Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Что делать c нервным ребёнком. Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с непослушанием своих детей. Необходимо выявить причину и следствие капризов и истерик своего чада. Чаще всего исправить поведение ребенка можно, но только изменив принципы воспитания.

Нервозное состояние малыша подразумевает повышенную возбудимость, поведенческие изменения периода сна и бодрствования, истеричность, частое раздражение.

Общение с капризным ребенком бывает весьма трудным.

Родителям сложно оставаться спокойными, когда на любую просьбу ребенок реагирует истерикой. Но больше всего такое поведение приносит вред самому малышу.

Нервные дети не способны адекватно общаться с ровесниками, радоваться жизни и беззаботно играть.

Ученые и врачи считают, что неправильное воспитание в самом раннем возрасте является причиной проявления неврозов у детей.

Между плохим поведением ребенка и его нервным состоянием имеется прямая связь. Очень сложно выявить истинного виновника ситуации. И родители, и сами дети косвенно влияют друг на друга.

К основным причинам детского непослушания можно отнести :

  • Привлечение внимания взрослых
  • При недостатке ласки и заботы, ребенок инстинктивно начинает провоцировать родителей на яркое проявление эмоций.

    Детский мозг сразу замечает, что при совершении какого-либо проступка, родители моментально обращают все свое внимание на него.

  • Излишняя опека над детьми


Ребенок, который окружен постоянным контролем и запретами, не может быть самостоятельным.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения и расширить зону свободных действий, малыш начинает проявлять непослушание.

  • Обиды ребенка , даже самые незначительные на взрослый взгляд, оставляют неизгладимый след в его душе
  • При сильных ссорах родителей, при необдуманном обмане ребенка или при неправильном поведении окружающих, у детей может возникать желание отомстить.

  • Расстройство малыша , когда он не может самостоятельно выполнить что-то задуманное
  • Особенно это касается вещей, легко выполняемых другими.

  • Утрата уверенности в себе
  • При частых унижениях и одергиваниях ребенка, придирках и наставлениях, при отсутствии похвалы и добрых слов, самооценка малыша сильно снижается. Сравнение с другими детьми также негативно влияет на психику.

  • Нездоровая семейная обстановка
  • При частых ссорах родителей, криках и оскорблениях, увеличивается тревожность маленьких членов семьи, развивается замкнутость и проявляется непослушание.

  • Недостаток словарного запаса и неправильное выражение эмоций
  • Маленьким детям бывает сложно правильно выразить свои мысли и чувства.

  • Наличие психических расстройств и патологий нервной системы .
  • Модель детского поведения тесно связана с психоэмоциональным развитием. Только при серьезных неврологических заболеваниях можно считать непослушание болезнью.

    Во всех остальных случаях, капризы и истерики малыша должны побудить родителей пересмотреть свои методы воспитания. Если вы подозреваете, что есть гиперактивность, проконсультируйтесь с детским неврологом, он сможет определить, есть ли нарушения в вашем случае.

    В следующем материале мы расскажем в чем заключается .

    Причины и симптомы детских неврозов

    Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

    Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада.

    Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

    Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

    Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

    Мнение эксперта

    Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период.

    Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

    К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся :

    • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.
    • Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

    • Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.
    • Либо частое перевозбуждение нервной системы.

    • Отсутствие внимания и родительской заботы.
    • Жесткость и излишняя строгость воспитания.
    • Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
    • Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

    Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

    Первые симптомы, свидетельствующие о наличии заболевание нервной системы :

    • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
    • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
    • Кашель
    • Речевые проблемы (заикание)
    • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
    • Сложности во взаимодействии с людьми

    Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

    Мнение эксперта

    Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

    Практикующий психолог муниципальной женской консультации

    С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

    В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

    Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

    Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

    Нервный тик у ребенка: признаки и причины

    Нервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

    По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

    У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

    Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

    Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

    Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные .
  2. Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

  3. Моторные .
  4. Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

  5. Вокальные .
  6. К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления :

  • Локальные
  • При действии только одной группы мышц.

  • Множественные
  • Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

    Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

    Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка?

    Да Нет

  • Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
  • Психоэмоциональные проблемы.
  • Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
  • Наследственная предрасположенность.
  • В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

  • Чрезмерная усталость.
  • Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

  • Травмы и новообразования головного мозга
  • Патологии нервной системы
  • Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей» или «Общаться с ребенком. Как?»

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога — Людмилы Петрановской: «Если с ребенком трудно» и «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» . Эти книги — настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Лечение нервного тика

Появление у ребенка нервного тика должно насторожить родителей. Необходимо обратиться к врачу, если наблюдаются следующие признаки:


Для эффективного лечения нервного тика необходимо создание благоприятной и спокойной домашней обстановки, организация правильного распорядка дня, длительные прогулки, занятия спортом, сбалансированное питание.

В качестве народных средств используют травяные отвары: ромашку, пустырник, валериану, боярышник.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Лечение заболевания зависит и от возраста. У детей от 3 до 6 лет течение болезни будет непредсказуемым. Даже при выздоровлении и исчезновении симптомов, необходимо ежедневно контролировать состояние ребенка, вплоть до окончания подросткового возраста.

Появление тика у малышей в возрасте до 3 лет особенно опасно. Такое возможно при наличии серьезных заболеваниях.

Тики, возникшие у детей от 6 до 8 лет, легче всего поддаются лечению, и обычно больше не проявляются.

Воспитание нервных детей

Эффективное лечение неврозов у детей может быть осуществлено только в комплексном взаимодействии врача и родителей.

Специальные виды терапии, медикаментозное лечение и помощь взрослых помогут избавить малыша от нервного расстройства.

Ребенок перестанет испытывать робость и стеснение, станет более активным и жизнерадостным.

Работа родителей в данном вопросе очень важна. Необходимо обеспечить комфортную окружающую обстановку для ребенка, выяснить причины нервных срывов.

Зажатый в строгие рамки воспитания ребенок должен получить свою долю самостоятельности. Не стоит контролировать каждый шаг малыша. Каждая мама должна правильно расставить приоритеты по времени.

