Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

"Гинкго Билоба Эвалар": показания, инструкция по применению, состав, аналоги, побочные эффекты, отзывы. Синдром «неясной головы», его комплексная диагностика и лечение

По статистике, в последние годы диагноз «синдром вегето-сосудистой дистонии» (ВСД) ставят каждому третьему пациенту

Апатия, сонливость, депрессия, головные боли и головокружения, подташнивание, снижение памяти и внимания - все это симптомы ВСД.

Фотобанк: Depositphotos

Еще одно страшное проявление - нарушение мозгового кровообращения, приводящее к такому серьезному заболеванию, как инсульт, которое занимает второе место среди причин смертности россиян.

Осенью ВСД обостряется, как и все хронические болезни. Это связано с тем, что организм даже здорового человека негативно реагирует на перепады температур, сокращение светового дня, скачки атмосферного давления, возмущения магнитного поля Земли, которые учащаются в это время года. Больше всего страдает население крупных городов с их бешеным ритмом, несмолкающим шумом, плохой экологией… Провоцирующим фактором является и увеличение нагрузки, стрессы на работе или учебе. Поэтому офисные сотрудники особенно тяжело переносят ВСД на фоне психологической дезадаптации после сезона отпусков: тяжело включиться в работу. В результате симптомы становятся более выраженными, самочувствие ухудшается, память и жизненный тонус снижаются.

Комментарий врача

Врач-психотерапевт клиники «Астери-Мед» Геннадий Николаевич Миронычев так комментирует проблему ВСД: «В настоящее время термин «вегетососудистая дистония» не является общепринятым, хотя в свое время был весьма популярным. В международной классификации болезней (МКБ-10), принятой и в России, для нарушения функции вегетативной системы существует термин «соматоформная вегетативная дисфункция», которая может локализоваться в любой функциональной системе организма и любом органе человека, поэтому сезонное обострение - это увеличение очереди к врачам практически всех специальностей. Но чаще всего идут к неврологам, так как большинство жалоб все-таки на боли в голове и снижение умственной работоспособности. Статистика пугающая: до 80 % населения земного шара страдает теми или иными проявлениями ВСД, и почти треть из них нуждается в квалифицированной медицинской помощи. Примечательно, что женщины более подвержены недугу, чем мужчины. Конечно, факторов риска в наше непростое время множество…Конкуренция во всех сферах жизни, жесткие дедлайны, постоянная спешка, многозадачность, - все это вызывает неврозы и стрессы, обеспечивающие благодатную почву для возникновения различных заболеваний у человека. Можно сказать, что ВСД - это болезнь цивилизации, бич современного человечества, расплата за разум, карьеру и материальные блага, которые так нелегко нам достаются. Нельзя недооценивать всю серьезность этого коварного заболевания: с возрастом колебания артериального давления будут более выраженными, возникать по незначительному поводу, обмороки станут привычным явлением, - словом, недуг будет переноситься тяжелее и болезненнее. Важно помнить, что люди с таким заболеванием должны обязательно наблюдаться у невролога, который назначает специальные препараты для нормализации кровообращения и обменных процессов в мозге, такие как, например, Вазобрал, Такие препараты улучшают обмен веществ в мозге, эмоциональное состояние, память и концентрацию внимания, оказывают сосудорасширяющее действие без влияния на артериальное давление, что немаловажно для гипертоников, обладают антиастеническим и легким антидепрессивным свойством».

Устраняем симптомы

Как сохранить здоровье? Что делать в периоды обострения? Как избежать проблем на работе, в вузе или школе, чтобы голова не подвела в самый ответственный момент? Минимизировать или вообще устранить симптомы ВСД поможет разумный распорядок дня и здоровый восьмичасовой сон. Недосып категорически противопоказан. Правильное питание, богатое макро/микроэлементами, витаминами, клетчаткой и другими полезными веществами обеспечивает запас сил и энергии: при ВСД запрещена любая диета. Не стоит недооценивать важность физических упражнений, будь то пробежка, езда на велосипеде или просто прогулка с собакой. Ведь именно малоподвижный образ жизни (сидячая работа, просмотр телевизора, «зависание» в социальных сетях) может спровоцировать нарушение мозгового кровообращения и усугубить недуг. Не стоит объяснять необходимость отказа от вредных привычек.

