Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

10 месяцев тебе,
Ты растешь упрямо,
Счастье беспокойное,
Радость папы с мамой.

Уже первые шаги
Делать ты пытаешься,
Но пока «на четырех»
Лучше получается.

Крепче за руки держись,
Делай шаг за шагом.
Ты не бойся, ведь всегда
Мама с тобой рядом.

Поздравляю крошку с 10-ым месяцем. Желаю необыкновенных чудес в жизни и интересных приключений, радостных прогулок и вкусной каши, весёлых игрушек и увлекательных забав, большого счастья и звонкого смеха.

Тебе десять месяцев, милое чудо,
Спасибо, что ты есть в жизни моей!
С тобою прекрасна любая минута
И мир мой стал ярче, чудесней, добрей!

Желаю тебе много сил и здоровья,
Скорее учись говорить и шагать!
Твою жизнь заботой, добром и любовью
Я буду всегда, ангел мой, наполнять!

10 месяцев назад
Появился в доме клад.
Клад, которым мама с папой
Очень-очень дорожат.

Пусть сокровище растет,
Набирается силенок.
Был вчера еще малыш,
А сегодня ты ребенок.

Спи и кушай за двоих,
Мир исследуй понемногу,
Ожидает впереди
Жизни длинная дорога!

Улыбайся папе, улыбайся маме,
Улыбайся миру, смейся вместе с нами!
Мы пока считаем месяцы, не годы,
Важные моменты, жизни эпизоды.
10 - как прекрасно, подрастай скорее,
С каждой новой датой становясь взрослее!

Первые шаги
Делать ты пытаешься,
10 месяцев тебе
Сегодня исполняется.

Ты наше сокровище,
Солнышко родное,
Ангел пусть летит
Следом за тобою.

Маму с папой крепко
За руки держи,
Здоровым и счастливым
Ты расти малыш.

Десять месяцев счастливых
Рядом с вами ваша крошка.
Пусть малыш растет здоровым,
Ваша радость, свет в окошке.

Десять месяцев - так много,
Но в мгновенье пронеслись.
Десять месяцев - так мало,
Впереди еще вся жизнь!

Карапузик наш смышленый,
10 месяцев тебе!
Пусть успех, в тебя влюбленный,
Дарит счастье на земле!

Твои маленькие ножки
Очень скоро побегут
По красивейшей дорожке,
Да и к радости придут!

Девочке

Десять месяцев малютке,
Поздравляю кроху я.
Пусть здоровой и активной
Будет вся ваша семья.

Пусть звучит задорный хохот,
Ножки ловко топотят.
Пусть растут скорее зубки,
Глазки радостью горят.

Ваш малыш всё вырастает,
10 месяцев уже,
Скоро многое узнает
И построит свой сюжет.

Вам, родители, желаю
Чтоб бюджет ваш возрастал,
Чтобы счастья больше края,
Горя, чтоб малыш не знал.

Умницею пусть он будет
И здоровеньким растёт,
Пусть же путь не будет труден,
Добивался чтоб высот.

Время чтения: 17 минут

С каждым новым месяцем после введения прикорма режим питания крохи меняется, а рацион дополняется новыми продуктами. Меню ребенка в 10 месяцев формируется с учетом предпочтений малыша, при этом педиатры советуют совмещать блюда прикорма с кормлением грудью. Кроме того, родителям не стоит забывать о рациональном подходе к объемам порций и временных интервалах между приемами пищи.

Питание ребенка в 10 месяцев

Не существует универсальных норм питания в 10 месяцев: каждый родитель определяет интуитивно, что и в каких количествах давать ребенку. Спокойному карапузу хватает небольшой порции пищи, более активный малыш тратит много энергии, поэтому и аппетит имеет хороший, что сказывается на количестве потребляемой еды. Грамотно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и включать максимум минеральных веществ, витаминов. Врачи рекомендуют стараться не нарушать установленный режим питания и, при необходимости, постепенно увеличивать объемы порции.

Режим питания

В 10-месячном возрасте уже переходят на двухразовый дневной сон продолжительностью 1,5 часа. При этом, если грудничок засыпает в одно и то же время, его дневной режим стоит построить так, чтобы он был удобен и маме. Важно придерживаться установленного распорядка, поскольку это благотворно влияет на организм карапуза, исключая его переутомление, благодаря чему ребенок меньше капризничает. Режим кормлений и сна является, кроме того, важным подготовительным этапом перед детским садом.

Приученные к распорядку дня детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса при разлуке с мамой. Примерный дневной режим кормления для ребенка 10 месяцев:

Время Питание в 10 месяцев
6-7 часов Первый завтрак
10 часов Основной завтрак
14 часов Обед
18-18.30 Первый ужин
22 часа Второй ужин

Объем порций

Режим питания 10-месячного ребенка, которого кормят грудью и малыша такого же возраста, получающего адаптированную детскую смесь, мало чем отличается: они кушают одинаковые продукты прикорма, а рекомендации по количеству еды перестают отличаться. Объем пищи, который должен съедать 10-месячный карапуз, рассчитывается на основе его веса. Эту цифру делят на 9 и получают рекомендованный объем еды для малыша.