Можно выделить определенный час или два в день, когда она полностью будет сфокусирована на общении со своим ребенком.

Обязанностью каждого родителя является воспитание нормального, психологически здорового ребенка. Гармоничная и спокойная обстановка позволит вырастить из малыша человека со здоровой нервной системой.

Кризисы у детей

Проблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.
  2. Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

  3. От 2,5 до 3 лет.
  4. Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

  5. От 6 до 7 лет.
  6. Этот период тесно связан с походом первый раз в школу. Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни.

  7. После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

«Трудные» дети

В определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

  • Спокойствие родителей в любой ситуации – залог успеха
  • Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка?

    Нет Да

    Ровный и спокойный тон взрослых даже при наказании ребенка имеет большое значение.

  • Необходимо следить за тем, чтобы ребенок всегда понимал причину наказания
  • Хороший пример для ребенка – лучший метод воспитания
  • Своим примером можно убедить малыша делать так, как правильно.

    Слова «делай так, как я говорю» не действенны для детей. Поведение крохи всегда является отражением поведения родителей.

  • Всегда нужно внимательно слушать ребенка, особенно в более старшем возрасте (после 10 лет)
    Дети уже могут аргументировать свои поступки, а родители должны дать понять, что обсуждение проблемы всегда возможно.
  • Дети должны понимать, что после любого действия будут последствия
  • Важно проговорить их, чтобы малыш усвоил.

    При контроле над своим поведением и регулярном анализе ситуаций непослушания, родители легко могут справиться с воспитанием детей.

    Доктор Комаровский о непослушных детях

    Как утверждает известный доктор Комаровский, правильное и несгибаемое поведение взрослых, последовательность и их принципиальность, позволяет исправить даже самого непослушного и шумного ребенка.

    Стойко выдержав детские истерики, и не поддавшись на манипуляцию, малыш вскоре поймет, что добиться криком он ничего не сможет.

    Воспитание детей – это сложный процесс, требующий полной отдачи от всех членов семьи. Грамотное и доверительное построение взаимоотношений, спокойствие и терпение родителей, позволят перевоспитать даже самого непослушного и раздражительного малыша.

    Всем привет! С вами Андрей Добродеев и сегодня поговорим, что делать если ребенок нервный и непослушный?

    Довольно часто родители на приеме у психолога жалуются на своих детей,

    говорят, что у них очень плохое поведение, я бы сказал:

    «Неправильное поведение» , что они через чур грубы со своими родителями, легко раздражительны, плаксивы, часто впадают в истерики.

    Вот именно об этом давайте сегодня и поговорим 🙂

    Сразу хочу отметить, что не все «Трудные дети» больны и нуждаются в каком-то специальном лечении, просто есть родители, которые неправильно относятся к воспитанию и доводят их до нервного состояния. Читая статью дальше, вы поймете, о чем я сейчас говорю.

    Итак, поехали…

    Нервный ребенок, признаки.

    1. Нервные дети много двигаются, их привлекает абсолютно все, НО ненадолго!

    Пример: Ребенок взял игрушку в руки и тут же ее выкинул; сел смотреть мультики и через мгновение занялся другим делом; попросил, чтоб ему рассказали сказку, но не стал слушать ее до конца.

    2. Много говорят. Задают вопросы, но не дожидаются ответа.

    3. При усталости, а также при появлении нового человека становятся особенно возбужденными (могут начать кричать во все горло).

    4. Дети могут страдать нервным тиком, заиканием, энурезом, бессонницей (разговоры во сне, плач и частые просыпания). Иногда даже возможна анорексия (потеря аппетита).

    Почему ребенок становится нервным и непослушным? Основные причины.

    Причина №1. Ребенок перенес ряд заболеваний или ушибы головы (если родители отнесутся к этому неправильно, то такое поведение может закрепиться). С такими детьми нужно реже ходить в гости, не нужно долго находиться на праздниках, им нужна спокойная домашняя обстановка.

    Причина № 2. Когда родители сами становятся причиной того, что ребенок стал нервным и непослушным. Сейчас я об этом более подробно расскажу.

    Пока я готовил материал к этой статье я насчитал целых 5 пунктов, о которых и пойдет речь дальше:

    — Излишнее беспокойство за своего ребенка;

    — Противоречие между родителями в воспитании;

    — Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы;

    — Детские страхи и не понимания родителей.

    Итак, сейчас я быстро пробегусь по каждому из этих пунктов и в конце отвечу на главный вопрос данной статьи.

    Родители — это главная причина!

    Излишнее беспокойство. Чтоб было более менее понятно, давайте приведу пример: Мальчик Вася (4 года) стремится к самостоятельности, сам хочет одеваться, кушать и другое. Родители бояться за него (обольешь себя, разобьешь кружку, неправильно оденешь штаны и т. д.). Через чур ограничивают ребенка. А что происходит с ним? Ребенок естественно начинает протестовать, нервничать и если это происходит долгое время, то не к чему хорошему это не приведет.

    Авторитарность родителей. Родители постоянно все запрещают ребенку без особых объяснений (почему, зачем). Что происходит с ребенком? Он обижается, боится родителей, становится забитым, несамостоятельным. А некоторые дети становятся лживыми и неискренними.

    Противоречие между родителями в воспитании. Когда один родитель (мама) говорит так, а другой (папа) совсем по-другому. Папа постоянно держит ребенка в «Ежовых рукавицах» (шаг вправо, шаг влево – расстрел), сказал так нужно сделать, значит нужно так сделать и точка!

    Мама нежит ребенка и во всем ему потакает, НО когда ребенок не слушается ее она шантажирует отцом: «Я все отцу расскажу, давай делай как я сказала!»

    В этом случае дети растут не такими как хотелось бы, они безвольны и раздражительны. В присутствие отца они «ходят по струнке», а когда его нет, грубы с матерью и совсем перестают ее слушаться (или все наоборот).

    Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы. Дети очень сильно переживают за родителей, развод сильно влияет на психику ребенка. Со временем ребенок становится нервным, агрессивным, непослушным и т. д.

