Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Чем грозит недосыпание в подростковом возрасте. Как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением

От момента начала полового созревания до первой менструации у девочек-подростка проходит несколько лет. Становление менструального цикла – длительный процесс, на который оказывают влияние многие внешние факторы. Но не всегда изменение продолжительности или регулярности кровотечения указывает на нарушение этого процесса.

Особенности периода полового созревания

Нормальным началом полового созревания принято считать возраст 9 лет. Гормональный фон в этот период подвергается серьезным изменениям. Исчезает подавляющее влияние на гипоталамус центральной нервной системы. Это позволяет выделяться в пульсирующем ритме гонадолиберину. Этот гормон стимулирует выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов.

Но процесс развивается не одномоментно. Сначала гормоны секретируются только в ночное время. Но постепенно их выброс стабилизируется и происходит через определенные временные промежутки.

В процессе полового созревания появление половых признаков происходит в определенной последовательности:

  1. Андренархе – появление оволосения на лобке, рост волос в подмышечных впадинах, на ногах.
  2. Телархе – изменение фенотипа в соответствии с женским полом – рост молочных желез, появление округлости бедер.
  3. – первая менструация, появляется через 2-3 года после телархе.

Нарушение указанного порядка может быть связано с различными патологиями.

Становление менструального цикла

Еще 150 лет назад первая менструация в среднем начиналась в 15 лет. В настоящее время возраст сдвинулся до 13 лет. Но нормой считается начало менструации у подростков 9-ти – 15-ти лет. Разрыв между началом роста молочной железы и менструацией не должен составлять более 2,5 лет.

Установка менструального цикла занимает несколько лет. Продолжительность первого кровотечения может быть от 2 до 7 дней, иногда наблюдается длительное до 2-х недель.

От первой до второй менструации у большинства девочек проходит около 40 дней, в то время как у женщин репродуктивного возраста это 21-35 дней. В подростковом возрасте может наблюдаться и более длительный первый цикл, который растягивается на 60 дней. В некоторых случаях может произойти укорочение промежутка до 20 дней.

Чаще всего в течение первого года менструальные циклы ановуляторные, созревание и выход яйцеклетки не происходит. Если в этот период провести УЗИ яичников, то в них можно заметить множественные мелкие кисты, которые носят функциональный характер и не требуют специального лечения. На установление нормального овуляторного цикла уходит от 8 до 12 лет. Завершается этот этап только в возрасте 21-22 лет.

Если отсутствуют признаки полового созревания

Нужно помнить, что перед менархе обязательно появляются внешние изменения. Если признаков полового созревания нет, то не всегда кровянистые выделения являются показателем патологии менструации.

Причины могут быть в следующем:

  1. - воспалительные инфекционные заболевания. При отсутствии лечения нарастание признаков воспаления может привести к кровоточивости слизистой. На белье, туалетной бумаге будут появляться мажущие выделения.
  2. Травмы, могут наблюдаться в любом возрасте. Часто происходят у девочек, которые активно занимаются спортом, например, у гимнасток при выполнении упражнений на брусьях и турниках от прямого падения областью промежности. Выраженность кровотечения будет зависеть от тяжести повреждения.
  3. Инородные тела во влагалище. Иногда девочки из любопытства могут засовывать мелкие предметы в половую щель и не всегда могут извлечь их обратно. Длительное нахождение инородного тела приводит к образованию кровоточащей эрозии.
  4. Опухоли, встречаются у подростков значительно реже, чем у женщин репродуктивного возраста. Но они способны приводит к кровотечениям различной интенсивности.
  5. Эстрогенизация, случается при использовании гормональных препаратов. Например, в желании подражать маме, девочки пробуют ее таблетки. Такое кровотечение не требует специального лечения и проходит после исключения действия препарата.

Виды нарушений менструального цикла

Сбой менструального цикла у девочек-подростков может заключаться в изменении различных характеристик месячных.

Изменения по времени:

  • первичная – отсутствие менструации в возрасте старше 15 лет;
  • вторичная аменорея – отсутствие месячных в течение 4-6 месяцев после уже имеющейся менструации.
  • – редкие менструации, между ними проходит более 35 дней;
  • полименорея – частые месячные, между которыми проходит менее 25 дней.

Изменение силы кровотечения:

  • гиперменорея – обильные кровотечения;
  • – скудное выделение крови;
  • ювенильное кровотечение.