В среднем, в возрасте 9-10 месяцев дети весят 9-10 кг, поэтому среднее количество пищи для них составляет 1-1,25 кг. Этот объем делят на количество кормлений и получают приблизительный вес одной порции 200-250 г. Так, организму крохи для обеспечения нормального здоровья требуется такое примерное количество продуктов прикорма (объем грудного молока в рационе ребенка должен составлять не больше 25%):

Название продукта Количество в граммах
Овощное пюре 200
Фруктовое пюре 110
Каша (молочная/безмолочная) 200
Сухарик, печенье 10
Масло растительное 6
Мясо 80
Хлеб белый 10
Масло сливочное 5
Творог 50
Рыбное пюре 50
Кисломолочные продукты 200

Способы приготовления еды для малыша

В возрасте 10 месяцев у деток уже есть несколько зубов, им нужно давать возможность грызть сухарики и приучать жевать пищу, поэтому старайтесь не сильно измельчать продукты. Перед приготовлением нужно тщательно мыть овощи, ягоды и фрукты и очищать их от кожицы. Ежедневное меню можно дополнить запеканками из творога с добавлением разнообразных сухофруктов и цукатов. Малышам, кроме того, нравятся разные виды пудинга.

Запрещается готовить блюда сразу на длительный срок – на 4-5 суток или неделю, крохе стоит давать исключительно свежие молочные супы, мясные пюре, кусочки фруктов, пр. Ни в коем случае нельзя предлагать малышу жареное, поскольку это может спровоцировать серьезные нарушения работы органов ЖКТ. Оптимальным вариантом термической обработки пищи является паровой, кроме того, продукты разрешено варить, однако в данном случае разрушается больше полезных веществ. При этом нельзя использовать сахар, соль и другие приправы.

Готовить мясные блюда следует из потных, легко усваиваемых сортов продуктов, при этом начинают прикорм, как правило, с курятины и индюшины. Меню десятимесячных малышей должно быть сбалансированным, полноценным, наполненным витаминами и минералами, поэтому рекомендуется использовать минимальное количество магазинных продуктов. Домашняя пища значительно полезнее, а приготовление детских порций не займет много времени.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев

По рекомендациям педиатров, малышам в 10 месяцев кроме материнского молока необходимо давать дополнительный прикорм – взрослую пищу, приготовленную подходящим образом. Чтобы правильно составить меню, нужно учесть, что детский организм должен получать все микроэлементы и витамины в достаточном количестве. Согласно советам ВОЗ, после исполнения 9-10 месяцев ребенку стоит добавлять в рацион другую пищу, при этом материнское молоко должно составлять в суточном меню не больше 25% от всего объема пищи.

Какие продукты должны входить в рацион ребенка в 10 месяцев

По мнению доктора Комаровского и других педиатров, если ребенок не аллергик, его меню должно быть максимально разнообразным в 10 месяцев. Данный возрастоптимальное время, чтобы приучить малыша кушать самостоятельно и посадить за взрослый стол. Для правильного развития челюстных мышц, важных для развития речи, а также формирования пищеварительных органов, нужно предложить малышу кусочки овощей, фруктов. Что должен кушать ребенок в 10 месяцев:

  1. Безмолочные и молочные каши. В детском рационе питания должны присутствовать гречневая, рисовая, овсяная, кукурузная крупы, которые богаты полезными углеводами, белками и минералами. Манку лучше не торопиться вводить в меню, поскольку она может стать причиной избыточного веса или аллергии
  2. Мясная пища. Без нее невозможна полноценная выработка гемоглобина, что угрожает анемией.
  3. Овощи. Малыш ежедневно должен съедать плоды, богатые минералами и витаминами. Кроме того, овощи богаты клетчаткой, которая необходима для здорового пищеварения крохи. Можно готовить овощные супы, другие вкусные блюда или давать плоды сырыми. Самыми ценными для детского меню считаются морковь, кабачки, свекла, цветная каппуста, брокколи.
  4. Ягоды, фрукты. Большинство из них содержат важнейший для иммунитета витамин С и глюкозу, очень необходимую для 10-месячных детей. Тем не менее, такие продукты нужно давать малышам в строго ограниченных количествах, ведь они способны вызывать аллергию, вздутие живота и нарушение стула.
  5. Молочные продукты. Невзирая на то, что ребенок 10 месяцев, как правило, еще получает грудное молоко, его меню следует дополнить другими полезными крохе продуктами. Коровье молоко можно использовать при варке каши, детской вермишели или давать в прокипяченном виде. Кроме того, малышам важно кушать творог, который является богатым источником кальция. Детский кефир лучше готовить в домашних условиях, используя натуральную закваску и домашнее молоко.
  6. Желток. Продукт содержит витамины Е, В, А, Д и большое количество ценных минералов. Крохе можно давать по 1 желтку не чаще, чем трижды за неделю, поскольку он способен вызывать аллергическую реакцию.
  7. Масло. Растительный и животный тип продукта дается в количестве до 5 г в сутки.
  8. Пшеничные изделия. Их вводят в меню крохи в ограниченном количестве. Макаронные блюда включать в рацион можно не раньше, чем в 10 месяцев. Кроме них, ребенку дают галетное печенье и сухарики.

Напитки и соки

Первой добавляется в меню очищенная кипяченная вода. Соблюдение питьевого режима обеспечивает хорошее пищеварение крохе, кроме того, оно исключает обезвоживание, актуальное в летний сезон и при патологиях ЖКТ. Малышам в 10 месяцев разрешается вводить соки без сахара, сделанные дома из свежих фруктов и овощей. Какое количество допускается употреблять? Примерный объем фруктовых соков можно рассчитать по формуле: возраст малыша умножить на 10 мл. Так, в 10 месяцев карапузу разрешается не больше 100 мл натурального напитка.