    Детские страхи и не понимания родителей. Здесь я повторяться не буду, так как уже есть большая статья на эту тему, прочитать ее вы сможете .

    Я думаю, прочитав мою статью до этих слов, которые сейчас читаете, вы получили ответ на свой вопрос, что нужно делать если ребенок нервный и непослушный! В основном ребенок становится нервным и непослушным из-за неправильного воспитания родителей, если вы узнали себя, то задумайтесь и попробуйте немного поработать над своим отношением к воспитанию ребенка и все у вас будет хорошо!

    Ну, а если это не поможет, то обратитесь к специалисту.

    На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

    С уважением, Андрей Добродеев

    Здравствуйте дорогие родители неуправляемых детишек! В эфире Саша Богданова...

    У вас тоже дома бегают маленькие «монстрики» кусающие маму и папу и вы не знаете что делать? Не спешите хвататься за ремень! Давайте лучше поговорим о том, что делать если ребенок нервный и непослушный.

    Хочу дать вам несколько советов, следуя которым вы уже очень скоро забудете какими острыми могут быть зубки ваших малышей и узнаете как это приятно, когда дети обнимают вас и говорят — «я люблю тебя, мамочка!»

    Но для начала давайте попробуем разобраться в причинах такого поведения.

    Часто мамочки откровенно сходят с ума от собственных детей. Постоянная усталость, не полноценный сон, быт, а ко всему еще и детские истерики, которые напрочь лишают сил.

    Конечно в таком состоянии бывает сложно даже попытаться понять что с ребенком, почему он кричит и плачет. Точнее сказать, в таком состоянии вообще сложно что-либо понимать.

    Представьте такую ситуацию: вечер, ребенку пора спать, у вас еще масса дел, а неугомонный малыш всё никак не засыпает... дерется, «грызет» братика или сестру, нервничает, психует, бросает игрушки на пол, короче полных хаос......

    — Мама, я не хочу спать!! Нет! Не буду! Отстань! Я тебя ненавижу!!

    Что часто отвечают родители на это?

    — А ну марш в постель!! А то я тебе…...

    Во-первых! Совершенно не допустимо так разговаривать с ребенком! Об этом чуть позже.

    Во-вторых...

    Как вы думаете, чего так бурно добивается малыш? Почему он кричит, плачет или даже дерется?

    Да, можно конечно сказать что, например:

    1. Малыш устал
    2. Может кушать хочет
    3. Или у него болит что-то
    4. и тд...

    Но причины, по которым ребенок ведет себя «не адекватно» намного глубже. Главный двигатель агрессии в детях — это сами родители!

    Причины агрессий и истерик у малышей: что мы — родители делаем не так

    Давайте рассмотрим возможные причины непослушаний, истерик и агрессий у детей и попробуем найти выход из ситуации, которая сводит с ума всю семью.

    • Отсутствие уважения в семье
    • Родители не авторитет для детей
    • Никто не говорит спасибо и никого не хвалит
    • Нет родительской поддержки
    • Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия
    • В доме слишком шумно — все кричат
    • Шантажировать нельзя, поощрять нужно
    • Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра
    • Ребенок не чувствует себя значимым и любимым
    • Нет времени на общение с детьми
    • Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

    И так... а теперь давайте по порядку и более подробно разберем все наши родительские недочеты.

    Отсутствие уважения в семье: критика и унижения — как цель быть лучше других

    Папа не уважает маму, мама не уважает папу и оба они не уважают детей, а дети отвечают им тем же. В чем это проявляется?

    Всем наплевать на желания и потребности других. Каждый думает только о собственном комфорте и о собственных достижениях, а всё что делается в доме, воспринимается как должное или что еще хуже — критикуется.

    Вот такая например ситуация...

    — Да от чего ты устала? Ты же весь день сидишь дома и ничего не делаешь! Подумаешь борщ сварила! И к тому же не вкусный... Лучше я детей в кафе свожу, хоть поедят нормально...

    Таким высказыванием отец проявляет неуважение ко всему что делает жена и дети начинают вести себя с мамой также. Или другая ситуация... Муж построил будку для Тузика — любимца детишек, а жена ему:

    — Это что, будка?? Руки у тебя из одного места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Выбрось этот ящик на помойку... Поехали, детки, в магазин, я нормальный домик куплю для вашей собачки...

    Т.е. родители пытаются завоевать уважение детей за счет унижения друг друга. А соответственно и дети будут относиться к ним также...

    Родители не авторитет для детей:

    Прежде всего маме и папе нужно стать одной командой, а не противоречием друг друга.

    Т.е. если мама, например, говорит что кексы можно будет кушать после супа, а папа игнорирует это правило и дает малышу сладкое, то авторитет мамы в глазах ребенка теряется.

    Значит в следующий раз малыш не будет её слушаться. А зачем? Папа же разрешает...

    Или наоборот... папа категорически против гаджетов за ужином, а мама подаёт их вместе с пирогом, лишь бы все сидели за столом спокойно. Вот вам пожалуйста — прощай авторитет отца!

    И это, друзья мои, огромная проблема, с которой многим родителям очень сложно справиться.

    Научитесь действовать сообща, решайте вместе что лучше для ваших детей!

    Вы никогда не хвалите детей и не говорите им спасибо

    Всё что делается другими — никак не ценится, никто не говорит «спасибо» и никто никого не хвалит.

    Ну и пусть борщ был не таким вкусным как хотелось бы, а будка для Тузика не похожа на коттедж из журнала. Скажите друг другу «Спасибо!» и похвалите!! Тоже самое касается и отношения к детям.

    Малыш нарисовал для вас рисунок, он старался, вкладывал любовь в каждую черточку, а вы ему:

    — Что-то не похоже это на цветок, мазьня какая-то...

    Представляете что чувствует малыш слыша такие слова? И не удивляйтесь потом если он назовет ваши пирожные какашками и выкинет их в мусорное ведро.

    Всегда хвалите ребенка, даже если у него не очень получается что-то делать. И всегда говорите «спасибо».

