Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как пугают детей в разных странах мира. Детские страхи могут быть полезны: чем нельзя и чем можно пугать ребенка

Наверное, всем родителям случалось пугать своего ребёнка бабайкой или Мойдодыром. Запугивание действительно позволяет угомонить малыша и добиться от него послушания, но является ли этот метод действенным и эффективным? Стоит ли брать его на вооружение? Психологи говорят категорическое нет таким методам воспитания, поскольку они могут создать проблемы в дальнейшей жизни ребенка. Рекомендуем ознакомиться,

Родители пугают ребенка страшилками с целью добиться послушания, говоря ребенку о том, что из-за его поведения страшная сущность может украсть его, то есть разлучить с родителями. Если взрослый произносит это, прекрасно осознавая, что это шутка и никакого бабайки, как и бабы-яги не существует, для ребенка такая фраза сродни настоящей катастрофе. И чем младше малыш, тем больше масштаб трагедии, поскольку мама для него представляет собой основу мира. Не зря дети реагируют на такие запугивания с истерикой и плачем. Если родители продолжают усердствовать в таком запугивании, то в единичных случаях может возникнуть и глубочайшая психологическая травма – такое случается у впечатлительных или эмоционально зависимых детей, которые оказались в стрессовой ситуации. В нашей стране запугивание является довольно распространенным приемом в педагогике, но сам подход крайние неверный, поскольку взрослый не объясняет негативных последствий плохих поступков, непослушания, а просто реагирует угрозой. Логичнее не просто давать негативную оценку ситуации или даже личности ребёнка, а разъяснить все возможные последствия и найти общий язык с малышом. Чаще всего, применяя испуг, родители пытаются получить определенный результат – ребёнок должен успокоиться или уснуть – но метод выбран неправильно, поскольку негативные эмоции не способны обеспечить успокаивающий эффект.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО?


Как правило, ребёнок не ведёт себя плохо специально, он просто удовлетворяет свои текущие потребности или же просто не знает, как выразить или реализовать свои желания. Так что происходящее может и не приносить ему удовольствие. Задача родителей показать ребенку, как правильно вести себя и контактировать с окружающим. Вместо этого малыш получает невнятную угрозу и распоряжение прекратить выражение своих желаний. В результате родителям приходится пугать ребёнка ещё и ещё раз, хотя достаточно один раз разобраться, что именно ребенок хочет получить своим поведением. Подавление самовыражения является ударом по самооценке малыша, закладывает в него неуверенность и сомнения в собственной значимости и успешности.


Угроза становится причиной стресса, но во время стресса человек активизирует все свои имеющиеся знания, чтобы преодолеть или избежать опасности. А вот новая информация не воспринимается и ребёнок не способен ничему научиться. Страх мешает анализировать и делать выводы. Так что попытки запугать ребенка, чтобы он успокоился, а потом объяснить что-то, просто бессмысленны – он ничего не воспримет, поскольку находится в стрессе. Рекомендуем ознакомиться,

Можно даже составить список самых популярных страшилок, которыми чаще всего родители запугивают своих детей:

1. Злые сказочные персонажи – в эту категорию можно отнести всевозможных бабаек, баб Ёжек, Кусак, сюда же относятся злые милиционеры, чужие дяди и тети. Результат от такого запугивания действительно есть – ребёнок резко замолкает, но только потому, что он понимает, что его родители не так уж всесильны, а он вовсе не в безопасности, ведь существует зло, которое сильнее мамы папы и может отнять его у семьи. Такое поведение формирует повышенное чувство страха и разрушает авторитет родителей.

2. Угроза отдать ребенка тете/круглосуточный садик – многие родители ничего страшного в такой фразе не видят, тогда как для ребёнка она разрушает весь его мир, поскольку он понимает что родители просто не любят его. Пугая малыша такой фразой, не удивляйтесь, если этот страх станет навязчивым, а ребёнок будет плакать по ночам.

3. Запугивание ремнем – угроза применения насилия для ребёнка, который в полной мере зависит от родителей, также никак не воспринимается шуткой. Более того, родители нередко пользуются такой угрозой, а иногда и самим наказанием с целью заставить ребенка делать то, что они хотят в данный момент времени. При этом сами родители ведут себя непоследовательно и не всегда адекватно, руководствуясь своими сиюминутными желаниями, что никак не способствуют развитию доверия со стороны ребенка.

