Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Все о новорожденных развитие по месяцам. Развитие ребенка: новорожденный

Очень важным периодом в жизни новорожденного считается первый месяц жизни. Организм ребенка приучается существовать самостоятельно, запуская все необходимые процессы. И будущее здоровье крохи напрямую зависит от этих первых четырех недель. А основной задачей для мамы становится налаживание процесса кормления и правильное прикладывание малыша к груди или освоение кормления из бутылочки, если ребенок - искусственник. В этом случае происходит оптимальное и гармоничное развитие новорожденного по неделям, которое затрагивает все внутренние системы.

В 1 неделю абсолютно стерильный кишечник крохи понемногу заселяется различными микроорганизмами. На 1-3 сутки отходит меконий, который впоследствии сменяет обычный детский кал. Возможно возникновение мочевого криза из-за усиленной нагрузки, но все появляющиеся симптомы проходят на вторую неделю. Сужается круг и в системе кровообращения, перестраиваясь с плацентарного потока на малый. В связи с повышенной чувствительностью нервной системы малыша мамам рекомендуется сохранять спокойствие в любой ситуации и больше отдыхать.

Ошибочно считать, что груднички реагируют только на физические раздражители – они тонко чувствуют эмоциональный настрой окружающих. А естественной реакцией на происходящее станет громкий плач, который может стать причиной тремора. Это обусловлено недостаточным физическим развитием новорожденного и центра нервных окончаний.

В первую неделю хорошо развиты такие рефлексы, как:

  • поисковый;
  • сосательный.

Может наблюдаться желтушка, которая проходит спустя 10 дней, или покраснение кожи при плаче вследствие повышенного количества подкожных капилляров. Нередки резкие изменения температуры, связанные с нормализацией терморегуляции тела. Маме не стоит пугаться, если она увидит небольшое косоглазие у малыша, обусловленное недоразвитием мышц, которые удерживают глазное яблоко. Спустя время это неприятное явление обязательно пройдет.

2 этап

Ко второй неделе начинаются такие болезненные проявление работы пищеварительной системы, как кишечные колики. Количество опорожнений достигает 4-8 раз в сутки, а моча выделяется десятки раз в день. В развитии нервной системы наблюдается значительный прогресс в рефлексах:

  • плавательный;
  • рефлекс ходьбы;
  • рефлекс ползания;
  • защитный.

А некоторые груднички способны удерживать взгляд на движущемся предмете, что говорит о положительном развитии зрения. Кожа в области лица иногда покрывается белыми угрями из-за гормонов, которые закупоривают потовые железы. Не стоит переживать по этой причине или удалять угри, поскольку они исчезнут сами по себе к концу первого месяца. Заживает пупочная ранка, поэтому самое время начинать выкладывать малыша на животик.

Важно учитывать, что новорожденный еще не полностью контролирует температуру собственного тела , поэтому может перегреваться и переохлаждаться. И как следствие, возникает беспокойное поведение или обезвоживание.

3 этап

На всех этапах развития новорожденного самой чувствительной остается пищеварительная система. К неприятностям в виде колик может прибавиться срыгивание небольшого количества съеденного молока. Чтобы избежать этой проблемы необходимо наладить полноценную диету для мамы и правильно прикладывать малыша к груди. А после трапезы несколько минут подержать кроху «столбиком» и не спешить отправлять его в кроватку.

Что касается нервной системы, то грудничок совершает первые неуверенные движения головой в разные стороны. Но со временем они становятся более скоординированными и четкими. Ребенок начинает различать не только мамин голос, но и его эмоциональные оттенки и интонацию. А шум и посторонние звуки вызывают бурную реакцию, что свидетельствует о нормальном психическом развитии. Уже можно говорить о формировании индивидуального режима отдыха и питания, но и он еще подвержен небольшим изменениям.

Слезные протоки пока открыты не полностью, поэтому причиной волнений молодых мам может стать повышенное «слезотечение» у ребенка. Это вполне естественный процесс, а на 3 неделе глазки слезятся абсолютно у всех младенцев. Если же временный недуг не проходит или возникает по этому поводу тревога, можете посетить офтальмолога.

Не стоит переживать и из-за появления на голове у ребенка грубых корочек. Они образовываются на третьей неделе и успешно проходят, если за малышом установлен надлежащий уход. Можно применить специальный шампунь или размягчать корочки детским кремом, вычесывая их мелким гребешком.

