Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Условия и факторы формирования характера. Факторы влияющие на формирование характера

Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, а в темпераменте со стороны её динамических проявлений. Характер возникает и формируется в течение жизни человека. Характер тесно связан с темпераментом. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным. Следует отметить тесную взаимообусловленность ха­рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре­пятствия.

Структура характера

Черты характера выражают отношение человека:

К деятельности (аккуратность, ответственность);

К другим людям (внимательность, забота);

К самому себе (самолюбие, самокритика);

К собственности (бережливость, щедрость, жадность).

Разные черты связаны друг с другом и создают целостную его структуру.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность. Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами .

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда про­являются у человека нравственного, воспитанного.

Особенности характера не только проявляются в дей­ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже­ственных поступков, а чертой характера становится толь­ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны­ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.

Факторы, влияющие на формирование характера:

1. Социальная среда

2. наследственная особенность

3. воспитание и социализация.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап фор­мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю­щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника орга­низованность, систематичность, целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру­долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед коллективом класса, школы, чувство товари­щества, коллективизм.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую­щего образованию устойчивых привычек поведения и дея­тельности.

К. Леонгард считает, что присущие личностные черты можно разделить на основные составляющие: стержень, ядро личности. В случаи яркой выраженности основные черты становятся акцентуацией характера. Термин акцентуация личности занял место между патологией и нормой. Акцентуацию не следует рассматривать в качестве патологии, но в случаи воздействия неблагополучных факторов (стрессов, жизненных трудностей), они могут приобретать патологический характер, разрушающий структуру личности. Каждый тип акцентуации характера имеет свои слабые места и наиболее чувствительны к психическим травмам и жизненным трудностям.

Акцентуация характера – чрезмерное выражение отдельных черт характера при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий тип характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип

Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

Педантичный тип

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип

В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусст­ва»

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .

На основании вышесказанного можно вывести следую­щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на­чинали с подражания, а затем, только по мере приобре­тения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес­печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен­ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп­рос - каковы способности человека, к чему у него способ­ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче­ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас­ти знаний или практики сложные теоретические и прак­тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та­лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон­структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея­тельности, а не только в области науки или искусства. Та­лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква­лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

Талантливыми также называют людей, способных быс­тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант­ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та­лантливые инженеры и строители.

Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно но­вых творений, открывающих новую эру в развитии куль­туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ­ведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе­мый широкий кругозор, знакомство со многими облас­тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало­гий.

Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ­ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель­ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости­гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере­сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав­номерно выражены все перечисленные выше способнос­ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус­кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко­личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ­ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя­заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

Специальные способности классифицируются в соот­ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив­но-технические, музыкальные, художественные, лингви­стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос­ти, духовные способности и др. Все они являются порож­дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе­ния новых видов деятельности как самостоятельных заня­тий. Все виды специальных способностей являются резуль­татом развития материальной и духовной культуры чело­вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

  • II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
  • II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
  • III. 10.1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей

  • Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

    Условия формирования характера. Главным условием развития и формирования характера человека явл-ся социальная среда . Характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни. Наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет - в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. Слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей. Важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

    Темперамент обусловлен физиологией т может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера. Первые годы жизни ребенка связаны с формированием базовых черт характера доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний.

    Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, либо разрушить. Реб-к становится членом группы, формированию и развитию коммуникативных и деловых черт: общительность, трудолюбие, аккуратность и другие. Промежуток от 7 до 15 лет - становление черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера. К 15-17 г одам чел-к приобретает высокую характерологическую устойчивость, но не консервируется. К 20-ти годам формируется мировоззрение. инд-да, кот. «запускает» механизм самовоспитания. Семья, быт, взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Влияние оказ. информационный фон (СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др). Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), укреплением рациональных черт (выдержка, рассудительность и ответственность). После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению. Возраст 50-ти лет – рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. На первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Фаза размеренной и умиротворенной жизни. Таким образом, можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. На ранних этапах характер человека «шлифует» жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности -это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста. – это не обязательно писать!

