Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Когда ребенок начинает говорить понятно. Когда ребенок должен начать говорить: советы мамам

Во сколько ребенок начал говорить первые слова. В каком возрасте дети начинают произносить простые предложения? Когда беспокоиться о том, что малыш не разговаривает. Кто раньше начинает говорить мальчики или девочки? Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова

Самый ранний набор слов появляется у ребенка с семи до двенадцати месяцев. Скорость приобретения речевых навыков у всех детей происходит по-разному, как и другие процессы развития (ползать, сидеть, ходить). Поэтому вопрос: во сколько ребенок начал говорить — очень индивидуальный.

Мама с папой трепетно ждут первое слово своего ангелочка и очень радуются, когда его слышат. До этих пор малыш выражал свои чувства с помощью жестов, мимики или плача.

Развитие речи ребенка очень растянуто во времени. В два месяца кроха воспроизводит гортанные звуки – гулит. Следующий этап в развитии речи малыша, это лепет. Лепет представляет собой процесс подготовки голосовых связок, перед тем, как начать говорить.

Он состоит из таких слогов, как: да-да, ба-ба-ба, ма-мам и т.д. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить слоги, зависит от многих факторов. Например, девочки развиваются быстрее мальчишек.

Чаще всего они начинают говорить раньше мальчиков.

С 7 до 12 месяцев ребенок произносит простые слова: пока, мама, деда, баба, дай, да. Эти первые слова уже осознанные. К этому времени малыш условно может называть окружающие объекты. Курочку называть «коко», собачку «ав», мышку «пи» и т.д. К 12 месяцам обычно в лексиконе ребенка присутствует до 10 слов.

Во сколько дети начинают говорить первые слова, зависит во многом от семьи. Чем больше с малюткой общаются, поют песенки, показывают предметы, называя их, тем качественнее развитие речи. Разработка мелкой моторики так же напрямую влияет на мышление и речь.

Во сколько лет ребенок начинает говорить: дети от 1 до 3-х

На втором году жизни словарный запас детей значительно увеличивается. И хотя они уже понимают команды — это не значит, что будут их выполнять. С каждым месяцем в лексиконе крохи появляются новые слова. В это время малыш формирует фразы, состоящие из простых слов, активно использует знакомые термины, запоминает новые и начинает задавать вопросы. Если ребенок в 2 года говорит всего несколько слов, это не всегда означает какое-нибудь расстройство. Нужно помнить, что мальчики начинают говорить позже.

Словарный запас ребенка к 2 годам, в среднем составляет около 200 слов. С двух лет дети обычно говорят уже более длинные предложения, могут напевать знакомые песенки. Малыш начинает делиться с окружающими о чем думает и что чувствует. При этом еще часто путает личные местоимения.

Третий год жизни ребенка изобилует гораздо более широким словарным запасом. Малыш в этом возрасте знает около 800 слов, а у некоторых детей в лексиконе имеется в два раза больше слов. Дети в этом возрасте уже умеют говорить полными предложениями и задавать вопросы.

На третьем году дети начинают осваивать личные местоимения. Такие, как «я» и «ты». Они использует существительные вместе с глаголами, чтобы сформировать предложение. Например, вот так: «я играю в мяч».

Ребенок становится более требовательным, способен вести длительный разговор, подстраиваясь под тон беседы. К примеру, с детьми он может общаться более простыми словами и фразами, но формулирует более сложные при разговоре со взрослыми. Кроме этого он уже называет свое имя и возраст.

Многие родители ведут дневник, где записывают первые шаги малютки, во сколько ребенок начал говорить, сроки первых зубов, как развивается малыш. Когда ребенок вырастет, ему интересно будет листать историю своего развития.

Поддерживая развитие речи ребенка, после года не используйте пустышку. Кормите ребенка с ложки.

