Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей. Структура построения физкультурного досуга

Реферат.

Тема:

«Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов».

Выполнила:

Савина Татьяна Николаевна.

Москва 2011г.

Введение…………………………………………………………………………3.

1.Физкультурные досуги в ДОУ круглый год……...…………………………5.

2. Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов………………………………………………………………...8.

Заключение………………………………………………………………………14.

Список литературы……………………………………………………………...15.

Введение

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Двигаясь, ребёнок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия. Так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

1. Физкультурные досуги в ДОУ круглый год.

Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.

В зимний период физкультурные досуги, в основном лучше проводить в зале. Поэтому необходимо особое внимание уделить его оформлению, которое должно отвечать тематике развлечения, а музыкальное сопровождение - соответствовать сценарию. Необходимо также проверить качество аудиозаписей, так как некачественное звучание оказывает отрицательное влияние на развитие слуха.

Нужно помнить, что не все движения могут сопровождаться музыкой. Наиболее широко музыка используется в конце и в начале развлечения, при перестроении, беге, прыжках на месте. Гимнастические упражнения общеразвивающего характера, подвижные игры, некоторые аттракционы также проводятся под музыкальное сопровождение. Лучше использовать музыкальные произведения спортивной тематики или ритмичные танцевальные мелодии.

При этом воспитатель и педагог должны помнить, что без музыкального сопровождения выполняются упражнения и движения, имеющие целью коррекцию плоскостопия и осанки. Лучше подвижные игры проводить с включением музыки тогда, когда её звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловле, перестроении и т.д. Это связано с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выполнении движения на скорость.

Весной пробуждается вся природа. Первым весенним дням радуются не только дети, но и взрослые. Весеннее солнышко своими лучами обогревает и ласкает малышей. Весной и летом надо как можно больше времени проводить на воздухе.Лес - это отличное место для проведения спортивных развлечений. Дети могут прыгать через ветки, ручейки, кучи листьев, через канавы, бросать шишки. А если встретится поваленное дерево, то его можно использовать в качестве гимнастического бревна. Спортивные игры делают пребывание детей в лесу интересным и полезным. Окружающую обстановку можно быстро превратить в сказочную, что вызовет интерес у ребят к проводимому мероприятию. При этом необходимо помнить о соблюдении правил безопасности.

Летом дети любят играть на лугу в различные игры с мячом. На мягкой траве хорошо бегать босиком, кувыркаться, прыгать. При организации спортивных развлечений на лугу обязательно нужно оградить пространство, где они будут происходить, а также продумать, где разместятся зрители, откуда будут выходить действующие лица, какие атрибуты и спортивные снаряды нужно приготовить.

Следует также организовывать игры с водой, которая привлекает ребёнка, а при совместных развлечениях, в которых участвуют родители, можно использовать бассейн, реку или озеро. Дети к таким развлечениям должны быть подготовлены и знать важнейшие правила: предварительно пойти в туалет; не заходить в воду разгоряченными или с полным желудком; не входить без разрешения взрослого в воду.

Необходимо помнить, что весенне-летний период - это самое лучшее время для закаливания.

Осень - самая удивительная пора года. Как правило, погода в начале осени теплая и сухая, а солнце еще ласково греет, поэтому многие спортивные развлечения и праздники целесообразно проводить на улице. Это позволит детям насладиться последними погожими деньками перед короткими зимними днями.

При организации на улице физкультурные досуги надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими в любое время года. Когда развлечения и праздники проводятся на спортивной площадке, в поле или на лугу, все вышеперечисленное приобретает определенную остроту, т.к. место, где планируется провести развлечение, сложнее украсить: на земле могут быть стекла, камни, да и внимание детей будет рассеянным.

В силу этих обстоятельств к месту, где собираются провести спортивные мероприятия, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. С участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка, а к украшению следует приобщить детей: использовать их поделки, рисунки - словом, всё, что они делают на занятиях по ручному труду и изобразительной деятельности.

