Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Картотека (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр по сенсорному развитию. Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для младшей группы детского сада

Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного воспитания. Таким образом он познает окружающий мир. Ярким примером является стремление в младенческом возрасте все испробовать на вкус. Позже это переходит в желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются сенсорные детские игры.

В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира

Понятие сенсорики

Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи - как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: )? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста - это:

  • базовый фундамент для умственного развития;
  • развитие наблюдательности и внимания;
  • положительное влияние на эстетические чувства;
  • расширение воображения;
  • возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
  • приобретение сенсорных эталонов;
  • постижение навыков учиться и изучать;
  • помощь в увеличении словарного запаса;
  • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.

Деятельность по сенсорному воспитанию поможет проявить творческие способности ребенка

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет (см. также: ). Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок - это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:

  • знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
  • способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
  • умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.

Поэтапное формирование сенсорного восприятия

В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:

  1. Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
  2. Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
  3. Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант - сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.

Собирание «пирамидки» помогает ребенку познакомиться с понятием формы и размера

В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:

  1. Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
  2. Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
  3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
  4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
  5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
  6. Еще одна из задач сенсорного воспитания - умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

Развитие сенсорики у ребенка

Приобретение малышом знаний о формах, размерах, цветах, расположении и других признаках предметов, а также накапливание подобного опыта требует создания необходимых условий, которые позволят ему это делать. Полезной будет консультация со специалистом, который проведет диагностику и выявит особенности сенсорного развития ребенка.


Чтобы ребенок мог исследовать окружающий мир, необходимо создать для него гармоничные условия

Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков движения. В раннем возрасте малыши стремятся все повторять за взрослыми и подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить сенсорное воспитание крохи. Например, показывать как обращаться с интересующими его предметами, как держать карандаш, рисовать и лепить.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает основополагающее место в познании мира, ведь практически все о нем ребенок узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет внимание крохи.

Развивающие игрушки

В целях сенсорного воспитания детей раннего возраста используют игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции - например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают малышу возможность изучать всевозможные цвета, формы, структуры и габариты. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.

Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания:

  • Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойствам и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
  • Сортеры, пирамидки, матрешки, деревянные или мягкие кубики и другие конструкторы подобного типа.
  • Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов.

Сортеры помогают крошке больше узнать о формах и их соотношении

Развивающие игры с малышами

Уже с годовалого возраста для сенсорного воспитания в играх используются тематические картинки. Они есть в магазинах детских товаров, а можно сделать их дома своими руками. Для изготовления потребуется распечатать изображения на различную тематику: животные, предметы быта, транспорт, фрукты. Затем раскрасить и наклеить их на картон.

Ниже представлены несколько вариантов дидактических игр с рисунками:

  • «Ежики собирают грибочки». Для этого потребуется рисунки ежиков и грибочков. Задача ребенка -прикреплять грибы на иголочки к животным.
  • «Дерево с листочками» или «Фруктовое дерево». На картинке с изображением дерева крохе нужно расположить нарисованные листочки или фрукты.
  • «Картинки из частей». Рисунки, на которых изображены овощи, одежда, транспорт или другие предметы, следует разрезать на 2-3 части. Перед ребенком стоит увлекательное задание отыскать и соединить части морковки, самолета, платья.
  • «Колеса для машинки». Сделать 5-6 картинок с автомобилями разных цветов и отдельными колесами тех же цветов. Ребенок должен подобрать к каждой машинке ее колеса.

Игровая деятельность, в которой принимают участие картинки, доставляет малышу не только удовольствие от интересного занятия. Это огромная польза для развития мелкой моторики и ведущих каналов восприятия, а также значительный вклад в его сенсорное воспитание.


Составление коллажей и аппликаций - один из самых интересных видов взаимодействия с картинками для детей

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Для более эффективного сенсорного воспитания идеально подходят такие материалы как:

  • Фольга. Малышу обязательно понравится мять и шуршать кусочком фольги в ручках. После того как он прекратит деятельность, можно вместе разгладить ее обратно.
  • Крупы, каштаны, фасоль, орехи. Такой подручный материал как нельзя лучше поможет малышу изучать формы, размеры, структуру и развивать воображение.
  • Песок и вода. Летом стоит поощрять игры с песком и водой на улице, тем более пребывание на свежем воздухе очень полезно для здоровья. Зимой дома аналогом песку может послужить манная крупа.

