Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Воспитание человека культуры. Взаимосвязь воспитания и культуры

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я уверенна, что каждый из вас хотя бы раз в своей педагогической деятельности говорил: «Цель: Воспитание культурного человека или всесторонне развитой личности». Действительно, это наша главная цель.

Тема моей работы звучит просто: «Воспитание культурного человека в системе дополнительного образования». Но она достаточно серьезна, особенно в условиях современного общества.

Сегодня, несмотря на повышение общего уровня образования с одной стороны, наблюдается явная деградация в молодежной среде с другой стороны. Молодежь утрачивает общечеловеческие ценности, смещает нормы, приоритеты. Кризисные и критические ситуации, возникающие в разных сферах нашего общества, требуют от подрастающего поколения определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории, сохранив при этом физическое, психическое и социальное здоровье для эффективной социализации. Где же и как получить эти знания? Наши воспитанники постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять? Наш долг – помочь сделать правильный выбор.

Зная, что будущее человечества в первую очередь зависит от молодого поколения, необходимо большое внимание уделять культурному воспитанию. Именно системе дополнительного образования отводится большая роль в социализации детей и подростков, где создается специальная полноценная культурная среда, направленная на устойчивый процесс коммуникации, развитие культуры общения, на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству, и подкрепляется возможностями создания ситуации успеха.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Культура – это не врожденный инстинкт, а приобретённые знания и умения, доведённые до определённого мастерства, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

Вот как об этом пишет Михаил Зощенко: «Подлинно культурный человек - это не только образованный человек. Культура - это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным человеком».

Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

В первую очередь того, который вежлив и обладает хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Эти качества приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Давайте остановимся на основных качествах культурного человека:

  1. Внешние признаки.

Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

  1. Черты характера.

Основными чертами характера и свойств личности являются ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь.

Приобщение к сценической культуре развивает в ребёнке ответственность за общий результат, собранность, силу воли, дисциплинированность и организованность. Гораздо сложнее научить детей сочувствию и состраданию. В этом нам очень помогают выездные концерты в дома-интернаты для ветеранов войны и труда, в реабилитационный центр, выступления на Рождественской елке, где наши воспитанники дарят приготовленные подарки детям – инвалидам.

  1. Саморазвитие.

Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, умение ценить прекрасное, умение созидать, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Для того чтобы развить эти качества, наши воспитанники постоянно принимают участие в НПК, различных творческих конкурсах. Они учатся думать, планировать, проводить исследовательскую работу. Такая исследовательская работа была проведена к 70-летию Победы, где каждый ребенок изучал историю своей семьи.

Самосовершенствованию способствует весь репертуар произведений, которые мы изучаем: это и народные песни, и классическая музыка русских и зарубежных композиторов, и произведения советских и современных авторов. На сцене дети не просто исполняют произведение, а вживаются в образ и передают его зрителям.

  1. Сотрудничество с людьми.

Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в коллективе, трудиться на общий результат, готовность помогать и учить, делиться своими накопленными знаниями и умениями.

Умение ладить, дружить со своими сверстниками проверяется на прочность в творческих лагерях при ЦТ «Росток» и в оздоровительном лагере «Березка». Насыщенная творческая программа требует от детей сообразительности, умения работать вместе, готовности помогать друг другу.

  1. Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором растет человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.

В нашем ЦТ разнообразные формы своей деятельности, такие как хоровое и вокальное пение, хореография, фольклор, оркестр народных инструментов и различные виды прикладного творчества способствуют приобщению детей к традициям народной культуры , воспитывая любовь к малой Родине и осознанию своих корней, гордость и уважение к своей национальности. Разучивая народные песни или танцы, вышивая узор, мы способствуем сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию.

На основе народной культуры развивается патриотизм. Патриотическое воспитание – это составная часть общей культуры ребёнка, развивающее уважение к своему Отечеству и народу, любовь ко всему живому в мире, определение места человека в этом мире, его ответственность за судьбу мира.

К 70-летию Победы воспитанниками хора «Туслах» была проделана серьёзная исследовательская работа: не просто найти портрет своих родственников, участников войны, а узнать их судьбу. Было выучено много произведений про войну. Ребята выступили на многих концертах, выпустили газету «Помним и гордимся». Результатом стало осознание своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему, воспитание чувства национальной гордости. Поэтому идея патриотизма сегодня рассматривается как один из способов возрождения России.