4 этап

Если колики и будут продолжать мучить , то лишь в послеобеденное время, постепенно сходя на нет. На четвертой неделе малыш начинает осмысленно проявлять свое эмоциональное состояние смехом или задорным визгом. Новорожденный интересуется собственными частями тела и уверенно держит голову в положении лежа на животе. Он фокусирует взгляд на предметах, которые движутся, и различает основные линии предметов.

Среди развитых рефлексов на 4 неделе отмечены сосательный, хватательный и поисковый. Головка новорожденного все еще недостаточно круглая с «живым» родничком, поэтому желательно надевать легкую шапочку даже в помещении и беречь малыша от сквозняков. По прошествии 28 дней мамы отмечают колоссальные изменения в развитии ребенка, но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь лучшим учителем в первые дни жизни для любого малыша является мама.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Каждая семья счастлива, когда приносит ребенка домой из родильного дома. Однако вслед за радостью наступает и полоса волнений и вопросов: все ли в порядке с моим малышом, умеет ли он делать необходимое для своего возраста? Чтобы мама была уверена, что ее кроха правильно завязывает свои первые контакты с окружающим миром, ей важно научиться ориентироваться в этапах роста здорового ребенка. Критерии нормального развития, которые мы предлагаем, разработаны Мюнхенской академией раннего развития под руководством профессора Хелльбрюге и за много лет адаптированы к условиях Беларуси.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Для новорожденного типично общее согнутое положение туловища. Все конечности согнуты в суставах, голова лежит не прямо, а с наклоном в сторону. Дело в том, что ребенок вынужден был довольствоваться такой позицией в лоне матери, чтобы занимать как можно меньше места.

Бодрствующий здоровый новорожденный преимущественно не лежит без движения, а энергично сгибает и разгибает конечности. Если положить ребенка на живот, то положение общего сгибания сохраняется, локти и колени подтянуты к животу, таз не лежит на поверхности, а приподнят над ней. Он медленно поворачивает голову с одной щечки на другую, а не лежит, уткнувшись в поверхность стола. Если в положении на животе новорожденному несильно нажать на стопы, то он скачком продвинется вперед. Это так называемое «рефлекторное ползание».

В этом возрасте у малыша должен присутствовать врожденный рефлекс автоматической ходьбы: при поддержки за туловище ребенок «марширует» ногами. Такое движение должно исчезнуть ко второму месяцу жизни, чтобы не помешать формированию будущей настоящей ходьбы.

Если дотронуться до ладошки малыша, он быстро сожмет все пальчики и захватит «добычу» на несколько секунд. Закрытая ладошка с прижатыми первыми пальцами является частью общей сгибательной позы бодрствующего здорового новорожденного.
Новорожденный реагирует на яркий свет и громкие звуки, морщит лицо, моргает глазами, демонстрирует «реакцию страха» с разбрасыванием ручек или даже начинает плакать.

В месячном возрасте маленький человек получает первые важные впечатления своей жизни через кожу. Он ощущает тепло и холод, мягкость прикосновений. Здоровый новорожденный успокаивается, как только его берут на руки и он может прижаться к теплому материнскому телу. Контакт через кожу наиболее интенсивен во время кормления грудью. Ребенок чувствует себя защищенным, ему передаются первые положительные знания, он приобретает опыт контакта.

Здоровый новорожденный кричит «во все горло», реагируя, таким образом, на каждое неприятное ощущение. С мощного крика начинается развитие речи.

1-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 1 МЕСЯЦ

Общее положение сгибания туловища сохраняется. Сразу после укладывания на живот, ребенок стремиться поднять голову и удерживает ее не менее 3-х секунд. За эти секунды голова покачивается в разные стороны, затем он кладет ее на поверхность на одну, то на др щечку. Если из положения на спине подтягивать ребенка за ручки до положения «сидя», то его голова запрокидывается назад. Мышечная сила еще не достаточна для удержания тяжелой головы. Если ребенок лежит на спине, можно заметить, что его головка все чаще удерживается по средней линии, а не отклоняется как у новорожденного то в одну, то в другую сторону. К концу месяца ребенок может удерживать такую позицию головы до 10-ти секунд.

Во время опоры на стопы в вертикальном положении ребенок выпрямляет ноги. Эта реакция еще автоматическая, сохраняется также и автоматическая ходьба.

В развитии хватания на первом месяце жизни не происходит ничего нового, хватательный рефлекс сохраняется, ручки все еще зажаты в кулачки.