Нарушение ощущений:

  • – длительные, обильные и болезненные менструации;
  • альгоменорея – болезненные месячные кровотечения.

Почему происходят нарушения?

Причины нарушения менструального цикла разнообразны. Для каждого типа изменений характерны отдельные факторы, их вызывающие.

Первичная аменорея может быть вызвана следующими причинами:

  1. Патология гипоталамо-гипофизарной системы (в 50% случаев): задержка полового развития, усиленные занятия спортом, нервная анорексия, врожденные пороки развития, которые приводят к гипофизарной недостаточности.
  2. Болезни центральной нервной системы: опухоли, синдром пустого турецкого седла, травмы головного мозга.
  3. Гиперандрогения и синдром вирилизации: синдром поликистозных яичников, адреногенитальный синдром, опухоли надпочечников, .
  4. Патологии яичников: хромосомные болезни, которые приводят к дисгенезии гонад, аутоиммунные болезни, галактоземия, кастрация в результате удаления, облучения или химиотерапии.
  5. Патология обменно-эндокринной системы: гипотиреоз, ожирение.
  6. Врожденные анатомические дефекты: заращение девственной плевы, недоразвитие влагалища и матки.

Вторичная аменорея развивается уже после появления первой менструации. Продолжительность менструального цикла у подростков нестабильна на протяжении первых трех лет. Но если после менархе прошло уже 4 года, или девушке давно исполнилось 18 лет, то требуется определить причину непостоянных менструаций. Часто сбои происходят в виде гипер- или гипоменореи, ювенильных маточных кровотечений.

Чаще всего вторичная аменорея развивается по следующим причинам:

  1. – увеличенная концентрация андрогенов. Тестостерон возрастает выше 0,5 нг/мл, ДГЭАС более 3,4 мкг/мл.
  2. Гиперсекреция пролактина – выше 12 нг/мл.
  3. Яичниковая недостаточность – уровень эстрадиола ниже 30 мЕД/мл, ФСГ – выше 25 мЕД/мл.
  4. Патологии эндокринной системы и обмена веществ: гипотиреоз, когда ТТГ увеличен более 4,2 мЕД/мл, а также гипертиреоз, резкое похудание, ожирение, сахарный диабет.
  5. Нервно-психические патологии: анорексия, булимия, психоз, глубокий стресс.
  6. Опухоли гипоталамо-гипофизарной и центральной нервной системы.

Проявления основных патологий

Нестабильный менструальный цикл, вызванный патологическими причинами, у подростков редко проявляется только нарушением месячных. Опытный врач заметит дополнительные признаки, которые являются симптомами основного заболевания.

Гиперандрогения

Дисбаланс мужских половых гормонов является частой причиной нерегулярного менструального цикла. Дополнительными признаками, которые могут указать на патологию, являются следующие состояния:

  • гирсутизм;
  • гипертрихоз;
  • повышенная жирность кожи;
  • акне;
  • аллопеция, чаще в районе темени;
  • вирилизация – развитие тела соответствует мужской конституции.

Диагностика позволяет выявить на УЗИ поликистоз яичников, по результатам анализов крови определяются изменения концентрации тестостерона и ДГЭАС. Частой причиной болезни становятся или надпочечников.

Гиперпролактинемия

Изменение концентрации пролактина в подростковом возрасте встречается гораздо реже, чем у женщин репродуктивного возраста. Если у девушки наблюдается выделение молока, то это повод сдать анализ крови на пролактин. Причиной заболевания часто являются опухоли гипоталамо-гипофизарной области. Поэтому такими пациентками занимаются нейрохирурги.

Нервно-психические причины

В подростковом возрасте девушки начинают оценивать свое тело с точки зрения сексуальности. Неправильное восприятие приводит к желанию похудеть или набрать вес. Но в этом возрасте любые эксперименты с диетами чреваты серьезными нарушениями, в том числе и психического характера. Менструальный цикл в подростковом возрасте напрямую зависит от калорийности, сбалансированности и регулярности приемов пищи.

У подростков задержка месячных может наблюдаться при снижении индекса массы тела ниже 19. Причины резкого снижения веса могут быть не только при соблюдении жестких диет, но и у больных целиакией, болезнью Крона, когда нарушается всасывание полезных веществ, а также при тяжелых патологиях, приводящих к истощению. Недостаток жиров и белков в питании нарушает синтез гормонов, отсутствие или происходят на фоне гипоэстрогении. Тяжесть нарушений зависит от нескольких факторов:

  • калорийность пищи менее 15 ккал/кг/сут;
  • нарушение соотношения белков, жиров и углеводов;
  • долгое соблюдение гипокалорийной диеты;
  • дополнительные физические нагрузки с целью снизить вес;
  • исходная масса тела, жировые запасы и степень их снижения.