    Нарисовал рисунок? Скажите что вам очень нравится и повесьте произведение на самое видное место! Скажите что вам очень приятна такая забота малыша, ведь он хотел вас порадовать.

    Убрал за собой игрушки? Скажите ребенку какой он молодец что сам всё сложил, что он очень помог вам этим и тд.

    Поддержка родителей важна для ребенка всегда и везде

    Важно поддерживать своих малышей всегда и во всём. Нравится ребенку рисовать? Поддержите его в этом, предложите обучение в художественной школе, скажите что у него всё получится!

    Или просто разделите с ним это увлечение и рисуйте вместе с ним.

    Видите что у сына или дочки плохое настроение? Поинтересуйтесь что с ним, что его тревожит, почему ему грустно. Спросите чем вы можете ему помочь.

    Покажите ребенку что он всегда может на вас положиться, что вы никогда не оставите его наедине с проблемой. Ребенок должен знать что мама и папа — это его опора всегда и везде!

    Агрессивное отношение к детям или ребенок — ваша копия

    К сожалению многие родители до сих пор используют гестаповские методы воспитания. Т.е. применяют физическое насилие к детям, бьют их и жестоко наказывают.

    Не нужно хватать ремень и другие предметы чтобы ребенок начал вас слушаться. Ваша «сила» — это на самом деле ваша слабость! Вы не можете справиться со своими эмоциями, так чего тогда требуете этого от ребенка?

    Показывая малышу свою «силу», вы учите его быть слабым, т.е. в будущем он будет копировать вас. Он будет бить вас, брата, сестру, детей на площадке, а потом скорей всего и своих детей.

    Научитесь сначала справляться с собой, а потом уже беритесь за воспитание детей!

    Почему он меня не слышит, ведь я так громко на него кричу?

    Почему-то многие родители уверенны что если они будут очень громко кричать на непослушного ребенка, то он обязательно перестанет плакать, истерить и немедленно начнет их слушаться — это первая и пожалуй самая главная ошибка!

    Если вы хотите понять что с вашим крохой... Ведь хотите же? Тогда перестаньте кричать на него откуда-то сверху. И вообще перестаньте кричать! Малыш вас не услышит даже если вы громче полицейской сирены орать будете.

    И более того, чем громче кричите вы — тем громче надрывает свой голос малыш!

    И так... как же всё-таки понять что с ребенком, как добиться ответа от неуправляемого «монстрика»?

    Для начала успокойтесь... И никакой агрессии на ребенка!

    Первое что нужно сделать – это обратить внимание ребенка на вас.

    — Солнышко, посмотри на меня... почему ты плачешь?

    • Ты устал?
    • Кушать хочешь?
    • Или ты хочешь чтоб я тебе сказку почитала?

    (только не сыпьте на него все вопросы сразу, дайте малышу услышать вас)

    И не ждите мгновенного ответа. Скорее всего какое-то время ребенок будет продолжать кричать, плакать, драться и тд. Терпение вам в помощь.

    Дайте понять ребенку что он важен для вас, что вы его любите. А если и накричали на него, то объясните почему это произошло.

    Обнимите ребенка и тихо, спокойно продолжайте спрашивать, задавайте наводящие вопросы. Постепенно диалог наладится.

    Продолжая обнимать погладьте по спинке, детки это любят) Малыш успокоится и расскажет вам обо всём, что его тревожит. Пусть на своем ломаном детском языке или вообще жестами, если совсем маленький, но расскажет.

    И помните...

    Ребенок – это ребенок и часто он просто не способен понимать чего хочет! Помогите ему...

    Еще как вариант - говорите в утвердительной форме, если точно знаете причину внезапного каприза, например если уверенны что он голоден, то прямо скажите:

    — «Ты хочешь кушать, поэтому плохо себя чувствуешь!». Скорей всего доверчивый малыш согласится с вами, покушает и успокоится.

    Даже если ребенку всего 2-3 года, не стоит разговаривать с ним как с пупсиком, который не понимает ваших слов. Он хоть и малыш совсем, но поверьте понимает вас! А мнение «да что он понимает, он еще маленький» очень даже ошибочное!

    Шантажировать нельзя, поощрять нужно

    Такой метод воспитания как шантаж не работает также как крик, ремень и прочее. Вы говорите ребенку что лишите его любимой игрушки, если он не поест.

    Давайте рассмотрим ситуацию по-другому...

    По каким-то причинам вам не хочется сейчас кушать. Может вы хотели бы съесть что-то другое, чего сейчас нет или просто нет аппетита. Ок, вы не поели... значит должны непременно себя наказать!

    Выбросите свой ноутбук или tv в окно — вы наказаны!

    А вот поощрять какие-либо поступки малышей будет очень полезно. Например, ребенок периодически помогает вам убирать после ужина посуду со стола. Во-первых, не забывайте говорить спасибо и хвалить его, а во-вторых, за помощь можете чем-то наградить малыша. К примеру новой игрушкой или походом в парк.

    Если сегодня нельзя, значит нельзя и завтра

    Часто родители сами путают детей. Расскажу как я по сей день борюсь с этим.

    С самого рождения я приучаю детей к тому, что на окне стоять нельзя... на подоконнике в смысле. Нельзя ни с мамой ни с папой ни тем-более одному. Никогда нельзя!

    Что делает папа? Он с первых месяцев ставит ребенка на подоконник, так он отвлекает его от чего-либо, успокаивает. А все мои попытки объяснить почему так нельзя воспринимаются с насмешкой...

    Если вы говорите ребенку что этого нельзя делать, значит нельзя всегда — и сегодня и завтра и послезавтра!

    А если сегодня вы разрешаете стоять ему на окне, а через год скажете что залазить туда нельзя, то ребенок вас просто не поймет.

    — Как это, вчера было можно, а сегодня стало нельзя?? Но почему? Наверно родители что-то путают, пойду залезу... ведь всегда же было можно(!) — вот что будет думать малыш.

    И это касается всего! Нельзя — означает нельзя!!!