4. Неадекватные угрозы – сами родители нередко придумывают страшное наказание, которым пугают ребенка по любому поводу вне зависимости от проступка – взрослые эксплуатируют детский страх к темноте, уколам и пр. Рекоендуем ознакомиться,

5. Кстати, запугивание уколами, да и вообще злым доктором – самая распространённая страшилка. Но вызывая иррациональный страх перед медиками, родители не понимают, что с врачами ребёнок вынужден сталкиваться постоянно – во время болезни, при медосмотрах, получении справок как в детском саду, так и в школе.

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


Родители пугают малышей не только сказочными персонажами вроде бабайки, но и реальными людьми, например, доктором, который заберет в больницу, или полицейским. В результате ребёнок боится каждого встречного человека в военной форме и с истерикой отправляется врачу, учится видеть угрозу на каждом шагу. Существует огромная разница между тем, чтобы учить малыша держаться рядом с мамой и не потеряться, и запугиванием образом злой тети, которая его уведет. Результаты такого воспитательного процесса не радуют – ребёнок начинает бояться окружающих, это негативно сказывается на коммуникабельности и малыша и может стать серьезной проблемой во взрослой жизни. Такой ребёнок будет испытывать проблемы при общении с новыми людьми.

Если запугивание является одним из основных методов воспитания, то у впечатлительных детей это может спровоцировать полноценный невроз от энуреза и заикания до тика или обгрызания ногтей. Более того, ребёнок в определенный момент вырастает и понимает, что все ужастики, которыми пугали его мама или бабушка, на самом деле не существуют, а бабайка и Баба-яга – это сказочные герои, дядя-милиционер или злая тётя никуда его не заберёт, тем более родители его не отдадут. Поэтому такой ребёнок с понятным недоверием относится ко всему, что говорят взрослые. Сами взрослые теряют как доверие, так и возможность поддержания дисциплины, ведь устрашающе фактор больше не работает. Рекомендуем ознакомиться,

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


Маленький ребёнок во всем зависит от взрослых – ему важно знать, что он находится в защищённом пространстве. Запугивание позволяет ему понять, что эта защита не абсолютна, поэтому создаваемые самими взрослыми страхи являются лишь источником дополнительного стресса. Что касается механизмов воздействия на ребёнка, то есть гораздо более простые и доступные методы, которые действуют в любом возрасте – это жесткие границы и правила, которые должны соблюдаться в любых условиях.

Запугивая ребёнка, родители не дают ему никакой полезной информации, тогда как на самом деле необходимо рассказать малышу о реальных опасностях и четко объяснить его действия в опасной ситуации. В этом случае он будет более знающим и защищенным, сумеет применить полученные знания при необходимости. На практике это выглядит следующим образом: вместо того чтобы повторять ребенку " Не отходи от меня, иначе тебя заберёт чужая тетя", необходимо объяснить малышу, как действовать если его действительно пытается увести незнакомый человек.

В разумных пределах необходимо объяснить ребенку, что в мире существует достаточно много опасных ситуаций, в которые малыш может попасть:

1. Дома такими опасными местами является ток в розетке, горячие предметы от утюга до кастрюли;

2. Машины на дороге и во дворе – ребёнок должен знать правила поведения, а не просто шарахаться ото всех приезжающих машин;

3. Попытка пообщаться с диким животным;

4. Прыжки с высоких объектов (качелей, детской горки и пр.).

При этом стоит выдумывать неадекватные последствия, чтобы просто впечатлить малыша – информация должна быть правдивой с инструкцией по поведению в экстремальной ситуации. Также не нужно пугать, переходя на личностные качества малыша и обвиняя в возникновении сложных ситуаций негативные качества ребёнка. Примеру, стоит указать причинно-следственные связи, то есть собака укусит, если дразнить или мучить ее, а не потому что ребенок плохо себя ведет. Рекомендуем ознакомиться,

Задача родителей состоит в достижении взаимопонимания с собственным чадом, тогда как запугивание для получения быстрых результатов – это путь плохих родителей, которые желают получить беспрекословное послушание без особенных затрат времени. К сожалению, такой воспитательный прием широко используют представители старшего поколения, выдумывая, порой, дикие страшилки. В будущем такой подход к воспитанию обязательно негативно скажется на доверии к семье или даже навредит ребенку.