    Вопрос 49 . Эмоции. Виды эмоциональных состояний. Стресс.

    Эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции - конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам.

    Основные функции : 1 . Сигнальная .2. Регуляторная 3. Мотивационная

    Виды эмоциональных состояний , которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты . Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

    Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция; сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, сопровождаемый видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец (практически неуправляемая).

    Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

    Эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Это реакция не только на совершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции смешаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер.

    Настроение - эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека), представляет собой страсть.

    Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Развитие стресса проходит три стадии: 1) тревоги; 2) резистентности (сопротивления); 3) истощения . При истощении организма продолжительным стрессом наступает дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться и который разрушает здоровье человека. Существует и положительная форма стресса - эустресс (понятие толкуется двояко: как стресс, вызванный положительными эмоциями, и как несильный стресс, мобилизующий организм). Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения;если стрессы часты и длительны, оказывают отрицательное влияние на психологическое и физическое состояние человека. Представляют главные "факторы риска" при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и болезни желудочно-кишечного тракта.

    Вопрос 50 . Общее понятие о стрессе. Физиологический и эмоциональный стресс.

    Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

    Различают кратковременный (острый ) и долговременный (хронический ) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

    Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

    Основывающееся на разделении механизмов возникновения стресса различение психологического и физиологического стресса позволяет учитывать то, к каким характеристикам субъекта преимущественно и первично адресовано воздействие экстремальных стимулов – биологическим или психологическим. Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.). Физиологические стрессоры превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведет к нарушению внутренней среды организма и угрожает его гомеостазу. Физиологические стрессоры превышают или соответствуют граничным вариантам адаптационных возможностей организма индивида. Изменения в организме, вызванные воздействием физиологических стрессоров, в свою очередь, сказываются на реализации психических функций человека, на поведенческих реакциях, на успешности выполнения деятельности. Тем самым физиологический стресс распространяется на психическую сферу человека и инициирует проявления и развитие психологического стресса. Наблюдается и обратная тенденция, когда в состоянии психологического стресса у человека с целью обеспечения энергетического подкрепления реакций и действий предельно активируются физиологические системы.

    Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

    Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

    Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

    Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

    Вопрос 51 .Основные стадии эмоционального стресса

    Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуациюСтресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

    Развитие стресса проходит три стадии (по Г.Селье) : 1) тревоги - реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. Осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость.2) Фаза сопротивления . Воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу Характеризуется мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству. Организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии.

    3) истощения - начинается, в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени. Вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. Развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. Если стресс продолжается достаточно долго и силы организма истощены, наступает дистресс . Это негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться и который разрушает здоровье человека. Существует и положительная форма стресса - эустресс (понятие толкуется двояко: как стресс, вызванный положительными эмоциями, и как несильный стресс, мобилизующий организм). Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

    При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах.

    Тревожность - состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.

    Вопрос 52 . Факторы, детерминирующие возникновение стресса.

    Причины стрессового напряжения предопределяют ситуации, провоцирующие стресс. Подобные ситуации называют стресс-факторами . Невозможность контролировать себя является результатом накопления значительного количества факторов стресса, а одновременное воздействие таких факторов способствует возникновению психологического напряжения, от которого тяжело избавиться. Факторы стрессового состояния, отрицательные или положительные, провоцируют стресс в той мере, в которой вы этот фактор воспринимаете.

    Существует две группы факторов , провоцирующих стресс: Личностный фактор: смерть или болезнь близкого члена семьи; развод или свадьба; смена вида деятельности; потеря всех сбережений; увольнение. Организационный фактор : условия работы не соответствующие заявленным требованиям; лимит времени для выполнения определенного задания или работы; внедрение новшеств; высокие требования именно к вам; абсолютно неинтересная и очень скучная работа; увеличение объема работ.

