Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Мини проект "Знакомство с народными традициями и обычаем" в рамках образовательной области «Познание» подготовительная группа. Проект в подготовительной группе

Сосунова Алена Витальевна

МБДОУ №17 г. Томск

Краткосрочный проект «Народная культура и традиции»

Тип проекта -творческий.

Сроки реализации

Краткосрочный проект (1неделя).

Участники проекта:

дети, педагоги, родители.

Возраст детей

Подготовительная к школе группа.

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о культуре и традициях русского народа

Задачи проекта

1. Воспитывать любовь к русской народной культуре, народному творчеству.

2. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

3. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Предполагаемые результаты:

1. У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре

2. Дошкольники знают названия различных промыслов

3. Обогащен словарный запас по теме «русский фольклор»

4. Родители приняли активное участие в реализации проекта

Формы реализации проекта

Образовательные области

Виды детской деятельности Мероприятия

"Познание"

Просмотр презентаций: «Музей - золотая хохлома»

Беседы и свободное общение: «беседа о народных традициях и обычаях», «бабушкин сундук», «устройство русской избы»

Дидактические игры: «обведи и закрась», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «чего не хватает».

Продуктивная

НОД: (рисование): «Дымковская барышня», «Петриковская роспись. Букет цветов».

Лепка: «Филимоновская игрушка».

Аппликация: «Укрась посуду гжельским узором»

Сюжетно-ролевые игры

«К нам пришли гости», «Ярмарка»

Коммуникативная

Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» «Скажи наоборот».

Дидактические игры

«Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

«Сказка-загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

Таким образом, в результате занятий с дошкольниками дидактическими народными играми отмечается повышение этнокультурного уровня этих детей.

«Жостовские подносы», «Какая сказка?», «Назови ремёсла»

Чтение художественной литературы

РНС «Петушок - золотой гребешок», «Василиса Прекрасная»

Стихотворение «Дымка» - заучивание

Слушание аудиозаписи р.н. сказки «Крошечка - хаврошечка»

Музыкально - художественная. Прослушивание русских народных мелодий и песен.

Двигательная. Физическая культура. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. П/И «лапта», «замри», «горелки», «гори, гори-ясно».

Расчистка дорожек от снега на участке.

Изготовление альбомов с поделками.

Продукт проекта

Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства»

Ирина Рева

Составила:Рева И. П.

Проблемное поле:

В результате предварительного опроса детей были выявлены поверхностные представления о своих предках, взаимосвязях настоящего, прошлого и будущего

Актуальность:

Воспитание патриотических качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну

Цель: Формировать представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.

Познакомить с культурным наследием предков.

Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.

Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, и речь.

Развивать нравственные качества личности дошкольника.

Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.

Результат:

Сформирован интерес к познанию истории России и культуры русского народа у детей дошкольного возраста.

Понедельник

1. Экскурсия в музей «Русская изба».

2. Беседа «кто такие предки?

3. П\и «Пугало».

П/и «Бой петухов»,

Хороводная игра «Овёс»

4. Оформление книжного уголка «Русские сказки». Цель:Выявить уровень осведомлённости детей о быте предков.

Дать представления о досуге предков в свободное от тяжелого труда время.

Воспитывать любовь и уважение к творчеству русского народа.

Вторник

1. Просмотр слайдов «Русская народная одежда».

Обсуждение значения узоров, украшающих предметы быта, одежды. Показ и рассказ воспитателем значений элементов, которые имеют особый смысл (знак солнца, земли, воды).

2. Д/И «Найди отличия».

3. Чтение сказки «Терёшечка».

4. П\И «Горелки»

5. Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

Развивать умение замечать отличительные особенности русского орнамента (вышивка).

Цель:Продолжать воспитывать патриотические чувства через самобытный язык русского фольклора.

Среда

1. Оформление альбома «Как одевались наши предки».

2. «Чтение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

3. «Творческая мастерская»- расписывание трафаретов рубахи и сарафана для Алёнушки и Иванушки. Создать альбом из иллюстраций одежды.

Цель:Способствовать заинтересованному отношению к истории своего народа.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.

Закрепить умение создавать характерный орнамент, используя узоры национального костюма.

Четверг

1. Просмотр слайдов «Быт наших предков».

2. Д/и «Найди лишнее»

3. Прослушивание народных колыбельных, потешек. Познакомить детей с предметами быта: (веретено, печь, чугунок, ухват, самопряха, лавка, люлька и т. д)

Цель:Дать представления о жилище предков – избе; главном продукте питания - хлебе.

Закрепить понятия: «Современная одежда» и «Старинная».

Показать красоту устного фольклора, с какой любовью воспитывались дети.

Пятница

1. Д\у «Почему так говорят».

Конкурс «Семейные традиции – колыбель нашего детства» с участием родителей. Показать при помощи пословиц и поговорок как весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых.

