Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Настоящая любовь между мужчиной и женщиной: проявления и психология. Истинная любовь между мужчиной и женщиной

Между мужчиной и женщиной всегда были непростые отношения, разобраться в которых подчас бывает очень сложно без специалиста или без специальных знаний об устройстве мужской и женской природы, о законах отношений.

Однако для самодиагностики , чтобы примерно представить себе, на каком уровне находятся Ваши отношения, кто Вы друг для друга, я представляю Вам краткую статью на эту тему.

Здесь я указываю 7 уровней любви, или 7 уровней отношений, начиная с низших и заканчивая наивысшими, которые с трудом доступны для человека, но знать о которых стоит для того, чтобы было чем вдохновляться и к чему стремиться.

Предлагаю Вам ознакомиться с этими уровнями и понять:

  • на каком из них находятся именно Ваши отношения сейчас,
  • какого мужчину или какую женщину Вы притягиваете в своей жизни,
  • сделать выводы и стремиться к более совершенным и чистым отношениям, которые неминуемо принесут счастье обоим партнерам.

Прошу заметить, что эти уровни напрямую связаны с уровнем развития отдельной взятой личности в целом, в первую очередь с ее морально-духовным уровнем. Ведь все мы очень разные, и есть разные мужчины и разные женщины, которые по каким-то причинам притягиваются друг к другу для того, чтобы что-то в этих отношениях на этом уровне осознать, выучить какие-то уроки.

В отношениях мы всегда играем какую-то роль, в зависимости от склада нашей личности.
И в перечислении этих уровней отношений я так-же буду называть эти роли.

Итак, уровни любви между мужчиной и женщиной
и роли, которые они играют:

  • 1. Мужчина - Вожделеющий, похотливый (Купидон).
    Женщина - Привлекательная , соблазнительница.

Это уровень, на котором формируется только кратковременная любовь, точнее влюбленность, страсть. Мы можем легко представить себе этот уровень, так как большинство из нас проходили его в пору юношества, в пору молодости, а кто-то до сих пор еще ведом этой потребностью все время испытывать ощущение "бабочек в животе", в кого-то влюбляясь и флиртуя, даже имею семью и детей. Однако, это всегда влечет за собой определенные и известные всем проблемы...

Все современные песни в основном о такой временной любви, которая быстро приходит, переворачивает все вверх дном, а потом также быстро уходит, оставляя пустоту внутри и потребность снова искать объект влечения. Так складываются отношения у большинства пар, и они чаще всего не дорастают до семейных отношений, а если люди и вступают в брак, то он всегда не прочен.

  • 2. Мужчина - Господин.
    Женщина - Покорная.

В таких отношениях мужчина занимает роль абсолютного властителя, хозяина, отдающего приказы. И такой мужчина мужчина хочет, чтобы женщина всегда и во всем безропотно подчинялась, выполняла его волю. А если она будет в чем-то перечить, то он тут же применяет свою силу, свою жесткую и непоколебимую волю, показывая тем самым, кто в доме хозяин.

А женщина в таком случае играет роль послушной, подчиняющейся служанки. В таких отношениях женщина постоянно сносит грубость, унижения, оскорбления от своего мужчины и ничего не хочет делать - мол, я его жена, а он мой муж, это мой крест, и всё на этом.

Несмотря на зачастую разрушительный характер таких отношений, все же есть и плюсы. И вот один из них - такие отношения более постоянны, в отличие от отношений на предыдущем уровне. Каждый занимает свою роль и в принципе удовлетворен ею. На этом уровне уже может быть семья.

  • 3. Мужчина - Ромео.
    Женщина - Джульетта .

Это самая желанная всеми любовь, воспеваемая в произведениях поэтов и драматургов. Здесь между партнерами формируется самая сильная, самая глубокая чувственная привязанность. Иллюстрация таких отношений - это любовь Ромео и Джульетты. В таких отношениях если один партнер умирает, то другой немедленно следует за ним, так как просто не может жить без него. Такие пары не живут друг без друга.

Зачастую люди мечтают именно о такой любви, о таких отношениях. Конечно, это более возвышенные отношения, по сравнению с предыдущими двумя.

