Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Мозг мужчины. Мозг Женщины

Сержа Гингера об отличиях и сходстве мозга мужчины и мозга женщины. Плюс юморная картинка про мозги обоих полов.

Серж Гингер про мозг

Серж Гингер — представитель и основоположник русской школы гештальта, автор книг по теории и практике гешталь терапии.

В 1981 году в Манифесте социальной психотерапии он описывает «пять основных экзистенциальных измерений», которые приводят в движение человека: физическое, эмоциональное или аффективное, рациональное или когнитивное, социальное и, наконец, духовное. Это описание получило свое название - пентаграмма Гингера.

Сегодня Вашему вниманию я представляю его малоизвестную в широких кругах статью, вернее текст его лекции о мозге мужчины и мозге женщины.

Отнеситесь к картинке с юмором — не хочу задеть ничьи чувства.

Мозг Мужчины и Мозг Женщины. Серж Гингер:

Уверен, Вам будут интересны эти научные факты о различиях мозга мужчины и женщины.

Сегодня вам повезло - у вас будет две лекции. И так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции… одновременно!

Одна для женщин, другая - для мужчин!

Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!

Слушание обоими полушариями

Например - в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями), - женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как «крик» (и они думают, что я сержусь), тогда как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием…

Женщины слушают меня обоими своими полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом - вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм). Они слушают, что я говорю, но большей частью - внимательнее к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.

Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания - только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.

Два разных вида

Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным «видам». В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4%) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6%… В то время как различие между мужчинами и женщинами - 5%!

Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине! И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!

Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены, которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчёркивают большой разрыв между полами - в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.

Правый мозг - мужской

Исследователи всех стран теперь с этим согласны:

  • левый мозг - более развит у женщин;
  • правый мозг (так называемый «эмоциональный мозг») - более развит у мужчин - вопреки распространённому мнению широкой публики (и, иногда, даже психотерапевтов). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).

Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина - более подготовлен для действия и конкуренции.

  • Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут, а мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше).
  • Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд.
  • Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всём, что касается вербального развития.
  • Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию.
  • Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины - более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.

Ориентация

  • Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг).
  • Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трёхмерного пространственного вращения - огромно с детства (Kimura, 2000).
  • Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
  • Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно «срезать» путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.

Органы чувств

Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств.

  • Её слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки.
  • Её тактильное чувство более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны «привязанности и объятий») увеличивают её потребность в прикосновениях.
  • Её обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определённые периоды её менструального цикла.
  • Её вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное «6-е чувство» (химический орган отношений между людьми), кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль… Возможно, это и называется «интуиция»?
  • Насчёт зрения - оно более развито у мужчин, и эротизированно: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам… Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов).

Откуда такие различия? Теория Эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция , по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров.

  • Мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
  • Тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.

Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины - на сотрудничество.

Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является… женским делом!

Эти предрасположённости кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.

Природа и обучение

Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована .

  • Приблизительно на 1/3 - наследственностью : хромосомы из ядер наших клеток (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
  • Приблизительно на 1/3 - внутриутробной жизнью : в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) - женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжёлое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоёвывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нём - гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транссексуальных людей, можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из-за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993). Эти две части - наследственная и врождённая, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцовый близнец также гомосексуален в 50–65% случаев; в случае разнояйцовой двойни - в 25–30%, что в два раза меньше, но всё равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1–2 года. (Le Vay, 1993)…
  • Приблизительно на 1/3 - качествами, приобретёнными после рождения : влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!

В целом, корреляция между индивидами оценивается в:

  • 50% - между однояйцовыми близнецами (наследственность),
  • 25% - между разнояйцовыми близнецами (гормональное «пропитывание» в течение внутриматочной жизни),
  • 10% - между братьями и сёстрами (образование),
  • 0% - между незнакомыми людьми.

Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются - в разных пропорциях - во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта и, даже, оптимизм.

В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:

  • «наша личность предопределена - с нашего рождения - приблизительно на 2/3»;
  • «наша личность создана - с нашего зачатия - приблизительно на 2/3».

Гормоны

Когда мы кладём на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, а имеет непосредственное отношение к их гормонам.