Если подержать перед глазами ребенка красную игрушку на расстоянии 20-ти сантиметров, можно заметить, что ребенок фиксирует на ней свой взгляд. Получается это не сразу и сначала на очень короткое время. Чтобы убедиться, что ребенок действительно фиксирует взгляд на игрушке, надо перемещать постепенно игрушку с одной сторону на другую. Если ребенок переводит взгляд от средней линии в стороны до 45 градусов, то можно быть уверенными, что он уже различает значительно больше, чем свет и темнота в периоде новорожденности. Прослеживание игрушки редко удается с первого раза, поэтому рекомендует терпеливо проводить несколько таких проб.

Во время кормления грудью, лицо ребенка обращено к лицу матери. Он длительно наблюдает за ее лицом. Теплый контакт через кожу дополняется полным любви зрительным контактом. В этом гармоничном союзе мать должна полностью принадлежать ребенку и ничто не должно мешать этому контакту. Мамы, лишенные возможности кормить грудью, также должны держать малыша у груди, формируя у ребенка чувство безопасности и привязанности.

В крике ребенка через уже можно заметить разницу. Голод и боль (чаще всего в животе) могут вызвать громкий неустанный крик, в то время как усталость выражается немного приглушенным, жалобным плачем. У первенца мать отчетливо отмечает эту разницу на втором месяце жизни.

2-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 2 МЕСЯЦА

В положение на животе ребенок удерживает голову больше 10-ти секунд. Ребенок лежит с упором на предплечья, руки уже выдвигаются вперед до уровня лица, а не подтягиваются под грудь. Таз и ноги чаще лежат на поверхности, но еще сохраняется тенденция к сгибанию. При этом голова еще может периодически покачиваться в стороны от средней линии. При подтягивании ребенка за руки из положения «на спине», младенец может удерживать голову в положении «сидя» около 5-ти секунд.

В развитии ходьбы 2-ой месяц является переходной фазой. Рефлекторная опора на ноги и автоматическая ходьба угасают. Общая сгибательная установка на 2-ом месяце значительно уменьшается, а периоды, в которые ладонь бывает открыта, удлиняются и это происходит чаще.

Самым прекрасным событием 2-го месяца является появление улыбки. Когда мать наклоняется к ребенку и обращается к нему с ласковыми словами, ребенок сначала внимательно наблюдает за лицом матери и, наконец, в один из дней мать замечает, что рот ребенка начинает складываться в робкую несмелую улыбку. Эти первые проявления взаимной любви дают новые импульсы для матери и ребенка в их горячей взаимной привязанности.

На втором месяце ребенок издает звуки, которые вначале являются тихими и робкими, а затем становятся все более громкими и частыми. Появляется «гуление».

3-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 3 МЕСЯЦА

Ребенок уверенно лежит на животе, удерживая поднятую голову до 1-ой минут. Общее сгибательное положение тела исчезает, что позволяет ребенку вытянуть руки вперед и опираться на предплечья под углом 90 градусов в локтевых суставах, кисти рук полуоткрыты. При подтягивании за ручки голова не запрокидывается назад, а удерживается по линии тела. Руки «встречаются» по средней линии (перед лицом). При вертикализации упор на согнутые в коленях ноги.
Если вложить ребенку в руку погремушку, он е крепко удерживает, пробует вложить в рот, схватить другой рукой. Если водить игрушкой перед лицом ребенка, он будет следить за ней глазами, некоторые дети уже умеет поворачивать голову в направлении игрушки.
Улыбка появляется все чаще и становится составляющей поведения ребенка. До 6-ти месяцев жизни ребенок будет реагировать на лицо человека улыбкой. Важно отметить, что ребенок не улыбается предметам. Эта улыбка является социальной. «Гуление» становится более разнообразным и частым.

4-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 4 МЕСЯЦА

Ребенок уже не удовлетворяется своей опорой на предплечья в положении на животе, а активно использует окрепшие мышцы, отвечающие за выпрямление туловища. Голова и грудная клетка высоко поднимаются над поверхностью. Малыш упирается на раскрытые ладони, а ноги при этом выпрямляет. Энергичными движения раскачивает туловище. Активно берет в рот собственные ручки, которые становятся игрушкой и объектом исследования. Подносит их к лицу, часто осматривает, а через какое-то время, ему удается соединять их вместе. Ребенок открывает не только свои ручки, но и охотно обследует предметы, которые смог захватить.