  • 4. Мужчина - Творец , творческое начало.
    Женщина - Вдохновение .

Это уже платонические отношения, они очень чистые, сердечные, в которых нет вожделения и страсти, желания постоянно обладать другим партнером, люди дают больше свободы друг другу, более доверительные отношения.

Женщина пробуждает в мужчине его творческое начала, провоцируя тем самым полное творческое раскрытие. В таких отношения часто мужчина становиться известным ученым, великим поэтом, хорошим психологом и так далее - одним словом, он становится очень успешным в своем деле.

Здесь уже есть некое самоосознание в отношениях, присутствует радость от совместной жизни. Это очень высокий уровень отношений, но доступный любой паре при условии, что они осознают свое предназначение и понимают свою природу - мужскую или женскую.

  • 5. Мужчина - Отреченный.
    Женщина - Изобильная.

Здесь женщина представляет собой совокупность всех богатств, всей материальной привлекательности. Однако в таких отношениях мужчина никогда не использует женщину для удовлетворения своих желаний, он постоянно находится в отречении. И в этом они существуют как одно целое, несмотря на кажущееся противоречие.

В таком случае партнер не меняется никогда, разрыв такой пары просто невозможен. Куда бы ни пошел один, второй всегда идет за ним. Это вечная любовь, для которой не существует даже понятия смерти. Такие отношения никогда не прерываются, мужчина и женщина никогда не разлучаются. Нам довольно сложно что-то понять о таких отношениях в силу их великости.

  • 6. Мужчина - Поддерживающее начало .
    Женщина - Фортуна , удача, яркость, успех, таланты.

Женщина в этих отношениях служит своему мужчине, она всегда смиренна перед ним, и тем самым покоряет его сердце, получая взамен все блага и достояния от него, полное доверие и любовь.

Женщина никогда ничего не просит и не имеет никаких претензий, она самодостаточна. Здесь важно не путать этот уровень отношений со вторым уровнем, когда "Мужчина - Господин" требует подчинения, а "Женщина - Покорная" готова во всем подчиниться его воле. А в данных же отношениях женщина сама понимает свое положение по отношению к мужчине.

Жена не требует ничего от мужа, но она его вдохновляет своими глубокими женственными качествами, за что он ее благодарит всем тем, что у него есть. Именно за счет ее вдохновения у него появляются силы на то, чтобы реализовываться в мире. И все плоды этой реализации он отдает ей. В таких отношениях жена всё получает от мужа - любовь, благополучие, положение в обществе, детей, и в этом её честь и заслуга.

Здесь стоит отметить одну очень важную вещь, которая особенно актуальна для современного общества - если женщина получает все эти выше перечисленные вещи самостоятельно, без мужа, то это ей чести не приносит.

  • 7. Мужчина - Все привлекающий.
    Женщина - Радость.

На самом деле об этом уровне отношений даже сложно что-то говорить, и о нём мало известно. Тем не менее, я считаю нужным его упомянуть для вдохновения. Вообще максимальный уровень, доступный для большинства современных людей - это 4-й, где "Мужчина - Творец", а "Женщина - Вдохновение".

В этих же отношениях мужчина является очень щедрым, все поддерживающим, все привлекающим. Такой мужчина добр и мудр, что делает его привлекательным абсолютно для всех людей. Он - достойный партнер. А женщина олицетворяет радость (от древне- славянского слова "Рада") - чистое, беспримерное, непрерывное, бескорыстное, любовное служение. Об этих отношениях можно только слушать, читать, так как в реальной жизни мы вряд ли встретим такую любовь, таких людей.

Каждая девушка мечтает с первого раза угадать, какому мужчине суждено делать ее счастливой всю жизнь. К сожалению, предугадать сценарий не всегда получается. И совсем не обязательно, чтобы человек оказался негодяем, проблема может скрываться в тебе самой.

Что помогает и мешает тебе выбирать, кого любить

В каждом человеке есть несколько ведущих составляющих: род, родовые цели, потребности и планы. Вот нарисовала ты в душе образ идеального партнера, это и есть твоя цель, но так же есть блокировки и негативы, которые мешают, сбивают с толку, заставляют сомневаться.