Культура - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Она включает многие стороны человеческой деятельности и бытия. И она не может существовать без знания истоков и истории предков.

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», отмечает академик Д.С.Лихачёв.

Наша задача – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства…


21 педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка главной ценностью, признает его права, его способности и его права на саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом развития человека, который осваивает культуру в определенных социально- экономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект культуры. Воспитание в своем широком смысле охватывает не только прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания находятся в окружающем мире и в самом человеке. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ: - воспитание детерминировано культурой общества; - воспитание и обучение - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью воспитания; - эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от того насколько он включен в самовоспитание; - эффективность и результативность воспитание зависят от гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание, методов, форм, средств ребёнка и самого педагога. 2. Сущность гуманистического воспитания. Воспитание- это элемент культуры, имеет все признаки национальной культуры, поэтому культура общества является первым источником воспитания. Вторым источник воспитания выступает культура каждой отдельной личности. Третий источник - это способность человека к саморазвитию. Возможности развития человека заложены природой. Развитие психики человека происходит на основе физиологического развития (если мозг не развивается, то и мышление стоит на месте), средством развития и условиями являются социальные отношения в обществе (стихийный фактор) и целенаправленные воздействия (воспитание), которые либо ускоряют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие человека зависти от его потребностей и мотивации, поэтому воспитание должно обеспечивать положительные мотивы в преодолении нарастающих трудностей. Положительная « Я - концепция личности», положительная мотивация, самооценка - все это является основой целенаправленного самовоспитания. В процессе воспитания человек овладевает культурой общества, её духовными ценностями. Внешняя социальная деятельность переходит во внутреннюю структуру личности, этот процесс называется интериоризацией. 22 Противоположный процесс перехода внутренней психической деятельности во внешнее поведение человека, называется экстериоризацией. Эти два процесса образуют познавательную деятельность человека. Поэтому ребенок не только усваивает культуру, но и обогащает её. Воспитание творит культуру личности. В детском возрасте формируется базовая культура личности, которые включают в себя элементы тех отношений, в которые вступает человек в процессе жизни. Эта культура знаний, способов деятельности, чувств, ценностей и идеалов, творческих действий и т.д. Состав культуры. Базовая культура личности создается под действием различных видов воспитания: - нравственного воспитания; - эстетического; - умственного; - физического; - трудового. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Ядром культуры личности является её духовность. Это духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием, где отражаются нравственные и общечеловеческие ценности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе - связана с созданием условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка; это задача всего педагогического коллектива, которая зависит от педагогического мышления учителя, его овладения гуманистическими методиками и технологиями учебно- воспитательного процесса, которые должны вовлекать детей в процессы саморазвития, самовоспитания и самореализации. Требования к уровню развития духовно-нравственной, познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности младшего школьника, представлены в таблице: 23 Базовыми компонентами воспитания являются (по Е.В. Бондаревской): 1) Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения; самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решения и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности); 2) Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним; стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни); 3) Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность); 4) Воспитание творческой личности (развитые способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция; жизнетворчество); 24 5) Воспитание практичной личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; компьютерная грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие минеры; обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи). ЛЕКЦИЯ № 7. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ПЛАН: 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. 2. Структурные элементы воспитания. 3. Воспитательная технология. 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. Объектом в педагогической науке является воспитание как реальная действительность. Воспитание осуществляется в рамках педагогической системы. Педагогическая система - это теоретическая модель воспитания с элементами: 1. цель; 2. содержание; 3. формы, методы, средства; 4. воспитанник; 5. воспитатель. В педагогической системе объектами научного исследования выступают: 1. Образовательная система страны, региона, области, деятельность любого учебно-воспитательного учреждения. 2. Отдельные формы обучения и воспитания, деятельность любого учителя или ученика. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - она дается обществом и государством. В этой цели представлено наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению их в индивидуальный мир личности; содержание воспитания - это культура общества, которая становиться культурой личности: - внутренней (духовной); - внешней (культура общения, поведения, внешнего вида); - способностями человека, его самоопределением, саморазвитием и самореализации). 25 ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: - массовые формы; - кружковая – групповая (коллективная); - индивидуальная. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ – это, то с помощью чего осуществляется воспитание, то есть полный набор явлений и объектов окружающего мира (для достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира). Средствами воспитания выступают различные виды деятельности (игра, учеба, труд, общение), а также ведущий тип деятельности в каждом возрастном этапе, различные артефакты (технические средства обучения, инвентарь, книги и так далее). В нашей гуманистической педагогике главным принципом является любовь и уважение к ребёнку как к активному субъекту воспитания и развития. В багаже воспитания имеется большое разнообразие методов воспитания, то есть содержание воспитания состоит из методов воспитания. МЕТОД - путь, средство достижения цели. Каждый метод состоит из приемов. В каждом учебнике дается своя классификация принципов, методов, средств и форм воспитания. Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров выделяют 3 группы методов воспитания: - методы убеждений; - методы упражнений; - методы поощрения и наказания. В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев выделил 3 группы методов воспитания: - организация деятельности коллектива; - методы убеждения; - методы стимулирования. Т.А. Ильина, В.П. Огородников называют 3 группы методов воспитания: - методы убеждения (разъяснения, убеждения, требования, дискуссии); - методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); - методы стимулирования поведения (оценка, похвала, поощрение, наказание). Г.И. Щукина также выделяет 3 группы методов воспитания: - методы воздействия на сознание, чувства и волю (беседа, пример, убеждения); - методы организации опыта общественного поведения (требования, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитательной ситуации); - методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка и наказание). 26 В.А. Сластенин выделил 4 группы методов воспитания: - методы формирования сознания личности; - методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; - методы контроля, самоконтроля, самооценки. Новое время вызвало к жизни новые методы воспитания: - мозговой штурм; - импровизация; - открытый диалог; - коллективная оценка и самооценка; - анализ, самоанализ и так далее. 2. Структурные элементы воспитания. ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленный процесс развития личности, представляет собой систему взаимосвязанных элементов, на выбор которых влияет личность воспитанников. Именно ребёнок является первопричиной определения целей, содержания, форм, методов и средств воспитания. При этом воспитание может иметь самые различные результаты (например, два близнеца в семье). Ребёнок может также выпасть из процесса воспитания. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это целостный учебно- воспитательный процесс, который характеризуется совместной деятельностью учителя и учащихся при помощи содержания воспитания и методов его освоения. В этом процессе должны быть установлены субъект- субъектные отношения на основе педагогики сотрудничества. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса, где создаются условия для самореализации педагогов и воспитанников. В гуманистической педагогике существуют ориентация школьников на самовоспитания, самообразование, саморазвитие, самореализацию. В основе этой цели лежит личностно-ориентированное образование. Здесь воспитанник признается полноправным партнером в условиях педагогики сотрудничества. Данный подход реализуется гуманистической педагогикой. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе требует следующих условий: - безоговорочное принятие ребенка; - устойчиво положительное отношение к нему; - проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ребенке; - осознание и признание права личности быть не похожим на других; - предоставлять право на свободу выбора; -оценка не личности ребёнка, а его поступков; - владение способности чувствовать каждого ребёнка (эмпатия); - смотреть на проблему глазами конкретного ребёнка и с его позиций; 27 - учитывать индивидуальные психические и личностные особенности ребёнка (тип нервной деятельности, темперамент, мышление, направленность и др.). Мастерство педагога состоит в том, чтобы грамотно анализировать любую педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учётом главной цели воспитания. При этом педагог должен владеть технологией воспитательного процесса (технология воспитания включает в себя последовательность методов, средств, форм, организации воспитания). 2. Воспитательная технология. Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания. Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А.С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека». Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Иными словами, воспитательная технология описывает систему методов и приемов, направленных на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.). Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт. Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях 28 на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений. В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); технологию групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н.Е. Щурковой), суггестотехнологию. Технологии воспитания классифицируют: 1. По философской основе: - материалистические; - прагматические; - гуманистические; - антропософские. 2. По научной концепции: - поведенческие; - деятельностные; - интериоризаторские, - нейролингвистического программирования. 3. По категории объекта: - индивидуальные; - групповые; - коллективные; - массовые. Признаки воспитательных технологий: технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры. 29 Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование, Целеполагание, Проектирование, Конструирование, Организационно – деятельностный компонент, Контрольно – управленческий компонент. ЛЕКЦИЯ 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ. ПЛАН: 1. Понятие о коллективе. 2. Структура детского коллектива. 3. Стадии развития коллектива. 4. Принципы развития коллектива. 5. Развитие личности в коллективе. 6. Методика воспитательной работы. 1. Понятие о коллективе. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом. Признаки коллектива (по А.С.Макаренко): а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности; б) совместная деятельность членов коллектива; в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива; г) организация органов самоуправления; д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами. 30 В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми. В коллективе устанавливаются различные отношения: - деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость); - неофициальные (заинтересованность, внимание); - межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь). 2. Структура детского коллектива. Существует формальная и неформальная структуры коллектива. Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими интересами и совместной деятельностью. Любой школьник может являться одновременно членом разных коллективов. Неформальная структура объединений создается по интересам на основе общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом). Эти группы не устойчивы по своему составу, могут распадаться: отдельные члены коллектива могут выходить или включаться в любую понравившуюся группу, также быть членом нескольких микрогрупп. В начальных классах встречаются дети, которые не входят ни в одну из микрогрупп. Учителю необходимо выявить причины отторжения ребенка от детей и помочь ему включиться в одну из микрогрупп. 3. Стадии развития коллектива. Динамика развития ученического коллектива (этапы) по А.С.Макаренко Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко). Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

