Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

V.3. Типичные ошибки семейного воспитания

Ошибки семейного воспитания не только могут деформировать личность, но и негативно отражаются на социальной обстановке в обществе в целом.

Причины неправильного воспитания различны: это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, а также низкая психолого-педагогическая культура родителей и, конечно, личностные особенности самих родителей, а также их склонность решать собственные проблемы за счет ребенка. Однако, взрослые этого зачастую не осознают.

Одной из задач специалистов по работе с ДГР и педагогов ОУ – общими усилиями обеспечить личностный рост и развитие конкретного ребенка. Используемые в работе с ребенком и его родителями методы и приемы психолого-педагогической и социальной поддержки должны быть направлены на нейтрализацию ошибок семейного воспитания.

Рассмотрим как стиль семейного воспитания влияет на формирование характера ребенка.

Эмоционально теплые взрослые

Зона II VIБ Зона I
Зона III VIA Зона IV

Эмоционально холодные взрослые

Слева - взрослые, ограничивающие проявление личностной свободы детей;

Справа – взрослые, разрешающие детям проявлять личностную свободу.

Зона I

Стиль воспитательных отношений ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

Девиз воспитания «ВМЕСТЕ»

Особенности воспитания:

Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

Равноправие;

Взаимная забота и ответственность;

Поддержка, помощь и т.п.

Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

Формирующиеся черты характера:

Доброжелательность, открытость, инициативность, воля, ответственность, самостоятельность, заботливость, уверенность, трудолюбие и т.п.

Примечание: Абсолютной демократии с точки зрения вседозволенности в воспитании быть не должно. Любовь к ребенку должна уравновешиваться дисциплиной и контролем. Разумная родительская власть имеет у детей авторитет. Рекомендуем прочитать: А.С. Макаренко «Книга для родителей».



Зона II

Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА (мелочная опека)

Девиз воспитания «ВМЕСТО»

Особенности воспитания:

Пристальное внимание

Удовлетворение прихотей

Покровительство

Освобождение от трудностей и неприятных обязанностей

Преувеличение талантов и способностей и т.п.

Роль ребенка: кумир, сокровище, маминькин сынок, болезненный, маленький;

Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, потребительство, тунеядство, требовательность, капризность, зависимость, нерешительность, безынициативность, хамство, буйство, агрессивность, жесткость (как сплав мести и самоутверждения) и т.п., усиление астенических, истероидных и гипертимных черт характера (см приложение 3).

Пути коррекции: давать возможность экспериментировать, учить отвечать за свои поступки, самостоятельно заботиться о себе, приучать жить по правилам, учитывать интересы других людей, учить оценивать себя по справедливости, а также деликатно разъяснять родителям ошибки и их последствия как для ребенка, так и для самих родителей в будущем.

Помочь такому ребенку очень трудно, так как он не хочет знать о себе правду. Чем больше он убеждается в том, что не так уж хорош, тем яростнее он отрицает факты и возвращается к образу, созданному родителями.

Зона III.

Девиз воспитания – «ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО»

Особенности воспитания:

Ограничение свободы, выбора, самостоятельности

Игнорирование нужд, потребностей, желаний

Предпочтение детских, женских, мужских качеств;

Высокие требования;

Много обязанностей;

Отсутствие поддержки;

Жесткая система запретов, санкций, наказаний;

Моральная ответственность;

Жесткое обращение;

Деспотизм, тирания;

Эмоциональное отвержение.

Роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, комплексы, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, демонстративность, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неуверенность, усиление эпилептоидной акцентуации (см приложение 3), формирование невротических расстройств у подростков с лабильной, тревожно-мнительной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Примечание: Характер проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок:

1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит».

В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льстит, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики).

2. «Я неплохой, а ВЫ плохие».

В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.

Перечисленные проявления в обоих случаях – следствие, а причина – фрустрация, т.е. неудовлетворенная потребность в заботе, любви и привязанности к близким, обман ожидания быть любимым, принятым. Одиночество, растерянность и душевная боль – основные спутники жизни таких ребят.

Пути коррекции:

а) проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д.

б) участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я», «другие» и т.д.)

