Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Жизненный цикл семьи. основные этапы развития семьи

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Родительству стоит учиться!
Этой задаче служит родительское просвещение, направленное на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры семьи;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- формирование семейных традиций и ценностей.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Говоря о родитель­ском просвещении, речь идёт о формировании и развитии семейной культуры.

«Семейная культура включает в себя:
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,
здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода».


Важнейшим условием качественного образования и воспитания является взаимодействие семьи и школы.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно.
Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и граж­данскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Поддержка семейного воспитания – один из приоритетов «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) – включает:
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- содействие популяризации в информаци­онном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения».


Семья – одно из самых значимых явлений в истории человечества. Представляем подборку мыслей великих философов, учёных и педагогов, начиная с древнейших времён до современности. Она наглядно демонстрирует нам роль и место семьи и родителей и в культурном, и в эволюционном контекстах. Отрадно, что позиции мудрости столетий сохраняются и в стратегических документах российского образования.
В позициях мудрецов прошлого очень много общего, что ещё раз подтверждает истинность их позиций. Один из главных тезисов – огромное значение родительского примера, семейной культуры в воспитании ребёнка.
Итак, дорогие родители, мудрость 40 поколений…

Если любишь, то восхищаешься, гордишься, любуешься, волнуешься, переживаешь, заботишься, благодаришь, жертвуешь, огорчаешься, понимаешь, прощаешь, и снова, восхищаешься, гордишься... (Е. В. Бачева)

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со свои­ми родителями.

Фалес

(640/624-548/545 гг. до н. э.)


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Сократ

(470/469-399 гг. до н. э.)


Добродетель родителей – большое приданое
Гораций

(65 г. до н.э.–8 г. н.э.)


Не одно рождение делает отцом, но хо­рошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем на­учать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство с каждым днем приносящее все больше даров…
…Если апостол заповедует нам более печься о других, чем о себе, и если мы бы­ваем виновны, когда нерадим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны, когда это относится к самым нашим близ­ким, то есть к нашим детям?...
…Ваши дети всегда будут богаты, если получат от вас хорошее воспитание, спо­собное упорядочить их нравы и благоу­строить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях…
…Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, не только приобретает всеоб­щее уважение, но, главное, сделается милее вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это в старости вы получите от него все услуги сыновней любви: он будет вашей опорой…
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)


Ребёнок учится тому, что видит у себяв дому – родители пример тому!...
…Когда родители умны и добросовестно скромны, то благонравны и сыны!
Себастьян Брант
немецкий мыслитель
(XV век)

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
французский мыслитель
(1754–1824 гг.)


Живой пример верней влияет на детей.
Пьер Карон
французский мыслитель
(1732–1799 гг.)


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти приме­ра, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Николай Новиков
русский мыслитель
(1744–1818 гг.)


Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями.
Генри Бичер
американский мыслитель
(1813-1887 гг.)


Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспи­тывать других мы можем только через себя…то упраздняется вопрос о воспи­тании и остается вопрос: как надо само­му жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!
Л. Н. Толстой
великий писатель
(1828–1910 гг.)


На ребенка главным образом влияет дело, а не слово.
П. Ф. Лесгафт
великий российский учёный
(1837-1909 гг.)


Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-чело­вечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
А. Н. Острогорский
великий учёный
(1840-1917 гг.)


Там, где в семье царит дух прямоты и искренности, там дети оказываются предрасположенными к честности и верности.
Иван Ильин
русский мыслитель
(1883–1954 гг.)


Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале ис­следовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг
немецкий философ
(1875–1961 гг.)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в свих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного…
… В некоторых семьях можно наблю­дать полное безумье… просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайными, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если не известно, чего хотят достигнуть… … Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поуча­ете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
великий педагог
(1888-1939 гг.)

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине: «Педагогика»

По теме:

«Семья как субъект педагогического взаимодействия

и социокультурная среда воспитания и развития личности»

Исполнитель:

Лаптева Татьяна Юрьевна

г.Смоленск 2018 год

Введение 2

    Семья: понятия определения семьи, стадии развития семьи, виды семей 5

    Основы семейной педагогики 8

    Психолого-педагогические методики работы с семьей

ребенка 11

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Существует много подходов к интерпретации понятия "семья". Так в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «семья» означает объединение лиц, связанных родственными или брачными узами. В словаре Г.И. Князькова даётся определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

«семья» преобразуется вслед за социокультурным изменением общества. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком. Семья является той начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы личности. Она объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Семья выполняет важные общественно - значимые функции по отношению к обществу и к человеку.
Основными функциями по отношению к обществу являются следующие:
- физическое воспроизводство населения;

воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

производственно-хозяйственная.