Тестостерон - гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван «гормон завоевания» (военного или сексуального). Он развивает:

  • силу мышц (40% мышц у мужчин, 23% у женщин);
  • скорость (реакции) и нетерпение (92% водителей, которые сигналят на светофорах - мужчины);
  • агрессию, конкуренцию, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • выносливость, упорство;
  • заживление ран;
  • бороду и облысение;
  • зрение (далеко, как «телеобъектив»);
  • правую сторону тела и отпечатки пальцев (Kimura, 1999);
  • точность метания;
  • ориентацию;
  • привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).

Влияние эстрогенов :

  • ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
  • левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
  • в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
  • слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них есть острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребёнка).

Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).

И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.

Они помогают психотерапевту:

  • слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь «решить» её проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо её «матери», психотерапевт становится её «отцом»);
  • побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
  • подчёркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
  • стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
  • во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
  • быть очень осмотрительными с «воспоминаниями» ранних сексуальных нарушений: воспоминания о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40% «воспоминаний» - ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний;
  • мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать «нет»); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.

Некоторые общие замечания

  • Сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон).

  • Телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение > правый мозг > лимбический мозг > эмоции > глубокая энграммация (кодирование) опыта.

  • Определённое количество эмоций помогает запоминанию: вербализация после помогает восстановлению в будущем.

  • Долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), полезна психотерапевтическая сессия перед первым эпизодом сновидений («Неотложная Гештальт-терапия», Ginger, 1987).

  • Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.

  • Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь.

  • Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе.

  • Мужчины, которые не счастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.

  • Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.

  • Наконец, и это фундаментально - следить за результатами исследований в генетике и неврологии, и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.

  • Вероятно, существует большая разница - или женщиной! (Krause-Girth, 2001).

  • Наше восприятие мира очень разное, но приятно комплементарное!

Поделитесь статьей Сержа Гингера в социальных сетях!

Секрет долголетия от аптекарей китайских императоров, рецепт молодости, которому 3000 лет. Ганодерма, гриб линчжи, ягоды годжи - ингредиенты рецепта […]
  • Сегодня представлю второй из 8 паттернов ограничивающего мышления – поляризованное (черно-белое) мышление. Опишу в чем проявляется черно-белое […]
  • Конкурс комментаторов на блоге психолога счастья. Подводим итоги топа комментаторов февраля и в первый день весны зачинаем новый конкурс […]
  • Американские ученые выявили гендерные различия в структурной организации связей коры головного мозга. У мужчин лучше проявляются связи в пределах каждого из полушарий, а также в пределах большинства отделов коры, помимо этого четко разграничиваются различные структурные модули в отделах коры. У женщин обнаруживается больше межполушарных связей, хуже развито модульное строение. При этом для мозжечка отношение обратное: у мужчин лучше развиты межполушарные связи, а модульная организация слабая. Эти различия в организации связей коры отражаются в доминировании различных навыков у мужчин и женщин. Мужчины лучше выполняют координированные и точные действия, организация женского мозга ориентирована на выполнение социальных задач.

    Инициатором разных починок в доме почти всегда выступает женщина. Когда мужу сообщается о необходимости что-то отремонтировать, он вспоминает о неотложнейших и архиважных делах и, оставляя своей хозяйке некоторые средства и предоставив свободу действий, надолго (желательно на всё время ремонта) отбывает на работу. Хозяйка принимается за дело, не забывая жаловаться, что ремонт - мужская работа, что у других и краны, и электричество, и полки со шкафами мужья починяют, а ей вот приходится самой мастеров искать... С подобной ситуацией наверняка сталкивались если не вы сами, то ваши друзья или знакомые. Она тривиальна в своей обыденности, но интересна с позиций устройства мозга мужчин и женщин. В ней отражаются и различия в строении мозга мужчин и женщин, и культурные традиции нашего общества, и даже их развитие в современном мире. Конечно, ученые из Пенсильванского университета и Детского госпиталя Филадельфии не задумывались о гендерных таинствах ремонта, но выполнили превосходное исследование по половому диморфизму в строении коннектома (см. также Connectome) человеческого мозга. И выводы из этого исследования, помимо прямых структурных различий в строении мозга, хорошо объясняют в том числе и мелкие сюжеты из прозаической жизни.

    Ученые сфокусировались на организации нейронных связей в коре и подкорковом слое: они выясняли, какие части мозга и каким количеством связей соединяются. Организация связей в мозге как целостной структуры называется коннектомом; в зависимости от задач и методов различают функциональный коннектом и структурный коннектом. В данном случае ученые занимались структурным коннектомом. Для своего исследования они использовали метод диффузионной тензорной визуализации (см. также Diffusion tensor imaging , DTI). Этот метод позволяет отслеживать пути аксонов за счет регистрации анизотропной диффузии молекул воды вдоль миелинизированных волокон (то есть в белом веществе мозга).

