 месяцу

К концу первого года жизни

С конца 1 месяца жизни

Верхний рефлекс Ландау

С 4 месяца жизни

Нижний Ландау

Формируется к 5-6 месяцу

Цепные шейные и туловищные рефлексы

К 6-7 месяцу жизни

Рефлексы новорожденных подразделяются на три группы:

  1. Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, орбикулопальпебральный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы)
  2. Оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоэнцефальные позотонические рефлексы. Это транзиторные (проходящие) рудиментарные рефлексы, которые отражают условия развития длительного анализатора. К ним относятся сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой. А также хватательный, рефлексы опоры, Моро, автоматической походки, рефлекс Переса, лабиринтный рефлекс, шейные тонические рефлексы.
  3. Мезэнцефальные установочные автоматизмы: шейные и туловищные рефлексы (простые и цепные), лабиринтные рефлексы.

Как проверять основные рефлексы у ребенка

Поисковый рефлекс : при поглаживании в области угла рта (не задевая губы) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, при этом у него опускается губа и отклоняется язык. Рефлекс особенно отчетливо выражен перед кормлением.

Хоботковый рефлекс: Ребенок вытягивает губы хоботком при легком ударе по ним пальцем. При этом рефлексе происходит автоматическое сокращение круговой мышцы рта. У взрослых рефлексы орального автоматизма появляются при поражении коры головного мозга.

В норме сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. До этого возраста надо постараться отучить ребенка от соски или пустышки, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус.

Хватательный рефлекс : Ребенок до 2-4 месяца прочно схватывает пальцы, вложенные в его ладонь.

Рефлекс опоры : Ребенка со стороны спины берут за подмышки, поддерживая головку указательными пальцами. Приподнятый ребенок в таком положении сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, и как бы «стоит» на полусогнутых ногах, опираясь на опору полной стопой. Если ребенок пытается «встать» на цыпочки, скрещивает ножки, то отклонение от нормы.

Рефлекс автоматической походки : Если из предыдущего положения ребенка немного наклонить вперед, то он будет пытаться совершить шаговые движения. Иногда при этом на уровне нижней трети голеней ножки ребенка могут перекрещиваться.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина: Если надавливать большим пальцем на ладони ребенка у ложа теноров, ребенок откроет рот и согнет голову. Рефлекс исчезает к 3 месяцу.

Рефлекс Моро сохраняется до 4 месяца жизни ребенка. Если резко опустить ребенка примерно на 20 см, находящегося на руках врача, а затем быстро поднять, то в ответ на эти действия ребенок разведет ручки и разогнет пальцы, а затем вернет их в исходное положение. Чтобы не уронить ребенка, проверять этот рефлекс новоиспеченным родителям самостоятельно не рекомендуется.
Если родители резко кладут ребенка на какую-либо поверхность, он тоже испуганно разведет ручки в стороны, что тоже является проявлением рефлекса Моро.

Рефлекс ползания Бауэра : ребенок будет пытаться ползти, если его положить на живот и подставить под подошвы ладонь. Спонтанное ползание исчезает к 4 месяцу.

Рефлекс Кернига исчезает после четырех месяцев. В более старшем возрасте он встречается при .

Рефлекс Галанта: Если провести пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам в направлении от шеи к ягодицам, у ребенка, лежащего на боку, выгнется туловище, иногда при этом может разогнуться нога. Рефлекс Галанта должен исчезнуть к 4 месяцу жизни ребенка.

Рефлекс Переса вызывает боль, поэтому его лучше вообще не проверять или исследовать последним. Заключается он в проведении пальцем по остистым позвонкам ребенка, лежащего на животе. Направление движения: от копчика к шее. При положительном рефлексе Переса прогибается туловище, сгибаются верхние и нижние конечности, приподнимается голова, таз, иногда происходит мочеиспускание и дефекация. Все это, естественно, сопровождается недовольным криком ребенка. Рефлекс Переса должен исчезнуть к четвертому месяцу.

Орбикулопальпебральный рефлекс : Слегка поколачивая пальцем по верхней дуге орбиты можно вызвать смыкание века соответствующей стороны. Рефлекс исчезает к 6 месяцу.