Привлечь родителей к воспитанию в детях патриотических чувств.

Взаимодействие с родителями

1. Сообщение темы недельного проекта.

2. Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».

3. Конкурс «Семейные традиции – колыбель нашего детства» с участие детей.


подготовила воспитатель: Наон Карина Валерьевна Туапсе 2015 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

«Культура - это святыни народа, святыни нации» - академик Д.С. Лихачев

Паспорт проекта

Тип проекта: групповой, практико – ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: с 28. 09. 15 по 16. 10. 15

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта:

Формирование патриотических чувств и развития духовности, приобщая детей

к истокам народной культуры, через возрождение народных традиций.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами русского, старинного быта и их назначением.
  2. Развивать интерес к русской народной культуре и декоративно – прикладному творчеству.
  3. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной деятельности. Воспитывать уважение к истокам русской народной культуре и традициям.

Актуальность

Я считаю, что в наше время нарушены естественные связи людей с историей своего народа и страны, поэтому важно приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание патриотических чувств и развития духовно – нравственного сознания и социокультурных ценностей.

Вопросы к детям

  1. Что такое «изба» , как она выглядит?
  2. Старинная изба и её убранство.
  3. Как жили, работали и отдыхали крестьяне?
  4. Традиции и праздники русского народа.

План мероприятий и реализация проектной деятельности

Консультации для родителей:

«Традиционные, старинные русские народные праздники» .

Игры – беседы:

«Жизнь крестьян и предметы быта» , «Деревни и их мастера» , знакомство с устным народным творчеством «Былины» «Сказки о богатырях» .

Познавательно – речевая:

«Русские народные традиции и культура» ,

«Одежда героев русских народных сказок» ;

Изобразительная деятельность:

«Городецкая роспись» , «Золотая хохлома» , «Старинная одежда»

«Ветка рябины»

Презентации:

«Старинный быт, культура и традиции крестьян» .

.

.

«Былины о богатырях» .

Выставки детского рисунка:

Выставка совместного творчества детей и родителей с использованием природного материала - «Осень золотая!» ,

Фото – выставка «Мы любим рисовать!»

Предполагаемый продукт проектной деятельности

  • Картотека русских народных игр, примет, пословиц, поговорок, хороводных игр.
  • Выставка детских работ по темам НОД: «Городецкая роспись» , «Золотая хохлома» , «Старинная одежда» .
  • Презентации: «Старинный быт, традиции и культура русского народа» , «Былины о богатырях» , «Народно – прикладное творчество» .
  • Презентация проекта.

Этапы реализации проекта

1 – подготовительный

Подбор материала по теме проекта.

Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

2 – основной

Рассматривание иллюстраций, проведение бесед.

Ознакомление с новым жанром устного народного творчества – былины.

Разучивание хороводных, подвижных народных игр.

знакомство с русским народно – прикладным творчеством.

Планирование презентаций и НОД.

3– заключительный

Организация выставок детского рисунка.

Фото – выставка.

Оформление материала в виде презентаций.

Ожидаемый результат

  • Ознакомление воспитанников с русской избой, с предметами старинного русского народного быта, с народными играми.
  • Сформировать понятие о жанре устного русского народного творчества - «былина» .
  • Расширить представления о народно – прикладном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.) .
  • Воспитание интереса к фольклору: частушкам, потешкам, пословицам, поговоркам.
  • Тесное взаимодействие с родителями в организации выставок совместного творчества.
  1. – этап – Тематическое планирование
  2. этап – Реализация проектной деятельности
  3. Демонстрация презентаций:

«Старинный быт, традиции и культура крестьян» .

«Жизнь и быт крестьян на картинах русских художников» .

«Богатыри земли Русской!»

«Русские народные промыслы» .

2. Проведение игр – бесед, НОД.

3. Подвижных, хороводных, музыкально – дидактических, дидактических,

сюжетно – ролевых игр.

4. Чтение былин, потешек, пословиц и поговорок.

5. Выставка совместного творчества детей и родителей с использованием

природного материала «Осень золотая!»

6. Фото – выставка «Мы любим рисовать!»

Результат проектной деятельности

Работа над проектом позволила мне сформировать у детей необходимые и доступные представления о быте русского народа и культуре в целом: пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России, расширились знания о традициях русского народа, изучения устного народного творчества – былин.

Мероприятия, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, получили положительный результат.

Большой интерес проявили родители в организации совместной выставки из природного материала «Осень золотая!» и предметов старинного быта.

Проделанная работа показала, что у детей появился живой интерес к изучению истоков народной культуры.

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Проект выплнили: воспитатель МКДОУ « Золотая рыбка», Новосибирской области р.п. Краснообск, Машукова Ольга Викторовна

Паспорт проекта

Тема : « Народная культура и традиции »

Вид проекта : творческий, краткосрочный, групповой.