1. Негативный сказочный персонаж

Редкий родитель не запугивал своего малыша Бабайкой, Букой, бабой Ягой или кем-то подобным. Помимо сказочных персонажей родители нередко используют и реальных людей - милиционеров, чужих дядь или теть. Такие запугивания, к сожалению, работают, и родители поэтому ими частенько пользуются. Они помогают добиться такого поведения от ребенка, которое нужно родителю именно в данный момент.

Работают запугивания недолго и несут опасность для . Запугивая кем-то или чем-то родитель дает понять малышу, что он - родитель - не сильный, не главный и вообще не сможет заступиться за своего ребенка перед каким-то Бабайкой. В такой момент в голове у ребенка творится ужас, ведь до определенной поры мама и папа для него самые главные и сильные люди в мире и могут все. А тут возникает некий Бабайка и родители спокойно отдадут ему малыша? Кроме разрушенного авторитета родителей, что весьма болезненно само по себе, у ребенка формируется повышенное .

Однако со временем ребенок поймет, что родители его обманывали. И это очередное неприятное открытие. Кроме разочарования и обиды у малыша закрепляется понимание того, что обманывать можно всех без исключения. И своих родителей также.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 моему сыну 7 лет и он очень переживает за своё здоровье т.е.моет руки через секунду боится трогать предметы голыми руками как мне быть

Задать вопрос

2. «Мы тебя отдадим!»

Нередко можно услышать, как родитель возмущенно говорит своему чаду: «Если ты не станешь себя хорошо вести, мы отдадим тебя!» И эти угрозы отдать (или отдать кому-то) за плохое поведение являются большим страхом для малыша. Для ребенка это означает лишь две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки, естественно, не способствуют здоровому психологическому развитию ребенка. Прежде чем говорить подобное ребенку, вспомните о том, что дети верят каждому слову своих мамы и папы.

3. Запугивание «ремнем»

Также нередко родители угрожают «выпороть ремнем» ребенка за плохое поведение и непослушание. Делать этого категорически нельзя, ведь насилие порождает насилие. Поэтому нужно полностью отказаться от запугивания (в частности, физической расправой) как педагогического приема.

4. Неадекватные запугивания

Многие родители ленятся каждый раз объяснять ребенку почему того или иного делать нельзя. Они выбирают, так сказать, «универсальный, действенный» ответ. Например, «не делай этого, иначе придет доктор и сделает тебе укол». Такие родители пугают одним и тем же, вне зависимости от ситуации. К примеру, если ребенок забрал игрушку у другого малыша, он может услышать от родителя: «Отдай игрушку, иначе придет врач и сделает укол от жадности». Вместо подобных нелогичных запугиваний, лучше постарайтесь спокойно объяснить своему малышу, что если он не вернет игрушку, другие детки на него обидятся и не станут с ним играть. Такой ответ будет логичным, в отличие от «универсального», и не испугает малыша.

5. Запугивание врачами и уколами

Отдельно стоит выделить «доктором» и «уколами». Родители должны помнить, что их ребенку в течение жизни приходиться не однократно посещать медицинские учреждения в различных целях, к примеру, для того, чтобы сделать прививку или получить справку для бассейна, садика или школы.

К тому же многие взрослые, боящиеся «уколов» и людей в белых халатах еще с детства, могут до последнего не обращаться за медицинской помощью из-за своего необоснованного страха. Причем у таких людей нередко возникают различные серьезные осложнения вследствие самолечения и несвоевременного обращения к врачу. Поэтому, чтобы в будущем такого не произошло, ни в коем случае не запугивайте своего малыша «уколами и злым доктором».

До трехлетнего возраста дети еще не способны брать под контроль собственные эмоции. В результате этого любые сильные впечатления или переживания могут стать причиной их истерического состояния, а иногда даже надолго отпечататься в психике малыша.

Причиной испуга грудничка могут стать громкий хлопок или животные

Испуг у взрослых людей считается вполне естественной реакцией на определенные внешние раздражители, и их нервная система обычно в короткие сроки справляется с ним. Однако у младенцев, которым еще нет года, сильное эмоциональное потрясение способно негативно сказаться на функционировании систем организма крохи и непосредственно на его поведении. Чтобы предупредить нежелательные последствия, которые может спровоцировать испуг у грудничка, следует знать, как определить по конкретным признакам подобное состояние, и вовремя помочь карапузу.