Рекомендуется давать малышу домашние компоты, морсы, кисели и травяной чай. Кефир лучше предлагать в 18-часовой прием пищи, при этом следует сразу приучать ребенка пить его из чашки. Это должен быть не обычный, а специальный детский кисломолочный продукт, который выпускается фирмами «Агуша», «Тема», пр. Приготовить кефир можно и самостоятельно, купив в аптеке специальную закваску и простерилизовав предварительно молоко.

Меню 10-месячного ребенка на каждый день

Десятимесячному крохе следует питаться часто и небольшими порциями, при этом меню малышей на натуральном и искусственном вскармливании будет практически идентичным, поскольку в рацион включаются одинаковые продукты. Важно, чтобы пища предварительно правильно обрабатывалась – очищалась, тушилась на пару, запекалась или варилась. Ниже представлены таблицы с примерным меню для деток 10 месяцев.

На грудном вскармливании

Меню для грудничка подбирается индивидуально, с учетом его реакции на те или иные продукты. При этом доля грудного молока в рационе крохе не должна превышать 25% от общего количества употребляемой за сутки пищи. В 10 месяцев кроха должен питаться примерно так:

На искусственном вскармливании

Поскольку в этом возрасте у деток активно формируются зубы, нужно приучать их жевать, реже измельчая продукты. У ребенка на искусственном вскармливании дневное меню выглядит примерно так:

Рацион питания ребенка в 10 месяцев — рецепты блюд

Десятимесячные малыши получают грудное молоко или адаптированную смесь в первое и последнее кормление. Тем не менее, в этом возрасте уже можно замещать их овощным легким блюдом или молочной кашей. К 10 месяцам детское меню уже разнообразное, причем неизведанных крохой натуральных продуктов уже практически не осталось. Меняются только объем порций и пищевые сочетания. Блюда для десятимесячного грудничка из пюрированных переводятся в мелкоизмельченные, еда готовится более плотной консистенции, чтобы малыш учился жевать ее перед глотанием.

Овощные супы

Первые блюда готовятся из уже знакомых крое ингредиентов, при этом начинать готовить их следует со сваренных на воде или овощном бульоне круп. Постепенно малышам вводят в меню мясные супы (первую воду сливают после закипания мяса). Солить супчики разрешается, но совсем немного. Правильно приготовленные овощные первые блюда стимулируют пищеварение, восстанавливают водный баланс, насыщают детский организм витаминами. Правила по варке супчиков для маленьких детей:

  • вкусовые добавки строго запрещено использовать для приготовления основных блюд, в их составе должны быть исключительно натуральные продукты;
  • специями могут служить лишь петрушка, укроп, лавровый лист;
  • варить суп нужно в маленьком объеме – на 1-2 раза, чтобы малыш кушал исключительно свежую пищу;
  • овощи перед добавлением в воду не поджаривают, поскольку малыш еще не готов переваривать тяжелую еду.

  • Предназначение: обед.

Супчик для малыша 10 месяцев должен быть легким – это главное правило его приготовления. В качестве основы можно использовать очищенную воду, овощной бульон или молоко. Тыквенный пюрированный суп может стать любимым для малыша, начиная с 7-8 месяцев. Богатый клетчаткой и витаминами, имеющий нежный вкус, он разнообразит меню крохи. При этом готовить супчик очень просто, ниже предложен подробный рецепт блюда с фото.

Ингредиенты:

  • луковица – ½;
  • тыква – 0,25 кг;
  • морковка небольшая – 1 шт.;
  • картофель – 1 шт.;
  • оливковое масло холодного отжима – 1 ч. л.;
  • вода – 250 мл;
  • соль – на кончике ножа.

Способ приготовления:

  1. Хорошо вымытые овощи очистите.
  2. Картофель порежьте небольшими кубиками, как и лук, морковь.
  3. Удалите тыквенные семечки, порубите овощ максимально мелко.
  4. Питьевую воду закипятите в кастрюле, сюда же поместите все подготовленные овощи, слегка посолите блюдо и варите полчаса на медленном огне до мягкости.
  5. Измельчите отваренные овощи вместе с жидкостью до состояния пюре посредством погружного блендера или пюрируйте массу, перелив в чашу стационарного измельчителя.
  6. В однородное пюре добавьте ложечку оливкового масла. Прежде, чем накормить малыша попробуйте суп сами, чтобы он не был слишком горячим.

Овощной суп с рисом и курицей

  • Время приготовления: 40 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Суп с рисом и куриным мясом получается сытным и вкусным, маленькие дети едят его с удовольствием. Для прикорма лучше использовать филе домашних кур, поскольку бройлеры из птицефабрики, как правило, «напичканы» гормонами и антибиотиками, что отнюдь не полезно, особенно для грудничков. Куриное мясо можно заменить молоденькой перепелкой или индюшкой, при этом обязательно стоит брать филе (белое мясо), поскольку другие части слишком жирные для детей 10 месяцев.

Ингредиенты:

  • рис – 1 ст. л.;
  • морковка;
  • грудка куриная – 1 шт.;
  • соль – щепотка;
  • картошка – 2 шт.;
  • вода – 1 л;
  • лавровый лист.