Патологическое пищевое поведение у подростка должны вовремя заметить родители. Чем глубже нарушения питания, тем сложнее период восстановления.

Ювенильные маточные кровотечения

Причиной патологии является незрелость гипоталамо-гипофизарной системы. Наблюдается несоответствие между концентрацией ФСГ и ЛГ. Эндометрий реагирует на это гиперплазией. Матка находится под влиянием относительно высокого уровня эстрогенов. В яичниках образуются несколько фолликулов, но они не созревают, желтого тела нет.

Слизистая оболочка матки не отторгается полностью и вовремя. Характерны длительные задержки от 2 недель до 1,5 месяца, после которых появляется обильное кровотечение. Оно приводит к слабости, головокружению, анемии. Развитие ювенильных кровотечений провоцируют инфекции, воспалительные заболевания половых органов, стрессы, нарушения питания, недостаток витаминов.

Аномалии половых органов

При атрезии влагалища, заращении девственной плевы менструальная кровь не находит выхода. После каждой менструации отторгнувшийся эндометрий скапливается в полости матки, может проникать в брюшную полость. Это приводит к симптомам острого живота. При обращении в хирургический стационар, девушкам обязательно проводится осмотр гинеколога. В этот момент и выявляются причины отсутствия месячных.

Подходы к лечению подростков

Если сбился менструальный цикл у девушки, которая только год-два как начала менструировать, это является вариантом нормы. Исключением можно считать обильное маточное кровотечение, которое появилось после задержки. При частых нарушениях необходим осмотр и дополнительное обследование. Часто нарушения в подростковом периоде являются первой ступенью к патологии репродуктивной системы в зрелом возрасте.

Лечение нарушения менструального цикла зависит от причины. Если имеет место аномалия развития половых органов, то проводят операцию по рассечению девственной плевы или пластику влагалища.

Ювенильные маточные кровотечения относятся к разряду . В репродуктивном возрасте основным лечением является выскабливание слизистой матки. У подростков этот метод применяется в крайнем случае, т.к. травмирование матки нарушает дальнейшую репродуктивную функцию и может привести к невынашиванию беременности в дальнейшем. У девушек лечение проводят с помощью эстроген-гестагенных препаратов. Чаще это комбинированные оральные контрацептивы, которые принимаются несколько раз в день по специальной схеме.

Если диагностированы опухоли головного мозга, надпочечников или яичников, то основным методом терапии является хирургическое удаление опухоли.

Нарушение пищевого поведения лечится совместно с психотерапевтом или психиатром, в зависимости от степени выраженности патологических изменений психики.

Сбои цикла, происходящие на фоне эндокринных патологий, требуют лечения основного заболевания, которое проходит совместно с эндокринологом. Также нужно не забывать, что сбои могут наблюдаться не только при истощении, но и при ожирении. Поэтому большое значение имеет соблюдение диеты и достаточная физическая активность.

Очень часто подростки засиживаются допоздна за компьютерами, укладываются спать уже в середине ночи, но вставать им приходиться все равно рано утром, чтобы отправиться на учебу. Некоторые родители встревожены тем, что подросток не успевает как следует отдохнуть за ночь, а некоторые считают это явление в порядке вещей и не очень переживают по этому поводу. А напрасно, так как недосыпание в подростковом возрасте чревато самыми разными проблемами как в физическом, так и в психологическом плане.

Норма сна для подростка

Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии - это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.

Недосыпание и социальные проблемы подростков

Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжение дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Он испытывает отсутствие нормального общения дома и в школе, что, в свою очередь, провоцирует развитие психологических проблем.

Психологические проблемы

Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве, а также о возникновении желания наносить вред самому себе. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи. Причем, чем меньше времени на сон есть у подростка, тем выше вероятность развития различных психологических заболеваний.


Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха, плохая адаптация к жаре или душным помещениям, повышенная потливостью и прочие расстройства.

Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи. Недостаток сна влияет негативно не только на его качество именно в эту ночь, но и способно повлиять на естественные биоритмы и спровоцировать развитее бессонницы.