Факторы, способные спровоцировать испуг у ребенка

Неотъемлемой частью познания мира ребенком являются разного рода эмоциональные переживания, которые способствуют оттачиванию инстинктов. Чрезмерная опека со стороны родителей, направленная на то, чтобы уберечь своего кроху от сильных эмоций, может только задержать психическое развитие и ослабить нервную систему.

Однако те эмоции, которые переживает ребенок, обязаны быть здоровыми, принося малышу положительный или отрицательный опыт, и ни в коем случае они не должны влиять на работу его нервной системы. К примеру, схватившись один раз за чашку с горячим чаем, ребенку следует запомнить, что горячие предметы могут быть источником болевых ощущений и поэтому лучше с ними обращаться осторожно или не трогать совсем, но не убегать с криками из кухни каждый раз, как кто-нибудь заваривает себе чай.


Для укрепления нервной системы ребенок должен познавать мир: как положительные его стороны, так и опасные. Родителям же надо найти золотую середину между опасностью с угрозой здоровью ребенка и полноценным познанием окружающей среды

Наиболее распространенными причинами, способными вызвать испуг у грудного ребенка, являются:

  • крупно габаритные животные;
  • громкие и резкие звуки, например, погодные явления как гром, или крики, сопровождающие домашние ссоры;
  • излишняя строгость, проявляемая со стороны мамы и папы по отношению к ребенку;
  • сильный стресс.

Какие дети попадают в группу риска?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Не все дети обязательно сталкиваются с проблемой испуга, но существуют те, которые больше других предрасположены к нему. В их число входят:

  1. Ребята, которых слишком балуют и опекают. Условия, когда близкие люди пытаются отгородить кроху от любого негативного опыта, в результате не тренируя его нервную систему на незначительных эмоциональных переживаниях, способствуют тому, что ребенок, столкнувшись с действительно сильным отрицательным потрясением, испугается.
  2. Дети, чьи родственники постоянно говорят им об опасности. В окружающем нас мире каждый второй объект условно представляет опасность, но встреча с ними не всегда способна нанести вред. Большинство слишком заботливых родителей запрещают своим детям находиться рядом с розетками, утюгами или другой потенциально опасной техникой. Например, многих деток, с целью добиться того, чтобы они не трогали уличных животных, запугивают тем, что собаки больно кусаются, а кошки могут поцарапать, таким образом, прививая им устойчивый страх перед этими животными. У такого ребенка встреча с дружелюбным псом может закончиться сильным испугом.
  3. Дети, страдающие заболеваниями нервной системы. ЦНС не удается справиться с положительными или отрицательными эмоциями.

Лечить кроху следует очень аккуратно, так как эта проблема напрямую связана с его психологией. Нельзя игнорировать страхи, присущие малышу, и нежелательно решать подобные вопросы с чрезмерной жесткостью.

В первую очередь, после обнаружения страха у грудного ребенка или признаков пережитого испуга, необходимо понять, что конкретно спровоцировало такое состояние, и только затем пытаться помочь крохе справится со своей боязнью. В ситуации, когда самостоятельно преодолеть страхи у новорожденного не получается, следует проконсультироваться со специалистом. Психолог сможет посоветовать определенные методики, помогающие в борьбе с фобиями.


Только поняв истинные причины страха у ребенка, можно заняться их устранением

Симптоматика

Последствия отрицательного психического опыта могут длительный период воздействовать на работу нервной системы. Для того, чтобы оказать испуганному малышу своевременную помощь, нужно знать, какие симптомы сигнализируют о подобном состоянии.

Естественно симптомы, которые перечисляются ниже, периодически свойственны всем детям и их причина - возрастной кризис. Однако их продолжительность в течение дней или недель говорит о том, что кроха испугался, и это не прошло бесследно. Для грудничков младше 1 года испуг - это рефлексная реакция, с которой можно достаточно быстро справиться, если помочь вовремя. В противном случае состояние малыша может перейти в тяжелую психологическую травму, вот почему все психоэмоциональные проблемы у детей до года требуют лечения.