В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества. Дети перенимают образец поведения родителей, их мировоззрение. Родители должны понимать, что только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным, и роль семьи в воспитании ребенка играет первостепенное значение. Ценность самой семьи, семейных ценностей и идеалов должны иметь в обществе особое место.Анализируя понятие «семья», невозможно не затронуть самого понятия «родительство», под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20_х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Цель реферата : изучение семьи как важного субъекта педагогического взаимодействия, выявление особенностей социокультурной специфики разных семей поиск наиболее эффективных педагогических методик при работе с семьей, воспитывающей ребенка.

1. Семья: понятия определения семьи, стадии развития семьи, виды семей.

Семья сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Это одно из наиболее точных определений семьи с точки зрения педагогики.

Так же семью можно определить как социокультурный фактор: союз мужчины и женщины, связанный определенными обязательствами по воспитанию детей и решению бытовых проблем.Семья ориентирована на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон, так как жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, нравственными, психологическими, хозяйственно-экономическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов.

Вопрос о классификации, типологии семей очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Этот вопрос и очень сложен, поэтому строгой типологии семьи пока ещё нет.

Семьи различают по таким параметрам:

1. По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

Семья молодоженов;

Молодая семья;

Семья, ждущая ребёнка;

Семья среднего супружеского возраста;

Семья старшего супружеского возраста;

Пожилые супружеские пары.

2. По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

Бездетные (инфертильные) семьи.

Однодетная семья.

Многодетная семья.

3. По составу семьи:

Неполная семья - когда в семье есть лишь один родитель с детьми.

Отдельная, простая семья (нуклеарная). Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей.

Сложная семья (расширенная) - состоит из представителей нескольких поколений.

Большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями).

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи:

Эгалитарная (равноправная) семья. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом;

Авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую - патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких.

5. По однородности социального состава:

Социально гомогенные (однородные). В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие.

Социально гетерогенные (разнородные). Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше

6. По качеству отношений в семье:

Благополучные;

Устойчивые;

Проблемные;

Конфликтные;

Социально неблагополучные;

Дезорганизованные семьи.

7. По типу потребительского поведения:

С физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей;

С интеллектуальным типом поведения - эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо;

Смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

8. По особым условиям семейной жизни:

Студенческая жизнь.

Дистантные семьи.

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.В каждой семье есть определенные нормы поведения, свои ценности, традиции, и если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает кризис и дезорганизация.

Каждая семья развивается и формируется по своему сценарию, но абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности неоспоримо, так как обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель.

2.Основы семейной педагогики

Итак, мы рассмотрели различные понятия определения семьи, стадии развития семьи, а также виды семей. Далее перейдем к рассмотрению основ семейной педагогики.

Главным объектом прямого действия семьи становятся, конечно, дети, поговорим теперь о том, кто же такой ребенок в системе института семьи.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический; бихевиористский; гуманистический.

Стиль взаимоотношений родителя с ребёнком оказывается не только средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями.

Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка.

Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой: непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций. Отсюда главное - особая организация окружения ребёнка. Родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребёнка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.

Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь родителей способствуют развитию у ребёнка широкого социального интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.

Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения.

Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональные реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Это приводит к формированию неуверенности в себе, которая постепенно становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате - конфликтные отношения, неверия в стабильность дружбы, брака и т. д.

Гипоопека-недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Гипопротекция - отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости.

Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность.

Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение - неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно - в виде побоев, или скрыто - в виде эмоциональной враждебности и холодности. С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей.

Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему.

Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

3. Психолого-педагогические методики работы с семьей ребенка

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
1.В основе работы с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей . Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - это взаимное уважение. Тогда и формами контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, нужно быть всегда тактичным, доброжелательным.
4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие
личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого -к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности педагога. Педагогические консультации - распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей зачастую заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. Семья вносит известный вклад в становление психологических особенностей пола ребенка, которые включают определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д.Семья - основной источник практического научения и опыта семейной жизни, воспитания человека как семьянина. В ней, как показывает опыт, у ребенка рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, - супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. На примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца - мужественности. Наилучшая педагогическая позиция, как показывает опыт, к которой нужно стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, развитие у него реалистического чувства своей значимости. При этом, пожалуй, особенно необходимо уважение к его индивидуальности. Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение. В этом случае ребенок будет знать, чего от него ждут, понимать, что эти ожидания он способен оправдать.