    Для работы были взяты сканы мозга 949 человек: 428 мужчин и 521 женщины. Возраст людей варьировался от 8 до 22 лет, так что выборку подразделили на три возрастные группы - дети, подростки, молодежь. Авторы отметили, что для такого исследования, как анализ коннектома, выборка оказалась одной из самых больших и представительных. Именно поэтому удалось показать изменения в коннектоме от детского до юношеского возраста.

    В результате обработки данных сканирования ученые получили ряд количественных характеристик для каждой структуры и каждой области коры (всего 95 локализаций, принятых в нейробиологии). Для всех локализаций подсчитали число связей с каждая-с-каждой. Далее составили карты и соответствующие количественные показатели связности для структур и долей коры больших полушарий. Эти показатели и карты связей заметно отличались у мужчин и женщин.

    Хорошо заметно, что у мужчин лучше развиты связи в пределах каждого из полушарий, а у женщин - межполушарные связи. Важно отметить, что у мужчин выявляются связи в полушариях мозжечка, а у женщин таких нет. Эта разница в строении устанавливается в подростковом возрасте: если у мальчиков и девочек различия только намечаются, то у мальчиков-подростков внутриполушарные связи уже хорошо выражены. У девочек-подростков межполушарные связи выстраиваются сначала в лобной доле, а затем у девушек усиливаются связи височных долей; при этом внутриполушарные связи устанавливаются только у взрослых девушек, у девочек младшего возраста и постарше они еще слабые и в данном анализе не выявляются.

    Помимо гендерных различий в ориентации связей также обнаружилась и разница в модульной организации коры у мужчин и женщин. Модули - области высокой связности, для которых число связей в пределах модуля больше, чем между разными модулями. Сами по себе модули наиболее четко выявляются у мужчин, у женщин они выражены слабее. Единственная область мозга, в которой модульность у мужчин относительно слабо развита, - это мозжечок.

    Как отражаются эти структурные различия в строении коры на поведении и навыках мужчин и женщин? Известно, что связи в пределах полушарий и в пределах каждого из отделов коры в целом обслуживают реакции «от намерения к действию», а мозжечок при этом опосредует моторные функции частей тела. Межполушарные связи мозжечка обеспечивают эффективную координацию действий. И всё это наилучшим образом организовано у мужчин, в частности из-за этого им лучше удаются задачи на пространственное мышление, тесты на скорость и точность. Поэтому в среднем мужской мозг призван служить для результативного и быстрого выполнения моторных функций. Межполушарные связи устанавливают интеграцию аналитической и интуитивной информации. Отсюда выше способность к выполнению задач на запоминание лиц, социальных тестов. Так что женский мозг призван обеспечить обладательнице хорошие социальные навыки. Такое различие установилось, вероятнее всего, на начальных этапах эволюции нашего вида, когда стала формироваться социальная и семейная структура человеческих популяций.

    Эта гендерная разница проявляется в повседневных ситуациях вроде необходимости что-то отремонтировать. Починки разного рода требуют от исполнителя моторных навыков, точности и силы, поэтому традиционно этим занимаются мужчины. Теперь же, в современном обществе западного типа, установилась узкая профессиональная специализация, так что ремонтом занимаются подготовленные мастера. Их нужно найти, с ними нужно договориться, так или иначе вознаградить их работу. Всё это уже не те изначальные, эволюционно обусловленные мужские моторные навыки, а напротив - задача решается с помощью социальных навыков, социальной осведомленности, умения взаимодействовать с разными, часто незнакомыми людьми в нетипичной обстановке. А это уже прерогатива женщин, это их исторически сложившаяся функция. Так занятия ремонтом от типично мужского дела вполне закономерно перешли в ведение женщин. Однако профессиональная специализация, из-за которой произошла эта гендерная смена ответственности, сложилась совсем недавно. Поэтому в обществе еще свежа память о прежних «типично» мужских и женских занятиях. В результате женщины, помня об этих традиционных установках, не перестают жаловаться на «нерадивость» своих мужей. Но при этом не учитывают, что исторически сложившаяся разница между организацией мужского и женского мозга никуда не исчезает. И мужчины продолжают заниматься мужскими делами, требующими точности, скорости и координированности действий, а женщины, как и прежде, призваны решать социальные задачи.

