Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Методическое пособие «Музыкально-оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкрасная шапочка

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Из опыта работы

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна опыта.

На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность .

Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях :

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных трёх типах музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Индивидуальные занятия , где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические , по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующие здоровьесберегающие технологии: (здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития). В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников (ВОЗ)).

Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Артикуляционная гимнастика.

На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж.

Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Речевые игры.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.

Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать

классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Физкультминутки.

Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Заключение.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - валеологические песенки - распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии,

Дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с логопедами, физкультурным руководителем, воспитателями и обязательно под наблюдением медицинских работников ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
положительно влияет на обменные процессы, играющиеважную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например:
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

3."Собачка" (закаливание зева)
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например:
1."Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
2."Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
1."Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
2.(Игровой массаж)
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
- Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей. Этот жанр им близок, понятен, интересен.
Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
- Речевые игры.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности….
Классика:
01. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
02. И.С.Бах. "Шутка".
03. И.Брамс. "Вальс".
04. А.Вивальди "Времена года"
05. Й.Гайдн. "Серенада"
06. Д.Кабалевский "Клоуны"
07. Д.Кабалевский "Петя и волк"
08. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
09. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10.И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
01. "Антошка" В.Шаинский
02."Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
03."Будьте добры" А.Санин
04."Веселые путешественники" М.Старокадомский
05."Все мы делим пополам" В.Шаинский
06."Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
07."Если добрый ты" Б.Савельев
08."Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
09."Настоящий друг" Б.Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
01.Л.Боккерини "Менуэт"
02.Э.Григ "Утро"
03.А.Дворжак "Славянский танец"
04.Лютневая музыка XVII века
05.Ф.Лист "Утешения"
06.Ф.Мендельсон "Песня без слов"
07.В.Моцарт "Сонаты"
08.М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
09.М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10.К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
01.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
02.Л.Бетховен "Лунная соната"
03.К.Глюк "Мелодия"
04.Э.Григ "Песня Сольвейг"
05.К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
01.Н.Римский-Корсаков "Море"
02.Г.Свиридов "Романс"
03.К.Сен-Санс "Лебедь"

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности

Литература.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
3. Кэмпбелл.Д. «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», - 2004 г.)
5. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)

Терпугова Людмила Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: г.Кемерово кемеровская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий на

музыкальных занятиях в ДОУ

Написала:

Терпугова Людмила Михайловна

Кемеровский район МБОУ

«Елыкаевская СОШ»

Введение

Актуальность

Анализ теории

Понятие здоровьесберегающие технологии

Цель и задачи

Музыкальные

занятия

здоровьесберегающие

технологии

занятиях

3.1. Валеологические песенки –распевки

3.2. Дыхательная гимнастика

3.3. Артикуляционная гимнастика

3.4. Игровой массаж

3.5. Пальчиковые игры

3.6. Речевые игры и упражнения

3.7. Музыкотерапия

3.8. Ритмопластика

4. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий

4.1. Работа с детьми. Алгоритм проведения музыкальных занятий с

использованием здоровьесберегающих технологий

4.2. Правила здоровьесбережения

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее

время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью,

а в XXI веке они становятся первостепенными.Болезненный, отстающий в

физическом

развитии

утомляется,

неустойчивое

внимание, слабая память, низкая работоспособность. Несмотря на тенденцию

возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его

пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не

заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему

любви к окружающим его людям, природе и самому себе.

Иметь абсолютно здорового ребенка – это не просто призрачная мечта, к

стремятся

родители.

болезней

реальность. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок»,

проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

невозможно

осуществления

мероприятий

оздоровлению

Анализ теории

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и

оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан

научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили,

какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например,

лечения нервных

заболеваний

скрипичная

фортепьянная

незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с

больными почками,

помощь печени, флейта

поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский)

хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

рок-музыка

небольших

количествах

способна

снять нервное

напряжение и мышечную усталость.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение

организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на

самочувствие,

положительном

мелодического

ритмического

компонентов

работоспособность

человека.