Особое внимание следует уделить одежде ребёнка. Надо помнить, что уже не лето. Ребёнку должно быть удобно и легко в одежде, а также он должен быть максимально задействован - тогда дошкольнику будет интересно и радостно.

Сентябрь и октябрь - это прекрасное время для организации прогулок в лес, парк, для проведения туристических походов и целенаправленных прогулок за природным материалом. Такие прогулки объединяют детей не только в данный момент, но и в процессе последующей творческой деятельности, например при изготовлении поделок из природного материала.

2.Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками

Разных возрастов.

Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на ленточке, и др.
В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.
Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1―2 игры большой подвижности, после этого ― 2―3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.

Физкультурный досуг: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Методика.
Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
Предназначается для одной двух групп дошкольного учреждения.
Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
Длительность:
младшая и средняя группы – 20-30 мин;
старшая группа - 35-40минут;
подготовительная группа – 40-50 минут.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
Используется музыкальное сопровождение.
Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками .

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

В связи с тем что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

Младший и средний дошкольный возраст . Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например игра "Кто быстрее наполнит корзинку шишками" и т.п.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.

Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Старший и подготовительный дошкольный возраст. При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строиться на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты" или "Зов джунглей". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обручами и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.

Заключение.

Практика работы дошкольных упреждений убеждает, то для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.

Физкультурные досуги призваны удовлетворить естественную потребность детей в движении, способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарища. Повышают интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. В зависимости от возраста детей физкультурный досуги длятся 20-50 минут. Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг имеет тематическую направленность.

Младший дошкольный возраст задачи физкультурного досуга является: Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст. Приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Старший и подготовительный дошкольный возраст. Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.

Список литературы .

1.Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2.Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева ОМ. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. Сценарии. - М.: АРКТИ, 1999.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Педагогические требования к организации и проведению физкультурного досуга.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течении двадцати-тридцати минут, в старшей - тридцать пять-сорок минут, в подготовительной к школе - сорок-пятьдесят минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводится и первой половине дня, после завтрака.

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как «день здоровья», физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни отведенные для физкультурных занятий. Удобнее всего проводить досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако, допустимо объединение двух одно возрастных и разновозрастных групп.

Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр, эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать пере возбуждения детей, но в то же время надо чутко относится к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают пере возбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы, однако, к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи: в младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления. В среднем дошкольном возрасте приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. В старшем дошкольном возрасте развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения.

Примерные схемы построения физкультурного досуга.

Младший дошкольный возраст.

1. Приглашение детей на спортивную площадку.

2. Игровые задания для всей группы (пройти по мостику, пробежать змейкой между деревьями и кустами).

3. Подвижная игра.

4. Сюрпризный момент.

5. Выполнение обще развивающих упражнений.

6. Обще групповые упражнения в разнообразных основных движениях (ходьба и бег на четвереньках, лазанье по поваленному дереву).

7. Подвижная игра.

8. Игра малой подвижности.

Второй вариант:

1. Сюрпризный момент (появление литературного героя).

2. Выполнение обще развивающих упражнений с крупными предметами (надувными мячами).

3. Игровые задания для всей группы (допрыгнуть до колокольчика, пролезть в обруч.

4. Подвижная игра.

5. Обще групповые игровые упражнения (сбей кеглю).

6. Награждение сувенирами.

Третий вариант:

1. Загадка, сюрпризный момент.

2. Обще групповое упражнение в основных движениях (ходьба по бревну, по

наклонной доске).

3. Выполнение обще развивающих упражнений с мелкими предметами (погремушками).

4. Обще групповые упражнения в разнообразных движениях(прыжки через ручеек, подскоке на одной" ножке по узенькой дорожке).

5 Подвижная игра.

6. Успокаивающий момент (ходьба на носочках) или малоподвижная игра «Кто тише».

Средний дошкольный возраст.

Следует постепенно вводить в содержание досуга игры с элементами соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.

Первый вариант:

1.Сюрпризный момент (телеграмма, встреча с литературными героями).

