Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспект образовательной деятельности по рисованию в средней группе «Украсим сарафаны матрешкам. «Русская матрешка»

Конспект занятия для детей 4-5 лет. Русская матрешка.

Конспект ООД «Откуда взялась Матрешка».


Колесникова Светлана Александровна.
Должность: Воспитатель. МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Назначение: Конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Знакомит детей с историей появления любимой игрушки – матрешки.
Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. С историей появления и развития игрушки в нашей стране.
Материалы и оборудование: Игрушки матрешки, альбомы с иллюстрациями матрешек, плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка, кисти, краски, вода.

ХОД ООД.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).


Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.

Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.


Матрешка:
Я тетушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они Матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Я – веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века. Купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси.
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (ответы детей)
Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, т к она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.


Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах.


Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку:
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).

А теперь я вам загадаю загадки:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька. (матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше. (матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. (Матрешка)
А вот новое задание.


Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка. Теперь я хочу научить вас песне и танцу матрешек.
Звучит песня «Матрешки»

Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Чистые ладошки \ 2 раза (вытягивают руки, показывают ладони)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас \Новые сапожки \ 2 раза (руки сложены перед грудью, ноги по очереди выставляют в перед на пятку)
Мы матрёшки Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать \
Вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)

А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома.
Воспитатель громко считает до 5, и в это время снимает костюм матрешки.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрешка родом из Японии. Давайте мы нарисуем наших матрешек и пошлем ребятам в Японию. (дети получают плоскостное изображение матрешки (раскраску) и раскрашивают ее).

Конспект занятия по рисованию в средней группе.

Тема: "Веселые матрешки"

Программное содержание : развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.

Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

1. Игровая мотивация

Воспитатель (выставляя на стол 8 матрешек из одного набора).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

Словно репка она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники?

– Цветы, листочки, ягоды, бутоны.

– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

2. Физминутка

В: –Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

3. Постановка учебной и игровой задач

Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?

Дети: –У нее сарафан не расписан

Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

4. Самостоятельная работа детей

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

5. Анализ работ.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.


Цели занятия:

  1. Познакомить детей с историей русской матрешки.
  2. Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.
  3. Привить интерес к народному творчеству.
  4. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  5. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек.
  2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России
  2. Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
  2. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
  3. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность.

Материал и оборудование.

  1. Кукла Матрешка.
  2. Иллюстрация с изображением Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешек.
  3. Шаблон-заготовка матрешки и готовая работа.
  4. Шаблоны матрешек (15 штук) разного размера.
  5. Краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки .
  6. Музыкальное сопровождение — песня «Русские матрешки».
  7. Ноутбук.

План занятия. I. Организационный момент. II. Основная часть занятия. 1.Сообщение темы занятия. 2. Объяснение нового материала. Беседа о возникновении русской матрешки. 3.Представление матрешек. Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек. 4.Физминутка. 5. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек. 6. Расписывание матрёшек. III. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз — волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:

Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.

Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку.

II. Основная часть занятия . 1.Сообщение темы занятия

Педагог: Сейчас мы узнаем, кто же появится у нас в гостях. Отгадайте-ка загадку:

Здесь лежит для вас игрушка —
Не лошадка, не Петрушка. Здесь красавица-девица. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская ….
(Ответы детей — матрешка)

Педагог достаёт из шкатулки матрёшку.

2. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

Педагог: Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Ответы и предположения детей.

Педагог: Ученые считают, что прообразом матрешки могли послужить «писанки»- деревянные расписные пасхальные яйца. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни. Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума и деревянных Кокэси, внутри которых оказались еще не сколько фигурок, вложенных одна в другую. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкла дывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В.П. Звездочкин, который ее выточил, а расписана она по эскизам куколок художника С. Малютина. (Слайд презентации № 1). Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках; за девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя — восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. По форме они напо минали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платоч ки. Почти всегда матрешки имеют яйцеподобную форму с плоским донцем, и состоят из двух частей – верхней и нижней. Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрена», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства. (Слайд презентации № 2).

Педагог: Ребята как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы детей.
Педагог : Вы правы матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева? Ответы детей. Педагог: Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лаки руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при обретают особую яркость. (Слайды презентации № 3-4).

3. Представление матрешек. Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.

Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской.

Матрёшка из Загорска. (Слайд презентации 5).

Я матрешка из Загорска. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. На голове у Загорской матрешки разноцветный платочек в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. Две пряди волос прячут под платок, завязанный узлом, нос изображают двумя точками, губы — тремя точками (две вверху, одна внизу). Рукава кофты, сарафан и передник оформляется простым цветочным узорам. Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек. Линии лица и одежды обведены черным контуром. Круглую серединку цветка или «горох» выполняют, используя прием «тычка».

Матрёшка Семёновская. (Слайд презентации № 6).

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых.
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, который занимает почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок расписывают чаще желтым цветом.

Матрёшка из Полхов — Майдана.(Слайд презентации № 7).

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными .

Есть такое село в Нижегородской области. Полховка – река, на которой стоит село.
Майдан — сборище людей. Голова у Полхов — Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Лицо обрамляют «кудри». Самое яркое пятно — это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и другие.

4. Физкультминутка.

Педагог: Ребята матрешки любят танцевать . Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

Под музыку « Русские матрешки» дети повторяют движения за педагогом.

5. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек.

Педагог: Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер ей успел нарисовать только контуры. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. (Педагог раздает силуэты).

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

— Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Педагог: А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!

— Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

6. Расписывание матрёшек.

Педагог:

Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Рисовать будем гуашью. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов - короткими толстыми штрихами.

(Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек).