Способ приготовления:

  1. Обмойте мясо под холодной водой, освободите от кожицы, отварите в подсоленной водичке с добавлением лаврового листа и соли. При варке пену снимайте шумовкой.
  2. Готовую курочку выньте, положите на тарелку, давая остыть. Кастрюлю пока не снимайте с огня.
  3. Промойте под проточной водой рис, всыпьте в кастрюлю, варите 10 минут.
  4. Картошку очистите, порежьте кубиками, морковь натрите на терке. Поместите овощи к рису. Варите компоненты еще 15 минут.
  5. Освободите куриное филе от кости, порежьте на небольшие кусочки, отправьте в готовый суп. Обязательно нужно вынуть из кастрюли лавровый лист.

  • Время приготовления: 35 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Цветная капуста – не только очень вкусный, но и полезный для карапуза 10 месяцев продукт, поэтому он обязательно должен быть включен в меню. В отличие от белокочанной, цветная капуста содержит меньше клетчатки, поэтому легче переваривается и не раздражает желудочные стенки. Готовое блюдо для ребенка протирают ситом либо измельчают посредством блендера. Бульон прекрасно регулирует густоту супа.

Ингредиенты:

  • морковь – 2 шт.;
  • соцветия капусты;
  • молоко – 200 мл;
  • куриный постный бульон – 100 мл;
  • кабачок – ½ шт.;
  • зелень.

Способ приготовления:

  1. Помойте овощи, измельчите на кусочки небольшого размера.
  2. Очищенную морковь порежьте тонкими колечками, кабачки – мелкими кубиками, отправьте все овощи в кастрюлю и залейте куриным бульоном.
  3. Варите компоненты для детского супа полчаса, после добавьте сюда же молоко.
  4. Проварите суп еще 5 минут. К готовому блюду добавьте ложку крошеной зелени.

Молочные каши

Для детей 10 месяцев каши – неотъемлемая составляющая меню, поскольку в них содержится огромное количество витаминов, микроэлементов, клетчатки. Кроме того, кушать кашу детям нужно потому, что это ценный источник белка, необходимого для нормального роста. Злаки для крохи готовят самостоятельно из натуральной крупы, начинать прикорм лучше с рисовой. Она не содержит глютена, является абсолютно гипоаллергенной и не раздражает кишечник малыша. После можно постепенно добавлять в меню гречку, кукурузную кашу, пр.

Крохам до достижения года, как правило, готовят жидкие каши из одного или нескольких видов круп. Можно предлагать малышу как молочные, так и безмолочные варианты блюд. Последние подаются как гарнир к мясному пюре. К обработке продуктов следует подходить с особой тщательностью: крупу тщательно перебрать, промыть проточной водой несколько раз. Если к каше добавляются фрукты или овощи, их тоже хорошенько моют, очищают, а после измельчают.

Гречневая каша на молоке

  • Время приготовления: 25 минут.
  • Сложность приготовления: легкая.

Для меню ребенка в 10 месяцев идеально подойдет не обжаренная гречневая крупа (она имеет желто-зеленый цвет), поскольку такой продукт содержит максимум полезных веществ. Тем не менее, при отсутствии такой на полках магазина, подойдет и обычная гречка. Если малыш плохо кушает молочную гречневую кашу, украсьте ее фруктами или небольшим количеством варенья, можно сделать на блюде рисунок – солнышко, цветочек, пр.

Ингредиенты:

  • масло сливочное – 10 г;
  • гречка – ½ ст.;
  • вода – 1,5 ст.;
  • молоко – 1/5 ст.;
  • сахар, соль – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Залейте крупу водой, доведите до кипения.
  2. Снизьте интенсивность огня, накройте кастрюлю крышкой и варите кашу 15 минут после закипания.
  3. Снимите блюдо с огня, укутайте полотенцем, оставив на 10 минут, чтобы гречка разопрела.
  4. Добавьте к кашке для ребенка молоко, масло, слегка посолите и подсластите.

Овсяная каша с яблоками

  • Время приготовления: 15 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Овсянка является второй по полезным свойствам крупой после гречки. Она богата белком, который содержит незаменимые для ребенка 10 месяцев аминокислоты. Овсяная каша очень просто и быстро готовится в домашних условиях, при этом для разнообразия детского меню ее можно дополнять любыми фруктами, ягодами, цукатами. Яблоки для блюда следует выбирать сладкие, ароматные. Если каша по предложенному рецепту получилась густоватой, разбавьте ее подогретыми 10-% сливками.

Ингредиенты:

  • овсяные хлопья – 1 ст.;
  • вода – 1 ст.;
  • яблоко;
  • мед – 2 ст. л.;
  • молоко – 1 ст.;
  • сливочное масло – 3 ст. л.;
  • соль, сахар – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Насыпьте крупу в небольшую кастрюлю, залейте горячим молоком, добавьте сюда же горячей воды. Поместите емкость на медленный огонь.
  2. Спустя 15 минут каша хорошо развариться. В это время подготовьте яблоко, очистив и измельчив его на небольшие ломтики.
  3. Протушите яблоко в сливочном масле 3-5 минут. Добавьте к ингредиенту мед.
  4. Выложите кашку на тарелку, сверху заправьте яблочно-медовой смесью.

Молочная рисовая каша в мультиварке

  • Время приготовления: 30 минут.
  • Предназначение: обед, завтрак.
  • Сложность приготовления: легкая.

Молочная рисовая кашка – относительно капризное блюдо, которое часто пригорает ко дну кастрюли во время варки. Для лучшего результата многие мамы распаривают рис на водяной бане или в духовке, тратя на это много времени. Наличие мультиварки значительно упрощает задачу: без серьезных трудозатрат с помощью прибора можно приготовить вкусную, разваренную кашку.