К познанию окружающего мира присоединяется исследование ртом. Еще несколько месяцев малыш будет все вкладывать в рот.
Ребенок испытывает все возрастающее удовольствие от улыбки, а на 4-ом месяце улыбка превращается в веселый смех, чаще как реакция общения с родственными или родителями. В выражении радости при общении с родителями и родственниками принимает участие все тело малыша: ребенок улыбается и смеется ручками и лицом.

5-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 5 МЕСЯЦЕВ

Ребенок продолжает энергично раскачиваться на животе. Появляется упор на выпрямленный локтевой сустав. Ребенок может удерживать голову и конечности, опираясь на стол только туловищем - так называемое положение «рыбка».

В это время появляется очень важное движение самостоятельного поворота со спины на живот. Обычно это происходит, когда ребенок увидит новую интересную игрушки или интересующий его предмет и захочет обладать им. В это период опять доминирует сгибание конечностей, но в отличие от новорожденного, это сгибание является активным. При этом голова ребенка активно наклоняется так, что подбородок почти касается грудной клетки, а руки, сгибаясь, подтягивают туловище. Сокращаясь, мышцы живота и таза формируют сгибание бедер, так что бедра почти касаются живота. Все движение заканчивается сгибанием колен.

Способность опираться на ноги постоянно увеличивается. В этом возрасте достаточно поддерживать ребенка слега подмышки. Ноги при опоре выпрямляются и на несколько секунд удерживают вес тела. Если ребенок лежит на спине и ему показывают игрушку, он уже в состоянии поднести обе ручки в направлении предмета и дотронуться до него, хотя четкий захват еще не сформирован.

От 4-х до 6-ти месяцев кожа ребенка уже не играет ведущую роль в познании мира. Начинают преобладать зрительный и слуховой раздражители. Ребенок уже научился различать мимику и тон обращенной к нему речи. Выражение лица малыша отражает полное уныние или удивление, когда мама «сурово» обращается к нему. Это первый важный знак для родителей, что их поведение уже различается ребенком. Он понимает отрицательные эмоции.

В речи произошло мало изменений. Иногда ребенок «забывает» даже то, что умел произносить ранее. Однако есть и очень «догадливые» дети, которые повторяют усвоенные до этого звуки в различных комбинациях.

6-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 6 МЕСЯЦЕВ

В конце первого полугодия жизни ребенок, лежа на животе, опирается только на выпрямленные руки. Пальцы и ладони при этом полностью раскрыты, малыш больше не сжимает ручки в кулачки. Ладошки всегда держит перед лицом симметрично относительно туловища.

Если в позе на животе ребенку показать погремушку на высоте глаз, то он перенесет вес тела на одну руку, а свободной второй схватит игрушку. Может балансировать в этой позе больше 2-х секунд. А если игрушка лежит перед малышом и он хочет дотянуться до нее, то он максимально вытягивает руку, однако еще не способен продвинуться вперед.

Большинство детей в возрасте 6-ти месяцев умеют самостоятельно садиться. Если взрослый берет ручки ребенка, тот понимает это как приглашение к присаживанию.

В этом возрасте ребенок умеет захватывать и крупные и мелкие предметы всеми пальцами, перекладывать их из одной руки в другую. Первое, что он с ними делает – кладет в рот. Это движение не должно волновать родителей. Оно означает окончательную победу над «примитивным» рефлексом «хватания» рукой и свидетельствует о достаточно высокой степени координации движений.

Полугодовалый ребенок обладает хорошим слухом и сформированным вниманием. Он уже понимает, откуда доносится звук. Это можно проверить следующим образом: пошуршите тонкой бумагой около его ушка так, чтобы ребенок не видел. Малыш должен поворачивать голову в ту сторону, откуда идет звук.

На 4-ом месяце жизни мы говорили о социальной улыбке. На 6-ом месяце она становится дифференцированной: малыш улыбается знакомым лицам, в то время как на чужие реагирует не сразу.

На лице крохи отражается все больше эмоций, часто только дружелюбная мимика взрослого настраивает ребенка на улыбку и контакт. Если малыш не видит отца, или других близких людей несколько дней, то забывает их и рассматривает настороженно, как чужих.
В речи появляются цепочки звуков и слогов: «иии… «, «дааа…», мамама….» и другие. Это является лучшей музыкой для молодых родителей.

