Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Физиологические и анатомические особенности ребёнка. Возрастные анатомо-физиологические особенности

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ДОУ)

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания.

Процесс роста и развития ребенка происходит по определенным принципам, то есть имеет некоторые общие для всех детей закономерности .

1. Неравномерность процесса роста и развития. (Если динамику роста и развития ребенка отобразить в виде графика, то получится ступене-образная кривая с участками интенсивной и замедленной динамики).

Так, за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 47%, за второй год – на 13%, за третий – на 9%.

В периоде полового созревания отмечается скачок роста, а в возрасте 18-20 лет увеличение длины тела прекращается.

2. Неравномерность процессов развития отдельных органов и систем.

3. Половые различия процессов роста и развития.

4. Генетическая и средовая обусловленность процессов роста и развития.

5. Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды)

Организм ребенка характеризуется особенностями ,

1.анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);

2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;

3. интенсивный рост и развитие детей;

4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.

В индивидуальном развитии ребенка (онтогенезе) выделяют 7 периодов созревания:

1. Период новорожденности – 1 - 10 дней.

2. Грудной период – 10 дней - 1год.

3. Раннее детство – 1 - 3 лет.

4. Первое детство – 4 - 7 лет.

5. Второе детство –

мальчики – 8 - 12 лет.

девочки – 8 - 11 лет.

6. Подростковый период

мальчики – 13 - 16 лет.

девочки – 12 - 15 лет.

7. Юношеский период –

юноши – 17 - 21 год.

девушки – 16 - 20 лет.

Анатомо-физиологические особенности детского организма.

Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем - мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.

Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.

Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.

Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы , следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем - мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.

Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.

Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.


Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей является важной задачей как педиатров, так и гигиенистов.

Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется в ходе медицинских осмотров.

Частота проведения медицинских осмотров определяется возрастом ребенка.

В течение первого года жизни оценка его состояния здоровья осуществляется ежемесячно.

В возрасте 1-3 лет состояние здоровья детей оценивается каждые 3 месяца.

В дошкольном возрасте медицинские осмотры проводят 2 раза в год, а в школьном возрасте – ежегодно.

Для оценки здоровья детей и подростков предложено использовать как минимум четыре критерия :

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности.

3. Уровень функционирования основных систем организма.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям.

Выделяют пять групп здоровья детей.

Первая группа - здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.

Вторая группа - здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа - больные в состоянии компенсации. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Четвертая группа - больные в состоянии субкомпенсации. Это дети с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

Пятая группа - больные в состоянии декомпенсации. Это дети, больные тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации (обострения), со значительным снижением функциональ­ных возможностей.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для детей, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Эти дети нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня;

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются для этих детей врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают лечебную и профилактическую помощь, в соответствии с име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские учреждения, где с учетом особенностей патологии проводится лечение и воспитание.

Кроме этого, в зависимости от группы здоровья детей и подростков распределяют по 3 группам физического развития по отношению к занятиям физкультурой и спортом.

В 1 группу физического развития входят дети 1 и частично 2-ой группы здоровья. Занятия физкультурой детей данной группы осуществляются в соответствии с утвержденными нормативами для данного возраста, без ограничений физических и температурных нагрузок.

Ко 2-ой группе физического развития относят детей частично 2-ой и в основном 3-ей группы здоровья. Занятия физкультурой осуществляются с некоторыми ограничениями физических нагрузок.

В 3-ю группу физического развития входят дети 4-ой группы здоровья. Занятия физкультурой проводятся со значительными ограничениями физических нагрузок.

Развитие детей

Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физическо го, умственного и функционального развития.

Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и со циального благополучия, это отражено в материалах Всемир ной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивает ся по определенным законам и не является копией взрослого человека.

Различают биологический и паспортный возраст человека.

Весь генетический материал закладывается в однойедин ственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, росто весовых показателях, особенностях внутренних органов, пси хического и интеллектуального развития.

Ростовесовые показатели отражают биологический возраст ребенка.

Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:

1)этап внутриутробного развития эмбриона — первые 12 недель беременности;

2) этап развития плода;

3)неонатальный период — от 0 до 28 дней;

4)грудной возраст — с 3—4й недели жизни до 12 месяцев;

5)преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;

6)дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;

7)период младшего школьного возраста — с 7 до 12 лет;

8)период старшего школьного возраста — с 12 до 16 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особен ности.

Характеристика внут риутробного периода

Первый (эмбриональный) период характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш пре вращается в плод с органами и системами. На 1й неделе эмбрио нального развития происходит деление клеток, на 2й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3—4й неделе образуются сегменты тела, а с 5—8й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8й неделе масса плода составляет 1 г, а длина — 2,5 см.

Во втором периоде, когда появляется питание плода через пла центу, образуется система кровообращения. На 18й неделе появ ляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани.

По мере роста и развития плода формируется пищеваритель ная система. Глотательные движения появляются на 14й не деле, на 17—20й неделе плод выпячивает губы, с 28—29й не дели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8й неделе, на 13—14й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В первом триместре беременности воздействие неблагоприят ных факторов способно вызвать выкидыши, внутриутробную смерть плода или рождение ребенка с грубыми пороками разви тия, часто несовместимыми с жизнью.

В периоде с 12й по 18ю неделю жизни в связи с плацен тарным кровообращением воздействие неблагоприятных фак торов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение диф ференцировки тканей.

После 22й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внутриутроб ной жизни, особенно это касается органов дыхания.

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных систе мах и органах плода, являются: патология плаценты, приводя щая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, сифилис и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несба лансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения ро дов. Если происходит нарушение родового акта, могут возник нуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психиче ское здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития по роков плода, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сер дечнососудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нерв ной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дау на и др.

Наиболее опасными сроками формирования пороков разви тия являются:

1)для мозга — от 30го до 150го дня беременности;

2)для сердца — 30й, для конечностей — 45—70й дни;

3)для мужских половых путей — 110—160й дни;

4)для женских половых путей — 130—170й дни внутриутробного развития.

Неонатальный период, или период грудного возраста

Этот этап продолжается со времени появления ребенка на свет и продолжается до 28го дня жизни, подразделяясь на два периода: ранний и поздний.

Ранний период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 8го дня жизни.

Второй период — с 8-го по 28-й день.

В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существо вания вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начи нают функционировать малый круг кровообращения, пище варительный тракт, ребенок начинает питаться молоком мате ри. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий тем пературный режим.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд при способительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гипе ремией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3—4й день отпадает оста ток пуповины.

В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптацион ные процессы в организме ребенка.

Грудной возраст

В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное разви тие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 ме сяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудно го вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происхо дит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппа рат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраи вается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность го ловы — на 12 см, окружность груди — на 13—15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, раз виваются статические функции: ребенок начинает держать го лову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году — ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, го ворит первые осмысленные слова.

Особенности преддошкольного (ясельного) возраста (с 1 года до 3 лет)

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. В этом периоде уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличи вается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расши ряются двигательные возможности, усложняются психологиче ские навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразным.

Особенности дошкольного периода (с 3 до 7 лет)

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов на растания массы тела, изменяются его пропорции, начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их коли чество до 28—30.

Интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совер шенствоваться координация движений, проводится подготов ка к школьному обучению.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет)

В этом периоде происходит полная смена молочных зубов на постоянные. Все анатомофизиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мел ких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые на выки. Следует отметить, что в этом возрасте формируется мы шечная система.

Старший школьный возраст (12—16 лет)

Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестрой кой эндокринной системы. Происходит быстрое половое со зревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем — у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдель ных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эн докринной системы.

В этом возрасте полностью формируется характер. Этот пе риод считается трудным периодом психологического развития.

Каждому ребенку свойственен свой путь развития, завися щий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов.

Основными отличительными особенностями ребенка яв ляются его рост и развитие.

Физическое развитие детей — это комплекс морфофункцио нальных характеристик организма. Для контроля за физическим развитием необходима оценка изменений размеров тела, тело сложения, мышечной силы и других показателей.