Проблема : Зачем человеку знать историю и культуру наших предков

Задачи проекта.

1)Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством, искусством.

2)Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, чувство восхищения своей страной

3) Развивать творческие и познавательные способности детей

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Выполнение проекта 3-4 неделя января 2017 года.

1 ЭТАП ПРОЕКТА Подготовительный

1 этап. Подготовительный .

Выбор темы проекта и формы для его защиты.

Подбор методического материала, литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр.

2 этап. Выполнение проекта.

Знакомство с историей возникновения народного промысла, создания народных игрушек, создания матрёшки.

Рассматривание разных видов дымковской игрушки,матрёшек.

Систематизация знаний о культуре русского народа.

3 этап. Заключительный.

Роспись плоскостного изображения матрёшки.

Составление сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»

План реализации проекта (1 неделя)

Понедельник

1) Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой»

Цель : Знакомство с традициями и обычаями русского народа .

2) Чтение стихов «Дымка» , заучивание пословиц

Цель : Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.

3) Дидактические игры :

«Найди дымковскую игрушку» , «Подбери узор к игрушке»

Цель : Закреплять названия дымковских игрушек, знакомить с основными узорами на дымковских игрушках, орнаментом.

4) Рисование «Дымковская барышня»

5) Подвижные игры : «Лапта» , «Ярмарка»

Цель : Знакомить детей с русскими народными играми , развитие ловкости, выносливости.

Вторник

1) Беседа : «Волшебные листья и ягоды»

Цель : Рассказать детям о росписи русского народа , активизировать словарный запас детей.

Цель : Вовлечение детей в активную творческую деятельность, развивать воображение.

4) Д/и «Собери посуду»

Среда

1) Рисование чайника гжельскими узорами

Цель : Познакомить детей с таким русской народной росписью как «Гжель» , развивать словарный запас детей.

2) Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором»

Цель : Закреплять и совершенствовать приемы рисования, помогать осваивать специфику гжельской росписи.

Четверг

1) НОД развитие речи.Беседа «Что такое декоративные пластины?»

Цель : Способствовать расширению словарного запаса детей, рассказать об изготовлении декоративных пластин.

2) Дидактические игры :

«Обведи и раскрась» , «Декоративное домино»

3) П/и «Замри»

Пятница

1)Выставка детских работ

Цель : Побудить детей принять участие в выставке, прививать уважение к народным традициям и обычаям , прививать детям эстетический вкус.

2) Создание уголка «Народный промысел»

Цель : совместно с родителями организовать выставку предметов старины. Ведение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Учить бережному обращению с предметами быта.

План реализации проекта (2 неделя)

Понедельник

1)Рассматривание выставки матрёшек, заучивание загадки.

Цель:- уточнить представление детей о культуре русского народа. Способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память, логическое мышление.

Беседа по выставке «Матрёшки-деревянные игрушки»

2) Дид. игры:«Где моё место»,«Магазин игрушек»

Вторник.

1)НОД ИЗО «Матрёшка-деревянная игрушка»

Цель:- Расширить знания детей об истории культуры русского народа, истории изготовления матрёшек. Способствовать накоплению опыта по теме.

Прививать чувство восхищения к русскими мастерами

Знакомство со строением матрёшки, беседа о технологии изготовления матрёшки.

Дид игры: «Что изменилось»,«Что матрёшка рассказывает о себе»

2)Свободная деятельность - ручной труд: « Кукла – закрутка»

Среда.

3)Калейдоскоп игр

Развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетно ролевые игры с матрёшками, развивать диалогическую речь.

Дид игры: «Придумай историю о дружной семейке»,«О чём говорят матрёшки»

Четверг.

1)Творческая мастерская.

Цель: Научить расписывать матрёшки, закреплять умение пользоваться режущими инструментами (Стека), развивать творческую фантазию. Изготовление плоскостного изображения матрёшки, роспись.

Пятница.

1)Создание сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»:

Цель: Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).

Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.

Театрализованная игра «Репка из матрёшки».

Загадки о народных промыслах.

Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.

Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

Игровые образовательные ситуации.

Дидактические игры.

Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».

Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков). Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это». Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают. Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.

Игра «Да – нет».

Ход: Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку. Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет». После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.

Компьютерная игра «Подзорная труба».

Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа), а дети отгадывают, что это за игрушка.

Направление деятельности: практико-ориентированное

Создание продуктов детской деятельности :

Коллективные: изготовление и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т.д.)

Семейные проекты: изготовление «Семейной игрушки».

Индивидуальные игрушки.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов проекта определение перспектив его развития

Дети - Выставка презентация продуктов мини - музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.

- Выставка детско-родительского творчества «Семейные игрушки».

- Награждение самых активных детей и родителей.

Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.