в) приучение к самостоятельности и труду;

г) участие в психолого-педагогическом театре;

д) формирование положительного образа «Я» через совместную деятельность;

е) справедливое наказание (см. приложение 9 «Анализ поступков ученика»)

ж) дружба, расширение товарищеских отношений

з) привязанность к животному;

и) постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение их стереотипа восприятия ребенка.

к) обучение социальным и жизненным навыкам;

л) налаживание социальных контактов;

м) вовлечение в сферу досуга.

Зона IV.

Стиль воспитательных отношений – ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность);

Девиз воспитания: «ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ»

Особенности воспитания:

Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

Игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

Эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

Попустительство в сфере контроля за поведением;

Вседозволенность;

Жесткие требования;

Деспотизм, тирания.

Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья

Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.); усиление акцентуации неустойчивого, конформного типов.

Пути коррекции:

1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические асоциальные поступки и правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет.

У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они часто бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям.

Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хотя риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания).

2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III.

Зона V и VI.

Стиль воспитательных отношений – НЕУСТОЙЧИВЫЙ.

Девиз воспитания: «ТО ТАК, ТО ЭДАК»

Особенности воспитания в зоне V:

Неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением;

Неустойчивость в применении санкций (V A);

Родители робеют, пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий;

Родители подвержены настроению (V A);

Испытывают чувство вины перед ребенком;

Навязывают ребенку роль собственной подружки, дружка, плакательной жилетки (V Б);

Формируются черты характера в зоне V: раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.

Пути коррекции для зоны V: единство действий и требований по отношению к ребенку, доброжелательное, спокойное отношение, приучение к адекватным формам поведения и реагирования, трудотерапия, психотренинг.

Особенности воспитания в зоне VI A: то жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающиеся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья.

Формирующиеся черты характера в зоне VI: см. зона III; IV, а также усиление акцентуации гипертимного, неустойчивого, конформного типа.

Особенности воспитания в зоне VI Б: это стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом.

Формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера (см. приложение 3).

Пути коррекции:

для зоны VI А: см. зона III.

для зоны VI Б – психотренинг, расширение социальных контактов, вовлечение в интересные формы досуга.