Ингредиенты:

  • молоко;
  • рис – 150 г;
  • сливочное масло – 20 г;
  • сахар – 3 ч. л.;
  • вода – 375 мл;
  • соль – щепотка.

Способ приготовления:

  1. Промойте несколько раз рис, распределите его равномерно в чаше мультиварки, сверху залейте водой и молоком.
  2. Добавьте в кашу сахар, соль, закройте крышку и активируйте режим «молочная каша».
  3. По готовности блюда прибор издаст звуковой сигнал. В готовую кашку для ребенка добавьте масло.

Мясные и рыбные блюда

В меню детей 10 месяцев нужно включать нежирные сорта мяса, к примеру, курятину, говядину, телятину, индюшатину, крольчатину. При этом мясо следует предлагать ребенку не только в виде пюре, но и готовить из него паровые или тушеные котлетки, тефтели, фрикадельки. Наряду с мясными блюдами, малышам рекомендуется кормление рыбными продуктами, которые являются источниками белков, полезных жиров, магния, калия, фосфора, пр. Тем не менее, при введении рыбы в прикорм, следите, чтобы у малыша не началась аллергия.

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Котлеты из индейки можно добавлять в меню деток, у которых уже прорезалось несколько зубов. При этом крайне важно выбирать для блюда исключительно качественное, свежее и нежирное мясо, чтобы не нарушить работу ЖКТ. Заменить индюшатину в меню ребенка 10 месяцев допускается куриным филе и крольчатиной. При желании сорта мяса можно комбинировать (смешивать).

Ингредиенты:

  • индейка – 200 г;
  • рисовая, гречневая или кукурузная мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Измельчите мясо мелко с помощью блендера/мясорубки.
  2. Добавьте в фарш выбранный вид муки, тщательно перемешайте.
  3. Сформируйте маленькие котлетки толщиной не больше 1 см (это ускорит время готовки).
  4. Приготовьте блюдо посредством пароварки или просто потушив в сковороде с добавлением ½ стакана воды.

Рыбные фрикадельки на пару

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: средняя.

Это диетическое блюдо идеально дополнит детское меню, причем рыбные фрикадельки можно подавать с любыми гарнирами и овощами. Паровые котлетки получаются очень сочными и нежными, что наряду с нежной консистенцией очень нравится малышам 10 месяцев и старше. Давать блюдо стоит лишь тем крохам, у которых начали расти зубки, поскольку им потребуется навык жевания. Для экономии времени, рыбные фрикадельки можно сделать впрок, заморозив несколько порций на будущее.

Ингредиенты:

  • рыбное филе – 250 г;
  • хлеб белый – 20 г;
  • петрушка – 10 г;
  • желток;
  • лук – ½;
  • молоко – 85 мл;
  • вода – 250 мл;
  • сметана – 2 ст. л.;
  • сливочное масло – 10 г;
  • мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Нарежьте филе мелко, белый хлеб замочите в молоке.
  2. Очищенный лук порубите на четвертинки, зелень крупно нарежьте.
  3. Пропустите сквозь мясорубку филе, отжатый хлеб, луковые кусочки и петрушку.
  4. Отдельно взболтайте желток, добавьте его к фаршу, посолите массу.
  5. Мокрыми руками сформируйте маленькие кружочки (примерно с грецкий орех).
  6. Варите фрикадельки на пару 10 минут, после опустите в кипящую воду и доварите в течение еще 10-15 минут.
  7. Муку слегка поджарьте в сотейнике до сливочного цвета, добавьте немного воды или бульона, помешивая лопаткой (комочков быть не должно). Томите соус на огне пару минут.
  8. Сюда же отправьте сметану и проварите соус 3 минуты. В готовую массу отправьте сливочное масло. Полейте соусом готовые фрикадельки при подаче ребенку.

  • Время приготовления: 50 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Данное блюдо является прекрасным вариантом разнообразить меню ребенка 10 месяцев. Суфле из курятины с кабачками имеет нежнейшую, легкую консистенцию, поэтому очень нравится малышам. Кроме того, готовится блюдо просто и быстро, что ценится уставшими мамами грудничков. Следует, однако, учесть, что для суфле подойдут лишь кабачки с белой, а не зеленой кожурой, поскольку они являются гипоаллергенными.

Ингредиенты:

  • луковица;
  • сливки 10% — 30 мл;
  • яйцо;
  • кабачок;
  • мука – 1 ст. л.;
  • фарш из куриного филе – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Очистите овощи, из кабачков выньте семена. Лук мелко порубите.
  2. Филе следует измельчить блендером, сразу добавьте к нему взбитое яйцо, немного посолите.
  3. Кабачковую мякоть потрите на крупной терке, смешайте с яйцом, мукой.
  4. Форму обработайте сливочным маслом, выложите в нее подготовленную массу, смешанную со сливками.
  5. Поверх выложите сформированные из фарша тефтели.
  6. Выпекайте блюдо при 190 градусах 40 минут.

Творожно-банановый десерт

  • Время приготовления: 10 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Малыши 10 месяцев часто отказываются кушать творог, который в силу содержания большого количества кальция, для них очень полезен. В данном случае на помощь родителям придет очень вкусный, простой, сытный творожный десерт. Предлагать это блюдо малышу можно уже с 6 месяцев, но при условии, что у крохи нет аллергии ни на один из используемых компонентов.