В недавнем исследовании, проведенном медицинским центром королевы Елизаветы в Западной Австралии у 400 младших подростков в возрасте от 10 до 14 лет, у 10% была признана клиническая депрессия, а более половины детей были оценены медиками как склонные к депрессии в будущем. Депрессивные подростки считали, что счастье достигается только славой, деньгами и красотой. Счастливые подростки склонны считать, что удовлетворение жизнью зависит от успешных личных отношений и постановки достойных целей. Что такое подростковая депрессия? Отчего она возникает и как с ней бороться?

Что такое подростковая депрессия?

Подростковая депрессия – это не просто плохое настроение - это серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка. Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе, наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству. Но у родителей, учителей и друзей есть много способов, когда они могут помочь справиться с депрессией.

Есть много неправильных представлений о подростковой депрессии. В подростковом возрасте многие дети довольно агрессивны, с ними трудно общаться, они проявляют бунтарство и хотят быть самостоятельными. У подростков часто бывают перепады настроения и они бывают грустными. Но депрессия - это нечто другое. Депрессия может уничтожить саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

Частота подростковой депрессии во всем мире увеличивается, и мы все больше осознаем это, глядя на наших детей или их друзей. Депрессия наносит удар по психике подростка гораздо чаще, чем думает большинство людей. И хотя подростковая депрессия очень хорошо поддается лечению, эксперты говорят, что только в одном из пяти случаев депрессии подростки получают помощь.

В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подросткам обычно приходится полагаться на родителей, учителей и воспитателей, чтобы констатировать сам факт депрессии и получить необходимое лечение. Так что если у вас есть дети-подростки, важно узнать, как выглядит подростковая депрессия и что делать, если вы заметили ее симптомы.

Код по МКБ-10

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

F32 Депрессивный эпизод

Симптомы подростковой депрессии

Подростки сталкиваются с множеством случаев давления со стороны взрослых, начиная от оценок в школе до контроля мамы и папы. А в это время в их организме проходит гормональная буря, которая делает психику подростка еще более ранимой и хрупкой, чем раньше. В подростковом возрасте дети начинают яростно отстаивать свою независимость. Для них бывает драмой то, на что взрослый только грустно улыбнется. Поскольку взрослые привыкли видеть подростков часто во взбудораженном состоянии, им не всегда легко различить депрессию и присущие подросткам капризы и перепады настроения. Если вы заметили эти симптомы у подростка, скорее всего, у него депрессия.

Признаки депрессии у подростков

  • Грусть или безнадежность в течение длительного времени
  • Раздражительность, гнев или враждебность
  • Плаксивость
  • Отказ от друзей и семьи
  • Потеря интереса к любой деятельности
  • Потеря аппетита и плохой сон
  • Беспокойство и волнение
  • Чувство собственной никчемности и вины
  • Отсутствие энтузиазма и мотивации
  • Усталость или недостаток энергии
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Мысли о смерти или самоубийстве 

Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, обратитесь вместе с ним к психологу.

Негативное влияние подростковой депрессии

Негативные последствия подростковой депрессии выходят далеко за рамки меланхолического настроения. Многие случаи нездорового поведения или агрессивного отношения у подростков - на самом деле признаки депрессии. Ниже приведены некоторые способы, которыми подростки способны показать взрослым то, что у них депрессия. Действуют они так не из вредности, а в попытке справиться с эмоциональной болью.

Проблемы в школе. Депрессия может привести к потере энергии и трудностям с концентрацией внимания. В школе это может привести к плохой посещаемости, ссорам в классах или разочарование в школьных занятиях даже у тех детей, которые раньше занимались очень хорошо.

Побеги из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или заводят разговоры о бегстве. Такие попытки - это крик о помощи.

Наркотики и злоупотребление алкоголем. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке "самолечения" депрессии. К сожалению, эти методы приводят к непоправимым последствиям.

Низкая самооценка. Депрессия может провоцировать и усиливать чувство собственной беспомощности, стыда, давать ощущение бессмысленности жизни.

Интернет-зависимость. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем. Но чрезмерное использование компьютера только усиливает их изоляцию и делает их более подавленными.

Отчаянное, безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных операциях (например, ограбить прохожего на улице) или отчаянно рискуют, например, при опасном вождении, незащищенном сексе.

Насилие. Некоторые депрессивные подростки (как правило, мальчики, которые становятся жертвами агрессии) становятся агрессивными. Ненависть к себе и желание умереть может перерасти в насилие и ярость к другим.