Приложение 5

Алгоритм действий социального педагога в преодолении
неуспеваемости

Порядок выявления причин неуспеваемости Источники и способы получения Знания, умения, навыки социального педагога Способы нейтрализации причин неуспеваемости Способы реализации, взаимодействия, ответственность
1. Изучение субъективных мнений по поводу неуспеваемости: а) мнение самого ребенка; Разговор с ребенком на основе устного или письменного (с указанием даты, времени) приглашения для беседы Снимать напряжение; проявить чувство юмора, формировать доверие и не злоупотреблять им; вести беседу (слушать, соотносить сказанное и недосказанное, задавать вопросы, договариваться и т.д.) Умения педагога общаться на основе доброжелательного отношения и искреннего интереса к личности ребенка
б) мнение тех педагогов, у кого школьник не успевает; мнение тех, у кого успевает; мнение классного руководителя; мнение родителей; Беседа, случайные высказывания То же, посещение на дому Слушать, анализировать высказывания, фиксировать отношение как: доброжелательное (почему?); равнодушное; явно недоброжелательное: раздражение? обида? угроза? (почему?); Вызывать сочувствие к судьбе и проблемам ребенка. Обосновать причины отрицательных форм поведения и поступков ученика. Показывать его положительные и сильные стороны. Убеждать и побуждать к изменению форм взаимодействия с учеником, изменению отношения к нему на доброжелательное. Учить педагогов менять стереотипы собственного отношения и поведения В личных беседах; через занятия на предметных МО; через обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме при поддержке завуча, руковод. МО, зам. дир. по ВР, директора
в) Мнение друзей, одноклассников (по необходимости) Опосредованное получение информации Общаться с учениками в соответствии с их особенностями, потребностями; знать эти особенности; соблюдать профессиональную этику
2. Изучение предполагаемых объективных причин: а) страх перед учителем, обида (ожидание неприятностей, настроенность на конфликт); На основе субъективных высказываний и личных наблюдений при посещении уроков Способность понимать, что причина страха, обид кроется в недоброжелательном отношении учителя (оскорбление, презрение, унижение, угроза), следствие этого - избегание встречи, прогул, попытка защититься или отомстить (делает назло, хулиганит, грубит) Изменение отношения учителя к ученику и форм поведения во взаимодействии с ним. Организация помощи учителям в изменении стереотипа восприятия ученика Занятия в рамках: предмета МО Психолого-педагогический консилиум
б) страх перед деятельностью, настроенность на неудачу, провал; То же (высказывания типа: «У меня все равно не получится», «Я тупой») Способность понимать, что причина страха - стойкое отсутствие успешности, запущенность учебного материала, а следствие -отказ, избегание деятельности и недисциплинированность на уроке, прогулы Организация индивидуальной систематической по-мощи до устойчивых положительных результатов со стороны учителя, одноклассников, старшеклассников, родителей). Кон-роль, приучение к самодеятельной работе по плану При содействии и под контролем завучей, руководителей предметных МО, директора (по необходимости)
в) несформированность учебных навыков: счета, чтения, письма, умения выделять главное, выражать мысль, исправить ошибку, и т.д. Выявление с помощью конкретных заданий Убедить завучей и руководителей МО в необходимости выявления и организации помощи учащимся: Организация групповых или индивидуальных тренировочных занятий во время или после уроков Ответственность несут завучи руководители МО
г) неразвитость основных психических и мыслительных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) и т.п.; Диагностика психолога Организовать тестирование у психолога; взаимодействовать с психологом по организации занятий с учителями-предметниками убедить завучей и рук. МО в необходимости занятий. Организация групповых тренировочных занятий по развитию мыслительных процессов для учащихся, обучение развивающим приемам педагогов-предметников; внедрение в практику развивающих приемов на уроках; анализ действий и результатов в динамике. Через предметные МО. Ответственность несут завучи и руководитель МО
д) слабое здоровье и как следствие - низкая работоспособность, утомляемость Анализ медицинских данных: беседа с родителями; консультация у педиатра Соотносить данные по здоровью с данными по успеваемости: Организация лечения до или параллельно с организацией психолого- педагогической поддержки или помощи: При участии родителей и специалистов-врачей
е) нарушение отношений с одноклассниками: комплексы по различным поводам и как следствие этого застенчивость, неловкость, стыдливость, избегание контактов и т.п.; особенности характера, (неуживчивость, агрессивность, аффективность и т.п.);сложившиеся стереотипы поведения, мешающие развитию товарищеских отношений Психологические тесты беседы; опосредованное получение информации; личные наблюдения. -взаимодействовать с психологом и классным руководителем; -владеть некоторыми методиками изучения отношений, особенностей личности, удовлетворения жизнью в классе, школе и т.п.; -знать особенности акцентуаций характера и их причины; -общаться с учащимися в соответствии с их возрастом, полом, темпераментом; организовывать психолого-педагогическую коррекцию и поддержку самостоятельно и силами специалистов школы -организация тренингов общения личностного роста; -организация психологического театра для проигрывания и анализа ролей и ситуаций реальной жизни; -оздоровление психологической атмосферы в классе (основа отношений - дружба, товарищеская забота); -организация получения положительного опыта общения в сфере досуга; -вовлечение в общественно полезную деятельность в школе; -организация досуга и общественно полезной деятельности за пределами школы; -дать возможность учащимся получить консультацию специалиста по волнующим вопросам, проблемам. Ответственность несут психолог и социальный педагог Кл. рук. во взаимодействии с психологом и соц педагогом Зам. директора по ВР, педагог-организатор Кл. рук., зам. дир по ВР, пед.-орг. Социальный педагог Социальный педагог, психолог, зам дир. по ВР
ж)неблагополучие в семье: тяжелая психологическаяатмосфера, поэтому учащийся не может сосредоточиться на учебе; недоброжелательное, равнодушное отношение к нуждам, состоянию, проблемам ребенка; нет условий для полноценного учебного труда места для выполнения домашних заданий, не соблюдается режим дня (не высыпается, просыпает, опаздывает и т.д.) нет уважения к интеллектуальному труду ребенка и т.п.; крайняя нищета (отсутствие обуви, одежды, канцелярских принадлежностей и т.п.); гиперопекающий стиль воспитания Беседа с учащимися, тесты, сочинения, наблюдения, анализ посещения семьи налаживать контакт с семьей школьника с позиции «не суди»; владеть техникой ведения беседы; владеть приемами снятия напряжения, настроенности на конфликт; формировать доверие и не злоупотреблять им; выявлять стили семейного воспитания; диагностировать уровни родительско-детских отношений; владеть способами и приемами коррекции родительско-детских отношений; организовывать и проводить групповые занятия для родителей, имеющих проблемы в воспитании детей (совместно с психологом); разрабатывать тематику, организовывать родитель ский всеобуч (совместно с зам. дир. по ВР); уметь вести индивидуальные консультации; знать специфику и особенности развития семьи на разных этапах ее жизнедеятельности; взаимодействовать со специалистами различных служб помочь создать более спокойную атмосферу в семье; помочь родителям, заметить состояние ребенка; в случае необходимости привлекать службы социальной, психологической помощи, милицию; помочь родителям увидеть положительные качества ребенка, вызвать сочувствие, «повернуться» к нему, осознать значимость родительства для самих родителей; в экстренных случаях (жестокое обращение) изолировать ребенка от родителей; помочь родителям осознать важность и необходимость наладить быт ребенка, режим труда и отдыха; обеспечить социальную помощь через соответствующие органы и силами родительского комитета школы; помочь осознать причины неверного воздействия; помочь спрогнозировать последствия для ребенка; научить новым формам поведения и взаимоотношений. Организация индивидуальных консультаций, групповых занятий по проблемам всеобуча; участия родителей в психолого-педагогическом консилиуме; индивидуальный патронаж отдельных семей. Соц. педагог работает при поддержке класс, руководителя, психолога, зам. директора по ВР и членов ППК.

