Сосунова Алена Витальевна
МБДОУ №17 г. Томск
Краткосрочный проект «Народная культура и традиции»
Тип проекта -творческий.
Сроки реализации
Краткосрочный проект (1неделя).
Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
Возраст детей
Подготовительная к школе группа.
Цель проекта
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о культуре и традициях русского народа
Задачи проекта
1. Воспитывать любовь к русской народной культуре, народному творчеству.
2. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
3. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре
2. Дошкольники знают названия различных промыслов
3. Обогащен словарный запас по теме «русский фольклор»
4. Родители приняли активное участие в реализации проекта
Формы реализации проекта
Образовательные области
Виды детской деятельности Мероприятия
"Познание"
Просмотр презентаций: «Музей - золотая хохлома»
Беседы и свободное общение: «беседа о народных традициях и обычаях», «бабушкин сундук», «устройство русской избы»
Дидактические игры: «обведи и закрась», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «чего не хватает».
Продуктивная
НОД: (рисование): «Дымковская барышня», «Петриковская роспись. Букет цветов».
Лепка: «Филимоновская игрушка».
Аппликация: «Укрась посуду гжельским узором»
Сюжетно-ролевые игры
«К нам пришли гости», «Ярмарка»
Коммуникативная
Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки» и др., игрушек: матрёшки, водоноски, индюка
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» «Скажи наоборот».
Дидактические игры
«Музей народных игрушек»
Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
«Сказка-загадка»
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.
Таким образом, в результате занятий с дошкольниками дидактическими народными играми отмечается повышение этнокультурного уровня этих детей.
«Жостовские подносы», «Какая сказка?», «Назови ремёсла»
Чтение художественной литературы
РНС «Петушок - золотой гребешок», «Василиса Прекрасная»
Стихотворение «Дымка» - заучивание
Слушание аудиозаписи р.н. сказки «Крошечка - хаврошечка»
Музыкально - художественная. Прослушивание русских народных мелодий и песен.
Двигательная. Физическая культура. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. П/И «лапта», «замри», «горелки», «гори, гори-ясно».
Расчистка дорожек от снега на участке.
Изготовление альбомов с поделками.
Продукт проекта
Выставка детского творчества «Изделия декоративно-прикладного искусства»
Ирина Рева
Составила:Рева И. П.
Проблемное поле:
В результате предварительного опроса детей были выявлены поверхностные представления о своих предках, взаимосвязях настоящего, прошлого и будущего
Актуальность:
Воспитание патриотических качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну
Цель: Формировать представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, и речь.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
Результат:
Сформирован интерес к познанию истории России и культуры русского народа у детей дошкольного возраста.
Понедельник
1. Экскурсия в музей «Русская изба».
2. Беседа «кто такие предки?
3. П\и «Пугало».
П/и «Бой петухов»,
Хороводная игра «Овёс»
4. Оформление книжного уголка «Русские сказки». Цель:Выявить уровень осведомлённости детей о быте предков.
Дать представления о досуге предков в свободное от тяжелого труда время.
Воспитывать любовь и уважение к творчеству русского народа.
Вторник
1. Просмотр слайдов «Русская народная одежда».
Обсуждение значения узоров, украшающих предметы быта, одежды. Показ и рассказ воспитателем значений элементов, которые имеют особый смысл (знак солнца, земли, воды).
2. Д/И «Найди отличия».
3. Чтение сказки «Терёшечка».
4. П\И «Горелки»
5. Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Развивать умение замечать отличительные особенности русского орнамента (вышивка).
Цель:Продолжать воспитывать патриотические чувства через самобытный язык русского фольклора.
Среда
1. Оформление альбома «Как одевались наши предки».
2. «Чтение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
3. «Творческая мастерская»- расписывание трафаретов рубахи и сарафана для Алёнушки и Иванушки. Создать альбом из иллюстраций одежды.
Цель:Способствовать заинтересованному отношению к истории своего народа.
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.
Закрепить умение создавать характерный орнамент, используя узоры национального костюма.
Четверг
1. Просмотр слайдов «Быт наших предков».
2. Д/и «Найди лишнее»
3. Прослушивание народных колыбельных, потешек. Познакомить детей с предметами быта: (веретено, печь, чугунок, ухват, самопряха, лавка, люлька и т. д)
Цель:Дать представления о жилище предков – избе; главном продукте питания - хлебе.
Закрепить понятия: «Современная одежда» и «Старинная».
Показать красоту устного фольклора, с какой любовью воспитывались дети.
Пятница
1. Д\у «Почему так говорят».
Конкурс «Семейные традиции – колыбель нашего детства» с участием родителей. Показать при помощи пословиц и поговорок как весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых.
Привлечь родителей к воспитанию в детях патриотических чувств.