Делаем специальные упражнения

Помимо лекарственной терапии врачи рекомендуют проводить комплекс специальных упражнений для всей семьи в целях устранения симптомов ВСД. Упражнение выполняется из положения сидя, необходимо скрестить ноги и сделать глубокий вдох на 1-2 секунды. Далее следуют наклоны туловища вперед и нажимы на колени. Исходное положение. Снова глубокий вдох и задержка дыхания, затем наклон назад, насколько это возможно. Это упражнение следует повторять по 10 раз в каждом направлении.

И самое главное…

Вегето-сосудистая дистония - это не смертный приговор, а повод поменять образ жизни, пересмотреть отношение к себе и своему здоровью. И помните, расхожее выражение «все болезни от нервов» в данном случае оправдывает себя на 100%.

Всем здравствуйте!
1) Ежедневная слабо-средняя сдавливающая головная боль, но сильнее ощущается в области висков. Голова "тяжёлая".
2) Частые сильные головные боли устраняются Цитрамоном П или анальгином, но всё остальные симптомы на месте.
3) Не могу нормально соображать. Нет ощущения ясной головы. Трудно воспринимать какие либо инструкции, задачи. Приходится медленно слово за словом выстраивать логическую цепочку, с трудом связывая текст с абстрактными действиями (представлением того, что нужно сделать). Сложные задачи, которые требуют осмысления для поиска подхода к ним, вообще не даются в лоб. Невозможно сконцентрироваться и сидишь с пустой головой. Трудно воспринимать новую информацию. При этом усиливается головная боль. Хочется отвернуться от монитора и ни о чём не думать. Это касается и новых (незнакомых) компьютерных игр.
4) Ощущение, что уже отработал целый день, утомлён. Апатия. Уборка кажется непосильной задачей. На неё нету сил. После сна бодрости нет, разбитый.
5) Проблемы с памятью. По ходу работы никак не мог запомнить простые вещи, хотя выполнял их, порой, десятки раз. Бывает, что при чтении предложений или абзацев совершенно не помнишь то, что только что прочитал. Приходится перечитывать несколько раз.
6) При поворотах головы влево-вправо усиливается сдавливающая боль в висках, затылке. Сдавливание, но уже без концентрации в висках (скорее затылок) и при наклонах головы вперёд, закидывании назад, в лежачем положении. Пару раз была сильная головная боль сразу после сна. Погуглил, убрал подушку - больше не было. Связано или нет, но никогда не мог заснуть, лёжа на спине или же не помню когда в последний раз мог. Сейчас в таком положении долго находиться не могу из-за головной боли. Сплю на животе, опираясь головой на руку, но всё равно сдавливание есть. Симптомы или нет, но перед сном часто ощущаю пульсацию крови в области висков, наверно. Слышу как из-за пульсации двигается и шуршит кожа. Когда-то вены на висках были очень сильно выражены. Сейчас просыпаюсь с не очень хорошей головой, но стоя становится лучше.