Методы семейного воспитания можно разделить на две группы: методы повседневного общения, доверительного взаимодействия и методы педагогического и психологического воздействия на ребенка в целях коррекции его сознания и поведения.

Психологическую, включающую в себя социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния.

Посредническую, включающую в себя помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб, с целью совместного разрешения проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, а так же прав детей, женщин, инвалидов и проблем, которые существуют внутри семьи.

Остановимся подробнее на основных формах работы с семьей. Одной из таких форм является социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные и консультационные беседы с родителями.

Преимуществом индивидуальной беседы является то, родители откровеннее рассказывают о своих проблемах внутрисемейных отношений. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

Консультационные беседы предназначены в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. В своей работе следует использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги.

Индивидуальное общение не только дает возможность оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

К групповым формам работы с семьей относят собрания родителей, коллективные консультации, беседы, лекции, конференции, групповые тренинги, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы.

В план входят такие виды деятельности с семьёй, как организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей. А так же организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают, проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, примерить на себя роль лидера. Это позволяет развивать активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Сущность мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер, так и полученных в ходе специально организованного исследования.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, и главное при выборе того или иного метода работы с семьей учесть как обстоятельства конкретной социальной ситуации в семье, включая характерологические черты всех ее членов, тактику семейного воспитания, так и особенности системы работы с семьей в целом.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное общение с собственными детьми.

Для успешного семейного воспитания необходимо и установление определенных приоритетов в распределении семейных обязанностей: это помогает формировать у детей такие качества, как ответственность за порученное дело, трудолюбие, готовность прийти на помощь ближнему, что в последующем будет очень важным в процессе социализации личности. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Влияние семьи на развитие растущего человека на разных этапах не остается одинаковым. Семья - это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни, потому что семья разделяет свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами: чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.

Список литературы

1. Браун, Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

3. Сластенин В. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Электронный ресурс: (дата обращения 11.07.2017)

5. Электронный ресурс: (дата обращения: 11.07.2017)

6. Электронный ресурс: (дата обращения 07.07.2017)

Семья, являясь культурно-историческим феноменом, по мере усложнения общественных отношений переходила от одной формы своего устройства к другой и все больше дифференцировалась от других социальных институтов. Брак как основа семьи и форма регулирования отношений между людьми эволюционировал от промискуитета (беспорядочных половых связей как внутри рода, так и вне его) до моногамии (парный, дуальный брак) на протяжении тысячелетий.

В начале процесса становления человеческого общества отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались не столько нормами, запретами и договоренностями, сколько биологическими потребностями. «Семейная» и «социальная» жизни были слиты, неотделимы друг от друга. В половое общение друг с другом могли вступать все члены данного рода, т.е. кровные родственники.

Форма отношений между полами в виде беспорядочных связей называется промискуитетом (от лат. promiscuis - смешанный, всеобщий).

Следующая форма брачных отношений - кровнородственная семья - возникла как результат первых табу. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью , включающей людей одного поколения из одного рода или племени.

Затем в результате запрета половых связей внутри своих родов стала формироваться экзогамная семья - на первых этапах пока еще как групповой брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Брачными партнерами в нем являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. Постепенно эндогамные связи были вытеснены за границы принятого, «нормального», оставаясь еще длительное время на правах исключения из правил в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные дни. Табу на инцест приобретало устойчивый характер.

Введенные табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода имели огромное значение: впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жесткое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя».

Постепенно экзогамные связи стабилизировались, закреплялись обычаями, создавая первую форму социального регулирования отношений между полами - брак. Первой его формой фактически был групповой дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. В его рамках могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода, которые впоследствии привели к новой форме брака - парному браку.

Вследствие развития культуры, а именно трудовой, гендерной, возрастной и других дифференциаций, половые и семейные связи все более упорядочивались и становились более избирательными. В результате социальных дифференциаций появляются отношения «свой - чужой», актуальными становятся вопросы наследования ресурсов, прежде всего людских. Постепенно формируется полигамный брак в форме полиандрии (многомужества), в котором женщина как мать занимает главенствующее положение. Так как установить отца не представлялось возможным, родство определялось по женской линии, что вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях - гинекократии , или матриархату. В 1861 г. швейцарский этнограф, юрист, антиковед И. Я. Бахофен в работе «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» показал, что через главенство женщины в устройстве семьи прошли все народы. У большинства народов древние сказания возвеличивают богинь плодородия. До сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.