    Учёные давно подозревали, что мозг мужчины и женщины устроен по-разному… Он обеспечивает прием и перерабатывает информацию и создает программу собственных действий, контролируя успешное выполнение.

    Используя метод магнитно-резонансного сканирования, исследователи из Калифорнийского Университета и Университета Нью-Мексико обнаружили, что в головном мозге мужчины в среднем в 6,5 раз больше серого вещества. Зато в женском - в 10 раз больше белого. Это вовсе не означает, что женщина глупее. Структурные особенности головного мозга никак не влияют на уровень IQ. Они лишь создают предрасположенность к определённым видам интеллектуального труда - в гуманитарной или технической сфере…

    «Из полученных данных можно заключить, что эволюция создала два различных типа мозга для решения одинаковых интеллектуальных задач», - считает профессор Ричард Хаир из американского Департамента Педиатрии, в течение многих лет занимающийся исследованиями в области психологии и возможностей человеческого интеллекта.

    Своё исследование структурных особенностей головного мозга мужчин и женщин он проводил совместно с коллегами из Калифорнийского Университета в городе Ирвин и из Университета Нью-Мексико.

    По словам нейропсихолога Рекса Джанга, данное открытие частично объясняет, почему мужчины добиваются таких успехов в технике и физико-математических науках, а женщины - в гуманитарной сфере. Серое вещество в мозге отвечает за накопление и усвоение информации, а белое - за анализ и сопоставление сведений, полученных в разное время. Белое вещество фактически обеспечивает связь между «серыми информационными центрами». Когда речь идёт о цифрах и технических характеристиках, первостепенное значение имеют именно «центры обработки информации». В гуманитарной сфере важно, прежде всего, сопоставлять факты.

    Но если речь идёт об обучении, то есть способности находить в тексте информацию и запоминать её, и тот и другой тип мозга одинаково для этого подходит. С этим согласны российские учёные из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. «Определённый уровень интеллекта достигается не за счёт нейроанатомической структуры мозга. И та, и другая структура в равной степени способна к интеллектуальной деятельности», - говорят они.

    Для проведения этого исследования применялся метод магнитно-резонансного сканирования мозга. Полученные при этом изображения с помощью специальной методики конвертировались в структурные «карты» мозга, с помощью которых объем ткани мозга сопоставлялся с уровнем IQ соответствующих индивидуумов. В результате были выделены области мозга, имеющие различное строение в зависимости от половой принадлежности человека.

    Различия в строении определённых частей головного мозга мужчины и женщины изумляют. Например, 84% всего серого вещества и 86% белого вещества у женщин были найдены в лобных долях головного мозга. У мужчин в лобных долях находится всего 45% серого вещества, а белое в этих участках мозга не было обнаружено вовсе. Серое вещество распределено в мозгу мужчины более равномерно.

    «Существуют объективные статистические данные, согласно которым лобовые травмы головного мозга у женщин могут привести к потере дееспособности, когда пациентка не может адекватно оценивать окружающую обстановку. У мужчин при лобовых травмах это происходит намного реже. Теперь мы знаем почему», - говорят исследователи.

    Несколько отличий мозга мужчин от мозга женщин

    · Давно доказано, что мозг женщины на 10% меньше мужского. На уровень интеллекта это, впрочем, не влияет.
    · А вот уменьшается мужской мозг с возрастом быстрее женского.
    · Для решения одной и той же поставленной задачи мужчины и женщины задействуют разные части головного мозга.
    · Если мужчина заблудился, то будет запоминать направление движения и пройденное расстояние, а женщина - объекты-ориентиры. Так же и за рулем: мужчина помнит дорогу по числовым значениям расстояний, а женщина часто помнит всякие вывески и витрины магазинов.
    · Женщина чаще запоминает все в деталях, мужчине достаточно резюмирующей мысли.
    · Мужчины быстрей воспринимают информацию, а потому быстрей реагируют. Но…
    · Женщины чаще могут воспринимать несколько информационных потоков, а мужчины раздражаются, когда им приходится делать что-то «заодно».
    · Мужчины сильней в точных науках, а женщинам лучше даются гуманитарные.
    · Женщины более говорливы. Такая общительность связана с работой центра удовольствий в мозге.
    · Женщины используют почти в три раза больше слов в течение дня, чем мужчины.
    · Мужчины и женщины по-разному реагируют на резкие и раздражающие звуки.
    · Женский мозг при функционировании нагревается сильнее, т.к. «сжигается» больше глюкозы.
    · У мужчин и женщин разное восприятие юмора. Мужчин больше волнует веселый финал, а женщины получают удовольствие от тонкости юмора в целом, языка изложения, и от развязки получают даже большее удовольствие, чем мужчины.
    · У женщин лучше развиты организаторские способности.
    · Мужской слух слабее женского. Поэтому женщины слышат тончайшие интонации, а мужчины - не всегда. И в плане тактильных ощущений мужчины женщинам проигрывают. Зрение же мужчин достаточно эротизированно, тогда как женщины лучше запоминают любые детали картинки.
    · Мужчины воспринимают речь с помощью логики, поэтому «слышат ровно то, что говорится», а женщины подключают интуицию и эмоции, поэтому им «везде какие-то намеки мерещатся».
    · Женщины от природы более коммуникабельны, мужчины - агрессивно конкурентны. Поэтому мужчины чаще дерутся. По той же причине женщины раздражаются от того, что мужчины не могут поддержать с ними длительный разговор, а дело всего лишь в том, что мужская речь развита, как правило, слабее.