Ассиметричный шейно-тонический рефлекс демонстрирует уменьшение тонуса конечностей. Если повернуть голову ребенка, лежащего на спине, так, чтобы подбородок касался плеча, повысится тонус конечностей с противоположной стороны, и понизится на той стороне, к которой повернуто лицо. (Тонус конечностей может быть повышенным, сниженным или нормальным). При гипертонусе мышцы ребенка чрезмерно напряжены, разогнуть конечности удается с трудом. При гипотонусе, наоборот, мышцы чрезмерно расслаблены. На тонус ребенка оказывает влияние положение тела и головы ребенка.

Туловищная выпрямительная реакция проявляется выпрямлением головы при соприкосновении стоп с опорой. К концу первого месяца ребенок уже должен держать головку.

Рефлекс Бабинского : У ребенка пальцы на стопе расходятся веером, если штриховыми движениями раздражать наружный край стопы по направлению от пятки к пальцам. При этом происходит также тыльное разгибание большого пальца. Считается физиологичным до двухлетнего возраста.

Верхний рефлекс Ландау : к четырем месяцам ребенок в положении на животе должен уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками.

Нижний рефлекс Ландау : Ребенок может разгибать и поднимать ноги в положении на животе. Нижний Ландау формируется к пяти — шести месяцам. Примерно в этом возрасте малыш начинает ползать.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище вызывает раздельный поворот туловища и нижних конечностей при повороте плеча или тазового отдела ребенка в сторону. Формируется цепной установочный рефлекс к 6 — 7 месяцам.

Трактовать значения, оценивать результаты исследования новорожденных должен только врач. Задача мамы проследить, чтобы ребенок был хорошо обследован и при необходимости получил необходимое лечение. Иногда достаточно сделать профессиональный массаж и специальную гимнастику, чтобы погасить патологические рефлексы, в тяжелых случаях невропатолог назначит лекарственные препараты.

Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Оральные сегментарные автоматизмы:

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса - односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует - двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Как всё-таки определяется период новорожденности, какова его длительность? Научно обосновано, что данный отрезок продолжается 28 дней, в это время идёт первичная адаптация ребёнка к окружающей среде. Приспособлению помогают рефлексы новорожденного , это природой заложенные механизмы, позволяющие малютке совершать свои первые (пока неосознанные) действия.

Виды рефлексов - классификация

Выделяют 2 вида рефлексов – условные и безусловные, в младенчестве работают только безусловные, заложенные с самого рождения. Условные же позже появляются, на основе опыта.

Всего выделяют 15 безусловных рефлексов новорожденных , каждый из них несёт своё назначение. Одни возникают и сразу исчезают, другие затухают медленно, а третьи остаются навсегда.

Выделяется несколько групп основных рефлексов новорожденных:

  • Нацеленные на обеспечение общей жизнедеятельности (дыхание, глотание, сосание, спинальные двигательные автоматизмы).
  • Обеспечивающие безопасность для детского организма при воздействии внешних раздражителей.
  • «Временные», которые работают для поддержания какого-то одного процесса. К примеру, есть рефлекторная задержка дыхания, для того, чтобы ребёнок по родовым путям смог продвигаться.

Таблица основных рефлексов новорожденных по месяцам

Оральные рефлексы

С самых первых минут жизни маленький организм нуждается в питании. Сосать молоко из груди и проглатывать малыша никто не учит, всё основано на рефлекторной деятельности.

Сосательный рефлекс есть у крохи с самого рождения. Благодаря ему, малыш способен обхватить сосок груди или пустышку губами и совершает ритмичные движения сосания. Сильно выражен рефлекс до года, закономерно появлению основных зубов, с помощью которых сосание замещается на жевание.

До 3-х лет он сохраняется слабовыраженно. Интенсивность сосания сигнализирует о степени голода младенца, если ребёнок сыт, то сосание становится слабее, к приёму пищи выражается сильнее. Постоянная слабость сосательного рефлекса обуславливается многими причинами, установление которых происходит с помощью доктора.