Основные признаки испуга

У испуганного малыша симптомы проявляются следующим образом:

  1. Беспокойный сон и . Маленькие дети видят плохие сны чаще взрослых. Уже с годовалого возраста здоровому крохе могут сниться плохие сны, именно в них трансформируются воспоминания о негативных переживаниях. Кроме того он способен их распознать. Однако если младенец пережил сильный стресс, кошмары могут начаться и в 6 месяцев.
  2. Непрерывный плач. Если грудничок здоров, не голоден и не хочет спать, он обычно ведет себя спокойно и не станет плакать без остановки. Постоянные крики без видимых на то причин являются тревожным сигналом.
  3. Непроизвольное мочеиспускание. Диагноз « » обычно ставят уже после 4 лет. Считается, что в этом возрасте дети должны уметь контролировать процесс испускания мочи, иначе, недержание превращается в патологию. Причиной этому служит воздействие на психику и ЦНС.
  4. . Когда ребенок уже умеет говорить, проявлениями стресса могут стать нарушения речи, которые связаны с частым повторением слогов. Данные отклонение характерно для возраста 4-5 лет и более распространен у мальчиков. Испуг опасен еще и тем, что малыш может не только начать заикаться, а и совсем прекратить говорить.
  5. Абсолютное нежелание оставаться одному. Родители дают своим детям ощущение защищенности и безопасности. Как следствие кроха, испугавшись однажды, стремиться окружить себя защитой, если ситуация, которая вызвала его испуг, повториться. В результате он начинает плакать, кричать и капризничать, стоит маме не оказаться рядом. Это объясняется тем, что остаться в одиночестве для малыша означает снова испытать страх.

Ребенок с младенчества не должен бояться одиночества. Если же малыш не хочет оставаться один ни на минутку, значит у него в данном плане существуют определенные страхи

К каким мерам могут прибегнуть родители?

Испуг нуждается в комплексном лечении, то есть не только устранении симптомов, но и причин, которые к нему привели. Что делать родителям в подобной ситуации? Необходимо:

  1. Окружить кроху своим теплом и постоянной заботой. Не следует в этот период оставлять его одного, ведь только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности.
  2. Успокоить нервную систему при помощи ванн с отварами трав и хвойных настоев.
  3. Приучать грудничка к присутствию посторонних, а не избегать незнакомых людей, если малыш их боится. Конечно, делать это нужно постепенно. С гостем стоит вести себя приветливо и непринужденно, показывая тем самым, что перед крохой хороший человек. Однако при негативной реакции со стороны младенца отложите общение на другой раз. Не лишними будут подарки в виде игрушек или угощений.
  4. Научить без боязни относиться к кошкам, собакам и другим животным, так как это постоянная составляющая жизни любого человека. Начинать лучше с картинок с животными или видеороликов с их участием. При этом стоит объяснять, что при хорошем отношении все звери добрые и дружелюбные. После того как выработается привычка к такому роду общения, можно без спешки переходить к встречам с живыми питомцами.
  5. В мягкой форме постараться исправить ситуацию, когда испуг носит бытовой характер. Например, если кроха обжегся включенным утюгом, следует рассказать ему о правилах обращения с бытовыми приборами, или если он наглотался воды, уйдя под воду при купании, можно купить нарукавники, объяснив и показав, для чего они предназначены (рекомендуем прочитать: ).

Лечение испуга в традиционной медицине


Постоянные страхи и частые неврозы ребенка требуют помощи врача для определения причин испуга

Гипноз и гомеопатия

Гипноз используется для коррекции нестандартного поведения. При проблеме энуреза, прибегая к гипнозу, врач настраивает правильную работу организма (см. также: ). Например, он внушает пациенту, чтобы тот просыпался и шел на горшок, когда ночью ему захочется в туалет. Такой подход на практике оказывается достаточно эффективным, но многие родители все равно относятся к нему с опаской.

Такой вариант, как гомеопатия, включает в себя не только применение трав, хотя многие гомеопатические препараты содержат именно их. Название гомеопатия можно перефразировать как схожий с болезнью. Больному назначаются такие медикаменты, в составе которых имеются элементы, приводящие к появлению у здорового человека симптоматики, как при интересующей болезни. Суть заключается в том, что при правильно подобранной дозировке, болезнь должна пройти сама. В случае гомеопатии требуется только индивидуальный подход. При нервозах у детей, выбор лекарства напрямую связан с симптоматикой.