В соответствии с периодами детства отмечается неравно мерность нарастания тех или иных показателей. После рожде ния происходит постоянное снижение темпов нарастания от дельных показателей.

В одном возрасте доминируют процессы роста, а в другом — процессы развития различных органов.

Масса тела

Доношенный ребенок при рождении весит от 2500 г до 4000 г. После рождения у детей отмечается физиологическая убыль в ве се, которая не должна быть выше 8% от массы тела ребенка. Наибольшая потеря массы тела происходит на 4—5й день, но к 10му дню жизни ребенок имеет те же показатели, что и при рождении. Причинами снижения массы тела после рождения ребенка являются:

1)потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки;

2)потери жидкости с первородным калом и мочой;

3)снижение поступления жидкости в организм.

Раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию, про исходит компенсация потери жидкости ребенком.

После физиологической потери массы начинается ее интен сивная прибавка, она составляет по 25—30 г в сутки. Нараста ние массы тела к концу года достигает 10—15 г в сутки.

Вес ребенка в первые 6 месяцев жизни можно определить, сложив массу тела при рождении + 800 x n, где n — число ме сяцев первого полугодия жизни.

С 6 месяцев до года масса тела ребенка равна:

вес при рождении + (800 x 6) + 400(n - 6), где n — возраст ребенка в месяцах.

Масса тела с 2 до 11 лет равна:

10,5 + 2n, где n — возраст ребенка до 11 лет.

n x 5 - 20, где n — возраст ребенка.

Существуют и другие формулы определения массы тела в раз личном возрасте:

c 2 до 5 лет — 19 - 2(5 - n);

с 6 до 11 лет — 19 + 3(n - 5);

с 12 до 16 лет — 5n - 20.

Более точная оценка массы тела производится по таблицам. Особенно ценными являются центильные таблицы. Практи чески использовать эти таблицы просто и удобно. Интервалы, которые располагаются около средних показателей, оцени ваются как более высокие или низкие, чем средние. Если пока затель попадает в зону 3—10 или 90—97%, следует обратить на это внимание, проконсультировать и обследовать ребенка.

Методика измерения массы тела ребенка. Массу тела изме ряют на механических или электронных весах. Сначала взве шивают пеленку ребенка, а затем — самого ребенка. Массу тела ребенка старше двухлетнего возраста измеряют утром натощак на специальных медицинских весах.

Вес является очень неустойчивым показателем физическо го развития детей.

Рост ребенка

Рост ребенка — величина стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Считается, что рост ребенка можно из мерить только тогда, когда ребенок способен стоять. До этого все измерения проводят лежа, и эта величина носит название длины тела.

Рост ребенка является отражением его физического разви тия. На процесс роста влияет множество факторов. Он зависит от питания ребенка, от обеспечения организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществнут риентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витами нов и др. На рост влияют и наследственные факторы. Кроме этого, рост ребенка регулируется гормонами, определяющими рост костнохрящевой ткани. К ним относятся: гормон щито видной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, по ловые гормоны.

Больше всего ребенок растет во время утреннего сна. Подвиж ные спортивные игры стимулируют рост. Рост ребенка также зависит от его пола.

С возрастом интенсивность роста снижается. В детстве темп роста ребенка различен. Внутриутробно отмечается самый быст рый рост. На первом году жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см. С 1 года до 5 лет темпы роста снижаются, с 8— 10 лет наступает период некоторого замедления роста. В этом периоде девочки обгоняют в росте мальчиков, а через 2—3 года рост мальчиков превышает рост девочек. Далее следует период выраженного ускоренного роста, связанный с выработкой по ловых гормонов. Ребенок перестает расти, как только устанав ливается должный уровень половых гормонов.

Отдельные части скелета увеличиваются в размерах неравно мерно. Рост человека происходит в основном за счет удлине ния ног. После рождения высота головы увеличивается вдвое, длина тела — в 3 раза, длина рук — в 4 раза, ног — в 5 раз.

На рост влияет и время года, наиболее интенсивно рост уве личивается в весеннелетний период.