Приложение 6

Методика «15 качеств»

Часто бывает так, что мы вынуждены жить, работать бок о бок с неприятным для нас, по тем или иным причинам, человеком, но изменить ситуацию невозможно, особенно, если это ребенок, за которого приходится нести ответственность как воспитателю в процессе его развития и становления как личности.

Конечно, его можно «выжить» в другой класс или даже из школы, но где гарантия того, что не появится новый такой же, даже еще хуже?

Перефразируя изречения психологов, можно сказать: «Если не можешь изменить человека, измени свое отношение к нему». При этом только в сторону доброжелательности, иначе ребенок, чувствуя ваше неприязненное отношение будет платить тем же, вызывая у вас еще большее раздражение, гнев, стремление оскорбить, обидеть, отомстить и т.п. При этом будет разрушаться ваше собственное здоровье, авторитет в глазах всех участников образовательного процесса.

Вспомните фразу из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Поэтому сначала начните с себя.

Любить себя – это не значит быть самовлюбленным эгоистом. Речь идет об уважении человека к самому себе. Тот, кто умеет себя ценить, любить и уважать, не опуститься до грубости, хамства, рукоприкладства, подлости, низости, пьянства, воровства и т.д. потому, что унизит и оскорбит человека в себе самом и пожнет результат в виде угрызений совести, горечи, испорченных отношений, утраты уважения со стороны других людей.

Поэтому подумайте и ответьте себе на вопрос: «За что я сам(а) себя могу ценить, любить и уважать». Попробуйте написать в столбик 10-15 качеств, но будьте честным(ой) с собой. Здесь могут быть такие варианты:

а) есть люди, которые о себе ничего хорошего написать не могут, ну совсем ничего.

Значит у вас очень низкая самооценка. Выход из ситуации:

Спросить близких и значимых для вас людей о том, за что они могут вас ценить, любить и уважать. Запишите эти высказывания, поверьте в них и проявляйтесь, взаимодействуя с людьми в соответствии с этими положительными качествами. Пусть все заметят, что они у вас есть.

Напишите себе: «Какой бы я хотел(а) быть, чтобы ценить, любить и уважать себя» и проявляйте эти качества хотя бы по одному в день, привыкайте к ним, пестуйте их в себе.