Ингредиенты:

  • печенье детское – 2 шт.;
  • творог – 100 г;
  • банан – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Нагрейте творожок на водяной бане до температуры кормления (около 37 градусов).
  2. Взбейте продукт блендером до однородности.
  3. Отдельно измельчите в крошку печенье и отправьте к творожной массе.
  4. Очищенный банан порежьте кружочками, добавьте к остальным компонентам.
  5. Еще раз тщательно все взбейте блендером и переложите в детскую тарелочку.

Видео

10 месяцев – первая «круглая» дата для малыша. Он начинает ходить и разговаривать, проявляет индивидуальные черты характера, активно общается с окружающим миром и людьми. О том, что еще должен уметь делать ребенок в 10 месяцев – читайте в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

Вес 10-месячного ребенка в среднем составляет 9,5 – 10,5 кг, а рост – от 71 до 74 см. Прибавка в весе и росте прежняя – масса малыша увеличивается примерно на 400 г, а рост - на 1–1,5 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 10 месяцев окружность головки малыша равна 46–47 см, а груди – 47,7 – 48,7 см.

Психомоторное развитие

К 10 месяцам ориентиром для оценки психомоторного развития служит наличие умения ходить и стоять. Малыш должен уметь ходить на ножках – вдоль опоры и с поддержкой взрослого (за одну или обе ручки) и достаточно уверенно стоять без поддержки. Многие младенцы в 10 месяцев начинают делать первые самостоятельные шаги. В норме к этому возрасту ребенок умеет вставать из положения сидя и садиться, любит прыгать (при поддержке за руки или у опоры), пытается «танцевать» под музыку.

Движения рукой – ребенок все увереннее владеет рукой. Он хорошо осваивает «щипковый» захват мелких предметов большим и указательным пальцами, способен удержать чашку двумя руками, а ложку – одной. Движения его целенаправленны и осмысленны – он нажимает кнопки и рычажки на игрушках, играет, подражая взрослым или детям старшего возраста, пытается самостоятельно есть и одеваться.

Психоэмоциональное развитие. К 10-месячному возрасту малыши обычно положительно реагируют на общение с доброжелательно настроенными взрослыми, в том числе и незнакомыми, но может устроить настоящую истерику, если потеряет из виду мать (бабушку, отца). Он понимает и выполняет простые просьбы (дай, возьми, посмотри, открой ротик и т.д.). Знает большинство окружающих предметов, некоторых животных, и по просьбе взрослого может показать пальчиком на них или на их изображение.

Речь. В 10 месяцев дети повторяют все больше слогов, некоторые начинают произносить первые слова.

Режим дня

В 10 месяцев ребенок спит днем два раза примерно по 2 часа, а ночью – около 10 часов. Ночной сон может нарушаться при неправильном режиме дня (позднее укладывание, активные игры перед сном), на фоне прорезывания зубов и при различных заболеваниях.

Другие вопросы

Питание. Режим кормления в 10 месяцев по сравнению с прежним не меняется: малыш кушает 5 раз, получая 2 кормления грудью (смесью) и 3 – блюдами прикорма. По желанию, количество грудных кормлений можно сокращать, либо проводить только докармливание 2 раза в сутки. В более частых прикладываниях к груди младенцы нуждаются при нарушениях самочувствия – при прорезывании зубов, на фоне повышения температуры.

В рацион здорового малыша в возрасте 10 месяцев должны входить каши, овощи (в виде пюре и мелкоизмельченного рагу), супы, мясо и рыба, творог и желток, кисломолочные продукты. По желанию и при отсутствии аллергии можно начинать вводить цельное молоко 2,5–3,2% жирности (разрешается использовать стерилизованное или специальное детское). Многие фрукты можно давать свежими (яблоко, банан), вводятся ягоды и пряные травы (укроп, петрушка). Не следует включать в меню продукты, в отношении которых высок риск развития аллергии – цитрусовые, клубника и малина, экзотические фрукты, шоколад. Запрещены жареные, жирные, острые и соленые блюда.

Зубы. К 10 месяцам у малыша прорезывается от 4 до 6 зубов. Позднее прорезывание может быть обусловлено наследственными факторами, недостатком в питании кальция или некоторыми заболеваниями (рахит, гипотрофия). Если в 10 месяцев у малыша все еще нет ни одного зуба, желательно проконсультироваться со стоматологом.

Игры и развитие. Для полноценного развития ребенка первого года жизни крайне важно играть и заниматься с ним каждый день, делая это регулярно. Из игр подойдут активные и подвижные игры (догнать на четвереньках мячик, побегать за обе ручки, попрыгать на мяче или просто с поддержкой взрослого). Малыш должен уметь толкать от себя мячик и катать машинки, переливать воду (пересыпать песок) из одной емкости в другую.

Не забывайте о ежедневных занятиях для развития мелкой моторики – давайте ребенку перебирать крупу, рвать бумагу, рисовать пальчиками, лепить. Игрушки к этому возрасту могут приобретаться самые разные, основное требование – безопасность при самостоятельной игре ребенка с ними.


Статьи по теме

Victoria Nikitina 19.05 00:45

Мой сыночек в 10 месяцев говорил только одно слово "дай", которое означало все, что угодно. Еще он говорил "папа". Потом, постепенно, как говорится, процесс пошел. Уже к 2-м годам нам удалось выучить весь алфавит (трудности были с мыгким и твердым знаком: он не понимал к чему они и мы их просто пропустили). Малыш совершенно уверенно, увидев на кубике автобус, говорил: А - АТОБУС; Б - БАЛАБАН и т.д. Только к 4-м годам он стал произносить все буквы. Но зато, научился считать. Когда ему было 10 месяцев, мы впервые поехали на море и он научился плавать (конечно, с кругом, но и сам мог немного проплыть: нужно было только поддерживать под подбородочек). Время просто летит. Поэтому, делайте побольше фотографий и снимайте дитя на камеру, записывайте первые слова и стишки. Потом, будет очень интересно и здорово прослушивать и просматривать эти записи.