    Собственные проблемы часто заставляют испытывать стресс, т.к.они постоянно расставляют запреты, ограничения и ожидания, заставляют делать одно и не позволяют совершать другое, формируя негативные эмоции и состояния. Идя на поводу у проблемы, можно с легкостью дойти до стресса, поскольку она заставляет беспокоиться, нервничать, и напрягаться.

    Психологи выделяют восемь наиболее распространенных причин стрессового возбуждения:

    1. Личные связи. Взаимоотношения с друзьями, родными, коллегами на работе или даже совершенно незнакомыми людьми нередко порождают стресс, поскольку всегда сопровождается эмоциональными состояниями.

    2. Финансы. Многие психологи считают, что финансовые отношения являются главной и основной причиной возникновения стрессового напряжения.

    3. Возможность самовыражения. Многие стараются самовыражаться, но это сделать получается не всем.

    4. Семья. Для любого человека напряженные и натянутые отношения с кем-либо из родственников могут стать одной из главных причин психологического напряжения, а в дальнейшем приведут к стрессу.

    5. Собственные проблемы. Человек все время хочет контролировать свою жизнь, а некоторые пытаются иметь контроль и над чужой. Когда подобный контроль ослабевает, вы подвергаетесь стрессам, поскольку человек хочет все контролировать.

    6. Безопасность и здоровье. Такие проблемы часто воспринимаются нами очень болезненно, поскольку реально несут вашей жизни угрозу.

    7. Работа. Она, как и финансы напрямую связана с источниками стресса. У одних занятость является абсолютным приоритетом.

    8. Смерть. Для каждого человека огромным стрессом является смерть любимого питомца, не говоря уже об утрате близкого и родного человека, что часто приводит к расстройствам психологического характера. Источником такого состояния также может являться само ожидание смерти.

    Вопрос 53 . Чувства и их виды. Отличие чувств от эмоций.

    Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым) ,выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль . Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

    По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

    Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические и интеллектуальные .

    Моральными (нравственными) чувствами называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства долга, совести, симпатии и антипатии , привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Можно особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести .

    Эстетические чувства связаны с эстетическими потребностями. Возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного и т.д.

    Интеллектуальные чувства(переживания, возникающие в процессе умственной деятельности) связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы, выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся чувства юмора и иронии , в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

    В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:1 .Эмоциональный тон - непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.2. Настроение- переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые. 3.Страсть- устойчивое, длительное состояние,связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличныймотиватор, но страсть же и порождает зависимости.4. Аффекты - чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями. 5.Воодушевление- состояние большой устремлённости к определеннойдеятельности.6 .Амбивалентность- противоречивость переживаемых эмоций.

    7. Апатия- последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни. 8.Депрессия- подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете. 9.Стресс- эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.10 .Фрустрация- состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

    Вопрос 54. Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей.

    Способности - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.

    По критерию происхождения различают природные (обусловлены врожденными свойствами псих, процессов) и социальные (обусловлены системой обучения и воспитания).

    Уровни способностей различают по их направленности, или специализации . Выделяют общие и специальные способности. Общие способности - система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности природного дарования и всестороннего развития личности. Специальные способности -система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. Специальные пособности-способности к практической деятельности:конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

    Различают учебные - позволяют успешно осваивать знания и творческие -обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.). Существуют потенциальные- которыев настоящее время не проявились и актуальные - те, которые уже проявились у чел-ка.

    Под задатками следует понимать первичную природную основу способности , еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности.

    По уровню развития с пособности подразделяют на одаренность, талант и гениальность . Одаренность совокупность общих способностей ., кот. при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность. Талант - одаренность чел., реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных С. Гениальность - высший уровень С., когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

    Вопрос 55 . Соотношения, понятия «индивид», «личность», «человек», «индивидуальность».

    Для социально-психологического анализа личности следует разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек». Наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Человек - родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Индивид – единичный представитель вида "homosapiens", носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.Личность человек как носитель сознания; не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их , поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий , через которые преломляются внешние воздействия общества.

    Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, где влияние социального и биологического в них не одинаково.

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации . Индивидуализация - процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

    Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

    Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди­вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Психология учитывает, что личность - не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.

    Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

    Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем.

    Вопрос 56. Направленность личности.
    Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
    Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
    Ведущий компонент структуры личности является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
    Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
    Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
    В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

    В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать.Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский называет органическими, а у Богословского это потребности материальные. Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных (порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид потребностей – это общественные потребности: потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в общественной деятельности и т.п.

    Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда.

    Вопрос 57. Структура личности. Биологическое и социальное в личности и их соотношение.

    Элементами психологической структуры личности являются ее пси­хологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их много. Но все это число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темпе­рамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, за­висящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура фор­мируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность , вклю­чающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооцен­ки. Подструктура направленности личности наиболее социально обус­ловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

    Различие людей между собой многопланово: на каждой из под­структур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глу­боко понять себя и других, нужны определенные психологические зна­ния в сочетании с наблюдательностью.

    В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

    Вопрос 57 . Структура личности. Биологическое и социальное в личности и их соотношение.

    Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях, включает: темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию . В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности.

    Выделиться из животного мира человеку позволили: биологические факторы : прямохождение, развитие руки, развитый мозг, способность к членораздельной речи; Основные социальные факторы: труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность..

    В.Н. Мясищев единство личности характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни).

    Концепция динамической структуры личности Платонова. Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности : 1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3.Индивидуальные особенности различных психических про

    Соотношение характера и темперамента

    Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

    Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

    Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

    Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

    Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

    С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

    Этапы формирования характера

    Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

    Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

    Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

    Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре , особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.



    С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

    В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.



    Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

    Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

    Читайте также:
    1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
    2. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
    3. А). Сожжены с образованием H2O (г) равные объемы водорода и ацетилена, взятые при одинаковых условиях. В каком случае выделится больше теплоты? Во сколько раз? (Ответ: 5,2).
    4. Административное принуждение в условиях чрезвычайного положения.
    5. Азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
    6. Акклимаьтзация в условиях холодного климата. Гигиенические мероприятия облегчающие процесс аклиматизации.

    § Развитие самосознания личности, так как отношение к себе, лежащее в его основе, определяет все виды других отношений, в которых обнаруживает себя характер. Поэтому формирование самосознания выступает тем первокирпичиком, из которого затем выстраивается все «здание» характера. На это положение хотелось бы обратить особое внимание, так как часто считается, что основы характера закладываются в раннем детстве, их практически невозможно изменить в более позднем возрасте. Однако в раннем детстве характер полностью не формируется, так как в этом возрасте у ребенка еще не сформировано самосознание. Поскольку самосознание личности продолжает складываться и развиваться и в старшем возрасте, то параллельно идет и процесс формирования характера.

    § Более того, чем сильнее развито самосознание индивида, тем более он способен к самовоспитанию, т.е. к изменению своего характера. Поэтому самовоспитание, участие самого человека в прогрессивном развитии своей личности – важное условие формирования характера. Именно человек, какими бы ни были объективные обстоятельства, сам участвует в выработке своего характера. Он ставит в нем последнюю точку.

    § Межличностные отношения в детском саду, в школе, в семье, в трудовом коллективе очень важны, так как отношение к другим людям во многом определяет характер человека. В раннем возрасте у ребенка закладываются такие черты, как доброта, сострадание, способность к сопереживанию. Их появление во многом определяется степенью гуманности и доброжелательности межличностных отношений, в которых воспитывается ребенок. Он должен чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что его любят родители и все, кто находится рядом с ним.

    § Общение и психологическое влияние со стороны других людей в самых своих разнообразных формах формируют в человеке определенные черты характера. Более того, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает значительный отпечаток на их характеры. В результате совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга.

    § Создание соответствующих жизненных ситуаций и организация необходимых способов поведения . Это обусловлено тем, что каждая черта характера проявляется и формируется только в определенных жизненных ситуациях, за пределами которых не представляется возможным воспитать нужные черты характера.