Определение роста. Длина маленького ребенка определяет ся с помощью сантиметровой ленты или горизонтального рос томера. Для точного определения длины тела голова ребенка должна касаться стенки, где находится нулевая отметка. Рука ми надавливают на колени ребенка, и к ступням приклады вают шкалу ростомера.

Старших детей измеряют вертикальным ростомером. Следу ет обращать внимание на то, чтобы тело было выпрямлено, руки опущены вдоль туловища, колени разогнуты, стопы сдвинуты. Во время измерения ребенок должен касаться планки затылком.

Расчет длины тела ребенка до 1 года производят ежекварталь но. В каждом месяце первого квартала ребенок прибавляет по 3 см, всего — 9 см за квартал; во втором квартале — по 2,5 см за каждый месяц, итого — 7,5 см за квартал, в третьем квартале — по 1,5—2 см в месяц — 3,5—6 см за квартал, в четвертом кварта ле — по 1,5 см в месяц — 4,5 см за квартал (см. табл. 1).

В возрасте менее 4 лет рост ребенка можно рассчитать по формуле:

100 см - 8(4 - n),

где n — число лет.

При расчете роста в возрасте старше 4 лет используют сле дующую формулу: 100 + 6(n - 4),

где n — число лет.

Рост ребенка от 2 до 5 лет равен:

130 - 7n (для детей моложе 8 лет);

130 + 5n (для детей старше 8 лет),

где n — число лет.

Более точно отклонения в росте определяются по центиль ным таблицам.

Окружность головы ребенка

Окружность головы имеет большое значение. Отклонения в размерах черепа могут говорить о микроцефалии, макроце фалии и гидроцефалии, которые свидетельствуют о патологии центральной нервной системы. При рождении окружность го ловы равна 34—36 см. К году этот размер увеличивается на 10 см. В 6 месяцев окружность головы равна 43 см. На каждый не достающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый после дующий месяц прибавляют 0,5 см.

За второй год окружность увеличивается всего на 2 см, на третьем году — на 1 см. В дальнейшем окружность головы уве личивается еще медленнее, а после 6 лет увеличивается на 5— 6 см в год (см. табл. 2).

Измерение окружности головы. Окружность головы изме ряется наложением сантиметровой ленты по межбровной точ ке, сзади — по затылочной точке.

Окружность груди у ребенка


Окружность груди дает представление о поперечных разме рах тела ребенка. Она показывает степень развития грудной клетки. При рождении окружность груди составляет 32—34 см. В 4 месяца окружности груди и головы равны, затем рост окруж ности груди опережает рост окружности головы.

Ориентировочно окружность грудной клетки можно рассчи тать по формуле:

1) до 1 года: до 6 месяцев на каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см; после 6 месяцев к 45 см нужно прибавить по 0,5 см на каждый последующий месяц;

2) с 2 до 15 лет: до 10 лет окружность груди равна — 63 — 1,5 (10 - n), где n — число лет до 10; для детей старше 10 лет — 63 + 3(n - 10), где n — возраст детей старше 10 лет, а 3 см — среднее увеличение окружности груди у детей старше 10 лет.

Измерение окружности грудной клетки производится наложением ленты спереди по среднегрудным точкам, а сзади — под углами лопаток, причем обследуемый сначала поднимает руки в стороны на уровень плеч, затем руки опускаются, и лен та соскальзывает и ложится на углы лопаток. Необходимо, что бы лента плотно прилегала к телу, но не препятствовала глубо кому вдоху.

Сначала измеряют окружность груди в паузе, при этом реко мендуется громко посчитать до 5. Затем определяют окружность груди на максимальном вдохе, а затем — в момент максимального выдоха. Все три измерения проводят при одномоментном нало жении сантиметровой ленты. Экскурсией грудной клетки назы вается разница между максимальным и минимальным замерами.

Окружность грудной клетки характеризует объем тела, раз витие дыхательных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Пропорции тела ребенка

У новорожденного соотношение длины головы и туловища составляет 1: 4, у взрослого — 1: 7 или 1: 8.