Женщине может казаться, что у нее нет блокировок на тему брака, но когда мы спросим, какого мужчину она видит рядом с собой, она ответит, например: обеспеченного! И в этом как раз заключается ее внутренний страх, который говорит, что у нее внутри есть механизмы, способные привлечь к ней мужчину, который не будет материально ее устраивать. Что это – просто страх, блокировка, родовой негатив, карма? Мы не знаем…

Многие молодые женщины так же выбирают партнеров, похожих на своего отца. И это тоже неспроста, но лучше применять другой подход, например, проверенную методику, которую мы описали для вас поэтапно.

Как определить, какие качества в мужчине являются для тебя ключевыми

Берем бумагу, ручку и начинаем выписывать те черты, которые привлекают тебя в отце. Обычно озвучивается 4−5 важных качеств: доброта, забота, ответственность, чувство юмора… Это гарантированно те качества, с которые ты всегда ищешь в мужчинах.

Затем выписываем качества, которые тебе не нравятся. Обычно это большая разница в возрасте, агрессия, злоупотребление алкоголем или, наоборот, излишняя мягкость характера. В этом списке окажутся качества, с которыми ты никогда не сможешь смириться. Или сможешь, но обрекая себя на страдания.

На какие вопросы нужно ответить самой себе, чтобы не ошибиться

Дальше список качеств идеального партнера нужно отложить в сторону и начать откровенный разговор с самой собой. Запиши, какие чувства ты способна проявлять по отношению к мужчине: любовь, влюбленность, симпатия, терпение? При этом рекомендую подойти к этому максимально честно, в этом залог успеха.

Где ты хотела бы жить с мужем? У себя дома или у него? Это важно, потому что если девушка привязана к своей квартире, рядом находится ее работа, то, переезжая к партнеру, она во многом пойдет против себя. Или наоборот, молодая женщина мечтает переехать от родителей или из района, который ей не нравится, и это также надо озвучить.

В браке ты хотела бы работать или нет? Ко мне часто обращаются девушки в состоянии очень жесткого конфликта в семье с мужем и со свекровью. Сценарий примерно такой: молодая женщина вышла замуж, родила ребенка и хочет выйти на работу, чтобы строить карьеру, а семья категорически против. Наверняка и вы знаете подобные примеры. Если бы женщина еще до брака поняла, что ей важна карьера, озвучила бы это будущему партнеру, то, скорее всего, пара либо разошлась для поиска более подходящей половинки либо иначе бы строила отношения с самого начала.

Тебе важно работать в браке? Важно строить карьеру? Пиши это как важный для себя пункт и озвучивай его мужчине еще до серьезных отношений. А если хочешь сидеть дома с ребенком, не работать, также озвучь это мужчине. На этом этапе многих останавливает страх «Как так – я ему скажу, он же уйдет!» И хорошо, что уйдет. Лучше сейчас, чем когда ты влюбишься. Лучше сейчас, чем когда у вас появятся совместные дети и будут постоянные скандалы. А может, и не уйдет, может, этому мужчине будет так комфортно. Но если вы не скажете, не вы решаете, как вам жить, за вас решают!

Далее обдумай и запиши, как много времени ты готова уделять семье и быту. Этот пункт я также рекомендую расписать максимально реально, понимая, что это не на год «контракт». Поэтому, если ты готова готовить мужу завтрак и ужин, причем из одного блюда, так и пиши. Нам всем очень хочется показать себя лучше, чем мы есть на самом деле. Но если мы на этапе разбора будущего партнера, на этапе «заказа» подходящего нам партнера будем приукрашивать, то потом счет предоставят нам. Брак – это долгосрочные отношения. Поэтому я рекомендую не обманывать себя и писать свои реальные возможности.

Распиши в этом ключе все составляющие: занятия любовью, образ жизни, отдых, страна проживания. Мы не описываем будущего мужа «красивый богатый брюнет, рост 1,80», мы описываем себя и свою жизнь. Но реально обдумав и поняв свои потребности.

Что дальше?