2. Игровое задание для всей группы (проехать на лыжах через трос воротцев, находящихся на расстоянии 5-6 шагов друг от друга).

3. Игровое упражнение для всей группы(карусель на лыжах вокруг елки в концентрических окружностях).

4. Игра хоровод.

5. Соревнование двух команд(упражнения в равновесии и метании в горизонтальную цель, гонки на санках и т.д.).

6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

Второй вариант:

1. Приглашение на спортивную площадку..

2. Выполнение обще развивающих упражнений.

3. Подвижная игра.

4. Соревнования двух команд.

5. Индивидуальные соревнования.

6. Награждения всех участников.

Третий вариант:

1. Сюрпризный момент, приглашение в зал.

2. Подвижная игра.

3. Аттракционы: индивидуальные и групповые.

4. Подвижная игра.

5. Малоподвижная игра.

Четвертый вариант:

1. Вход в зал под музыку.

2. Свободные движения под легкую ритмичную музыку.

3. Выполнение обще развивающих упражнений.

4. Сюрпризный момент (появление сказочного персонажа).

5. Аттракционы: участвуют подгруппы 4-5 человек.

6. Соревнования двух команд.

7. Награждение всех детей.

8. Произвольные танцы под музыку.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего, физкультурные досуги строятся на играх соревновательного характера, эстафетах, где дети разбиваются на команды, выбирают капитанов. Такие игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи.

Игры и упражнения следует чередовать таким образом, чтобы в одних участниками являлись команды в полном составе, а в других - представители от команд. Целесообразно чередовать физические упражнения с предметами и игры соревновательного характера. Эстафеты с хороводами и обще групповыми подвижными играми. При подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности, двигательную подготовленность. Важно, чтобы все дети участвовали в играх и упражнениях.

Примерная схема построения физкультурного досуга.

Первый вариант:

1. Приветствие команд.

2. Соревнование команд(игры с элементами соревнования или игры упражнения соревновательного характера).

3. Соревнование капитанов

4. Показательные выступления команд (обще развивающие упражнения с мелкими предметами).

5. Подведение итогов.

Второй вариант:

1. Сюрпризный момент (письмо с приглашением на спортивную площадку, участок, зал)

2. Показательные выступления (упражнения с цветами, снежинками, листьями).

3.Обще групповая подвижная игра.

4. Эстафета.

5. Малоподвижная игра.

Третий вариант:

1.Танцевальные упражнения, хоровод.

2. Обще групповая подвижная игра.

3. Аттракционы.

4. Эстафета.

5. Сюрпризный момент.

Для создания радостного настроения у детей. При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение желательно оформить. На это не требуется много времени. Праздничность создают помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.

Заканчивается физкультурный досуг по возможности сюрпризным моментом: угощение или награждение значками. Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать то, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавшие наибольший интерес.

Варианты физкультурных досугов

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрастному составу. При этом необходимо активное участие воспитателя: он дает команду, подводит итоги, является судьёй соревнований. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя участников играет музыка. Она оказывает благотворное эстетическое воздействие на детей, закрепляя умение ритмично двигаться.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Первый вариант . Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности типа «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеек» и др. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.

Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме (с учетом уровня ДА). Так, детям с высокой ДА предлагают игры-упражнения на равновесие – «Пройди, не упади» - и на внимание – «Помни имя свое», «Собери предметы парами». Детям с низкой ДА – игры-упражнения на быстроту реакции и развитие ловкости – «Займи свой домик», «Удочка», «Догони меня».

После небольшого отдыха (в течение 4-5 минут) детям предлагаются игры меньшей степени интенсивности – например, «Узнай по голосу», «Карусель», народные игры.

Второй вариант . Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам. Так, детям с высоким и средним уровнем ДА и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр, с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям низким уровнем ДА и с отставанием в развитии моторики можно дать более простые задания, с постепенным увеличением физической нагрузки.