С развитием культуры у людей начали появляться «богатства» и разнообразные ресурсы. Многоженство (полигения ) возникало в период распространения войн как способа обогащения и разрешения конфликтов. Невозможность для женщины участвовать в них наравне с мужчиной - в связи с почти постоянным присутствием рядом с ней маленьких детей, особенно грудных, или беременностью - привела к тому, что ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине {патриархат). Распространение вопросов наследования на самые разные богатства и ресурсы (не только людские) поставило проблему биологического отцовства. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. Поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет, от женщины стали требоваться сохранение девственности до вступления в брак и верность мужу, а ее измена рассматривалась как тяжелейший грех. Появились новые законы, регулирующие брак и семейные отношения.

Патриархатная семья существовала и существует в форме моногамного или полигамного брака, который и сейчас распространен в некоторых мусульманских странах.

С ростом производительности труда, появлением монотеизма постепенно складывается новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) была описана моногамия и закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках наследников. Девушки принадлежали отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. От женщины требовалась строжайшая супружеская верность, прелюбодеяние жестоко каралось. Брак становился экономической сделкой.

Монотеизм стал основой соответствующих ценностно-идеологических норм семьи. Одной из наиболее распространенных в мире моделей семьи стала христианская модель , насчитывающая несколько тысячелетий своей истории.

В этой модели муж признается главой семьи: господство мужа над женой естественно, он старше жены по сотворению, она получает свою жизнь из его ребра. Жена сотворена из мужа (ребро Адама) и для мужа (чтобы ему быть в сообществе с себе подобным). Христианская модель семьи и общества в целом имеет патриархатный характер : в семье ценен мужчина, а общество основано на мужских ценностях. Женщины, подчиняясь мужчине и завися от него, конкурируют между собой за его внимание. Например, институты красоты и моды ориентированы прежде всего на женщин, а мужчина ценен сам по себе и может не ухаживать за собой. Высшая точка в карьере женщины - замужество и материнство. Подчиненное положение женщины проявляется и в гендерной дискриминации, которая на протяжении многих столетий расценивалась как некоторая социальная норма. При этом в семейной иерархии главенство и над женой, и над самим мужем принадлежит прародителю - предыдущим поколениям, старшим, традиции.

Иерархическая и ценностная организация моногамной, патриархатной семьи отразилась и закрепилась в правовых нормах. Семья как социальный институт стала интересовать общественное мнение в XVIII в. Толчком к этому послужила Великая французская революция (1789-1799): провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина (1789) отразила централизацию семейного имущества в руках главы семьи, которым законодательно был объявлен муж. От него зависело, разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанного женой, распределителем денег и имущества, входивших в приданое жены или полученных ею в наследство.

Брак рассматривался как особый вид контракта, согласно которому муж и жена составляли некое правовое единство. Вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности, а функция защиты ее прав и ответственность за ее действия переходили к мужу (status of covered woman). Такая концепция брака ставила женщину в полную зависимость от мужа и признавала ее недееспособной с правовой точки зрения.

Е. А. Флейшиц (первая женщина-адвокат в России) вспоминала, как в начале XX в., будучи молодой замужней женщиной, она с подругой поехала из Петрограда на юг отдохнуть. Однако отдых не состоялся: Екатерину Абрамовну отправили домой с полицией, но этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой места жительства .

История моногамной семьи тесно связана с эмоциональным , личностным развитием человека , а также нравственным прогрессом человечества в целом. Вместе с моногамией, как психологическое новообразование, возникшее в определенной системе отношений между людьми, появляются соответствующие ей ценности и характеристики человека, связанные с любовью, верностью, доверием, которые и до настоящего времени ассоциируются преимущественно с семейной организацией человеческих отношений.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамии: через введение новых табу (запретов и норм) стадо превращалось в племя, племя - в род, род - в семью.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья является сегодня наиболее распространенным в мире типом семьи. В нее входят супруги и дети, не достигшие социальной и экономической самостоятельности. Такой состав получил название нуклеарной (ядерной) семьи. Сама же нуклеар- ная семья входит в состав многопоколенной, расширенной, семьи, включающей родственников из других поколений (прапрародители, прародители, внуки, правнуки) и параллельных семейных веток (двоюродные братья и сестры, дяди и тети и др.).

  • Зацепин В. И. Брак и семья // Психология семьи: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 3-35.

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

Стадии развития семьи

В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи

Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек - элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, - явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка - сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок - скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку - скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение. Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки - идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.



4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как по ходу предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

а) семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

б) материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

в) границы семейной системы имеют некоторые особенности, как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации.

Часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина - муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она - глава семьи.

г) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность - это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается в присутствии ребенка, и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».