И что же дальше делать с этим списком? Сжечь, съесть, выбросить, чтобы он непременно исполнился? Ничего не делайте, можете в тумбочку положить. Важно, чтобы вы честно и без прикрас поговорили с собой. Никаких «стерпится и слюбится»! Сейчас не те времена: люди ругаются, конфликтуют, потом разводятся, страдают сами и их дети. Поэтому в выборе партнера важна предельная честность с самой собой и реалистичность.

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

А теперь, думаю, пришло время поговорить о другом важнейшем инстинкте человека, а если точнее, то о любви и сексе. Что же такое любовь? Как вы думаете? Что вы понимаете под этим громким словом?

Энциклопедическое определение любви таково: любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви как чисто психологического феномена (в нем существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная).

Что такое любовь?

Термин «любовь» употребляется и тогда, когда речь идет об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви: филия эретике (дружба между влюбленными), эунойа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), потос (любовное желание), харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание).

Стили любови

Современная типология любви, принятая рядом исследователей, различает шесть стилей любви:

Эрос - страстная, исключительно любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус - гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагма - возникающая из смеси людуса и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю - любовь по расчету;

Мания - вырастающая из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапэ - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

В чем выражается любовь

Обычно любовь, рассматриваемая как нравственно-эстетическое чувство, выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием чувства любви является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, а на вполне конкретного, единственного и неповторимого человека.

Потребность любви наиболее свойственна человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюбленность. Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трех влечений - души, ума и тела. У влюбленности же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.

Любовь - это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом, в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отраженные радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо оттого, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю все для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова «эгоистическая любовь» становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений.

Любовь возникает между людьми, а не между ангелами, и поэтому всевозможные недостатки, ошибки, конфликты, трудности во взаимоотношениях - обычное дело, даже если людей связывает глубочайшая любовь. Все препятствия в любви создаются самой природой человека, личностью со всеми ее положительными и отрицательными качествами. Безусловно, существует искусство любить, однако верно и то, что невозможно предугадать, как любовь будет развиваться. Действительность намного разнообразнее и непредсказуемее представлений о том, как сделать любовь богаче и счастливее, и любовь в ней чаще проявляется как потрясение.

Что такое секс?

А теперь давайте определим, что же такое секс. Секс (лат. sexus - пол; синоним - половые отношения) - совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Общей биологической основой сексуального поведения является инстинкт продолжения рода, его конкретные формы - разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и др.

На всех этапах жизненного цикла сексуальная активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью личности. Сексуальные излишества чаще всего являются симптомом общей жизненной дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворенность в других сферах деятельности. В свою очередь, половая неудовлетворенность, каковы бы ни были ее личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей эмоциональной подавленности, депрессии и т. п., а также в антисоциальных поступках, в том числе в половых преступлениях.

Любовь и секс - одно и то же?

Но теперь попытаемся выяснить: секс и любовь - это одно и то же или нет? Едва ли эта мысль нова, но все мы знаем, что часто между мужчинами и женщинами возникают изрядные недоразумения по этому поводу. Их мнения могут и совпадать, и не совпадать. Тысячи фильмов, десятки тысяч книг и миллионы действительно сложных человеческих отношений вертятся вокруг борьбы с этой неразберихой.

Обычными нападками в адрес мужчин, естественно, является обвинение в том, что они отделяют любовь от секса. То есть, что они могут заниматься сексом с кем-то, кого едва знают, просто потому, что у нее потрясающие ножки. Женщины, напротив, нуждаются в установлении эмоционального контакта с мужчиной прежде, чем пойти на телесный контакт.

«Моя жена не понимает, почему каждый момент нежности со мной приводит к сексу. Она не понимает и того, почему я так одержим страстью, когда мы занимаемся любовью - для нее это означает, что я эгоист, - пишет нам 40-летний медицинский работник. - Она сводит меня с ума, когда мы в постели - у нее сногсшибательные бедра, и я хочу обладать ею постоянно. Но я так страстно желаю ее только потому, что я люблю ее. Может быть, я слишком похотлив, но никакая другая женщина не творит со мной подобного - и это после 16 лет брака».