Имеются индексы, которые применяются при контроле про порциональности физического развития ребенка. Это, к приме ру, индекс Чулицкой, который определяется следующим обра зом:

3 окружности плеча + окружность бедра + окружность го лени (норма — 20—25 для грудного ребенка). Снижение индек са свидетельствует о недостаточности питания ребенка.

В практике применяется определение соотношения между верхним и нижним сегментами тела. В периоде новорожденно сти это соотношение составляет 1,7: 1, в периоде полового со зревания — 1.

Поверхность тела ребенка

Чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверх ность тела. У новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, у взрослого — только 0,02 м2.

Для детей с массой от 1,5 кг и более:

S =(4 m x 7): (m + 90)

где m — масса тела.

Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,47 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

С возрастом у детей старше 1 года имеет место определен ное соотношение отдельных частей тела:

1) голова и шея — 9%;

2) верхние конечности, каждая — 9%, обе — 18%;

3) нижние конечности, каждая — 18%, обе — 36%;

4)туловище: передняя поверхность — 18%;

5)задняя поверхность — 18%;

6)общая поверхность — 6%.

Физическое развитие ребенка является одной из составных частей здоровья. Оно обозначает уровень и гармоничность раз вития, которые получаются путем антропометрических изме рений, а также их оценкой в соответствии с возрастом и полом ребенка. Для этого используются таблицы с сигнальными от клонениями (или центильными рядами).

Считается, что ребенок, отстающий в росте и массе тела, характеризуется как ребенок с медленным темпом роста. Счи тается, если масса тела и окружность грудной клетки соот ветствуют росту, физическое развитие является гармоничным. Если масса тела или объем грудной клетки не соответствуют данному росту и полу, необходимо в каждом конкретном слу чае найти причину дисгармоничного развития и устранить ее.

Особенности психомоторного развития ребенка

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.

Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1)соматовегетативный, или первые два года жизни;

2)психомоторный, или 3—6й годы жизни;

3)этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;

4)аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1)пищевых — сосательного, хоботкового и др.;

2)опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

3) опоры автоматической ходьбы — переступает;

4)рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

5)хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

2) в 4 месяца узнает маму;

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

5) в 3 года знает свое полное имя;

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).




Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1)знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

2)если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;

3)при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

Внутриутробный этап индивидуального развития продолжается от момента зачатия до рождения ребенка, продолжается в среднем 270-280 дней, начиная с первого дня последнего менструального цикла женщины. Первая фаза — эмбрионального развития — длится от образования зиготы до 2 мес, характеризуется закладкой и органогенеза большинства органов и систем. Действие тератогенных факторов в этот момент вызывает формирование грубых анатомических и диспластических пороков развития (эмбриопатий). с 3-го до 7-й недели принято считать критическим периодом развития плода.

Вторая фаза — плацентарного, или фетального, развития — длится от 3-го месяца до рождения ребенка и делится на два подпериода: ранний и поздний. Ранний фетальный подпериода (до конца 28-готижня) характеризуется интенсивными процессами дифференцировки и созревания всех тканей. Различные вредные воздействия на организм матери могут приводить к развитию пороков внутриутробного развития, которые будут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). При инфекционных заболеваниях матери, таких как грипп, краснуха, цитомегалия, вирусный гепатит и т.д., в этой фазе возникают не пороки развития, а пролиферативные реакции соединительной ткани, т.е. циррозы и фиброзы. Совокупность изменений плода, возникающие в этот период под влиянием неблагоприятных факторов, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный подпериода продолжается с 28-й недели беременности до родов . Неблагоприятные факторы, действующие на плод в этот период, могут приводить к рождению ребенка с функциональной незрелостью и внутриутробной гипотрофией. При воздействии на плод инфекционных агентов возникает типичный инфекционный процесс с проявлениями, характерными для того или иного возбудителя. В поздний фетальный период обеспечиваются процессы депонирования многих микронутриентов (солей кальция, железа, меди, витаминов и др.), потребность в которых в послеродовой период не удовлетворяется материнским молоком.