    Ребенок не чувствует себя значимым и любимым

    Я не исключение и тоже делаю ошибки. Так, например, когда у меня родилась младшая доча, старшая ни только осталась без внимания (так она чувствовала), но и вообще потеряла свою значимость в семье.

    И хоть мне тогда казалось что я делаю всё, чтобы она чувствовала себя по-прежнему любимой, но как теперь понимаю — делала я далеко не всё... Ей меня не хватало((

    И от этого очень грустно((И хоть сейчас я уже понимаю свои ошибки и стараюсь всячески их исправить, время то прошло. А можно ведь было избежать обид ребенка........

    Очень часто такое происходит при появлении еще одного малыша в доме. И здесь важно дать понять старшим что их никто не разлюбил. Что они также важны для вас, как и раньше.

    А чтоб они чувствовали себя значимым, можно попробовать приобщать их к заботам о младшем.

    Даже такая мелочь, как просьба принести чистый подгузник — даст ребенку уверенности в том, что он важен. Скажите что без него вы бы не справились и опять же не забудьте сказать спасибо.

    Также потерять свою значимость ребенок может тогда, когда рядом с мамой появляется новый мужчина. Для ребенка это вообще равно предательству. Отсюда и агрессия и истерики и часто всё это может закончится .

    Много причин по которым малыш может чувствовать себя не нужным и не любимым, здесь нужно смотреть конкретную ситуацию и разбирать что откуда.

    «Меня не любят!» — так дети говорят когда им не хватает вашей любви и это логично. Вы безумно любите своего ребенка и вам непонятно почему он этого не чувствует, но так часто бывает.

    Поэтому... Как можно чаще говорите детям что любите их. Всегда говорите, каждый день, каждое утро, каждый вечер....... а ни только в день рождения и то только в открытке!

    Когда вы открыты перед детьми, когда не стесняетесь выражать свои чувства и глядя в глаза говорите «я люблю тебя», поверьте, ребенок ответит вам тем же. От своих детей я слышу эти слова очень часто и это очень приятно)

    Детский час — время для детей

    Важно не только говорить о любви, но и проявлять её. Что такое любовь к ребенку? Это не новая игрушка или вкусный ужин. Это ваше внимание!!

    Мы часто говорим что нам некогда, у нас работа, заботы, хлопоты, но на самом деле время найти можно и нужно! Выделить хотя бы пару часов в день для детей думаю не сложно.

    Уберите подальше телефоны, выключите телевизоры и всё остальное, отдайте всё своё внимание детям. Полепите с ними, порисуйте или просто поговорите. Расскажите какую-нибудь интересную историю из своей жизни или почитайте книгу.

    Не важно что вы будете делать, важно что в этот момент вы целиком и полностью для детей!!!

    Также можно привлекать детишек к вашим делам. Например вы готовите ужин, попросите детей помочь вам, например помыть картошку или достать огурец из холодильника, перемешать салат и тд.

    Если мальчикам это не интересно, то можете им предложить привезти в любимом грузовичке необходимые вам продукты, уверена такая игра им понравится.

    Таким образом вы и дела сделаете и дети не без внимания!

    Гиперопека, тотальный контроль над ребенком

    Даже когда, на первый взгляд, в семье всё хорошо, все друг друга уважают и мама с папой действуют как единая команда, оберегают детей и заботятся «как надо», ребятишки всё равно кричат, истерят и плачут.

    «Почему?» спрашивают себя родители.

    Мама и папа не дают и шагу ступить без их контроля, не позволяя малышу развиваться как самостоятельному человеку. К чему это приводит?

    Ребенок начинает бояться делать самостоятельные шаги, а истериками он пытается добиться того, чтоб за него решили все проблемы, даже такие, как например — поднять с полу упавший кубик или взять со стола стакан воды.

    Позволяйте своим деткам самостоятельно решать свои «глобальные» проблемы. Более того, с самого раннего возраста необходимо приучать малышей к тому, что у них кроме потребностей, есть еще и обязанности.

    Таким образом они не будут требовать от вас бегать перед ними «на задних лапках». Об избалованных детках мы более подробно поговорим в отдельной статье.

    Итог всего сказанного

    Любите детей, хвалите почаще, поддерживайте их, уделяйте внимание и никогда не показывайте плохих примеров!

    На этом, друзья, буду заканчивать. Не маленькая такая статья получилась, но уверенна что я еще не всё сказала, тч если есть вопросы или какие-то мысли на эту тему, то жду ваших комментариев.

    Кстати! Есть очень хорошая книга автора Элизабет Пэнтли: «Дисциплина без наказаний и крика! » — как привить своим детям послушание без нервотрепки, скандалов и плача! Рекомендую!

    Всегда с вами, Саша Богданова

    Непослушный ребенок – это одна из проблем, с которой сталкиваются наиболее часто родители в процессе воспитания детской личности. В определенный момент взрослые начинают отмечать, что их чадо отказывается подчиняться, не исполняет просьбы или приказания взрослых родственников либо выполняет частично. Создается впечатление, что детки специально делают наперекор, а если и выполняют поручения, то из-под палки.

    Непослушный ребенок причины подобной манеры поведения могут лежать в стилях коммуникативного взаимодействия и моделях воспитательного воздействия, используемых родителями. Ведь именно стиль воспитания и общения формирует направленность личности малыша в целом и уровень его послушания. Сегодня, прежде всего, отцы тяготеют к авторитарной воспитательной модели, представляющей собой активное подавление волевой сферы крохи. Такая модель поведения напоминает дрессировку, так как не преследует цели объяснить малышам, зачем им необходимо выполнить какие-либо действия. Это ведет к появлению напряженности в детско-родительских взаимоотношениях, следствием которого может являться детское непослушание.

    Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь крохе в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.

    Непослушный ребенок 2 года

    Приблизительно до двухлетнего возраста проблема детского непослушания практически не встает перед взрослым окружением. Ведь на этом этапе малыш взаимодействует с мамой, в большей степени, а также еще не ощущает себя самостоятельной личностью. Уже после преодоления крохой двухлетнего рубежа у него начинают появляться действия, которые заключаются в проведении проверки на прочность границ родительского терпения и запретов.