7-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 7 МЕСЯЦЕВ

Семимесячный малыш уже много и охотно встает на четвереньки и дотягивается до предметов, находящихся впереди от него и сбоку, пытается садиться. Значительно возрастают возможности рук. Чтобы лучше рассмотреть предмет, он берет его в обе ручки, перекладывает из руки в руку, вертит им, размахивает, стучит, пытается извлечь из него звук. Когда ребенок лежит на спине, он хватает свои ножки и играет с ними. Однако, основная форма движения в этом возрасте это быстрый поворот со спины на живот. Причем, поворот происходит с четким разделением движений между верхней частью тела и тазом, то есть в виде «винта». Вслед за этим движением, у ребенка формируются навыки ползания и сидения. С особым удовольствием поддерживаемый под мышки семимесячный малыш «танцует» на коленях у взрослого. Ножки при этом должны активно сгибаться и выпрямляться во всех суставах.

В семь месяцев ребенок начинает следить за падающим предметом. Кроха склоняет голову либо верхнюю часть тела и ищет его взглядом на полу. Таким образом, малыш уже понимает, что, выпав из рук, предметы никогда не летят вверх, а падают только вниз.
Так же ребенок уже умеет пить из чашки, которую держит взрослый, делает это быстро, прикасаясь губами к краю чашки.
В этом возрасте детки подолгу лепечут, произнося одни и те же слоги, а также охотно воспроизводят все звуки, которые усвоили к этому времени, например: «м-м-м», гласные в комбинации с «б», «г», «д», «х». Могут долго изучать губы взрослого, а через 1-5 минут повторить вслед за ним: «ба-ба», «ма-ма» и другие слоги. Очевидно, что такая речь не несет определенной смысловой нагрузки.
К концу месяца некоторые дети уже начинают ползать на четвереньках.

8-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 8 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые освоил ранее. Он долго и разнообразно занимается игрушками: толкает мяч, снимает крышки с предметов и так далее. Улучшаются функции кисти: удерживаемая вещь «путешествует» от середины ладони до кончиков пальцев. Ребенок может сам вставать, подтягиваясь за опору, приседать, ложиться на бок, поворачиваться на живот. Держась за барьер, переступает ногами и боком медленно идет. Многие дети начинают ползать на четвереньках, что позволяет им быстро добраться до нужного места или интересующего объекта. Этот навык является важным условием для формирования ходьбы к году жизни.

В восемь месяцев ребенок сам садится из положения на спине, слегка повернувшись на бок и оттолкнувшись одной рукой от поверхности. Однако пока еще не умеет сидеть подолгу, предпочитает упираться ручками, чтобы не упасть. Спина при этом согнута, чтобы было легче удерживать равновесие.

Малыш уже отличает близких людей от тех, кого никогда не видел или видел редко. Он не каждому позволяет взять себя на руки или трогать, отворачивается от чужих, часто с плачем. Описанная реакция страха на образ незнакомых людей является важным этапом его развития.

У ребенка появляется интерес к тому, что делают взрослые: он с любопытством наблюдает за матерью, которая выполняет домашнюю работу или пишет. Малыш реагирует на свое отражение в зеркале, завязывает с ним контакт – усмехается, заглядывает в глаза. В этом возрасте впервые появляется шепот, кроха открывает, что может говорить очень тихо, шептать и слушает себя с напряженным внимаем.
Восьмимесячный ребенок сам держит в руках излюбленные в этом возрасте печение, сухарик, корочку хлеба, осмысленно направляет их в рот, откусывает, подтягивает руки к чашке, которую держит взрослый, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 9 МЕСЯЦЕВ

В девять месяцев ребенок быстро и активно ползает в разные стороны, встает на колени, может играть, стоя на коленях, у дивана, стульчика. Передвигается вдоль опоры, придерживаясь только одной рукой, вполоборота, приставным шагом. Садиться, и сидит с ровной спиной, ножки при этом слегка согнуты. Функция кисти продолжает совершенствоваться: он может катать, вынимать, открывать, греметь, нажимать, сжимать. Если еще недавно предметы случайно выпадали из его рук, когда он видел что-либо более интересное, то сейчас малыш превратил этот процесс в веселую игру. Он целенаправленно роняет игрушки, изучает, как они падают, охотно повторяет это движение.

Девятимесячный карапуз на вопрос «Где?» указывает взглядом на знакомые предметы. Знает свое имя, на зов оборачивается, на чужое имя не реагирует. Уже может концентрировать внимание на тихих звуках: тиканье часов, сигнале телефона и слушать их продолжительное время.

Повышается выразительность речи ребенка и двойные слоги уже можно понимать как первые отдельные слова: «на-на», «да-да», «ба-ба», «па-па».