Глотательный рефлекс способствует проглатыванию полученной пищи. Он обусловлен работой продолговатого мозга и сохраняется на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс сохраняется менее продолжительное время – к двум–трём месяцам он пропадает. Прикосновение пальцем или предметом к губам малютки вызывает сворачивание ротика в трубочку, напоминающую маленький хобот.

Рефлекс Бабкина , его ещё именуют ладонно-ротовым . Если на обе ладошки ребёнка легонько нажать, то малыш приоткрывает рот. К трём месяцам реакция угасает, после исчезает полностью.

Поисковый рефлекс (Куссмауля ) . Попытка дотронуться до щеки у уголка рта (очень легко) приводит к поиску раздражителя, то есть к поиску еды. После трёх месяцев рефлекс проходит, младенец определяет источник пищи визуально. При его проверке, не следует прикасаться непосредственно к губам крохи, иначе получится хоботковый рефлекс.

Спинальные автоматизмы

Спинальные рефлексы новорожденных характеризуют у младенца мышечный аппарат и его состояние.

Защитный рефлекс обнаруживается в поворачивании головы при выкладывании крошки на живот. Таким способом ребёнок открывает себе доступ воздуха в дыхательные пути. При поражении ЦНС данный рефлекс, как правило, отсутствует.

Хватательный (обезьяний) рефлекс – способность крепко схватывать и держать пальцы взрослого, вкладываемые в ладони младенца. Приподнимание за пальчики – это уже другой похожий рефлекс Робинсона. Ослабление происходит к четырём месяцам.

– это когда при поглаживании подошв, пальчики раскрываются веерообразным способом, а стопы сгибаются с тыльной стороны.

Рефлексы новорожденного - Подошвенный рефлекс (Бабинского)

Данный рефлекс сохранен вплоть до двух лет, симметричность реакции и энергичность – показатель для оценивания ребёнка.

Рефлекс Моро (объятия) – реакция, состоящая из двух фаз, происходящая в ответ на шум или стук.

Вначале кроха руки раскидывает в разные стороны и разжимает пальцы, ноги при этом распрямляются. Затем ручки и ножки возвращаются в исходное положение, напоминая объятия. Этот рефлекс наблюдается до пяти месяцев. Неполный рефлекс Моро или его асимметрия проявляются при поражениях нервной системы.

Рефлекс Кернига наблюдается, когда не удаётся разжать тазобедренный сустав после сгибания. По достижении четырёх месяцев полностью исчезает.

Рефлекс автоматической ходьбы проверяется при поддержке за подмышки и небольшом наклоне вперёд. Малыш делает шаги, не сопровождая их движениями руками. В норме кроха должен опираться на всю ступню и шагать без цепляний.

Если ноги слегка перекрещиваются, то это считается приемлемым в первые 1,5 месяца. Способность самостоятельной ходьбы является уже приобретённым навыком, обусловленным комплексной работой коры больших полушарий, развивается к 1 году. Если «автоматическая походка» остаётся долгое время, то это может быть проявлением поражения ЦНС.

Рефлекс опоры виден, когда малыша, придерживая, ставят на твёрдую поверхность. Вначале он отталкивает стопы, затем становится на плоскость, прижимая крошечные подошвы плотно к опоре. На протяжении всего полутора месяцев рефлексы опоры и ходьбы имеют хорошую выраженность.

Рефлекс ползания (Бауэра) – его называют спонтанным ползанием, происходит это, когда кроху кладут на живот или спину. Движения усиливаются, если приставлять ладонь к подошвам ребёнка, кроха даже может продвигаться вперёд. Возникает рефлекс на 3-4 сутки, а угасание на третий-четвёртый месяц. Тревожным признаком считается нарушение симметрии или сохранение ползающих движений до полугода – года.

Рефлексом Галанта называют реагирование зоны позвоночника на раздражитель извне. Если водить пальцем по спине, то ребёнок выгнет спину и разогнёт ногу со стороны воздействия.