    Подобные действия не должны пугать родителей. Также не следует думать, что с ребенком что-то не так. Просто кроха идет путем развития.

    В детском непослушании есть и приятные моменты. Ведь если дети не слушаются и различными способами пытаются противодействовать родителям, то это означает, что растет сильная личность, способная проявлять волю и отстаивать собственные позиции. И если на данной ступени детского формирования родители смогут стать авторитетами для них, то малыши вырастут самодостаточными и самостоятельными личностями. Здесь нужно понимать, что завоевание авторитета не базируется на запугивании детей. Приобретение авторитета перед детьми строится на понимании и партнерском коммуникативном взаимодействии. Малыша можно вынудить совершить то, что требуют родители. Однако без понимания, зачем необходимы подобные действия, дети будут их совершать исключительно в родительском присутствии, а в их отсутствии, будут поступать так, как им заблагорассудится.

    По мнению большинства специалистов, именно в двухлетнем возрасте начинает образовываться личность, а уже в трехлетнем возрасте малыш обладает полноправным «Я». Вследствие этого довольно важно не проглядеть критический момент, в противном случае, корректировать огрехи воспитания потом будет невероятно сложно.

    Как воспитывать непослушного ребенка, что делать, когда он закатывает , чтобы добиться немедленного исполнения всех его «хочу». Одним из методов выхода из затруднительной ситуации, вызванной детской истерикой, является метод отвлечения малыша. С этой целью можно его чем-то заинтересовать при этом, сохраняя полное спокойствие. Родительское поведение при первой истерике, учиненной чадом, должно быть следующим – спокойное реагирование и стойкость. Не стоит идти на поводу . При повторении истерики, слез и воплей будет значительно меньше, ведь малыш помнит, что первый раз взрослые не пошли ему на уступки. Повторная истерика является своего рода проверкой, действительно ли он не может при помощи такого способа влиять на родителей. Поэтому в случаях повторных истерик так важно вести себя уравновешенно и не поддаваться на детские провокации и уловки.

    Родителям необходимо уразуметь, что их чада, в некотором смысле, как хамелеоны. Так как при аналогичных ситуациях, но в присутствии разных взрослых лиц, дети будут вести себя неодинаково. Часто можно встретить семью, в которой малыши с мамой пререкаются, а папины распоряжения выполняют беспрекословно и с первого раза.

    Таким образом, взрослым надлежит понимать, что детское непослушание, которое проявляется в двухлетнем возрасте, может являть собой всего лишь попытку испытать твердость родителей или прощупать границы позволенного. Поэтому родительское поведение должно быть последовательным, слаженным (то есть все взрослые лица, принимающие участие в воспитательном моменте, должны вести единую стратегию) и стойким к детским истерикам.

    Непослушный ребенок 3 года

    Детское развитие протекает скачкообразно. Первый скачек приходит на трехлетний возраст малыша и знаменует начало кризисного этапа, который заключается в перестройке отношений с взрослым окружением и с реальным миром. Данный период довольно сложен для малышей. Ведь они растут, следовательно, изменяются и становятся неуправляемыми. Характерной чертой кризисного этапа является детский негативизм, который представляет собой детское несогласие с родителями. Другими словами, малыши к любым предложениям или родительским просьбам добавляют частицу «не». Если родители стали замечать, что в разговоре малыша все чаще проскальзывает слово «нет» на обычную просьбу, то это является первым критерием появления трехлетнего кризиса. Так, например, кроха любит прогулки на улице, но когда мама предлагает пойти ему погулять, он отвечает «нет» или родительница зовет его кушать, а он отказывается, хотя голоден. Такое поведение свидетельствует о негативизме, то есть о возникновении .

    Обычно данный период может иметь продолжительность приблизительно 3-4 месяца при грамотном родительском поведении, после чего кроха становится более управляемой. Если же на данном этапе родитель будет оказывать давление на малыша при этом, отрицая его волю и устремленность к самостоятельности, то негативизм может стать его характерной чертой и во взрослой жизни.

    Детское непослушание в кризисные периоды необходимо воспринимать в качестве развития маленькой личности. Проявление непослушания следуют принимать с радостью, ведь это свидетельствует, что маленький человечек растет и развивается. Однако это не означает, что взрослые лица должны шагать на поводу ребяческих капризов и подчиняться любым требованиям собственных чад. Нужно дать малышам понять, что взрослые их слышат и понимают, но выполнить требования на данный момент не могут.

    Непослушный ребенок причины могут лежать в недостатке внимания, борьбе за власть, проявлении характера.

    Причиной непослушания ребенка 3-х лет выступает недостаток родительского внимания. Детское непослушание в этом случае может быть являться поведенческой стратегией с целью привлечения внимания родителя. Ведь для детей лучше отрицательное внимание родителей, чем вообще никакое.

    Соперничество за власть с взрослым окружением также является распространенным фактором, провоцирующим возникновение детского непослушания. Малыш 3-х лет начинает выяснять, кто же главенствует в семейных отношениях. В этом случае непослушание выражается в форме открытого неповиновения. Непослушный ребенок не находится на кризисном этапе, просто желает, чтобы все происходило исключительно таким образом, каким хочется ему. Такое непослушание должно быть придушено на корню. Ведь малыш только тогда будет развиваться нормально, когда будет знать, что в семье главный родитель. Такое непослушание взывает к определению четких пределов дозволенного в семье.

    Согласно вышеизложенному, родителям необходимо стараться понять, что капризный, непослушный ребенок – это еще не трагедия, а всего лишь один из этапов формирования, через которые проходят абсолютно все малыши.

    Непослушный ребенок 4 года

    Детское непослушание, в большинстве случаев, служит основанием для родителей и иного взрослого окружения задуматься, что может являться причиной подобного поведения или что таким образом хотел сказать малыш. Итак, почему ребенок непослушный, что побуждает кроху вести себя именно таким манером?

