Цель проекта: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи: Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней. Учить детей делать выводы на основе опытов. Участвовать в посильной практической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Актуальность проекта: Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Игра с водой « Веселые капельки » Игровая ситуация: « Разноцветные капельки » (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками) « Будем учиться заваривать чай » (Знакомство с горячей водой) Занятие « купание куклы Нюши » (опыт превращение воды из горячей в теплую). Ознакомление с художественной литературой « Течет река » (стих Б. Заходер). Игра с водой « Тонет – не тонет ».
ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Г.КЕМЕРОВО МАДОУ№19 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных
методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является
метод
экспериментирования
, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское
экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство
заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское
экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием
речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как
пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими
сенсорные признаки,свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся -
ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую
любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение,
обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской
деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении
результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
В средней группе мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия
и умозаключения;
они практически безопасны;
в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и
фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений,
помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты
проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не
может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например,
при использовании горящей свечи).
Положительные стороны демонстрационного метода:
Практически исключены ошибки при проведении опытов.
При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между
объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
Проще решаются вопросы гигиены.
Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны:
Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.
Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект
со всех сторон.
Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух
анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
Сведена до минимума инициатива детей.
Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальный метод
–
это, когда эксперимент проводят сами дети.
Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они
тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:
хорошо видеть мелкие детали;
рассмотреть объект со всех сторон;
использовать для обследования все анализаторы;
реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько
требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.
эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем
демонстрационных;
процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтального метода:
Труднее найти много объектов.Во время фронтального эксперимента труднее следить за
ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
Труднее установить контакт с детьми.
Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
Повышается риск ухудшения дисциплины.
Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных
непредвиденных или нежелательных ситуаций.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков
педагогического процесса.
Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для
последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей,
воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь
детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее
будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован
результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в
процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной
деятельности
Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
; Например, познакомившись с
героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться
через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани,
железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная
пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили
узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так
возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Выдвижение гипотезы
было таким – обладает ли дерево различными свойствами?
Поиск и предложение возможных вариантов решения:
Составили схему. Сначала дерево
спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а
затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные
инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева.
Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Сбор материала:
Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина.
Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика»,
производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей
состоит дерево.
Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
Дерево лёгкое, плавает в воде.
Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными
удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей
к самостоятельным исследованиям.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи,
занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в
развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является
организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка
уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как
развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской
деятельности. В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в
свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный
интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по
экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его
свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево,
железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что
такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
После нескольких наблюдений дети сделали выводы: дождь бывает разный (холодный,
тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе
появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик
называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться
зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже
вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для
питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем
простые опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с
огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-
лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:
«Путешествие льдинки»
превращение воды в лёд,превращение льда в воду. С помощью иллюстраций выяснили: где в
природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию –
воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения
и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих
маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от
проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают
свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о
своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать
новые задачи и самостоятельно их решать.
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль
со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки,
так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность
Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни,
воздух, вода, пробуем делать пену и пр.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для
поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух
нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть
палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли
к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям
трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок
лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-
песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком
(«Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее
утонет?»).
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что
она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она
полезна для нашего здоровья.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять
последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали?
что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и
сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими
детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на
мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь
застенчивым.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили
совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления
самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет
осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого
эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая
просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают
вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а
младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке
позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности
под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся
самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить
практические действия, делать выводы.
Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и
рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности –
экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с
другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о
мире.Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной
форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о
витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая
игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой
игрушкой, но и узнать какие они бывают; Например: в ходе реализации образовательного проекта
«Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук,
помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без
плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не
только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания,
консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к
самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем,
что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными,
важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение
родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей.
По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему
«Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для
родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в
родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагают родителям различные
формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали
картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например,
«Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если
воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе
изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали
цветные льдинки,
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми
материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием
в домашних условиях.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень
важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и
порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная
исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию
об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально
эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников,
развивая их познавательную активность.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
Надеемся, что результаты будут успешными.
Скачать презентацию
Юлия Смирнова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».
Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,
Возраст: 4 – 5 лет
Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.
1. Целеполагание
2. Разработка проекта
3. Выполнение проекта
4. Презентация проекта
5. Подведение итогов
1. Целеполагание
Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем
Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию
Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Задачи:
Линии развития:
Физическое
Воспитательные
Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.
Развивающие
Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.
Социально – личностное
Воспитательные
Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов
Развивающие
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей
Образовательные
Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования
Познавательно - речевое
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к различным материалам
Развивающие
Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.
Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение
Образовательные
Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.
Художественно – эстетическое
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Развивающие
Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.
Образовательные
Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)
Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта
Центры развития
Центр книги.
Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»
Энциклопедии и книги по теме проекта
Центр экспериментирования
Материал, подготовленный педагогом
Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)
Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.