Отдельно выделяют интранатальный этап , который начинается с появления регулярных схваток и заканчивается перевязкой пуповины (2-18 час.), И перинатальный этап, состоящий из поздний фетальный, интранатальной и ранний период новорожденности (с 28-й недели беременности до 7 -го дня жизни ребенка). При прохождении ребенка через родовые пути возможны такие травмы: родовая опухоль, кефалгематома, внутричерепная родовая травма, переломы костей, повреждения периферических нервов и т.д.. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пуповинного кровообращения и дыхания.

С момента рождения ребенка начинается период новорожденности (неонатальный период), который длится 28 суток и делится на ранний и поздний подпериода.

Ранний под период новорожденности продолжается в течение первых 7 суток
. Это самый ответственный период по приспособлению ребенка к новым условиям жизни, который имеет ряд особенностей. В частности, через перекрытие путей внутриутробной гемодинамики начинается функционирование малого круга кровообращения и легочного дыхания. Изменяется энергетический обмен и терморегуляция. С этого момента организм ребенка переходит на энтеральный характер питания. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже небольшие изменения окружающих условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья ребенка. Для этого периода характерны состояния, которые отражают адаптацию ребенка к новым условиям: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половая кризис и проч.

Для этого периода характерна морфологическая незаконченность строительства и функциональная несовершенство многих органов и систем. В коре головного мозга процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому ребенок находится в состоянии разлитого торможения (спит на протяжении 20-22 ч). Среди желез внутренней секреции преобладает функциональная активность надпочечников и щитовидной желез. Иммунная система новорожденного ребенка характеризуется пониженной фагоцитарной и бактерицидной активностью лейкоцитов, низким уровнем факторов комплемента, низким содержанием ИgМ и ИgА (особенно секреторного). В этот период обнаруживают врожденные аномалии развития , родовые травмы, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного и др.. Также на этот период приходятся проявления родовой травмы, интранатальной асфиксии, внутриутробного инфицирования, синдрома дыхательных расстройств подобное. Первые дни жизни ребенка является своеобразным критическим периодом в налаживании энтерального вскармливания.

Поздний подпериода новонародженности длится 21 день и характеризуется тем, что резистентность организма ребенка еще очень низкая, а полная адаптация к внеутробной жизни еще не закончился, поэтому различные неблагоприятные факторы могут легко вызвать отклонения в развитии ребенка. В этой связи очень важным является налаживание режима и вскармливания новорожденного, соблюдение матерью правил ухода за ребенком. В этот период могут проявляться многие заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного периода. Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего зрительного. Начинается развитие координации движений, образования условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

Продолжается до 1 года жизни и характеризуется очень интенсивной физической, нервно-психическим, моторным, интеллектуальным развитием ребенка. До 4-б мес жизни наблюдаются максимальные темпы роста длины и массы тела ребенка. При этом длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела — втрое. Ребенок начинает самостоятельно говорить, ходить, выражать свои желания.
, предотвращение ее заболеваемости на данном этапе и в будущем очень важным является налаживание рационального вскармливания, которое должно надлежащим образом обеспечить высокую потребность в основных пищевых ингредиентах и ​​энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного развития ребенка и функциональной незрелости ЖКТ приводит к развитию заболеваний, связанных с дефицитом или нарушением обмена тех или иных веществ (дефицитные анемии, рахит, гипотрофия, пищевая аллергия).

Дети грудного возраста более склонны к генерализации воспалительного процесса, общей реакции в ответ на раздражение, что объясняется усиленным ростом и дифференцировкой мозговой ткани, морфологическим и функциональным ее несовершенством, повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Этим объясняется возникновение судорог, явлений менингизма, токсикоза на фоне респираторных вирусных заболеваний, кишечных инфекций, пневмоний.

С 4-го месяца жизни у ребенка наблюдается склонность к различным инфекциям (отиты, пневмонии, септические состояния), что связано с ослаблением пассивного иммунитета и запоздалым созреванием клеточных и гуморальных факторов иммунной системы.