Сказкотерапия и игровая терапия

При помощи сказкотерапии проводят коррекцию поведения, меняют отношение и восприятие окружающего мира и явлений, прививают мораль. В процессе слушания волшебных историй, дети обсуждают их сюжет, участвуют в постановках по их мотивам и создают рисунки. Со временем дети начинают сочинять свои собственные истории. Проводя анализ поведения героев в сказке, у детей появляется понимание того, что плохо, а что хорошо, они начинают учиться справляться с трудностями и страхами. Сказкотерапией можно заниматься и дома при наличии специальной литературы.


В результате сказкотерапии дети становятся более открытыми и раскрепощенными, а проигрывание некоторых сцен и сюжетов помогает ребятам справиться со своими страхами

Игровая терапия основана на том, что малыши с проблемами участвуют в разыгрывании различных сценок. В ходе игры кроха выстраивает цепочку взаимоотношений с партнерами, что помогает ему становиться более открытым, адекватно оценивать других и научится делиться страхами.

Народные методы борьбы с испугом

Не менее результативными иногда бывают и народные методы, которые используют для того, чтобы убрать испуг. Однако по мнению доктора Комаровского справиться со страхами у малыша, прибегая к народной медицине, нельзя (см. также: ). Единственное к чему может привести такой подход – спокойствие родителей, а, следовательно, и их крохи, что является одной из основных целей любого подхода к подобной проблеме. Ниже представлены примеры народных способов:

  1. Снять состояние шока, сопровождающее испуг, помогает выпитая сразу после случившегося чашка теплой сладкой воды или другого напитка.
  2. Молитва или заговор.
  3. Выкатывание яйцом. Суть метода сводится к тому, что сырое яйцо катают по животу малыша, после чего оно разбивается в любую посуду из стекла. Об успешном завершении подобной процедуры говорят пятна любого рода, содержащиеся в разбитом яйце.
  4. Святая вода и молитва «Отче наш». Необходимо утром и вечером умывать младенца святой водой, плюс пить ее трижды в день. Кроме этого в процессе умывания нужно читать «Отче наш».
  5. Вылить на воск. Экстрасенсы считают, что подобный недуг носит информационный характер, а пока еще слабая детская энергетика в такие моменты нарушается. Для того чтобы отлить испуг используется именно воск, так как он прекрасно впитывает в себя энергию. Прежде всего, надо растопить церковные свечи и медленно слить полученный воск в миску с холодной водой, которая должна находиться над головой крохи. При этом не забывать молиться.

Вера ребенка в Бога возможно поспособствует выздоровлению его детской психики, однако ограничиваться только молитвами не стоит. Своевременное обращение к врачу все же необходимо

Как часто это встречается среди родителей: непослушный ребенок отказывается вменять вашим доводам, и буквально на ходу вы придумываете некую стращающую фразу. По идее, она должна остепенить ребенка, заставить одуматься и успокоиться. Но что на самом деле происходит в голове у вашего родного чада, когда он слышит в очередной раз от раздраженной матери «Перестань, иначе я больше не буду тебя любить!» или «Делай, как говорю, не то брошу тебя прямо на улице и уйду!» – как часто ребенок слышит эти слова. Воспринимает ли он их так, как взрослый? Понимание или страх – что убережет ребенка от опасности?

Опытный психолог раскрывает все опасности подобного метода манипулирования своим ребенком. И предупреждает: такие фразы могут серьезно подорвать ваш родительский авторитет! Почему же запугивание зачастую ведет к противоположному результату и как найти ему разумную замену?

«Мне уже надоели твои припадки! Сейчас же прекрати орать! Иначе я оставлю тебя здесь и пойду домой сама! Слышишь меня? Брошу тебя и уйду! Ты мне надоел уже, нет сил!» - раздавалось посреди улицы, а в ответ доносились все более пронзительные детские рыдания.

- Скажите, пожалуйста, в такой типичной ситуации ведь бывает каждая мать?

- Да, действительно, такую картину на улице можно лицезреть часто. Родитель, уставший и раздраженный, тащит едва ли не волоком своего упирающегося ребенка, а тот вопит все больше. Запугивание оказывается не эффективным, и взрослый от бессилия сам еле как сдерживает истерику и слезы.

И как же прервать этот сумасшедший круговорот? Вы, как опытный детский психолог, какой совет можете дать родителям?