Взаимодействие с родителями
1. Сообщение темы недельного проекта.
2. Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
3. Конкурс «Семейные традиции – колыбель нашего детства» с участие детей.
подготовила воспитатель: Наон Карина Валерьевна Туапсе 2015 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
«Культура - это святыни народа, святыни нации» - академик Д.С. Лихачев
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, практико – ориентированный, творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: с 28. 09. 15 по 16. 10. 15
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств и развития духовности, приобщая детей
к истокам народной культуры, через возрождение народных традиций.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами русского, старинного быта и их назначением.
- Развивать интерес к русской народной культуре и декоративно – прикладному творчеству.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной деятельности. Воспитывать уважение к истокам русской народной культуре и традициям.
Актуальность
Я считаю, что в наше время нарушены естественные связи людей с историей своего народа и страны, поэтому важно приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание патриотических чувств и развития духовно – нравственного сознания и социокультурных ценностей.
Вопросы к детям
- Что такое «изба» , как она выглядит?
- Старинная изба и её убранство.
- Как жили, работали и отдыхали крестьяне?
- Традиции и праздники русского народа.
План мероприятий и реализация проектной деятельности
Консультации для родителей:
«Традиционные, старинные русские народные праздники» .
Игры – беседы:
«Жизнь крестьян и предметы быта» , «Деревни и их мастера» , знакомство с устным народным творчеством «Былины» – «Сказки о богатырях» .
Познавательно – речевая:
«Русские народные традиции и культура» ,
«Одежда героев русских народных сказок» ;
Изобразительная деятельность:
«Городецкая роспись» , «Золотая хохлома» , «Старинная одежда»
«Ветка рябины»
Презентации:
«Старинный быт, культура и традиции крестьян» .
.
.
«Былины о богатырях» .
Выставки детского рисунка:
Выставка совместного творчества детей и родителей с использованием природного материала - «Осень золотая!» ,
Фото – выставка «Мы любим рисовать!»
Предполагаемый продукт проектной деятельности
- Картотека русских народных игр, примет, пословиц, поговорок, хороводных игр.
- Выставка детских работ по темам НОД: «Городецкая роспись» , «Золотая хохлома» , «Старинная одежда» .
- Презентации: «Старинный быт, традиции и культура русского народа» , «Былины о богатырях» , «Народно – прикладное творчество» .
- Презентация проекта.
Этапы реализации проекта
1 – подготовительный
Подбор материала по теме проекта.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
2 – основной
Рассматривание иллюстраций, проведение бесед.
Ознакомление с новым жанром устного народного творчества – былины.
Разучивание хороводных, подвижных народных игр.
знакомство с русским народно – прикладным творчеством.
Планирование презентаций и НОД.
3– заключительный
Организация выставок детского рисунка.
Фото – выставка.
Оформление материала в виде презентаций.
Ожидаемый результат
- Ознакомление воспитанников с русской избой, с предметами старинного русского народного быта, с народными играми.
- Сформировать понятие о жанре устного русского народного творчества - «былина» .
- Расширить представления о народно – прикладном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.) .
- Воспитание интереса к фольклору: частушкам, потешкам, пословицам, поговоркам.
- Тесное взаимодействие с родителями в организации выставок совместного творчества.
- – этап – Тематическое планирование
- этап – Реализация проектной деятельности
- Демонстрация презентаций:
«Старинный быт, традиции и культура крестьян» .
«Жизнь и быт крестьян на картинах русских художников» .
«Богатыри земли Русской!»
«Русские народные промыслы» .
2. Проведение игр – бесед, НОД.
3. Подвижных, хороводных, музыкально – дидактических, дидактических,
сюжетно – ролевых игр.
4. Чтение былин, потешек, пословиц и поговорок.
5. Выставка совместного творчества детей и родителей с использованием
природного материала «Осень золотая!»
6. Фото – выставка «Мы любим рисовать!»
Результат проектной деятельности
Работа над проектом позволила мне сформировать у детей необходимые и доступные представления о быте русского народа и культуре в целом: пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России, расширились знания о традициях русского народа, изучения устного народного творчества – былин.
Мероприятия, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, получили положительный результат.
Большой интерес проявили родители в организации совместной выставки из природного материала «Осень золотая!» и предметов старинного быта.
Проделанная работа показала, что у детей появился живой интерес к изучению истоков народной культуры.
Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»
Проект выплнили: воспитатель МКДОУ « Золотая рыбка», Новосибирской области р.п. Краснообск, Машукова Ольга Викторовна
Паспорт проекта
Тема : « Народная культура и традиции »
Вид проекта : творческий, краткосрочный, групповой.
Проблема : Зачем человеку знать историю и культуру наших предков
Задачи проекта.