Во сколько ребенок начал говорить и что способствует развитию речи

Разговаривайте со своим ребенком, это очень важно для его речевого и мыслительного развития. Исследования показывают, что дети, с которыми много говорят родители, имеют значительно выше IQ, чем у других ребятишек. Словарный запас взрослых намного разнообразней, чем у ребенка.

Начинать разговаривать с малышом можно уже во время беременности. Кроха с внутриутробного периода запоминает голос мамы. После рождения очень важен зрительный и духовный контакт с новорожденным. Полезно часто смотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним и вы увидите, малыш начнет отвечать.

Детский язык интересен, но важно, чтобы он грамотно составлял предложения. Ребенок только учится говорить и задача родителей показывать на своем примере, как правильно звучат слова. Не надо сюсюкаться и общаться с чадом на его языке. С ребенком нужно говорить четко, медленно и грамотно. Так же не следует избегать сложных слов. Если разговаривать с малышом слишком просто, это конечно облегчит его понимание, но у него не будет развиваться словарный запас. Быстрее всего усваиваются те слова, которые он слышит от близких.

Отлично способствует развитию речи интонация. Детям нравится звук голоса матери. Наблюдайте, реагирует ли ребенок на звуки окружающей среды. Без правильного функционирования слуха, не может быть нормальным развитие речи.

От чего зависит речевое развитие, существуют ли определенные возрастные сроки, когда ребенок должен говорить?

Многим родителям конкретное определение возраста ребенка, в котором он начинает активно использовать свою речь, значительно бы облегчило жизнь. Однако, не так все просто. Сравнивать речевые навыки своего крохи с детьми друзей не имеет смысла. Одним детям дается это легче, другим сложнее.

Не имеет большого значения кто из детей произнес первое «мама». В большей степени речевое развитие ребенка зависит не от возраста, а от пола и вербальной коммуникации родителей и других членов семьи с детьми.

Мальчики и девочки начинают свое речевое развитие с отдельных слов, однако доказано, что девчонки произносят отдельные слова чаще, чем мальчишки. Они безусловно начинают раньше строить высказывания, напоминающие предложения.

Ребенок в два – три года не говорит. Как помочь?

Содействие родителей в развитии речи малыша имеет очень важное значение. Мама с папой должны набраться терпения. Нельзя кричать на ребенка — это может вызвать стресс, который способен привести к дисфункции в развитии психического здоровья на более поздних этапах жизни.

Поэтому родители должны усвоить несколько советов, благодаря которым их дети быстрее начнут говорить. С ребенком нужно разговаривать с момента его рождения. Многие мамы говорят с ним еще на этапе беременности. Это без сомнений приносит пользу преимущественно на эмоциональном уровне.

Очень важно много говорить с малюткой. Даже если ребенок не понимает смысл слов, он учит звуки, при этом полным ходом развиваются центры мозга, отвечающие за речь. Разговаривая с новорожденным, молодая мама должна соблюдать правильность речи, то есть не применять уменьшительных, коверкающих нормальную речь слов. Намеренное перекручивание слов родителями, в попытке добиться понимания малыша, является грубой ошибкой.

Исследования показывают, что дети, с которыми родители много говорили в младенчестве, гораздо раньше произносили первые слова.

Ребенок обучающийся такой речи скорее всего будет испытывать проблемы в общении со сверстниками. Это так же может привести к проблемам в учебе. Чтобы побудить малютку к речи необходимо разговаривать с ним в простой и понятной форме.

Например, о предпринимаемых действиях – нужно рассказать ребенку почему родители их предпринимают, назвать данные действия и описывать их. Полезно рассказывать малышу сказки, петь песни и задавать вопросы. Вначале ребенок может реагировать только выражением лица и движениями тела, позже он будет пытаться ответить на словах.

Если во время освоения речи у ребенка будут возникать проблемы с произношением некоторых слов, не стоит проявлять настойчивость и принуждать правильно выговорить, повторить их. Ребенок начинает говорить? Это здорово! Не выговаривает правильно некоторые слова? Со временем, в результате ежедневных упражнений, эта способность у него разовьется.