«Я пытался объяснить ей, что моя страсть к ней и моя любовь к ней неразделимы, и что одно не было бы таким сильным без другого, и что моя страсть не может быть обращена к другой женщине, равно, как и моя любовь. Полагаю, что иногда ей хочется, чтобы я отделил страсть от любви, чтобы быть уверенной в том, что я люблю ее, а не ее тело. А я не могу отделить одно от другого, потому что ее тело - это часть ее существа».

Любовь и секс с точки зрения мужчин и женщин

В данных случаях, похоже, не мужчины отделяют секс от любви, а их женщины. И это не такая уж большая редкость: женщины склонны подозревать мужчин в чисто сексуальном влечении к ним и часто требуют подтверждения того, что интерес к ним носит более глубокий, более эмоциональный и более личностный характер, чем просто плотское желание. Хотя многие мужчины не делают разделения - и не желают делать.

Похоже, что для мужчин любовь означает действия - от занятий сексом до мытья ее машины; женщины же считаются только с чувствами.

Но, все же, как бы нам ни хотелось, а эти понятия разные. И очень часто, чтобы избегать лишних депрессий и страданий, следует отделять эти понятия друг от друга. В придачу ко всему вышесказанному недавно ученые в очередной раз подтвердили, что романтическая любовь и секс - это совершенно разные вещи, иногда даже не связанные друг с другом.

Как это выяснили? А очень просто. Во время одного исследования добровольцам показывали фотографии любимых и одновременно сканировали мозг: механизм активизации определенных участков мозга при этом сильно отличался от того, что происходит во время сексуального возбуждения. Вообще, по словам ученых, любовь является таким же мощным двигателем в жизни человека, как, например, голод.

Кстати, мужчины чаще влюбляются, чем женщины, благодаря тому, что являются визуалами, то есть действительно «любят глазами». И этому есть логичное объяснение: мужчины визуально определяют партнершу, способную дать здоровое потомство. А вот женщины склонны мыслить другими категориями: при взгляде на фото любимых людей у них активизировалась часть мозга, связанная с памятью. Фишер предполагает, что этот рефлекс складывался миллионы лет и «на древнем языке» может означать следующее: «А приносил ли этот мужчина мясо на прошлой неделе?» Для выживания семьи и рода это имело огромное значение.

Может быть, именно поэтому женщины очень хорошо помнят все подробности отношений со своим партнером. На вопрос, почему же так быстро проходит стадия романтической влюбленности, Фишер выдвинула предположение об ограниченности человеческих возможностей: жить все время на пике эмоций невозможно, это требует больших энергетических затрат и истощает человека. Поэтому после стадии влюбленности наступает стадия привязанности.

Три этапа любви

Именно поэтому у любви, с научной точки зрения, есть три этапа: вожделение, романтика, привязанность.

На первом задействованы гормоны, подобные тестостерону. Романтические отношения связаны с такими химическими реакциями в головном мозге, которые можно описать следующей фразой: «направь и сфокусируй всю свою энергию на одном человеке». Третий этап связан с веществом окситоцином, вырабатываемым гипофизом.

Профессор Синди Хазан из Корнельского университета также убеждена в том, что, когда «любовь нечаянно нагрянет», в головном мозге наблюдается подъем концентрации трех химических соединений: допамина, фенилэтиламина и окситоцина. В ходе наблюдения за несколькими тысячами пар ей удалось выяснить, что концентрация этих веществ достигает своего максимума на протяжении от 18 до 30 месяцев. А после... уменьшается. Любовь, с химической точки зрения, становится просто привычкой. Именно окситоцин, по мнению профессора Гарет Лэнг из Эдинбургского университета, вызывает у женщин эмоциональную привязанность к половым партнерам.

Природа любви

Но не все придерживаются химической точки зрения - два британских биолога считают, что любовь - это специфическая активность головного мозга. Андреас Бартелс и Семир Зеки обследовали головной мозг семнадцати добровольцев, которые описали свое состояние как «сумасшедшая любовь».

В ходе эксперимента им показывали фотографии их любимых. При этом у всех семнадцати влюбленных при взгляде на волнующий объект активизировались четыре области головного мозга, которые оставались в покое, если на фотографиях были просто друзья или незнакомые люди. Две из этих областей находятся в той части мозга, которая также может активизироваться после приема «веселящих» таблеток. Две другие - в том регионе, который делается активен, когда мы получаем эмоциональное вознаграждение за наши переживания.