    § При формировании черт характера необходимо повышать уровень обобщенности соответствующих способов поведения в той или иной конкретной и единичной жизненной ситуации. Необходимым условием этого является расширение жизненного (социального) пространства заданного способа поведения. Например, для обобщения честности как важнейшего нравственного качества личности, нужно транслировать ее на все возможные ситуации, связанные с необходимостью быть порядочным, надежным и правдивым человеком. В противном случае произойдет фиксация на какой-то конкретной ситуации. И тогда честность не сможет перерасти в черту характера. Согласитесь, трудно назвать человека честным, если соответствующее поведение распространяется лишь на какую-либо конкретную, единичную ситуацию.

    § Использование положительной мотивации в качестве вознаграждения за всякие попытки и успехи ребенка в овладении заданным способом поведения. По мере становления той или иной черты характера ребенок начинает вести себя соответствующим образом не в силу внешнего принуждения, а в силу притягательности самого мотива. Это возможно лишь при условии появления позитивной мотивации, сопровождаемой положительными эмоциями.



    § Особенности социальной среды: родители, воспитатели, учителя, люди из ближайшего окружения, средства массовой информации (прежде всего телевидение), писатели, режиссеры и т.п. Какова социальная среда, таково и ее воспитывающее воздействие на ребенка, находящегося в ней. Любые отклонения в социальной среде порождают соответствующие деформации характера.

    В какой степени характер человека стабилен?
    Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.
    Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
    Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
    В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.
    Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
    Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
    Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

    Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

    Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

    Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

    В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

    Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

    В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

    К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

    Личность и характер человека
    После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

    В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

    От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

    Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

    Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

    Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

    Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

    Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

    В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

    Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

    С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно.

    Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

    Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

    Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

    Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

    Как изменить свой характер
    Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.
    Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся.

    Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.
    Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход.

    Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий.

    Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче.

    И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.

    Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том, что вы, не дослушав собеседника, успеваете нагрубить ему. Вам стоит начать контролировать свои действия: попытайтесь дослушать собеседника до конца, посчитайте до пяти или десяти, прежде чем сказать резкость.

    Также хорошие результаты в изменении своего характера дает образец для подражания. Выбрав какой-то образец (им может быть как реальное, так и вымышленное лицо), вы начинаете равняться на него.

    И спрашиваете себя, как бы он поступил на вашем месте. Копируя желаемую манеру поведения, вы также будете вырабатывать у себя правильные привычки и минимизируете проявления отрицательных черт характера. Здесь можно сделать лишь такое замечание: не старайтесь скопировать чье-либо поведение в точности, как оно есть, поверхностно.

    Да и вряд ли у вас это выйдет. Нужно понимать, что вы по-своему индивидуальны, а потому некоторая черта будет проявляться со своим свойственным только вам оттенком.

    Например, вы хотите быть таким же твердым в общении с клиентами, как и ваш коллега по работе. Это вовсе не означает, что вы должны в точности копировать его действия. Т.е. если вам со стороны видится, как ваш коллега невозмутимо и уверенно общается с каждым из клиентов, то, следуя ему, несколько неправильно надевать «маску невозмутимости и уверенности», полностью подражая его мимике и интонации.

    Вернее, только этого будет недостаточно. Лучше, если вы еще и попытаетесь разобраться, за счет чего ему удается быть таким. Наверняка, ваш коллега хорошо разбирается в своем вопросе, обладает большим словарным запасом и это придает ему уверенности в разговоре.

    Возможно, он более адекватно реагирует на критику, отсеивая личные, какие-либо необоснованные претензии и выделяя лишь действительно проблемные моменты, тем самым избегая ненужных споров и конфликтов. Т.е. вы должны разложить по полочкам характер человека, который служит для вас образцом для подражания, и постараться выработать эти качества в себе.

    Неважно, какой системой исправления себя вы воспользуетесь. Важно, чтобы вы искренне хотели измениться к лучшему, тогда для вас не будет ничего невозможного. Помните, что нет предела совершенству, развивайте в себе все самое лучшее.