Подростковая депрессия связана с рядом других проблем психики, включая расстройства пищеварения.

Симптомы склонности к самоубийству у депрессивных подростков

  1. Говорит или шутит о самоубийстве.
  2. Говорит что-то вроде: «Я бы лучше умер", "Я хотел бы исчезнуть навсегда", или "У меня нет выхода".
  3. Рассуждает о смерти восхищенно, что-то типа "Если бы я умер, все бы жалели об этом и любили меня больше").
  4. Пишет рассказы и стихи о смерти или самоубийстве.
  5. Участвует в опасных, травматичных видах спорта.
  6. Прощается с друзьями и семьей, как будто навсегда.
  7. Ищет оружие, таблетки или обсуждает способы убить себя.

Проблему с депрессией необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Очень важно, чтобы подросток поделился с вами своими проблемами. Подросток может не захотеть рассказать их. Ему может быть стыдно, он может бояться быть неправильно понятым. Кроме того, депрессивным подросткам очень трудно выразить то, что они чувствуют.

Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, вы должны доверять своим инстинктам. К тому же, ситуацию осложняет то, что подростки могут не считать свое поведение результатом депрессии.

Советы, как разговаривать с депрессивным подростком

Предложите поддержку Пусть депрессивный подросток знает, что вы сделаете для него все полностью и безоговорочно. Не стоит задавать ему много вопросов (подростки не любят чувствовать себя под контролем), но дайте понять, что вы готовы предоставить ребенку любую поддержку.
Будьте деликатны, но настойчивы Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать.
Слушайте подростка без нравоучений Подросток всегда сопротивляется желанию взрослого критиковать или осуждать, как только он начинает что-то говорить. Важно то, что ваш ребенок с вами общается. Избегайте давать непрошеные советы или ставить ультиматумы.
Просто признайте проблемы ребенка Не пытайтесь говорить подросткам о том, что депрессировать глупо, даже если их чувства или проблемы кажутся вам действительно глупыми или нерациональными. Просто признайте боль и печаль, которые они чувствуют. Если этого не сделать, они поймут, что вы не принимаете их эмоции всерьез.

Подросток и самоубийство

Если вы подозреваете, что подросток может пойти на самоубийство, примите незамедлительные меры! Поведите ребенка к психологу, психотерапевту, проявите к нему больше внимания и заботы.

Подростки, которые серьезно страдают от депрессии, часто говорят о самоубийстве или делают "привлекающие внимание" попытки самоубийства. Некоторые подростки на самом деле не хотят покончить с собой, дальше суицидальных мыслей не идет, но родители и учителя всегда должны отнестись очень серьезно к таким «маячкам».

Для подавляющего большинства суицидальных подростков депрессия или другое психическое расстройство – повышенный фактор риска. У депрессивных подростков, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, риск самоубийства еще выше. Из-за реальной опасности самоубийства подростков, которые пребывают в депрессии, родителям и учителям следует внимательно следить за любыми признаками суицидальных мыслей или поведения.

Методы диагностики подростковой депрессии

Депрессия очень разрушительна для хрупкой психики подростка, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут сами. Обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте готовы дать врачу информацию о симптомах депрессии вашего ребенка, в том числе об их длительности, как они влияют на повседневные занятия ребенка, и вообще обо всех тревожащих вас симптомах. Нужно также рассказать врачу о родственниках, которые страдали от депрессии или любого другого психического расстройства.

Если нет проблем со здоровьем, которые вызывают депрессию подростка, попросите врача направить вас к психологу или психиатру, который специализируется на психологии детей и подростков. Депрессия у подростков может быть сложным состоянием, особенно когда дело доходит до лечения. Никто не сотворит чуда с вашим ребенком. Вам нужно будет работать с симптомами депрессии продолжительное время. Если ваш ребенок чувствует себя неудобно на консультациях психолога или психиатра, попросите направление к другому специалисту, который, может быть, лучше подходит вашему ребенку.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Депрессия у подростков может значительно отличаться от депрессии у взрослых. Следующие симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у взрослых:

Раздражительность, гнев или перепады настроения - как было отмечено выше, именно раздражительность, а не грусть, присущая взрослым, часто преобладает у депрессивных подростков. Депрессивный подросток может быть сварливым, враждебным, легко расстраивается или быть склонным к вспышкам гнева.