Материал, подготовленный родителями
Образцы бумаги и ткани разных видов.
Центр сюжетных игр
Материал, подготовленный педагогом
Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.
Материал, подготовленный родителями
Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.
Центр настольно-печатных игр
Материал, подготовленный педагогом
Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»
Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.
(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)
Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей
Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.
Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.
Для детей
Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.
Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.
2. Разработка проекта
1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.
4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.
5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.
6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».
7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.
3. Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами:
Консультации для педагогов:
«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»
4. Конкурс работ «Я – любознательный»
5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
Формы работы с детьми:
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Кто что считал?»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория»
«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»
«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»
«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)
Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»
2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»
3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»
Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»
Чтение художественной и научно - популярной литературы
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)
Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»
Познавательно – исследовательская деятельность
Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»
Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»
4. Презентация проекта
1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»
2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе
3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.
5. Подведение итогов
Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц |
Темы игр-экспериментирований |
||||
Первая неделя |
Вторая неделя |
Третья неделя |
Четвёртая неделя |
||
Сентябрь |
Путешествие с капелькой |
Вода прозрачная, может менять цвет |
Игра «Водяной» у нас в гостях |
||
Октябрь |
Ветер, ветер, ветерок |
Поиск воздуха |
Летающие семена |
Песочная страна |
|
Ноябрь |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича |
Плавающие,тонущие предметы |
Плавающее перо |
Мех. Зачем зайчику другая шубка |
|
Декабрь |
Песок, глина |
Волшебная рукавичка |
Предметы из металла |
Действие магнита на металл |
|
Январь |
Льдинка и снежинка |
Вода, лёд, снег |
Как снег становится водой |
||
Февраль |
Волшебная кисточка |
С водой и без воды |
Как достать скрепку из воды |
||
Март |
Почему растаяла Снегурочка? |
Освобождение бусинок из ледяного плена |
Тёплая капелька |
Стекло его качество и свойства |
|
Апрель |
Чудеса растений |
Нужен ли корешкам воздух? |
Почва. Песок, глина, камни |
Солнечные зайчики |
|
Май |
Растениям теплую водичку |
Зачем растения вертятся? |
Поймаем солнечного зайчика. |
В мире пластмассы |
№ п/п Месяц |
Тема |
Цели. Задачи. |
Обеспечение интеграции образования(образовательной области) |
Планируемые результаты |
|||
Сентябрь |
№1 |
Путешествие с капелькой |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… |
Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению |
||
№2 |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы |
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
|||
№3 |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. |
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
|||
№4 |
Игра « Водяной у нас в гостях» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры |
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. |
Умеют называть водоемы и их обитателей. |
|||
Октябрь |
№1 |
Ветер, ветер ветерок. |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
||
№2 |
Поиски воздуха |
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. |
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
|||
№3 |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. |
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
|||
№4 |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. |
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
|||
Ноябрь |
№1 |
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича |
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) |
Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. |
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
||
№2 |
Плавающие и тонущие предметы |
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает. |
Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам. Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. |
Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. |
|||
№3 |
Плавающее перо |
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека |
Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. |
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
|||
№4 |
Мех. Зачем зайчику другая шуба |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. |
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. |
|||
Декабрь |
№1 |
Песок. глина. |
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. |
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. |
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
||
№2 |
Волшебная рукавичка |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) |
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. |
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
|||
№3 |
Метал |
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) |
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. |
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. |
|||
№4 |
Действие магнита на предмет |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. |
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. |
|||
Январь |
№1 |
Как снег становиться водой. |
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. |
Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность. |
Умеют делать выводы и заключения. |
||
№2 |
«Льдинка и снежинка» |
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. |
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. |
|||
№3 |
Вода, лед, снег. |
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. |
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: |
Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды. |
|||
Февраль |
№1 |
Волшебная кисточка |
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: |
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
||
№2 |
С водой и без воды |
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. |
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. |
|||
№3 |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. |
Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. |
Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. |
|||
№4 |
Как достают скрепку из воды. |
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей |
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. |
|||
Март |
№1 |
Почему растаяла Снегурочка |
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед. |
Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. |
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы. |
||
№2 |
Освобождение бусинок из ледяного плена. |
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми |
Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. |
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда. |
|||
№3 |
Теплая капелька |
Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой. |
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды. |
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
|||
№4 |
Стекло,его качества и свойства |
Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость) |
Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла |
Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными. |
|||
Апрель |
№1 |
Чудеса растений |
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. |
Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) |
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
||
№2 |
Нужен ли корешкам воздух |
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. |
Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. |
Называют комнатные растения. |
|||
№3 |
Почва(песок, глина камни) |
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. |
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
|||
№4 |
«Солнечные зайчики» |
Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. |
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
|||
Май |
№1 |
Зачем растения вертятся |
Показать детям, что для роста растениям необходим свет. |
Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
||
№2 |
«Растениям – теплую водичку» |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. |
Умеют ухаживать за растениями на грядке. |
|||
№3 |
Передача солнечного зайчика |
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. |
Познание: называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. |
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. |
|||
№4 |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). |
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.