- Остановитесь, глубоко вдохните, попытайтесь прийти в себя. Постарайтесь отстраниться от своего раздражения и осознать, что ваш гнев ни к чему не приведет. Напротив, чем больше распаляется взрослый - тем больше начинает нервничать ребенок. Единственный выход из этой ситуации - попытаться посмотреть на себя глазами вашего собственного ребенка. Он ведь не просто так впадает в нервный припадок и отказывается слушаться. Значит, что-то к этому привело, какая-то цепь событий расстроила его. Может быть, что он даже просто устал. Или ему жарко, не комфортно в своей одежде. Даже относительно подросшие дети не всегда могут понять причину своего нервного напряжения. Еще нет способности анализировать события и находить в них какую-то важную суть. Поэтому важно проявлять терпение. Ребенок может не ответить что с ним случилось и отчего он такой расстроенный, но это не означает, что причины нет. Вы - адекватный и взрослый человек, ответственный родитель. Если от ребенка не представляется возможным добиться внятного ответа, то прекратите его тиранить. Просто примите мысль, что в данный момент он не в себе. И совершенно абсурдно начинать еще больше угнетать ребенка, запугивая или обижая его.

- Что же нужно предпринять?

- Возьмите ребенка на руки и обнимите его. Прижмите к себе, пожалейте и успокойте. Дайте ему немного времени, чтобы нервное напряжение начало сходить на нет. Любая истерика и массивный фонтан детских слез - это попытка снять стресс. Выпустить пар, если угодно. Каждому человеку нужна периодическая разрядка, особенно после тяжелого дня или недавно пережитых неприятных ситуаций. Ваш ребенок - не исключение. Он еще не способен помочь себе самостоятельно. Да и не каждый взрослый способен контролировать свои эмоции в моменты моральной подавленности, физической усталости. Глупо требовать этого от маленького ребенка.

- То есть, родительской реакцией на такое поведение ребенка должна быть ласка и спокойствие?

- Именно. Лишь в этом случае ребенок сможет успокоиться, прийти в себя.

- А если продолжать одергивать его, ругать и пытаться запугивать?

- Во-первых, ребенок будет истерить все больше. В итоге придется применять физическое наказание, почти всегда именно этим все и заканчивается. Во-вторых, плохое настроение родителю будет обеспечено. И надолго! Потому что даже дома ребенок не сразу начнет успокаиваться. Скорее всего, настроение вашего чада будет капризным и плохим вплоть до самого момента отхода к ночному сну. Кому это нужно?

В-третьих, ребенок сделает простые выводы о том, что в моменты, когда ему плохо, мама (или папа) усугубляют его положение. Проще говоря, доверительные отношения с вашим ребенком в последствие будут невозможны. И еще: дети могут всерьез обеспокоиться вопросом о прочности и стабильности вашей любви. Если мама постоянно грозится бросить ребенка на улице или не забрать из детского сада - а любит ли она его вообще? Это очень негативно влияет на взаимоотношения.

Но ведь эти запугивания придуманы. Все эти угрозы - это просто попытка прекратить детские истерики. Разве дети этого не понимают?

- Не всегда. Ребенка могут смутить родительские слова. К тому же, в каком-то роде это - самое настоящее вранье. Вы собственноручно показываете ребенку плохой пример. Вы прибегаете ко лжи, чтобы манипулировать и добиться желаемого. Дети могут перенимать такие психологические приемы. И использовать в будущем их даже против вас самих!

- Создается впечатление, что публичные истерики ребенка - это показатель плохой мамы?

«Когда мой ребенок внезапно начинает капризничать, становится плаксивым и не идет на контакт, то я просто опускаюсь перед ним на колени, протягиваю руки и обнимаю. Я показываю, что я друг и на меня всегда можно положиться. И что мне не нужно ничего объяснять. И любая истерика мгновенно сходит на нет.»

На словах все получается достаточно просто. Но можно ли с первого раза научиться этому? Мне кажется, что достаточно сложно держать себя в руках, когда ты приходишь за ребенком в детский сад после тяжелого трудового дня, а он с порога принимается кричать, падать на пол и рыдать?