В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что

регулирует

улучшает

координацию,

уверенность

движений.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

2.1. Понятие здоровьесберегающие технологии

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением

в музыкальном воспитании дошкольников.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение

укрепление

здоровья

воспитанников.

Комплекс

настоящее

название

«здоровьесберегающие

технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,на

сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа

жизни на всех этапах его обучения и развития.

осуществляется

здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации

используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья

дошкольников

педагогов.

Технология

греческих

искусство,

совокупность

способов деятельности.

Цель и задачи

Цель

внедрения

здоровьесберегающих

технологий:

обеспечить

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

необходимые

умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового

использовать

полученные

повседневной

Задачи

1.Систематизировать

проведение физкультминуток на занятии (во время

малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),

2.В начало и конец

занятия внедрить элементы, позволяющие настроить

детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),

Внедрять

элементы

здоровьесбережения

драматизаций.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости.

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех

сезонах года независимо от погоды.

Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на

занятиях

С дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть

привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой

для здоровья детей. Например, пассивное слушание музыки можно менять с

активным,

разучивание

перемежать

массажем,

самомассажем

пальчиковой

заниматься

дыхательной,

артикуляционной

гимнастикой,

игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями (та же

логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

музыкальном

следующих

здоровьесберегающих

технологий:

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего

мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к

пению. Их можно использовать в группе.

Валеологические

песни-распевки

усваивают,

запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные

для восприятия и воспроизведения тексты и приятная мелодия поднимают

настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на

Дыхательная гимнастика

Упражнения

развитие

оздоровления дошкольников.

ослабленное

полностью

проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни –

приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью

дыханием

является

постепенное

индивидуальное

увеличение

нагрузок

контролем

педагога.

упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

предшествующей

дыхательной

гимнастикой

оказывает

психотерапевтическое,

оздоравливающее

лечебное

воздействие:

положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению

центральной

улучшает

дренажную

восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в

процессе

заболеваний

различные

деформации

позвоночника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной

гимнастикой

называются

специальные

упражнения

развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и

ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык

(главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения

тонких, целенаправленных движений.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять

перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует

помогает

устранить

напряженность

скованность

артикуляционных

разогреть

артикуляционную

моторику,

выразительную дикцию.

Упражнения

артикуляцию

интересны,

доступны,

проводятся

ситуация

усиливает

певческой

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями

речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. В результате этой работы

повышаются

показатели

развития

певческих

навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж.

Обучение

простейшим

массажным

происходит

музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются,

ритмодекларируются,

закрепляют

правильного

выполнения

элементарного

самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было

ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок,

вообразить

скульпторами,

художниками,

«лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

посредством

правильного

выполнения

игрового

массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно

влиять на внутренние органы.

указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка

надавливая или легко поглаживая. Проводя массаж определенных частей

используют

поглаживание,

разминание,

растирание,

постукивания.

Упражнения

проходят

эффективнее,

разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые

ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальчиковые игры.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях

людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях.

Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество,

фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно

неторопливый,

распевный

рифмованных

воспитывает

плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют

разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на

все внутренние органы.

Речевые игры и упражнения

Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в

тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор.

звучанию

добавляются

музыкальные

инструменты,

звучащие

движение, сонорные и колористические средства.

эффективно

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности,

позволяют

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые

могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в

речевоемузицирование

пантомимические

театральные

возможности.

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности.

Музыкотерапия

Важная составляющая музыкально-оздоровительнойработы ДОУ. Это

создание

музыкального

сопровождения,

способствует

коррекции

психофизического

процессе

двигательно-

игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Слушание правильно

подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

Ритмопластика.

Основная

направленность

элементов

ритмопластики

музыкальных

занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего

собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические

движения

мобилизуют

физические

вырабатывают

грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают

мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и

драматизаций,

танцевальную

импровизацию

совместить

музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и

развлечениях.

Алгоритм проведения музыкального занятия, с использованием

здоровьесберегающих технологий

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические

движения, логоритмические

упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая

или жестовая игра- 1 упр.