III . Подведение итога занятия.

Педагог : Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

Ответы детей

Педагог : Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

Познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки;

Учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение;

Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Ход :

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…. ( русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Скажите, из какого материала сделана матрешка? (ответы детей)

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Эта гостья из города Семенова. Семеновские матрешки очень любят цветы. Цветы всегда украшают их одежду – это может быть большой букет или всего один цветок. Посмотрите и скажите какими цветами украшена семеновская матрешка? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Их мужья- семеновские кавалеры- любят дарить им цветы, а еще- любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют- могут и топор в руки взять и дом построить. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Теперь посмотрите на эту гостью. Это Сергиев о- посадская (загорская ) матрешка. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Их отличительный признак- занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды-корзинку несут, то они в поле с серпом, то хлопочут по хозяйству- самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья- богатыри-всегда с оружием, они воины.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов айдана . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. По форме она удлиненная, с небольшой головой. Волосы у матрешек вьются колечками. На голове- яркие платочки-полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрешек художники Полхов- Майдана? (цветы, листочки, ягоды, бусины).

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала они рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по матрешке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать яркими красками.

Какие основные цвета в росписи используют художники? (Красный, синий, зеленый, желтый).

Сегодня вы сами станете мастерами-художниками, но сначала давайте отдохнем….

Физминутка .

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: А сейчас давайте тихонько сядем за столы. (Показываю прием рисования полхов- майданских цветов, напоминаю, что сначала нужно нарисовать все детали карандашом, а затем красками сделать матрешек яркими и нарядными).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).

Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками пустятся в пляс и запоют частушки…

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

ВСЕ: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к Вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2 . Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем, сами прядем,

Сами в гости к вам придем.

3 . Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

4 .Мы матрешки, мы сестрички.

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Все: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Елена Майорова
Конспект по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки»

Цель : развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Задачи :

1. «Художественно-эстетическое развитие» : Учить расписывать матрёшку , по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды» . Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью . Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

2. «Речевое развитие» : Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. Расширять словарный запас. Совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений.

3. «Познавательное развитие» : Вызвать интереск русской народной игрушке (матрёшке ) . Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

4.«Социально-коммуникативное развитие» : Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа. Приобщать детей к национально-культурным традициям, знакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом России; формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

5. «Физическое развитие» : Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Материал : Образцы матрешек ; бумажный силуэт матрешки , восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе , игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки .

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказы детей об матрёшке , чтение стихотворений, указания). Наглядный (рассматривание матрёшек , демонстрация образцов, показ рисования элементов росписи ). Практический (игры, роспись силуэта матрёшки ) .

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую - народную мелодию.

Воспитатель (Сказательница) : - Здравствуйте мои дорогие гости, здравствуйте дети. Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите на меня как я сегодня нарядилась. Может вы узнаете кто я? Я хранительница русских сказок. Я – сказательница. Я знаю великое множество сказок. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :

У меня есть игрушка

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица и её сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы

(Матрёшка )

Воспитатель (Сказательница) : Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .

Давным-давно это было. Идет как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг увидел Иванушка - село. Зашел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, печалится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что заболела у него дочка любимая. Заболела оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. «Не печалься, добрый человек, мы что-нибудь придумаем, и обязательно развеселим девочку», - сказал Иван. Договорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сладостей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, все рассматривали да выбирали . И вдруг, увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Решили они купить эту картину. Купили и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же у неё нарисованная . Опять загрустила девочка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, затем разукрасил : яркими красками : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то все ее звали простоМатрешкой . И стала девочка быстро выздоравливать, а батюшка ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их разными цветами да букетами.

Вот так,ребятки и появилась русская народная игрушка, наша красавица «Матрёшка » .

Игра «Матрёшечка »

Воспитатель :- Вы хотите поиграть немножко?

(Из детей выбирают 3-х матрёшек-детей . На головы им завязывают платочки. Матрешки приседают в центре круга, который образуют другие дети. Остальные дети поют песню «Матрёшка » на мотив русской народной песни «Колпачок» ) и идут по кругу.

Эх, матрёшечка , матрёшка !

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

Воспитатель :-Ребятки, а матрёшка игрушка непростая .

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка что у матрешке есть ?

Воспитатель матрёшки невелички

Есть весёлые сестрички .

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку )

Воспитатель :- Что на голове у матрешке ? (платочек, косынка)

Воспитатель :-А на туловище? (сарафан)

Воспитатель :- Посмотрите чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .

Воспитатель :- Иногда у матрешке на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

Воспитатель :- Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники .

Воспитатель :-После того, как их украсили,они получались какие? (яркие, красивые, весёлые , так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Воспитатель :- Узор у матрешек состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в самом центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, и каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Воспитатель :- Посмотрите как ребятки, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустная? (ответы детей (не успел художник дорисовать эту матрёшку )

Воспитатель :-Молодцы, ребята! Матрешка не яркая , у неё сарафан не расписан.

Воспитатель :- Мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем все вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой наносить узор)

Воспитатель :- Ребята, а ведь у матрешке тоже есть сестрички-подружки, у них тоже у всех сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Воспитатель :- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников.

(Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель :- А, сейчас ребятки проходите в мастерскую и садитесь за столы, но перед работой не забудьте разогреть свои пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель :Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Воспитатель : Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело ,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Воспитатель подходит, подсказывает, помогает, что можно добавляет.

Анализ работ. После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т . д.

Воспитатель : - Ну что же, за такую замечательную работу имеется и награда.

Воспитатель : - Всем мастерам приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы все сегодня её заслужили, потому что, поработали на славу. Молодцы!