10-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 10 МЕСЯЦЕВ

Десятимесячный малыш быстро садится без помощи взрослого, сидит стабильно, с выпрямленными ногами и прямой спиной, может долго играть в такой позе, не теряя равновесия. Ребенок продолжает активно ползать на четвереньках, вставать у опоры и ходить вдоль ее приставным шагом, опираясь на пол всей стопой. Стопы у малышей плоские, так как своды стоп заполнены жировыми подушечками, а ноги часто имеют округлую форму. Это не должно волновать родителей, к 1,5 годам ось нижних конечностей исправиться под влиянием нагрузки. Ребенок с удовольствием ходит, если его водят с поддержкой за обе ручки, шагает как приставным шагом, так и чередующимся.

Функция рук продолжает улучшаться. Ребенок легко перекладывает предмет из руки в руку, ударяет друг о друга предметы разных размеров. Но самым главным в этом возрасте является формирование так называемого «пинцетного» захвата большим и указательным пальцами рук. Этот навык позволяет подбирать очень мелкие предметы (крошки хлеба, зернышки крупы, бусинки) и крепко, как пинцетом, удерживать их. Это начало координации движений пальцами, необходимое для развития в дальнейшем всей тонкой моторики.

Малыш начинает бросать предметы с замахиванием, а не просто выпускает их из рук как раньше. При этом он получает огромное удовольствие не только от звука падающей игрушки, но и от возможности активного влияния на нее. Чаще всего взрослые одобряют эту новую игру, их веселит поведение ребенка, они стимулируют его, подавая выброшенные предметы.

В 10 месяцев детки пробует повторять жесты взрослых: «пока – пока», «ладушки», «сорока кашу варила» и так далее.
Если несколько раз произнести слоги, то малыш воспроизведет их вслед за взрослым. Такая игра между ребенком и взрослым приравнивается к диалогу.

11-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 11 МЕСЯЦЕВ

Ребенок в этом возрасте легко залезает на диван, кресло, стул, спускается с них, подползает под препятствие. Многие детки в этом возрасте начинают самостоятельно ходить, но при этом часто падают. Поэтому основным средством передвижения продолжает оставаться ползание. Некоторые здоровые дети сразу начинают ходить, минуя ползание.

Малыш открывает для себя возможность достать желаемый предмет, потянув его на себя: он подтягивает машинку за веревочку, стаскивает скатерть со стола и так далее.

В 11 месяцев ребенок уже умеет есть из руки твердую пищу, пьет из чашки, удерживая ее обеими руками, но возможности пальцев кисти продолжают улучшаться. Формируется «щипцовый захват», с помощью которого он удерживает мельчайшие предметы. Разница в «пинцетном» и «щипцовом» захвате состоит в том, что в первом случае большой и указательный палец выпрямлены, а во втором случае – согнуты.

В этом возрасте ребенок пробует использовать усвоенные звуки и слоги для обозначения известных ему ситуаций, предметов, людей. Так, например, говорит «бу», когда играет с машинкой, или «ам-ам», когда видит маму, несущую еду. Многие малыши начинают выговаривать эти первые детские слова значительно позже.

12-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 12 МЕСЯЦЕВ

К этому возрасту большинство детей уже способно сделать несколько шагов без поддержки, а ползание используют в основном для игры. Если же ребенок передвигается, только держась за опору или руку взрослого, но невролог и ортопед не находят у него никаких нарушений, то это не должно быть поводом для беспокойства, малыш начнет ходить после года.

Детки в этом возрасте ходят широко расставив ноги, с легким наклоном вперед. Обращайте внимание на то, как ребенок ставит стопу: не должно быть опоры на пальцы и на внутреннюю поверхность ступни. Своды по-прежнему не определяются, так как заполнены жировыми подушечками.

Если в 11 месяцев малышу было безразлично, куда упадет брошенный им предмет, то сейчас он уже прицеливается: может вложить предмет в емкость, в руку взрослого, протащить через узкое отверстие.

Развитие речи сохраняется, как правило, на уровне 11 месяцев. Ребенок уже не издает бессмысленных слогов, а начинает произносить свои первые «детские» слова: ко-ко, гав-гав, ква-ква. Это начало настоящей человеческой речи.
Годовалому малышу нравится общаться с взрослыми и старшими детьми, у него формируется чувство юмора, он уже может пошутить. Он интересуется и своими сверстниками, однако пока дети только изучают друг друга, но не играют

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 163737 .