б) есть люди, которые могут написать о себе значительно больше 15 качеств. Возможно, у вас завышенная самооценка. Выход из ситуации: уберите заголовок и попросите значимых для вас людей (от 3 до 5) оценить в % отношении качества наиболее присущие вам из списка. Сделайте вывод и будьте скромнее в общении с людьми.

Теперь «возлюбите ближнего»: подумайте и запишите в столбик «За что его (вашего ученика, собственного ребенка, мужа, мать, свекровь и т.д.) можно любить, ценить и уважить?»

Попробуйте набрать 15 качеств. Это могут быть качества, относящиеся к внешности, привычкам, манерам, отношению к животным, делу и т.д., проявлениям, поступкам, словам и т.д.

Важно, чтобы это было не формально, а честно. Если не можете набрать 10-15 качеств, поинтересуйтесь у других людей, что они думают о том, за что этого человека можно любить, ценить и уважать. Ничего плохого, только хорошее и только правду. Поразмышляйте над этим списком, подумайте о ребенке, в котором есть хорошее, но оно не заметно для многих окружающих его людей и, возможно, для него самого.

А теперь говорите другим людям о том хорошем, что вы узнали о нем, убеждайте и доказывайте, что это есть и это правда.

А самое главное: осторожно, чтоб не травмировать ребенка, показывайте ему, что знаете о том, что его есть за что любить, ценить и уважать. Но только не передозируйте: 1 качество в виде комплимента в день (как лекарство). Должно хватить на 2 недели и снова по 1 в день. К концу 2 недели могут проявиться и другие хорошие качества, которых вы раньше не замечали в нем.

Через некоторое время вы заметите изменения:

а) в себе – он покажется вам более симпатичным и дорогим человеком. вам легче будет с ним встречаться, работать и общаться; Вы станете более приветливы и объективны.

б) в нем – он перестанет досаждать вам, избегать вас и даже наоборот, будет вежлив и станет искать встреч, стараться, чтоб вы его заметили.

15 положительных качеств, найденных вами в себе и другом человеке – стержень вашего конструктивного взаимодействия и общения.

А когда вам будет плохо ли вас будут преследовать неудачи, прочитайте свои 15 качеств, вспомните, какой вы хороший человек и у вас многое наладиться.


В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей (см. схему 74)

Схема 74



У учителей принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Благополучие или неблагополучие семьи определяется обычно по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семьи и т.п. В этом случае «благополучие» может носить только видимый характер, а на самом деле семья может быть противоречивой (псевдоблагополучной). Неблагополучными принято считать те семьи, в которых обнаруживаются дефекты воспитания (проявляется в психическом нездоровьи, эмоциональном напряжении ребенка и т.п.).

Особенности сельской семьи – размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А.В. Мудрик и др.) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. Городская семья не однородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т.п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупном и среднем городе характер общения молодого и взрослого поколения изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т.п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья , состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья это супружеская пара с детьми или без них.Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Неполная семья – семья с одним родителем - также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Растет число несовершеннолетних мам. Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

23Практически в семье любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике вслед за детским психиатром М.И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье (см. таблицу 23).


Воспитание ребенка требует от родителей душевного тепла, строгости, последовательности, мудрости, терпения и доброты, а также достаточно времени, которое необходимо уделять чаду. Но не всегда взрослые люди обладают перечисленными качествами или имеют свой собственный взгляд на воспитание малыша. В результате перекосы в воспитании приводят к стрессам для мальчика или девочки, неизбежно сказываются на формировании личности, привычек и реакций ребенка. Определённого свода правил для родителей не существует, каждая пара вольна перевоспитывать свое чадо так, как считает нужным, и не всегда используемые педагогические приемы являются верными. Стоит познакомиться с самыми распространенными ошибками, которые допускают родители, чтобы избежать их в воспитание ваших собственных детей. Рекомендуем ознакомться,