песенное

творчество:

распевки,

артикуляционная

гимнастика,

дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или

жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Театральное

творчество

элементами

логоритмики,

ритмопластики,

психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Заключение

Музыкальные

использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого

интересов.

соответствии

строятся

планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания,

и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и

невозможен

совместной

деятельности

музыкального

руководителя

воспитателя,

помогает,

организует самостоятельноемузицирование детей в группе.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов

и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения г. Волгоград «Учитель», 2011

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера» 2005

3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -г.Москва,

ТЦ «Сфера» 2008

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры г.Москва, 1999.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е

изд., испр. и доп. - С-П «ЛОИРО», 2000

6.Подольская Е.И Формы оздоровления детей 4-7 лет г. Волгоград, изд.

«Учитель», 2009

Приложение

Практический материал №1

«Весёлое путешествие» (занятия по ритмопластике)

Конспект занятия по ритмической пластике во 2 младшей группе

"Весёлое путешествие"

Приоритетные задачи:

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в

соответствии с характером и темпоритмом музыки;

Обогащение слушательского и двигательного опыта, умение

осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с

музыкально-игровым образом, умение выполнять упражнение о начала

до конца, не отвлекаясь- по показу взрослого.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Садятся на стульчики. Будят ручки и ножки.

№ Приветствие «Доброе утро »

Педагог: Я хочу отправиться в путешествие и взять вас с coбoй.

Вы согласны? Но сначала мне нужно проверить ваши сильные ножки.

Ходьба сидя на стульчиках.

А теперь мне нужно проверить ваши ручки.

Ритмические хлопки.

Ну, что ж, можно отправляться в путешествие, но куда, пока не скажу.

№ Композиция-«Весёлые путешественники»

(сл. С. Михалков, муз.М.Старокадомский сб. 2 «Ритмическая мозаика»

А. И. Буренина)

Педагог: Мы приехали с вами в лес, полон сказок и чудес!

Посмотрите, под ёлочкой спит мишка. Почему?

Правильно, потому что сейчас зима. Разбудим мишку?

№ Игра «Разбудим мишку» (2-3 раза)

Педагог: Мишка сердится, потому, что мы ему спать не даём.

Пусть он спит. А я с вами поиграю и попляшу.

(превращение в медведя)

Педагог: У меня есть волшебные КОЛОКОЛЬЧИКИ

(показывает большой колокольчик)

Правильно низкий.

(показывает маленький колокольчик)

А это какой колокольчик? Правильно маленький. Голосок у него, какой?

(Раздать детям колокольчики)

№ «Игра - пляска с колокольчиками»

(музыка «Льдинки и Дед Мороз » сб. "Танцуй, малыш № 2 Т.И. Суворова)

(I часть музыки - педагог пляшет с большим колокольчиком, II часть - дети-

с маленькими)

Педагог: А хотите тоже мишками стать? (превращение детей)

№ Композиция «Плюшевый мишка » (сб. "Ритмическая мозаика" А. И.

Буренина)

(превращение детей)

Педагог: Ну что пусть медведь спит. А мы поедем дальше.

№ Читает стихотворение «Лошадка» (А. Барто)

«Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости»

№ Лошадка (прямой галоп)

Что нужно сказать лошадке, чтобы она поехала?

А как можно остановить лошадку?

Тр-р-р-р…

№ Движение под музыку Н. Потоловского «Лошадки».

Педагог: Посмотрите, под ёлочкой кто-то оставил бантики.

Ой, какие красивые бантики! Разноцветные!(закрепление основных цветов)

Как девочки себя украшают бантиками?

Как мальчики себя могут украсить бантиками?

Я догадалась - это зайчики оставили бантики после праздника.

Давайте с ними потанцуем.

№ «Пляска с бантиками»

(музыка «Мяу-мышки» сб. «Танцуй, малыш» № 2Т.И. Суворова)

Педагог: Сложим бантики в корзину и оставим под ёлочкой, пусть зайки

танцуют. Не хочется уезжать, но надо возвращаться в детский сад.

Занимайте места в вагончиках.Поехали.