Воспитание культурой

Сегодня наступило новое время в жизни общества - экономические реформы, социальные преобразования, технический прогресс и другие изменения диктуют новые правила жизни.

У каждого времени свои ценности, но есть некие незыблемые истины, необходимые в любые времена. Существует такое понятие как "культурная среда", которая не только окружает человека, но и незаметно воспитывает его. Культурная среда создаётся многими поколениями людей, и процесс этот непрерывен, поскольку каждый из нас в той или иной мере является её творцом. Сохранить культурную среду - значит дать возможность каждому участвовать в созидательном процессе, который способствует созданию культурологической среды, формирующей этническую, региональную, гражданскую, общечеловеческую идентичность. Особенно это важно для молодого человека, студента, школьника, так как именно в это время формируется система жизненных ценностей. Важно знать культуру, традиции края, в котором живёшь.

Дополнительное образование исчисляется не только наличием хорошо оборудованных кабинетов, наличием финансирования и т.п., сегодня для воспитания важно иметь развитую систему сохранения культурных ценностей: библиотеки, музеи, театры. Чистые улицы, красивые фасады зданий, оборудованные тротуары, цветущие клумбы, ухоженные парки, вежливые люди – это важные составляющие процесса воспитания, которые призваны вырабатывать норму поведения иными словами «Культура» должна создавать благоприятную среду для воспитания личности с высоким культурным потенциалом.

Современное учреждение дополнительного образования это не только место, где царит мир увлечений - это центр роста, социализации и предпрофессиональной подготовки детей. С самого начала важно донести детям идею о том, что в основе успешности человека лежат культурные и моральные ценности, без них формируется примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

И здесь, конечно же, огромна роль такого учреждения как музей. Значение музея как образовательного, просветительского центра в культурной жизни особенно велико.
Музей как культурный центр синтезирует в себе возможности эстетического, нравственного воспитания и образования, способствует творческому развитию личности. Музейная культура является составной частью общечеловеческой культуры. Но её не воспитать за одно посещение. Выполнение такой задачи требует постоянной и последовательной работы. Вот почему сегодня так важно руководителю музея образовательного учреждения основывать свою работу на принципах музейной педагогики - новой научной дисциплине, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Воспитание посетителя музея - дело трудоёмкое, кропотливое, творческое. Каждый посетитель музея, будь школьник, дошкольник, студент, должен непременно найти в музее что-то своё, именно ему интересное. Поэтому экспозиция музея в равной степени обращена и к интеллекту, и к эмоциям посетителя, то есть она даёт возможность познания истории края и личностного с ней соприкосновения, сопереживания. У музея образовательного учреждения особый статус и особая миссия.