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ


Большинство из нас относится к ребенку как к своей собственности и считает себя вправе контролировать все аспекты жизни маленького человека. В какой-то мере это оправдано в первые годы жизни малыша, который сам фактически не способен позаботиться о себе. По мере взросления ребенка проявляется его самостоятельность, личные желания, устремления, интересы и неизбежно возникает конфликт между желанием ребёнка и взрослых, который нередко решается силовыми методами. Понятно, что атмосфера в такой семье напряжённая и негативная, но родители считают себя вправе подвергать ребенка физическому насилию, забывая о том, что показывают ребёнку негативный пример. Вырастая, такие дети сами склонны к насилию и выражает агрессию физическими методами, это результат травмированной психики. К сожалению, такой метод воспитания чаще всего дети переносят и в собственную семью. Причина такого поведения родителей чаще всего в отсутствии времени или желания находить общий язык со своим ребенком. На поиск компромисса требуется терпение и время, которого у некоторых просто нет, загруженные на работе родители, особенно это касается представителей сильного пола, предпочитают навязывать свое мнение в приказном порядке.


ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ



ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮОВЬ


Такая крайность в родительской любви не проходит бесследно для психики ребенка. Родители исполняют все его желания, насколько позволяет материальный достаток, но такие дети вырастают эгоцентристами и разбалованными эгоистами, который не воспринимают слова «нет» и стремятся реализовать такую схему общения не только в семье, но и вне ее. Это также может стать причиной проблемы при общении со сверстниками и в дальнейшей жизни. Обилие родительской любви не гарантия аналогичного отношения ребенка к родителям, скорее, наоборот, чем больше времени и сил родители отдают на эти отношения, тем более холодно и потребительски относится сам ребёнок. Более того, когда родители пытаются сказать ему «нет», привыкший к мгновенному исполнению своих желаний мальчик или девочка серьезно обижается, что станет причиной психологического дискомфорта в семье. Такая модель отношений не гармонична, а потому неизбежно ведет к дискомфорт у одной из сторон – в данном случае это родители.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - НЕОБОСНОВАННЫЕ ЗАПРЕТЫ


Излишне авторитарные родители, которые имеют собственное мнение по любому вопросу, превращают жизнь ребёнка в сплошное ограничение, которое касается любых сфер, запреты могут касаться самых разных вещей от конфет до дружбы с какими-либо детьми, выбора хобби, увлечений, одежды, времяпрепровождения и пр. При этом родители не пытаются даже формулировать какие-либо разумные аргументы. Выдумывая запреты, они руководствуются лишь собственными пожеланиями. Если ребёнок с первого раза не соглашается с очередным запретом, такие родители нередко повышают голос и применяют силовые методы. Конечно, ребёнок должен правильно понимать и принимать отказ от реализации некоторых его желаний, но задача родителя, донести до него причины такого отказа, и они должны быть разумными, логичными, доступными для ребёнка. Такая манера воспитания в подростковом возрасте неизбежно провоцирует взрыв, противостояние, вплоть до разрыва отношений. Рекомендуем ознакомиться,

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ОТСУТСТВИЕ ЗАПРЕТОВ


Ни в чём не отказывая собственному ребёнку, родители также не приносят ничего хорошего маленькому человеку – он привыкает добиваться желаемого с помощью капризов. Конечно, получение самостоятельности важный элемент воспитания, но если самостоятельность граничит со вседозволенностью, то такие дети превращают в манипуляторов, а нередко и в деспотов, которые терроризируют всю семью. Понятно, что такое отношение к окружающим провоцирует проблемы с коллективом, учителями. Любая ситуация, в которой ребенок получает ограничение своей деятельности или отказ, вызывает протест, непонимание и конфликт.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ


Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, он должен знать границы дозволенного, именно для этого он должен выполнять распорядок дня, четко знать, за какие поступки его похвалят, а за какие наругают. Понятная, устойчивая картина мира позволяет ребенку чувствовать себя уверенно. Если же родители сегодня позволяют играться до 12, а завтра за это же желание начинает ругать, и также непоследовательны во всех остальных своих действий, ребёнок становится неуверенным и всегда готовым к негативу. Результатом такого поведения родителей становится замкнутость ребёнка, проблемы с доверием к родителям и ко всем людям в целом. Малыш не должен гадать, как родители отреагируют на ситуацию, поскольку это равносильно жизни в постоянном стрессе.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - УНИЖЕНИЕ