Необъяснимые боли - депрессивные подростки часто жалуются на физические недуги, такие как головные боли или боли в животе. Если тщательный медицинский осмотр не выявляет медицинских причин этих болей, это может свидетельствовать о депрессии.

Крайняя чувствительность к критике - депрессивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, неприятия и неудач. Это становится особенно серьезной проблемой в школе, когда успеваемость ребенка резко снижается.

Замыкание в себе, уход от людей (но не от всех). Хотя взрослые, как правило, тоже замыкаются в себе, когда у них депрессия, подростки обычно поддерживают дружеские отношения, но ограничивают этот круг до нескольких избранных. Тем не менее, подростки с депрессией могут общаться намного меньше, чем раньше, почти перестать общаться с родителями или начать гулять с другой компанией.

Не полагайтесь на одни лекарства

Есть несколько вариантов лечения депрессии у подростков, в том числе индивидуальная терапия или групповые занятия. Есть также метод семейной терапии. Лекарства – в последнюю очередь, и это только часть комплексного лечения, а не панацея.

Любые виды психологической терапии часто хороши для лечения легкой и умеренной стадии депрессии. Антидепрессанты следует использовать как часть более развернутого плана лечения, в более тяжелых случаях.

К сожалению, некоторые родители считают, что антидепрессанты – единственный способ вылечить ребенка. Это далеко не так, любое лечение индивидуально и может изменяться в зависимости от результатов.

Риски подросткового использования антидепрессантов В тяжелых случаях депрессии лекарства могут помочь облегчить ее симптомы. Тем не менее, антидепрессанты не всегда лучший вариант лечения. Они могут дать побочные эффекты в виде привыкания, нарушений сна, повышенной усталости и сонливости. Важно взвесить все риски перед началом назначения антидепрессантов.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Антидепрессанты разрабатывали и испытывали на взрослых, поэтому их влияние на молодой, развивающийся мозг еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что использование таких препаратов, как Прозак, детьми и подростками, может помешать нормальному развитию их мозга. Мозг подростков стремительно развивается и воздействие антидепрессантов может повлиять на развитие, особенно на то, как подросток управляет стрессом и регулирует свои эмоции.

Антидепрессанты увеличивают риск возникновения суицидальных мыслей и поведения у некоторых подростков. Риск самоубийства, согласно исследованиям специалистов, наиболее высок в течение первых двух месяцев лечения антидепрессантами.

Подростки, которые принимают антидепрессанты, должны быть под тщательным надзором врачей и родителей. Любые признаки того, что симптомы подростковой депрессии усугубляются, должны быть сигналом к пересмотру лечения.

Предупреждающие симптомы включают повышенное возбуждение, раздражительность или неконтролируемый гнев подростка, а также резкие изменения поведения.

По данным психотерапевтов, занимающихся подростковой депрессией, после начала приема антидепрессантов или изменения их дозы, подросток должен обратиться к врачу:

  • Раз в неделю в течение четырех недель
  • Каждые 2 недели в течение следующего месяца
  • В конце 12-й недели приема препаратов

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, более чем когда-либо, ваш подросток должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем.

Будьте терпеливыми. Жить с депрессивным подростком в одном доме – занятие не из легких. Время от времени вы можете испытывать усталость, отчаяние, желание все бросить или любые другие отрицательные эмоции. В это трудное время важно помнить, что ваш ребенок обязательно вылечится, вы уже над этим работаете. Ваш подросток тоже страдает, так что лучше набраться терпения и понимания.

Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего подростка, когда он занимается спортом или йогой. Упражнения могут облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы сделать подростка физически активным. Можно применить что-то очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде – это может быть полезным.

Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет депрессию подростка, так поощряйте его, когда он хочет провести время с друзьями или вами.

Участвуйте в лечении. Убедитесь, что ваш подросток соблюдает все инструкции и врача и делает все вовремя и в полном объеме. Это особенно важно, когда ваш ребенок принимает лекарства по рецепту. Отслеживайте изменения в состоянии вашего ребенка и обратитесь к врачу, если симптомы депрессии, по вашему мнению, усугубляются.

Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии, и тогда вы тоже станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете помогать своему депрессивному подростку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им возможность лучше понять то, что они переживают.

Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы. Радуйтесь маленьким победам и не переживайте из-за неудач. Самое главное, не судите себя и не сравнивайте свою семью с другими. Вы делаете все возможное, чтобы избавить подростка от депрессии, и он старается вместе с вами.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.