Проблемы с артикуляцией не всегда вызваны нежеланием говорить или недостаточным интеллектуальным развитием. Если ребенок совсем не хочет разговаривать, возможно у него проблемы с органами слуха. Поэтому следует наблюдать, как реагирует малыш на звуки. Если появились подозрения, что кроха не слышит, необходимо как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Первые слова ребенка

Первые, действительно осознанно произнесенные слова появляются после первого года жизни. Малыш ассоциирует значение слова с конкретным человеком или предметом. В этом возрасте ребенок умеет повторять звуки, издаваемые животными.

Этот период прекрасно подходит для демонстрации простых картинок и объяснений что на них изображено. Учите малыша значениям слов, которых он еще не умеет повторять. Лучшим методом является изучение различных частей тела. Таких, как глаза, нос, уши, рот, животик, ручки, ножки.

Постоянно развивайте воображение и память ребенка. В этом помогут частое напевание песенок, повторение простых стишков, игры в рифмы, где кроха договаривает последнее слова рифмы, которое произносит мама. Например, «Шел по лесу бурый мишка, на него упала …», ребенок должен продолжить: «шишка».

Подведем итоги: что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

    Самое первое – разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать с малышом! Объясняйте ему, что вы делаете. Озвучивайте действия, которые ребенок выполняет в данный момент.

    Общайтесь с ребенком, как с человеком, на равных. Некоторые взрослые имеют тенденцию общаться с детьми, как с существами неразумными. Уменьшают, сокращают слова, коверкают интонацию. Как малыш может научиться говорить правильно если мы преподносим ему такую деформированную модель речи?

    Не критикуйте, не исправляйте. Если ребенок неправильно произносит слово, не нужно заострять внимание. Покажите, что вы поняли его, но при этом произнесите правильную форму этого слова. Со временем он научится, слыша правильное произношение. Простой пример: малыш назвал собаку «авав». Неправильно будет если взрослый скажет: не авав, а собака. Правильно будет сказать: да, дорогой, это собака.

    Отвечайте на вопросы. Как ребенок должен научиться разговаривать с нами, если мы будем его игнорировать? Отвечая детям, стройте правильно предложения и слова.

    Читайте книги. Ничто так не обогащает словарный запас маленького человека, как чтение ему книг. Читайте ребенку детские книжки, стишки.

    Пойте. Пойте ребенку, пойте вместе с ним. Это не только приятный способ расширения словарного запаса малыша, но и хорошая форма времяпровождения вместе с ребенком. И мама таким образом может снять стресс.

    Развивайте речевой аппарат. В сети можно найти множество упражнений, направленных на улучшение артикуляции речи. Это работа с речевыми органами (рот, губы. Язык, челюсти, небо). Мы тоже планируем подготовить для вас такой пост, поэтому подписывайтесь на наши статьи, чтобы не пропустить. Упражнения для артикуляции речи очень важны для правильного произношения звуков. Советуем, как можно раньше отказаться от соски.

    Развивайте тело. Может быть вас удивит, но развитие ловкости всего тела оказывает влияние на развитие речи.

    Откажитесь от телевизора. Ребенок в первые 18 месяцев жизни не должен смотреть телевизор. Многие люди имеют другое мнение на этот счет и не согласятся с этим. Если вы из их числа и не хотите отказывать малышу в просмотре, то пусть это будут передачи для самых маленьких (яркие цвета, быстроменяющиеся изображения). Важно находиться в это время с ребенком. Озвучивать ему что вы видите по телевизору, имитировать животных, которые появляются на экране.

Напишите во сколько начал говорить ваш ребенок. Вступайте в нашу группу «вконтакте», там вы обретете единомышленников в лице других родителей.

Смотрите видео: упражнения для развития речи

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где папа?", "где птичка?". Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже "пройденным" предметам, пока не "насытится" сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("мама, дай").

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть". Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.


Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: "Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь". Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". Из-за этого в школе они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: "Кто летает?", "Кто бегает?", "Кто плавает?" и т.д. Например: "Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?". Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: "Угадай загадку", "Чьи это ноги?" (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), "Узнай, кто я" (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, "исследовать", что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его "почему?". Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле ("По щучьему велению"), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: "и лес, и дол видений полны...". Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука "ш" произносят звук "с", вместо "р" — "л"). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится...

С первых минут жизни новорождённого мама учится понимать его желания. Они пока ещё очень просты и предсказуемы, но и сейчас угадать, что беспокоит малютку, бывает непросто. Уже спустя пару недель родителей ждёт достойная награда за свои труды – первая улыбка и стремление к общению. До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама» , и речь оформится в предложения. Во сколько дитя заговорит, не скажет ни один педиатр, а вот как ускорить этот процесс, должен знать каждый родитель.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу» , «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха» . Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу» . Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай» . Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню» , или «Мама варит кашу» . Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?» .

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит, во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку» ). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?


Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу» , и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

Следует понимать, что происходит это не спонтанно. Первым осознанным словам и предложениям предшествуют сразу несколько так называемых подготовительных этапов.

Этапы развития речи

Уже с самых первых дней после появления на свет у крохи проявляются начальные голосовые реакции, а именно - плач и крик. Конечно же, они ещё очень далеки от обычной нам речи, но это - важные процессы, которые позволяют разработать дыхательный, артикуляционный и голосовой аппараты. Уже спустя 2 недели малыш начинает реагировать на голоса говорящих, прислушиваться, когда с ним разговаривают. А с 2-3 месяцев у деток появляется характерное гуление (звуки типа «ага», «агу», «гкх» и другие). До полугода малыши продолжают «играть» со звуками таким образом, а уже к 7-8-месячному возрасту у них появляется способность подражать звукам, которые произносят взрослые («ма-ма-ма», «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. п.). Это значит, что момент, когда ребенок начнет говорить, уже не за горами.

От чего зависит, когда ребенок заговорит?

Следует понимать, что все детки развиваются индивидуально, и единого ответа на вопрос о том, когда ребенок начнет говорить, просто не существует. Однако замечено, что рассудительные малыши, которые предпочитают спокойные игры в окружении игрушек, начинают говорить несколько раньше. А непоседы, стремящиеся изучить весь мир вокруг себя, всё потрогать и попробовать на вкус, просто не успевают учиться ещё и разговаривать - их жизнь и без того полна ярких впечатлений.

В среднем девочки раньше произносят первые слова, а у мальчиков этот момент наступает позже на несколько недель. Впрочем, здесь всё, опять-таки, относительно.

То, когда ребенок начнет говорить, также зависит и от отношения к нему в семье. Если вы постоянно потакаете всем его желаниям, думаете за него на несколько шагов вперёд, стимула разговаривать просто не будет - он и так получит всё, чего хочет. Напряженные отношения между родными и угнетающая обстановка в доме также негативно влияют на становится нелюдимым и замкнутым.

В среднем, базовый словарный запас должен сформироваться у малыша к 15-18 месяцам. А вот если в возрасте 2-3 лет малыш лепечет и с трудом выговаривает лишь некоторые слова, лучше обратиться к врачам, которые помогут выявить причину такой задержки. Может быть, у него которая мешает ему говорить, или слабый слух.

Как помочь ребенку начать разговаривать?

Конечно, до момента, предложениями, ещё далеко. Но приблизить это время можно, если помочь малышу освоить Что для этого нужно сделать?

Сохраняйте терпение - и совсем скоро в жизни вашей семьи настанет тот удивительный момент, когда ребенок начинает говорить. Комаровский, а также много других заслуженных педиатров нашей страны, не устают повторять, что главное - позволить малышу развиваться и не давить на него. Даже если кроха не говорит в то время, когда все сверстники уже учатся складывать слова в целые фразы, скорее всего, в это время у него просто развиваются другие сферы мышления и деятельности, а потому поводов для беспокойства нет!