Немало родителей считает себя вправе унижать и оскорблять своего ребенка, любой поступок от двойки в школе до испорченной одежды становится причиной для потока унижений и оскорблений с высказыванием об его умственных возможностях и беспросветное будущем. В результате неустойчивости детской психики такой прессинг развивает комплексы, неуверенность и нерешительность. При этом ряд родителей искренне считают, что таким поведением спровоцируют желание ребёнка достигнуть успехов. Но на самом деле этого никогда не происходит, единственное, чего можно добиться такими методами, это ненависть со стороны ребенка. Даже если родителям не нравятся увлечения ребенка или школьнику не даются какие-то предметы, это не повод для оскорблений. Постоянный прессинг не способствует развитию, а глубже загоняет ребёнка в пучину комплексов и неуверенности. Рекомендуем озгнакомиться,

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА - РЕАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕНЫХ МЕЧТАНИЙ


Нередко ребенок для родителей становится инструментом реализации собственных желаний, поэтому с настойчивостью, достойной лучшего применения, они таскают чадо в балетную школу, на музыкальные курсы, в спортивную секцию или кружок математики, после чего также целенаправленно запихивают в технический ВУЗ или Иняз, не озаботившись тем, что ребенка это не привлекает. Девиз таких родителей звучит примерно одинаково «Я знаю, как лучше. Вот если бы мне в свое время предоставили такие возможности, я бы...». Дело в том, что ребёнок не клон родителей ꟷ он может иметь не только другие мечтания и стремления, но и другой склад характера, ума, таланты, более того, ценности нового поколения кардинально отличаются от ценностей поколения родителей, поэтому реализовывая собственные мечты, такие родители губят мечты своего чада.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, и как часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители?

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение своих детей в различных ситуациях? А можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы все учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями, женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.

На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. . А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:

1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей, всего уклада жизни семьи, их личного примера.

2.Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 различных ошибок.

Часто встречающимися явились следующие ошибки:

На воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни.

Отсутствие единых требований и четкой линии воспитания.

Слепая, неразумная любовь

Единственный ребенок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи

У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким

Нетребовательность родителей к детям

Плохое представление о задачах и целях воспитания

Чрезмерная строгость

Поддержание недовольств ребенка школой, учителями

Деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести и стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения, отстранение детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

К сожалению, отрицательное влияние всех ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие нравственные качества подростка, в том числе и на его общественную активность. На учебные успехи особенно сильно влияет отсутствие единых требований родителей в воспитании. Там, где эта линия соблюдается, 61% детей успешно учится.

В большинстве случаев в результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность подростка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.

Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.

Ошибка первая.

Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания, угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать

Ошибка вторая.

Безразличие

« Делай, что хочешь, мне все равно» , - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья.

Слишком много строгости

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею.Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

Ошибка четвертая.

Детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это не по силам»

Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Гиперопека –излишняя забота о ребенке, приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая.

Навязанная роль

«Мой ребенок – мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно, дети- самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети! У них должны быть свои друзья, свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая.

Денежная

«Больше денеглучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая.

Наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Ошибка восьмая.

Слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Ошибка девятая.

Ваше настроение

«Не лезь - видишь у меня плохое настроение»

Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми.

Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая.

Слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени », - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, подросток всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании .

Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью - люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало. Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-нибудь, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне.

Устранение ошибок семейного воспитания.

Осуществление помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической

Проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями

Проведение классных часов с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации

Контрольные посещения на дому для определения уровня и степени признаков неблагополучия

Проведение диагностических методик по данной проблеме

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Уважать права ребенка на собственное мнение

Не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Существует несколько моделей правильного семейного воспитания.

  1. Ситуация авансирования доверием , когда доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. В семье создаются условия для выражения доверия со стороны родителей.
  2. Ситуация непринужденной принудительности - это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника
  3. Модель семейного воспитания, когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок.
  4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти их нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит прежде всего от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности.

Л.Н.Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок- это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие. Вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими.