LinaZ 03.09 14:55

Музыкальные игрушки у внучки появились месяца два назад. Уже тогда она умела включать гитару, которая издаёт разные звуки: от кукареканья петушка до тявканья собачки. Тогда же она научилась свистеть в свисток. Нашей малышке скоро будет 10 месяцев, и она многое умеет из того, о чём написано в статье. Очень любит, когда мы у неё просим игрушку, а когда она её отдаёт и мы говорим: "Спасибо", - она радуется, но снова просит игрушку назад. Любит смотреть музыкальные передачи, и если увидит, как кто-то танцует, то обязательно за ним повторяет. Правда, пока как может. Обожает выбрасывать игрушки за диван. Уже все щели заткнули, но она всё равно найдёт, куда выбросить!

Читайте в этой статье:

Количество достижений и умений ребенка в этом возрасте увеличивается, а вот прибавка в росте и весе слегка замедляется. Малыш как никогда открыт для новых знакомств.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Физическое развитие все более прогрессирует. Так как день 10-месячного ребенка становится активнее, то вес он набирает не так стремительно, как раньше. Нормой считается прибавка в весе 400-500 г за месяц. Нормальная прибавка роста за месяц — 1,5-2 см, окружность головы у мальчиков и девочек — около 46,5 см.

Большинство деток уже хорошо ползают и активно пытаются овладеть ходьбой. В это время главное — развивать равновесие и ориентирование в пространстве. Есть детки, которые к этому времени не могут самостоятельно подтянуться и стать на ножки. Пришло время побуждать и всячески способствовать этому. Это возможно сделать, положив на невысокий диван или стульчик любую игрушку или новый, заинтересовавший малыша предмет и помогая ребенка подняться. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию. Кроха к этому периоду хорошо владеет движениями плеча, предплечья рук, запястья и пальцев, без затруднений берет пальчиками маленькие предметы и рассматривает их.

Но стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален. Физическое развитие ребенка происходит у каждого по-разному. Кто-то не ползает, а сразу начинает ходить. У кого-то рост соответствует норме, у кого-то — нет. А кто-то все делает поочередно: ползает, затем учится ходить возле опоры и без нее.

В 10 месяцев ребенок может самостоятельно встать на ножки в кроватке, а с положения стоя — сесть. Уже пришло время обустроить новое игральное место, так как раньше для игры достаточно было манежа или маленького коврика. Лучшего всего подойдет невысокий диван. Ведь любой ребенок легко осваивает диван: то слезает, то залазит на него — такой домашний аттракцион позволяет ему развиваться. Задача родителей — обеспечить страховку малыша во избежание неприятных падений, положив, например, мягкий плед или много плюшевых игрушек.

К десяти месяцам сформируется любимый вид деятельности. Кто-то с радостью движется, услышав музыку, кто-то выстраивает башенки из фигур, а кто-то рассматривает картинки в книжках и журналах.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

В этом месяце малыш удивит неожиданными и долгожданными действиями. Прикусит кончик язычка, попытается повторить кривляние папы. Большее количество времени он посвятит разгребанию содержания нижних шкафчиков, полочек, до которых сможет дотянуться. Будет настойчиво прикасаться к ноутбуку, планшету, телефону и другим запрещенным достижениям современной науки. Так как обычно в это время ребенок не ходит самостоятельно, то ему важно больше двигаться, укрепляя мышцы, готовить тело к прямохождению. Хотя уже на десятом месяце ребенок стоит, держась за опору, и даже немного топает, лучше пока ему еще ползать.

В 10 месяцев малыш не боится идти на руки к чужим. В этот период просыпается интерес к сверстникам, но играть они вместе пока не будут. Ребенок уже может знать названия некоторых предметов и имена людей, повторять за взрослыми звуки и слоги. К этому времени карапуз уже уверенно держит по две игрушки в руках.

С этого времени начинает формироваться личность маленького человека, действия родителей оказывают на это большое влияние. Ребенок все повторяет за взрослыми. Подражая, он учится кормить плюшевого зайчика морковкой. Кроха помнит слово «нельзя» и «нет», более того, порой может проговаривать и показывать эти слова. Память малыша становится объемнее. Он может воспроизвести действие, которое видел около недели назад, помнит, где находятся его игрушки.

Ребенок имитирует звуки, что произносят взрослые, меняет интонацию и громкость своего голоса. Балуется с языком и слюной, производя смешной шум, и хохочет над своими проказами. На своем языке он может называть какие-либо вещи или действия, они часто непонятны. Родители должны продолжать разговаривать с ребенком как с взрослым, ему полезно читать сказки.

С этого маленького юбилея очень стремительно повышается «шкодливость». И не стоит это относить к чертам характера, это простая любопытность и познание еще неизведанного мира для крохи. И не стоит огорчаться, если вы обнаружите в кастрюле кубики, а в унитазе — часть от пирамидки. Ведь недовольство родителей либо очень расстраивает малыша, либо раззадоривает. Наказывать тоже не надо, можно добиться того, что он начнет хитрить и делать дальше по-своему, но у мамы и папы за спиной. Главное в таком случае — переключить внимание и предоставить ребенку безопасные и не менее интересные участки квартиры для «исследования».