Кстати, анестезиолог Стюарт Мэллой из Северной Каролины совершенно случайно обнаружил, что с помощью электростимуляции спинного мозга можно легко вызвать оргазм у практически любого человека. Врач ввел электроды в спинной мозг пациентки. Вместо того чтобы скорчиться от боли, как обычно бывает во время процедуры, она застонала от удовольствия и попросила врача научить этому и ее мужа.

Сегодня ученые знают, почему в голове возникает либидо и как оттуда растекается по всему телу волна страсти: множество нейротрансмиттеров производят сигналы любви, которые быстро достигают чресел. В гипоталамусе нейрофизиологи обнаружили семь секс-центров. Когда они активизируются, человек испытывает сексуальное возбуждение. Оргазм начинается в голове. Но стимулируют его химические вещества.

В настоящее время в фармлабораториях тестируются снадобья, вмешивающиеся в обмен веществ нейротрансмиттеров - серотонина и допамина. Обе эти субстанции считаются гормонами счастья. Они передают сигналы от нейрона к нейрону. В этих посланиях - страсть и возбуждение. Но не только. Они управляют также чувствами, памятью и обучаемостью. Поэтому не удивительно, что, когда медикаменты вмешиваются в структуру гормонов счастья, порой происходит нечто удивительное.

«Любовь - это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят»!?

В тот момент, когда вы читаете эти строки, миллионы людей пытаются изо всех сил найти свою «половику» в этом мире. Они её находят, а через некоторое время расстаются, разочаровавшись. Затем поиск начинается вновь.

Одним из первых духовных чувств, которые испытывает человек, является любовь. Сначала – это любовь к своей матери, затем (со взрослением) появляются нежные чувства к другим представительницам прекрасного пола или сильной половины человечества, но эти чувства далеко не те же самые, какие мы испытываем к нашим матерям.

Любовь мужчины к женщине

Начинается все с симпатии

Опасность её состоит в том, что она кратковременна и оказывает свое влияние быстро под воздействием только лишь внешнего образа, при условии, что этот образ соответствует нашим лично сложившимся критериям красоты и привлекательности.

Симпатия имеет свойство как быстро появляться, так и быстро исчезать…

Один из исследователей межличностных отношений С.В.Петрушин называет симпатию «эмоциональной реакцией на «маску» партнера», отмечая при этом её кратковременность. Но нередко до того как пройти, она успевает трансформироваться во влюблённость, которую ещё можно охарактеризовать, как «любовь с первого взгляда». Но это тоже ещё не то, что называют светлым и романтичным словом «любовь».

Что такое настоящая Любовь?

Это потрясение чувств, это - счастье? – Или подделка?

Для периода влюбленности характерен яркий «всплеск» чувств, но затем такой же резкий спад.

Этот период можно еще описать поговоркой: «Любовь слепа…».

Ошибочно полагая, что это и есть «она», «чистая», «настоящая» мы склонны идеализировать свои партнеров, закрывая глаза на их недостатки и ошибки, если это схоже с нашими представлениями о жизни, поведении, красоте и т.д., принимая тем самым желаемое за действительное. Своеобразным «антидотом» здесь может быть время. Влюбленность хотя и сродни слову «любовь» является одной из основных причин разводов.

Но есть и другие «подделки» любви между мужчиной и женщиной

Например, привязанность (когда существует просто привычка), увлеченность (мы замечаем и начинаем ценить человека за его «изюминку», какое-то особенное, индивидуальное качество). Зависимость (возникает из-за постоянной боязни одиночества и патологической потребности в опеке) и др.

Как же оказывается трудно определить Любовь

На самом деле, испытываем ли мы настоящее чувство любви или упиваемся её подделкой?!

А может быть все дело в том, как мы понимаем это слово. Ведь когда мы говорим, что любим, то представляем себе картину «настоящей любви» на свой вкус и манер. Но наш партнер вовсе не обязательно понимает это также, как и мы.