V.3. Типичные ошибки семейного воспитания.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с "трудными" подростками и их семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный стиль , когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были,. Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль , когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль , при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Так, в этом отношении показателен пример повеления мамы Димы С., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет, стремится ни на минуту не выпускать его из виду.

После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задаст подростку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на улицу. Мальчик растет хмурым, необщительным, замкнутым. Всегда смотрит исподлобья, напоминает затравленного зверька, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанностей, озлоблен.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом вес доступные средства воздействия - от убеждения до административно-уголовного принуждения, защищающего ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль . В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, "садятся на голову", возникают ситуации из известной басни Крылова "А Васька слушает, да ест". От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.



К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам, их окрашивающим, требуются постоянное внимание и немалый "труд души" для их своевременного восстановления, иначе однажды закравшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъедают теплоту родственных отношений, становятся необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятными последствиями, В том случае" если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. Американские психологи, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение к семье, к детям .

В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.

При проведении судебно-психологических экспертиз автору приходилось встречаться с такого рода несовершеннолетними, совершившими жестокое преступление и проявлявшими полное безразличие, равнодушие к своим жертвам, к страданию своих родных и даже к собственной судьбе. У истоков формирования подобных тяжелейших дефектов эмоциональной сферы стояла, как правило, чрезмерно авторитарная мать, которая немало по своему вложила сил и энергии в воспитание сына. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

Вопрос о физических наказаниях детей, который однозначно решается в условиях школьного воспитания, не находит, увы, такого простого и однозначного ответа в семье. Повышенная эмоциональность в отношениях родителей и детей выражается как в проявлениях нежности, поцелуях, поглаживаниях, так и в вспышках гнева, шлепках, одергиваниях и прочем. Как пишет в своей книге "Нестандартный ребенок" известный психотерапевт Вл. Леви, "еще вопрос, что предпочтет ребенок: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый божий день слушать бесконечный крик". То есть автор допускает возможность физического наказания в семье, но при этом в категорической форме запрещает родителям:

Шлепать детей младше 3 лет (обобщенная реакция, подавление активности, невроз страха, угроза развитию);

Наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии посторонних и особенно сверстников (публичное унижение);

Наказывать с применением силы за любую вину девочку старше 10 лет и мальчика старше 14 лет (новое качество психики);

Угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх (ремень, палка, линейка, сковородка);

Причинять боль и страх каким-либо иным насильственным действием (выкручиванием ушей, щипком) - это уже из области садизма;

Наказывать хладнокровно, без гнева: рассудочная экзекуция абсолютно недопустима;

Систематически угрожать наказанием .

Эти советы полезно помнить и родителям, и тем, кто вынужден исправлять дефекты семейной педагогики и их печальные последствия.

Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей в лучших школах еще до того, как ребенок переступает их порог. Так, в свое время В. А. Сухомлинский начинал педагогическое просвещение молодоженов на этапе, когда они только готовились к появлению ребенка.

В воспитательно-профилактической работе с функционально несостоятельными семьями особенно важна своевременность и слаженность действий всех звеньев профилактической системы, умение найти подход не только к "трудному", но и к его родителям.

На практике нередко случается, что вместо того, чтобы выступать единым фронтом, семья и школа занимают по отношению друг к другу открыто непримиримую позицию, что в конечном счете только осложняет положение подростка. Такая настороженность, непонимание в отношениях возникают в результате тога, что учитель становится источником только отрицательных эмоций у родителей, источником лишь неприятной информации о поведении их ребенка. Все это приводит к тому, что постепенно родители избегают всякого общения, взаимодействия со школой.

Важнейшим условием успешной работы по оздоровлению условий семейного воспитания "трудных" является взаимоуважение и доверительность в отношениях родителей и тех, кто пытается помочь им в преодолении затруднений в воспитании, в установлении здоровой домашней атмосферы.

Общественному воспитателю, инспектору, учителю при установлении доверительных отношений с родителями полезно опираться на рекомендации психологов, в частности, специально разработанную Л. Б, Филоновым методику установления доверительных отношений между людьми в процессе общения }