Особенно важна работа с детьми младшего возраста. Здесь уместно использовать ролевые игры, соревнования, викторины и т.д., то есть нужно вовлечь ребёнка в диалог, сделать так, чтобы ему в музее было комфортно. Не менее важно встретить подростков, пришедших в музей впервые, так, чтобы им захотелось зайти ещё не раз. Современный посетитель не нуждается просто в общеобразовательной информации. Гораздо важнее пробудить потребность думать и чувствовать, а не только усваивать знания. Поэтому, чтобы, пришедшему впервые захотелось прийти ещё раз, надо, чтобы в музее было интересно. А это значит, что музей должен меняться. Одним из новых направлений в музейном маркетинге стал так называемый "событийный маркетинг", когда музей организует серию "событий", не меняя основной экспозиции. Цель события - информировать и привлекать в музей посетителей. Таким образом возникла идея: на фоне постоянной экспозиции организовывать временные и передвижные выставки. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, очень важно внимательно относиться к событиям сегодняшнего дня и заботиться об их фиксации. Поэтому открытия выставок работ творческих людей, живущих с нами рядом, и есть такой способ фиксации, но и способ воспитания нравственных патриотических начал человека.

Итак, реализуя принципы музейной педагогики, мы включаем учащихся в безграничное культурное пространство, приобщаем их к общечеловеческим ценностям, помогаем им ощутить потребность в общении с культурными ценностями. Посетитель музея - не бессловесный объект, на который обрушивается поток информации, а собеседник, партнёр, участник диалога, викторины или ролевой игры. Музейные предметы воспитывают уважение как к их контексту, так и к посетителю.

Какими качествами он должен обладать? Над ответами на эти вопросы размышляет Б.М. Бим-Бад в своем тексте. В нем автор поднимает социально значимую проблему воспитания культуры человека.

Писатель, рассуждая по данной теме, обращается к своим личным наблюдениям. Автор считает, что каждому из нас важно «обладать благородной русской душой, полной лучших качеств». Ведь только человек, великодушный, мужественный, добрый, милосердный, способен добиться поставленных целей и проявить себя как культурная личность.

Педагог призывает читателей избавиться «от дурных манер и наклонностей», потому что они препятствуют саморазвитию, мешают самовыражению. Воспитание, основанное на нравственных принципах, позволит людям добиться значительных успехов в жизни.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, потому что культура человека, его воспитание, являются главными показателями личностных качеств каждого, в соответствии с которыми люди ведут себя в обществе.

Тема воспитания неоднократно привлекала внимание многих писателей. Так, известный публицист Д.

Лихачев в одной из своих статей цикла «Письма о добром и прекрасном» призывает читателей быть великодушными и благородными. Автор отмечает важное правило, регулирующее поведение людей в обществе, - необходимость уважительного отношения к окружающим. Воспитанный человек, по мнению писателя, не способен совершать дурные поступки, поэтому нужно всем нам обращать внимание на свое культурное развитие.

Ярким примером воспитания душевных качеств человека может служить героиня романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого - Наташа Ростова. Девушка воспитывалась в атмосфере любви и взаимопонимания, что позволило ей стать отзывчивой, искренней, честной и бескорыстной. Широта ее души проявилась в сложной ситуации с подводами для раненых, когда девушка проявила настойчивость и уговорила родителей оставить свое имущество. Ростова является примером человека благородного воспитания, с четкими нравственными ориентирами.

Таким образом, важно воспитывать в человеке культуру мышления и поведения, что обеспечит путь к успеху в жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

РЕФЕРАТ

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Категорию воспитания можно рассматривать в широком и в узком смысле. В последнем случае имеет место сознательное и целенаправленное внушение ребенку той или иной ценностной системы, правил поведений, основ мировоззрения и т.п. Такое воспитание осуществляется в основном в семье, средней школе, а отчасти и в системе вузовского образования или, если молодой человек рано начал работать, то в трудовом коллективе (но это явление нечастое, особенно в наше время, и здесь меньше целенаправленной «программы» воспитания). Воспитание же в широком смысле обозначает сумму разных, не связанных друг с другом воздействий на формирование личности и ее ценностной системы. Факторами воспитания в этом случае могут являться книги, окружающие ребенка люди (которые совершенно не ставят перед собой задач воспитания), товарищи, референтные группы, средства массовой информации, отдельные житейские случаи, которые ребенок по силе своих возможностей так или иначе осмысливает, - вообще все, что может активно повлиять на выбор жизненной позиции, обретение системы ценностей и эмоционально-ценностной ориентации.