Может быть в этом кроется та глобальная «заноза», которая, прорываясь, приводит к выплескиванию раздражения в виде многим уже знакомой фразы: «Я то думал (а), что ты меня любишь, а ты!,»

Интересно, ведь не каждому так уж легко дается вообще это признание в любви. Некоторые люди не могут сделать это своим близким. Но далеко не по тому, что они не испытывают этих чувств на самом деле, а потому что, по мнению психологов, «любовь» для них связана с серьезными обязательствами и долгом, и оно на столько велико, что выразить его так бывает до невыносимости сложно.

Другие же делают это легко и непринужденно. Но очень часто в их понимании такое признание приравнено к подтверждению хорошего отношения к человеку, т.е. более поверхностно. Вся трудность в том, что это понятие слишком широкое и приправлено сугубо личными переживаниями, поэтому выразить словами его в полном смысле практически нельзя.

А может быть, основная загвоздка как раз таки и состоит в том, что мы не можем открыто и честно говорить о любви, так как разучились доверять своим чувствам, полагаясь более на разум в решении наших «сердечных» проблем. Мы так привыкли во всем находить рациональное объяснение, так, например, «любовь» сегодня трактуется как не нечто божественное, священное, а как химический процесс, протекающий в нашем организме и посылающий импульсы в наш мозг.

Следовательно, им можно управлять, сдерживать или, наоборот, развивать и усиливать с помощью новых изобретений нашей цивилизации.

От таких мыслей, честное слово, пробегает мороз по коже. Ведь таким образом на наших глазах растает и расплывётся в тумане величайшее таинство на Земле, уступая место прагматичному химико-биологическому анализу человеческих отношений. Однако не все так печально, так как - как бы не хотели наши ученые все объяснить чисто с научной точки зрения, далеко не все люди к ним прислушиваются.

С чем ассоциируется Любовь? Исследования…

Так из 8 тысяч опрошенных исследователями Дюссельдорфского университета (Германия) на вопрос:

«С каким словом по Вашему мнению на сегодняшний день ассоциируется понятие любовь между мужчиной и женщиной?»

  • 73% заявили не раздумывая «романтика»;
  • 19% связали его со словом «брак»;
  • 8% назвали «интимные отношения».

Порадовали ответы и на следующий вопрос:

«Есть ли сегодня по Вашему мнению настоящая любовь?»

  • 59% дали положительный ответ;
  • 26% заняли противоположную позицию «разочаровавшихся» в этом чувстве;
  • около 15% решили пока повременить с ответом.

Однако вот большинство, как оказалось, еще не успели встретить свою настоящую и может быть единственную любовь. И это в прагматичной Германии! Значит не все так уж плохо.

Мужчина и Женщина, как ни крути, притягиваются друг к другу словно два полюса у магнита

Женщина, как изначально слабое существо (прошу простить мне это замечание, здесь не имеется в виду какое-либо уничижение женщины, но так все-таки предусмотрено природой, хотя в моральном духе они легко дадут большую фору полу мужскому) - всегда ищет подсознательно поддержку и опору.

А мужчине недостает нежности и заботы, которую они находят у представительниц прекрасного пола. Воистину противоположности притягиваются! Дело здесь, как видим, не только в физиологии (гормонах и т.д.), но и в том, что, любовь – это чисто человеческое качество, которое включает в себя и нежность, и заботу, и помощь, и милосердие, и…и…и…

О любви продолжать можно почти бесконечно…

Т.к. «любовь между мужчиной и женщиной» - такая, какой видим её мы! А сколько людей, как гласит истина, столько и мнений.

Главное, в процессе любви две половинки становятся одним целым.

Но по мнению некоторых философов, и на мой взгляд сравнение замечательное.

Почему?

Это связано с тем, что - «Любовь», между мужчиной и женщиной, можно представить в виде прекрасного цветка, аромат которого так пьянит и дает силы жить, но цветка очень нежного, настолько, что любое грубое движение может его уничтожить.

Вывод

Поэтому, чтобы взрастить именно любовь, а не её подделку, дайте себе время, разберитесь в своих чувствах, и если вы понимаете, что это именно она, питайте её вниманием и нежностью, лелейте этот чудный цветок, когда он у вас появится. А он в свою очередь, будет радовать вас каждый день и может принести великолепные бесценные плоды.