Примеры игр с детьми старшего возраста

  1. Раскладывание предметов по группам в соответствии с цветом, формой или величиной. Для этого необходимо вырезать из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Ребенок должен разложить их по цвету, форме или величине (рекомендуем прочитать: ).
  2. Заниматься сенсорным воспитанием стоит не только дома, но и на улице. К примеру, во время прогулки можно начать поиск вещей, форма которых напоминает круг. Это могут быть люк, лужа или вывеска на магазине. Также можно выбирать только большие или только маленькие предметы и параллельно учить малыша их сравнивать.
  3. Игра «Большой и маленький». Она помогает крохе почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребенок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
  4. Игра «Что поменялось?». Сначала следует расставить перед ребенком игрушки, после чего, пока он отвернется или выйдет из комнаты на пару минут, поменять их последовательность. Малыш должен указать на произошедшие изменения. Подобная дидактическая игра развивает логическое мышление, внимание и память.

Сенсорные игры на основе органов чувств

  • Игра «Что звучало?». Для нее понадобится ложка, колокольчик и погремушка. Сначала надо постучать ими по очереди при ребенке, после чего он должен отвернуться или закрыть глаза, а взрослый выбрать предмет и постучать им снова. Крохе нужно угадать, что это был за предмет. Эта дидактическая игра развивает память, внимание и воображение.
  • Музыкальные игры, основная задача которых - развить в ребенке чувство ритма и такта и научить его сосредотачивать внимание на чем-то одном. Например, в то время как один из родителей хлопает в ладоши, при этом изменяя скорость и громкость, малыш топает ногами согласно тому, что он слышит. Когда мама прекращает хлопать, кроха должен остановиться.
  • Определение запаха. Вместе с крохой исследуйте запахи продуктов или вещей, например, хлеба, цветов или новой книги. Следует сказать, какие пахнут плохо, какие хорошо или какие обладают сильным ароматом, а какие практически не пахнут.
  • Игры на тактильное восприятие. В них ребенок должен трогать как можно больше различных предметов: твердых, мягких, шершавых, скользких, меховых. Прекрасно подходит разрывание бумаги или пересыпание крупы в руках.
  • Игра «Угадай, что в мешочке?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок смог отгадать все предметы, которые вслепую достает из мешка. Это могут быть ракушки, камни, каштаны, монеты, овощи и все что придет в голову.
  • Игра «Угадай, кто?». С закрытыми глазами кроха по очереди трогает руки родственников и пытается угадать, кто это.
  • Играть можно даже во время приема пищи. За завтраком, обедом или ужином обращайте внимание малыша на то, что он кушает. Какая еда по запаху, вкусу. Какие продукты горячие, а какие холодные.

«Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор», «Мишка».

Цель: Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель:

Развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход:

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам! »

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:
4. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
6. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"


Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:


Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.

(младший дошкольный возраст).


Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».





Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.


Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».


Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.

Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре - гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь - плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР):

«Монетки»

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

«Матрешка»

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

«Квадраты»

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

«Веселый паровозик»

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

«Веселые клоуны»

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.

«Змейка»

Цель:

«Мельница»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Забавные прищепочки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

«Разноцветные вагончики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

«Бусы»

Цель : закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал : бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры : на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

«Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

«Сапожок»

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

«Найди на ощупь»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:

ЦВЕТ

«Цветные фонарики»

Цель:

Упражнять в ходьбе и беге

Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность

Закреплять умение различать цвета.

Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) - по два на каждого ребёнка.

Воспитатель:

Яркие фонарики

Поднимем высоко

Жёлтый (синий красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики.

Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Достань ленточку»

Цель:

Помочь освоиться на гимнастической стенке.

Развивать ловкость и самостоятельность.

Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).

Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.

На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:

- «Где же еще синие ленточки?»

Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям - игрушкам.

Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.

В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.

«Цветные фонарики»

Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) - по два на каждого ребёнка.

На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.

Воспитатель.

Яркие фонарики

Поднимем высоко.

Желтый (синий, красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Бабочки»

Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Дети бегают под музыку, изображают бабочек

Взрослый: Бабочки летали

У лесной полянки

Крылышки устали

Нет ли где тут лавки?

Мы же крошки-бабочки

Нам не нужно лавочки

Отдохнуть бы нам чуток

Сядем лучше на цветок.

Дети остановились.

Взрослый:

1.Где любимый наш цветок?

Красный цветик - огонёк (мак).

Дети находят красный цветок и приседают возле него.

2. Где любимый наш цветок?

Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).

3. Где любимый наш цветок?

Синий яркий лепесток (василёк)

ОДИН-МНОГО

«Догони мяч»

Цель:

Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.

Закреплять понятие большой и маленький.

Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.

Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи,

два обруча, две корзины большая и маленькая.

Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.

Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.

После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.

Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.

Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,

Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

«Колпачок»

Цель

Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета

Учить детей становиться в круг

Развивать внимание

Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,

маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.

На пол ставим большой колпачок красного цвета.

Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.

Чок, чок, чок, чок!

Стоит красный колпачок,

На тоненьких ножках

В красненьких сапожках.

Чок, чок, чок колпачок!

Наклони-ка свой бочек,

Что ты спрятал колпачок?

Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.

Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:

Не зевай, не зевай, колпачок занимай! - малыши встают возле колпачков.

При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.

Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.

Дети шли, шли, шли,

Колпачок нашли.

Чок, чок, чок, чок!

Где стоит твой колпачок?

Не зевай, не зевай, колпачок занимай!

Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.

«Ноги и ножки»

Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Спрашиваем детей, какие они по росту - большие или маленькие? Конечно, они все - большие!

Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.

«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.

Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.

Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово: «Топ!»

Большие ноги идут по дороге:

То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!

Маленькие ножки идут по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

«Выбери мяч»

Цель:

Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).

Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.

Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.

При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.

Принесенные мячи кладутся в одну корзину.

Варианты игры:

    В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера: в одной - диаметром 20-22 см, в другой - диаметром 12-15 см.

    Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие - в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие - спрятав за спину.

2. Можно использовать мячи трёх размеров: диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.

Дети приносят мячи в следующей последовательности: маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце - маленькие.

Большие мячи дети несут на голове, средние - за спиной, а маленькие - перекладывая из руки в руку.

Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.

    Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)

    Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).

    Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.

    Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.

    Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель Семиндеева О.С.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию:

"Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

«Круг, квадрат».

Цель:

Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? » (Круг) «А это? » (Квадрат) и т. д.

«Потрогай и угадай».

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Сбор фруктов».

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .

Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается

«Платочек для куклы».

Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Из каких фигур состоит машина? »

Цель: определение предметов по форме.

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Зажги фонарик».

Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.

В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать? » Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков! » - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом - цветные.

«Сравни предметы по высоте».

Цель: Определять предметы по высоте.

Материал: деревья разной высоты.

Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Узнай фигуру».

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Что и где слышно».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик? » Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан? » и т. д.

«Самая длинная, самая короткая».

Цель: определять предметы по величине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.) . Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Поставь букет цветов в вазу».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов.

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

«Весёлые человечки».

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник - домики и эти же геометрические формы маленького размера - человечки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это - весёлые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких ещё человечков зовут круг? » Дети показывают круги. Также дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладёт человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладёт человечка на большой квадрат) и т. д.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем трёх-четырёх.

«Узнай, кто в домике живёт».

Цель: учить детей иметь представление о голосах животных.

Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок - домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт? » Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.

«Пирамидка».

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности.

Материал: пирамидка.

Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое? » Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

«Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

«Варежки».

Цель: соотносить предметы по цвету.

Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты).

«Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) Детям предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Окраска воды».

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, красная гуашевая краска, кисточки.

Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более "сильной" подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

«Спрячь мышку».

Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего раз мера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец.

Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку! ". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

«Составные картинки».

Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки.

Примечание. В более "сильной" подгруппе даются образцы всех рисунков, в более "слабой" можно ограничиться 2-3-мя образцами.

«Матрёшки».

Цель: учить устанавливать отношение трёх предметов по величине.

Взрослый ставит на стол большую матрешку: «Смотрите, какая красавица к нам пришла! » Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, «Во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим! ». Придерживая нижнюю часть Матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко». Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко! », и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.) . Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу.

«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от её имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня! » - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка, - тогда спрячу! » Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

«Нанизывание бус разной формы».

Цель: учить детей чередовать предметы по форме.

Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка, толстые нитки для нанизывания.

Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые и квадратные. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную.

Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (круглую и квадратную) и нанизывать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины поочередно: круглая, квадратная, круглая. Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определённом порядке нанизывать их: круглая бусина, квадратная. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Круглая, квадратная, круглая».

После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания, одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка, квадратная, снова круглая и снова квадратная". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

«Курочка и цыплята».

Цель: обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов жёлтого цвета и один белого.

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней жёлтые цыплята (или картинку). Затем - белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует жёлтый элемент мозаики и поясняет: «Жёлтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель помещает белую мозаику, ещё раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну жёлтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем даёт ребёнку коробку с мозаикой и предлагает найти ещё одного цыплёнка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребёнок повторяет задание самостоятельно.

«Сложи бочонки».

Цель: способствовать закреплению величины предметов, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал: разноцветные складные бочонки.