Музыкальная игра «Поезд» (муз.Е.Филиппенко)

Педагог: Вот мы и в детском саду.

Какое весёлое путешествие было у нас.

Вам понравилось?

№ Игровой самомассаж (поглаживание рук, ног, головы)

Педагог: Помогали нам в путешествии наши сильные ножки.

Спасибо, ножки! - гладят.

И весёлые ручки.

Спасибо ручки! - гладят

И ребята, молодцы! - гладят головки

До СВИДАНИЯ!

Дети говорят до свидания и уходят из зала.

Наталья Салманова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка .

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников . Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Нобходимо обучаться психолого-педагогическим технологиям , позволяющим педагогу самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей . Все это требует внедрения во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка » , и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной .

Здоровьесберегающая технология” – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Н. Ветлугина пишет "пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность ".

Научная основа базируется на программах и методических пособиях : по музыкальному воспитанию - Н . Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, К. Орфа, А. Бурениной, М. Картушиной;

по воспитаниюздорового ребенка и диагностике - В. Алямовской, Г. Урунтаевой, А. Галанова, В. Кудрявцева, Н Ефимова, А. Стрельниковой.

Подробно разработала эту тему О. Н. Арсеневская. В своей работе "Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях " она описала большое разнообразие здоровьезберегающих технологий и обосновала их применение на музыкальных занятиях .

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Цель- оптимизация системы музыкально- оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка » , что обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья , создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей , формулируем следующие задачи :

Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей , посредством внедрения здоровьесберегающих технологий :

Обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей :

Развитие сенсорных и моторных функций.

Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

В своей системе музыкально- оздоровительной работы я предположила использование следующих здоровьесберегающих технологии

Пальчиковые игры;

Сказкотерапия

Праздникотерапия

Танцетерапия

Ритмопластика

Психогимнастика

Игротерапия

Ритмопластика

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального ") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность , укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Дыхательная гимнастика

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка . Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие :

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды) . Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки , песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.

1. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

2. Совершенствует внимание и память;

3. Формирует ассоциативно-образное мышление;

4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма

Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например :

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

С такими глазами! (показывают "большие глаза")

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Психогимнастика

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Танцетерапия

Танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это даёт определённый психотерапевтический эффект. танцевальная терапия позволяет лучше понять себя, способствует развитию и укреплению самооценки, способности более глубоко чувствовать и переживать.

Сказкотерапия

Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Я стараюсь включать сказки в содержание сценариев праздников и занятий – это либо кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми.

Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Преимущества технологии :

1. Через анализ придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

2. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

3. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Игротерапия

Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье , то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку , исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте .

В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Игротерапия способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.

Праздникотерапия

Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки .

Использование здоровьесберегающих технологий в моей работе дали следующие результаты :

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.

Мастер- класс

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ, в контексте ФГОС».

Цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Задачи:

Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Познакомить с методикой их проведения;

дошкольников в музыкальной деятельности;

Распространить педагогический опыт по применению

здоровьесберегающих технологий;

Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы, провести с вами мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Начать нашу встречу я хочу со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Я предлагаю вам встать в круг. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер-класса, я предлагаю вам присесть.

На сегодняшний день ФГОСы диктуют нам новые условия, новые правила, акцент делается на всестороннее развитие ребенка и конечно же на применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

А начнем мы с вами с точечной гимнастики «Будь здоров», которую мы с детьми используем практически на всех музыкальных занятиях. Данная гимнастика очень эффективна в период обострения заболеваемости у детей, тем более дети ее могут выполнять и самостоятельно дома.

Сядьте поудобнее и начнем…(звучит спокойная релаксирующая музыка)

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Он проводится с помощью надавливаний и вращательных движений в разные стороны. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную - посильнее.

Точка Область воздействия Результат
1 Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.
2 Область вилочковой железы Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.
3 Под ушком, в области нижней челюсти Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.
4 Шея за ухом Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.
5 Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

6 Две симметричные области у основания крыльев носа Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.
7 Парные зоны, расположенные в начале бровей Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.
8 Точки на ушках, между раковиной и личиком С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.
9 «Прищепки»- щиплем уши сверху вниз Происходит общее укрепление всех органов
10 «Чебурашка»- тянем уши вверх, вниз, в стороны общее укрепление организма
11 На кистях, между указательным и большим пальцами стимуляция работы мозга
12 Точка между бровей (третий глаз) Стимулирует умственную деятельность, работу мозга, укрепляет иммунитет
13 Точка «крупинки» косточки на основании носа Улучшается носовое дыхание, кровообращение
14 Точка на подбородке от стресса и страха Улучшается работа нервной системы и всего организма

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки до последней. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения вам были неприятны, то необходимо снизить силу воздействия. Если вы испытываете болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

Следующим этапом нашего мастер класса будет кудалини -йога. Эта форма объединяет в себе несколько видов деятельности - стретчинг, релаксацию и ритмопластику. Йога для детей очень похожа на игру, в которой дети изучают свое тело, превращаясь в животных, растения и предметы. Все упражнения рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.

(Звучит релаксирующая музыка)

Упражнение «Ом»- руки сложены у сердечного центра, произносим ом и слушаем вибрацию всего тела.

1 упражнение – «Голова»- повороты головой вправо и влево, на вдох -вправо, на выдох - влево, используется брюшное дыхание.

2 упражнение- «Езда на верблюде»- и.п. сидя, на вдох вытягиваем и открываем грудь вперед, на выдох-округляем спину, имитируя покачивание при езде на верблюде.

3 упражнение – «Шторы»- акцент делаем только на выдрхе, выполняется скрещивание рук перед собой.

4 упражнение- «Свеча»- дыхание спокойное, руки сложены ладошка к ладошке над головой, ладошки открываются, имитируя горение свечи.

5 упражнение- «Свеча сзади»- руки сложены ладошка к ладошке за спиной.

6 упражнение- «Стрела»- руки тянутся вперед ладошка к ладошке, имитируя полет стрелы.

7 упражнение- «Орел»- руки в стороны одна ладошка смотрит вверх, другая- вниз, руки меняем по очереди.

8 упражнение- «Дерево»- и.п. – стоя на одной ноге, вторая прижата к другой ноге, руки на вдох прижимаем ладошка к ладошке над головой, на выдох- открываем, движения повторяются несколько раз.

9 упражнение – «Водопад» - завершающее на вдох руки поднимаем вверх, на выдох- опускаем вниз- имитируя падающий водопад. После выполнения упражнений рекомендуется спокойно посидеть и послушать свое дыхание, отгоняя посторонние мысли, как походящие облака.

При разработке данного комплекса дыхательной гимнастики я учитывала:

  • эффективность каждого упражнения для оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Итак, начнем… для начала сделаем глубокий вдох и глубокий выдох.

1 упражнение- «Дышим разными ноздрями»- вдох через правую выдох через левую ноздрю, по очереди закрываем то одну, то другую ноздрю пальцем.

2 упражнение – «Дыхание огня» - быстро дышим носом, при это используем брюшное дыхание йогов.

3 упражнение- «Кошечки» - руки перед грудью, как лапки кошечки, вдох через рот, выдох через нос, нюхаем мяско, рыбку, молочко.

4 упражнение – «Насос»- вдох через нос, выдох через рот, имитируем накачивание колес.

5 упражнение «Шарики»- на вдох поднимаем руки вверх, на выдох опускаем вниз на звук «с».

6 упражнение «Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

7 упражнение - «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

8 упражнение - «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

9 упражнение - «Пушка» - на вдох поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание, накапливая весь негатив, который в вас скопился, на выдох опускаем руки на слог пух, освобождаясь от всего негатива.

Рефлексия

Уважаемые коллеги мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые я применяю в своей практике. А теперь я хочу на память о нашей встрече подарить вам буклеты, которые будут служить вам подсказкой в вашей работе.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% - то, что мы слышим;

50% -то, что мы видим;

90% - то, что мы делаем.

Вносите в вашу образовательную деятельность больше действий, творите, выдумывайте и вас и ваших воспитанников всегда будет ждать только успех.

Всем удачи!

Спасибо за внимание!