Дети выходят на спортивную площадку, приветствуя друг друга, и строятся в две колонны (команды). Далее - приветствие капитанов. Судья (воспитатель) дает задание. Для первой команды (детям с высоким уровнем ДА) – отбивать мяч с продвижением вперед на расстояние 4-5 метров, стараясь не потерять его; подбрасывать и ловить мяч 10 раз подряд. Для второй команды (с низким уровнем ДА) – отбивать мяч, немного продвигаясь вперед и старясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.

Третий вариант . Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Первая подгруппа (с высокой ДА) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений (езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой»). Вторая подгруппа (с низкой ДА) выполняет задание, направленное на развитие быстроты движений (езда на велосипеде по прямой с разной скоростью).

Четвертый вариант . Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям. Для первой подгруппы (с высокой ДА) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра-эстафета «Построй пирамиду»: дети строятся в две колонны, первый ребенок каждой команды по сигналу воспитателя бежит в коней площадки (один – в левый угол, другой – в правый) до обозначенных мест, где лежат большие кубы. Смотрит на рисунок, находящийся возле куба, берет из корзины (стоящей рядом) маленький кубик определенного цвета – в соответствии с рисунком, ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своей колонны, при этом дотрагиваясь рукой до впереди стоящего. Каждый последующий кубик нужно поставить так, чтобы получилась пирамида, изображенная на рисунке.

Для второй подгруппы (с низкой ДА) предлагается более простая эстафета «Кто быстрей прокатит мяч». Дети строятся в две колонны. Первый ребенок в каждой колонне стоит у линии старта с мячом в руках. По сигналу воспитателя прокатывает мяч по узкой дорожке, выложенной из палок, до противоположной стороны площадки, догоняет его, ударяет мячом о стену и бежит с ним к своей команде, передает мяч впереди стоящему игроку и встает в конец колонны. Следующий ребенок выполняет те же действия. Игры-эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо делать перерыв (5-7 минут), в это время предложить детям вспомнить загадки, пословицы, считалки.

Пятый вариант . Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Вначале дети выполняют произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Можно составить и танцевальную композицию. Через 10-15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – воспитатель с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку, называя какое-либо имя. Если это имя ребенка, то он ловит мяч и встает на место воспитателя, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку (можно предложить фрагмент из разученного на занятиях музыкально-ритмического комплекса «Танец петушков», «Танец пингвинов», «Танец медвежат»).

Шестой вариант - физкультурный досуг, цель которого – решение задач по обучению спортивному ориентированию.

Спортивным ориентированием называют умение быстро передвигаться по незнакомой местности с помощью карты и компаса. Для проведения этого досуга необходима большая предварительная работа.

Процесс обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе на различных занятиях дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться по карте, а также у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность.

Второй этап обучения – применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях.

Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местоположение и местонахождение различных предметов по карте (можно с использованием компаса).

Третий этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного праздника и проведение его в рамках недели здоровья. Физкультурный праздник можно считать итогом проделанной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки. На данном этапе осуществляется тесная взаимосвязь детей, родителей и всего педагогического коллектива.

Седьмой вариант - физкультурный досуг, основанный на использовании одного предмета «Динамический час»

Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель - сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Он может состоять из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс динамического часа самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Перед началом комплекса следует включить мелодичную музыку, вызывающую положительные эмоции. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов-классиков (В.-А. Моцарта, П. Чайковского, Ф. Шопена и др.), а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату (температура должна быть около 17- 19 °С). Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической или ритмопластической гимнастики. В качестве варианта вместо них можно провести оздоровительный бег в трусиках и майках по общественным помещениям детского сада: из группы бег по лестнице вверх, коридору, через зал, по лестнице вниз, по нижнему коридору обратно в группу. Завершают комплекс дыхательными упражнениями. После выполнения всего комплекса дети одеваются.

Общая продолжительность динамического часа - 7-15 мин. Он дает хороший оздоровительный эффект в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

Восьмой вариант - физкультурный досуг, основанный на использовании забытых народных игр

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить,где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.


Похожая информация.


Заботиться о здоровье ребенка нужно с самых первых дней его жизни. Жизнь ребенка в детском саду должна быть насыщена разными веселыми и увлекательными праздниками.

Праздник – это событие, которое с восторгом ждут дети и взрослые. Он всегда ассоциируется с весельем и радостью. Физкультурные праздники являются самой действенной формой активного отдыха для детей, а так же создают условия для их здорового роста.

Зачем нужны физкультурные праздники в детском саду?

Организовывать физкультурные праздники в детских садах просто необходимо.

Во-первых, потому что развивать ребенка физически и воспитывать в нем самые важные морально-волевые качества легче всего в форме игры. Спортивные игры, которые проводят в рамках физкультурных праздников, помогут подвижным детям научиться усидчивости, внимательности для того, что бы ребенок умел доводить дело до конца. Малоподвижные дети будут развивать быстроту и ловкость, научаться ориентироваться в пространстве.

Во-вторых, не забываем о морально-этическом воспитании. Сам процесс праздника и подготовка к нему доставляет эстетическое и эмоциональное удовольствие всем участникам. Командные игры помогают адаптировать ребенка социально, развивают в нем понятие о взаимопомощи, коммуникабельность. Дети могут проявлять инициативу и самостоятельность, быть активными, заниматься творчеством. Например, можно попросить ребенка помочь в изготовлении украшений для гимнастического зала. Коллективные поделки для украшения, интересные костюмы, веселая музыка, торжественное открытия праздника развивают чувство красоты, хорошего вкуса, воображение.

В-третьих, подготовка к таким праздникам создает приятную атмосферу в коллективе. Помогает сплотиться детям, позволяет родителям лучше познакомиться с педагогами и друг с другом.

С чего начать организацию физкультурного праздника

Подобные мероприятия для дошкольников старшего возраста принято проводить два раза в год, продолжительность праздника для детей от 4 до 5 лет составляет максимум 50 минут, для детей от 6 до 7 лет уже от 60 до 90 минут. В любом случае длительность праздника не должна превышать 2 часа. Программу необходимо подготовить заранее, придумать тематику физкультурного праздника, его название и девиз. Так же при составлении программы необходимо:

  • продумать ход игр так, что бы нагрузка росла постепенно;
  • чередовать конкурсы с высоким эмоциональным и физическим напряжением и игры для снятия напряжения;
  • по возможности стараться чередовать командные и индивидуальные задания;
  • позаботиться о том, что бы участие ребенка в конкурсе соответствовало его индивидуальным способностям;
  • включить в ход праздника знакомые детям игры.

Проведение спортивных праздников

Любой физкультурный праздник можно разделить на несколько частей.

Вводная часть праздника обычно начинается с торжественного парада, костюмированного представления или общей пробежки.

Основная часть праздника состоит из игр и конкурсов. Чередуются игры подвижные и интеллектуальные, игры нацеленные на поднятие настроения. Не стоит забывать, что принимать участие в празднике должны все дети, а конкурсы, к которым их привлекает ведущий должны быть разработаны с учетом индивидуальных способностей данного ребенка. После окончания конкурса ведущий должен наградить команду А, например, за ловкость, а команду Б за дружность. Никто не должен остаться без приза.

В завершение праздника стоит устроить еще одно небольшое костюмированное представление и провести легкий танцевальный конкурс.

Физкультурный праздник в детском саду - это массовое мероприятие, которое отличается своей зрелищностью, а так же имеет развлекательный и познавательный характер. Целью данного праздника является пропаганда физической культуры и спорта. Развивает детей как физически, так и морально - этически.

Надеемся, что вам понравилась наша публикация Как проводить физкультурные праздники в детском саду . Оставайтесь с нами и смотрите ещё написанные нашей рукой.

Наталья Козлова
Физкультурный досуг как форма активного отдыха в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха . Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр , забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.) .

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20-30 мин, в старшей - 35-40 мин, в подготовительной к школе - 40-50 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале) . В «каникулы» , а также в летнее время физкультурный досуг может проводиться и в первой половине дня, после завтрака.

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы , как День здоровья, физкультурный праздник , каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни , отведенные для физкультурных занятий .

Удобнее всего проводить физкультурный досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп.

Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу (несколько секунд молчит, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада , в естественных условиях природного окружения : на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении.

При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения.

Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника , день бегуна, олимпиада и т. п., общественным праздникам.

В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Зимушка Хрустальная, Дед Мороз и т. д., может быть использован занимательный сюжет, например : «Полет на Веселую поляну» , «Поездка в лес» , «В гости к гномам» и т. д.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге . Однако следует вдумчиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические упражнения выполнять под плавную и ритмичную, например, «Весенний вальс» Е. Тиличеевой может сопровождать упражнения с шарами, цветами, лентами; «Полька» П. Чайковского - упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд» удобно подпрыгивать высоко, энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются легкой, веселой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи!» , «Кто скорее?» , «Зоркие глаза» Ю. Слонова и т. д.

При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

В среднем дошкольном возрасте - приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

В старшем дошкольном возрасте - развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

При подборе содержания физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сюжет типа «Поездка в лес» , «У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить : основное время досуга (60-80 процентов) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.

Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех в выполнение предлагаемых заданий и игр. Кроме того, следует помнить о чередовании подвижных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной и эмоциональной нагрузки. Например, после ходьбы по мостику или метания предусмотреть подвижную игру с бегом.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики , поставленных задач и условий проведения (лесная поляна, спортплощадка, водоем и т. д.) .

При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринуждённо, с удовольствием

ВОПРОС 34: ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ. ВИДЫ. ЗНАЧЕНИЕ.

Физкультурный досуг

Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга.

1. Физкультурный досуг может строиться на хорошо знакомых детям играх и упражнениях;

2. Состоять из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков и т.д.

3. Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание, прыжки через короткую скакалку.

4. Физкультурный досуг «Весёлые старты» строится в основном на играх-эстафетах, хорошо знакомых детям упражнения.

При планировании и подготовке физкультурного досуга необходимо:

Обозначить задачи досуга, дату, время и место его проведения;

Подготовить игры, конкурсы, соревнования;

3. Определить количество участников (желательно чтобы участвовали все дети, независимо от уровня их двигательной активности).

Обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников физкультурного досуга.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные досуги, проведённые на открытом воздухе.

ВОПРОС 35: ФОРМЫ АКТИВНОГО ОТДЫХА В ДС. ЗНАЧЕНИЕ. Х-КА .

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня и активный отдых детей – т.е. физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и каникулы.

Жизнь ребенка в детском саду невозможно представить без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нём.

По мнению таких учёных, как: Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, Л.С. Фурмина, физкультурные досуги являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с одной или несколькими группами, близкими по возрастному составу.

Физкультурный досуг необходимо организовывать 1-2 раза в месяц, длительностью по 30-50 минут. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он даёт команды, подводит итоги, является судьёй в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроения детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия, способствующие пропаганде физической культуры. Физкультурные праздники обычно проводятся 1-2 раза в год и посвящаются временам года, выдающимся событиям в спортивной жизни города или страны, знаменательным датам. К празднику готовится весь коллектив детского сада. Составляется сценарий, готовятся красочные атрибуты, специальная одежда для героев и детей.

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяют все учебные занятия. Режим дня насыщен активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В теплое время года - вся деятельность детей выносится на открытый воздух. В холодное – пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который проходит в занимательной форме. Детям предлагается выполнить различные веселые задания: пройти полосу препятствий, отгадать загадки о спорте. Утренняя гимнастика проводится для всего детского сада. Дальнейшая программа дня здоровья для каждой группы – своя. В нее включаются простейшие туристические походы , подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и т.д. Красочное, необычное оформление территории детского сада и групповых комнат способствует повышению активности детей в играх. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник и или физкультурный досуг.