Есть психологические проблемы. Из-за них, собственно, так и получилось, что круглосуточно за компьютером, включая работу дома за ним же. Её пришлось бросить, т.к. стало совсем невыносимо. Иногда пил цитрамон через день в моменты большой нагрузки на неделю-полторы. Очень малоподвижный образ жизни. Несколько лет назад принимал Флуоксетин. Описанные проблемы были уже тогда, хотя, возможно, малость слабее. Он их полностью устранил. Однажды утром проснулся и подумал: "Если так себя чувствуют каждый день здоровые (речь в первую очередь о депрессии. тогда предположил, что у меня была оная) люди, то не удивительно, что они настолько активны и столько всего успевают". По той или иной причине всё вернулось. Гадать и писать полотно не стану. Флуокс пришлось бросить. Спустя полгода снова принимал 1.5 месяца. Стало проще с негативом, но кроме этого был лишь один эффект - усиление головной боли. Спустя ещё полгода вторая попытка на 2 недели, но из-за усиления боли не стал принимать его дальше.

Был на консультации у психиатра: витамины, отдых от компа, прогулки.
Невролог по результатам обследований выписала витамины и 2 нпвс:
1) Мовалис в/м
2) Комбилипен в/м
3) Никотиновую кислоту в/м
4) Ксефокам

Пока 5 дней приёма. Совпадение ли, но стал чаще валяться в постели, режима у меня нет (т.е. меньше за компом сидеть), прогулки бывают. Бывают моменты, когда головная боль и апатия уходит, появляются силы и желание что-то делать. Также делаю изометрические упражнения для шеи.

По собственной инициативе пил Мексидол и Вазобрал, но недолго, т.к. решил убрать их перед КТ. Результатов не заметил.

Есть простые снимки шейного отдела и с наклонами, УЗДГ БЦС, КТ шейного отдела и головного мозга. Невролог на них не нашла того, что может вызвать моё состояние. Есть ещё некоторые проблемы, но не факт, что они связаны с текущими симптомами. По крайней мере в больнице им не придали особого значения.

Я согласен с тем, что мой образ жизни далёк от здорового, однако хочу узнать, что именно "сломалось", как это можно быстрее вылечить, чтобы иметь возможность учиться и работать за компьютером, а также избежать проблем в дальнейшем. Стоит ли обратиться к мануальному теравту/иглотерапевту/остеопату? Если да, то есть рекомендации по Самарской области? Полагаю, что в Сызрани с ними туго.

Мозгу нужны тренировки

Врожденные способности – это всего лишь базовый набор задатков психического развития, который реализуется (или не реализуется) в течение жизни. Работоспособность мозга обусловлена количеством и прочностью нейронных связей – чем их больше, тем лучше мы соображаем. Регулярные когнитивные тренировки позволяют поддерживать мозг в тонусе, эффективнее справляться со сложными задачами и быть продуктивнее в работе, учебе и жизни.

Однако даже регулярное развитие типа чтения книг, решения головоломок и даже изучения иностранного языка не застрахуют нас от того, что в некоторые дни мы «тупим».

Рассмотрим подробнее, что с нами происходит в эти моменты.

Что нас тормозит?

Любая мыслительная деятельность начинается с внимания. Да, мы можем выполнять какие-либо отточенные действия «на автомате», не включать внимание, но эффективно думать без высокой концентрации и сосредоточенности мы не сможем. То есть, на продуктивность сиюминутной работы влияет умение сконцентрировать внимание. В некоторые моменты у нас не получается это сделать – мы не в форме, слишком устали, голодные или злые – и это тормозит работу мозга. Контролировать внешние факторы мы вполне в состоянии – утолить голод или жажду, создать комфортную обстановку для работы, предварительно выспавшись и решив все конфликты.

А что если надо работать в некомфортных условиях?

Если у нас нет возможности избавиться от внешних помех – например, шумное помещение или неинтересное задание, то активировать внимание будет непросто. Умение концентрироваться – это навык, который можно натренировать. Если регулярно практиковать «включение внимания» при разных обстоятельствах, то будет проще сконцентрироваться и в некомфортных условиях. Включение внимания запускает и остальные когнитивные функции, и мозг начинает «разгоняться» и работать на полную.

Как тренировать?

Выработать привычку регулярно тренировать внимание, а заодно и все остальные познавательные функции мозга можно при помощи онлайн-сервисов. Например, которые составлены в тренировку по определенному алгоритму. Персональная программа включает в себя 2 тренажера на внимание, чтобы включиться в работу, – это разминка. После разминки начинают тренироваться остальные функции – внимание и память, в зависимости от ваших способностей, которые определяются при вводном тестировании. Ежедневные 15-минутные тренировки вырабатывают привычку регулярно включать внимание и прокачивать свои когнитивные функции, чтобы держать мозг в тонусе. Со временем неэффективных дней будет все меньше, а работоспособность мозга – выше.

Если ничего не помогает

Но не только усталость и внешние обстоятельства могут быть причинами плохой работоспособности мозга.

Недостаток витаминов и микроэлементов и неправильное питание влияют на то, как мы соображаем. Пища является топливом и строительным материалом для всего организма. Мозг получает энергию в результате расщепления глюкозы, которая содержится в «долгих» углеводах. Улучшить коммуникацию между нейронами помогает рыбий жир, в частности омега-3. За передачу нервных импульсов также отвечают витамины группы В. Определить, каких именно элементов вам не хватает для продуктивной работы, помогут специальные анализы и тесты, поэтому обратитесь к врачу, если ваше состояние вас беспокоит продолжительное время.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Если вы пренебрегаете принципами, которые должны помогать вашему мозгу активно работать, то не сомневайтесь, что он вам обязательно отомстит и просто откажется работать. Иногда мы забываем слова, иногда не можем собраться, иногда мыслей в голове просто как будто нет. Как же улучшить мыслительный процесс? Всем известно, что мозгу для работы требуется кислород, а чем еще мы можем разбудить расслабившийся мозг, чтобы взяться за дело?

Итак, Ваш мозг не будет работать, если:

1. Вы не высыпаететсь

Кроме того, что хронический недосып может вызвать массу проблем со здоровьем, он серьезно ухудшает концентрацию внимания и работу мозга. Большинству людей ежедневно необходимо минимум 8 часов сна, но эта цифра индивидуальна. Кроме длительности сна важно его качество - он должен быть непрерывным. Фаза, в которой мы видим сны (фаза быстрого сна или REM-фаза), оказывает сильное влияние на наше самочувствие в часы бодрствования. Если сон часто прерывается, мозг проводит меньше времени в этой фазе, в результате чего мы чувствуем себя вялыми и испытываем затруднения с памятью и концентрацией.

Читайте также:

2. Вы не умеете справляться со стрессом

Существует много доступных способов борьбы со стрессом, в том числе медитация, ведение дневника, работа с психологом, йога, дыхательные практики, тай чи и т.д. Все они имеют свои преимущества с точки зрения помощи в работе мозга. ()

3. Вы недостаточно двигаетесь

Физические нагрузки позволяют усилить кровоток, а вместе с тем – и приток кислорода и питательных веществ во все ткани тела. Регулярная физическая активность стимулирует выработку веществ, которые помогают соединению и даже образованию нервных клеток.

Если работа у вас сидячая, периодически отвлекайтесь и разминайте шею – делайте наклоны в стороны. Любую умственную деятельность чередуйте с физической. Посидели за компьютером – присядьте 10 раз или пройдитесь по коридорам и лестницам.

4. Вы не выпиваете нужное количество воды

Наше тело примерно на 60% состоит из воды, а мозг содержит еще больше воды - 80%. Без воды мозг дает сбои – от обезвоживания начинаются головокружения, галлюцинации, обмороки. Если пить недостаточно воды, то вы станете раздражительным и даже агрессивным, а ваша способность принимать правильные решения снизится. Представляете, как важна вода для ума? Часто постоянное желание спать, усталость, туман в голове – связаны именно с тем, что мы недостаточно пьем. То есть, пить-то мы можем много – газировки, кофе, сладкие чаи, . Но многие из этих напитков, наоборот, только лишают клетки организма жидкости, как раз приводя к обезвоживанию. Особенно напитки содержащие кофеин (чай, кофе кока-кола). Как в анекдоте, “мы пьем все больше, а нам все хуже”. Так что пить нужно именно воду – питьевую воду. Но “вливать” в себя воду тоже не стоит. Просто пейте по мере необходимости. Пусть у вас под рукой всегда будет питьевая вода. Постарайтесь выпивать хотя бы пол стакана теплой воды в час в течение дня. читайте в .

5. Вы не употребляете достаточное количество глюкозы

Для нас еда – это и зелень салата, и безобидная куриная грудка. А для мозга все это никакая не еда. Мозгу подавай глюкозу! А основные поставщики глюкозы – это углеводы. Курица с овощами не даст вам упасть в голодный обморок, но вот придумать что-то гениальное… для этого диетического обеда не хватит. Нужны хлеб, сладкое, (идеальный вариант). Человеку, которому необходима умственная деятельность ни в коем случае не подходит безуглеводная диета. На работе отлично подойдет кусочек горького шоколада или сухофрукты.

ВАЖНО

Углеводы тоже бывают разные – простые и сложные. Обыкновенный сахар (простой углевод) хоть и является глюкозой, “ума” прибавит не так уж и много. Он быстро расщепляется, вызывая сначала резкий взлет глюкозы, а потом резкое падение, не успев “накормить” нервные клетки. А вот сложные углеводы – зерновой хлеб, каши, овощи (да-да, в них тоже много сахара), макароны – расщепляются медленно и обеспечивают организм энергией надолго. В дороге и на перекусе идеальный вариант сложных углеводов – банан! Макароны стоит есть, если следующий прием пищи еще не скоро.

6. В вашей диете недостаточно полезных жиров

Любой ценой избегайте обработанных, гидрогенизированных жиров, которые называются трансжирами, и минимизируйте употребление насыщенных животных жиров. Уменьшить потребление транс-жиров не так сложно, если помнить некоторые правила. Прежде всего, нужно вычеркнуть из своей жизни маргарины – все они содержат много транс-жиров. Обязательно следует просматривать этикетки на выпечке (печенье, торты и т.д.), а также чипсах, майонезах и прочих содержащих жир продуктах. К сожалению, российские производители пока что не указывают содержание транс-жиров на упаковке продукта. Если в списке ингредиентов стоит любое гидрогенизированное или частично гидрогенизированное масло – продукт содержит транс-жиры.

А вот полиненасыщенные жиры – Омега-3 и Омега-6 – незаменимые жирные кислоты. Получить эти жиры можно только через пищу. Они улучшают кровообращение и уменьшают воспалительные процессы в организме и очень полезны для мозга. Содержатся в лососе, сельди, скумбрии, сардинах и форели, а также в семенах подсолнуха, тофу и грецких орехах.

К полезным также относятся и мононенасыщенные жиры. Мононенасыщенные жиры снижают уровень холестерина. Они есть во многих орехах, оливковом масле и масле авокадо.

7. Вашему мозгу не достает кислорода

Мозг может выдержать без кислорода минут 10. И даже когда ничто не мешает нам дышать, кислорода мозгу может не хватать. Зимой кругом батареи и обогреватели, они потребляют кислород, толпы народа и помещения, где людей много, тоже лишают нас необходимого количества кислорода. Простуда, заложен нос – мы вроде бы дышим, но, оказывается, не качественно! Во всех этих случаях вы замечали, что начинаете хотеть спать? Так влияет на мозг недостаток кислорода.

Что делать? Проветривать помещения, открывать окна, и обязательно гулять.

8. Вы не тренируете свой мозг

Изучение новых предметов и языков, получение дополнительных навыков, интеллектуальные хобби помогают сохранять и преумножать ресурсы мозга. Постоянная «тренировка» гарантирует, что он будет работать на самом высоком уровне в течение всей жизни.