Рассмотрим теперь основные тенденции в воспитании, его методы и системы, заодно сравнив идеальную модель воспитания с конкретной практикой.

Во-первых, выясним такой вопрос: какое время в жизни человека занимает воспитание, когда оно начинается и когда заканчивается? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Некоторые детские психологи утверждают, что процесс воспитания начинается уже в период внутриутробного развития, но это, по-видимому, уж слишком смелое и не подкрепленное достаточными основаниями утверждение. Однако, наверное, можно говорить, что процесс воспитания начинается уже в первые недели (а может быть, и дни) после рождения. Признанный авторитет в этом вопросе доктор Б. Спок вообще утверждает, что воспитание ребенка продолжается максимум до пяти лет; после этого начинается уже процесс перевоспитания, то есть коррекция личности, ее психологии, склонностей, привычек, сформировавшихся до этого критического возраста. В общем ясно, что воспитание должно начинаться как можно раньше (в каких формах - это другой разговор, не входящий сейчас в нашу задачу), и вряд ли можно согласиться с мнением Ж.-Ж. Руссо, советовавшим вообще отказаться от воспитания в детском возрасте, полностью положившись на природу, которая сама разовьет в человеке все хорошее и не даст развиться плохому. Возможно, это было бы еще приемлемо, если бы человеку предстояло всю жизнь прожить исключительно в окружении природы, но поскольку это практически невозможно, то процесс социализации человека требует организации, когда уделяется целенаправленное внимание на формирование определенных культурных ценностей и навыков.

Когда же кончается процесс воспитания? Если понимать воспитание в широком смысле, то можно сказать, что во многих случаях он не кончается никогда, так как человек до самой смерти так или иначе изменяется, корректирует свою систему ценностей и т.п. Воспитание же в узком смысле должно заканчиваться (в зависимости от ряда конкретных факторов) где-то в возрасте 16-18 лет и никак не позже 20 лет. Конечно, и после этого возраста возможны изменения в ценностной системе и в эмоционально-ценностных ориентирах, но это уже будет зависеть от самой личности, а не от влияния на нее стороннего воздействия. В этом критическом возрасте человек обыкновенно осознает уникальность собственной личности и судьбы, иначе он просто превращается в конформиста, и круг его культурологических интересов резко падает, а это нежелательное явление, как с точки зрения общества, так и самой личности.

В соответствии со сказанным следует рассмотреть и институты воспитания. Всякое воспитание начинается в семье: здесь закладываются основные культурологические принципы, образ жизни, эталоны поведения. Школьное воспитание вступает в права гораздо позже и соответственно имеет возможность влиять на уже более или менее культурологически воспитанную личность (думаю, что теперь уже вряд ли кто станет спорить, что к шести-семи годам ребенок уже является личностью - пусть еще пластичной, способной к перевоспитанию, но все-таки личностью). Между воспитанием в семье и воспитанием в школе находятся такие формы воспитания, как ясли и детский сад, но они принципиально не меняют положения в этой области: если ясли еще оправданы как средство «разгрузки» родителей, то детский сад, как правило, не оправдан ничем, так как в этой структуре господствует педагогический террор по отношению к ребенку, не компенсированный и не могущий заменить родного дома ни в какой мере.

Итак, в первую очередь рассмотрим воспитание в системе семьи. Сразу оговоримся, что мы принимаем во внимание, во-первых, то, что бывают семьи благополучные и неблагополучные - о последних речь не пойдет, потому что это предмет социологии и социальной философии, а не культурологии, а кроме того, он был отчасти затронут в предыдущей главе. Во-вторых, мы возьмем в пример такую семью, где вопросам воспитания детей уделяется достаточно времени, внимания и усилий.

В разных семьях воспитание детей ведется по-разному, в зависимости от интеллектуального уровня родителей, их понимания воспитательных задач, состава семьи и т.п. В частности, весьма распространен тот случай, когда воспитание ведется бессистемно, по наитию, по ситуации, по настроению и т.д. В таких случаях очень часто родители считают достаточным одеть и накормить ребенка, отчасти следить за его режимом, бессистемно ругать за плохие поступки и хвалить за хорошие. Вообще-то такое воспитание не так уж плохо, но все же далеко от идеала. В наше время, когда процесс взаимодействия поколений становится все более сложным, а дети довольно рано если не становятся самостоятельными, то выражают претензии на самостоятельность, от семьи требуется более продуманный подход к проблеме воспитания.