    В четырехлетнем возрасте дети, обычно, уже успешно преодолели первый кризисный период трех лет. Родители вроде бы могут вздохнуть спокойно, но опять их чадо начинает проявлять непослушание. Родители не могут понять, что происходит и почему ребенок не слушается?

    Причина детского непослушания в четырехлетнем возрасте может заключаться, всего лишь, в дефиците внимания. Малыш таким способом стремиться показать, что ему нужны родители, что ему не хватает их.

    Еще одной типичной причиной детского непослушания может являться неудачный пример, в качестве которого может выступать либо реальный ребенок, добивающийся своих целей подобным поведением, либо мультипликационный герой, которому ребенок симпатизирует.

    Непослушный ребенок 4 лет требует от взрослого окружения проявления терпения и высокой стойкости. Нередко дети устраивают так называемые «концерты» на публике, чтобы получить желаемый результат. Ведь они понимают, что даже если их будут ругать за подобное поведение один родитель, то другой найдет причину, чтобы защитить его. Поэтому для коррекции детского непослушания очень важно, чтобы родители придерживались последовательности в воспитательной стратегии и соблюдали единые требования. Другими словами, либо все взрослое окружение малыша хвалит его за определенное действие, либо, наоборот, ругает.

    Дети, особенно, в столь маленьком возрасте, нуждаются в похвале. Поэтому не жалейте добрых слов в отношении собственного чада. Однако при этом необходимо учитывать, что излишняя похвала может привести к совершенно противоположному результату, вследствие чего вырастет не самодостаточная личность, а эгоцентрированная с завышенным чувством самооценки. Поэтому кроху нужно хвалить не за его внешность или игрушки, а за действительные хорошие поступки. Чем больше взрослое окружение будет хвалить малыша за его хорошие поступки, тем еще больше он будет стараться. А в случае появления любых разногласий относительно воспитательных моментов между родителями, их следует обсуждать так, чтобы малыш не слышал.

    Как воспитывать непослушного ребенка 4-х лет? Воспитание непослушных детей предполагает следование основным правилам. Самое главное правило заключается в запрете на потакание всем детским «хочу». Другими словами, не следует подчиняться неоправданным и капризным требованиям чада, в противном случае, у него в голове отложится данный механизм исполнения его желаний, вследствие чего в дальнейшем будет намного сложнее побороть в нем подобное поведение. Также нельзя использовать в качестве воспитательной меры крик. Так как это бесполезно и может спровоцировать лишь плач или усиление истерики.

    Не рекомендуется обсуждать детское поведение в кругу взрослых лиц в присутствии самого виновника такого обсуждения. Четырехлетнему крохе необходимо объяснить требуемые правила поведения, при этом тон беседы должен оставаться спокойным.

    Непослушный ребенок 6 лет

    Почему ребенок непослушный в шестилетнем возрасте? Потому что он приближается к наступлению еще одного кризисного этапа. Дети начинают пытаться регулировать собственное поведение в соответствии правил. Ране покладистые, они внезапно начинают предъявлять различного рода претензии на особое отношение к собственной персоне, внимание к себе. Их поведение делается вычурным. У малышей, с одной стороны, появляется в поведении некоторая демонстративная наивность, раздражающая взрослое окружение вследствие того, что интуитивно воспринимается ими как неискренняя. С другой стороны, ребенок кажется слишком взрослым, так как предъявляет к взрослым лицам собственные нормы.

    Для детей распадается целостность и . Поэтому данный этап характеризуется наличием утрированных форм поведения. Ребенок не может управлять собственными чувствами (не контролирует эмоциональные проявления, не умеет их сдерживать). Ведь прежние формы поведения уже утеряны для него, а новые еще не приобретены малышом.

    Базальной потребностью этого этапа становится уважение. Любой ребенок обнаруживает претензии на уважение собственной персоны, на отношение, как к взрослому лицу, на признание собственного суверенитета. В случае, когда такая потребность не удовлетворяется, невозможно выстраивать с данной личностью отношения, основанные на понимании. Дети открыты для понимания исключительно при условии того, что их уважают.

    В шестилетнем возрасте малыши начинают учиться удовлетворять собственные потребности физического и духовного характера способами, которые для них и их окружения будут приемлемы. Трудности в изучении новых представлений и норм поведения могут спровоцировать возникновение неоправданных самоограничений и сверхнеобходимого . Э. Эриксон утверждал, что дети на данном этапе устремлены к быстрейшему обнаружению таких поведенческих форм, которые помогут им включить в социально приемлемые границы собственные желания и интересы. Он сформулировал сущность конфронтации формулой «инициатива наперекор чувству вины».

    Поощрение детской самостоятельности способствует формированию их интеллектуальной сферы и инициативности. В случаях, когда проявления детской независимости постоянно сопровождают невезения или детей подвергают излишне строгим наказаниям за какие-либо проступки, может появиться преобладание чувства вины над устремленностью к независимости и ответственности.

    Капризный, непослушный ребенок в 6 лет может появляться вследствие несоответствия родительского отношения желаниям и потенциалу детей. Именно поэтому родителям следует подумать об обоснованности всех запретов и необходимости предоставить чаду немножко больше свободы, для выражения его самостоятельности.

    Также желательно изменить собственное отношение к ребенку. Ведь он уже не та маленькая кроха, которой был раньше. Поэтому нужно внимательно относиться к его суждениям и позициям.

    Как справиться с непослушным ребенком 6-ти лет? Приказной тон в шестилетнем возрасте и нравоучения малоэффективны, поэтому необходимо постараться не заставлять ребенка, а воздействовать убеждениями на него, рассуждать и подвергать анализу вместе с ним возможные следствия его поступков.

    Нередко для улучшения детско-родительских отношений помогает обычный юмор в общении и оптимизм.

    Непослушный ребенок — что делать

    Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

    Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

    Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

    Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

    Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

    Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

    Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого , гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

    Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!

    Воспитание детей - искусство, которое молодые родители осваивают не сразу. Ошибки в этом процессе, на первый взгляд незначительные, порой приводят к серьезным негативным изменениям характера ребенка, которые после исправить очень тяжело. Особенно важно сразу разобраться в том, что делать, если ребенок нервный, непослушный и агрессивный. Если воспользоваться неверным решением, ситуация может существенно усугубиться.