    Мужчины и женщины по-разному реагируют на опасность. При исследовании с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии было установлено, что у мужчин активизируются области головного мозга, которые отвечают за избежание или противостояние опасности. А у женщин более активными становятся эмоциональные зоны мозга.

    Исследователи Ягелонского университета в Кракове наблюдали за 21 мужчинами и 19 женщин. Испытуемым сперва показывали фотографии, которые вызывали отрицательную эмоцию. А затем показывали изображения, вызывающие позитивные эмоции.

    В первом случае у женщин активизировался левый таламус, область мозга отвечающая передачу сигналов боли и удовольствия. У мужчин негативные изображения усиливали активность левого островка мозга, отвечающего за такие непроизвольные функции, как дыхание, сердцебиение и пищеварение. По мнению врачей, именно эта часть мозга отвечает за принятие решений в критических ситуациях.

    При просмотре положительных фотографий в мозгу женщины усердно трудились области, связанные с памятью. У мужчин позитивные картинки вызывали активизацию участков мозга, которые отвечают за визуальную обработку информации.

    Женщины анализируют положительные образы в более широком социальном контексте и ассоциируют их с собственными воспоминаниями. А мужчины реагируют менее эмоционально.

    ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Различия мозга мужчин и женщин начали изучать еще в конце ХIХ века. Уже тогда ученые Франции и США установили, что мозговые процессы в головах мужчин определяют их пристрастие к громким звукам и крепким рукопожатиям, к резким движениям и красному цвету. Для женского же мозга предпочтительнее обилие слов и романтика отношений, мягкость обхождения и синий цвет.

    Ко дню сегодняшнему стало ясно, что мозг мужчин и женщин имеет массу различий. Так, нобелевский лауреат Роджер Сперри в 60-е годы объяснил, что женский мозг меньше мужского, а его полушария функционируют иначе. А в 1997 году датчанин Берте Паккенберг доказал, что мужской мозг содержит в среднем на 4 миллиона клеток меньше женского, и женщины в среднем на 3% умственно одареннее мужчин.

    Главное отличие мужского и женского мозга - в различиях функциональной нагрузки на левое и правое полушария. У мужчин все четко: левое полушарие отвечает за память, практику, логику, факты и т. д., а правое - за интуицию, чувства, эмоции, артистизм, идеи. У женщин полушария отвечают примерно за то же, но, во-первых, в меньшей степени и, во-вторых, гораздо сильнее связаны между собой сетью нервных «проводков».

    По большому счету в голове мужчин и женщин есть только одно общее. Сканирование мозга лиц обоих полов, проведенное в 1999 году Хелен Фишер из Университета Нью-Джерси показало, что у всех существуют три стадии эмоций: вожделение (длится от нескольких часов до двух десятков недель), увлечение (длится от 3 до 12 месяцев) и привязанность. Возможность наступления третьей стадии зависит не столько от пола, сколько, что называется, от человека. И степень ее длительности определяется также лишь тем, способны ли партнеры понимать, какие процессы идут в голове каждого из них.

    Ученые считают, что 20% мужчин имеют женский мозг, а 10% женщин - мужской, конечно, с множеством индивидуальных различий. Например, женщины слышат вдвое лучше (в 2,3 раза), чем мужчины. Женщины слышат, что мужчина кричит (и думают, что он зол), тогда как у мужчин создается ощущение, что он говорят в доверительной манере, даже с неким оттенком участия.

    Женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий (левого и правого), тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария, с участием вербального, логического мышления и, следовательно, критически. У женщин - более тесные связи между двумя полушариями мозга, что позволяет решать одновременно несколько задач, и речь мужчины им кажется эмоционально окрашенной, субъективно осознанной через их желания и тревоги, пропущенной сквозь этические или социальные ценности. Они слышат, что мужчина говорит, но еще больше чувствуют, как он это делает, ощущая тембр мужского голоса, ритм его дыхания, его предполагаемые чувства.

    Левое полушарие мозга более развито у женщин, а правое (так называемое эмоциональное) - у мужчин. Это противоречит тому, что думают обыватели (а иногда даже психотерапевты). Значит, женщина более вовлечена в вербальное участие и коммуникацию, тогда как мужчина больше подготовлен к действию и конкуренции.

    Муж прерывает жену, чтобы предложить решение, а у жены создается ощущение, что он ее не слушает. Фактически же мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они меньше выражают свои эмоции, и этим не следует пренебрегать в супружеской жизни. Для женщины более важно время, за это отвечает левое полушарие. Мужчине важнее пространство, и тут играет важную роль правое полушарие. Преимущество мужчины при испытаниях в объемном пространственном действии - огромно, начиная с детства.

    Женщина находит дорогу по конкретным маркерам - превосходя мужчину в запоминании или определении конкретных объектов. Мужчина оперирует абстрактными понятиями - он способен импровизировать, «срезать путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля».

    Считается, что женщина более чувствительна, но не эмоциональна. У нее очень хорошо развит слух, вот почему важное значение имеют для нее нежные слова, тембр голоса, музыка и т. п. Более развита у нее тактильная чувствительность - на коже женщины находится в 10 раз больше, чем у мужчины, рецепторов, чувствительных к прикосновению. Кроме того, окситоцин и пролактин (гормоны привязанности и ласки) усиливают ее потребность в прикосновении и ласке.

    Что касается зрения, то у мужчин оно более развито и более эротизировано - отсюда их интерес и возбуждение, вызываемые одеждой, макияжем, ювелирными украшениями, наготой, порнографическими журналами. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов, форму объектов и т. д.).

    Фундаментальные различия между мужчиной и женщиной объясняют естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческого вида. Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно ему приходилось вести молчаливое преследование добычи, иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 людей. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения - воспитания детей, что требовало вербального общения. Исходя из этого, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина - на сотрудничество.

    Эти различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование и культура. Сегодня считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть - внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства.

    Когда мяч лежит на земле, мальчики бьют по нему ногой, а девочки берут в руки и прижимают к груди. Это происходит непроизвольно и имеет непосредственное отношение к гормонам.

    Тестостерон - это гормон желания, сексуальности и агрессии. Его можно было бы назвать гормоном завоевания (военного или сексуального). В оптимальной концентрации тестостерон:

    • развивает силу мышц (40% мышц у мужчины; 23% - у женщины);
    • обусловливает скорость реакций и несдержанность (92% водителей сигналят в транспортных «пробках», и это, главным образом, мужчины);
    • способствует формированию агрессии, конкуренции, доминирования (доминирующий самец поддерживает качество вида);
    • развивает выносливость, настойчивость;
    • способствует заживлению ран, увеличению лысины, зоркости, развитию правосторонности тела, точности движений и ориентации.

    Эстрогены, в свою очередь, способствуют развитию ловкости, раздельному движению пальцев, левосторонности тела, а также образованию около 15% жира в организме мужчин и 25% - у женщин, необходимого для защиты и вскармливания младенца.

    Эстрогены также влияют на слух женщины, она различает больший диапазон звуков, лучше, чем мужчина, (в 6 раз) узнает звуки и музыку, и лучше поет. Женщина хорошо запоминает названия цветов, у нее также хорошо развита слуховая и зрительная память. Женщину привлекает доминирующий самец, сильный, способный защитить, опытный и социально признанный, который, как правило, старше по возрасту.

    Женщина говорит не думая; мужчина действует не думая.

    Женщина, несчастливая в личных отношениях, имеет проблемы и на работе; мужчина, несчастливый в работе, имеет проблемы в отношениях с женщинами.

    Женщине нужна близость для того, чтобы оценить сексуальность, мужчина нуждается в сексуальности для того, чтобы оценить близость.