1)Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством, искусством.
2)Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, чувство восхищения своей страной
3) Развивать творческие и познавательные способности детей
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Выполнение проекта 3-4 неделя января 2017 года.
1 ЭТАП ПРОЕКТА Подготовительный
1 этап. Подготовительный .
Выбор темы проекта и формы для его защиты.
Подбор методического материала, литературы по данной теме.
Подбор дидактических игр.
2 этап. Выполнение проекта.
Знакомство с историей возникновения народного промысла, создания народных игрушек, создания матрёшки.
Рассматривание разных видов дымковской игрушки,матрёшек.
Систематизация знаний о культуре русского народа.
3 этап. Заключительный.
Роспись плоскостного изображения матрёшки.
Составление сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»
План реализации проекта (1 неделя)
Понедельник
1) Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой»
Цель : Знакомство с традициями и обычаями русского народа .
2) Чтение стихов «Дымка» , заучивание пословиц
Цель : Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.
3) Дидактические игры :
«Найди дымковскую игрушку» , «Подбери узор к игрушке»
Цель : Закреплять названия дымковских игрушек, знакомить с основными узорами на дымковских игрушках, орнаментом.
4) Рисование «Дымковская барышня»
5) Подвижные игры : «Лапта» , «Ярмарка»
Цель : Знакомить детей с русскими народными играми , развитие ловкости, выносливости.
Вторник
1) Беседа : «Волшебные листья и ягоды»
Цель : Рассказать детям о росписи русского народа , активизировать словарный запас детей.
Цель : Вовлечение детей в активную творческую деятельность, развивать воображение.
4) Д/и «Собери посуду»
Среда
1) Рисование чайника гжельскими узорами
Цель : Познакомить детей с таким русской народной росписью как «Гжель» , развивать словарный запас детей.
2) Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором»
Цель : Закреплять и совершенствовать приемы рисования, помогать осваивать специфику гжельской росписи.
Четверг
1) НОД развитие речи.Беседа «Что такое декоративные пластины?»
Цель : Способствовать расширению словарного запаса детей, рассказать об изготовлении декоративных пластин.
2) Дидактические игры :
«Обведи и раскрась» , «Декоративное домино»
3) П/и «Замри»
Пятница
1)Выставка детских работ
Цель : Побудить детей принять участие в выставке, прививать уважение к народным традициям и обычаям , прививать детям эстетический вкус.
2) Создание уголка «Народный промысел»
Цель : совместно с родителями организовать выставку предметов старины. Ведение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Учить бережному обращению с предметами быта.
План реализации проекта (2 неделя)
Понедельник
1)Рассматривание выставки матрёшек, заучивание загадки.
Цель:- уточнить представление детей о культуре русского народа. Способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память, логическое мышление.
Беседа по выставке «Матрёшки-деревянные игрушки»
2) Дид. игры:«Где моё место»,«Магазин игрушек»
Вторник.
1)НОД ИЗО «Матрёшка-деревянная игрушка»
Цель:- Расширить знания детей об истории культуры русского народа, истории изготовления матрёшек. Способствовать накоплению опыта по теме.
Прививать чувство восхищения к русскими мастерами
Знакомство со строением матрёшки, беседа о технологии изготовления матрёшки.
Дид игры: «Что изменилось»,«Что матрёшка рассказывает о себе»
2)Свободная деятельность - ручной труд: « Кукла – закрутка»
Среда.
3)Калейдоскоп игр
Развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетно ролевые игры с матрёшками, развивать диалогическую речь.
Дид игры: «Придумай историю о дружной семейке»,«О чём говорят матрёшки»
Четверг.
1)Творческая мастерская.
Цель: Научить расписывать матрёшки, закреплять умение пользоваться режущими инструментами (Стека), развивать творческую фантазию. Изготовление плоскостного изображения матрёшки, роспись.
Пятница.
1)Создание сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»:
Цель: Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности: познавательное
Форма организации:
Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).
Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.
Театрализованная игра «Репка из матрёшки».
Загадки о народных промыслах.
Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.
Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».
Игровые образовательные ситуации.
Дидактические игры.
Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».
Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков). Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это». Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают. Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.
Игра «Да – нет».
Ход: Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку. Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет». После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.
Компьютерная игра «Подзорная труба».
Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа), а дети отгадывают, что это за игрушка.
Направление деятельности: практико-ориентированное
Создание продуктов детской деятельности :
Коллективные: изготовление и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т.д.)
Семейные проекты: изготовление «Семейной игрушки».
Индивидуальные игрушки.
3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов проекта определение перспектив его развития
Дети - Выставка презентация продуктов мини - музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.
- Выставка детско-родительского творчества «Семейные игрушки».
- Награждение самых активных детей и родителей.
Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.