В частности, родители должны как можно раньше определить, каким они хотят сделать своего ребенка, что получить «на выходе» процесса воспитания. «Никто не обнимет необъятного», как не без юмористической двусмысленности говорил Козьма Прутков, поэтому надо четко осознавать, чем в воспитании и образовании ребенка можно пренебречь, а чем нельзя. Приведу частный пример: почти все родители (собственно из интеллигентных семей) стремятся дать своему ребенку музыкальное образование, считая это безусловно необходимым (хотя автор, разговаривав­ший со многими людьми в разное время, так и не понял, в чем состоит эта необходимость). Рискну утверждать, что большинство детей учатся музыке только из-под палки и получают не удоволь­ствие, а лишь негативные эмоции. Так не стоит ли в этой ситуа­ции высвободить время на какие-то другие занятия, которые ре­бенок воспринимает как интересные и которые могут быть полезны ему в будущем: например, занятиям спортом, всякого рода кон­струированию, рисованию - выбор здесь богат. Но, на взгляд автора, лучше всего приучать подрастающую личность к чтению, воспитывая в нем любовь к книге, что никоим образом ему не повредит, а наоборот - может оказаться в высшей степени по­лезным как альтернатива бессмысленного увлечения телевизором и компьютером.

Вообще в наше время нагрузка на ребенка объективно возрастает и по своему эмоциональному напряжению не ниже нагрузки взрослого человека. Одна лишь школа, с самого начала обучения в ней, может настолько вымотать ребенка интеллектуально, мо­рально и физически, что это приведет к очень неприятным сдви­гам в эмоционально-психической сфере, вплоть до таких болезней, как истерия, депрессия, повышенная агрессивность и пр. Следовательно, задача родителей здесь сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку в первую очередь достаточную и эффективную релаксацию, а отнюдь не к тому, чтобы еще нагружать его занятиями, от которых понижается эмоциональный фон и у ре­бенка возникают тоска и неврозы. Между прочим, сказанное от­носится не только к факультативным занятиям типа пения или выжигания по дереву, но и к набору обязательных школьных пред­метов. По сравнению с тем, что было 20, 40, 50 лет назад, их количество увеличилось, сами они стали сложнее, а вот уровень учителя (как научный, так и эмоциональный) не стал лучше, а, пожалуй, даже наоборот. В этих условиях требовать от ребенка, чтобы он учился на все пятерки - это и ненужно, и невозможно, и вредно. Стараться надо, чтобы, во-первых, не было предметов, по которым ученик не может вылезти из двоек, и, во-вторых, чтобы у него была любимая группа предметов (например, литература, история, иностранный язык, или физика, математика, химия и т.п.), по которым он не опускался бы ниже четверок. Право, в современных условиях этого вполне достаточно для нормального образования.

Школа вообще является очень важным институтом воспитания, поэтому мы рассмотрим сначала ее, а потом обратимся к общим принципам и механизмам воспитания.

Сразу скажем, что наша школа за последние 10-12 лет претерпела некоторые изменения, но ее сущность практически осталась прежней. А это позволяет нам оценить ее воздействие на личность как отрицательное по преимуществу. Попробуем сейчас обосновать эту точку зрения.

Начать, наверно, стоит с коллектива учителей. В школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные в своей профессии и к тому же не получившие специального педагогического образования. Первое обстоятельство более важно, потому что любой ребенок от первого до одиннадцатого класса инстинктивно чувствует, а затем и осознает, что его преподаватель по тому или иному предмету в значительной мере неудачник и в школу его погнала лишь необходимость заработка, но никак не призвание и не высокая компетентность в своей научной области. Зачастую учитель не способен даже дать внятный ответ на вопрос ученика, осветить ему какую-нибудь существенно важную проблему в той или иной науке и т.п. Неполноценность школьного образования явственно проявляется, например, в широком распространении частного репетиторства - люди предпочитают иметь за свои деньги положительный результат обучения, исключительное внимание именно к их ребенку вместо бесплатного, но по большей части недостаточного образования и воспитания.