- Конечно, именно в этом и заключается главный нюанс. Если ты сам раздражен и находишься в плохом настроении, то гораздо тяжелее спокойно среагировать на внезапные капризы своего ребенка. Но подумайте в такие моменты вот о чем: возможно, что и ваше чадо сегодня переживало не самый лучший свой день? Вам, как взрослому человеку, проще подавить свои негативные эмоции. А напряженная психика ребенка взрывается внезапно. Поймите, ваш ребенок мог весь день в детском саду бороться со своим удрученным состоянием, но вот он видит вас, самого родного и близкого человека. И тут происходит стремительный всплеск эмоций из-за накопившегося стресса. Чего бы вам хотелось в такой момент?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

- Наверное, чтобы меня просто утешили и пожалели…

- В этом нуждается и ваш ребенок. Но он не умеет анализировать свое психическое состояние и не сможет произвести такую длинную логическую цепочку, чтоб в итоге сказать вам: «Мама, я сегодня очень устал и чувствую себя плохо, а еще к нам в группу приходила медсестра и брала анализ крови из пальца. Все это сильно расстроило меня, потому я ощущаю нервное напряжение. Обними меня и сделай что-нибудь, чтобы я смог успокоиться.»

Ребенок просто ощущает сильный дискомфорт, а появление родителя служит мощным катализатором. Вот и начинается истерика, неконтролируемые слезы. С таким потоком ребенку самостоятельно справиться невозможно. Просто поймите, что в такой момент вашему чаду очень плохо. И пожалейте.

- А что происходит с детьми, если в такие моменты родитель не приходит на помощь?

- Ребенок начинает думать, что он совсем один. Он может замкнуться в себе. Он попытается получить от вас утешение раз, второй, третий. Возможно, что в эти этапы новых попыток его истерики будут усугубляться и достигать своего пика. Но потом он осознает тщетность своих действий. Не сразу, конечно.

- И что тогда?

- Вы просто потеряете своего ребенка. Он научится обходиться без вас. Если он не мог рассчитывать на ваше понимание в глубоком детстве, то с приходом подросткового периода эта отчужденность усугубится еще больше.

«Я знала девушку, которая даже во взрослом возрасте таила обиду на свою мать за то, что та однажды бросила ее у детской поликлиники. Девочка боялась делать прививку и устроила истерику под кабинетом врача. Мама не нашла ничего лучше, чем начать кричать на испуганного ребенка, да еще и ударила ее. А после повернулась и молча ушла прочь. Удивительно, но девушка запомнила этот случай на всю жизнь.»

Выходит, что не так уж просто быть терпеливым и любящим родителем. Есть какие-то правила, чтобы можно было быстрее этому научиться?

- На самом деле, ничего архисложного в этом нет. Старайтесь думать не только о себе. В момент детского непослушания родитель зацикливается только на своих внутренних ощущениях. Он чувствует злость, досаду, раздражение. И это всецело поглощает его, а о чувствах и состоянии ребенка почему-то он забывает.

Ну а как тогда обстоят дела с тем, чтобы научить ребенка всерьез опасаться чего-либо? Например, пожара? Или посторонних людей? Если метод запугивания - это неподходящий вариант.

- Конечно, рассказывать о возможных опасностях необходимо. Но не в угнетающем ключе и без ужасающих приукрашиваний. У меня был пациент, который во всех красках расписывал восьмилетнему ребенку кошмары, которые происходят на автомобильных дорогах. Даже показывал ему фотографии из автокатастроф, ролики в новостных лентах. Ему казалось, что так его ребенок будет максимально защищен, будет переходить дорогу строго на зеленый.

А однажды классный руководитель позвонил из школы и сообщил, что их сын постоянно опаздывает на занятия. Родители устроили ребенку выговор, в процессе которого выяснилось, что школьник боится переходить дорогу даже на зеленый свет. Один вид автомобильной трассы повергал его в ужас, ребенок стоял у светофора по полчаса, собираясь с духом и обливаясь холодным потом.

- Пугать ребенка тем, что отдашь его в детский дом за непослушание - это страшное табу?

- Естественно. Как и говорить о том, что перестанешь любить. И любые фразы в подобном ключе. Это ничему не научит ребенка, зато испугает его.

Получается, что главное - это пытаться быть ребенку прежде всего другом, не врать ему и не игнорировать его внутреннее состояние?

- Именно! Проявляйте больше снисхождения. И научитесь интуитивно понимать, когда вашему ребенку тяжело или плохо, чтобы вовремя прийти на помощь. Тогда и причин для истерик не будет.

Послушание ребёнка через запугивание

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева