Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. Картотека игр на сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
- Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цель:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»


Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Ксения Ефимова
Игры для сенсорного развития детей средней группы

Игры для сенсорного развития детей средней группы

Д. И. «Картинка из фигур»

Цель : развивать умение дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие; развивать воображение , творческие способности детей .

Правила игры :

Педагог демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Д. И. «Кораблик»

Цель : Развивать умение различать по форме и размеру геометрические фигуры; развивать пространственное воображение, активное внимание, наблюдательность, моторно-слуховую память.

Правила игры :

Детям раздаются фигуры для ознакомления. Педагог показывает, как можно выложить кораблик (парусник) . Это делается поэтапно, чтобы дети хорошо усвоили порядок «построения» парусника из фигур. После того как воспитатель закончит выкладывание своего парусника, он, не убирая его изображение, предлагает детям самим построить свои кораблики из тех фигур, которые раздали.

Д. И. «Спрячь мышку»

Цель : Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши. Развивать внимание , мышление.

Правила игры : Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные : круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки.

Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела.

Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Игра проводится 2-3 раза.

Д. И. «Бабочки»

Цель : Развивать умение обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; развивать умение выбирать объекты из двух заданных цветов из четырех возможных.

Правила игры : Педагог предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. На четырехцветное панно ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам (в данном случае на красное и синее поля) . Дети выполняют задания 3-4 раза со сменой парой цветов. Воспитатель помогает самостоятельно исправить ошибки : «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Д. И. «Найди пару»

Цель : Развивать внимание , наблюдательность, память, развивать умение устанавливать тождество однородных предметов.

Правила игры : Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них бабочками, а также похожую пару этих же бабочек. В этой игре дети должны совместить одинаковых бабочек.

Д. И. «Рыбки и звезды»

Цель : Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение дифференцировать цвета, называть их.

Правила игры : Педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей , какого цвета эти рыбки и звезды. Дети отвечают. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Д. И. «Запомни порядок пуговиц»

Цель : Развивать активное внимание , память, умение быстро сосредотачиваться , стимулировать внимание.

Правила игры :

Перед вами лежат пуговицы, и у меня есть пуговицы, эти пуговицы лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить пуговицы в определенном порядке, так же, как у меня.

Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих пустых карточках.

Д. И. «Воздушные шары»

Цель : Закрепить названия шести цветов спектра : «красный» , «оранжевый» , «желтый» , «зеленый» , «синий» , «фиолетовый» .

Правила игры :

Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Надо привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Педагог берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого.

Д. И. «Корректурная проба для малышей «Медвежата»

Цель : Развивать произвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания.

Правила игры :

Медвежата решили поиграть в прятки, но им надо помочь спрятаться. Белые медвежата хотят спрятаться за кругами, а коричневые – за квадратами.

Педагог демонстрирует детям, как нужно закрывать кружками всех белых мишек, квадратами – всех коричневых мишек. После показа педагог предлагает детям взять листы с мишками и как можно быстрее спрятать их с помощью кругов и квадратов.

Д. И. «Какое у куклы платье?»

Цель : Развивать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Правила игры :

Сегодня мы посмотрим, какого цвета платье у нашей куклы. Я буду одевать куклу, а вы – говорить, какого цвета у нее платье». Педагог показывает куклу и поочередно спрашивает детей , уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то , что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

Д. И. «Подбери фигуру»

Цель : Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять их в назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Правила игры :

У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они все совпадали с нарисованными.

Педагог просит малышей обвести пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем прикладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

Д. И. «Раньше или позже»

Цель : Формировать временные понятия «раньше» , «позже» . Развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог выставляет на стенде две картинки, связанные между собой логической последовательностью (например, картинки с яйцом и цыпленком) . После того как дети рассмотрят картинки, он спрашивает детей , что было раньше (сначала, а что было потом (позже) . Какой рассказ можно сочинить по этим картинкам? Дети составляют несколько предложений по этим картинкам.

Д. И. «Учимся составлять загадки»

Цель : Развивать умение определять форму и цвета предметов, опираясь на зрительное восприятие, развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог спрашивает детей , любят ли они отгадывать загадки. Конечно, и дети, и взрослые любят разгадывать загадки. Но не менее интересно самим попробовать сочинить загадки о знакомых предметах. Педагог предлагает детям самим придумать загадки о том, что изображено на картинках, которые он раздаст. Но нужно загадать так, чтобы описание предмета было понятным, чтобы другие дети могли отгадать, что же изображено на картинке.

Д. И. «Пирамидка»

Цель : Учить располагать предметы в логической последовательности в зависимости от их размера (от большего к меньшему, опираясь на словесное описание педагога.

Правила игры :

Педагог показывает детям игрушечную пирамидку и задает детям вопросы относительно свойств этой игрушки.

Из чего она сделана?

Какого цвета кольца пирамидки, какой они формы?

Какого они размера?

Как они расположены на стержне?

Где расположено самое большое кольцо?

Где самое маленькое?

Кольца пирамидки имеют круглую форму, но если посмотреть на нее сбоку, то кольца будут казаться овальными. Но они сохраняют тот же цвет, размер и расположение.

Д. И. «Четвертый лишний»

Цель : развивать внимание , память, мышление.

Правила игры :

Педагог предлагает детям одну из серий картинок, дает детям время рассмотреть картинки, затем спрашивает что изображено на картинках. Потом педагог говорит, что здесь четыре картинки похожи друг на друга, а одна отличается от всех. Что это за картинка, и почему она лишняя, не такая, как все остальные. По порядку выставляются картинки следующих серий.

Д. И. «Что внутри, а что снаружи?»

Цель : Учить определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать слова «внутри» и «снаружи» в речи.

Правила игры :

Педагог показывает детям зайку Пушистика. Он еще маленький, поэтому часто путает слова «внутри» , «снаружи» . Педагог предлагает помочь Пушистику выучить и запомнить слова, чтобы никогда их не путать.

Педагог открывает одну из картинок :

Что расположено внутри корзины, а что снаружи? И т. д.

Когда дети усвоят понятия, дети устраивают «экзамен» Пушистику. Спрашивают у него, что внутри коробки, а что снаружи. Естественно Зайка будет ошибаться, а дети будут исправлять его ошибки.

Наверняка многим приходилось слышать хоть что-нибудь о таком понятии, как «сенсорика». Что это такое, однако, сможет объяснить далеко не каждый. Еще меньше число тех, кто в полной мере осознает огромную роль, которую она играет в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Мамам и папам, которые очень ответственно подходят к проблеме воспитания, следует знать, что именно является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности малыша.

Сенсорика - что это такое?

Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение - это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности малюток во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.

Сенсорная система индивида

Мало просто выучить назубок определение понятия «сенсорика». Что это такое, лучше спросить у специалиста, который в мельчайших подробностях сможет дать ответы если не на все, то на большинство интересующих вас вопросов. Любой профи начнет свой монолог с объяснения того, что представляет собой сенсорная система индивида. Не злоупотребляя научными терминами, он отметит, что сенсорную систему человека формируют следующие подсистемы:

Что такое сенсорное воспитание?

Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностными. То, каким человеком ребенок станет в будущем, зависит во многом от полученного им воспитания, в том числе и сенсорного. Оно способствует упорядочиванию представлений малышей об окружающем мире, развитию их внимания и наблюдательности, формированию у них навыков общения и самообслуживания, прививанию чувства уважения и любви к ближнему. Таким образом, можно подытожить, что сенсорное воспитание представляет собой не что иное, как процесс последовательного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре.

Необходимость сенсорного воспитания малышей

Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:

  • способствует развитию интеллекта ребенка;
  • помогает малышу систематизировать знания, которые он получает из внешней среды;
  • подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является;
  • оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;
  • развивает воображение, наблюдение и внимательность;
  • подготавливает ребятишек к будущей учебной деятельности;
  • благоприятно влияет на обогащения словарного запаса мальчиков и девочек;
  • развивает различные виды образную, слуховую, моторную).

Как развивать сенсорное восприятие малыша?

Знания, которые малыш получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные и т.п. без периодического повторения забываются. Порой случается так, что у дошколенка пяти лет (старшая группа) сенсорика, а вернее ее развитие, остается на уровне двухлетнего малыша. Он не способен отличать признаки предметов, путает цвета, не может сконцентрироваться на выполнении поставленной перед ним задачи. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего мальчишки и девчонки осваивают информацию, полученную в игровой форме. Поэтому идеально было бы превратить обычную ежедневную прогулку в увлекательное и познавательное путешествие, заранее продуманное заботливым родителем.

Как правильно организовать занятия с малышами?

Обычно у детишек, регулярно посещающих ДОУ, довольно хорошо развита сенсорика. Младшая группа садика, средняя или старшая - не имеет никакого значения, поскольку с ребятами постоянно занимаются дипломированные педагоги. Но что делать родителям, предпочитающим воспитывать своих чад в домашних условиях? Как не навредить ребенку, а, наоборот, способствовать развитию его способностей? Правило остается прежним - занятия по сенсорике должны проходить в игровой форме. Например, зрительному восприятию хорошо обучают мозаики. Однако запомните, что детям, не достигшим трехлетнего возраста, следует предлагать собирать различные фигурки, используя для этого только основные цвета. Дошколята же вполне могут справиться с более сложной задачей - собрать из мозаики фигурки, в которых будут присутствовать не только несколько базовых цветов, но и их оттенки.

Не мешайте, а, наоборот, поощряйте шумные игры ребенка. Это способствует развитию его слухового восприятия. Не препятствуйте желанию своего непоседы устраивать концерты или театральные представления. Кто знает, может, в будущем его ждет большая сцена?

Приобретайте игрушки разных форм, размеров и цветов. Отличаться они должны и по текстуре. Таким образом будут развиваться несмышленыша. Самостоятельно можно сделать мешочки и заполнить их различными крупами. Ощупывая их, малыш будет развивать

Несколько правил относительно организации работы с детьми

Обучая детей чему-либо, следует всегда помнить о том, что психика малыша еще не сформирована, и воспринимает он информацию не так, как взрослый. Поэтому игры по сенсорике, как и любую другую деятельность, необходимо тщательно продумывать. Чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии обязательно проявятся, родителям нужно запомнить несколько простых правил:


Дидактическая игра для малышей «Укрась бабочку»

Дидактические игры по сенсорике бывают разными и нравятся всем ребятишкам. Например, очень интересна одна из них, которая называется «Укрась бабочку». Ее основной целью является научить будущих первоклашек группировать различные предметы в зависимости от их цвета, а также закрепить знания дошколят о такой геометрической фигуре, как шар, о понятиях «один» и «много». Заранее следует подготовить картонные бабочки и круги разных размеров и цветов. Ход игры следующий:

  1. Мальчикам и девочкам показывают бабочек, говоря при этом, что они прилетели погостить и попросить об одолжении. Дело в том, что насекомым подарили кружочки разных цветов, которыми можно украсить их крылышки. Однако без посторонней помощи им не справиться с этой задачей.
  2. Взрослый предлагает ребятам посодействовать бабочкам и выполнить их незначительную просьбу.
  3. Вначале детям говорят, что им нужно выбрать кружки одного цвета. После того как они это сделают, остается раздать им силуэты бабочек, крылья которых необходимо украсить.

В конце игры важно похвалить малышей за усердие и проявленную отзывчивость.

Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период жизни сенсорный опыт, получаемый из окружающей среды, имеет первоочередное значение для малыша и влияет на формирование процессов мышления, мелкой моторики и речи. для дошкольников позволяют развивать все типы восприятия и обогатить сознание ребенка новой информацией о мире.

В возрасте 1-3 лет у мальчиков и девочек происходит формирование так называемых сенсорных эталонов. Ребенок усваивает базовые понятия, что позволяют ему в дальнейшем успешно классифицировать сенсорные раздражители, что поступают с органов чувств. К эталонам относятся высота звуков, различные тактильные ощущения, основные цвета, понятия количества, величины, геометрической формы.

Познавательные дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов широко используются в дошкольной педагогике. Такие методики позволяют в игровой форме донести до каждой крохи знания о разнообразии большого мира вокруг.

Воспитание и развитие детей посредством дидактических игр в один-три года приводит к положительным результатам в учебе в старшем возрасте, когда малыши идут в школу. Развитие сенсорных способностей, начиная с того момента, как ребенку исполнился один год, напрямую влияет на уровень интеллекта человека во взрослой жизни.

Существуют такие виды дидактических игр :

  • Игра, направленная на различение основных цветов, геометрических фигур, понятий количества и величины – для стимуляции зрительных сенсорных способностей;
  • Игра, что развивает распознавание высоты звуков и их дифференциацию – для стимуляции слуховых сенсорных способностей;
  • Игра для стимуляции тактильных сенсорных способностей;
  • Игра, созданная для развития вкусовых сенсорных способностей;
  • Игра для стимуляции нюховых сенсорных способностей;
  • Игра на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики и т.д.

Яркие и веселые игровые заготовки можно сделать своими руками, к ним не останется равнодушен ни один малыш. Создавайте игры, стимулирующие различные типы сенсорик, интроверт и экстраверт, какими в зависимости от психотипа могут быть дети, обрадуются такому подарку.

Игра подбери по цвету

Созданные дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками позволяют собрать свой уникальный комплект развивающих пособий. Рассмотрим, как сделать игру «Подбери по цвету», которая помогает закрепить знания базовых оттенков, улучшить логическое мышление, навыки сортировки по цвету, и влияет на развитие мелкой моторики.

Вам понадобятся :

  1. Самоклеящаяся бумага красного, зеленого, желтого и синего цветов;
  2. Прямоугольная картонная коробка;
  3. Листы плотного картона;
  4. Баночки из под питьевого йогурта четырех базовых оттенков, крышки от йогурта.

Нарисуйте на самоклеящейся бумаге небольшие кружки и вырежьте их по контуру. Полученными кругами оклейте картонную коробку, чтобы она была покрыта ими полностью.

Прямоугольные листы картона формата А4 разделите на половину. Каждую половинку формата А8 расчертите на 6 ровных прямоугольников. На одну картонку наклеивайте по 6 цветных кружков одного из базовых оттенков.

Оставшиеся картонных листов тоже разделите на половину, и прямоугольники формата А8 расчертите на 3 ровных части. Наклейте на каждую по три разных цветных круга, используя базовую палитру оттенков.

Ребенку предлагается расставить разноцветные баночки в соответствии с образцом (карточки первой группы), или построить узор из крышек и баночек по принципу «цветового домино», используя карточки второй группы.

Игра будет незаменима в ясельной группе, ею также заинтересуется средняя группа. И даже старшая группа найдет для себя что-то полезное и необычное, если использовать вместо обычных кружков стеклянные бусины или усложнить правила игры. В этой интересной игре задействованы разные виды сенсорик (интроверт и экстраверт одинаково увлекаются игровым процессом).

Развитие сенсорики у детей 2-4 лет

Игра “Спрячь мышку”

Игра «Спрячь мышку» – дидактическое пособие, цель которого посредством создания игровой ситуации научить детей различать четыре базовых цвета и улучшить навыки мелкой моторики. Если вы готовите занятия по сенсорике, первая младшая группа будет безумно рада использовать такой развивающий набор.

Детям нужно спасти разноцветных мышек от кошки, спрятав в домике соответствующего цвета. Стимулируйте визуальный тип сенсорик, интроверт или экстраверт в маленьком возрасте одинаково нуждаются в правильном сенсорном воспитании.

Дидактические игры изготавливаются по сенсорике «Спрячь мышку» из следующих материалов :

  • Ткань флис красного, зеленого, желтого и синего цветов;
  • 8 черных бусинок;
  • Липучки для ткани (12 шт.);
  • Поролон.

Сначала пошейте подушечку – сенсорный коврик. Верх сделайте из сшитых вместе квадратов 4 базовых цветов, низ сделайте одноцветным. Внутрь подушечки положите поролон. Сверху на каждый квадрат нашейте по 3 половинки липучки.

Чтобы изготовить мышку, нарисуйте на бумаге выкройку – тело каплевидной формы. Приложите заготовку к ткани, вырежьте две детали, которые затем сшиваются вместе. Наполните внутреннюю часть мягкой игрушки разными сыпучими наполнителями или ватой. На животик каждой мышке пришейте вторую половинку липучки. На мордочке мышонка сделайте глаза из черных бусин, хвост пошейте из тонкой полоски флиса, прикрепленной к туловищу.

Игра, благодаря которой развивается зрительная сенсорика и мышление, готова.

Развивающие игрушки

Сенсорное развитие детей невозможно представить без использования качественных развивающих игрушек. Их можно изготовить в домашних условиях из подручных средств. Используйте аудиальные дидактические игры, звук дети научаться анализировать с их помощью намного лучше, чем прежде. Этот нужный тип сенсорик, интроверт или экстраверт – ваши мальчик или девочка, каждому он пригодится.

Рассмотрим, какие игрушки и игры по сенсорике для детей, направленные на стимуляцию слухового анализатора, можно сделать самостоятельно. Предлагаем сделать «Осьминожка-шумелку».

Для этого из разноцветных ниток вяжется осьминог, на щупальцах которого крепятся капсулы от «Киндер-сюрпризов». Внутри у каждой размещены различные сыпучие материалы, что издают разные звуки, если капсулу потрясти. Эти коробочки тоже обвязываются разноцветными нитками. Можно использовать базовые оттенки, или расширенную палитру.