Игры для малыша

Игры 10-месячного чада приобретают сосредоточенность. Он крепко удерживает игрушку, выполняет различные задания: берет и дает кубик, открывает и закрывает коробочки, сидя на полу, катает и бросает мяч. Поэтому следует выбирать игры, которые соответствуют указанным умениям. Разбирать и собирать — самое увлекательное для малыша сейчас занятие. Это может быть разгрузка и загрузка паровозика, заполнение емкости геометрическим формами и т.п. Современный рынок подобных игр захватывает широтой выбора.

Одной из самых полезных игрушек на данном этапе является пирамидка. С маминой помощью ребенок собирает ее и, радуясь полученному результату, ждет поощрения. Поставьте на пол емкость и предложите покидать в нее разные предметы, особенно те, которые издают какой-то звук при попадании. Давайте бросать маленькие игрушки разными руками, а большие — двумя, меняйте расстояние коробки, ставьте то ближе, то дальше. Таким образом развивается умение малыша манипулировать предметами.

Пришла пора предложить пальчиковые краски. Восторг будет неописуемый! При выборе крохой цвета называйте его. Так он быстро выучит основные цвета, будет разбираться в них и произносить их названия.

С 10 месяцев ребенок впитывает информацию как губка. Уместны и очень желательны игры с познаванием. Посадите ребенка в комфортное для него положение, на диван, стульчик для кормления или на руки. Если он расположен к общению, ознакомьте его с животными. Наверняка есть в доме игрушки и картинки в виде зверюшек, фруктов. Нужно расположить их перед ребенком и показывать поочередно, произнося тот звук, который соответствует тому или иному животному. Пусть малыш его повторит.

Никакие игры, современные, красочные и суперразвивающие, не заменят игр на улице. Ведь они оказывают благотворное влияние на развитие малыша и очень полезны для его здоровья.

Не теряют актуальности потешки и несложные стихи, сопутствующие пробуждению, одеванию. Давайте ребенку рассматривать книжки. Сейчас подходят книжечки с толстыми картонными страницами, на которых изображены фрукты, овощи, животные. Это очень интересно деткам. Переворачивая страницы, он развивает моторику, рассматривая картинки, познает мир.

Уход за 10-месячным ребенком

У 10-месячного ребенка появились изменения в уходе. Но неизменным остается гигиена. Выполнять утренние процедуры: умывать личико, чистить нос и уши — нужно в игривой форме.

Ночной сон длится 10-12 часов. Дневной сон может быть от 2 до 3 часов, иногда в два захода, хотя часто бывает, что ребенок спит один раз. Необходимо следить за тем, чтобы малыш во время обеденного периода отдыхал в спокойной обстановке, чтобы не перевозбуждался и не становился из-за этого капризным.

Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, одевая малыша по погоде, чтобы ему не было слишком жарко, но и переохлаждения допускать нельзя.

Детки уже в этом возрасте сидят и без страха могут осуществлять движения, быстро усваивают информацию. Все способствует приучению к горшку.

Подавайте собственный пример. Убирая игрушки, попросите ребенка помочь вам, складывая какие-то вещи, выбирая книгу — тоже просите помочь. Он будет выполнять поручения, принимая их за игру, и активно принимать участие в тех, которые больше нравятся. Таким образом, приучая ребенка к совместному выполнению дел, учим его к соблюдению режима дня и осуществлению подготовки к обеду и прогулке, например.

Питание и развитие ребенка по Комаровскому

Ребенок в 10 месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари. В детское питание в это время вводятся нежирные сорта рыбы.

В 10 месяцев ребенок пытается самостоятельно есть, неумело водит ложкой в тарелке, но уже может пить сам из чашки. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках. В этом возрасте ребенок продолжает пятиразово питаться. Первое и последнее кормление — важная составляющая в питании. Продолжаем давать грудное молоко или смесь, если кроха на искусственном вскармливании. Есть детки, которые еще могут просыпаться ночью, чтобы перекусить. Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь, если грудное вскармливание невозможно.

Комаровский советует, что рацион 10- месячного ребенка должен содержать кефир (100 г), творожок (не более 50 г), печеное яблоко (50 г), овощное пюре и молочную кашу (120 г), сок (20-30 мл), целый желток, мясное пюре (40-50 г), рыбное пюре (5-20 г), печенье (10 г), растительное масло (3 г). Творожок при этом должен быть собственного приготовления из коровьего молока, овощное пюре — содержать картошку, морковь, свеклу, а молочная каша предпочтительнее гречневая и рисовая.

Помните, что если мама еще кормит ребенка грудью, то те продукты, которые родители кушают, отображаются на здоровье малыша и его развитии. Поэтому не следует употреблять строго запрещенные продукты. Возьмите во внимание, что не все нововведенные продукты на 10-м месяце могут сразу и хорошо усвоиться организмом ребенка.

Комаровский отмечает особою важность чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты и в идеале лучше их вытереть одноразовым бумажным полотенцем. Хорошо промывайте проточной водой овощи, соблюдайте чистоту посуды, разделочной доски и рабочей поверхности. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Десять месяцев — это интересный период в развитии ребенка. Важными моментами, за которыми нужно тщательно следить, являются вес, рост и питание малыша. Если нет сильных отклонений от нормы, то рост и вес ребенка может измениться и в следующие месяцы жизни новорожденного.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»