    Причины детского непослушания

    Упомянутые выше негативные нюансы поведения не всегда ходят рука об руку, поэтому рассматривать предпосылки к ним и методы решения проблемы профессионалы рекомендуют отдельно по пунктам. В частности, непослушание ребенка может быть совершенно не связано с его нервозностью: оно характерно и тихим, замкнутым личностям. При этом именно нежелание малыша слушать то, что ему говорят, выполнять родительские просьбы, следовать установленным правилам и нормам - одна из самых частых проблем, посещающих молодых родителей.

    • По словам психологов, периоды наиболее ярко выраженного непослушания у детей приходятся на самый «юный» возраст, дошкольный, и на подростковый, когда происходит формирование психики.

    Причин такому поведению масса, но наиболее ярко выражены следующие:

    • Ребенок знает, что ему все сойдет с рук. Такое часто замечено за детьми, которых с первого дня окружили не просто заботой и любовью, а показали, что они - центр семьи, что ради них будет сделано абсолютно все. При этом кто-то из малышей будет пользоваться положением аккуратно, а кто-то проявит эгоистичную капризную натуру, выставляя «не хочу» и «не буду» на первый план и требуя с этим считаться. Нередко капризы демонстрируются не только дома, но и в общественном месте.
    • Ребенок не боится наказания. Причина даже не в возможной мягкости карательных мер, а в том, что произошла ситуация, обратная предыдущей. Если ребенок с детства не получает должной степени внимания, выделиться негативно (непослушанием, действиями наперекор и т. д.) - самый верный и очевидный путь, пусть даже за ним следует ссора с родителями.

    Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога для молодых родителей на этот период преимущественно заключаются в необходимости уделить внимание малышу. Однако ключевые проблемы решаются по-разному: недостаток тепла и ласки восполнить немного легче, чем разобраться с «вседозволенностью». Последняя требует показать ребенку, что его привилегированное положение в семье не равняется всеобщим ему поклонением. Умейте ему отказывать, но так, чтобы была понята причина Вашего «нет».

    Почему ребенок проявляет агрессию?


    Вопрос негативного отношения к окружающим в данном блоке рассматривается не через призму капризов и плохого поведения, а как невозможность мягко контактировать с людьми. Это могут быть скандалы с родителями, ссоры и даже драки со сверстниками и более старшими ребятами, постоянное противостояние с братьями/сестрами. Т.е. преимущественно неумение грамотно выстраивать общение, отсутствие должных коммуникационных навыков. При этом предпосылки к агрессии у детей дошкольного и младшешкольного возраста разнятся в зависимости от того, на кого она направлена.

    • Грубость по отношению к родителям (бабушки-дедушки тоже включены в эту категорию) преимущественно исходит из того, что ребенок не видит в них авторитета. Вновь причиной тому неправильное воспитание, «вседозволенность». При этом учитывайте, что авторитет - не диктатор, не деспот: эта роль зарабатывается уважением, а не поклонением.
    • Ссоры с братьями/сестрами могут быть также вызваны привилегированным положением малыша, который начинает ревновать родителей к другим детям. В больших семьях при разном отношении родителей к каждому из детей такое случается не реже, чем усиление эгоистичного начала у одинокого ребенка.
    • Ссоры со сверстниками, вплоть до драк, могут быть как обычным выяснением лидирующего звена и простым проявлением личностных качеств, так и следствием неумения контактировать с другими детьми.
    • Агрессия к окружающим в общественном месте вытекает из неправильного воспитания, в процессе которого ребенку не объяснили, что он не один во Вселенной и должен соблюдать установленные нормы.

    Читайте также:

    Отдельно стоит упомянуть появление агрессии в ответ на наказания. Зачастую она возникает в случае, когда ребенок не понимает причину такого поступка со стороны родителей, особенно если это рукоприкладство. Психологи советуют вызывать раскаяние у детей не грубой мерой, а через провокацию его самостоятельного осуждения собственного поведения. Это сложнее, чем ударить ремнем, но значительно действеннее.


    Психологи утверждают, что «нервный» и «трудный» - определения характера отнюдь не врожденные. В ребенке могут быть заложены определенные черты, но их развитие определено воспитанием. Кроме того, некоторые родители невольно дают определение «нервного» и «гиперактивного» детям, которые просто нуждаются в большей доле внимания, нежели остальные. Но помимо этого есть еще несколько внешних факторов.

    Основные признаки сильного нервного возбуждения:

    • плаксивость;
    • раздражительность и быстрая смена действий (сел читать, через пару минут выбросил книжку);
    • говорит, не слушая ответов;
    • при виде нового человека впадает в истерику или просто громко кричит;
    • бессонница.

    Одной из предпосылок к такому могут быть перенесенные травмы черепно-мозгового отдела. Явление временное, если физически состояние ребенка пришло в норму, и остались только психические проявления, которые нужно корректировать. Возраст в таком случае роли не играет.

    Менее серьезный (но одновременно и более) фактор - родители и воспитание. Психологи подразделяют этот блок на несколько ключевых групп:

    • Частые ссоры в семье, приводящие к психоэмоциональному напряжению ребенка (чем младше он, тем сложнее переносит разногласия между близкими, даже если слышит лишь отголоски скандала, а не является центральным участником). Сюда же относится развод.
    • Гиперзабота, которая выливается в постоянный контроль действий ребенка и проявление постоянного беспокойства. Малыш, который чувствует тревожность со стороны мамы/папы, сам неосознанно начинает бояться того же, теряя самостоятельность и уверенность в себе.

    • Сильное давление со стороны родителей. Наблюдается преимущественно у школьников, но возможно и в более раннем возрасте. В первую очередь это огромный круг обязанностей, наложенный на малыша не по возрасту, постоянные придирки, упреки, требования. Ребенок, находясь в состоянии перманентного напряжения, боится сделать лишний шаг, чтобы не получить выговор или даже просто не заметить неодобрение в глазах родителей.