Определи на ощупь

Полноценное сенсорное развитие у детей возможно только при достаточной стимуляции тактильной чувствительности. Особенно связано это с формированием мелкой моторики, так как на кончиках пальцев находится максимальное количество нервных окончаний.

Для игры «Определи на ощупь» используйте «волшебный мешочек» – красивую коробку или мешочек из ткани, внутри какой находятся мелкие предметы различной текстуры. Ребенок должен положить руку в мешочек и, не подглядывая, определить, что он держит в руках, и словами описать тактильные ощущения, что вызывает у него этот предмет – сказать какая поверхность (гладкая, шершавая, пупырчастая, пушистая и т.д.).

Нужно развивать все типы сенсорик, интроверт или экстраверт – ваш ребенок, это не имеет значения. В этом вам помогут оригинальные дидактические игры, сделанные своими руками с любовью к детям.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре - гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь - плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР):

«Монетки»

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

«Матрешка»

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

«Квадраты»

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

«Веселый паровозик»

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

«Веселые клоуны»

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.

«Змейка»

Цель:

«Мельница»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Забавные прищепочки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

«Разноцветные вагончики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

«Бусы»

Цель : закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал : бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры : на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

«Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

«Сапожок»

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

«Найди на ощупь»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:

ЦВЕТ

«Цветные фонарики»

Цель:

Упражнять в ходьбе и беге

Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность

Закреплять умение различать цвета.

Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) - по два на каждого ребёнка.

Воспитатель:

Яркие фонарики

Поднимем высоко

Жёлтый (синий красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики.

Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Достань ленточку»

Цель:

Помочь освоиться на гимнастической стенке.

Развивать ловкость и самостоятельность.

Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).

Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.

На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:

- «Где же еще синие ленточки?»

Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям - игрушкам.

Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.

В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.

«Цветные фонарики»

Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) - по два на каждого ребёнка.

На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.

Воспитатель.

Яркие фонарики

Поднимем высоко.

Желтый (синий, красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Бабочки»

Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Дети бегают под музыку, изображают бабочек

Взрослый: Бабочки летали

У лесной полянки

Крылышки устали

Нет ли где тут лавки?

Мы же крошки-бабочки

Нам не нужно лавочки

Отдохнуть бы нам чуток

Сядем лучше на цветок.

Дети остановились.

Взрослый:

1.Где любимый наш цветок?

Красный цветик - огонёк (мак).

Дети находят красный цветок и приседают возле него.

2. Где любимый наш цветок?

Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).

3. Где любимый наш цветок?

Синий яркий лепесток (василёк)

ОДИН-МНОГО

«Догони мяч»

Цель:

Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.

Закреплять понятие большой и маленький.

Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.

Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи,

два обруча, две корзины большая и маленькая.

Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.

Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.

После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.

Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.

Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,

Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

«Колпачок»

Цель

Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета

Учить детей становиться в круг

Развивать внимание

Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,

маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.

На пол ставим большой колпачок красного цвета.

Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.

Чок, чок, чок, чок!

Стоит красный колпачок,

На тоненьких ножках

В красненьких сапожках.

Чок, чок, чок колпачок!

Наклони-ка свой бочек,

Что ты спрятал колпачок?

Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.

Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:

Не зевай, не зевай, колпачок занимай! - малыши встают возле колпачков.

При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.

Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.

Дети шли, шли, шли,

Колпачок нашли.

Чок, чок, чок, чок!

Где стоит твой колпачок?

Не зевай, не зевай, колпачок занимай!

Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.

«Ноги и ножки»

Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Спрашиваем детей, какие они по росту - большие или маленькие? Конечно, они все - большие!

Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.

«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.

Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.

Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово: «Топ!»

Большие ноги идут по дороге:

То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!

Маленькие ножки идут по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

«Выбери мяч»

Цель:

Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).

Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.

Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.

При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.

Принесенные мячи кладутся в одну корзину.

Варианты игры:

    В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера: в одной - диаметром 20-22 см, в другой - диаметром 12-15 см.

    Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие - в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие - спрятав за спину.

2. Можно использовать мячи трёх размеров: диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.

Дети приносят мячи в следующей последовательности: маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце - маленькие.

Большие мячи дети несут на голове, средние - за спиной, а маленькие - перекладывая из руки в руку.

Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.

    Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)

    Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).

    Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.

    Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.

    Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.