Позотонические рефлексы (автоматизмы)

Группа данных рефлексов основана на перераспределении тонуса мышц по мере моторного развития ребёнка. Пока кроха ещё не умеет держать головку, не может сидеть, ходить и стоять, его мышцы должны регулироваться. Продолговатый и, впоследствии средний мозг отвечают за регуляцию.

Рефлекс Магнуса-Клейна (ассиметричный тонический шейный) – малыш принимает «позу фехтовальщика», если его головку повернуть на бок, пока карапуз на спине. То есть, конечности, куда обращается лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются.

Наименование Как стимулировать Реакция на стимул Появление (возраст) Исчезновение (возраст) Причины отклонений
Поисковый Поглаживание щеки Поворот головы к раздражителю, открывание рта С рождения 3-4 месяц (во сне до 12 месяцев) Вялость, угнетённость нервной системы. ДЦП
Сосательный Касание губ или полости рта Движения сосания С рождения 4 месяц (во сне до 7 месяцев) Сытый плохо реагирует. Недоношенность, угнетение ЦНС – отсутствие
Шейный тонический («фехтовальщик») Пока малыш на спине, поворот головы набок Выпрямление руки и ноги со стороны повёрнутой головы; на противоположной стороне согнуты рука и нога Рождение – 2 месяца 4-6 месяц Неумение выйти из этого состояния или сохранение от 6 месяцев – нарушения моторных нейронов
Хватательный Положить палец в ладонь ребёнка Крепкое охватывание пальцев обеими ладошками С рождения 3-6 месяц Поражения ЦНС
Рефлекс шагания Поддержка под мышками, небольшой наклон вперёд. Стопы должны касаться поверхности Подобие шагов, попеременные движения ногами С рождения 2-4 месяц Отсутствие: ДЦП, паралич ног, угнетённость ребёнка
Рефлекс Моро (объятий) Внезапный звук или хлопок, когда малыш лежит на спине Симметричное раскрытие рук и выпрямление ног, через несколько секунд обхватывание себя руками С рождения До 4 месяца Паралич или перелом ключицы ведут к асимметрии, отсутствие или долгое действие – расстройства структур мозга
Подошвенный рефлекс Надавливание у пальцев на стопе Симметричное подгибание пальцев С рождения 4-8 месяц ДЦП, поражения мозга
Рефлекс Бабинского Провести по подошве к пальцам от пятки Разжимание пальцев веерообразно С рождения Примерно к году ДЦП, поражения ЦНС

Проверка выраженности рефлексов осуществляется с помощью невропатолога и педиатра, они в состоянии определить, насколько правильно работают функции нервной системы младенца.

Что влияет на несвоевременное появление рефлексов новорожденных ?

Причины совершенно разные, начиная от травм при родах, заканчивая индивидуальной реакцией на медицинские препараты. Спинальные или оральные рефлексы новорожденного бывают слабовыраженными в случае недоношенности или лёгкой асфиксии.

Не всегда нужно бить тревогу, если сосательное и поисковое поведение выражено слабо, возможно, малыш просто сыт, тогда он не проявляет сильной рефлекторной деятельности. А вот перед кормлением, наоборот, сосание и поиск усиливаются.

Если рефлексов новорожденного вовсе не наблюдается, то это повод для немедленной квалифицированной медицинской помощи. Самые важные функции жизнеобеспечения могут пострадать, если вовремя не наладить поддержание здоровья малютки. Причин может быть несколько: тяжёлые пороки внутриутробного развития, сильная асфиксия, травмы, полученные при родах.

Безусловно, родителям надлежит владеть информацией о врождённых рефлексах, но профессионально оценить состояние здоровья ребёнка сможет только опытный неонатолог или педиатр. Отклонения от нормы бывают значительными и не очень, при малых нарушениях врач назначит лечение или специальные процедуры. Если отклонения сильны, то доктор поможет разобраться в причинах, и сможет принять экстренные меры для того, чтобы малышу ничего не угрожало.

Любое странное проявление поведения ребёнка требует повышенного внимания, ведь от этого зависит его успешное приспособление к миру. Рефлексы новорожденного – это забота самой природы о том, чтобы младенец смог максимально удобно себя ощущать.

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.