Пред дошкольный период длится от 1 до 3 лет жизни. Характеризуется быстрым совершенствованием всех функциональных систем с некоторым снижением темпов физического развития, но интенсивным нарастанием мышечной массы. Стремительно развивается двигательная активность, в связи с чем повышается опасность травматизации ребенка. Познавания окружающего мира осуществляется с помощью всех возможных анализаторов, чаще полости рта (опасность аспирации инородных тел и отравлений). К концу 2-го года жизни заканчивается прорезывание зубов, формируется лимфоидная ткань носоглотки, наблюдается окончательное дифференцировки нервной системы, формируются устойчивые анализаторни-синтетические функции коры головного мозга. Происходит интенсивное развитие интеллекта, значительное усложнение трудовой деятельности, появляется способность к абстрактному восприятию. Для этого возраста характерны становление и быстрое совершенствование языка.

Среди заболеваний и патология органов дыхания, чаще встречаются детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш и др.).

Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявления, четко очерчиваются черты характера и поведения, поэтому воспитание в этот период становится главным элементом ухода за ребенком. В педагогике этот период называют «периодом упущенных возможностей», имея невнимании неправильные приемы воспитания.

Дошкольный период
(от 3 до 7 лет жизни) является периодом, когда ребенок посещает детский сад. В это время происходит первое физиологическое вытяжение, когда нарастание массы тела несколько замедляется, четко увеличивается длина костей. В 5-6-летнем возрасте начинается замена молочных зубов на постоянные. Достаточной зрелости достигает иммунная система. Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется игровая деятельность. В поведении проявляется половая разница мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы и увлечения. Развиваются тонкие навыки: умение ездить на велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, рисовать. Обладая хорошей памятью, дети склонны в этот период к чрезвычайно легкого запоминания и перевода стихов, сказок, усвоения иностранного языка.

Среди патологии преобладают , болезни органов дыхания.

Младший школьный период охватывает возраст от 7 до 12 лет жизни . У детей заканчивается морфологическое дифференцировки клеток коры головного мозга, особенно двигательной участка, и формирование периферического иннервацийного аппарата. Характерное не неустойчивое равновесие процессов возбуждения и торможения. Кора головного мозга доминирует над подкорковой участком и его вегетативными функциями. У детей этой возрастной группы начинает проявляться четкая половой диморфизм физического развития. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Молочные зубы полностью меняются на постоянные. Значительно растет мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

Среди патологии в этот период преобладают , почек, нервной системы, нарушение осанки и изменения со стороны органа зрения. Существенно увеличивается количество детей с избыточной массой тела и ожирением.

Период старшего школьного возраста, или полового созревания, начинается с 12-летнего возраста. Для девочек это период бурного полового развития, а для мальчиков — его начало. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез. Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем. Происходит интенсивное психическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление к самоутверждению.

Среди патологических состояний наибольшее значение имеют психоневрозы , функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и др.), дисфункции эндокринных желез (явления гипертиреоза, ожирение и др.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной , работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени - быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии - на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n), от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n - число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц - 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц - 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц - 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам - утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков - от 13,5 до 15,5 лет, у девочек - от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек - в возрасте 16-25 лет.

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n - число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).

2. Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n - число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 - 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди - параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:

а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n - число лет (до 10); 63 - окружность груди 10-летнего ребенка, см;

б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n - возраст детей (старше 10), 3 - среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей - наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого - только 0,02 м 2 .

Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м 2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:

1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:

S = (4M+7)/(M+90),

где М - масса тела.

В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе - до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м 2 , на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

3. Для детей 10-17 лет:

где n - возраст ребенка, годы.

С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):

голова и шея - 9 %;

верхние конечности: каждая - 9 %; обе - 18 %;

нижние конечности: каждая - 18 %; обе - 36 %; туловище: передняя поверхность - 18 %; задняя поверхность - 18 %; общая поверхность - 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей - ниже среднего, а в пределах 75 - 90 центилей - выше среднего, от 10 до 3 центилей - низкий, а от 90 до 97 центилей - высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени - на 15-30%, III степени - более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % - паратрофией II степени, более чем на 50 % - паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация - ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.